Анализ национального законодательства о создании и государственной регистрации субъектов хозяйствования

Курсовая работа

Юридическое лицо – это искусственный субъект права, субъект права, созданный правопорядком. В отличие от физического лица, для которого появление на свет и уход из жизни – естественный природный процесс, создание и прекращение деятельности юридического лица сопровождается определенной, установленной законом процедурой.

Юридические лица могут создаваться на определенный срок, прекращая свое существование, к примеру, по достижении поставленной перед ними цели. Однако, по общему правилу, юридические лица создаются без указания срока деятельности.

На развитие предпринимательства в Беларуси серьезное влияние оказал Декрет Президента от 16.03.1999г. N 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования». Этот нормативный правовой акт был одним из самых жестких административных барьеров для вхождения в бизнес в нашей стране.

Огромное количество вопросов по применению указанного законодательного акта поступало в Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского.

В августе 1999г. Совет по развитию предпринимательства обратился к Президенту с просьбой изменить Декрет N 11, упростить регистрацию субъектов хозяйствования. При непосредственном участии предпринимательских структур и специалистов БСПН им.Кунявского Совет внес 15 предложений, которые в основном были учтены в Декрете от 2000-11-16г. N 22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента от 16.03.99г. N 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц».

Несмотря на то, что требования Декрета N 22 были значительно мягче, их правоприменительная практика вызывала очень много нареканий и замечаний у субъектов хозяйствования. Поэтому работа, в которой принимали участие члены Совета, специалисты БСПН им.Кунявского и других предпринимательских структур и государственных органов, по совершенствованию указанных декретов не прекращалась. Результатом ее и явился Декрет от 2002-12-17г. N 29. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом N 29 (далее — Положение) лишь устанавливает некоторые льготные условия порядка государственной регистрации для организаций. Положение вообще не содержит термина «перерегистрация» в отличие от предыдущих декретов. Это означает, что организации не должны начинать новую процедуру регистрации, а должны только привести учредительные документы в соответствие с законодательством, если они этого не сделали ранее согласно декретам N 11 и N 22.

6 стр., 2816 слов

Государственная регистрация и учредительные документы юридического лица

... представленные учредительные документы соответствуют установленным требованиям законодательства к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и иных представленных для государственной регистрации документах, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц ...

Декрет N 29 не обязывали не запрещал указывать виды деятельности в учредительных документах. После вступления Декрета в силу указывать виды деятельности в учредительных документах будет необходимо только в случаях, предусмотренных актами законодательства (например, ст.73 Банковского кодекса РБ предусматривает указание видов деятельности в уставе банка).

Это требование касается и индивидуальных предпринимателей.

Но при этом Декрет N 29 содержал новое требование о том, что если виды деятельности не указаны, то до начала осуществления видов деятельности субъект хозяйствования обязан письменно уведомить налоговый орган (по месту постановки на учет) о предполагаемых видах деятельности (абз.4 п.11 Положения).

Но если он указал в учредительных документах виды деятельности, которыми занимался либо собирается заниматься, то в этом случае он не обязан уведомлять соответствующий налоговый орган (абз.4 п.11).

В 2006г в Беларуси была еще более упрощена процедура государственной регистрации субъектов хозяйствования. На устранение бюрократических барьеров было направлено Постановление №668 Совета Министров «О порядке взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования» от 27 мая 2006 года. Проект этого документа был разработан Министерством юстиции страны во исполнение Декрета Главы государства №6 от 10.04.2006г. В соответствии с этим документом с 1 июня 2006 года регистрирующие органы должны одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя выдавать и документы о постановке на учет в налоговых службах, в органах государственной статистики и Фонда социальной защиты населения, а также в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах». Таким образом, граждане избавлены от необходимости обращаться в эти органы для постановки на учет. Разрешение на право изготовления печати будет также выдаваться регистрирующим органом и будет осуществляться без непосредственного участия заявителя.

Процедура государственной регистрации будет проводиться в срок до 20 дней, а с учетом выдачи регистрирующим органом документов о постановке на учет во всех уполномоченных органах — в течение 30 дней. При этом возможность продления установленных сроков государственной регистрации исключается.

Однако, принятие Декрета N 6 — это лишь крохотный шаг на пути объявленной в стране либерализации. Все проблемы государственной регистрации решатся только с принятием соответствующего закона и с введением заявительного принципа государственной регистрации.

Целью данного исследования является анализ национального законодательства о создании и государственной регистрации субъектов хозяйствования, а также изучение научной литературы, посвященной этому вопросу. Главные задачи курсовой работы:

  • Выявление понятия и признаков субъектов хозяйственной деятельности;
  • Определения способов создания юридических лиц;
  • Рассмотрение целей и органов государственной регистрации субъектов хозяйствования;
  • Изучение порядка и сроков регистрации субъектов хозяйствования;
  • Определение направлений упрощения законодательства по вопросу государственной регистрации субъектов хозяйствования.

1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Субъектами хозяйственной деятельности являются носители хозяйственных прав и обязанностей, обладающие определенными признаками. Как правило, выделяется четыре основных признака субъектов хозяйственной деятельности:

4 стр., 1945 слов

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

... государственной регистрации в качестве индивидуального п Понятие юридического лица содержится в ст. 44 ГК РБ: «Юридическим лицомпризнается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлени Прекращение деятельности субъектов хозяйствования – это лишение субъекта хозяйствования ...

