Регистрационно-учетная дисциплина в деятельности подразделений предварительного расследования МВД Республики Беларусь

Для совершенствования форм и методов системы контроля за регистрационно-учетной дисциплиной в органах внутренних дел на всех уровнях управления, выработки рекомендаций по улучшению деятельности специалисты классифицируют основные нарушения, допускаемые в процессе регистрации и учета преступлений. Они связаны с: 1) недостатками организационного характера; 2) несовершенством нормативно-правовой базы; 3) недобросовестным отношением сотрудников к своим функциональным обязанностям.

Как уже упоминалось выше, аппаратом МВД принимается ряд организационно-управленческих решений, направленных на повышение качества и уровня регистрационно-учетной работы. Однако, с точки зрения автора, в нормативной базе в достаточной мере уделено внимание процедуре выявления данных нарушений и систематизации мер дисциплинарного воздействия, тогда как вопросы, относящиеся к субъективным факторам, практически игнорируются.

Рассмотрим данное утверждение на основании реплик законодателя.

Начальник органа внутренних дел несет персональную ответственность за состояние регистрационно-учетной дисциплины, по фактам сокрытия от регистрации или учета заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях или информации о происшествиях, фальсификации материалов проверки, иных нарушений регистрационно-учетной дисциплины назначает служебную проверку8 .

В аппаратах УВД организована работа постоянно действующей комиссии по регистрационно-учетной дисциплине уполномоченные, в числе прочего:

— изучение обоснованности вынесения заключений о списании материалов проверки в дело по обращениям граждан и информации о происшествиях (УОПП), законности принятия решений об отказе в возбуждении уголовных дел, прекращении проверки по делам частного обвинения по заявлениям и сообщениям о преступлениях (ИР, УОГ1П,УУР, УБЭП, ГАИ но направлениям деятельности);

— проверка организации контроля сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, обращений граждан, обоснованности вынесения постановлений об их продлении, надлежащего исполнения постановления МВД Республики Беларусь от 10.03.2010 № 55;

— изучение на предмет наличия незарегистрированных преступлений находящихся в производстве предварительного расследования и приостановленных на основании п.1 ч.1 ст.246 У1IK уголовных дел;

9 стр., 4320 слов

Работа суточного наряда дежурной части ОВД по приему, регистрации ...

... дежурную часть выдается следующая информация: о лицах, поставленных на учет; о преступлениях; похищенных вещах и т.д. 2. Прием и регистрация заявлений и сообщений граждан В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины ... смену: а) с оперативной обстановкой, б) проводимой работой по зарегистрированным преступлениям и происшествиям, в) с предстоящими массовыми и иными мероприятиями, г) имеющимися ...

— проверка на предмет обоснованности назначения доследственных проверок заявлений и сообщений о преступлениях, находящихся на рассмотрении сотрудников органов внутренних дел, хода реализации требовании распоряжения МВД от 31.12.2006 №185 «Об обеспечении контроля за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел».

В планы работы возглавляемых подразделений обязательно включаются мероприятия по упреждающему контролю нарушений законности при приеме, регистрации, рассмотрении и учете заявлений, сообщений о преступлениях. Вменены ежеквартальные доклады председателю комиссии по регистрационно-учетной дисциплине о результатах проведенной работы и предложениями по ее совершенствованию с указанием числа изученных материалов об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении проверки по делу частного обвинения, количестве внесенных ходатайств надзирающим прокурорам об отмене вышеуказанных необоснованных решений, результатов их рассмотрения, приведением примеров выявленных нарушений, принятых мерах реагирования.

В подразделениях определен круг сотрудников (имеющего выслугу в ОВД не менее трех лет), ответственных за проведение сверок полноты информации, зарегистрированной в Единой книге с подразделениями: ОДС, РСД, ГАИ, МРЭП, ЭКО, охраны, исполнения наказаний, гражданства и миграции, а также учреждениями здравоохранения, судебно-медицинской экспертизы, военными комиссариатами, с организациями жилищно-коммунального хозяйства и ОГиМ для получения сведений о гражданах, выбывших с приватизированной жилплощади в связи с ее отчуждением и не прибывшим к новому месту жительства, судами, банковскими учреждениями, страховыми и другими организациями, офисами операторов мобильной связи (об утере и хищении имущества), учетами ОДС, НАЛ, судов, КДН. Результаты сверок оформлять актом. Сверки в учреждениях здравоохранения и полноты привлечения лиц к административной ответственности проводятся ежемесячно, а в других организациях — не реже одного раза в квартал.

Каждый факт отмены прокурорами постановлений о прекращении проверки по делу частного обвинения и об отказе в возбуждении уголовного дела и с одновременным его возбуждением рассматривается, как чрезвычайное происшествие с обязательным представлением в ИЦ УВД сообщения с указанием обстоятельств совершения противоправного деяния, размера вреда, наличия виновного лица, основания вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении проверки по делу частного обвинения и последующей отмены, должности, звания и установочных данных сотрудника и должностных лиц органов внутренних дел, принявшего, согласовавшего и утвердившего незаконные решения.

Возбуждение уголовного дела после отмены прокурором постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении проверок по делам частного обвинения и проведения дополнительных проверок, утвержденных заместителями начальника ОВД, считается поводом и основанием для назначения и проведения служебных проверок по фактам нарушений законности.

