История юридической психологии

Чтобы понять современное состояние правовой психологии и определить модальности ее развития, необходимо изучить ее историю.

Несмотря на то, что юридическая психология является одним из относительно молодых разделов психологии, использование психологических знаний для обеспечения правосудия и других областей правоприменения берет свое начало в глубокой древности. Юридическая психология, как и другие разделы психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научным и экспериментальным исследованиям.

Первые запросы, обращенные к психологии со стороны российских юристов и общественных деятелей, заинтересованных в усовершенствовании теории и практики права, и послужившие толчком к зарождению предпосылок возникновения новой науки — юридической психологии — можно отнести к началу XYIII века. И.Т. Посошков сделал первую попытку разработать психологические методы допроса свидетелей в уголовном и гражданском судопроизводстве и оказания просветительского воздействия на заключенных. Необходимость использования психологических знаний о человеке при разработке законов и оказании воспитательного воздействия на заключенных подчеркивалась В.Н. Татищевым и М.М. Щербатовым. В конце XYIII и начале XIX века в Германии было опубликовано множество научных работ по криминальной психологии, которые быстро нашли своих сторонников в России, что послужило толчком к дальнейшему развитию психологических идей в рамках применения к уголовному праву в России.

Цель теста: выявление и анализ условий становления и развития юридической психологии как науки. Цель исследования обусловила постановку следующих основных задач работы:

  • выявить и изучить основные этапы становления и развития юридической психологии в XYIII-начале XX в.в.;
  • выявить факторы, повлиявшие на выделение юридической психологии из психиатрии и юриспруденции, дальнейшее ее становление в свете социально-политических, экономических и культурных явлений.

    1.

Возникновение юридической психологии

В историческом развитии юридической психологии необходимо выделить несколько аспектов. Прежде всего, необходимо выделить проблему возникновения и развития гуманитарных правовых концепций. Уже выдающиеся мыслители древности выдвинули ряд концептуальных положений, связывающих эффективность правового регулирования с поведенческими характеристиками людей.

Задолго до возникновения юридической психологии как науки существовало психологическое отражение людьми правозначимых явлений, формировалась правозначимая сфера психики людей (правовое сознание), которая на эмпирическом уровне исследовалась уже выдающимися мыслителями Древнего мира Еникеев М.И. Юридическая психология. СПб., 2006..

6 стр., 2812 слов

Предмет и задачи психологии юридического труда

... психологии юридического труда ~ выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология труда опирается на методы, теоретические положения и экспериментальные данные различных наук ...

С возникновением права, закона возникла и совокупность взглядов, идей, выражающих отношение человека к праву, законности, правосудию; формировались общечеловеческие представления о справедливости и правомерности. Развитие правового сознания в историческом плане связано с динамикой правовой мысли, историческими этапами в толковании сущности права. Основы теоретического понимания сущности права и правосознания были заложены выдающимися древнегреческими философами. Уже тогда эффективность закона связывалась с естественными (психологическими) законами поведения людей.

Рационалистические представления о природе человеческого поведения были высказаны Сократом. Его идеи о необходимости совпадения правого, законного и разумного развили Платон и Аристотель. Зарождалась концепция естественного права. Идеи Сократа, Платона и Аристотеля оказали решающее влияние на дальнейшее развитие правового мировоззрения, на понимание права как социально-нормативного стандарта, меры справедливости и равенства. Уже у самых истоков правоведение смыкалось с человековедением. Самым большим достижением древнеримского права был постулат: искоренять следует не преступника, а причины совершения преступлений, а также разделение прав на общественные и частные.

В период Средневековья, когда сложились и расцвели абсолютные монархии, возникло этатическое (от фр. etat — государство) понимание права, произошло приравнивание его к государственной власти. Система государственных нормативных ограничений поведения человека стала называться законом. Правовые нормы стали пониматься как запретительные, а задачи правосудия стали трактоваться с обвинительной предвзятостью. Искажение средневекового права породило состояние всеобщего запугивания и преследований. Прогрессивные мыслители начали понимать, что улучшение общества может происходить только на основе высвобождения жизнедеятельности людей. Уже в ХVII в. они стали различать понятия «право» и «закон» Еникеев М.И. Юридическая психология. СПб., 2006..

