Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности

  • противостояние большому числу покупателей — вследствие естественной, искусственной монополии или монополии новатора;
  • наличие повышенной рыночной силы и высоких «барьеров входа» для новых конкурентов;
  • новизна и оригинальность товаров, отсутствие заменителей;
  • высокая доля крупнейших предприятий в общем объеме производства продукции отрасли или страны, числе занятых рабочих;
  • возможность в известных пределах диктовать цены рынку;
  • возможность присвоения монопольно высокой прибыли;
  • навязывание условий договоров, определяющих неравное положение конкурентов:
  • раздел рынков по территориальному признаку, объему продаж или закупок.
  • Наличие монополии может иметь как позитивное, так и негативное влияние на предприятия:

    • позитивное — снижение удельных издержек за счет экономии на масштабе производства;
    • технологический прогресс за счет высокой степени концентрации ресурсов, эффективной реализации интересов общества в отраслях, где нецелесообразно стимулирование конкуренции, и др.;
    • негативное — нарушение основных прав конечных потребителей, так как они вынуждены приобретать товары по завышенным ценам при искусственно заниженном предложении: чрезмерная концентрация производства подавляет развитие предпринимательства, вследствие чего механизм чистой конкуренции действует с меньшей эффективностью; возникают структурные диспропорции в развитии рынка.

    Различают внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.

    Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции. Основные функции внутриотраслевой конкуренции:

    • возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;
    • стимулирование научно-технического прогресса;
    • экономическое принуждение к повышению эффективности производства;
    • выявление слабых, менее организованных производителей;
    • ограничение экономической власти лидеров.

    Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.

    28 стр., 13609 слов

    Издержки производства и прибыль фирмы

    ... Вот почему издержки производства являются важнейшим блоком экономического анализа. Безусловно, к издержкам и прибыли у предпринимателя различные подходы. Прибыль при данных издержках должна обеспечить наилучшие возможности производства. Издержки же при данной прибыли должны быть ...

    Основные функции межотраслевой конкуренции:

    • возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе:
    • усиление интенсификации, рост эффективности производства;
    • оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики.

    В условиях несовершенной конкуренции происходят изменения в проявлениях межотраслевой конкуренции: усиливается влияние факторов, замедляющих перелив капитала (уровень развития транспорта, средств связи, экономической информации, кредитных отношений); ценообразование на продукцию небольших предприятий происходит в основном по законам совершенной конкуренции, а на продукцию крупных предприятий — в форме контроля за ценами с их стороны, которые преследуют цель стабилизации экономики. На рынке господствует установленная цена, которая уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости. Соответствие цен стоимостям устанавливается не путем колебания цен вокруг стоимости, а путем колебания стоимости вокруг зафиксированной цены продуктов: сохранение различий в производительности труда, преград, свойственных современной структуре экономики ведет к тому, что прибыль не распределяется равным образом с вложенным капиталом, а остается там, где она произведена.

    Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.

    Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара. Лидерами становятся те, кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.

    Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, потребность в получении информации, кроме телевизора, можно удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции.

    Разновидности внутриотраслевой конкуренции: конкуренция продавцов товара и конкуренция покупателей товара.

    Чем выше степень конкуренции продавцов, тем ниже степень конкуренции покупателей и наоборот. Векторы этих двух тенденций противоположны, но сила и воздействие их на общество одинаковы, поэтому существует определенное равновесие. При взаимодействии кривых спроса и предложения возникает период относительного равновесия, который имеет три фазы: кратковременную. среднюю и длинную. При кратковременном равновесии цена определяется спросом. По мере удлинения периода времени цена уже определяется стоимостью, т.е. издержками.

    2 Понятие и признаки монополистической деятельности

    Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствую­щих субъектов или федеральных органов власти в России">исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность является правонарушением и антиподом конкуренции.

    9 стр., 4495 слов

    Правовое регулирование конкуренции на товарном рынке

    ... соответственно, является правовое регулирование конкуренции на основе действующего российского законодательства. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов. Сегодня основным среди правовых источников, направленных на регулирование конкуренции, является Федеральный ...

    Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов

    Разновидностями такой деятельности являются:

    1. индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке, в отношении которого антимонопольным органом установлен факт доминирования.

    2. коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают:

    а) соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процен­тов.

    б) соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком).

    Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

    Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от числа участников также может быть:

    1) индивидуальной. Формами ее проявления являются акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления.

    2) коллективной, осуществляемой в форме соглашений.

    Монополистическая деятельность на рынке финансовых услуг

    Термина «монополистическая деятельность» Закон о конкуренции на рынке финансовых услуг не содержит, однако запрет на ее осуществление (исходя из известного нам содержания данного понятия) и формы осуществления определяет. Монополистическую деятельность на рынке финансовых услуг по субъектному признаку можно разделить на два вида:

    1. Противоправная деятельность, совершаемая финансовыми организациями.

    2. Противоправная деятельность органов исполнительной власти, Центрального банка РФ, органов местного самоуправления

    Монополия в узком смысле — это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. Различают четыре варианта монопольного положения: 1) собственно монополию, 2) олигополию, 3) монопсонию и 4) олигопсонию. Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:

    • а) высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по российским законам — обычно свыше 35%);
    • б) доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров и в) установление монопольных цен — завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) — и, благодаря этому, получение сверхприбылей. Суть действий монополиста сводится к тому, что, намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены.

    Монопсонист же, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков (скажем, зерна у фермеров), создает для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены.

    6 стр., 2959 слов

    Нормативно-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций

    ... соискание ученой степени кандидата юридических наук. СПб., 2004. Кашковский О.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций: Дис. к.ю.н. М. 2000 Костенко Н.В. Гражданско-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации: ...

    3 Государственный антимонопольный контроль

    Государственный контроль, за созданием, реорганизацией коммерческих организаций разделяется на:

    1. Предварительный контроль заключается в необходимости направить в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о даче согласия на совершение соответствующих действий.

    Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа.

    2. В случае последующего контроля учредители направляют в Федеральную антимонопольную службу уведомление в течение 45 дней со дня государственной регистрации.

    Нарушение требований антимонопольного контроля при создании, слиянии, присоединении коммерческих и некоммерческих организаций, изменении состава участников некоммерческих организаций является основанием для ликвидации организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

    Государственный контроль, за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях.

    Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, могут быть признаны недействительными по иску Федеральной антимонопольной службы.

    Отдельным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности, т.е. если в течение трех лет выявлено более двух фактов проведения ими монополистической деятельности.

    Условия для принудительного разделения (выделения):

    1) если это ведет к развитию конкуренции;

    2) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений;

    3) отсутствие между структурными подразделениями тесной технологической связи (если объем потребляемой юридическим лицом продукции структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим подразделением продукции);

    4) возможность юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара

    Принудительная ликвидация организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа возможна в случае, если:

    • она осуществляет координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции (п. 5 ст. 6 Закона о конкуренции на товарных рынках);
    • нарушен порядок госконтроля согласно ст. 17 данного Закона.

    Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, стратегического значения для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в сфере размещения заказов товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд (за исключением заказов по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

    15 стр., 7126 слов

    Система, структура, принципы организации и деятельности органов ...

    ... органами исполнительной власти, представительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, ... органу как в Российской Федерации, так и за рубежом. 1. Общие понятия прокурорского надзора в РФ Прокуратура РФ Прокурорский ... законодательству ...

    4 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

    Основные виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства изложены в главе 8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями).

    Коммерческие и некоммерческие организации, органы исполнительной власти – федеральные, субъектов РФ, местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также внебюджетные фонды, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.