Экологическая экспертиза. Экологический контроль

Контрольная работа

Государственная экологическая компетентность рассматривается экспертами как один из важнейших и эффективных правовых инструментов, с помощью которого можно предотвратить нанесение ущерба окружающей среде.

Государственная экологическая компетентность действительно является эффективным инструментом защиты окружающей среды. Она проверяет соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Итак, экологическая экспертиза выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений. Ее документы могут быть использованы в качестве доказательств при судебном рассмотрении дел.

Государственный контроль и надзор всегда были и остаются актуальным, так как, с одной стороны, без контрольно-надзорных полномочий невозможно реализовать функцию государственного управления неотъемлемую составляющую государственной власти, с другой стороны, невозможно обеспечить и защитить права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вот почему защита и охрана прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), также как и своевременное устранение выявленных нарушений и применение соответствующих мер юридического воздействия в отношении нарушителей, напрямую зависят от эффективной реализации органами государственной власти предоставленных им полномочий.

Государственная экологическая экспертиза и государственный экологический контроль является важнейшей функцией управления в сфере охраны окружающей среды, которую осуществляют органы Минприроды России, а общественная экологическая экспертиза – неотъемлемым элементом экологической правоспособности гражданина и общественных экологических организаций как юридических лиц.

6 стр., 2900 слов

Виды экспертизы: экологическая, экономическая, судебно-правовая. ...

... два основания. Объектом работы является экспертиза товаров. Предметом – особенности экологической, экономической и судебно-правовой экспертизы. Целью реферата является исследование сущности экологической, экономической и судебно-правовой экспертизы. 1. Экологическая экспертиза Главной задачей экологической экспертизы является недопущение производства и ввоза ...

Связи с общественностью по оценке воздействия на окружающую среду и экологическая компетентность и контроль тесно переплетаются, хотя каждое из этих правовых средств играет свою роль в механизме действия экологического права. Правовое значение экологической экспертизы более широкое. Задача государственной экологической компетенции — обеспечить включение мер по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, соответствующих требованиям законодательства, в процесс оценки воздействия на окружающую среду.

Цели данной работы:

определить понятие, цели и виды государственной и общественной экологической экспертизы и найти точки соприкосновения с государственным и общественным контролем.

  • экологическое право как отрасль российского права;
  • экологическое право как учебная дисциплина;
  • экологическое право как наука.

Безусловно, любая отрасль права характеризуется не только своей формальной стороной, нормативными актами, регулирующими определенную сферу общественных отношений, но и практической правоприменительной практикой. Для признания права как такового недостаточно иметь только законодательную базу. также важно, как закон и другие нормативные акты реализуются на практике. С этих позиций важен механизм реализации заявленных правовых норм, предоставляемый исполнительными органами государственной власти, правоохранительными и судебными органами. именно административная и судебная практика позволяет выявить и во многом устранить пробелы и конфликты, возникшие в законодательстве.

Также следует отметить, что на реализацию закона во многом влияет мировоззрение человека. Речь идет о таких юридических категориях, как правовое образование, правовая культура, правосознание. Именно с этих позиций экологическое право следует рассматривать как самостоятельную отрасль российского права, включающую в себя следующие элементы: нормативные правовые акты, правоприменительную практику (административную и судебную), правосознание, правовое воспитание, правовую культуру. Однако это широкий подход к популяризации экологического права как отрасли права. В строгом смысле слова экологическое право следует понимать как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов.

«Юридическая ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» своими нормами распространяется практически на все институты Особенной части: охватывает ответственность за правонарушения в области охраны и использования недр, земель, лесов, вод, растительного и животного мира и т. д.

Особенную часть, куда входят институты, устанавливающие правовой режим охраны и использования конкретных компонентов природной среды (правовой режим землепользования, правовой режим недропользования, правовой режим лесопользования и т. д.)

