Технология социальной работы с беженцами и переселенцами

Для решения проблем миграционных потоков реализуется миграционная политика, влияющая на миграционное поведение. Эта политика представляет собой один из видов социального поведения, совокупность действий или поступков, которые логически приводят к миграции населения.

Миграционная политика — это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство регулирует поток иммигрантов. это составная часть государственной политики, поскольку ее субъектами являются исключительно органы государственной власти. В вопросе реализации миграционной политики к государственным органам могут быть добавлены органы местного самоуправления, однако они, во-первых, только реализуют, а не формируют миграционную политику, а во-вторых, также являются органами публичной власти и в этом смысле скорее подтверждают выдвинутый тезис, чем опровергают его.

Сегодня в науке существует две точки зрения на миграционную политику. Сторонники первой (А.Г. Вишневский, Ж.А. Зайончковская, В.И. Мукомель) доказывают неизбежность массовой миграции в силу демографической нагрузки на экономику (обвал ресурсной составляющей рынка труда).16

Сторонники второй точки зрения (Д. Валентей, Н. Слепцов, А. Дмитриев) делают акцент на негативных политических и социокультурных последствиях миграции, предполагая, что Российская Федерация должна сохранять сложившийся этноконфессиональный состав населения.17

Истина, как всегда, где-то посередине. Миграционная политика должна, с одной стороны, уменьшать негативные последствия миграции, а с другой — раскрывать конструктивный потенциал притока мигрантов.

Актуальность миграционной тематики обусловлена рядом факторов. Во-первых, демографическая ситуация в стране требует компенсации естественной убыли населения, в основном за счет приема иммигрантов. Во-вторых, иммигранты готовы восполнить нехватку рабочей силы, особенно в непрестижных профессиях. В-третьих, уровень жизни в России достаточно высок по сравнению с большинством стран СНГ и некоторыми другими соседними государствами, что является стимулом для мигрантов. В-четвертых, в последнее время увеличился приток мигрантов различных категорий из зарубежных стран в Российскую Федерацию, что, в свою очередь, также вызывает ряд проблем.

К числу перечисленных факторов можно добавить последствия не вполне адекватной миграционной политики в России:

7 стр., 3024 слов

Правовой статус мигрантов

... правового статуса данной категории населения. Практически всегда миграционное перемещение влечет изменение правового статуса - это вторая особенность. "Особый правовой статус мигранта будет зависеть от видового различия мигрантов ... речь о постоянной миграции. Несмотря на указанные особенности, говорить о целесообразности нормативного определения общего правового статуса мигранта как такового не ...

1) значительное преобладание нелегальной иммиграции над легальной, что свидетельствует о потере государством контроля над положением в миграционной сфере и является прямой угрозой национальной безопасности России;

2) формирование крупного сегмента теневой экономики, контролируемого мигрантами, что наносит значительный ущерб экономическим интересам России и ее граждан;

3) рост миграции, особенно нелегальной, из зарубежных стран, способствующий постоянному ухудшению криминогенной обстановки во многих регионах России, что создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, правам человека и гражданина, авторитету государства;

4) неуправляемые миграционные процессы в ряде регионов России формируют атмосферу социальной напряженности, часто приобретающей этническую окраску и перерастающей в острые конфликты.18

На данный момент правительство РФ признает наличие негативных последствий проводимой миграционной политики. Кроме того, они заявляют о своей готовности принять меры по их устранению. Однако, по мнению большинства авторов, в современной России, к сожалению, отсутствует целостная концепция и тем более стратегия государственной миграционной политики.

Основные задачи миграционной политики:

  • защита прав и интересов мигрантов;
  • развитие системы иммиграционного контроля;
  • соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционной политики;
  • регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
  • создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграционная политика основывается на следующих принципах:

  • стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;
  • недопустимость дискриминации мигрантов;
  • личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке;
  • квотирование ежегодного приема беженцев и предоставления временного убежища;
  • запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ.

Настоящий ФМП поставил задачу определить формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами субъектов Российской Федерации, круг их ответственности и степень ответственности за решение миграционных проблем.

При работе с мигрантами необходимо учитывать предпосылки и характер возникновения солидарности на новом месте, а также общую атмосферу в регионе и в обществе, независимо от того, благоприятствуют ли они солидарности, включая солидарность мигрантов. Социальный работник учитывает весь набор ценностей и механизмов социальной интеграции на старом месте, причины переселения, механизмы дезинтеграции, а также характеристики ценностей и механизмы реинтеграции в новом месте место.

11 стр., 5104 слов

Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев ...

... цель курсовой работы: всестороннее исследование правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации и выработка рекомендаций по совершенствованию данного института. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи: раскрыть понятие «беженец», содержащее как в международных нормах, так в нормах российского ...

Нельзя игнорировать тот факт, что мигранты испытывают определенный психологический стресс в процессе адаптации к новым условиям жизни. Так, например, в рамках Федеральной целевой программы «Дети семей-беженцев и вынужденных переселенцев» предусматривается социальная поддержка семей беженцев и вынужденных переселен­цев, имеющих детей, по следующим разделам:

1. Оказание адресной материальной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;

2. Предоставление единовременной материальной помощи каждому ребенку школьного возрас­та к началу учебного года;

4. Обеспечение детей медицинским обслужи­ванием в период рассмотрения ходатайства о призна­нии беженцем или вынужденным переселенцем;

5. Обеспечение учреждений психолого-пе­дагогической и социальной помощи, проводящих комплексные реабилитационные мероприятия в от­ношении детей семей беженцев и вынужденных переселенцев, спортивно-оздоровительным, реабилитационным оборудованием, аудио-, видео -, и ком­пьютерной техникой;

7. Организация отдыха и оздоровления в оз­доровительных лагерях и санаторно-курортное лечение;

8. Организация культурного досуга детей в центрах временного размещения (в том числе орга­низация новогодних представлений).

9. Защита прав и интересов граждан Российской Федерации, проживающих на ее территории и за рубежом. Одним из ведущих направлений деятельности государства по привлечению необходимой рабочей силы является принятие государственной программы по оказанию содействия добровольному пересе­лению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N2 637 «О мерах по оказанию содействия добро­вольному переселению в Российскую Федерацию со­отечественников, проживающих за рубежом».

Принятие Государственной программы должно быть нацелено на решение следующего блока задач19:

1. сохранение национальной безопасности Российской Федерации;

2. прирост населения страны за счет лиц,

3. добровольно переселяющихся в Российскую Федерацию из-за рубежа;

4. увеличение трудового потенциала в тек ре­гионах РФ, которые наиболее в этом нуждаются;

5. сохранение и развитие этнокультурного пространства Российской Федерации;

6. оказание государственной поддержки российским соотечественникам, добровольно переселяющимся в Российскую Федерацию;

7. защита прав добровольных переселенцев из числа российских соотечественников за рубежом и др.

8. сотрудничество с международными органи­зациями в области миграции.

При разработке и реализации государственной и региональной миграционной политики органы ис­полнительной власти Российской Федерации и орга­ны исполнительной власти субъектов сотрудничают с международными организациями, в первую очередь с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) — организация системы ООН, занимающаяся ока­занием помощи беженцам, ОБСЕ.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация безопасности, объединяющая 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Тем не менее сегодня проблемы миграции еще не преодолели стадию обсуждения и анализа, еще не по­лучили своего разрешения в комплексных законода­тельных актах, и среди основных задач в области ре­гулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации можно отметить такие, как:

9 стр., 4136 слов

Проблемы интеллектуальной миграции в России и пути их решения

... негативного зарубежного опыта регулирования миграционных потоков может дать ценный материал для выработки ориентиров совершенствования законодательных основ соответствующей политики России. 1. Экономическая сущность интеллектуальной миграции 1.1 Интеллектуальная миграция: общая характеристика В современном ...

1. создание структуры и системы управле­ния миграционными процессами в зависимости от социально-экономического развития конкретного региона;

2. обеспечение регистрации лиц, временно пребывающих на территории регионов;

3. создание единой базы населения Российской Федерации и организаций, использующих иностран­ную рабочую силу;

4. борьба с нелегальной миграцией.

В разработке и реализации государственной миграционной политики наряду с ФМС России призваны участвовать следующие федеральные ор­ганы исполнительной власти: Минрегион России, Миннац России, Минсотрудничество России,

Минюст России, МВД России, Минэкономики России, Минфин России, МИД России, Минтруд России, Минздрав России, Минобразования России, Минкультуры России, МИД России, МЧС России, Государственный земельный комитет Российской Федерации и другие заинтересованные органы.

Любой переезд на новое место жительства ставит перед человеком комплекс самых разных, порой неразрешимых, проблем.

В результате государственные и местные власти сталкиваются со многими трудностями, связанными с трудоустройством, жильем, бытовым и культурным обеспечением прав мигрантов, повышая уровень их адаптации к новым условиям. Насколько эффективно решаются проблемы мигрантов, каковы будут последствия миграционных процессов: приживутся ли они в регионе или будут вынуждены искать себе другой вопрос. К сожалению, в Российской Федерации отсутствует общегосударственная правовая стратегия регулирования миграционных отношений. Многие фундаментальные проблемы в сфере трудовой миграции остаются нерешенными. Например, до сих пор нет эффективных рычагов регулирования миграционных потоков. Не решен вопрос социальных гарантий для иностранцев, работающих в России, недостаточно регламентирован механизм квотирования иностранной работы, а также отсутствие у субъектов Федерации полномочий по регулированию миграционных потоков.

