Государственное регулирование образования Республики Беларусь

Содержание скрыть

Переход современного общества от индустриального к информационному обусловливает возрастание роли и социальной значимости образования. Для человека становится все более необходимым приобретение знаний, умений, навыков, чтобы обеспечить устойчивость собственного положения в обществе. Это касается не только его сегодняшней практической деятельности, но и будущего. Образование является основным источником повышения интеллектуального, культурного, профессионального и кадрового потенциала.

В период с 1990 по 2004 Республика Беларусь, подобно всем постсоветским обществам, переживает острые проблемы системной трансформации. Новые социально политические условия в значительной степени повлияли на последующее развитие системы образования в целом, обусловили необходимость разработки новой образовательной модели.

Образование предоставляет человеку не только знания, умения и навыки. Оно определяет его личностные качества, мировоззренческие и поведенческие приоритеты. Гармоническое сочетание знаний с личными качествами человека является главным моментом в процессе обучения и воспитания.

Тема курсовой работ является актуальной, интересной и своевременной, так как государственному регулированию образования в республике в последнее время уделяется огромное внимание, в связи со стремлением присоединиться к Болонскому процессу. Более того, в Республике Беларусь на нужды образование выделяется недостаточное количество средств из государственного бюджета.

Цель курсовой работы – изучить сущность государственного регулирования образования на современном этапе развития государства.

Задачи исследования:

  • дать общую характеристику системы образования и перечислить основные законы, концепции, программы Республики Беларусь в сфере образования;
  • изучить государственные органы, регулирующие управление системой образования в республике,
  • проанализировать основные недостатки и преимущества существующей системы образования Республики Беларусь;
  • выделить основные этапы реформирования системы образования
  • определить перспективы развития системы образования.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка использованной литературы. Во введении определена актуальность работы, цель и задачи исследования, дана краткая характеристика структуры и списка используемых источников информации. Первая глава работы — теоретическая в ней рассматриваются вопросы, связанные с сущностью образования, во второй главе – охарактеризованы государственные органы, регулирующие управление системой образования, в третьей — выделены основные этапы реформирования системы образования и определены перспективы развития системы образования. В заключении сделаны выводы и подведены итоги работы. В завершении – список использованных источников информации.

7 стр., 3136 слов

Уголовно-исполнительная система и основные направления её реформирования

... уголовно-исполнительное право Российской Федерации. 1. Основная часть Пенитенциарное право России в дореволюционный период Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения в России возникают в период образования ... системы исполнения уголовных наказаний: Устав о содержащихся под стражею (1890 год с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.) и Устав о ссыльных (1909г.). Цель реферата: ...

При подготовке материала к работе использовались следующие источники Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XІІ «Об образовании», Закон Республики Беларусь от 29 июня 2003 г. № 216-З (с изменениями и дополнениями) «О профессионально-техническом образовании», Закон Республики Беларусь 5 июля 2006 г. № 141-З «Об общем среднем образовании», монографии Листопада Н.И., Ковалев М., Федотова Н. И. и др.

1.1 Общая характеристика образования и системы образования Республики Б еларусь

Образование — это сложная развивающаяся социокультурная система воспроизводства личности. Главное его содержание — способы, формы и средства формирования социальных и духовных качеств личности, и здесь образование неотделимо от воспитания.

В широком социальном контексте под образованием следует понимать целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем человека материальном и духовном мире творческой и моральной личности.

Главной целью развития образования является удовлетворение потребностей населения в гармоничном развитии личности, творческих способностей, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны.

Согласно Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XІІ «Об образовании» (далее Закон) образование подразделяется на основное и дополнительное.

Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни (ст. 7 Закона) [1, с. 25]:

  • дошкольное образование;
  • общее базовое образование;
  • общее среднее образование;
  • профессионально-техническое образование;
  • среднее специальное образование;
  • высшее образование;
  • послевузовское образование.

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности (ст. 8 Закона) [1, с. 25].

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

  • внешкольное воспитание и обучение;
  • повышение квалификации и переподготовку кадров.

Таким образом, национальная система образования РБ включает (рис.1):

 общая характеристика образования и системы образования республики б еларусь 1

Рисунок 1 – Национальная система образования РБ

дошкольное образование;

  • общее среднее образование;
  • внешкольные формы образования;
  • профессионально-техническое образование;
  • среднее специальное образование;
  • высшее образование;
  • подготовку научных и научно-педагогических кадров;
  • повышение квалификации и переподготовку кадров;
  • самостоятельное образование граждан.