  • наличие обособленного имущества, на базе которого осуществляется хозяйственная деятельность;
  • в установленном порядке или легитимация иным образом;
  • наличие хозяйственной компетенции;
  • самостоятельная имущественная ответственность[1].

Важнейшим признаком субъекта хозяйственной деятельности является наличие обособленного имущества. Обособленность имущества, самостоятельная ответственность, в том числе имущественная, характеризуют любой полностью дееспособный субъект права, а не только организацию с правами юридического лица. Имущество необходимо для осуществления хозяйственной, прежде всего коммерческой, деятельности. Правовой формой обособления является право собственности, наличие которого дает обладателю максимум возможностей заниматься непосредственно предпринимательской деятельностью, а также осуществлять руководство создаваемыми организациями, определять направления их деятельности и условия ее осуществления.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии с действующим законодательством собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом. При этом следует иметь в виду, что наличие у собственника именно таких прав в отношении своего обособленного имущества является наиболее важным условием появления субъекта хозяйственной деятельности. Наличие именно таких прав способствует более полной реализации собственного экономического интереса к ведению дел с целью получения прибыли.

Юридические лица, созданные на основе собственности Республики Беларусь или собственности административно-территориальных единиц, не являются собственниками закрепленного за ними имущества. Признаком их имущественной обособленности является самостоятельный баланс государственного унитарного или казенного предприятия и самостоятельная смета государственного учреждения с правом распоряжения имуществом. Кроме того, субъекты хозяйствования могут обладать имуществом не только на основе права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, т.е. на основе вещных прав, но и на основе иных прав, например, обязательственных (аренда, заем).

2 стр., 959 слов

Обращение взыскания на имущество и имущественные права должника

... помещение, принадлежащее на праве собственности гражданину, за исключением случаев заключения после возникновения оснований для обращения взыскания соглашения об обращении взыскания во внесудебном порядке; — предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую, ...

Гражданский кодекс Республики Беларусь[2] определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ст. 1).

Таким образом, цель предпринимательства — это получение прибыли или личного дохода. Выступление в хозяйственном обороте с целью получения прибыли означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями. Если гражданин эпизодически или непрофессионально без цели извлечения прибыли выполняет какие-то работы, услуги (например, по просьбе соседа даже с оплатой разового вознаграждения производит ремонт в квартире), то он не может расцениваться как предприниматель. В этом случае на него могут распространяться нормы гражданского права, но не положения, регулирующие хозяйственные отношения.

Субъекты хозяйственной деятельности легитимируются посредством государственной регистрации. Государственная регистрация может производиться только в порядке, определяемом законодательными актами.

Хозяйственная компетенция как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами.

Хозяйственная компетенция предполагает возможность осуществления субъектом определенных видов хозяйственной деятельности, совершения сделок. На практике выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную хозяйственные компетенции.

Под общей хозяйственной компетенцией понимается возможность субъектов хозяйствования иметь права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законом.

Субъект хозяйствования, являясь носителем общей хозяйственной компетенции, имеет право самостоятельно ограничить ее в учредительных документах. В этом случае будет иметь место ограниченная компетенция.

Отдельные субъекты хозяйственной деятельности законом наделены специальной компетенцией. Это значит, что указанные субъекты хозяйствования имеют права, соответствующие целям хозяйственной деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Например, специальной компетенцией обладают некоммерческие организации.

Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, при ведении которой законодателем установлен запрет на осуществление каких-либо иных видов хозяйственной деятельности. Например, исключительной является деятельность банков, кредитных, аудиторских организаций и др.

Компетенция субъектов хозяйственной деятельности может быть ограничена практикой лицензирования. Например, отдельными видами деятельности субъект хозяйствования вправе заниматься только после получения лицензии — специального разрешения соответствующего органа. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, выдающих лицензии, утверждается Правительством. Кроме того, в ст. 31 ГК РБ[3] установлено, что в случаях, предусмотренных законодательными актами, предпринимательская деятельность гражданина (индивидуального предпринимателя, учредителя, участника, собственника имущества или руководителя юридического лица и др.) может быть ограничена в судебном порядке на срок до трех лет. При этом предприятие и иное имущество, находящиеся в собственности указанного гражданина, могут быть использованы им в период действия ограничения для предпринимательской деятельности исключительно путем передачи этого имущества в доверительное управление.

3 стр., 1459 слов

Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь

... предприятий, ускоренного обновления их основных фондов. Повышение эффективности инновационной политики Республики Беларусь предполагает необходимость совершенствования ее законодательного обеспечения, формирования действенных механизмов финансовой поддержки новаторской деятельности. 2 Роль государства в регулировании инновационной деятельности ...

Признак самостоятельной имущественной ответственности[4] означает, что субъект хозяйствования отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. Субъект хозяйствования может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде от своего имени, выступать полноправным участником гражданского оборота. Так, юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом.

