Антимонопольное регулирование в РБ

Функционирование экономической системы, динамика ее основных характеристик, возможности, а также ограничения экономического роста определяются взаимодействием ряда институциональных структур, важнейшими из которых выступают монополии и государство.

С монополиями связывается наличие инновационного потенциала, формирование конкурентных преимуществ страны, что позволяет рассматривать их в качестве катализатора экономического роста. Вместе с тем они могут нести в себе тенденцию к торможению в развитии малого и среднего бизнеса.

Монополии могут блокировать институциональные изменения и лоббировать свои интересы. Именно государство должно выступить той силой, которая, с одной стороны, блокирует возможные негативные последствия функционирования монополий, а с другой стороны, направляет их развитие в русло формирования конкурентных преимуществ страны, их сохранение и реализацию.

Общемировые тенденции экономического развития таковы, что начавшиеся еще в ХIХ веке процессы монополизации усиливаются в современном мире, пронизывая все уровни экономики и проникая во все ее сферы.

К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.

Антимонопольное регулирование – важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Его суть состоит в целенаправленной государственной деятельности, осуществляемой на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как действовавшая в СССР командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

4 стр., 1610 слов

Административная и экономическая монополии

... деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям. /1/ Административная монополия: ... командная экономика. На такие понятия как конкуренция, монопсония, естественная монополия не обращали внимания и монополизм центральных ...

Проблема монополизма в экономике вызывает неподдельный интерес экономистов многих стран уже более столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по регулирования монополий и развитию конкуренции. В связи с этим в настоящее время проблема является актуальной.

Целью настоящей работы является изучение мирового опыта антимонопольного регулирования, а так же его состояние, особенности и основные направления совершенствования в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

1) изучить сущность и основные виды рыночных структур;

2) определить понятие и характерные черты монополии;

3) определить факторы, способствующие монополизации;

4) определить понятие антимонопольное законодательство;

5) ознакомиться с содержанием антимонопольного законодательства в некоторых странах с развитой рыночной экономикой;

6) рассмотреть состояние и направления совершенствования антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

Настоящая курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три главы и заключение, а также список использованной литературы.

В первой главе рассмотрены рыночные структуры как форма организации рынков, дана их краткая характеристика, определены понятие монополизма и его возможные социальные последствия.

Вторая глава посвящена рассмотрению понятия, содержания и сферы действия антимонопольного законодательства, а также рассмотрены основные этапы становления и требования антимонопольного законодательства в США.

В третьей главе курсовой работы автором предпринята попытка рассмотреть действующие рыночные структуры в экономике нашего государства, а также правовую базу и содержание антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы использованы научные труды белорусских и российских ученых-экономистов, статьи из экономических журналов, некоторые законодательные акты Республики Беларусь, а также материалы и документы сайта Министерства экономики Республики Беларусь.

1. ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНКОВ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИХ МОНОПОЛИЗАЦИИ

1.1 Рыночные структуры как форма организации рынка

Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы, которые различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

«Экономическая система, система общественного производства, совокупность производственных сил и производственных отношений. Охватывает процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ». [3, С. 545]

«Основными элементами экономической системы являются отношения собственности и механизм координации. Поэтому в зависимости от этого в экономической теории выделяют четыре типа экономических систем: традиционная, командная, рыночная, смешанная». [12, С. 15]

«Рыночная экономика, развивающаяся по законам товарного хозяйства и рынка саморегулирующаяся система. Базируется на основе единых объективных экономических законов и закономерностей, которые не зависят от субъективной воли, а действуют прямо и неотвратимо». [3, С.401]

3 стр., 1306 слов

Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы

... Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы. // Вопросы экономики. – 2007. - №8. Сушкевич А.Г. Правовая квалификация доминирующего положения в новом антимонопольном законодательстве. // Закон. - 2008. - №2. Толоконников А. Правовое регулирование конкуренции в ...

В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: что? как? и для кого? – определяет рынок: цены, прибыли, убытки, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами.

«Как» решается производителем, стремящимся получить большую прибыль.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.

К основным принципам функционирования рыночной экономики относятся:

1) свобода предпринимательской деятельности и выбора потребителей;

2) рыночное ценообразование;

3) соблюдение договорных отношений;

4) развитие конкуренции;

5) государственное регулирование рыночных отношений;

6) обеспечение социальной защиты населения. [12, С. 29]

Современным вариантом рыночной системы, обеспечивающим социальное благополучие наиболее развитых стран и рост богатства народов, служит смешанная экономика. Основу ее современной организации составляют два «начала»: рынок и государственное регулирование. Она модифицирована к национальным особенностям хозяйствования практически всех развитых стран. Для смешанной экономики характерны устойчивость, гибкость и способность к трансформациям. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует разработке и использованию совершенных технологий.

Важнейшими решениями, которые принимает фирма, действующая на товарном рынке, являются: определение цены и объема производства. При этом поведение фирмы зависит от особенностей отрасли, в которой она действует.

Так как отрасли разные, экономистами были построены модели, которые

помогают понять реально существующие отрасли. Эти модели называются типами строения рынка, просто типами рынка или рыночными структурами.

«Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования и т.д.». [6, С. 180]

Плотницкий М.И. отмечает, что рынок имеет сложную структуру и делится по различным признакам:

1) в зависимости от объекта рыночных отношений;

2) по уровню насыщения;

3) по пространственному признаку;

4) по степени развития конкуренции. [12, С.30]

В экономической литературе существуют различные определения конкуренции. Вот некоторые из них.

«Конкуренция, борьба между производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, получение наивысшей прибыли». [3, С. 189]

«Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров». [16, С. 72]

«Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». [4]

В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты с ней связывают повышение эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки и техники, совершенствовать технологию производства.

По степени развития конкуренции выделяют:

1) рынок совершенной конкуренции;

2) рынок монополистической продукции;

3) олигополистический рынок;

4) рынок чистой монополии. [12, С. 30]

В данной курсовой работе структура рынков рассматривается с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости.

В настоящее время в экономической литературе приводятся различные варианты классификации рыночных структур.

Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта, выпускаемой продукции – является ли она одинаковой, идентичной, стандартизированной или различной, дифференцированной, отличающейся. Так, Камаев В.Д. в учебнике по экономической теории приводит следующую классификацию рыночных структур (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Классификация рыночных структур

Природа продуктов

Количество продавцов

один

несколько

много

Однородные продукты

Чистая

монополия

Однородная

олигополия

Чистая

конкуренция

Дифференцированные продукты

Дифференцирован-

ная олигополия

Монополистическая конкуренция