Основными приоритетами национальной системы образования в Республике Беларусь являются[11, с.748]:

13 стр., 6183 слов

Институт гражданства в Республике Беларусь

... курсового исследования весьма актуальна. Целью настоящего исследования является исследование оснований и порядка приема в гражданство Республики Беларусь. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие задачи: рассмотреть институт гражданства Республики Беларусь; ...

  • становление национальной культурной основы образования;
  • ориентация образования на воспитание свободной творческой и нравственной личности;
  • укрепление физического и психического здоровья нации и человека;
  • децентрализация и гуманизация образования;
  • взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой;
  • регионализация образования;
  • экономическая направленность обучения и воспитания;
  • интеграция национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

Основными функциями образования как социальной системы являются:

  • передача накопленных знаний;
  • усвоение ценностей человеческой культуры;
  • влияние на социальную мобильность и формирование социально-профессиональной структуры общества;
  • участие в процессах социализации личности и обеспечение преемственности социального опыта.

Важную роль в регулировании развития образования играют планирование, программирование и прогнозирование.

В прогнозах и планах социально-экономического развития Республики Беларусь

Планирование и прогнозирование осуществляется также в разрезе общего, первоначального профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

При планировании и прогнозировании развития общего и первичного профессионально-технического образования исходят из контингента учащихся, который лежит в основе расчета всех других показателей (сети школ и учебных заведений, классов, педагогических кадров и т.д.).

Потребность в финансовых, материальных, и трудовых ресурсах обосновывается действующими в отрасли нормами и нормативами.

Общее среднее и первоначальное

При планировании и прогнозировании подготовки специалистов со средним и высшим образованием исходят из потребности в специалистах соответствующих отраслей народного хозяйства и сфер деятельности. Важнейшими показателями являются:

  • прием в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе за счет средств республиканского бюджета;
  • выпуск специалистов по группам специальностей, видам обучения и вузам.

Развитие национальной системы образования в Республике Беларусь нашло отражение в:

  • Программе реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь;
  • Программе развития профессионально-технического образования в Республике Беларусь;
  • Программе развития внешкольного образования и воспитания учащихся.

Важную роль в обеспечении соответствующего уровня образования играют:

государственная аккредитация,

аттестация

лицензирование

финансирование

внебюджетные источники.

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/kodeks-respubliki-belarus-ob-obrazovanii/

В ближайшей перспективе в Республике Беларусь государственная политика в области финансового обеспечения образования будет направлена на:

  • сохранение прямого бюджетного финансирования;
  • создание условий для привлечения внебюджетных средств методами экономического стимулирования;
  • развитие платных услуг в сфере образования;
  • введение в практику образовательного кредита;
  • разработку механизма инвестирования отраслями народного хозяйства подготовки для них кадров необходимых специальностей;
  • поиск механизмов экономии государственных средств, направляемых на образование.

Дальнейшее расширение в государственных высших и средних специальных учебных заведениях получит обучение на платной основе.

19 стр., 9145 слов

Профессиональное образование в Республике Башкортостан

... 1. Изучить литературу по вопросам профессионального образования Республики Башкортостан; 2. Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие профессиональное образование; 3. Сделать прогноз развития системы профессионального образования в республике. Основными методами исследования являются теоретический анализ ...

Основой развития системы образования является социальный заказ, в системе образования его формируют: государство, регионы, учебные заведения, предприятия, активные группы населения, общественные организации, этнические группы, религиозные конфессии, средства массовой информации, наука и искусство, вооруженные силы.

Стратегическая линия государства в области образования в Республике Беларусь направлена на:

  • создание эффективной системы образования, гарантирующей и обеспечивающей конституционное право каждого жителя страны на получение качественного образования в соответствии с его потребностями и способностями;
  • признание приоритетности образования как движущей силы общества к прогрессу;
  • обеспечение равного уровня образования в городской и сельской местности;
  • формирование высокообразованного человека, способного творчески мыслить и принимать реалистические решения.

Главная цель дальнейшего развития образования в республике — удовлетворение потребности граждан в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны на основе создания национальной системы образования Республики Беларусь.