Республика Беларусь является особым субъектом хозяйствования, так как государство само устанавливает порядок создания, регистрации и прекращение деятельности субъектов хозяйствования, определяет объем их правоспособности. Учредив субъект хозяйствования, государство снимает с себя ответственность по его обязательствам, однако оно может в порядке исключения принять на себя ответственность по обязательствам государственных организаций или установить, что государственные организации несут ответственность по обязательствам государства. Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. Например, такое исключение предусмотрено в п. 5 ст. 115 ГК, из которого следует, что Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Государственное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (п. 2 ст. 120 ГК).

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. Имущественная ответственность предпринимателя, осуществляющего свою деятельность на основе контракта (договора), должна быть определена в контракте (договоре).

При этом она может обеспечиваться внесением залоговой суммы или предоставлением для этих целей своего личного имущества в иной форме. Пределы ответственности предпринимателя устанавливаются действующим законодательством, учредительными документами или договором с собственником имущества либо уполномоченным им органом.

Таким образом, к субъектам (участникам) хозяйственной деятельности относятся граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, зарегистрированные в установленном законом порядке, и выступающие в хозяйственном обороте с целью получения прибыли, а также Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы.

10 стр., 4711 слов

Разрешение хозяйственных споров сельскохозяйственных предприятий, ...

... реферата:, Задачи реферата: разобраться с основными формами предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства; понять проблемы защиты прав сельскохозяйственных предприятий и предпринимателей от различных правонарушений; показать значение арбитражной формы защиты прав сельскохозяйственных предприятий ... области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о ...

2 СПОСОБЫ И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Основные способы создания юридических лиц

Появление института юридического лица в самом общем виде было обусловлено усложнением социальной организации общества и развитием экономических отношений. Большинство теорий юридического лица объединяет положение, которое лаконично можно было бы сформулировать так: субъектом права, помимо человека, может быть некое образование, обладающее самостоятельными правами и обязанностями. Понятие юридического лица может быть выведено не путем установления общих черт, присущих всем разновидностям юридических лиц, а через выявление основной экономической цели указанного института. Именно так, через функции юридического лица, в конечном итоге и формулировались его правовые признаки.

Юридическое лицо[5] — это общеправовое понятие, и неважно, какое законодательство регулирует те или иные отношения — гражданское, административное, финансовое и т.д. Субъектами этих отношений могут быть физические, юридические лица либо государство (его учреждения или административно-территориальные единицы), осуществляющее свои функции через органы, наделенные правами юридического лица. Признаками юридического лица являются присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе — достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом права.

В соответствии со ст. 44 ГК РБ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс.

В Республике Беларусь отсутствует единый акт, регулирующий вопросы создания юридических лиц, однако имеется целый ряд специальных нормативных актов, которые определяют порядок создания отдельных видов юридических лиц[6].

Например, порядок создания акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью регулируется Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» (с послед, изм. и дополн.)[7].

Согласно положениям указанного Закона создание закрытого акционерного общества включает в себя заключение договора о совместной деятельности по созданию общества, утверждение устава, государственную регистрацию общества и регистрацию акций в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах. Акции закрытого акционерного общества при его создании распространяются среди лиц, подписавших договор о совместной деятельности по созданию общества. Открытое акционерное общество создается путем открытой подписки на акции или преобразования закрытого акционерного общества либо иного хозяйственного общества или товарищества.

Порядок создания субъектов хозяйствования, имущество которых находится в республиканской собственности, регулируется Положением о порядке создания предприятий, организаций, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, объединений, в том числе концернов, в состав которых входят эти предприятия, и о порядке прекращения их деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 1993 г. № 824 (с послед, изм. и до-полн.).

6 стр., 2501 слов

Государственная регистрация юридических лиц при их создании

... по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица" при государственной регистрации юридического лица при создании заявитель может представить в регистрирующий орган два ... 2. Учредительный договор для общества с ограниченной ответственностью, некоммерческих организаций или договор о создании для акционерного общества. 3. Решение ...

Указанные предприятия и организации создаются министерствами, государственными комитетами, ведомствами Республики Беларусь, объединениями, созданными Советом Министров Республики Беларусь.

Особенности создания, например, банков, регулируются Банковским кодексом и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Образование юридического лица зависит также и от характера участия государственных органов в его регистрации. Иными словами, юридическое лицо не может возникнуть помимо той или иной санкции со стороны государства, т.е. государство должно определенным способом контролировать их создание и функционирование. Главным моментом здесь является законность их образования, а также соблюдение законности в процессе функционирования юридического лица.

Такого рода особенности, присущие отдельным видам юридических лиц, устанавливают и определенные способы порядка их образования. В науке гражданского права различают три основных способа образования юридического лица[8]:

1. Распорядительный способ. Он характеризуется тем, что юридическое лицо возникает (создается) на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа. В распорядительном порядке возникают главным образом государственные организации (предприятия, объединения, высшие учебные заведения и др.) на основе распоряжения компетентного на то органа государства. Таковым может быть как орган общего, так и отраслевого государственного управления. К примеру, если строительство нового предприятия требует решения этого вопроса на правительственном уровне (если это относится к его компетенции), то этот вопрос регламентируется Постановлением Республики Беларусь. Для создания же нового отдела, образования нового цеха достаточно ведомственного нормативного правового акта (приказа, распоряжения) соответствующего отраслевого министерства, ведомства.