33 стр., 16084 слов

Судебно-бухгалтерская экспертиза в уголовном процессе

... судебно-бухгалтерской экспертизы. Эмпирическую базу работы составило изучение, по специально разработанной анкете с помощью кафедры криминологии и судебных экспертиз, 15 уголовных дел ... и т.п. Современная судебная бухгалтерия в нашей стране стала следствием великой судебной реформы в 1864 ... Западной областной торговой палате создается отдел учетно-финансовых экспертиз, который потом был реорганизован ...

Установлена персональная ответственность заместителей начальника РУ-ГО-РОВД — начальников предварительного расследования за своевременностью возбуждения уголовных дел. Ими организовывается ежемесячное изучение и обобщение представляемой руководителями отделов, отделений и служб сведений о состоянии регистрационно-учетной дисциплины в возглавляемых подразделениях, проблемных вопросах и путях их разрешения, информационно-справочных данных. Результаты в форме докладных записок направляются начальникам ОВД для последующего, не реже одного раза в полугодие, рассмотрения на оперативных совещаниях.

Как следует из вышесказанного, повышенное внимание уделено организационно-контрольным мероприятиям. Вместе с тем, при более глубоком, социальном исследовании проблемы, можно определить следующие причины укрытия преступлений от регистрации и учета: требование руководства высоких показателей; чрезмерная загруженность сотрудников; стремление к созданию мнимого благополучия. То есть к причинам, обуславливающим наличие фактов нарушений регистрационно-учетной дисциплины следует отнести:

  • перегруженность сотрудников материалами, находящимися у них в производстве;
  • низкий уровень профессиональной подготовки;
  • недобросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей.

В целях минимизации факторов, ведущих к нарушениям законности при регистрационно-учетной работе, возможна разработка следующих мер:

— установление обязательного утверждения прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем, дознавателем и органом дознания;

— создание общественных комиссий по рассмотрению жалоб граждан на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов, что будет способствовать уменьшению нарушений регистрационно-учетной дисциплины и укреплению доверия населения к органам правопорядка. Это важно в современных условиях, когда в общественное сознание усиленно «вбивается» мысль о бесконтрольности правоприменительных органов, творящих произвол в отношении совершенно невиновных граждан, что в свою очередь якобы предполагает необходимость дальнейшего ограничения их полномочий, «либерализации» законодательства.

При оптимальном соотношении между прокурорским надзором, ведомственным и общественным контролем можно обеспечить выявление, предупреждение, пресечение большинства фактов нарушения при предварительном расследовании преступлений.

С другой стороны — в показателе оценки деятельности органов внутренних дел уровень оптимальной нагрузки на одного сотрудника, при превышении которой необходимо увеличить финансирование и штатную численность. На сегодняшний день крайне ослаблено мотивационное начало в регистрационно-учетной работе, у сотрудников нет стимула к увеличению объема регистрируемой преступности, т.к. при такой же численности личного состава и существующем уровне оплаты труда служебная нагрузка по отработке дополнительно полученного материала многократно возрастает. Кроме того, отсутствует система поощрения за активность и инициативу в расследовании криминальных событий.

10 стр., 4567 слов

Организация регистрации документов. Характеристика современных ...

... и внутренних документов ведутся раздельные регистрационные формы с самостоятельными регистрационными номерами. Из входящего документа в процессе регистрации в регистрационную форму выписываются, как правило, следующие сведения: дата получения; входящий регистрационный номер, присваиваемый документу учреждением-получателем; дата документа; регистрационный номер документа, ...

Деятельность органов внутренних дел как многофункциональной социальной системы связана с множеством различных факторов. Познание сущности этой разновидности социальных систем, работы ее отдельных структур, а также закономерностей их функционирования помогает понять особенности и проблемы управления ими, в том числе вопросы организации регистрации и учета преступлений в органах внутренних дел.

Одним из важнейших факторов полноты регистрации и учета преступлений является нормативно — правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по приему, проверке, принятию решений по сообщениям о преступлениях, их регистрации, учету и правовому обеспечению самого процесса управления за указанной деятельностью.

Следует особо выделить, что конкретными мерами по укреплению регистрационно-учетной дисциплины являются выявление причин и условий нарушений законности при приеме, проверке, принятии решений по сообщениям о преступлениях, регистрации, учете и их устранение. Главными причинами нарушений законности и регистрационно-учетной дисциплины являются, во-первых, существующие критерии оценки деятельности органов внутренних дел; во-вторых, недостаточное и неполное нормативно-правовое регулирование деятельности органов правопорядка при регистрации и учете преступлений; в-третьих, ненадлежащая организация регистрационно-учетной работы; в-четвертых, социально-психологические причины, связанные с недоверием населения и потерпевших от преступных посягательств к правоохранительным органам.

Изучение, анализ причин и условий нарушения регистрационно-учетной дисциплины дает возможность внести соответствующие рекомендации по их устранению.

1.Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 года «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»

2.Кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 N 295-З (ред. от 05.05.2010) «Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь»

3.Постановление МВД Республики Беларусь от 10.03.2010 №55 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях»

Выполнил: ___________________В.В. Вознесенский

30.07.2010 г.