Реализация этой цели предполагает:

  • обеспечение общедоступного, в т.ч. гарантированного бесплатного образования в пределах государственных образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в соответствии с законами Беларуси;
  • совершенствование системы подготовки кадров и обеспечение ее качественного уровня;
  • создание оптимальной по структуре и территориальному размещению сети учреждений образования, альтернативных по формам и методам обучения, содержанию образования;
  • обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда и удовлетворение потребностей жителей страны в образовательных услугах;
  • качественное обновление и расширение материально-технической базы отрасли;
  • разработка государственных образовательных стандартов для общеобразовательных школ, начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающих получение знаний на необходимом уровне;
  • решение проблемы финансирования отрасли, в том числе путем стимулирования привлечения внебюджетных средств и инвестиций в сферу образования.

Реализация главной цели дальнейшего развития образования в республике затрагивает все уровни, типы и виды образовательных учреждений:

дошкольном воспитании

общеобразовательной школе

наряду с общеобразовательными средними школами с двенадцатилетним сроком обучения должны получить развитие лицеи и гимназии различного профиля, новые типы профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, сеть учебных заведений негосударственного типа;

3 стр., 1488 слов

Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений

... после распада СССР и биполярной системы международного порядка. Международные отношения базируются на двух основных принципах: силе и праве. В вопросе их соотношения существуют две ... структурным сдвигам и историческому развитию международных отношений. История демонстрирует качественно различные системы. В качестве критерия типологизации выступают характер центросиловых отношений в МНС и борьба за ...

области высшего образования

Средства предоставляются вузам в качестве полной и частичной оплаты обучения студентов и выплаты им стипендий.

В соответствии с потребностями населения в республике создана государственная сеть образовательных учреждений, среднего профессионального образования и система высшего профессионального образования.

1.2. Основные законы, концепции, программы Республики Беларусь в сфере образования

Основными нормативно-правовыми документами , регламентирующими деятельность сферы образования в Республике Беларусь, являются:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • Законы «Об образовании в Республике Беларусь».

«О языках»,

«О правах ребенка»,

«О правах национальных меньшинств»,

«Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» и др.

Конституция Республики Беларусь обеспечивает право на образование, гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

Основная социальная гарантия в сфере образования в Республике Беларусь — это возможность получения всеми гражданами бесплатного среднего образования на базе государственных образовательных учреждений.

Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

Система общего среднего образования, согласно Закону «Об образовании в Республике Беларусь», включает следующие ступени: начальную (4-летнюю; возраст 6-9 лет), базовую (9-лет-нюю; 6-15 лет) и среднюю (11 и 12-летнюю; 6-17 (18) лет), которые могут существовать отдельно или в составе базовой либо средней школы. Образование начинается с шестилетнего или более позднего возраста с учетом медицинских показаний и с согласия родителей. Обучение по программе первого класса может проводиться в детских садах.

Закон об образовании, Концепция развития высшего образования, Концепция развития педагогического образования, Программа развития высшего образования в регионах Республики Беларусь

Программа развития последипломного образования в Республике Беларусь на базе высших учебных заведений (2001).

Программа включает комплекс мероприятий, связанных с решением основных организационных, учебно-методических, кадровых, финансовых вопросов, направленных на развитие системы последипломного образования на базе ведущих высших учебных заведений Республики Беларусь. В ее реализации задействованы республиканские органы государственного управления, ведущие высшие учебные заведения республики [5, с. 33-53].

Таким образом, вопросу функционирования системы образования уделяется огромное значение, о чем свидетельствует количество принятых законов, программ и концепций в области образования.

В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство — Верховный Совет республики, исполнение законов — Кабинет Министров), а также местные органы управления.

Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

11 стр., 5212 слов

Система физкультуры и спорта в России

... физической культуры и спорта инвалидов России Образовательные учреждения сферы физической культуры и спорта Государственные учреждения высшего профессионального образования Волгоградская государственная академия физической культуры Воронежский государственный институт физической культуры Московская государственная академия физической культуры Российская государственная академия физической культуры ...

Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.

В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объеме не менее 10% национального дохода.

Государство через соответствующие исполнительные органы определяет минимальный уровень требований к содержанию общего среднего образования, в том числе обязательный перечень учебных дисциплин и минимальный объем их преподавания.

Регулирование процессов образования в республике осуществляют в рамках своей компетенции органы государственного управления, в том числе Совет Министров и Министерство образования Республики Беларусь, местные органы управления и самоуправления [11, с.749]

Совет Министров РБ в сфере образования осуществляет следующие функции:

  • определяет государственные требования к образованию и устанавливает порядок контроля за их обеспечением;
  • утверждает примерные положения об учебных заведениях и организациях образования, определяет порядок их создания, реорганизации и ликвидации;
  • утверждает образцы документов об образовании и порядок их выдачи;

— определяет порядок финансирования, материально-технического обеспечения и отчетности учебных заведений и организаций образования, порядок оплаты труда их работников, нормы и порядок социальной защиты учащихся и студентов, а также других категорий обучающихся, работников системы образования.

Центральным звеном в управлении образованием является Министерство образования Республики Беларусь, которое в своей деятельности руководствуется действующими в республике законами и подчинено Совету Министров Республики Беларусь.

Министерство образования Республики Беларусь обеспечивает решение следующих задач:

  • разработку и реализацию государственной политики в области образования, воспитания и подготовки специалистов, осуществляет государственный контроль в сфере образования;
  • утверждает типовые учебные планы и требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке, организует подготовку и издание учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов;
  • определяет нормативы финансирования и материально-технического обеспечения учреждений образования в рамках выделенных бюджетных ассигнований и ресурсов;
  • создает, реорганизует и ликвидирует учебные заведения и учреждения образования республиканского подчинения, регистрирует их статус;
  • решает вопросы экстернатной подготовки в высших и средних специальных учебных заведениях;
  • осуществляет учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех учебных заведений и учреждений образования на территории республики;
  • анализирует состояние и прогнозирует развитие отрасли.

Министерство образования взаимодействует со многими государственными и негосударственными структурами, республиканскими концернами и банками, Национальной академией наук и различными фондами по вопросам разработки различных образовательных проектов и программ, определения финансирования и развития приоритетных направлений в образовании, международного сотрудничества.

2 стр., 924 слов

Понятие, задачи и система уголовного права Республики Казахстан

... (общее и специальное предупреждение). Общее предупреждение, Специальное предупреждение, Система уголовного права Всего в УК РК в Общей части содержится 95 статей и в Особенной ... https://urveda.ru/referat/ugolovnoe-delo-rk/ 1. .Каиржанов Е.И.«Уголовное право Республики Казахстан (общая часть)».Алматы.2006., с 4. 2. Уголовное право Республики Казахстан (общая часть).2-е изд.,испр.и доп. /Под ...

Местные органы управления:

  • обеспечивают развитие образования с учетом особенностей регионов, перспектив их социально-экономического развития, а также определяют размеры и структуру подготовки рабочих кадров и специалистов;
  • создают, реорганизуют и ликвидируют в установленном порядке учебные и иные учреждения образования, регистрируют их статус.

форм и методов.

3.1. Этапы реформирования системы образования Республики Беларусь

Реформирование системы образования Республики Беларусь можно условно разделить на три основных этапа.

Первый этап

Данный этап характеризуется принятием ряда законов, обеспечивающих законодательное закрепление приоритетности образования и создающих правовое пространство для осуществления дальнейших преобразований:

  • Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», который определил общую структуру национальной системы образования РБ, принципы государственной политики в сфере образования, стандарты в сфере образования и требования к организации образовательного процесса;
  • разработка и принятие концепций и программ развития профессионально-технического и среднего специального образования, программ развития высшего образования и вузовской науки (Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь (1998), Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь (2000), направленные на развитие и укрепление национальной системы образования Республики Беларусь);
  • разработка нормативно-правовой базы по вопросам бюджетного финансирования, а также материально-технического обеспечения учреждений образования;
  • переориентация деятельности республиканских и местных органов управления образованием на режим управления развитием образования;
  • перевод начальной школы на новую структуру и содержание образования [5].

Второй этап

Данный этап характеризовался:

  • принятием законов Республики Беларусь: «О высшем образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О специальном образовании в Республике Беларусь», «Об учебном книгоиздании»;
  • созданием нормативной и учебно-методической базы и, начиная с 2002/2003, осуществлением перевода обязательной десятилетней школы на новую структуру и содержание образования;
  • последовательным переводом системы профессионального и высшего образования на новые формы организации работы, содержание образования;
  • осуществлением подготовки кадров для системы образования в соответствии с требованиями реформируемой системы образования;
  • созданием материально-технической и учебной базы, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей возможность осуществления учебного процесса на основе новых технологий обучения.

Третий этап

Данный предусматривает следующую систему мер:

15 стр., 7255 слов

Налоговая система Республики Беларусь (2)

... методика и осуществление налогового контроля бюджетных организаций в Республики Беларусь. Цель курсовой работы - изучение теоретических основ и определения направления совершенствования налогового контроля бюджетных организаций. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе сформулированы следующие основные ...