Для данного способа образования юридического лица характерны следующие стадии:

  • обоснование необходимости образования нового юридического лица и издание нормативного правового акта компетентным органом государства. Например, компетентные органы государства приходят к решению, что на территории Республики Беларусь создание такого-то конкретного предприятия будет способствовать оздоровлению экономики. На основании такого решения издается нормативный правовой акт, регламентирующий образование данного предприятия;
  • организационная работа.

На этой стадии происходит выделение средств, открытие счетов для финансирования работ; подборка кадров; изготовление проектно-сметной документации и т.д.;

  • подготовка и утверждение устава, разработка учредительных документов, в которых в целом должны быть отражены специфика и характер деятельности юридического лица.

2. Разрешительный способ. Характеризуется тем, что при этом способе возникновения юридического лица, в отличие от распорядительного, инициатива исходит не от государственного органа, а от учредителей (граждан или организаций), а компетентный орган лишь проверяет законность и целесообразность создания данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение либо отказывает в нем. В таком порядке возникают некоторые кооперативы, которые создаются при предприятиях (организациях), поскольку для регистрации их уставов требуется согласие данного предприятия (организации), общественные организации (союзы композиторов, писателей и т.д.).

4 стр., 1789 слов

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления. ...

... № 5242-1). 7.Срок оформления регистрации В течение 3-х дней со дня поступления документов в орган регистрационного учета; депутат полномочия должность информация 3. Статья 5.39. КОАП РФ Отказ в предоставлении гражданину информации. а) вид состава ...

По этому принципу образования юридического лица создаются также и предприятия. В частности, возникновение на базе структурной единицы объединения в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений. Такие предприятия создаются с полного согласия собственника. Например, при создании малого предприятия путем выделения из состава действующего предприятия структурного подразделения по решению его трудового коллектива необходимо согласие собственника имущества. В данном случае предприятие (собственник переданного имущества) выступает в качестве учредителя этого малого предприятия.

Разрешительный порядок действует при создании жилищно-строительных кооперативов, дачно-садоводческих товариществ. Но их образование зависит от согласия органов местного самоуправления.

Рассматриваемый способ образования юридического лица характеризуется следующими основными стадиями:

  • инициативный акт учредителей (учредителем предприятия может быть государство в лице соответствующих органов, физическое или юридическое лицо, группа физических или юридических лиц);
  • издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа, дающего разрешение на образование соответствующего юридического лица;
  • организационная работа;
  • регистрация устава.

3. Нормативно-явочный способ. Этот способ характерен тем, что для образования юридического лица не требуется согласие каких-либо третьих лиц или какого-то специального разрешения государства. В данном случае нормой права уже разрешен положительно вопрос о целесообразности создания такого рода юридических лиц. Поэтому и употребляется понятие «нормативно…» как один из элементов данного способа образования юридического лица. Но одной имеющейся нормы еще недостаточно, необходимо еще проявление воли лица (учредителя, учредителей) и его (их) явка в соответствующий регистрирующий орган, который проверяет соответствие устава и действий учредителя (учредителей) закону. В этой связи в качестве второго элемента употребляется понятие «явочный…». По существу, это означает, что необходимо явиться в компетентный государственный орган, чтобы зарегистрировать свой устав, который был принят на общем собрании учредителей. Поэтому этот порядок образования юридического лица называют зачастую «регистрационным»[9].

Нормативно-явочный порядок предполагает образование юридического лица, основанного на частной, совместной и смешанной формах собственности.

Для данного способа образования юридического лица характерны две основные стадии:

  • инициативный акт, согласованный и принятый учредителями, а также разработка ими устава;
  • регистрация устава.

Образование юридических лиц может происходить и путем выборов. Так, органы местного самоуправления (Советы депутатов) образуются не по распоряжению органов государственной власти и управления, а путем выборов.

2.2 Цели и органы государственной

7 стр., 3468 слов

Тема 3.4. Порядок регистрации и перерегистрации организации в ...

... окончании отчетного периода. Порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости. 14. Правила оформления бухгалтерской отчетности. Порядок формирования показателей бухгалтерской ... 115001. 4. Рассчитать налог на прибыль и заполнить налоговую декларацию по налогу на прибыль, форма КНД 1151006 ... 800 5 - счет 71 “Расчеты с подотчетными лицами” (сальдо Дебетовое) 100 50 70 95 60 6 ...

Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами[10].

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.1 и 2 ст.47 ГК).

Государственная следующие цели:

  • осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности;
  • проведение налогообложения;
  • получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
  • предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного управления и самоуправления информации о субъектах хозяйственной деятельности.

Государственная регистрация является заключительным этапом создания юридического лица. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 47 ГК).

Нормы Гражданского кодекса о государственной регистрации субъектов хозяйственной деятельности нашли свое развитие в других нормативных правовых актах. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования установлен в Положении о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 (в ред. Декрета от 17 декабря 2002 г. № 29 с послед, измен, от 02 апреля 2007 г. № 2).

В соответствии с п. 2 указанного Положения государственной регистрации подлежат[11]:

создаваемые (реорганизуемые) юридические лица:

  • хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, и крестьянские (фермерские) хозяйства (коммерческие организации);
  • ассоциации (союзы) — объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, потребительские кооперативы, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников (некоммерческие организации);
  • граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  • изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы коммерческих и некоммерческих организаций, а также в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения. Местом нахождения юридического лица является его юридический адрес, а местом нахождения индивидуального предпринимателя является место жительства (место прописки) гражданина, желающего быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица — собственника имущества частного унитарного предприятия при условии, что данное помещение принадлежит ему на праве собственности, а также с согласия всех совершеннолетних членов семьи. Однако осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без перевода этих помещений в нежилые в порядке, определенном законодательством.

