Ликвидация коммерческих организаций

Юридические лица могут создаваться на определенный срок, прекращая свое существование, к примеру, по достижении поставленной перед ними цели. Однако, по общему правилу, юридические лица создаются без указания срока деятельности. На их дальнейшую судьбу оказывает влияние целый ряд факторов: экономических, политических, социальных. Безусловно, не все субъекты хозяйствования, будучи участниками гражданского оборота, выдерживают жесткую конкуренцию в условиях рыночных отношениях. И это нормальный процесс. Поэтому грамотно проведенная ликвидация – это своего рода решение проблемы сохранения собственности учредителей (участников) юридического лица.

Ликвидация субъектов хозяйствования является общественно важным обстоятельством и предполагает соблюдение определённых требований. Данный процесс находится под контролем уполномоченных государственных органов, однако законодательство в этой сфере требует совершенствования в силу ряда причин, в частности, в связи с отсутствием объективных данных о количестве реально функционирующих в республике субъектов предпринимательской деятельности. Одной из особенностей указанных отношений является то, что получить статус юридического лица или индивидуального предпринимателя в ряде случаев намного проще, чем ликвидировать юридическое лицо, прекратить деятельность индивидуального предпринимателя. В то же время субъектный состав «работающих» юридических лиц и индивидуальных предпринимателей постоянно обновляется. В результате по данным регистрирующих органов числящихся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей значительно больше, чем действительно функционирующих субъектов хозяйствования.

Ликвидация является непростым процессом и ликвидировать организацию гораздо сложнее, чем зарегистрировать.

Задачи написания данной курсовой работы: разобраться с понятием и основанием ликвидации юридических лиц, порядком и процедурой ликвидации, ознакомиться с основными особенностями ликвидации государственных предприятий.

Данная курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемых источников.

Первая глава освещает вопросы понятия и основания ликвидации субъектов хозяйствования. Глава 2 раскрывает порядок ликвидации юридических лиц (рассматриваются вопросы в каком порядке происходит удовлетворение требований кредиторов, каков процесс обращения взыскания на имущество, принадлежавшее юридическому лицу, после его ликвидации).

Глава 3 раскрывает основные особенности ликвидации государственных предприятий.

4 стр., 1657 слов

Юридическое лицо как субъект административного права

... отношений являются различные организации, которые создают материальные и духовные ценности, в которых значительное место занимают юридические лица. Главной проблемой административного права ... и процессов. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Участниками административно-правовых ...

При написании данной курсовой работы использовалось 16 источников (кодексы, законы, постановления Совета Министров, декреты, указы Президента, приказы, статьи из журналов «Промышленно-торговое право», «Юстиция Беларуси», электронного справочника Консультант Плюс.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ликвидации субъектов хозяйствования является Гражданский кодекс Республики Беларусь и Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (ред. от 27.06.2011) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (вместе с «Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования», «Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»), а в части ликвидации государственных унитарных предприятий Положения о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 N 913.

Глава 1. Понятие и основания ликвидации коммерческих организаций

Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами,- в соответствии с п.1 ст. 57 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (Далее — ГК).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация — ликвидация по решению высшего или уполномоченного органа организации. Принудительная ликвидация — ликвидация по решению регистрирующего органа или суда по предусмотренным законодательством основаниям.

Добровольно ликвидация производится по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В подпункте 1 п.2 ст. 57 ГК дан примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации юридического лица:

  • в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо,
  • достижением цели, ради которой оно создано,
  • признанием судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;

В случае, если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, такое юридическое лицо не может быть ликвидировано до проведения и завершения плановой проверки. (Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (ред. от 27.06.2011) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (вместе с «Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования», «Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования») – Далее – «Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом N 1».

16 стр., 7528 слов

Анализ национального законодательства о создании и государственной ...

... предпринимательских структур и государственных органов, по совершенствованию указанных декретов не прекращалась. Результатом ее и явился Декрет от 2002-12-17г. N 29. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, ...

Принудительная ликвидация юридического лица допускается по решению суда или иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Подпункт 2 п. 2 ст. 57 ГК предусматривает следующие основания принудительной ликвидации:

  • непринятия решения о ликвидации в соответствии с изложенным выше подпунктом 1 п.2 с. 57 ГК в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
  • осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
  • уменьшения стоимости чистых активов коммерческих организаций, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;
  • в иных случаях, предусмотренных иными законодательными актами, в частности при экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст. 61 ГК), а также в случаях, предусмотренных в п. 80, п.1 ст.85, п.3 ст. 119, п. 1 ст. 87 ГК.

Подпункт 3 п. 2 ст. 57 ГК предусматривает в случаях, предусмотренных законодательными актами, ликвидацию юридического лица по решению иных органов. Такими органами являются регистрирующие органы. Под регистрирующими органами понимаются государственные органы и организации, перечисленные в п. 9 Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1(ред. от 27.06.2011) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (вместе с «Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования», «Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»- далее — Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом № 1.

Они вправе ликвидировать (прекратить деятельность) субъектов хозяйствования в случаях:

  • неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности; сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
  • внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

Государственными органами, имеющими право в пределах своей компетенции предъявлять требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, являются органы:

  • Комитета государственного контроля:
  • прокуратуры; внутренних дел;
  • Комитета государственной безопасности;
  • Министерства по налогам и сборам;
  • иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции (абзац первый часть вторая подпункт 3.3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом N 1″. Вышеперечисленные органы направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации. Регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения), а в отношении организации с иностранными инвестициями подает соответствующее заявление в хозяйственный суд.

Порядок ликвидации юридического лица определен ст. 59-60 ГК. Поскольку ликвидация существенно затрагивает интересы кредиторов ликвидируемого лица, она осуществляется на основе широкой гласности. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц. Этот орган вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п.1 ст. 58 ГК), т.к. в соответствии с п. 4 ст. 47 ГК физическое или юридическое лицо вправе получить информацию, содержащуюся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в порядке и случаях, определяемых законодательством. Запись в этом регистре о ликвидации юридического лица и индивидуального предпринимателя имеет важное значение как для уже имеющихся у него, так и для потенциальных кредиторов ликвидируемого юридического лица.

3 стр., 1459 слов

Реорганизация и ликвидация юридического лица

... реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Регистрация возникших при реорганизации новых организаций, а также внесение необходимых сведений в государственный реестр происходит в общем порядке. Ликвидация юридических лиц под ликвидацией ...

Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.- п.6 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом № 1.)

Глава 2 . Порядок ликвидации субъектов хозяйствования

Процесс ликвидации юридического лица урегулирован ст. 59 ГК.

В соответствии с п.7 Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом N 1 при ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) представляются:

1.) заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора. Заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора).

9 стр., 4428 слов

Ликвидация юридического лица

... образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, ... классификацию юридических лиц это – формы собственности. В зависимости от них можно выявить государственные и негосударственные юридические лица. Основным отличием государственного юридического лица ...

Если председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) является юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) действовать от имени этого юридического лица;

2.) решение о ликвидации. При этом решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

3.) легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями.