Понятие, юридические свойства и сущность конституции

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.

Вне всякого сомнения, конституция — явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

В самом общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей

Действующая российская Конституция принята 12 декабря 1993г. на всероссийском референдуме. Ее принятие можно рассматривать как компромисс различных политических сил и социальных групп общества, поскольку к этому времени в России имело место достаточно острое противостояние различных политических сил, проявлявшееся в открытом противостоянии, в том числе и вооруженном, и органов государственной власти — прежде всего главы государства (Президента РФ) и высшего законодательного органа страны (Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ).

Конституция РФ 1993г. — не первая в российской истории, хотя подлинное конституционное развитие российского государства во многом связано именно с ней. В период монархической формы правления и непродолжительного периода буржуазной республики (с февраля по октябрь 1917 г.) в России конституции как таковой не было вообще, а прежние российские конституции — 1918, 1925, 1937 и 1978гг. — были, во-первых, недемократическими (закрепляли неравноправие граждан, фактическую однопартийность, государственную идеологию, институциональное единство государственной власти и т. д.), а во-вторых, во многом фиктивными, поскольку реальные государственно-правовые отношения далеко не всегда соответствовали писаным конституционным нормам. Нынешняя же Конституция РФ практически полностью соответствует общепризнанным представлениям о демократии, свободе, правах человека, господстве права (хотя должно пройти еще немало времени, прежде чем страна полностью освободится от авторитарного и тоталитарного прошлого, а все нормы российского основного закона станут подлинно реальными).

13 стр., 6408 слов

Конституция – основной закон государства и общества

... современном индустриальном и постиндустриальном обществе. Эти требования составляют конкретное практическое основание конституции и служат юридическим, а вовсе не моральным или политическим критерием оценки конституционного характера государства. Другими словами, конституция содержит в ...

Целью данной курсовой работы является изучение понятия, формы и сущности Конституции РФ, определение ее структуры и рассмотрение юридических свойств Конституции РФ.

1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ

При всем многообразии подходов к понятию конституции (которое в свою очередь обусловлено различным пониманием предмета конституционного права) Конституцию можно определить как основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Конституция Российской Федерации — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления

Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1. особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2. учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3. всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е. та сфера общественных отношений, воз действие на которые она распространяет;

4. особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее по правок, специфические формы охраны и др.

Рассмотрим эти особенности.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа.

Характерно, что возникновение в ХXI веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой.

Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «Народного соглашения» Кромвеля в 1653г. было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.-Ж. Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан.

58 стр., 28568 слов

Первые конституции азиатских государств

... чтобы на основании изучения и анализа источников и литературы сравнить первые конституции двух азиатских государств – Японии и Турции. В задачи настоящей работы входит рассмотрение социально- ... внутренней и внешней политике страны, её государственному строю. Описание быта, нравов, обычаев народов Османской империи, ее экономики, государственного и социального строя содержится в труде П.А. ...

Эта черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию».

В советских конституциях такая форма впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977г., Конституции РСФСР 1978г. Так, последняя записала: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики принимает и провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты).

Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936г., проводившегося в течение 6 месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной закон волей народа. Всенародному обсуждению подвергалась и Конституция СССР 1977г.

В Конституции Российской Федерации 1993г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «мы, многонациональный народ Российской Федерации … принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем, это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую существенную черту понятия конституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета: единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Вся история конституционного развития как нашей, так и зарубежных стран служит этому подтверждением. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Конституция РСФСР 1918г., Конституция Российской Федерации 1993г.

Именно на признании Конституции в качестве проявления учредительной власти народа основываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость для всех учрежденных ею властей, в том числе и для законодательной.

В зарубежной науке конституционного права концепция, в соответствии с которой проводится различие между учредительной властью и учрежденной, представлена достаточно широко.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку ее несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы не могут противоречить конституции. Указы Президента не должны противоречить конституции и федеральным законам, постановления Правительства не могут противоречить конституции, федеральным законам, указам Президента. У конституции нет такого юридического «потолка».

11 стр., 5343 слов

Сущность и роль права в обществе – Сущность и роль права в обществе

... общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных социальных последствий. Конкретизируется общая социальная сущность права в его трактовке как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях; общество в ...

Разумеется, из этого не следует вывод о том, что содержание конституционных установлений определяется произвольно, что в нее могут быть включены любые нормы.

На процесс выработки конституции воздействует широкая система факторов — экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.

Важной чертой, характеризующей понятие конституции, является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области жизни общества — политическую; экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

2. СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубокой природы, той субстанции, которая в ней заложена, с решением вопроса о том, чью волю она выражает.

В этом плане сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется тем, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII веку. Оно связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий все основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации.

Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий и происходило первоначальное возникновение конституции.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям конституция — выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума.

10 стр., 4879 слов

Конституция Российской Федерации

... Теологическая теория Видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому 2 обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи ... Связывают сущность конституции с государст народный характер венной волей. Конституция при этом рассмат конституции ривается как самоограничение государственной 4 власти: поскольку возможности государствен ной власти ...

Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают по этой концепции необходимой прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, составляющихся в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной Волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно- правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т. е. что конституция является классовой по своей сущности.

Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полное огосударствление общества.

Во всех советских конституциях была заложена именно такая классовая сущность, отражаемая в каждой из них в большей или меньшей степени открытой и обнаженной форме.