Особенности обеспечения безопасности труда в отраслях экономики

Контрольная работа

1. Специфика условий труда, травматизма и заболеваемости в отраслях экономики

Большинство отраслей экономики имеют выраженную специфику условий труда. Так, практически во всех производствах металлургии наблюдается выраженный нагревающий микроклимат в теплый период года, хотя имеются и производства с охлаждающим — микроклиматом в холодный период (литейный двор доменного производства).

Повсеместно наблюдаются повышенные температуры поверхностей оборудования и материалов (проката, агломерата, жидкого металла и т. п.).

Химические производства характеризуются прежде всего загазованностью воздуха рабочей зоны, а во многих случаях и пожаро- взрывоопасносгью (нефтеперерабатывающее и нефтехимическое производство).

В энергетике основным поражающим фактором является повышенное напряжение в электрических цепях, а в аварийных ситуациях при возникновении электрической дуги возможно появление зон чрезмерной яркости. Для атомной энергетики характерны ионизирующие излучения. На транспорте и строительстве наибольшую опасность представляют движущиеся машины и перемещаемые грузы. Особенно это характерно для работников транспорта, которые про- водят ремонтные работы в условиях ограниченного пространства рядом с подвижным составом.

Как в строительстве, так и на транспорте работа на открытом пространстве часто ведется в условиях неблагоприятного микроклимата. Характерными опасными факторами для строителей является работа на высоте, физические перегрузки, монотонность труда (каменщики).

Работники электрифицированного транспорта (водители троллейбусов и трамваев, машинисты электровозов) связаны с опасностью поражения электрическим током. Условия труда в машиностроении крайне разнообразны и определяются спецификой применяемого технологического оборудования. Отметим, что уровень травматизма во многом определяется возрастом работающих, уровнем их профессиональной подготовки, стажа. На рис. 1 и 2 представлены данные по электротравматиэму в энергетике.

Рисунок 1. Производственный травматизм у лиц различного возраста

Рисунок 2. Производственный травматизм (в процентах) у работников с различным стажем. 1-до 1 месяца, 2 — свыше 1 месяца до 1 года; 3 — свыше 1 года до 3 лег; 4— свыше 3 до 5 лет; 5— свыше 5 до 10 лет; 6— свыше 10 лет

2. Особенности ремонта и эксплуатации технических систем повышенной опасности. Методы контроля технических систем с повышенной опасностью

Особенности ремонта и эксплуатации технических систем повышенной опасности.

8 стр., 3945 слов

«Надёжность технических систем и техногенный риск» Оглавление

... годах), гамма-процентный ресурс или срок службы. Ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) – свойство объекта, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей. 4. Сохраняемость – Надежность технической системы ... во времени. Интенсивностью отказов (5) Функции ... система питания отказывает и отказывает двигатель), Х 2 – это повышенный ...

При эксплуатации установок повышенной опасности предусматривается целый ряд специальных организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности работ. Так, эксплуатацию электроустановок (электродвигателей, трансформаторов, аккумуляторов и т. п.) должен осуществлять электротехнический персонал, который делится на административно-технический, оперативный, ремонтный и оперативно-ремонтный.

Оперативный персонал осуществляет осмотр электрооборудования, подготовку рабочего места, техническое обслуживание, включая оперативные переключения, допуск к работам и надзор за работающими.

Ремонтный персонал выполняет все виды работ по его ремонту, реконструкции и монтажу.

Оперативно-ремонтный совмещает функции оперативного и ремонтного персонала на закрепленных за ним электроустановках.

Административно-технический персонал организует все перечисленные виды работ и принимает в этих работах непосредственное участие. Все лица, входящие в электротехнический персонал, должны иметь группу по электробезопасности, присваиваемую им по результатам аттестации специальной комиссией после проведения специального обучения. Лица, не достигшие 18-летнего возраста, к работе в электроустановках не допускаются.

Рабочие производственных подразделений, обслуживающие электрофицированное оборудование (станки, прессы, сварочные агрегаты и т. д.) и имеющие не ниже 2-й группы по злектробезопасности, относятся и приравниваются в своих правах и обязанностях к электротехническому персоналу. Производственному неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается 1-я группа по электробезопасности. Перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения 1 -й группы, определяет руководитель предприятия.

Практикантам из колледжей, техникумов, профессионально-технических училищ, не достигшим 18-летнего возраста, разрешается нахождение вблизи действующих электроустановок с напряжением до 1000 В под постоянным надзором лица из электротехнического персонала, имеющею не ниже 3-й группы по электробезопасности, и вблизи установок с напряжением свыше 1000 В не ниже 4-й группы. Допускать к самостоятельной работе практикантов, не достигших 18-летнего возраста, и присваивать им 3-ю группу и выше по злектробезопасности запрещается.

На все виды ремонтов электрооборудования должны быть составлены графики. Периодичность и продолжительность всех видов ремонта установлена Правилами эксплуатации электроустановок потребителей Госэнергонадзора. До вывода оборудования на капитальный ремонт должны быть составлены ведомости объема работ и в соответствии с ними подготовлены необходимые материалы и запасные части; составлена и утверждена техническая документация на работы; укомплектованы и приведены в исправное состояние инструменты и приспособления; подготовлены рабочие места и т.д. На работу должно быть выдано разрешение (наряд-допуск в случае особо опасных работ либо устное распоряжение).

