Административная и экономическая монополии

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству./1/

Основной целью данной работы является:, В соответствии с целью исследования определена его задача проекта:

на основе приведенного материала провести сравнительный анализ государственной и экономической монополий и определить, насколько необходима для государства «правильная» антимонопольная политика.

Тема курсового проекта является актуальной , так как в своей работе я раскрываю вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. Долгое время у нас в стране существовала командная экономика. На такие понятия как конкуренция, монопсония, естественная монополия не обращали внимания и монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий являлся, можно сказать, целью тогдашней экономики.

В современных условиях изменились потенциальные возможности господства монополизма. При умелом государственном регулировании антимонопольных отношений монополии в монополизм не превращаются, хотя и являются основой монополизма.

В соответствии с этой тенденцией необходимо отметить возникновение государственной монополии, как инструмента, с помощью которого государство может обеспечить необходимый уровень экономической безопасности общества и наиболее успешное развитие национальной экономики.

В современных условиях наиболее распространенной является экономическая монополия. Такой вид монополии возникает «снизу» в результате конкурентной борьбы. В монополисты прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал.

Нашу экономическую политику все время кидает из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям. /1/

  1. Административная монополия: понятия, причины возникновения, виды и специфика

Сущность государственной монополии как экономического явления, проявляется через монополию государства на экономическое пространство, в рамках которого осуществляется институциональная, экономическая, военно-стратегическая и другая деятельность, базовым признаком государственного монополизма является исключительное положение государства в качестве хозяйствующего субъекта в воспроизводственном процессе и на конкретном рынке./4/

16 стр., 7714 слов

Конкуренция и монополия

... конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других. Так как монополия оказывает негативное влияние на экономику рассмотрим такое понятие как антимонопольное регулирование. Антимонопольное регулирование ... от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются ...

Большинство исследователей склонно расценивать государственную монополию с трех позиций:

  1. как общеэкономическую категорию, которая характеризуется как особая, специфическая система производственных отношений, являющаяся элементом экономической системы общества;
  2. как институциональную категорию, которая определяется как совокупность норм и способов функционирования объектов, относящихся к государственной монополии;
  3. как хозяйствующего субъекта, то есть организацию, созданную с определенной, установленной целью (получение дохода, выпуск определенной продукции и так далее).

В соответствии с действующим законодательством, государственная монополия устанавливается в сфере регулирования экспорта необработанных алмазов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области военно-технического сотрудничества.

Таким образом, объекты регулирования государственной монополии весьма разнообразны и не подпадают под один тип государственного регулирования. Так, если установление режима государственной монополии (например, в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами) представляется объективным с точки зрения обеспечения национальной внешнеполитической безопасности, обороноспособности государства, то в иных сферах, в частности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и т. д., принятие решения об установлении режима государственной монополии является вопросом политической воли и решается исходя из интересов и стратегических целей государства.

Одним из оснований для введения полной или частичной государственной монополии на производство и продажу отдельных видов товаров является увеличение за счет этого бюджетных доходов.

Государственная монополия выступает средством реализации исключительной компетенции государства, одной из форм воздействия на экономические отношения и инструментом контроля управляемых объектов, т. е. прямым средством осуществления государственного управления./5/

Содержание государственной монополии наиболее полно раскрывается при анализе ее функций. Реализация интересов национальной безопасности, которые присущи любому государству и отражают его потребности в сохранении своего суверенитета, объективно обуславливают необходимость создания эффективных механизмов государственного управления, среди которых важную роль играет институт государственной монополии.

Кроме этого, к важнейшим функциям государственной монополии относится обеспечение стабильного экономического развития и решение социальных проблем общества. Именно к ведению государства относятся возможности максимально рационального перераспределения ресурсов и доходов в обществе, эффективного управления и распоряжения государственной собственностью, обеспечения производства общественных товаров и услуг, регулирования внешнеэкономической деятельности и так далее.

5 стр., 2063 слов

Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

... финансовой деятельности. Деление всех нормативных актов на законы и подзаконные акты имеет значение для того, чтобы понять реализацию принципа разделения властей в демократическом государстве ... официально для всеобщего сведения. Нормативные правовые акты Президента, Правительства, министерств, ведомств, государственных комитетов, исполнительно-распорядительных органов субъектов Федерации ...

Выполнение данных функций обеспечивает вместе с другими элементами рыночного механизма общую результативность функционирования экономики.

Кроме этого государство гарантирует исключительные права собственности индивидов и организаций, устанавливает фундаментальные правила экономического поведения, создает и обеспечивает соблюдение экономических и гражданских прав. Исходя из этого государственная власть является условием, основанием для получения монопольной власти частных экономических агентов, базирующихся на обладании собственностью или же на правах власти, предоставляемых государством./6/

1.3 Причины возникновения административной монополии

В ходе преобразований, после распада СССР, органы законодательной и исполнительной власти по идеологическим соображениям отказались от контроля не только чисто рыночных сфер, но и стратегических отраслей, обеспечивающих жизнеспособность экономики, финансовую и оборонную мощь страны: вооружение, нефть, газ, электроэнергия, алкоголь и т.д. «Государственная монополия в ряде отраслей сменилась монополией частников, которая в сто крат опаснее для общества» . В результате добросовестной конкуренции не получилось, эффективность производства резко снизилась, государство оказалось не в состоянии выполнять инвестиционные, социальные, оборонные функции, денег не хватает для оплаты даже сборщиков налогов.