указанная дисциплина входит в государственный стандарт юридического образования как обязательная. [1]

В процессе изучения экологического права как учебной дисциплины рассматриваются:

4 стр., 1786 слов

Объекты окружающей среды, подлежащие особой охране

... объекты как естественная экологическая система. Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01. 2002 г. №7-Ф3 природный объект является естественной экологической ... объектом права собственности и всех производных от него вещных и обязательственных прав. С.А. Боголюбов и О.С. Колбасов применительно к исследованиям в области права природопользования и охраны окружающей среды ... данной работе. Живые ...

1. общие науковедческие вопросы (предмет, метод, система, источники экологического права, его соотношение с иными отраслями права, конституционные основы охраны окружающей среды, экологические правоотношения, право природопользования, государственное управление в области охраны окружающей среды, юридическая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования);

2. вопросы охраны и рационального использования конкретных компонентов природной среды (охрана и рациональное использование земель, вод, правовая охрана атмосферного воздуха, недр, лесов, животного мира, особо охраняемых природных территорий), вопросы охраны окружающей среды в отдельных сферах жизнедеятельности (охрана окружающей среды в сельском хозяйстве, в промышленности, энергетике, правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления и т. д.);

3. отдельные вопросы международного экологического права (принципы и источники международного экологического права, вопросы о международных экологических организациях и др.).

Экологическое право как наука — это система знаний об экологическом праве как отрасли права.

Наиболее полное представление об экологическом праве как науке дает А. С. Шестерюк: «Экологическое право как наука — это структурно организованное знание системы экологических и правовых отношений, форм и методов формирования экологического и правового сознания и путей их совершенствования. Вместе с тем экологическое право включает в себя представления юристов о предмете и методе этой отрасли правовых знаний, об источниках и детерминантах ее формирования, о месте экологического права в системе отраслей правовой науки».[2]

1. 1 Предмет метод и система экологического права

Своеобразие любой отрасли права характеризуется особым предметом и методом правового регулирования. Именно эти две составляющие позволяют говорить о существовании отрасли права как таковой.

Указанные общественные отношения можно объединить в три блока:

Связи с общественностью регулируются нормами экологического права. Так, в основу природоохранного права ложится законодательство об охране окружающей среды (природоохранное законодательство).

Основополагающим нормативным правовым актом здесь выступает ФЗ от 10. 01. 2002 г. N 7 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Таким образом, природоохранное право регулирует общественные отношения в области охраны окружающей среды в целом, устанавливая определенные требования, запреты и ограничения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, требования в области обращения с отходами производства и потребления и т. д.[3]

Связи с общественностью регулируются положениями Закона о природных ресурсах, который основан на законодательстве о природных ресурсах. Указанные нормы регулируют общественные отношения по охране и рациональному использованию конкретных компонентов природной среды (земель, вод, лесов, недр, животного мира и т. д.) В систему природоресурсного права входят следующие нормативные правовые акты:

  • Земельный кодекс РФ от 25. 10. 2001 г. N 136ФЗ,
  • Лесной кодекс РФ от 04.

12. 2006 г. N 200ФЗ (ред. от 27. 12. 2009),

4 стр., 1783 слов

Право на благоприятную окружающую среду в системе экологических ...

... в решении экологических проблем, в реализации возложенной на него конституционной обязанности соблюдать и защищать право на благоприятную окружающую среду, однако таковая ... охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формой. Право на благоприятную окружающую среду ...

  • Водный кодекс РФ от 03. 06. 2006 г. N 74ФЗ,
  • Закон РФ от 21.

02. 1992 г. N 2395-1 «О недрах», (ред. от 27. 12. 2009)

  • ФЗ от 24. 04. 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» (ред. От 24. 07. 2009) и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.

Эти общественные отношения также регулируются положениями других независимых отраслей российского права. Например, указанные нормы содержатся в Уголовном кодексе РФ от 13. 06. 1996 г. N 63ФЗ, устанавливающем уголовную ответственность за экологические преступления, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающем административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и т. д.