Законодателем определены органы, осуществляющие государственную регистрацию субъектов хозяйствования. К таким органам относятся:

  • облисполкомы (Минским горисполкомом) — регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;
  • Национальный банк — регистрация банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • Министерство финансов — регистрация страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;
  • Министерство юстиции — регистрация торгово-промышленных палат;
  • администрации свободных экономических зон — регистрация коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций;
  • местные исполнительные и распорядительные органы, а также администрации районов в городах, в случаях, если такие полномочия им делегированы.

2.3 Порядок и сроки регистрации субъектов хозяйствования

Сведения о государственной регистрации в установленном порядке вносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Единый государственный регистр представляет собой общегосударственную систему учета и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предназначенную для обеспечения полной и достоверной информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в Республике Беларусь. Сведения, содержащиеся в Едином государственном регистре, являются открытыми и доступными для всеобщего ознакомления, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, банковскую, служебную и коммерческую тайну. Порядок формирования, ведения и предоставления информации о регистрации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя определены в Гражданском кодексе и других нормативных правовых актах, в частности в Положении о Едином государственном регистре, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2003 г. № 359.

В соответствии с установленной процедурой для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган необходимые документы (п. 23 Положении о государственной регистрации)[12]:

  • заявление, оформленное в установленном порядке;
  • анкету установленного образца на каждого учредителя — физическое лицо;
  • копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, либо протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;
  • учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора, нотариально засвидетельствованных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется);
  • документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации, с учетом особенностей его формирования для отдельных организационно-правовых форм (платежный или иной документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд);
  • документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации — физических лицах (копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы, копию пенсионного удостоверения, заверенную органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справку органа занятости, если такие документы имеются).

    Указанные документы не представляются при создании открытых акционерных обществ;

  • легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны его учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) для учредителей — иностранных организаций;
  • копию паспорта с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) для учредителей -иностранных физических лиц;
  • гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение коммерческой или некоммерческой организации по месту нахождения, а для частных унитарных предприятий, местонахождение которых предполагается в жилых помещениях — документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение собственника имущества частного унитарного предприятия, справку о составе семьи, заявление о согласии всех совершеннолетних членов семьи на размещение в таком помещении данного унитарного предприятия;
  • платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора;
  • эскизы печатей в двух экземплярах.

Количество и перечень документов, необходимых для государственной регистрации, зависят от вида субъекта хозяйствования. Например, учредитель дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия должен представить в регистрирующий орган заявление об отсутствии не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств или документы, подтверждающие согласие всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия. Для государственной регистрации реорганизуемых коммерческих и некоммерческих организаций дополнительно представляются передаточный акт или разделительный баланс. Объединения, созданные по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Декрета, подлежат государственной регистрации на основании представления в облисполкомы, Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы по месту своего нахождения заявления, копий учредительных документов (по два экземпляра копий устава) и решения о создании объединения и т.п.

Согласно п. 26 Положении о государственной регистрации для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

  • заявление с указанием видов деятельности, которые будут осуществляться индивидуальным предпринимателем, если такое указание предусмотрено актами законодательства;
  • анкета установленного образца;
  • документы, содержащие сведения о трудовой деятельности (копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справка государственной службы занятости, если такие документы имеются);
  • фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
  • платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора.

Пункт 11 Положения о государственной регистрации устанавливает обязанность для предпринимателей (аналогично как и для юридических лиц) до начала осуществления видов деятельности, указания которых в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя в соответствии с актами законодательства не требуется, письменно уведомить соответствующие регистрирующий (по месту регистрации) и налоговый (по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика) органы о тех видах деятельности, которые они предполагают осуществлять. Например, в настоящее время в заявлении на государственную регистрацию указывать необходимо те виды деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия).

Это положение было введено законодателем не так давно и являлось довольно прогрессивным[13].

Но установление пунктом 11 для субъектов хозяйствования обязанностей по уведомлению указанных выше органов практически устраняют положительную тенденцию, наметившуюся в законодательстве, не имеет смысла, осложняя и без того сложную процедуру регистрации.

Для государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы, коммерческие и некоммерческие организации представляют в регистрирующий орган:

  • заявление с указанием этих изменений и дополнений;
  • копию решения о внесении изменений и дополнений в учредительные документы, утвержденного в установленном порядке;
  • оригиналы либо копии изменений или дополнений (в двух экземплярах), которые оформляются в виде приложений к учредительным документам, нотариально засвидетельствованные, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется.

Если изменения и дополнения в учредительные документы вносятся два и более раза и (или) изменяются и дополняются более половины положений учредительных документов либо внесение отдельных изменений и (или) дополнений технически сложно для изложения или восприятия, то для государственной регистрации требуется представление таких документов в новой редакции;

  • оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования такой организации или ее реорганизации;
  • платежный или иной документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, и заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд;
  • платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию указанных изменений и дополнений.