  • мониторинг и обобщение результатов, проводимых в национальной системе образования, внесение необходимых изменений и дополнений в программу реформирования;
  • создание механизма управления, обеспечивающего оперативное и адекватное реагирование системы образования на изменяющиеся запросы общества;

— — завершение формирования целостной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, обеспечивающей учреждения образования всех уровней и профилей высококвалифицированными специалистами [5].

3.2 Приоритетные направления развития системы образования , Приоритеты в реформе школьного образования

Основным типом учебного заведения в Республике Беларусь является общеобразовательная школа (включая гимназии и лицеи различного профиля) с вариативным учебным планом и разноуровневыми программами.

Следует отметить, что предпринятая в середине 80-х годов реформа общеобразовательной школы не достигла поставленных целей вследствие недостаточной продуманности, непоследовательности проводимых преобразований. Более того, по замечанию экспертов, усилились негативные тенденции в развитии системы школьного образования. Это, прежде всего, отразилось в снижении уровня обязательного образования. Среднее образование пошло по пути увеличения учебной нагрузки, развития элитной школы в ущерб массовой.

Преобразования, проводимые в системе школьного образования с 1991 по 2002 гг., были вызваны необходимостью совершенствования структуры и содержания общего образования, повышения его качества, а также необходимостью обеспечения преемственности между общесредним, средним специальным и высшим уровнями обучения. Для решения этих задач было установлено обязательное десятилетнее образования на базе 4-летней начальной школы (подготовительный, I-III классы, с 6 до 10 лет) и 6-летней основной школы (IY-IX классы, с 10 до 16 лет), а также общесреднее образование на базе лицейских классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (X-XI классы, 17-18 лет), профессионально-технических и средних специальных заведений.

С 2003 года осуществляется постепенный переход общеобразовательной средней школы на 12-летнюю модель обучения. Одной из основных идей обучения школьников на протяжении 12 лет является уменьшение учебной нагрузки с сохранением приемлемого качества обучения. В мае 2004 года Министерством образования РБ была представлена к рассмотрению Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы).

Сама модель двенадцатилетнего школьного образования (4+6+2) предполагает профилизацию старшей ступени, что, по мнению разработчиков, позволит осуществить преемственность между средней и высшей школой [8].

Перевод на профильное обучение учащихся 12-летней общеобразовательной школы следует считать новым этапом в осуществлении дифференциации обучения, что обусловлено рядом социально-педагогических факторов основным среди которых, по определению разработчиков, является «необходимость обеспечения преемственности в содержании, формах, методах и средствах обучения в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования» [8].

4 стр., 1596 слов

Бюджетное право и система Республики Беларусь

... о более длительном временном аспекте бюджетных правоотношений. 7. Основы функционирования бюджетной системы изложены в Бюджетном кодексе Республики Беларусь. Бюджетное право имеет свой предмет регулирования, ... в совокупности являются бюджетными правоотношениями, под которыми следует понимать урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения по образованию, распределению и ...

Следует отметить одно из нововведений, практикуемых с 2003 в выпускных классах общеобразовательной средней школы, а именно — единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Принцип ЕГЭ заключается в том, что экзамены по определенным предметам сдают все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Смысл экзамена в следующем:

1) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы;

2) при проведении этих экзаменов на всей территории страны применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

Приоритеты образовательной политики Республики Беларусь в области высшего образования

Период с 1994 характеризуется процессами модернизации системы высшего образования. Основными принципами модернизации высшей школы Республики Беларусь являются:

  • уточнение целей высшего образования в соответствии с новыми реалиями и тенденциями;
  • опережающее нормативное и методическое обеспечение реформы;
  • поэтапность перехода в соответствии со спецификой подготовки специалистов определенного профиля;
  • создание современной системы обеспечения качества высшего образования;
  • оптимизация перечня специальностей высшей школы с учетом реальных потребностей экономики и населения;
  • углубление интеграции белорусской высшей школы в мировое образовательное пространство [8].

Многоступенчатая подготовка и ее этапы в реформировании системы высшего образования РБ

Реформирование высшей школы Республики Беларусь теснейшим образом связано с постепенным переходом на многоступенчатую систему подготовки специалистов, за основу которой была принята так называемая двухступенчатая модель, которая включает два уровня. На первом уровне (4-5 лет) готовятся специалисты с высшим образованием, а также предусматривается возможность получения выпускниками академической степени бакалавра. На втором уровне в течение 1-2 лет осуществляется специализированная углубленная подготовка специалистов, а также предусматривается возможность получения академической степени магистра.