Ремонтные и монтажные работы, как правило, должны производить не менее двух человек.

Наряд-допуск должен выдаваться также электротехнологическому персоналу при проведении им особо опасных с точки зрения поражения электротоком работ. Например, электросварщикам при сварке в замкнутых и труднодоступных пространствах. В этом случае, кроме того, должен быть наблюдающий, имеющий не ниже 3-й группы по злекгробезопасности.

41 стр., 20093 слов

Дипломная работа охрана

... управления охраной труда персонала ООО «Гофротара». На основе поставленной цели дипломной работы можно ... приспособлений, инструментов, оснастки, нарушением ᶦ ᶦ ᶦ ᶦ ᶦ правил и норм их безопасной эксплуатации); ᶦ  санитарно-гигиенические ᶦ ᶦ ᶦ (определяют ᶦ ᶦ состояние ᶦ внешней ᶦ ᶦ ... проведении исследования мы опирались на научные источники в области управления персоналом и охраны труда персонала; ...

Наряд-допуск должен выписываться на проведение работ самоходными грузоподъемными кранами вблизи воздушных линий электропередач, а также на проведение ремонтных работ мостовых и консольных передвижных кранов.

Наряды-допуски должны также выписываться на проведете газоопасных работ (например, при чистке емкостей на ликероводочных заводах).

Записываемые в нем мероприятия, обеспечивающие безопасное проведение работ, согласовываются с газоспасательной службой и службой охраны труда, а также со смежными цехами. Специфическим требованием в этом случае является контроль загазованности воздушной среды в зоне проведения работы перед ее началом и в процессе ее. В этом случае назначается ответственный за подготовительные работы и ответственный за их проведение. Они, как и начальник смены, подписывают наряд-допуск по окончании работ. Аналогичный порядок подготовки и проведения огневых работ на взрывоопасных и пожароопасных объектах (например сварочных работ).

В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов под давлением Госгортехнадзора РФ их владелец обязан назначить приказом из числа специалистов, прошедших в установленном порядке проверку знаний этих правил, ответственного за исправное состояние и безопасное действие сосудов, а также ответственных по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией сосудов. Количество ответственных лиц для осуществления надзора должно определяться исходя из расчета времени, необходимого для своевременного и качественного выполнения обязанностей, возложенных на указанных лиц должностным положением.

Ответственный по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией сосудов должен осуществлять работу по плану, утвержденному руководством организации. При этом, в частности, он обязан:

  • осматривать сосуды в рабочем состоянии и проверять соблюдение установленных режимов при их эксплуатации;
  • проводить техническое освидетельствование сосудов;
  • осуществлять контроль за подготовкой и своевременным предъявлением сосудов для освидетельствования;
  • обеспечивать проведение своевременных ремонтов и подготовку сосудов к техническому освидетельствованию, выдачу обслуживающему персоналу инструкций, а также периодическую проверку его знаний.

Кроме того, на него возложено своевременное устранение выявленных неисправностей.

Ответственный за исправное состояние и безопасное действие сосудов обязан: осматривать сосуд в рабочем состоянии с установленной руководством организации периодичностью; ежедневно проверять записи в сменном журнале с росписью в нем; проводить работу с персоналом по повышению его квалификации; участвовать в технических освидетельствованиях сосудов; хранить паспорта сосудов и инструкции организаций-изготовителей по их монтажу и эксплуатации; вести учет наработки циклов нагружения сосудов, эксплуатирующихся в циклическом режиме. К обслуживанию сосудов могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания сосудов.

Периодическая проверка знаний персонала, обслуживающего сосуды, должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев. Возможна внеочередная проверка знаний. Ремонт сосудов и их элементов, находящихся под давлением, не допускается. Руководители предприятий и частные лица — владельцы грузоподъемных машин, тары, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций, эксплуатирующих краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

53 стр., 26294 слов

Исследования является актуальной, поскольку на сегодняшний день ...

... определение этому понятию. Так, согласно ст. з Закона 44ФЗ, контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой ... мониторинга и аудита в сфере закупок.2 Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на ...

В этих целях должны быть:

  • назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;
  • создана ремонтная служба и установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживание и ремонтов, обеспечивающих содержание грузоподъемных машин, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;
  • установлен порядок обучения н периодической проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины, в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
  • разработаны инструкции для ответственных лиц и обслуживающего персонала, журналы производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;
  • обеспечено снабжение инженерно-технических работников правилами, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, а персонала — производственными инструкциями;
  • обеспечено выполнение инженерно-техническими работниками указанных выше правил, а обслуживающим персоналом — инструкций.

Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин владелец должен назначить инженерно-технических работников из числа лиц, имеющих удостоверение Госгортехнадзора.

Методы контроля технических систем с повышенной опасностью.

