Система органов финансового контроля в Республике Беларусь

— это контроль компетентных государственных органов за законностью, правильностью и экономической целесообразностью деятельности участников финансовых отношений по планомерному образованию, распределению и использованию государственных денежных средств.

Государственный финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе образования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств.

Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества и правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность государственной власти за проводимую в стране политику. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и местных органов власти.

Целью финансового контроля является определение достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств, проверка законности и эффективности действий по образованию, распределению и использованию денежных средств государства.

В настоящее время финансовый контроль имеет важное значение, так как он является важнейшим звеном государственного контроля за количеством и качеством труда, за мерой труда и мерой потребления, необходимость которого обусловлена действием экономических законов, последовательным осуществлением важнейшего принципа хозяйствования — режима экономии. Актуальной проблемой социально-экономического развития общества на современном этапе является обеспечение эффективного финансового контроля, то есть поиск путей его совершенствования. Это связано с тем, что от эффективности работы контрольных органов зависит возможность государства выполнять свои функции.

2 стр., 851 слов

Денежные средства организации и их виды

... денежных обязательств в работе с иностранными контрагентами, организация обязана открывать валютный счет. В кассе организации может находиться лимитированное количество наличных денежных средств. ... с государственными налоговыми структурами, поставщиками и покупателями, учредителями и собственниками, сотрудниками компании и внебюджетными фондами основываются именно на денежных средствах. ...

Цель настоящей работы состоит в формировании целостного представления о финансовом контроле и его координации в Республике Беларусь, а также в выявлении и оценке деятельности органов финансового контроля и установлении их системы.

На основе этого можно определить задачи данной работы:

1) раскрыть организацию финансового контроля; 2)определить состав органов финансового контроля в Республике Беларусь; 3) раскрыть задачи и функции Комитета государственного контроля, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Совета по координационной деятельности в Республике Беларусь, Национального банка, Министерства экономики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Государственного таможенного комитета; 4) рассмотреть координацию контрольной деятельности в Республике Беларусь; 5) установить правовые основы взаимодействия органов финансового контроля в Республике Беларусь. Методологическую основу исследования составляют частнонаучные и общенаучные методы: нормативно-логический, исторический, метод сравнительного правоведения, аналитический, синтеза, системно-правовой, описательный и др. Для написания данной работы использовались нормативные и законодательные акты Республики Беларусь, журнальные статьи и учебные издания как белорусских, так и зарубежных авторов.

1 Понятие финансового контроля: общая характеристика

В широком смысле финансовый контроль является частью общегосударственного контроля и осуществляется всеми органами государственной власти: Президентом, Парламентом, Правительством Республики Беларусь. Однако для этих органов контрольные полномочия не являются их важнейшим и основным видом деятельности. В соответствии со ст. 79 Конституции Республики Беларусь Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Главы государства в области финансового контроля реализуются через подписание законов, относящихся к финансовому законодательству. Президент осуществляет предварительный контроль основного финансового плана государства — бюджета — путем рассмотрения и утверждения проекта консолидированного бюджета на очередной год [1].

К общегосударственному финансовому контролю относится парламентский контроль. Он проводится Национальным собранием Республики Беларусь при рассмотрении и утверждении проекта республиканского бюджета и отчета о его исполнении. Контрольные функции в области финансов выполняют также постоянные комиссии, образуемые Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Особая роль здесь принадлежит специально образованным для этих целей Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей и комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики. Компетенция Правительства в области финансового контроля вытекает из общих полномочий, закрепленных в ст. 107 Конституции Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики. В собственном смысле слова финансовый контроль — это управленческая деятельность специальных контролирующих органов в сфере финансовой деятельности государства [2, с. 12-16].

11 стр., 5464 слов

Государственное регулирование образования Республики Беларусь

... belarus-ob-obrazovanii/ В ближайшей перспективе в Республике Беларусь государственная политика в области финансового обеспечения образования будет направлена на: сохранение прямого бюджетного ... Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XІІ «Об образовании» (далее Закон) образование подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование в Республике Беларусь включает ...

Необходимость существования финансового контроля в сфере государственного управления финансами и кредитом обусловлено многими факторами, один из которых связан с контрольной функцией финансов. В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонений от заданных экономической и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения. Финансовый контроль проводится при осуществлении любой финансовой операции, которая должна быть одновременно экономически целесообразной и юридически законной. Особенностями финансового контроля являются его всеобъемлющий и универсальный характер и то, что его объекты – это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно – денежные отношения имеют стоимостную форму[3, с.213-215]. Целью государственного финансового контроля является обеспечение эффективности финансовой деятельности государства.

С помощью контроля государство следит за правильной и своевременной мобилизацией финансовых ресурсов в бюджет, государственные внебюджетные фонды и иные централизованные фонды денежных средств, а также за целевым и эффективным использованием государственных средств и др. Сущность финансового контроля находит отражение в его задачах, одна из которых заключается в соблюдении всеми субъектами финансовой деятельности действующего финансового законодательства. В процессе проведения финансового контроля проверяется соблюдение финансовой дисциплины, которая включает: выполнение субъектами хозяйствования и гражданами финансовых обязательств перед государством; целевое использование бюджетных средств, денежных средств государственных внебюджетных фондов; целевое использование банковских кредитов, а также их своевременное и полное возвращение; соблюдение правил ведения кассовых, расчетных, валютных операций и т.д [4, с. 227]. Главным назначением финансового контроля является обеспечение проведения в жизнь единой финансовой политики государства.