Внедрение такой системы, по замыслу разработчиков, должно способствовать:

  • реализации дифференциации и индивидуализации обучения;
  • расширению возможности высшей школы в удовлетворении самых широких образовательных потребностей общества и личности;
  • повышению качества общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом современных требований рынка труда; обеспечению необходимые условия для интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство.

Переход высшего образования республики на двухступенчатую систему подготовки специалистов предполагает несколько этапов:

Первый этап — подготовительный (2004-2007 гг.) — предполагает разработку необходимого нормативного правового и учебно-методического обеспечения.

Второй этап — экспериментальный (2005-2009 гг.) — служит целям экспериментальной апробации новых подходов.

Третий этап — массовый переход на двухступенчатую систему высшего образования, по замыслу разработчиков, должен начаться с 2010 года, по завершении перехода общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения. Одновременно будет концептуально и практически решена проблема среднего специального образования, а также проблема развития системы повышения квалификации и переподготовки [7].

В Беларуси 19 сентября 2003, на совещании ректоров вузов, было предложено заменить вступительные экзамены в вузы централизованным тестированием. Для этого предполагалось разработать единые правила приема во все вузы Беларуси, учитывая профильные особенности учебного заведения. Согласно замыслу, в 2004г. для всех поступающих в вуз будет введена новая форма вступительного экзамена, а в мае-июне проведен единый госэкзамен в тестовой форме по русскому и белорусскому языкам и математике. По остальным предметам участие в такой проверке знаний может остаться добровольным. Однако список предметов для централизованного тестирования со временем будет расширяться.

Приоритеты взаимодействия высшего образования Республики Беларусь с мировым образовательным пространством

Ключевым направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ. Единое образовательное пространство характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательном учреждении на территории СНГ.

Следует также отметить стремление национальной системы образования Беларуси к интеграции в общеевропейское (общемировое) образовательное пространство. Европейский процесс, нацеленный на создание и развитие Европейской области высшего образования, в последние годы стал одним из важнейших приоритетов образовательной политики Республики Беларусь. Республика Беларусь, с целью обеспечения конкурентоспособности белорусской системы образования на рынке европейских образовательных услуг стремится координировать свою политику в области высшего образования по некоторым направлениям, обозначенным в Болонской Декларации (1988).

В частности, взята ориентация на принятие системы четко определенных и сопоставимых уровней, квалификаций и степеней высшего образования, а также принятие системы, основанной на двух главных циклах обучения — додипломному и выпускному (с присвоением соответствующих академических ступеней после каждого цикла обучения — бакалавра и магистра).

В перспективе планируется создание системы кредитов, подобной системе ECTS, как эффективного средства обеспечения высокой мобильности студентов.

Реформирование системы высшего образования в Беларуси в последнее десятилетие (1998—2008 гг.) так или иначе связано с процессами, происходящими в сфере высшего образования на европейском континенте. Реальное формирование общеевропейского образовательного пространства на базе действующих в странах Европы высших учебных заведений начинается фактически 25 мая 1998 года с принятием Сорбоннской декларации. В это же время в Беларуси начинается реформирование высшей школы. [12, с. 10]

Причем процесс и ускоряется, и усложняется под воздействием подписанной европейскими странами 19 июня 1999 года Болонской декларации, или Совместной декларации министров образования Европы о европейском вузовском пространстве. Суть декларации в том, что 29 европейских государств (сейчас 46) добровольно взяли на себя обязательства по участию в формировании к 2010 году общеевропейского вузовского пространства. Опять же параллельно ведущие белорусские вузы начинают эксперимент по внедрению многоуровневой подготовки в высшей школе, что в свою очередь является одним из ключевых требований Болонского процесса. Таким образом, несмотря на то, что только сегодня стали появляться сообщения в официальных СМИ о присоединении Беларуси в 2009 году к Болонской декларации, можно с полным основанием утверждать: в последнее десятилетие все существенные изменения в системе высшего образования республики, включая принятие Закона Республики Беларусь «О высшем образовании», тесно коррелируются с требованиями и параметрами Болонского процесса.

