ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Первые достоверные исторические сведения о Китае, как и об Индии, восходят ко II тысячелетию до н.э. В бассейне реки Хуанхэ сложилось крупное объединение племени. Правила династия Инь или Шан. В конце XII века до н.э. вожди племени Чжоу (гуны) во главе коалиции племен вторгаются в иньские земли и устанавливают свою власть. Воцаряется династия Чжоу, правящая до середины III века до н.э. Но уже в конце IX века до н.э. государство ослабело от стремления местных правителей отколоться от центра. Кризис побуждал к размышлению, поиску выхода. Это и привело к расцвету китайской политической мысли в VI -V веках до н.э. В отличие от Индии в Китае политическая мысль не питалась священными писаниями, она рано выделалась в особый предмет которым занимались мудрецы, философы. Конечно, связь между небом и поднебесной не отрицается, но в центре внимания Китайских мыслителей не вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общество, проблемы организации государства. Причем трактуются они рационально и в значительной мере освобождаются от мифологии и религиозности. Особенно ярко это заметно у Конфуция, самого знаменитого китайского философа, чьи взгляды спустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии.

Конфуций родился в 551 г до н.э. В детстве был не по годам серьезный, отличался прилежанием и удивительной любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и дорос до поста министра в княжестве Лу. Последние годы своей жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг и обычаев. Умер Конфуций в 479 г до н.э. в возрасте 72 лет. Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» («Беседы и высказывания»), составленные учениками философа в V в до н.э. Конфуция не слишком занимал вопрос происхождения и сущности мира, неба, загробной жизни. Он сосредоточился на этом мире, на обществе, на наилучшем, разумном устройстве государства. Основу политического учения Конфуция составляет принцип добродетели — ДЭ. Он распространяется на всех людей, причастных к управлению. Управляющие верхи должны быть совершенными людьми. Конфуций называет их Цзюн-цзы — Благородные. Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала (ЛИ), который они отлично знают и неукоснительно соблюдают. Их отличает гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям. Благородный чиновник всегда следует справедливости Дао. Государство он уподобляет гигантской семье, царь — отец, старший в роде, а отношения правящих и подданных — семейными отношениями, где младшие зависят от старших.

4 стр., 1931 слов

История государства и права Средневекового Китая

... государстве Северных Вэй сложилась раннефеодальная централизованная монархия. Во второй половине VI в. север и юг Китая были объединены под верховенством династии ... 20 дней в году. Крестьяне, бывшие основной производительной силой в государстве, оказались прикрепленными к земле и зависимыми ... условия для крестьян: каждый взрослый мужчина имел право на садово-огородный надел, являющийся вечным владением ...

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение Политическая и правовая мысль Древнего Китая, обобщение изученных результатов и авторских исследований. Цель государства и царской власти — общее благо этой семьи, воспитание подданных. Призвание царя — накормить и обогатить народ, обучить его, защитить его оружием. В свою очередь народ обязан проявлять сыновью почтительность к правителям, беспрекословно им подчиняться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах. Предполагается типично патриархальная концепция власти. Конфуций не зовет вернуться к социальному и политическому равенству. Он считает иерархию, деление на благородных и простолюдинов естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве. Конфуций симпатизировал федерально-удельной аристократии, правда, не отстаивая наследственных сословных привилегий . Он хотел, чтобы место аристократии заняли цзюонь — цзы, люди благородные не по происхождению, а по нравственным свойствам. Принцип «исправления имен» предполагал, что социальный статус каждого человека должен определяться в соответствии с его качествами и поступками. При написании данной работы мною преследовались следующая задача: раскрыть сущность политико-правовой мысли Древнего Китая, в разрезе освещения следующих вопросов:

  • Особенности политико-правового мышления в Древнем Китае;
  • Социально-политическая и правовая доктрина даосизма;
  • Политико-правовая идеология конфуцианства;
  • Политико-правовое учение моизма;

— Политико-правовая доктрина легизма. Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—III вв. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис. В общественно-политической мысли складываются различные направления и школы. Развивавшиеся на основе предшествующей религиозной мифологии, они нередко использовали одни и те же представления (например, о божественной природе неба, о законе дао), изменяя их соответственно своим программам. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Расцвет общественно — политической мысли Древнего Китая относится к VI — III в. в. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек возвышение зажиточных слоев; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий.

