Курсовая работа письмо как объект криминалистического исследования

Криминалистика – наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных методах и средствах судебного исследования и предотвращения преступлений. 1

Развитие уголовного, уголовно-процессуального законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности позволяет значительно расширить арсенал средств и методов доказывания при расследовании деятельности преступных структур. Этим обусловлено особое значение криминалистических знаний для борьбы с преступностью. Исследование доказательств, проведение судебной экспертизы – это познание их содержания лицом, наделенным соответствующими полномочиями, проверка их достоверности и взаимосвязи с другими доказательствами, собранными по уголовному делу. Одним из исследования доказательств является криминологическое исследование документов. Развитие новейших методик в этой области криминалистики, позволяет с достаточной высокой точностью устанавливать авторство исполнителя того либо иного документа. Актуальность данной темы заключается также в том, что криминалистическое исследование документов и в частности криминалистическое исследование письма, является одним из самых распространенных видов криминалистических экспертиз.

Целью данной работы является изучение криминалистического исследования письма.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: изучение и анализ литературы, нормативно-правовых актов; изучение структуры и задач криминалистического исследования письма.

Понятие и основы криминалистического исследования письма.

Письмо служит средством запечатления и передачи на расстояние мыслей человека с помощью определенной системы символов, знаков, букв и закрепления их во времени на том или ином носителе информации. Освоение письма связано с развитием двух взаимообусловленных навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка почерка, формирующихся, как правило, одновременно.

Письменная речь — это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.

15 стр., 7431 слов

Письменные доказательства в арбитражном процессе (2)

... полном и объективном» исследовании собранной информации. Актуальность и значимость темы состоит в том, что правильное, умелое применение сторонами письменных доказательств в арбитражном процессе влияет на решение ... имеющие отношения к определенному спору, устанавливаются арбитражным судом и сторонами путем изучения тех доказательств, которые содержат информацию о соответствующих фактах. ...

При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку его исполнитель. Возможность установления автора и исполнителя рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно — речевых и графических навыков. Их проявление в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека.

Формирование письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей.

Формирование письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей. На устойчивость проявления навыка письма сильное влияние оказывает степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка.

Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осуществляется в обычных условиях. Резкое их изменение (целевой установки пишущего, физических или психических перегрузок, преднамеренного искажения письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается.

Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.

Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяет идентифицировать личности автора и исполнителя документа.

Понятие и классификация признаков письменной речи.

Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего. Исследования письменной речи в криминалистических целях могут осуществляться с двух сторон. С одной стороны, эти исследования стремятся помочь ответить на вопрос о том, как определить, что данный текст мог принадлежать именно данному автору. С другой стороны, такие исследования могут дать материал для выявления признаков письменной речи, которые, так или иначе, находят свое выражение в письменном тексте. Первое направление исследований — это идентификационные исследования письменной речи, второе направление — неидентификационные исследования письменной речи.

У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка.

В письменной речи различают содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о самом себе.

9 стр., 4096 слов

Нарушения письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы

... У 6 детей (60%) отмечается нарушения звукопроизношения свистящих, шипящих, сонорных, аффрикативных звуков; Неверное произношение отражается на письме; Недостаточно развит фонематический слух у 5 детей (50%). В устной речи дети допускают аграмматические ошибки ... Исследование самоконтроля в процессе письма и анализа результатов написания различных видов письменных ... концу задания почерк становитя ...

Содержание документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно определить:

  • причину, побудившую к составлению анонимного документа;
  • наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных лиц, причастных к этим событиям.

Форма документа, внешнее выражение его содержания, характеризуется грамматическими, лексическими и стилистическими признаками.

Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Их усвоение происходит с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.

Орфографические особенности письменной речи — это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях.

Под синтаксисом понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами и др.

Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.

Авторы документов, как правило, по-разному пользуются знаками препинания, одни делают это верно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил пунктуации даже в примитивных предложениях.

Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых — все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации письменной речи.

В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок, общий уровень грамотности пишущего определяется как низкий, средний или высокий:

  • низкий — это присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера;
  • средний — отсутствие грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных;
  • высокий — отсутствие орфографических, синтаксических ошибок и обоснованная расстановка знаков препинания.

Лексические признаки — это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности использования их пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.

Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование лексических синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т. д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение идентификационных признаков.