В ХVIIIв. Прогрессивные мыслители и общественные деятели (Кант, Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье и др.) формируют современную концепцию либерализма и правового государства. Возрождается гуманистическая направленность правового мировоззрения.

Педагогическая философия права гласила: в законе должно быть не столько запретов, сколько разрешений. Каждый член общества должен быть признан полноценным интеллектуально и морально существующим. Личность несет определенную ответственность перед государством. Но в равной мере и государство ответственно перед личностью.

В 1789 году, после победы Великой французской революции, была принята Декларация прав человека и гражданина. В 1791 году Учредительным собранием Франции принят Уголовный кодекс. Прогрессивное социальное развитие современности привело к значительным изменениям в гражданском судопроизводстве. В XVIII — XIX вв. на основе правовой идеологии зарождается специализированная отрасль психолого- юридических знаний — криминальная, а затем и более широко — судебная психология Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998. .

В рамках криминальной психологии стал осуществляться эмпирический синтез фактов преступного поведения и психологии личности преступника. Осознание необходимости психологических знаний в судопроизводстве, во всей системе правового регулирования. В 1792 году издается книга немецкого юриста И. Шауманна «Мысли о криминальной психологии». Во второй половине XIXв. Возникает антропологическая школа права, растет интерес юристов к «человеческому фактору». Итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо издает книгу «Преступник, изученный на основе антропологии судебной медицины и тюремной науки». В рамках антропологической школы права преступники стали считаться разновидностью человечества Еникеев М.И. Юридическая психология. СПб., 2006..

4 стр., 1586 слов

Защита земельных прав граждан и юридических лиц. Порядок разрешения ...

... нарушение правового режима земельных участков являются его составной частью. С помощью юридической ответственности осуществляется защита прав и интересов собственников и иных правообладателей земельных участков. Нарушение правового режима земельного участка является основанием юридической ответственности. ...

В России одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М. М. Щербатов. В своих трудах он призывал разрабатывать законы с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых поднял вопрос об условном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника. Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова, в котором даны психологические рекомендации по допросу обвиняемых и свидетелей, классификации преступников и другим вопросам. Значительное количество работ по юридической психологии появилось в России в третьей четверти 19 в. Это работы И.С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К.Я. Яновича-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А.У. Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2007..

Долгое время изучение проблем судебной психологии не выходило за рамки этих первых попыток. Во второй половине 19 в. не только успешное развитие естественных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к дальнейшему расширению судебно-психологических исследований.

2. Оформление юридической психологии как науки

Конец 19 и начало 20 в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин ( в первую очередь — уголовного права).

Ряд ученых, представляющих эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, А.Ф. Кони и др.).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости формализовать юридическую психологию как самостоятельную научную дисциплину. П.И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебное пособие. М., 1997..

Известный французский психолог Э.Клапаред (1873 — 1940), читавший курс по судебной психологии в женевском университете, значительно расширил круг судебно-психологических проблем и в начале ХХ века ввел термин «юридическая психология».

В начале ХХ в. в юридической психологии начинают использоваться экспериментальные методы исследования. В изучении психологии уголовного расследования серьезным шагом вперед стало непосредственное применение экспериментального метода психологии. Один из основоположников этого метода, французский психолог Альфред Бине, первым экспериментально изучил вопрос о влиянии внушения на показания детей. В 1902 году немецкий психолог Вильям Штерн провел эксперименты, чтобы определить степень достоверности показаний. Впоследствии Штерн создал персоналистическую концепцию памяти, носившую ярко выраженный идеалистический характер.

7 стр., 3005 слов

Тема работы: Судебная реформа 1864 года

... суда присяжных, адвокатуры, реорганизации прокуратуры, в новой организации судебного процесса и судебных учреждений. Характеризуя экономическую и политическую сущность крестьянской реформы 1861 года, В. И. Ленин ... 11 Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России. М., 1989.С. 58.. 2. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 года Судебная реформа 1864 года внесла Реформа отразила классовые интересы ...