Одним из главных требований и условий Болонского процесса являются организация и проведение эффективного контроля образовательных услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями. В настоящее время в белорусских вузах доминируют два вида контроля качества обучения: внутривузовский, включающий семестровые зачеты и экзамены, промежуточный (тестовый), текущий контроль, ректорские контрольные срезы, и внешний, который реализуется через государственные экзаменационные комиссии и Департамент контроля качества образования. Для сближения и согласования подобной системы контроля качества обучения в вузах с требованиями Болонского процесса необходимо во всех без исключения белорусских вузах последовательно решить следующие практические задачи [12, с. 13]:

  • изменить практику оценивания знаний студентов на основе внедрения системы тестирования, рейтинговой системы оценивания качества и успешности обучения, кредитной системы;
  • создать единую систему обеспечения качества учебного процесса, которая должна включать формирование стандартов третьего поколения, учебных планов и программ, ориентированных на кредитно-модульную систему обучения и блочно-модульное построение учебного процесса;
  • повсеместно внедрить дистанционное обучение на основе новых коммуникационно-информационных технологий в учебный процесс;
  • сделать упор на организацию и проведение самостоятельной работы студентов.

Также следует обратить самое пристальное внимание на то обстоятельство, что существующие географические контуры и число участников Болонского процесса лишь частично совпадают с аналогичными параметрами Европейского союза. Это означает, что для студентов вузов тех стран, которые не входят в Евросоюз, один из главных принципов декларации — европейская мобильность студентов — является желаемым, а не реальным фактором. Очевидно, что визовый режим, внутренняя политика Евросоюза и его конкретных членов в отношении мигрантов из других стран создают существенные препятствия для студенческой мобильности и, следовательно, совершенно неравные условия для участия в Болонском процессе вузов стран, не входящих в Евросоюз.

Сравнительный анализ показывает, что белорусская высшая школа уже имеет ряд характеристик и элементов, которые соответствуют идеям и принципам Болонского процесса. Вместе с тем потенциальные возможности системы высшего образования Беларуси и потребности развития белорусского государства и общества предполагают необходимость реформирования этой системы независимо от требований Болонской декларации. Более того, следует четко осознавать, что на первом этапе вхождения Беларуси в Болонский процесс конкурентные позиции белорусских вузов в мировом образовательном пространстве существенно ухудшатся. Поэтому прежде всего должны быть актуализированы такие приоритеты реформирования белорусской высшей школы, которые бы обеспечили развитие и усиление конкурентоспособности вузов республики на мировом рынке образовательных услуг. Это, кстати, является совершенно очевидным и необходимым условием вхождения Беларуси в Болонский процесс как равноправного члена, а не как интеллектуально-ресурсного придатка Евросоюза.

Сегодня в республике фактически сложились две противоположные позиции по адаптации белорусского высшего образования к требованиям Болонской декларации. В первой позиции прослеживается стремление слепо копировать содержание европейского образования, во второй – ориентироваться на формирование самобытной самодостаточной системы высшего образования, критиковать недостатки и последствия Болонского процесса. Оправданно ли такое противостояние? На наш взгляд, да.

Коммерциализация многих сторон жизни человека, снижение роли моральных и духовных ценностей привели к преклонению части молодежи перед материальной стороной жизни в ущерб духовному началу. В этой ситуации роль образования, в том числе высшего, заключается в определенной компенсации образовавшегося вакуума. Эта задача не стоит столь остро перед странами со стабильным экономическим развитием, на которые Болонский процесс был ориентирован изначально. Однако решение подобной задачи чрезвычайно актуально для Беларуси, где процесс формирования гражданского общества начался совсем недавно. И если Беларусь провозгласила курс на демократизацию и построение социального правового государства, то и система образования должна ориентироваться на гуманизацию высшего образования на основе общечеловеческих и общеевропейских ценностей.

Таким образом, идеи дифференциации и индивидуализации обучения являются ключевыми в обновлении содержания и структуры реформируемой общеобразовательной школы. Реформирование высшей школы Республики Беларусь теснейшим образом связано с постепенным переходом на многоступенчатую систему подготовки специалистов, за основу которой была принята так называемая двухступенчатая модель, которая включает два уровня. Внедрение такой системы должно способствовать: реализации дифференциации и индивидуализации обучения; расширению возможности высшей школы в удовлетворении самых широких образовательных потребностей общества и личности; повышению качества общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом современных требований рынка труда; обеспечению необходимые условия для интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство. Ключевым направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ.