Представляется важным совмещать индивидуальную, семейную, групповую, общественную социальную работу. В индивидуальной работе мы можем применить весь арсенал методов специалиста в социальной сфере: психологическую, психотерапевтическую, психоаналитическую, социометрическую, психологию развития, медико-социальную, консультативную и юридическую. В групповой работе продуктивны методики «группы самостоятельного опыта», «группы взаимопомощи», групповая психотерапия, поддержка соседских общностей (в местах компактного проживания переселенцев), общностей земляческого характера для представительства интересов переселенцев.

Социальный работник здесь так или иначе влияет на восстановление биотических условий, их отражение в форме актуализации природно-антропологических прав мигранта. С этим связана необходимость сотрудничества с миграционными службами по идеологии и трудоустройству.

Формы и методы социальной работы с перемещенными лицами принесут положительные результаты при наличии четкой и продуманной политики и программы прогнозирования миграционных процессов и конкретных миграционных потоков. Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Федеральной миграционной службы и органов власти (федеральных и региональных), выделения для мигрантов квот и определенных территорий для поселения. Адаптация есть ключевой вопрос стабильности общества. Чем выше уровень адаптации, тем выше экономическая и интеллектуальная отдача человеческих ресурсов для развития региона.

4 стр., 1842 слов

Трудовые права российских граждан за рубежом Предмет: Правоведение

... трудового права России Трудовое право Курсовая работа 31 стр. Особенности регулирования труда женщин, с семейными обязанностями Трудовое право Дипломный проект 76 стр. Охрана труда женщин Трудовое право Курсовая работа 37 стр. Правовое регулирование труда российских граждан за рубежом Трудовое право ...

В целом технология социальной работы с мигрантами предусматривает не только систему оказания помощи отдельным индивидам и группам, оказавшимся в результате миграции в сложной жизненной ситуации, но и реорганизацию социальной среды, учет миграционной ситуации, характера миграционным потоков, численности мигрантов, их категорий.

Заключение

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/kursovaya-sotsialnaya-rabota-s-bejentsami-i/

1. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2007.

2. Зайончковская Ж.А. Миграция в разном масштабе времени. М., 1999.

3. Зайончковская Ж.А. Миграция населения и рынок труда в России. — М., 1994.

4. Кондрашина К.П. Некоторые проблемы административно-правового регулирования в сфере миграционной политики России//Право и политика. 2013. № 6.

5. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.)//Ваше право. Миграция. 2012 г. № 13.

6. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 10. Ст. 923.

7. Лукьянова А.Ю. Социальный контекст миграционной политики России//Демографическое будущее России: проблемы и пути решения. М., 2008. С. 65-72.

8. Ляпанов А.В. Социальная политика современной России: теория и практика. Владимир: ВИТ-принт, 2012.

9. Миграции и рынки труда в постсоветской России / под ред. Г.С. Витковской. — М., 1998.

10. Миграция специалистов в России: причины, последствия, оценки / под ред. Ж.А. Зайончковской. — М., 1994.

11. Народонаселение: энциклопедический словарь / под ред. ГГ. Меликьян. — М.: Большая Российская энциклопедия. -1994.

12. Население и кризисы. — Вып. 2. — М., 1996. —

13. О беженцах: федеральный закон от 19 фев. 1993 г. № 4530-1 (в ред. ФЗ от 21.21.1998 г. № 117-ФЗ).

14. О беженцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1//Ведомости Съезда нар. депутатов Рос. Федерации и Верхов. Совета Рос. Федерации. 1993. № 12. Ст. 425.

15. О вынужденных переселенцах: закон Российской Федерации от 19 фев. 1993 № 4530-1 (в ред. ФЗ от 20.12.1995 № 202-ФЗ).

16. О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации: указ президента Российской Федерации от 2001 г.

17. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ//Рос. газ. 1996. 22 авг.

18. Регент Т.М. Миграция в России: проблемы государственного управления. — М.: Изд-во ИСЭПН, 1999.

19. Российская энциклопедия социальной работы. М., 1997.

20. Рыбаковский Л.Л. Исследования миграции населения в России. — М.: ИСПИ РАН, 2000.

21. Рыбаковский Л.Л. Методика социологического изучения демографического поведения. Вып. 1. Миграционное поведение. — М., 1985.

10 стр., 4878 слов

Федерация Индии и федерация России

... Российской Федерации обладают правом собственного законодательства. При этом, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4). Аналогичная норма имеется и в Конституции Индии. ... после определений Конституционного суда от 17.06.96 г. и 07.11.97 г. и юридически подчинены им. При построении России как федерации использован как ...

22. Рыбаковский Л.Л.Миграционный обмен населения между Центральной Азией и Россией // Социс. — 1995. — № 9.

23. Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (Москва, 6 марта 1998 г.); Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.)//Бюл. междунар. договоров. 2005. № 2.

24. Федеральная миграционная программа: Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668//Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 18. Ст. 2065.

25. Шеметов А. Будущее миграции – будущее Сибири // Миграция. – 1998. – № 1.