Силы и средства государственной пожарной службы

Контрольная работа

Федеральное агентство по образованию

Нижнетагильская государственная социально — педагогическая академия

Кафедра безопасности жизнедеятельности

Контрольная работа по дисциплине: Меры борьбы с пожарами. Превентивные мероприятия

Тема: Силы и средства РСЧС.

Выполнила студентка 512 группы

ОЗО ФБЖ Кайгородова Ю.А.

Нижний Тагил 2008 г.

Виды и основные задачи пожарной охраны, Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

  • государственная противопожарная служба (ГПС);
  • муниципальная пожарная охрана (МПО);
  • ведомственная пожарная охрана (ВПО);
  • частная пожарная охрана (ЧПО);
  • добровольная пожарная охрана (ДПО).

Основными задачами пожарной охраны являются

  • организация и осуществление профилактики пожаров;
  • спасение людей и имущества при пожарах;
  • организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Государственная противопожарная служба (ГПС)

ГПС является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В ГПС входят:

  • федеральная противопожарная служба;
  • противопожарная служба субъектов РФ.

Федеральная противопожарная служба включает в себя :

  • структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ПБ, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
  • структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ПБ;
  • структурные подразделения региональных центров по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, органов, уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ;
  • органы ГПН;
  • пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
  • подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

— подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

16 стр., 7764 слов

Пожарная безопасность и профилактика пожаров

... пожара, до прибытия пожарных команд, руководитель производства обязан определить минимальное расстояние от очага пожара, на котором могут находиться люди; выставить охрану, ... допустимое количество этажей, площадь этажа между противопожарными стенами зданий. При проектировании в ... возникновения взрывов и пожаров, согласно “Правилам устройства электроустановок (ПУЭ)” является подразделение помещений на ...

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Личный состав ГПС

Личный состав ГПС включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

  • лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее — сотрудники);
  • военнослужащих федеральной противопожарной службы;
  • лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее — работники).

В ГПС принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав ГПС.

На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в ВС РФ. На работников ГПС распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде .

Работники ГПС в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

В своей деятельности личный состав ГПС не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Личному составу ГПС в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области ПБ.

Сотрудники и военнослужащие ГПС имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ.

Работникам ГПС, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими ГПС, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе ГПС Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ (МВД РФ).

Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих ГПС, работавших на должностях, замещаемых работниками ГПС (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно — спасательных служб МВД), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.

В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы).

4 стр., 1645 слов

Задачи, силы, средства и система управления РСЧС

... объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ...

Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в федеральной противопожарной службе, определяются законодательством РФ.

Категории граждан, не пребывающих в запасе и проходящих службу в федеральной противопожарной службе, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, устанавливаются Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Продолжительность несения службы личным составом федеральной противопожарной службы, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ПБ, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Основными задачами РСЧС являются:

1. организация оповещения и информирование населения;

2. проведение мероприятий по защите населения и территорий;

3. ликвидация чрезвычайных ситуаций;

4. оказание гуманитарной помощи;

5. подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;

6. пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются:

  • на силы и средства наблюдения и контроля;
  • силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

  • подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
  • контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
  • службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
  • ветеринарную службу;
  • сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
  • лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
  • службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.

Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.

7 стр., 3047 слов

Структура, средства, силы чрезвычайной ситуации. Основные задачи ...

... силы и средства первого эшелона не способны справиться с задачей по ликвидации чрезвычайной ситуации, привлекаются силы и средства второго эшелона: подразделения войск гражданской обороны; подразделения поисково-спасательной службы ... нарушение условий жизнедеятельности людей. Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей ...

В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.

При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и пожарные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо — и пропускной режим. В ведении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения — это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области).

В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

9 стр., 4015 слов

Правовые и организационные основы защиты населения и территорий ...

... в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также ...