Для регистрации изменений и дополнений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в регистрирующий орган представляются:

  • заявление с указанием сведений, необходимых для внесения соответствующих изменений и дополнений (места жительства, фамилии, имени, отчества, видов деятельности);
  • оригинал свидетельства о государственной регистрации;
  • платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию изменений и дополнений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

При изменении фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, а также его места жительства регистрирующий орган выдает этому предпринимателю новое свидетельство о государственной регистрации.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующими органами в двадцатидневный срок со дня подачи всех необходимых для государственной регистрации документов.

Пункты 32-33 Положении о государственной регистрации указывают, что регистрирующие органы обязаны принимать на рассмотрение документы, представленные для государственной регистрации, рассматривать их по существу, при необходимости разъяснять лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

Регистрирующий орган вправе запрашивать у государственных органов дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых коммерческих и некоммерческих организаций, а также о физических лицах, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей, необходимые для решения вопроса о государственной На основании решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования регистрирующий орган в течение десяти рабочих дней:

  • присваивает субъекту хозяйствования соответствующий регистрационный номер;

выдает:

  • свидетельство о государственной регистрации установленного Правительством Республики Беларусь образца. На учредительных документах коммерческих и некоммерческих организаций ставится штамп регистрирующего органа;
  • разрешение на право изготовления печатей;
  • документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование;
  • представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— сообщает в структурное подразделение по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов о произведенной государственной регистрации субъектов хозяйствования, занимающихся рекламной деятельностью, деятельностью модельных агентств, подготовкой моделей (демонстраторов одежды).

Министерство юстиции вносит запись о включении субъектов хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения.

До выдачи свидетельства о государственной регистрации орган, осуществивший государственную регистрацию субъекта хозяйствования на основании недостоверных данных, установленных после принятия решения о государственной регистрации, вправе отменить данное решение.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации субъектов хозяйствования регистрирующий орган в пятидневный срок в письменной форме сообщает об этом лицу, обратившемуся за такой регистрацией. Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены актами законодательства. Так, согласно п. 40 Положении о государственной регистрации государственная регистрация создаваемых (реорганизуемых) субъектов хозяйствования, а также государственная регистрация изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы организаций (свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), не допускаются при обнаружении следующих обстоятельств:

  • коммерческая или некоммерческая организация расположена в жилом помещении (за исключением частного унитарного предприятия, создаваемого физическим лицом) без соответствующего решения местного исполнительного и распорядительного органа или по месту нахождения (в одном помещении) другой коммерческой или некоммерческой организации;

на момент осуществления государственной регистрации уставный фонд:

  • банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, а также унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, за исключением государственных унитарных предприятий, сроки формирования минимального размера уставного фонда которых устанавливаются Правительством Республики Беларусь, не сформирован полностью;
  • полных и коммандитных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью внесен менее чем наполовину;
  • производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств внесен менее чем на 10 процентов.

Оставшаяся часть уставного фонда коммерческих организаций, указанных в абзацах третьем и четвертом части первой настоящего подпункта, должна быть внесена в течение года со дня государственной регистрации;

  • учредитель дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия имеет не исполненные (не исполненное) в срок гражданско-правовые обязательства (обязательство), в том числе не возвращенную в срок сумму по кредитному договору (проценты на нее), при отсутствии согласия всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия;
  • гражданин — собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой или некоммерческой организации имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
  • в отношении одного из собственников имущества (учредителей) коммерческой или некоммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;
  • на момент государственной регистрации не истек установленный судом срок ограничения предпринимательской деятельности гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя;
  • в случае государственной регистрации коммерческой или некоммерческой организации будет установлен запрет на занятие предпринимательскими видами деятельности для собственника ее имущества (учредителя, участника);

на момент государственной регистрации собственник имущества (учредитель) коммерческой организации (за исключением реорганизации такой организации) или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя:

  • имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды либо является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, имеющего такую задолженность;
  • является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен.

Положения части первой настоящего подпункта не распространяются на внесение изменений и дополнений в учредительные документы коммерческой организации, не связанных со сменой собственника имущества или состава учредителей (участников).

Государственные органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные органы, и иные организации, имущество которых находится в государственной собственности, а также коммерческие организации, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев), или иным не противоречащим законодательству образом может определять решения, принимаемые этими организациями, при наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящего подпункта, вправе создавать юридические лица с согласия органа, выступающего от имени собственника в отношении соответствующего имущества, являющегося государственной собственностью;

— при реорганизации коммерческой или некоммерческой организации учредителями (участниками) либо органом, принявшим решение о реорганизации, регистрирующему органу не представлены наряду с учредительными документами передаточный акт или разделительный баланс либо в учредительных документах создаваемой организации отсутствуют положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица.

Государственная регистрация создаваемых (реорганизуемых) субъектов хозяйствования, а также государственная регистрация изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы организаций (свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), не допускаются в случае нарушения установленного законодательными актами порядка их образования или несоответствия учредительных документов законодательству, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Решение об отказе в государственной регистрации субъекта хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный суд в установленном порядке[14].

3 УПРОЩЕНИЕ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

В Беларуси упрощена процедура государственной регистрации субъектов хозяйствования. На устранение бюрократических барьеров направлено Постановление №668 Совета Министров «О порядке взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования» от 27 мая 2006 года. Проект этого документа был разработан Министерством юстиции страны во исполнение Декрета Главы государства №6.

Постановлением утверждено Положение о порядке взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования.

С 1 июня 2006 года регистрирующие органы должны одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя выдавать и документы о постановке на учет в налоговых службах, в органах государственной статистики и Фонда социальной защиты населения, а также в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах». Таким образом, граждане избавлены от необходимости обращаться в эти органы для постановки на учет. Разрешение на право изготовления печати будет также выдаваться регистрирующим органом и будет осуществляться без непосредственного участия заявителя.

Постановлением Совмина также определена последовательность и установлены конкретные сроки постановки на учет субъектов хозяйствования в различных органах.

Процедура государственной регистрации проводится в срок до 20 дней, а с учетом выдачи регистрирующим органом документов о постановке на учет во всех уполномоченных органах — в течение 30 дней. При этом возможность продления установленных сроков государственной регистрации исключается. Таким образом, постановлением нормативно закреплена необходимость одновременной выдачи субъектам хозяйствования свидетельства о государственной регистрации, документов, свидетельствующих о постановке на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя во всех необходимых органах, и разрешения на право изготовления печатей.

Новшество позволит установить завершенную четкую систему государственной регистрации субъектов хозяйствования, обеспечить сокращение временных и материальных затрат, вызванных необходимостью постановки на учет в различных органах.

Однако, не уменьшается количество документов, требуемых при регистрации субъектов хозяйствования. Стремление законодателя установить максимальное количество документов объясняется возложением ответственности за осуществление государственной регистрации на должностных лиц регистрирующих органов, являющихся государственными органами.

Для разрешения проблемы необоснованно широкого перечня документов, представляемых для государственной регистрации, в законодательстве (проекте Закона о государственной регистрации) предполагается заменить разрешительный принцип регистрации на заявительный (уведомительный).

В большинстве стран с рыночной экономикой предприниматели извещают соответствующие органы о том, что открывают новое дело. Что касается ответственности за предоставленные документы, то она должна возлагаться только на предпринимателя[15].

Заявительный принцип регистрации заключается в том, что практически отсутствует государственный контроль за процессом регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Государственный контроль в этой области должен иметь место с целью обеспечения защиты общества и государства от недобросовестных предпринимателей. Но другой вопрос — каким он должен быть, как определить его рамки, границы, чтобы он не превращался в препятствие на пути создания субъекта хозяйствования. Возможно, следует обязать регистрирующие органы проверять лишь те сведения, которые будут включены в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Устав и учредительный договор — внутренние документы юридического лица, и их положения, не соответствующие закону, в любом случае не будут иметь юридическую силу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Субъектами хозяйственной деятельности являются носители хозяйственных прав и обязанностей, обладающие определенными признаками. Как правило, выделяется четыре основных признака субъектов хозяйственной деятельности:

  • наличие обособленного имущества, на базе которого осуществляется хозяйственная деятельность;
  • в установленном порядке или легитимация иным образом;
  • наличие хозяйственной компетенции;
  • самостоятельная имущественная ответственность.

Таким образом, к субъектам (участникам) хозяйственной деятельности относятся граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, зарегистрированные в установленном законом порядке, и выступающие в хозяйственном обороте с целью получения прибыли, а также Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы.

В Республике Беларусь отсутствует единый акт, регулирующий вопросы создания юридических лиц, однако имеется целый ряд специальных нормативных актов, которые определяют порядок создания отдельных видов юридических лиц.

Образование юридического лица зависит также и от характера участия государственных органов в его регистрации. Иными словами, юридическое лицо не может возникнуть помимо той или иной санкции со стороны государства, т.е. государство должно определенным способом контролировать их создание и функционирование. Главным моментом здесь является законность их образования, а также соблюдение законности в процессе функционирования юридического лица.

Такого рода особенности, присущие отдельным видам юридических лиц, устанавливают и определенные способы порядка их образования. Наиболее распространенными являются такие способы, как распорядительный, разрешительный, нормативно-явочный (регистрационный).

Образование юридических лиц может происходить и путем выборов. Так, органы местного самоуправления (Советы депутатов) образуются не по распоряжению органов государственной власти и управления, а путем выборов.

Государственная регистрация имеет следующие цели:

  • осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности;
  • проведение налогообложения;
  • получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
  • предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного управления и самоуправления информации о субъектах хозяйственной деятельности.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения. Законодателем определены органы, осуществляющие государственную регистрацию субъектов хозяйствования. Сведения о государственной регистрации в установленном порядке вносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Количество и перечень документов, необходимых для государственной регистрации, зависят от вида субъекта хозяйствования.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующими органами в двадцатидневный срок со дня подачи всех необходимых для государственной регистрации документов.

Пункты 32-33 Положения указывают, что регистрирующие органы обязаны принимать на рассмотрение документы, представленные для государственной регистрации, рассматривать их по существу, при необходимости разъяснять лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации субъектов хозяйствования регистрирующий орган в пятидневный срок в письменной форме сообщает об этом лицу, обратившемуся за такой регистрацией. Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены актами законодательства. Решение об отказе в государственной регистрации субъекта хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный суд в установленном порядке.

За последние пять лет законодательство в области государственной регистрации субъектов хозяйствования корректировалось и дополнялось Декретами Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 29, 11 сентября 2003 г. № 20, от 8 октября 2003 г. № 21, от 12 ноября 2003 г. № 22, от 9 марта 2005 г. № 3, от 1 июля 2005 г. № 8, от 22 ноября 2005 г. № 15, от 10 апреля 2006 г. № 6, от 4 сентября 2006 г. № 14, от 2 апреля 2007 г. № 2. Для разрешения проблемы необоснованно широкого перечня документов, представляемых для государственной регистрации, в законодательстве предполагается заменить разрешительный принцип регистрации на заявительный (уведомительный).

Приведенные факты свидетельствуют о необходимости более четкой регламентации института создания юридического лица, так как указанный процесс в значительной степени затрагивает интересы не только юридического лица, но и государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/gosudarstvennaya-registratsiya-subyektov-predprinimatelskoy-deyatelnosti/

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. (ред. от 22.12.2005) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2001 г. N 2/744

Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9.12.1992г. (ред. от 30.07.2004) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 16 марта 2001 г. N 2/361

Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 4.10.1994г.//НРПА. 2003.№ 74. 2/962.

Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999г. № 11 (с изм. и доп. от 02.04.2007г. № 2 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 83, 1/8464.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. — Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004. — 300 с.

Гражданское право: В 2 ч. Ч. 1: Учебник / Под общ. ред. проф. В.Ф.Чигира. – Мн.: Амалфея, 2002.

Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь: Общая часть. – Мн.: Молодеж., 2003. – 470 с.

Конаневич Ю.Г. Гражданское право – Мн.: Институт парламентаризма и предпринимательства, 2004. – 511 с.

Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь : В 2 кн. Кн. 1//Отв. ред. В.Ф. Чигир.- Мн.: Амалфея, 1999.

Куницкая О. К вопросу о государственной регистрации субъектов хозяйствования // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 2004, №16

Паращенко В.Н. Хозяйственное право Республики Беларусь. — Мн.: ПолиБиг, 1999.

Правовое регулирование хозяйственной деятельности в Республике Беларусь: Практ. пособие / В.А. Витушко, А.А. Головко, М.Г. Пронина, В.И. Семенкова и др. / Под общ. ред. В.А.Витушко, В.И. Семенкова. – Мн.: МНО, 2001. – 400 с.

Правовые основы бизнеса. Под ред. Л.И. Липень, — Мн.1995.

Предпринимательское право. Под ред. Н.И. Клейн. — М. 1993, 480 с.

Хозяйственное (предпринимательское) право Республики Беларусь. Особенная часть. Практ. пособие. – Мн.: МНО, 2001. – 318 с.

Хозяйственное право. Учебник для вузов. 2 т./ Отв. ред. Проф. В.С. Мартемьянов. — М: БЕК, 1994.

[1] Правовое регулирование хозяйственной деятельности в Республике Беларусь: Практ. пособие / В.А. Витушко, А.А. Головко, М.Г. Пронина, В.И. Семенкова и др. / Под общ. ред. В.А.Витушко, В.И. Семенкова. – Мн.: МНО, 2001. –с. 49

[2] Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. (ред. от 22.12.2005) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2001 г. N 2/744

[3] Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. (ред. от 22.12.2005) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2001 г. N 2/744

[4] Правовое регулирование хозяйственной деятельности в Республике Беларусь: Практ. пособие / В.А. Витушко, А.А. Головко, М.Г. Пронина, В.И. Семенкова и др. / Под общ. ред. В.А.Витушко, В.И. Семенкова. – Мн.: МНО, 2001. – с. 53

[5] Конаневич Ю.Г. Гражданское право – Мн.: Институт парламентаризма и предпринимательства, 2004. – с. 114

[6] Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь: Общая часть. – Мн.: Молодеж., 2003. –с.131

[7] Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9.12.1992г. (ред. от 30.07.2004) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 16 марта 2001 г. N 2/361

[8] Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь: Общая часть. – Мн.: Молодеж., 2003. –с. 132

[9] Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь: Общая часть. – Мн.: Молодеж., 2003. –с. 133

[10] Правовое регулирование хозяйственной деятельности в Республике Беларусь: Практ. пособие / В.А. Витушко, А.А. Головко, М.Г. Пронина, В.И. Семенкова и др. / Под общ. ред. В.А.Витушко, В.И. Семенкова. – Мн.: МНО, 2001. –с. 55

[11] Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999г. № 11 (с изм. и доп. от 02.04.2007г. № 2 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 83, 1/8464.

[12] Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999г. № 11 (с изм. и доп. от 02.04.2007г. № 2 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 83, 1/8464.

[13] Куницкая О. К вопросу о государственной регистрации субъектов хозяйствования // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 2004, №16

[14] Правовое регулирование хозяйственной деятельности в Республике Беларусь: Практ. пособие / В.А. Витушко, А.А. Головко, М.Г. Пронина, В.И. Семенкова и др. / Под общ. ред. В.А.Витушко, В.И. Семенкова. – Мн.: МНО, 2001. – с. 64

[15] Куницкая О. К вопросу о государственной регистрации субъектов хозяйствования // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 2004, №16