8 стр., 3530 слов

Понятие почерка и современное состояние классификации признаков почерка

... сформированности, которые нашли свое отображение в таких признаках почерка, как степень выработанности, координация движений, строение почерка по степени сложности и темп письма; ... движений; - характеристики пространственной ориентации итоговых движений (которые зависят от зрительного анализатора исполнителя), отображающиеся в особенностях размещения фрагментов рукописи (в виде строк, слов, ...

Это такие особенности как:

  • устаревшие слова (архаизмы), вышедшие из современного активного литературного употребления. Например, «чадо» — дитя, ребенок;
  • «око» — глаз и др.;
  • новые слова (неологизмы), сравнительно недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения. Например, «менеджер», «ваучер» и др.;
  • историзмы — слова, которыми в прошлом обозначались те или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существующие.

Например, «сыск», «волостной писарь», «дыба», и др.;

  • профессионализмы — слова, употребляемые лицами, объединенными по роду своей деятельности. Например, «осмечивать» — составлять сметы и т.д.;
  • жаргонизмы — слова из жаргона определенных социальных групп (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от общеупотребимых слов и выражений.

Например, «баксы» — доллары, «ксива» — документ и т.п.;

  • диалектизмы — слова, характерные для жителей определенного региона.
  • варваризмы — неправильно употребляемые слова и выражения, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке;
  • вульгаризмы — слова грубые, нелитературные;
  • идиомы — своеобразные обороты речи, свойственные какому-нибудь языку и непереводимые дословно на другой язык.

Фразеология — это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова).

Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора.

Изобразительно-выразительные средства — это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы).

Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая запоминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима.

Стилистические признаки включают совокупность лексических, фразеологических и изобразительных средств языка; манеру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора.

Стиль в определенной степени отражает личность пишущего, характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки.

Стиль может быть научным, публицистическим (журнально-газетным), официально-документальным (канцелярским), производственно-техническим, художественно-беллетристическим и эпистолярным (бытовым).

4 стр., 1868 слов

Понятие почерка. Классификация признаков почерка и их криминалистическое ...

... букв в слова; сложности движения (Приложение А). Все перечисленные частные признаки должны рассматриваться в их совокупности, так как отдельные из них могут повторяться в почерке ... библиотечному); 4)выполнение текста (подписи) с подражанием другому лицу. Признаками изменения почерка, общими для любого из перечисленных способов, является наличие замедленных движений: непроизвольные остановки пишущего ...

Стиль соответствует индивидуальным эмоциональным, психическим, профессиональным и иным привычкам и наклонностям автора.

На основании анализа признаков письменной речи может быть высказано предположительное суждение об авторе анонимного документа: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительства и др.

Признаки почерка делятся на две группы: общие, которые характеризуют почерк в целом как систему движений; частные, которые отражают особенности движений при написании отдельных букв, их частей и межбуквенных соединений.

Общие признаки условно можно разделить на три большие группы.

Признаки, отражающие степень сформированности и характер письменно-двигательного навыка. Это выработанность почерка, то есть владение техникой письма в соответствии с общепринятой системой скорописи высоковыработанный, средневыработанный, маловыработанный; координация движений — точность и систематичность движений при написании букв, соблюдение их размера, наклонов (высокая, средняя, низкая); темп письма (быстрый, медленный, средний); строение почерка — сложность движений (простой, упрощенный, усложненный).

Признаки, отражающие структурные характеристики движений. Это преобладающая форма движений (прямолинейно-угловатая, округлая, смешанная); направление движений (правоокружное, левоокружное, смешанное); размер почерка, который определяется по средней высоте строчных букв (малый — при высоте букв до 2 мм, большой — более 5 мм); протяженность движений по горизонтали — разгон почерка: сжатый (малый разгон), размашистый (большой разгон), средний (высота строчных знаков равна их ширине); связность почерка, то есть способность пишущего выполнить, не отрывая пишущего прибора от бумаги, определенное количество знаков — может быть большой (слитно пишутся 6 и более знаков), средний (от 4 до 6) и малой (не более 3 букв); нажим почерка сильный (ширина основных штрихов превышает ширину соединительных); средний, почерк без нажима и смешанный.

Признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические), проявляются в особенностях размещения самостоятельных фрагментов документов: заголовков, подписей. При оценке их идентификационной значимости принимают во внимание общепринятые правила компоновки фрагментов текста, размещение подписи (в углу, в центре, на нижележащей строке), размещение текста относительно краев листа бумаги: наличие, размер и расположение полей, размер интервалов между строками, положение строк относительно горизонтальных срезов листа и другие.

Частные признаки почерка: форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, извилистая); направление движений при написании. Различают движения снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правоокружные; протяженность движений. Она характеризуется относительным размером штрихов различных элементов букв; связность движений, то есть вид соединения элементов в буквах, а также вид соединения букв между собой (слитный или с интервалами); относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и соединения движений; последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и их соединения; сложность движений при выполнении букв. Различают обычные, усложненные и упрощенные движения, по сравнению с прописями.

3 стр., 1144 слов

Частные признаки почерка

... выполнении элементов в буквах. Последовательность движений является устойчивым признаком почерка. При описании признака эксперт указывает измененный порядок выполнения элементов знака. Последовательность движений при выполнении буквы "ф" Последовательность движений при выполнении среднего и ...

Поговорим об использовании почерка для розыска и идентификации исполнителей рукописей. В следственной практике указанные признаки почерка используются в целях решения розыскных и идентификационных задач. В случаях обнаружения рукописных текстов (письма-угрозы, поддельные медицинские рецепты и т. п.), исполненных неизвестным лицом, составляется розыскная таблица, по которой производится сравнительное исследование почерков проверяемых лиц. Для составления розыскной таблицы, прежде всего, изучается содержание рукописи, анализируются признаки письменной речи и почерка. Из их числа выбирают наиболее характерные (броские), редко встречающиеся и устойчивые признаки, обычно 6 — 8. Основная часть таблицы состоит из характеристики этих признаков и их графических зарисовок. Затем намечается круг лиц, которые могли выполнить исследуемый документ, и организуется непосредственная проверка их почерков — розыск исполнителя документа.

Подготовка материалов для криминалистического исследования письменной речи.

Для назначения почерковедческой экспертизы в распоряжение экспертов предоставляются исследуемый документ (подлинник) и доброкачественные сравнительные образцы рукописи возможного исполнителя.

Копии документа или фотоснимка представляются эксперту только в исключительных случаях.

Различают свободные и экспериментальные образцы рукописи (почерка).

Свободные образцы – это рукописи, подписи, выполненные вне связи с совершением преступления, возбуждением уголовного дела.

Ими могут быть документы личной и служебной переписки, автобиографии, заявления, конспекты и т. д. Свободные образцы почерка (подписи) условно должны соответствовать исследуемому тексту (подписи) по времени написания, темпу письма, условиям выполнения рукописи, состоянию писавшего.

Как правило, в качестве свободных образцов почерка требуется не менее 5 — 6 страниц рукописного текста, для свободных образцов подписи — не менее 10 (по 5 — 6 подписей на каждом листе), выполненных с разрывом во времени.

Экспериментальные образцы — это рукописи (подписи), выполненные по предложению следователя, оперативного работника специально для сравнительного исследования. Они должны быть близки по содержанию к исследуемому тексту, выполнены в аналогичных условиях. Экспериментальные образцы могут быть получены при написании под диктовку следователя или путем самостоятельного написания какого-либо текста. В этих целях составляется специальный связный текст, в котором повторяются слова, имеющиеся в исследуемом документе. Если лицо, у которого отбираются образцы почерка, старается изменить почерк, то можно ускорить диктовку, увеличить объем текста или объявить перерыв, чтобы пишущий забыл, какие изменения он вносил в почерк.

Экспериментальные образцы должны быть выполнены при помощи пишущего прибора того же вида и на бумаге того же качества (по плотности, цвету, размерам, линовке), что и исследуемый документа не менее чем на 10 — 15 листах и должны воспроизводить весь исследуемый документ или содержать отдельные слова (фразы), имеющиеся в исследуемом документе.

Экспериментальные подписи выполняются на 5 — 6 листах по 10 — 15 подписей на каждом.

4 стр., 1600 слов

Криминалистическая экспертиза почерка

... Предметом данного исследования является рассмотрение криминалистической экспертизы почерка. Объектом настоящего исследования является деятельность субъектов по применению различных методов исследования почерка при расследовании преступлений: следователя, специалиста, эксперта. Исследование, Теоретическую основу, Научная новизна Экспертиза – исследование по ...