Метод правового регулирования — это способ воздействия на правовые нормы общественных отношений. Следовательно, методы экологического права — это определенные приемы, методы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Эти методы закреплены в нормативных актах и ​​подкреплены адекватными мерами правового воздействия на участников этих отношений.[4]

2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание

Принимая во внимание роль компетенции как инструмента защиты окружающей среды и обеспечения соблюдения экологических требований в процессе принятия решений, важно учитывать объекты, в отношении которых государственная компетенция является обязательной.

Закон «Об охране окружающей среды» предполагает потенциальный экологический риск любого запланированного хозяйственного или иного вида деятельности. В соответствии со ст. 37 этого Закона государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. Недостаток этого стандарта не только в том, что он не указывает на взаимосвязь материалов и их реализации с вредным воздействием на окружающую среду. провести государственную экологическую экспертизу всех материалов по объектам и мероприятиям, планируемым к реализации в стране, практически нереально.

Хотя в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в нем в целом отражена более рационалистическая позиция, чем в Законе «Об охране окружающей природной среды».

В Федеральном законе дан обширный перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. С учетом того обстоятельства, что основным фактором отрицательного воздействия на природу является социальноэкономическое развитие, экологической экспертизе подлежат все формы планирования и проектирования такого развития – проекты комплексных и целевых социальноэкономических, научнотехнических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду; проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности; проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ; проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национальногосударственных образований; проекты инвестиционных программ; проекты комплексных схем охраны природы; техникоэкономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду, и др.

8 стр., 3699 слов

Экологическая экспертиза в рб

... объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалы обсуждений объекта экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Государственной экспертизе в Российской ...

к решению вопросов охраны окружающей среды, обусловленные национальными потребностями или международными обязательствами, вытекающими из договоров РФ.[5]

Так, в соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона в число объектов обязательной государственной экологической экспертизы включены проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду. Кроме того, на федеральном уровне проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, как нормативных, так и ненормативных, подлежат обязательной экспертизе.

На уровне Российской Федерации практика регулирования, при которой экологические требования недооцениваются или игнорируются, характерна для всех участников этого процесса: Государственной Думы, Президента, правительства, министерств и ведомств. Поэтому проведение экологической экспертизы проектов правовых актов на данном этапе является оправданной мерой. Он служит для обеспечения того, чтобы требования по охране окружающей среды учитывались в процессе регулирования.

Если исходить из общественной полезности государственной экспертизы законопроектов, как и проектов иных правовых актов, то Государственная Дума может решить вопрос об экспертизе двояким путем: либо посредством проведения обязательной государственной экологической экспертизы в рамках Федерального закона «Об экологической экспертизе», как это имеет место, либо в рамках Федерального закона «О законах и иных правовых актах», которым будет урегулирована процедура подготовки, обсуждения, согласования и принятия законодательных и иных правовых актов. При этом необходимо, чтобы соответствующие стандарты формировались на основе принципа научной обоснованности.

Виды экологической компетенции определены непосредственно в законодательстве. Как закон РСФСР «Об охране окружающей среды», так и федеральный закон «Об экологической компетенции» предусматривают, что в России осуществляется государственная и общественная экологическая компетенция. Экспертиза таких типов имеет юридическое значение.

В литературе по экологическому праву можно встретить мнение, что помимо государственной и общественной, проводятся ведомственные, научные и коммерческие экологические компетенции. Такое утверждение есть не что иное, как позиция авторов. Тем не менее, ведомственная экспертиза проектных материалов может проводиться по решению органа или предприятия, инициирующего деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду. В этом может быть заинтересовано само ведомство, если оно должно предоставить соответствующие материалы для государственной экологической компетентности и не уверено в экологической целесообразности проекта. Эта компетенция носит служебный характер и гарантирует удовлетворение внутренних потребностей отдела или компании. Что касается коммерческой (платной) экспертизы, которая бы проводилась на лицензионной и договорной основе, как и ведомственной, то такие виды экспертизы не предусматриваются законодательством, хотя соответствующие предложения вносились. Эту экспертизу, очевидно, можно отнести к публичной, если она проводится по инициативе общественных формирований.[6]

3 стр., 1235 слов

Экологическая экспертиза

... деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи общественной экологической экспертизы). Принципы применяются как к государственной ...