Сейчас предпринимаются меры по восстановлению утраченных позиций, защите экономических интересов государства, прав потребителей и всего населения. Органы государственной власти должны в полной мере использовать полномочия по регулированию деятельности предприятий независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, включая предприятия с иностранным капиталом, а также исключительные права по квотированию объемов, организации эффективных сбытовых каналов и другим направлениям. Сочетание разных методов воздействия с учетом специфики отраслей, видов деятельности позволит повысить эффективность государственного сектора и всей экономики.

Наибольший эффект страна получает в результате деятельности предприятий отраслей естественных и государственных монополий. Такие предприятия или принадлежат государству, или государство владеет крупными пакетами их акций.

К отраслям естественной монополии относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. /7/

Формы и способы обеспечения государственной монополии различаются по видам деятельности:

  • могут применяться передача предприятий в государственную собственность,
  • введение разрешительного порядка производства и реализации,

— наделение органов государственного управления исключительными полномочиями по регулированию независимо от формы собственности и хозяйствования. /4/

3 стр., 1027 слов

Административно-правовой статус органов исполнительной власти (2)

... высших государственных органов страны, можно утверждать, что четкое понимание системы исполнительной власти, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с соответствующими органами субъектов РФ еще не сложилось. В частности, много вопросов вызывает система окружных органов, правовой статус ...

1.4 Особенности формирования и функционирования административной монополии в Российской экономике

В настоящее время государственная монополия наиболее полно используется в производстве и в обороте драгоценных металлов и камней, алкогольной продукции, военно-технических связях с зарубежными странами.

Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Недропользователи производят сортировку и оценку драгоценных камней под контролем Минфина РФ. Сделки с несортированными камнями не допускаются. Действует государственная монополия на опробование и клеймение пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов.

Монополия на производство и оборот алкогольной продукции практиковалась в России на протяжении столетий. С ее утратой после 1991 г. производство до 50% алкогольной продукции переместилось в теневой сектор, а из легально действующих предприятий отрасли около 50% уходят от налогового контроля. Под налогообложение попадает не более 1/3 алкогольной продукции, а государственная казна ежегодно недополучает 20-25 млрд. руб.

Наряду с мерами разрешительно-контрольного порядка стали применяться квотирование экспорта, импорта и закупок этилового спирта, запрет на реализацию его в розничной сети, регулирование отпускных цен на этиловый спирт из пищевого и непищевого сырья, декларирование производства и использования спирта.

Вместе с тем, государство сохранило в значительной мере монополию на деятельность в сфере военно-технических связей с другими странами. Примерно 70% предприятий оборонного комплекса акционированы, контрольные пакеты акций этих предприятий находятся в руках государства. Остальные являются унитарными государственными предприятиями.

Федеральные органы исполнительной власти, все российские юридические лица, участвующие в военно-технических связях с другими странами, подотчетны и подконтрольны, органы государственной власти осуществляют свои исключительные полномочия в этой сфере. Действуют разрешительный порядок экспорта и импорта продукции военного назначения, бюджетное финансирование экспорта и импорта во исполнение международных обязательств РФ. Проводится единая государственная политика в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения, не допускается конкуренция на внешнем рынке российских субъектов военно-технических связей.

Экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ (услуг) военного назначения осуществляются государственными компаниями по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение», «Российские технологии», «Промэкспорт» и предприятиями — разработчиками и изготовителями вооружения и военной техники, получившими такое право.

8 стр., 3902 слов

Деятельность органов внутренних дел по выявлению, пресечению ...

... оперативно-профилактических мероприятий по выявлению деятельности формирований, занимающихся незаконным оборотом алкогольной продукции. Требования к обороту алкогольной продукции закреплены в норма­тивных правовых актах на ... спирта в которой более 12 %. Оборот алкогольной продукции Предпринимательская деятельность в сфере оборота алкогольной продукции имеет три основные особенности. 1. Субъектами ...

Создаются сверхкрупные государственные и полугосударственные предприятия, научно-производственные центры по разработке и производству вооружений и военной техники новых поколений.

«По экспорту военной техники Россия вновь заняла ведущее место в мире (около 4 млрд. долл. в год).

Однако реальных денег в казну поступает мало, так как часть поставок идет в счет погашения долгов, а заказчики расплачиваются встречной продажей товаров» .

В соответствии с установленным порядком значительная часть акций остается на определенные сроки в государственной собственности и продается постепенно. Сохранение в руках федеральных и местных органов крупных пакетов акций во многих случаях является более целесообразным, чем немедленная их продажа инвесторам. Оно позволяет получать не разовые, а долгосрочные доходы от приватизации.

Определены виды деятельности предприятий, контрольные пакеты акций которых при приватизации закрепляются на срок до 3 лет в федеральной собственности: связь, выработка и распределение электроэнергии, добыча, переработка и сбыт нефти и природного газа, добыча и переработка драгоценных металлов и камней, разработка и производство систем вооружения и боеприпасов, производство спиртовой и ликероводочной продукции, перевозки на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, научно-исследовательские и проектно-конструкторские предприятия, специализированные предприятия по строительству и эксплуатации объектов для обеспечения национальной безопасности, предприятия оптовой торговли, закупающие для государственных нужд, экспортно-импортные операции в обеспечение межгосударственных соглашений.