В постановлении о назначении почерковедческой экспертизы должны быть указаны обстоятельства, имеющие значение для производства почерковедческого исследования. Вопросы эксперту необходимо формулировать максимально точно. Например, кем (из числа конкретных лиц) выполнен текст, отдельные записи, подписи; одним или разными лицами выполнены тексты, подписи в нескольких документах либо фрагменты в одном документе и т. п.

Аналогичным образом формулируются вопросы, касающиеся свойств личности исполнителя рукописи, его психофизиологического состояния, профессиональной принадлежности, времени исполнителя документа. Результаты такого исследования имеют, как правило, ориентирующее (розыскное) значение.

Общие сведения о методике проведения почерковедческой экспертизы

Различают условно четыре стадии идентификационного исследования рукописей:

Предварительное исследование.

Раздельное исследование.

Сравнительное исследование.

Оценка результатов и формулирование выводов.

При предварительном исследовании эксперт проверяет наличие представленных материалов и оценивает их достаточность для производства экспертизы, уясняет поставленные вопросы, знакомится с документом в целом, затем с конкретным объектом (текстом, его частью, либо подписью).

На второй стадии раздельно выявляются и анализируются признаки письма в исследуемом документе и образцах. На третьей стадии осуществляется сопоставление выявленных признаков письма: общих и частных, совпадающих и различающихся. Эксперт обращает внимание на частоту повторяемости разных вариантов движений при исполнении одних и тех же букв, как в исследуемой рукописи, так и в образцах почерка предполагаемого исполнителя. Наибольшее идентификационное значение имеют частные и редко встречающиеся признаки. Раздельное и сравнительное исследования сопровождаются составлением разработок и таблиц признаков. В заключительной стадии дается оценка совпадающих и различающихся признаков. В своем заключении эксперт должен объяснить их происхождение, опираясь на внутреннее убеждение и сформулировать вывод — дать четкие и конкретные ответы на поставленные следователем вопросы.

Заключение.

Как мы уже говорили в начале работы, криминалистика — это наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, а также закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей средствах и методах раскрытия,

Криминалистическое исследование документов выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств по делу.

При рассмотрении материала по изученной теме, можно сделать выводы о том, что криминалистическое исследование документов является сложным, поэтапным, трудоемким, творческим процессом и направлением в криминалистике, требуя от эксперта высшего судебно-экспертного образования, большого опыта, профессиональной интуиции.

Существуют различные виды криминалистического исследования документов, которые дают широкие возможности исследовать документы, как вещественных доказательств.

Возможно, без данных исследований, многие уголовные дела не были бы доведены до суда, а преступники (лица, опасные для общества), оставались бы безнаказанными.

10 стр., 4980 слов

Технико-криминалистическая экспертиза документов

... на что-либо (диплом, завещание и т.п.) или носящий служебный характер. Криминалистическое понятие документа - объект исследования в судебно-технической экспертизе документов, представляющий собой предмет (бумага, картон и т.п.) на котором ...

Результаты криминалистических исследований документов (выводы эксперта) лежат в основе доказательной базы по уголовному делу, являясь частью субъективной стороны состава преступления, как доказательство вины и таким образом способствует расследованию и раскрытию преступлений.

Список используемой литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/pismo-kak-obyekt-kriminalisticheskogo-issledovaniya/

  1. Криминалистика / Под ред. Н.П.Яблокова – М.: Издательство Юрайт. 2011 год.

  2. Криминалистика и научно-судебная экспертиза. Под ред. .Х. Панасюк. М. 1950 год.

  3. Криминалистическое исследование рукописей, выполненных на некоторых языках народов СССР. Справочник следователя и эксперта. Под ред. Б.И. Пинхасова. М., «Юридическая Литература». 1973 год.

  4. Записки криминалиста. К.Б. Корешков. Саратов Изд-во СВШ МВД РФ, 1991 год.

  5. Психодиагностика почерка. Китаев Н. “Законность”, 1997 год.

  6. Возможности судебно-почерковедческой экспертизы. Погибко Ю. “Законность”, 1992 год.

  7. Криминалистика. Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.А. Образцова., М., Юристъ, 1997 год.

  8. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. – М.: Изд-во НОРМА, 2001 год.