2. 1 Принципы государственной экологической экспертизы

Учитывая роль экологической компетентности как гаранта учета экологических требований при планировании экологически опасной хозяйственной деятельности и принятии решений, важным является вопрос о принципах проведения государственной экологической компетентности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» такая экспертиза основывается на принципах:[7]

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что при оценке материалов, являющихся объектом экологической экспертизы, эксперты должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную среду.;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий (данный принцип обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы);
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы (принцип обязывает субъектов экологоэкспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и в конечном счете права каждого на благоприятную окружающую среду);
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.[8]

Последовательное соблюдение вышеперечисленных принципов в процессе организации и проведения государственной экологической компетенции является предпосылкой и важнейшим условием ее эффективности в обеспечении реализации экологического права. На практике возникает множество проблем в связи с соблюдением этих принципов.

Принципы, содержащиеся в вышеупомянутом федеральном законе, применяются как к государственной, так и к общественной экологической компетенции.

Сформулированные правила и принципы экологической компетентности лежат в основе всей правовой системы в этой области. Они выражают сущность и социальную цель экологической компетенции, основы ее регулирования и правового закрепления. Принципы должны соблюдаться всеми участниками процесса экологической экспертизы, включая заказчика планируемой деятельности, проектные организации, органы и организации экологических экспертов.[9]

14 стр., 6955 слов

Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия ...

... экологический - стал одним из наиболее значимых. Цель работы – определить механизмы осуществления экологической экспертизы в России. Курсовая работа ... природных территорий, организацию эффективного государственного и об­щественного контроля за исполнением природоохранного зако­ ... деятельности. Спад производства в 90-х годах в базовых отраслях экономики не дал заметного снижения фоновой экологической ...

2. 2 Общественная экологическая экспертиза

Согласно статье 19 ФЗ «об экологической экспертизе» граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

  • выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;
  • направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территориальным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;
  • осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Согласно ст. 20 Федерального закона «Об экологической экспертизе» «общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

В соответствии со статьей устанавливается два вида субъектов, участвующих в осуществлении общественной экологической экспертизы:

1) субъекты, инициирующие процедуру проведения общественной экологической экспертизы. К таковым относятся граждане, общественные организации (объединения), органы местного самоуправления;

12 Закона об охране окружающей среды, в уставе которых предусмотрен указанный вид деятельности и которые зарегистрированы в установленном законодательством об общественных объединениях порядке».

Статья 21 определяет объекты общественной экологической экспертизы, которые в целом совпадают с объектами государственной экологической экспертизы, предусмотренными ст. 11, 12, за исключением случаев, связанных с секретностью сведений об объектах экологической экспертизы.[10]

также иные виды конфиденциальной информации, которая не может предоставляться для проведения общественной экологической экспертизы.

10 стр., 4620 слов

Экологическая экспертиза — контрольная

... сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу. Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в ...

Статья 22 устанавливает порядок проведения общественной экологической экспертизы. Исходя из содержания данной статьи, общественная оценка воздействия на окружающую среду может проводиться до государственной экспертизы воздействия на окружающую среду или во время ее проведения. Также предусмотрена возможность проведения общественной экологической экспертизы после государственной экологической экспертизы.

Эксперты общественной экологической экспертизы подчиняются ряду требований к экспертам государственной экологической экспертизы.

Статья 23 Федерального закона «Об экологической экспертизе» предусматривает осуществление общественной экологической экспертизы «при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении».

Статья 24 устанавливает перечень условий, при которых может быть отказано в проведении общественной экологической экспертизы. Данный перечень условий является исчерпывающим, а это значит, что никакие другие основания не могут быть основанием для отказа в реализации права на проведение общественной экологической экспертизы.