Важнейшим направлением обеспечения нормального функционирования систем повышенной опасности является контроль их рабочих параметров, превышение которых может привести к аварийным ситуациям. Основным методом контроля на сегодня является инструментальный метод, основанный на использовании различных измерительных приборов, оценивающих значения параметров процессов в системах и машинах. Средства измерений должны ежегодно проходить государственную или ведомственную поверку.

В электроустановках в основном используются амперметры и вольтметры различных типов, а также встроенные в электрооборудование трансформаторы тока и напряжения, электропреобразователи.

5 стр., 2021 слов

Система органов финансового контроля в Республике Беларусь

... оценке деятельности органов финансового контроля и установлении их системы. На основе этого можно определить задачи данной работы: 1) раскрыть организацию финансового контроля; 2)определить состав органов финансового контроля в Республике Беларусь; 3) раскрыть задачи ...

При эксплуатации сосудов под давлением в основном используются манометры и термометры. Для оценки температуры в зависимости от пределов ее изменения и доступности мест замеров применяют различные типы жидкостных термометров, термопары или термометры сопротивления. С помощью последних можно дистанционно контролировать температуру в различных местах установки. Для контроля уровни жидкости применяют жидкостные и мембранные указатели, водомерные стекла.

На автомобильных и стреловых кранах для оценки ветровой нагрузки используются анемометры (допустимые скорости ветра при эксплуатации этих кранов указаны в их паспортах).

При эксплуатации газоопасных и взрывопожароопасных установок используются экспрессные и автоматические методы контроля концентраций веществ. Экспрессные методы определения концентраций газов и паров в воздухе с помощью индикаторных трубок просты и надежны, дают достаточно точные результаты и требуют сравнительно небольших затрат времени (от 2 до 10 мин) на проведение анализа.

Однако экспрессные методы анализа не позволяют непрерывно и автоматически контролировать чистоту воздуха, а следовательно, не в полной мере удовлетворяют требованиям современных автоматизированных производств.

Автоматические методы анализа воздуха являются наиболее эффективными для решения указанной задачи. Приборы, действие которых основано на этих методах, обеспечивают быстроту и непрерывность, большую точность и объективность результатов анализа. Автоматически действующие приборы можно с успехом использовать в качестве датчиков, фиксирующих наличие токсичных и взрывоопасных концентраций в воздухе производственных помещений при создании систем защиты.

Одним из методов контроля систем повышенной опасности является функциональная диагностика — текущий контроль правильности функционирования технической системы. С этой целью фиксируются показания приборов, измеряющих числа оборотов, давление, расходы, температуры, напряжения и т. д. Контролируются параметры работы машин и установок, строятся графики изменения этих параметров, снимаются индикаторные диаграммы.

Одним из методов функциональной диагностики является виброакустический метод. Акустическая и вибрационная диагностика производится непосредственно на этапе эксплуатации оборудования. Исходя из наличия в спектрах шума и вибраций характерных составляющих, выявляются дефектные элементы машин, возникновение аварийных режимов (кавитация насосов, вибраций металлорежущих станков и т.п.).

3. Контроль психофизического состояния оператора сложных систем

производственный травматизм работник

Одной из возможных причин аварий при эксплуатации сложных технических систем повышенной опасности являются ошибки в действиях оператора, связанные с его природными психофизическими характеристиками или их ухудшением в данный момент времени из-за эмоционального или физического напряжения. Для снижения вероятности ошибок операторов предусмотрен профессиональный отбор операторов таких систем. Он проводится как перед приемом на работу, так и в процессе ее. Профессиональный отбор включает медицинский осмотр и проведение специальных тестов.

60 стр., 29551 слов

Учет и контроль расходов на восстановление (ремонт) основных средств

... основных средств они поступают в организацию и передаются в эксплуатацию, в процессе эксплуатации изнашиваются и подвергаются ремонту (модернизации, реконструкции) с целью восстановления ... ??????????? ? ??????? ???????? ??????? ? ?? ??????????????? ?????????? 2) исследовать методы контроля за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования; правильное документальное оформление и ...

Предварительные и периодические осмотры обязательны для лиц, работа которых проводится на высоте, для водителей транспортных средств (они должны правильно различать цвета, не иметь сильно выраженной близорукости и дальнозоркости), для электротехнического персонала, выполняющего работы по оперативному обслуживанию и ремонту электроустановок, а также выполняющих монтажные и наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках (они не должны иметь увечий, ограниченной подвижности и некоторых заболеваний).

К газоопасным работам не допускаются лица, имеющие заболевания органов дыхания и т. д.

Специальное тестирование перед приемом на работу проводится с будущими операторами сложных систем управления, ошибочные действия которых могут быть связаны с неправильным и неполным восприятием информации, ее неправильной обработкой. В этом случае с помощью специальных карточек проводится контроль зрительной памяти (воспроизведение их содержания) избирательной способности восприятия (поиск с контролем времени среди знаковой информации нужного символа).

В целом ряде случаев причиной аварий является несвоевременность принимаемых решений, связанная с замедленной реакцией оператора. В этом случае проводится специальный контроль, в частности авиадиспетчеров.