В 1907 году в России по инициативе В.М. Бехтерева и Д.А. Дрил был создан Научно-педагогический психоневрологический институт, в программу которого также входила разработка курса «Судебная психиатрия». В 1909 году в рамках этого института был создан Криминологический институт. Профессиональные психологи начали изучать судебную психологию, и с этого времени в России она стала развиваться как самостоятельный прикладной раздел психологии. В судебной психологии намечается круг своих специфических проблем — изучение психики преступников, свидетелей и других участников уголовного процесса, диагностика лжи и др.

В судебно-психологические исследования активно включались психологи (А.Нечаев, Д. Завадский и др.).

Развитие наук, в том числе наук о социальных явлениях, порождает желание понять причины преступности, дать научное обоснование деятельности социальных институтов, участвующих в ее предупреждении. Таким образом, уже в 19 в. начинает складываться новый подход к решению данной проблемы, сутью которого является стремление вскрыть причины преступного поведения и на их основе составить программу практической деятельности по борьбе с преступлениями и преступностью.

3. Юридическая психология в XX столетии

Конец 19 в. — начало 20 в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер, и др., которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий. Для своего времени эти работы были безусловно прогрессивным явлением.

Отличительной чертой современных криминологических знаний является системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов девиантного поведения, к разработке проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, врачами. Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступлений комплексно Еникеев М.И. Юридическая психология. СПб., 2006..

Развитию отечественной юридической психологии в начале советского периода способствовал большой общественный интерес к вопросам осуществления правосудия, законности личности преступника и др. В стране начались поиски новых форм предупреждения преступности и перевоспитания правонарушителей. В решении этих проблем активное участие принимала юридическая психология. В 1925 году впервые в мире в нашей стране был организован Государственный институт по изучению преступности и преступности. К работе в биопсихологическом отделении этого института были привлечены важные психологи. За время своего существования (до 1929г.) институт опубликовал около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии.

Интересные исследования провел психолог А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 году при Московской губернской прокуратуре. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачителя лжи» (лай-детектор).

10 стр., 4961 слов

Криминальная психология, ее место в системе психологического ...

... и расстановки юридических кадров. 1. Предмет, структура и место криминальной психологии в системе психологического и юридического знания Криминальная психология включает в ... судебном заседании, выясняет сложные переплетения человеческих взаимоотношений, порой не поддающиеся учету психологические, субъективные качества людей и мотивы, толкнувшие человека на преступление. Криминальная психология ...

В 1930 году состоялся I съезд по изучению поведения человека, на котором работала секция судебной психологии. На этой секции были заслушаны и обсуждены доклады А.С. Тагера — «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А.Е. Брусиловский — «Основные проблемы психологии обвиняемого в уголовном процессе».

Однако в начале 30-х гг. по отечественной психологии ударила первая волна репрессий, которая сопровождалась физическим уничтожением многих видных ученых. Не избежала этой участи и судебная психология. Вторая волна пришлась на конец 40-х — начало 50-х гг. Репрессиям был придан идеологизированный характер борьбы с «бездарным космополитизмом, за верность марксизмуленинизму» и пр., поскольку в годы проведения массовых репрессий, судебного произвола государственной власти ее партийной олигархии не были нужны исследования в области судебной психологии Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т.1.Р н/Д., 1996..

Возрождение судебной психологии в нашей стране началось в 60-е гг. В 1964г. вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». На основании этого указа в 1966 году на юридических факультетах было введено преподавание общей и судебной психологии.

В 1968 году в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности был создан сектор психологии под руководством профессора А.Р. Ратинов, который в то время возглавил возрождение правовой психологии в нашей стране. Его фундаментальная работа «Судебная психология для следователей» (1967) и ряд публикаций по методологическим вопросам юридической психологии заложили основы развития современной отечественной юридической психологии. В 1971 году под руководством Ратинова прошла первая Всесоюзная конференция по проблемам судебной психологии. В том же году было принято правительственное постановление о введении в реестр научных специальностей специальности «юридическая психология» Столяренко А.М. Проблемы и пути развития юридической психологии // Психологический журнал.1988.Т.9. №5..