В соответствии со статьей 25 заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.[11]

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

30 — 34 настоящего Федерального закона.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Порядок утверждения заключения общественной экологической экспертизы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом государственной власти субъекта Российской Федерации аналогичен процедуре утверждения заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

В результате утверждения заключения общественной экологической экспертизы оно приобретает правовой режим заключения государственной экологической экспертизы, а члены экспертной комиссии общественной экспертизы приобретают правовой статус экспертов государственной экологической экспертизы и несут юридическую ответственность за соответствие заключения общественной экологической экспертизы установленным законодательством требованиям.[12]

3. Экологический контроль, понятие и виды

составляющую государственной власти, с другой стороны, невозможно обеспечить и защитить права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вот почему защита и охрана прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), также как и своевременное устранение выявленных нарушений и применение соответствующих мер юридического воздействия в отношении нарушителей, напрямую зависят от эффективной реализации органами государственной власти предоставленных им полномочий.

5 стр., 2436 слов

Охрана окружающей среды в Казахстане

... Китай, изучил роль этих стран в международном сотрудничестве. 1. Охрана окружающей среды в Казахстане В Казахстане тревожная экологическая ситуация складывается в крупных городах и регионах с промышленными комплексами. Защита окружающей среды от загрязнения должна быть главной ...

Основополагающий нормативный правовой акт, который был направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора), был принят в 2001 году. Речь идет о Федеральном законе от 08. 08. 2001 г. N 134ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее ФЗ от 08. 08. 2001 г. N 134ФЗ).

Надо отметить, что в России такой закон был принят впервые. Этот закон внес существенные изменения в работу органов исполнительной власти по осуществлению своих государственных полномочий. Впервые принят федеральный закон, направленный на защиту прав хозяйствующих субъектов, когда государственный контроль осуществляется органами государственной власти. Впервые на законодательном уровне были закреплены основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора; основные требования и ограничения к организации и проведению мероприятий по контролю; ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при проведении контрольных мероприятий. Небольшой по содержанию, состоящий всего из 18 статей, на практике закон стал настоящим гарантом прав хозяйствующих субъектов. Об этом свидетельствует судебная и административная практика, которая показывает, что количество жалоб на решения органов государственного надзора и их должностных лиц по делам об административных правонарушениях многократно увеличилось. Более того, почти во всех административных делах суды принимают сторону заявителя. И немаловажную роль в этом сыграл не только принятый Федеральный закон от 08. 08. 2001 г. N 134ФЗ, но и закрепленный в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях принцип презумпции невиновности.

Однако через некоторое время, учитывая недавние изменения в законодательстве, политике и экономике, стало ясно, что нормативных положений в изучаемой сфере деятельности недостаточно. Все чаще при осуществлении государственного контроля и привлечении виновных к административной ответственности возникают конфликты и правовые пробелы, которые на практике разрешаются по-разному. И главная причина — несовершенство действующего законодательства. Результаты правоприменительной практики привели к необходимости пересмотра ряда действующих положений.[13]

Это послужило основанием для принятия нового закона Федерального закона от 26. 12. 2008 г. N 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ФЗ от 26. 12. 2008 г. N 294ФЗ), который вступил в силу с 1 июля 2009 года. В свою очередь, с вступлением в силу нового закона, ФЗ от 08. 08. 2001 г. N 134ФЗ утратит силу.

Немаловажную роль в принятии нового закона сыграл Указ Президента РФ от 15. 05. 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Поставленные в Указе Президента РФ от 15. 05. 2008 г. N 797 задачи нашли свое дальнейшее отражение и раскрытие в Федеральном законе от 26. 12. 2008 г. N 294ФЗ.

Так, настоящим Указом Президента РФ Правительству РФ было поручено разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекты федеральных законов, предусматривающих:

  • усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • контроля (надзора) не более чем один раз в три года (кроме налогового контроля);
  • людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ;
  • преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;
  • замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или представлением финансовых гарантий и др.