Объектами финансового контроля являются:

  • финансово-хозяйственная деятельность за проверяемый период;
  • активы (средства) и пассивы (источники формирования средств) субъектов хозяйствования;
  • финансовые операции (действие или событие, вызывающие изменения в активах или пассивах субъекта хозяйствования);

— бухгалтерские документы (письменное свидетельство о совершении финансовой операции).

Субъектами финансового контроля, с одной стороны, являются контролирующие органы, а с другой — субъекты хозяйствования, в отношении которых осуществляется финансовый контроль, включая индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица [5, с. 111-114]. Таким образом, финансовый контроль – это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

55 стр., 27395 слов

Понятие и виды дисциплинарной ответственности по законодательству ...

... Республики Беларусь или уполномоченным им органом; 12) создавать необходимые условия для совмещения работы ... денежных ценностей; 10) хранить государственную и служебную тайну, не ... своих обязанностей работники несут ответственность, предусмотренную ТК и иными ... обеспечиваются государством при помощи дисциплинарных санкций. Остальные элементы ... в частности указаниям и контролю руководителей процесса труда. ...

2 Система органов финансового контроля

Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают Конституция РБ, законы, уставы, положения. Так, в Законе Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием валютного фонда Республики Беларусь и его расходованием [6].

Также к органам общей компетенции, осуществляющим финансовый контроль, относятся Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь. Контрольные функции в области финансов выполняют также постоянные комиссии, образуемые Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Особая роль здесь принадлежит специально образованным для этих целей Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей и Комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики [7, с. 32-34]. В Республике Беларусь придаётся большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1994 г. создана Служба контроля администрации Президента, в 1997 г. – Комитет государственного контроля. Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Совете Министров. Контрольные функции в области финансов осуществляют и местные органы власти и управления в пределах своей компетенции.

К органам, специально созданным для осуществления финансового контроля, относятся:

1. Комитет государственного контроля (Департамент финансовых расследований при Комитете государственного контроля);

2. Министерство финансов;

3. Министерство по налогам и сборам;

4. Совет по координационной деятельности в РБ;

5. Национальный банк;

6. Министерство экономики;

7. Министерство труда и социальной защиты;

8. Министерство внутренних дел.

9. Государственный таможенный комитет.

Все органы, уполномоченные осуществлять функции государственного финансового контроля, при проведении ревизий и проверок финансово – хозяйственной деятельности в министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а также на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности, руководствуются едиными требованиями, изложенными в Указе Президента от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»[8].

Современные условия вызывают необходимость одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с применением хозрасчётных форм его организации, адекватным рыночным методам хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля – аудит. Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности и других документов организаций, их обособленных подразделений, ИП, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчётности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности и соответствии совершённых финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Правовой основой аудиторской деятельности является Закон от 8 ноября 1994 г. в ред. закона от 04 января 2010 г. № 109-З. «Об аудиторской деятельности» [9].

17 стр., 8099 слов

Правовой механизм регулирования хозяйственной деятельности в ...

... государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности; исследовать порядок лицензирования как особой разновидности контроля за хозяйственной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Беларусь; ... товаров, работ и ... в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность, экономики, состояние финансово ...

2.1 Комитет государственного контроля

Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля. Конституция Республики Беларусь указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Комитет государственного контроля в своей деятельности основывается на положениях Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» [10].

Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля (центральный аппарат), его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований Комитета государственного контроля.

В структуру Комитета государственного контроля входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц и иные структурные подразделения.

Комитет государственного контроля является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Территориальными органами Комитета государственного контроля являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля.

Комитеты государственного контроля областей также являются юридическими лицами, имеют печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Межрайонные комитеты государственного контроля не являются юридическими лицами и входят в структуру комитетов государственного контроля областей.

Комитеты государственного контроля областей осуществляют свои полномочия на территории соответствующих административно- территориальных единиц, если иное не определено Председателем Комитета государственного контроля. Территории, на которых осуществляют свои полномочия межрайонные комитеты государственного контроля, определяются Председателем Комитета государственного контроля.

В Комитете государственного контроля образуется коллегия в составе Председателя Комитета государственного контроля (председатель), его заместителей, других работников органов Комитета государственного контроля. Численность и персональный состав коллегии Комитета государственного контроля утверждаются Президентом Республики Беларусь по предложению Председателя Комитета государственного контроля. Заседания коллегии Комитета государственного контроля проводятся по мере необходимости под председательством Председателя Комитета государственного контроля.

5 стр., 2063 слов

Правовой статус органов внутренних дел в Республике Беларусь

... миграции; оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации ... деятельности криминальной милиции. Криминальная милиция входит в структуру Министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и управления ...

Комитет государственного контроля и комитеты государственного контроля областей при выполнении возложенных на них задач в пределах своей компетенции правомочны:

  1. запрашивать и получать от государственных органов, иных организаций и граждан в установленный срок необходимую информацию, включая первичные и сводные статистические данные (информацию) органов государственной статистики;
  2. запрашивать и получать от Национального банка Республики Беларусь, иных банков, небанковских кредитно-финансовых организаций необходимую для проведения контрольных мероприятий отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения о банковских операциях, состоянии счетов, вкладов (депозитов), в том числе о наличии счета в банке, а также справки и копии документов по операциям и расчетам организаций и граждан, иную информацию.
  3. проводить в установленном законодательными актами порядке проверки, осуществлять мониторинг и иные контрольные мероприятия, запрашивать и получать от руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, других граждан в установленный срок письменные и устные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий, а также необходимые документы и (или) их копии, в том числе в электронном виде, иную информацию;
  4. выносить государственным органам, иным организациям (их работникам) и другим гражданам обязательные для исполнения в установленный Комитетом государственного контроля, комитетами государственного контроля областей срок решения (предписания, постановления):