В некоторых юридических вузах начались исследования по различным проблемам судебной психологии. Однако тогда взаимосвязь психологии и права рассматривалась только в контексте уголовного судопроизводства. В начале 80-х стали разрабатываться психологические основы организации службы в органах МВД. В системе МВД была учреждена психологическая служба. В структуре Академии МВД РФ создан специализированный Ученый совет по защите психологических и юридических диссертаций.

В 1972 году во Всесоюзном юридическом заочном институте (ВЮЗИ)в составе кафедры криминалистики (а затем кафедры криминологии Московской юридической академии) был создан сектор общей и юридической психологии. В 1983 году Минвузом СССР была утверждена и издана составленная М.И. Еникеевым учебная программа по психологии для юридических вузов. В соответствии с этой программой разработаны «Методические указания по изучению курса общей и юридической психологии». В 1996 году был издан первый стабильный учебник для юридических вузов по общей и юридической психологии.

13 стр., 6409 слов

Место и роль курса введение в профессию в системе юридических ...

... в помощи юристов. Юридическую профессию можно рассматривать в качестве самостоятельного рода занятий, связанного с правовым регулированием, регламентацией и правовым обеспечением соответствующего поведения людей в сфере права. Профессия юриста, профессиональная юридическая деятельность обеспечивают функционирование правовой системы. ...

Заключение

Юридическая психология зародилась и давно развивалась в недрах юридической науки и практики. Авторы работ и исследований, как правило, были опытными и думающими юристами, пытавшимися выйти за рамки формально-правового подхода в решении действительно сложных и тесно связанных с психологией проблем с преступностью. Большинство из этих юристов оставались любителями психологии. На заре развития юридической психологии такой факт был естественным и обоснованным, но в дальнейшем он стал накладывать отпечаток на характеристики теоретических, методологических и праксиологических позиций этой отрасли науки. Его положительные стороны были ярко выражены профессионализмом и прикладной направленностью, а отрицательные — низким научным и психологическим уровнем. Следовательно, юридическая психология была гораздо ближе к юридической науке, чем к психологии. Он представлял собой «психологизирующую юриспруденцию», а не юридическую психологию.

Ситуация стала меняться к лучшему, когда появились юристы с хорошей психологией и психологией, с хорошей юридической подготовкой.

В настоящее время в нашей стране в области юридической психологии проводится множество исследований по следующим основным направлениям:

  • общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками);
  • правосознание и правовая психология;
  • профессиограммы юридических профессий, психологическая характеристика юридической деятельности;
  • криминальная психология, психология преступника и преступления;
  • психология предварительного следствия;
  • психология уголовного судопроизводства;
  • судебно-психологическая экспертиза;
  • психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей;
  • исправительно-трудовая психология;
  • этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности;
  • психологические закономерности возникновения и развития «теневой экономики»;
  • психология организованной преступности и др.

Разработанные учебные программы, учебники, учебные пособия и методические разработки позволили нормализовать преподавание общей и юридической психологии в юридических вузах и сформировать юридическую психологию как учебную дисциплину. К настоящему времени отечественная юридическая психология приобрела статус широкой научной дисциплины.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/yuridicheskaya-psihologiyaistoriya/

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. — Спб.: Питер, 2007.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология. — Спб.: Питер, 2006.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. — Р н/Д.: Феникс, 1996.

4. Романов В.В. Юридическая психология. — М.: Юристъ, 1998.

5. Столяренко А.М. Проблемы и пути развития юридической психологии // Психологический журнал.1988.Т.9. №5.

29 стр., 14197 слов

Диплом №4040 Влияние детско-родительских взаимоотношений на формирование ...

... и приемов гендерного воспитания в условиях семьи. Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений и их влияния на формирование гендерной идентичности и развития личности дошкольника 1.1. Понятие отношений в психологии Психическая ...

6. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебное пособие. — М.: Право и закон, 1997.