выводы.[14]

«государственный контроль (надзор) деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями».[15]

Данный закон значительно расширил понятие государственного контроля (надзора), которое включает в себя осуществление уполномоченными органами исполнительной власти следующих видов деятельности:

  • деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений хозяйствующими субъектами обязательных требований посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений;
  • лицами, индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, если предыдущий закон под государственным контролем подразумевал только проведение соответствующей проверки, тем самым существенно ограничивая его толкование, то исходя из смысла определений, представленных в новом законе, проведение проверки является всего лишь одной из проводимых мер при осуществлении надзорных полномочий.

«государственный контроль» и «мероприятие по контролю», то новый закон помимо вышеперечисленных использует также такую правовую категорию как «проверка» (плановая проверка ст. 9, внеплановая проверка ст. 10, документарная проверка ст. 11, выездная проверка ст. 12 и т. д.).

При этом меняется смысл и назначение таких определений.

Так, в предыдущем законе под государственным контролем подразумевалась собственно проверка, а под мероприятием по контролю совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля, связанных с проведением проверки,*(76) т. е по сути государственный контроль сводился к проведению проверки.[16]

Согласно ст. 2 нового ФЗ от 26. 12. 2008 г. N 294ФЗ:

  • мероприятие по контролю действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной сферы, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинноследственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда;

— проверка совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, представляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

«проверка», ввел самостоятельное определение, тем самым, расширив понятие «государственного контроля» и сузив понятие «мероприятие по контролю». Следовательно, в семантическом смысле более широкое понятие «государственный контроль», которое включает, среди прочего, «верификацию», а последняя, ​​в свою очередь, состоит из набора контрольных мер.

Согласно ФЗ от 26. 12. 2008 г. N 294ФЗ мероприятия по контролю могут включать в себя:

  • объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов;

— действия по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинноследственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.[17]

Как видно, меры контроля и, как следствие, проверка не включают меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений и, следовательно, не включают меры по привлечению виновных к ответственности. Указанные меры законодатель рассматривает самостоятельно и лишь в совокупности все указанные меры по контролю являются составляющими деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.[18]

Если сравнивать тексты двух законов, то увидим следующее. Предыдущий ФЗ от 08. 08. 2001 г. N 134ФЗ закреплял требования по организации и проведению мероприятий по контролю, чаще используя формулировку «мероприятие по контролю», новый ФЗ от 26. 12. 2008 г. N 294ФЗ в зависимости от видов проверки закрепляет требования по ее организации и проведению, используя формулировку «проверка». На основании вышеизложенного, это совершенно обоснованно.

Федеральный закон от 10. 01. 2002 г. N 7ФЗ «Об охране окружающей среды» раскрывает понятие экологического контроля следующим образом.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

При этом ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяет следующие виды экологического контроля:

  • государственный экологический контроль (государственный экологический контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти;
  • государственный экологический контроль, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов РФ);
  • производственный экологический контроль;
  • общественный экологический контроль.

общественный экологический контроль

Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Кроме того, такие обращения, содержащие информацию и иные доказательства, свидетельствующие о наличии признаков нарушений, являются основанием для проведения внеплановых мероприятий по контролю.

Так, согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26. 12. 2008 г. N 294ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:

«Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:[19]

Вместе с тем, Федеральный закон от 26. 12. 2008 г. N 294ФЗ закрепляет требования, согласно которым обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеизложенных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

В свою очередь, основные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, а также основные права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, устанавливаются соответственно статьями 11 и 12 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Так, согласно ст. 11 указанного закона среди основных прав в области охраны окружающей среды за гражданами закрепляются следующие права:

1) право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

2) оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

3) обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

4) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

5) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, имеют право:

1) оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

2) обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

3) обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;[20]

4) подавать в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

6) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Производственный экологический контроль

При этом на субъектов хозяйственной и иной деятельности п. 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» возлагаются обязанности по представлению следующих сведений в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль:

  • сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля;
  • сведения об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности;
  • результаты производственного экологического контроля.

предпринимателей).

