Право на свободу передвижения, выбора местопребывания и жительства в пределах РФ

Данная работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституции любого демократического государства — “основные права и свободы человека и гражданина” и гарантий по защите этих прав и свобод Конституцией Российской Федерации.

Основной закон государства — Конституция, в первой своей главе “Основы конституционного строя” декларирует положение о том, что “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”. Данное положение — одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием “высшая ценность” не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека.

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

Закон о свободе передвижения гласит, что каждый, кто законно находится на территории России (граждане РФ, иностранцы, соблюдающие законодательство о въезде и выезде, а также лица без гражданства) имеют право свободно передвигаться и избирать место жительства (или временного пребывания).

Устанавливая общее правило свободного передвижения внутри России, закон вместе с тем ограничивает право свободного передвижения: в пограничной полосе; закрытых военных городках; закрытых административно-территориальных образованиях; зонах экологического бедствия; на территориях, где введено военное или чрезвычайно положение.

За пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

14 стр., 6563 слов

Личность, государство, право

... обеспечивать и охранять. Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения государства, права и личности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: изучить учебную литературу по курсу “Теория государства и права” описать сущность государства и права; раскрыть ...

Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности.

Таким образом, личные права и свободы человека и гражданина входят в состав основных прав и свобод. Они являются основополагающими для каждого человека, и каждый обладает ими от рождения, и поэтому они воспринимаются уже как естественные права.

1. Право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации: понятие, содержание, значение

2. Регистрация и учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в РФ

2.1 Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства

2.2 Регистрация граждан РФ по месту пребывания

Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства декларируется как абсолютное. Фактически же таковым не является. По мнению Т.Я. Хабриевой, естественные права, будучи закрепленными в региональных конституциях, превратились в позитивные, т.е. не имеющие «абсолютного характера». В науке этот вопрос остается открытым, однако реальность давно подтвердила, что нет ничего вечного и абсолютного, без подобных исключительных случаев не может существовать ни одно государство.Российское государство осуществляет правовое регулирование правил и условий реализации прав и свобод. Составной же частью этого регулирования и является установление Конституцией РФ и федеральными законами страны различных пределов их осуществления. В общей теории права ограничение означает определенное изъятие из правомочий субъекта, препятствующее осуществлению его прав и свобод в полном объеме.Проблема ограничений рассматривается не только в аспекте правомерного сужения прав и свобод законодательством, судом в смысле различного объема возможностей в целях уравновешивания противоположных интересов субъектов. Ряд авторов ограничение прав и свобод трактует через призму всевозможных злоупотреблений и ущемлений.Закон допускает некоторые вмешательства и ограничения основных прав, в том числе и права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, но при обязательном соблюдении принципа соразмерности, для защиты равноценного правового блага.

Таковыми для права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства может являться национальная безопасность, сохранение территориальной целостности. Следовательно, концепция правомерных ограничений всегда преследует цель — найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересами правообладателя.В отношении исследуемого права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства позиция Конституционного Суда РФ отражает ограничительные тенденции, установленные Конституцией РФ, и конкретизирует их в своих правовых актах. Конституционный Суд РФ в своем, пожалуй, самом обширном решении от 2 февраля 1998 г. по рассматриваемой проблеме особо отметил, что в ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» ограничения права на свободу передвижения связаны с особыми условиями. Таким образом, данное положение предполагает отсылку к федеральным законам, которыми должны быть урегулированы процессы передвижения граждан при определенных обстоятельствах и на определенных территориях. Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения (любым видом транспорта или пешком) не допускаются и, естественно, никакие нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут ограничивать указанное право по иным основаниям.Следует обратить внимание на особенности правого статуса граждан России, проживающих на подобных территориях.

9 стр., 4315 слов

Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

... с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жите В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, ...

Они приобретают специальный правовой статус, который включает в себя, как правило, особые правила въезда в зону, выезда, передвижения и т.д., т.е. связан с увеличением числа ограничений права. Существуют также отдельные изъятия в определенных ситуациях в отношении регламентации права на свободу передвижения лиц с особым профессиональным статусом и правовым положением, в связи с чем отдельно анализируются возможности ограничения права свободного передвижения иностранных граждан, лиц без гражданства, военнослужащих.Исходя из смысла ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, п. 3 и 4 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции 1950 г., право на свободу передвижения — одно из тех основных, которые подлежат ограничению в условиях чрезвычайного положения и в период вооруженных конфликтов. Одной из ограничительных мер является установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение или военное положение. Т.А. Дураев. Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства: проблема ограничений // Гражданин и право.- 2007.- N 7.- С. 71-73. 3.1 Въезд (проход), временное пребывание, передвижение лиц и транспортных средств в пограничной зоне Статья 17 Закона РФ от 1 апреля 1993 г.

N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 30.12.2008) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.- 1993.- N 17.- Ст. 594. определяет режим въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне.Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.3.2 Режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании

Статья 3 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (ред. от 25.11.2008) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.- 1992.- № 33.- Ст. 1915. определяет особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании.1. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает:установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории;ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями.2.

3 стр., 1101 слов

Граждане как субъекты административного права

... интернет-биржа студенческих работ"> Рисунок 1. Физические лица как субъекты административного права. Автор24 — -биржа студенческих работ Административная правоспособность берет начало с рождением гражданина и ... 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию ( ...

Решение об обеспечении особого режима в отношении конкретного закрытого административно-территориального образования принимается Президиумом Верховного Совета Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.Обеспечение особого режима осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.2.1. Создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями допускаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.2.2. На территории закрытого административно-территориального образования не допускаются создание и деятельность организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельность международных организаций (объединений).3. Иные особенности, имеющие значение для безопасных работы и проживания граждан в закрытом административно-территориальном образовании и зонах воздействия, могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.4. Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно-территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение.Ответственность граждан за нарушение особого режима устанавливается законодательством Российской Федерации. 3.3 Основные положения концепции проживания населения в районах, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы

Заключение, Библиография, Литература общего содержания

14. Гражданское право: Особенная часть: учебник для вузов / Г.А. Бунич; А.А. Гончаров; Ю.Г. Попонов.- М.: Дашков и К., 2003.

15. Гражданство: Справочник по правовым вопросам / А.Н. Головистикова. — М.: Эксмо, 2007.

16. Земскова А.В., Земсков Ю.В. Новеллы миграционного законодательства Российской Федерации. М., 2006.- № 12.- С. 45-48.

17. И.А. Алешкова. Права и свободы человека и гражданина. Проблемы регулирования и реализации права на жилище и права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации. // Государство и право.- 2008.- № 12.- С. 76-81.

7 стр., 3054 слов

Административно-правовой режим (понятия, виды)

... Президента Российской Федерации, правительственные акты, акты иных органов исполнительной власти в отношении таких режимов реализуют правоприменительную функцию, вводя предусмотренный законом режим на данной территории, устанавливая особые режимные правила. правового режима включает ...

18. Конституционное право России : учеб. пособие для вузов / В.И. Червонюк.- М.: ИНФРА-М, 2003 .

19. Миграционные процессы и национальная безопасность / П. А. Сельцовский // Власть. — 2008 .- N 11 .- С. 114-116.

20. Т.А. Дураев. Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства: проблема ограничений // Гражданин и право.- 2007.- N 7.- С. 71-73.

21. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003.