Цель, поставленная перед написанием курсовой работы, была достигнута: изучена сущность государственного регулирования образования на современном этапе развития государства.

Под образованием следует понимать целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем человека материальном и духовном мире творческой и моральной личности.

Главная цель дальнейшего развития образования в республике — удовлетворение потребности граждан в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны на основе создания национальной системы образования Республики Беларусь.

Вопросу функционирования системы образования уделяется огромное значение, о чем свидетельствует количество принятых законов, программ и концепций в области образования, основными из которых являются: Закон об образованииРеспублики Беларусь (2002), Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь (1998), Концепция развития педагогического образованияв Республике Беларусь (2000), Программа развития высшего образования в регионах Республики Беларусь(1999) и др.

В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство — Верховный Совет республики, исполнение законов — Кабинет Министров), а также местные органы управления. Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

Идеи дифференциации и индивидуализации обучения являются ключевыми в обновлении содержания и структуры реформируемой общеобразовательной школы. Реформирование высшей школы Республики Беларусь теснейшим образом связано с постепенным переходом на многоступенчатую систему подготовки специалистов, за основу которой была принята так называемая двухступенчатая модель, которая включает два уровня. Внедрение такой системы должно способствовать: реализации дифференциации и индивидуализации обучения; расширению возможности высшей школы в удовлетворении самых широких образовательных потребностей общества и личности; повышению качества общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом современных требований рынка труда; обеспечению необходимые условия для интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство. Ключевым направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ.

За все время независимости Республика Беларусь все еще, к сожалению, не смогла преодолеть социально-экономический кризис, который ярко проявляется и в системе высшего образования. Реформы университетского образования начаты давно, но они столь поверхностны и не скоординированы, что отнюдь не решают насущных проблем, таких как снижение качества образования, разрыв информационных связей, резкая девальвация статуса преподавательской и научной деятельности, остаточный принцип финансирования образования, отсталость материально-технической базы высшей школы, существование учебных заведений разных форм собственности, неадекватные пенсионное обеспечение и социальная защита преподавателей и студентов, потеря преподавательских кадров. В итоге, высшее образование в Беларуси становится неликвидным и неконкурентоспособным, уступает уровню образования развитых стран и не признается европейским сообществом. Такая неблагоприятная ситуация требует продуманных и системных реформ, чтобы дать возможность реализоваться огромному интеллектуальному потенциалу, который есть в нашем обществе. Наиболее приемлемым способом реформирования украинской высшей школы на сегодняшний день представляется модернизация его по европейскому образцу, большим подспорьем в этом плане может стать Болонский процесс, задача которого – приведение высшего образования в европейских странах к единым стандартам и критериям.

1. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XІІ «Об образовании» // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844

2. Закона Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 252-З «О высшем образовании» // Национальный реестр правовых актов. – 2007. – № 92.

3. Закон Республики Беларусь от 29 июня 2003 г. № 216-З (с изменениями и дополнениями) «О профессионально-техническом образовании» // Национальный реестр правовых актов. – 2003. – № 82.

4. Закон Республики Беларусь 5 июля 2006 г. № 141-З «Об общем среднем образовании» // Национальный реестр правовых актов. – 2006. – № 99.

5. Реформирование высшего образования в Республике Беларусь / Составитель: Ветохин С.С. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001. – 70 с.

6. Система образования Республики Беларусь в цифрах 1940-2000 годы (статистический сборник) / Под ред. Листопада Н.И. – Мн.: ГИАЦ Министерства образования, 2001 г. – 58 с.

7 Основные направления развития национальной системы образования Республики Беларусь (19 апреля 1999 г.).. – Статист. сборник, 1999.

8. Развитие образования. Национальный доклад Республики Беларусь. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001. – 70 с.

9. Ковалев, М. Реформа экономического образования в Беларуси в контексте болонского Процесса // Эковест. -2003. — №3, 1 – С. 85–94

10. Федотова, Н. И. Глобализация и образование // Философские науки. – 2003. – № 4. – С. 10-16

11. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник /Н.Б.Антонова. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.

12. Дмитриев, Е.Реформы не нужно придумывать/ Е.Дмитриев.//Республика. – № 160. – 28 августа 2008 г. – С.10-16.

13. Шубина, Н. Л. Болонский процесс : оперативное, но обдуманное решение национальных проблем / Н. Л. Шубина // Информ. бюл.– 2006. – № 1-2. – С. 31-35.