Государственный экологический контроль

На государственный экологический контроль распространяются требования ФЗ от 26. 12. 2008 г. N 294ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так, в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.[21]

Заключение

нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это требует реализации целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических мер. При этом важно и необходимо соблюдение принципа разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических регламентаций и ограничений и потребностями развития хозяйственной сферы.

При формировании рыночных отношений для охраны окружающей среды и рационального природопользования необходимо развитие и активное использование экономического механизма в сфере взаимодействия общества и природы.

Государственная экологическая экспертиза и экологический контроль – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определение ее допустимости в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

Сегодня экологическая экспертиза и контроль в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института.

Наименее изученной областью экологической экспертизы является общественная экологическая экспертиза, декларированная, но мало чем обеспеченная в России. Данный вопрос требует исследований и разработок, соответствующих нормативно-методических документов.

А в свою очередь общественный экологический контроль пока не достаточно развит в нашей стране, в силу небольшого количества общественных организаций в стране и заинтересованности населения в целом.

Список использованных материалов

Нормативная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/ekologicheskaya-ekspertiza-i-ekologicheskiy-kontrol/

1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002года N 7-ФЗ с учетом изменений, в ред. от 27. 12. 2009.

3. Федеральный Закон Российской Федерации «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, с учетом изменений, в ред. от 26. 04. 2010.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/ekologicheskaya-ekspertiza-i-ekologicheskiy-kontrol/

1. Дубовик О. В. Экологическое право: учебник/О. В. Дубовик. — М.: Проспект, 2009.

  • 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – 480 с.

3. Боголюбов С. А. Экологическое право: Учебник для вузов/С. А. Боголюбов. – М. : Норма, 2001. – 191с.

5. Бринчук, М. М. Экологическое право: учебник/ М. М. Бринчук. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2005. — 669 с.

[1] Дубовик О. В. Экологическое право: учебник/О. В. Дубовик. — М.: Проспект, 2009.

[2] Дубовик О. В. Экологическое право: учебник/О. В. Дубовик. — М.: Проспект, 2009.

[3] Боголюбов С. А. Экологическое право: Учебник для вузов/С. А. Боголюбов. – М. : Норма, 2001.

[4] Боголюбов С. А. Экологическое право: Учебник для вузов/С. А. Боголюбов. – М. : Норма, 2001.

[5] Бринчук, М. М. Экологическое право: учебник/ М. М. Бринчук. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2005.

[7] Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995года № 174-ФЗ, с учетом изменений, в ред. от 08. 05. 2009.

[8] Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995года № 174-ФЗ, с учетом изменений, в ред. от 08. 05. 2009.

[10] Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995года № 174-ФЗ, с учетом изменений, в ред. от 08. 05. 2009.

[12] Ерофеев, Б. В. Экологическое право: учебник/ Б. В. Ерофев. — 3-е изд., доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2006. — 287 с.

[13] Румянцев Н. В., Казанцев С. Я., Любарский Е. Л. и др. Экологическое право России: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Румянцев, С. Я. Казанцев, Е. Л. Любарский и др.; Под ред. Н. В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – 480 с.

[14] Румянцев Н. В., Казанцев С. Я., Любарский Е. Л. и др. Экологическое право России: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Румянцев, С. Я. Казанцев, Е. Л. Любарский и др.; Под ред. Н. В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – 480 с.

2008 года № 294-ФЗ, с учетом изменений, в ред. от 26. 04. 2010.

[16] Румянцев Н. В., Казанцев С. Я., Любарский Е. Л. и др. Экологическое право России: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Румянцев, С. Я. Казанцев, Е. Л. Любарский и др.; Под ред. Н. В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – 480 с.

  • 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – 480 с.

[18] Дубовик О. В. Экологическое право: учебник/О. В. Дубовик. — М.: Проспект, 2009.

[19] Дубовик О. В. Экологическое право: учебник/О. В. Дубовик. — М.: Проспект, 2009.

[20] Дубовик О. В. Экологическое право: учебник/О. В. Дубовик. — М.: Проспект, 2009.

[21] Дубовик О. В. Экологическое право: учебник/О. В. Дубовик. — М.: Проспект, 2009.