7 стр., 3072 слов

Особенности развития государства и права стран Древнего Востока

... Азии, государст?ва на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии. Особенности развития государства и права, а также основные кодификационные документы того времени я рассмотрю в своей работе. Особенности государственного и общественного государств. Характеристику ...

Идет борьба между имущественной и наследственной аристократией. В стране — затяжной политический кризис.

В поисках выхода из кризиса, в общественно — политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм и моизм.

Конфуцианство.

Во II в. до н. э конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

Даосизм. Основатель — Лао-цзы (VI в. до н. э).

Основное произведение — «Дао дэ дзин» («Книга о дао и дэ»).1

Понятие «дао». Дао — это естественный ход вещей, естественная законность. Это сущность мира, первоматерия, из которой всё вышло и куда всё вернётся. Дао — бесконечная и непознаваемая суть мира. Дао определяет законы неба, природы и общества. Это высшая добродетель и

______________________________

1 История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Издание 2- е, переработанное и сокращённое/ Под ред., докт. юрид. наук., профессора О. Э. Лейста. М.: ИКД Зерцало-М 2004г.

справедливость. В отношении к дао все равны. Правление в государстве должно быть простым. Правитель не должен вмешиваться в естественный ход вещей (принцип воздержания от активных действий) — лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. Осуждение всякого рода насилия, войн, армии. Осуждение роскоши и богатства.

Моизм. Основатель — Мо-цзы (479 — 400 г.г. до н. э ).

Произведение — «Мо-цзы». Основоположник радикально — демократической традиции в политико-правовой мысли Китая. Развивал идею естественного равенства всех людей и обосновал договорную концепцию происхождения государства.

Договорная концепция происхождения государства. В древности не было управления и наказания, у каждого было свое понимание справедливости. Поэтому все находилось в состоянии хаоса. Но поняв причину хаоса, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, и сделали его своим правителем. Идея единой для всех справедливости и власти. 1

Идеальная организация власти — мудрый правитель во главе и отлаженная система исполнительной службы. Для установления полного единства в государстве необходимо:

  • а) насаждение единомыслия;
  • б) искоренение вредных учений;
  • в) поощрение доносов;
  • г) поддержание социального равенства.

Государство должно заботиться о благе народа. Народ должен быть сыт. Эту проблему следует решать так — все должны заниматься физическим трудом.

_____________________________

1 История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Издание 2- е, переработанное и сокращённое/ Под ред., докт. юрид. наук., профессора О. Э. Лейста. М.: ИКД Зерцало-М 2004г.

6 стр., 2861 слов

Предмет и методы криминологии, ее место в системе наук

... изучение криминологии, разработка практических мер по предупреждению преступлений. Методы криминологии Наряду с объектом и предметом еще одной существенной характеристикой науки являются применяемые ею методы. Метод ... социальной реальности — человек, социальная группа, общество. Криминология использует методы и подходы разных наук, а криминологические исследования чаще всего носят межотраслевой ...

Признавалось право народа на восстание против несправедливой власти.

В целом это учение занимает промежуточную ступень между конфуцианством и легизмом.

Легизм. Основатель легизма — Шан Ян (390 — 338 г. г. до н. э.).

Его взгляды изложены в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).

Шан Ян был министром земледелия в период территориальной раздробленности, является инициатором реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Ещё один теоретик легизма — Хан Фэй (III в. до н. э), создатель трактата «Об искусстве управления». Это учение существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике осуществления власти . В целом, вся концепция пронизана:

  • а) враждебностью по отношению к людям;
  • б) уверенностью, что посредством насильственных мер, людей можно подчинить желательному порядку.

Основное назначение государства — противостоять злому началу (природе) человека. Человек — это источник социального зла.

Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон — это наказание. Главный метод государственного управления — метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким: широкое применение объективного вменения и смертной казни (в основном, необходимо использовать мучительные виды смертной казни).

Осуждалось милосердие и гуманизм. 2

Отношение между властью и народом рассматривалось как

______________________________

2 «История политических и правовых учений». Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, 1999г.

противоборство враждующих сторон. Поощрение земледелия, и вообще — трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий, таких как искусство и торговля.

В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.

Значение концепции легистов: многие их принципы были применены на практике. Положительный аспект этого — образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный — установление в стране деспотического правления.

В II — I в.в. до н. э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов отмирает. Даосизм переплетается с буддизмом, и его влияние на политическую идеологию постепенно убывает.