Какова же роль граждан в изменении границ или преобразовании муниципального образования?
Изменение границ муниципальных образований — вопрос сложный и, зачастую, прямо затрагивающий интересы населения. Один из наиболее распространенных примеров (когда возникает вопрос об изменении границ муниципалитетов) — если рядом с крупным поселением соседствует небольшой населенный пункт, относящийся к другому поселению. В таких случаях очень часто жители этого населенного пункта работают на предприятиях и в организациях более крупного поселения, пользуются его транспортом, поликлиниками и больницами, их дети ходят в школы этого муниципалитета и т.д. То есть жители участвуют в непосредственной жизнедеятельности соседнего муниципалитета. Поэтому включение такого населенного пункта в состав более крупного в ряде случаев может быть целесообразным и желательным со стороны его жителей.
Другим явлением, также достаточно распространенным, которое может быть причиной изменения границ или преобразования муниципалитета, — является значительное сокращение численности населения муниципалитета. (Преобразованием является объединение и разделение двух или более муниципалитетов (поселений или районов), а также изменение статуса города — с городского поселения на городской округ и наоборот).
Вместе с тем стабильность границ муниципальных образований является одним из принципов местного самоуправления, поэтому Федеральным законом установлено, что сокращение численности менее чем на 50% не может быть основанием для изменения границ муниципалитета со стороны органов местного самоуправления или государственной власти. Более того, законом не предусмотрена ликвидация муниципального образования, а только его преобразование путем разделения или включение в состав другого муниципалитета.
Непосредственное участие населения в вопросе изменения границ или преобразования муниципалитета происходит путем голосования. Характерной особенностью голосования по вопросам изменения границ или преобразования муниципалитетов является то, что в данном случае не существует запрета на агитацию со стороны органов государственной власти и местного самоуправления или отдельных должностных лиц.
Инициаторами изменений границ или преобразования муниципалитета может выступать как само население, так и органы местного самоуправления или органы государственной власти.
Полномочия органов местного самоуправления
... местного самоуправления и осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также реализация местного самоуправления на примере городского округа Сызрань Самарской области. Работа ... экспансия на север от своих границ. Это вполне естественный процесс. О ... помощи местного самоуправления, люди, проживающие на определенной территории, могут реализовать свое право на ...
По Федеральному закону не каждый случай изменения границ или преобразования муниципалитета требует непосредственного согласия его жителей. В ряде случаев мнение жителей учитывается путем голосования депутатов представительного органа местного самоуправления. Например, если изменения границ не затрагивают населенные участки муниципальных образований.
В случаях, когда необходимо непосредственное волеизъявление жителей, организуется голосование. Непосредственно выраженное согласие населения обязательно требуется в тех случаях, когда речь идет, прежде всего, об изменении границ или преобразовании поселений:
- при включении территорий поселений в состав других районов или населенных пунктов в состав других поселений;
- при изменении статуса городского поселения — его повышения до уровня городского округа, или, наоборот, понижения статуса городского округа до уровня городского поселения.
При любом изменении статуса городского поселения (а также если поселение включается в состав муниципального района) требуется и согласие населения муниципального района.
Порядок назначения и проведения голосования аналогичен порядку назначения и проведения местного референдума. Это значит, что если инициатором является население, то инициативная группа должна собрать не менее 5% подписей за проведение голосования по изменению границ или преобразованию.
Голосование считается состоявшимся, если в нем участвовало более половины избирателей муниципалитета. Успешным оно признается, если за указанные изменения высказались более половины проголосовавших. Итоги голосования подлежат опубликованию.
Последнее слово остается за региональными властями, так как изменение границ или преобразование муниципалитета окончательно оформляются законом субъекта Федерации. П.В. Гулидов Статья » Изменение границ и преобразование. Муниципальная служба»
Правовые основы и порядок установления границ муниципальных образований
Изменение границ муниципальных образований — отнесение части территории одного муниципального образования к территории другого муниципального образования.
Вопросы преобразования муниципальных преобразований и изменения их границ являются необходимой составной частью регулирования территориальной организации местного самоуправления в процессе его функционирования.
Современная законодательно закрепленная территориальная организация местного самоуправления в РФ предполагает структуру муниципальных образований. Основную часть муниципальных образований составляют МО, имеющие статус муниципальных районов и городских округов, на которые разделяется территория субъектов РФ, являющихся областями, республиками и автономными округами. При этом наиболее сложную структуру территориальной организации имеют муниципальные районы, в состав которых в свою очередь могут входить муниципальные образования, имеющие статус городских и сельских поселений.
Изменение сложившейся на определенный момент времени территориальной организации местного самоуправления может происходить в результате изменения границ и (или) преобразования существующих муниципальных образований. При этом преобразование муниципальных образований предполагает их объединение или разделение, а также изменение статуса муниципальных образований.
Местное самоуправление в зарубежных странах
... местного самоуправления. Теория дуализма местного самоуправления исходит из двойственного характера муниципальной деятельности - самостоятельного решения местных дел и осуществления на местном уровне определенных государственных функций. Поэтому муниципальные ... (грамотности, образования, оседлости, имущественного ценза). Впоследствии система формирования органов местного самоуправления была ...
Процесс регулирования территориальной организации местного самоуправления имеет иерархическую структуру. Данный процесс имеет несколько уровней, для каждого из которых Федеральным законом № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен круг полномочий по изменению территорий муниципальных образований и изменению их статуса. муниципальный граница голосование референдум
В соответствии с данным законом (ст.12 и ст.13) изменение территориальной организации местного самоуправления осуществляется соответствующим законом субъекта РФ на преобразование или изменение границ муниципальных образований по инициативе населения, органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти. Реализация такой инициативы со стороны органов местного самоуправления или органов государственной власти в зависимости от решаемого вопроса должна производиться с согласия населения или с учетом мнения населения.
Преобразование и изменение границ муниципальных образований должно осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ о местном референдуме для проведения голосования в интересах реализации инициативы населения или для получения его согласия на преобразование и (или) изменение границ МО.
В этом аспекте анализ данных Информационной поисковой системы «КонсультантПлюс» показал, что законодательная база проведения местного референдума в соответствии с Федеральным законом № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к настоящему времени сформирована в большинстве субъектов РФ. В том числе в 57 субъектах РФ действуют законы непосредственно «О местном референдуме», в 16 субъектах РФ положения о местном референдуме закреплены в законах «О референдуме» и 11 в 5 субъектах РФ они закреплены в Избирательном кодексе субъекта. Отсутствуют сведения по данному вопросу о 9 субъектах РФ. Сергеев А. С. Местное самоуправление в Российской Федерации: правовая теория и социальная практика // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2008.
В свою очередь анализ выявленных документов показал, что законодательство субъектов РФ о местном референдуме соответствует Федеральным законам «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 6 октября 2003 года. Поэтому можно утверждать, что в большинстве субъектов РФ создана единая правовая основа выдвижения инициативы и проведения местного референдума.
При этом в законах субъектов РФ в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен порядок решения вопросов только местного значения. В то же время вопросы преобразования и изменения границ муниципальных образований статьей 14 данного Федерального закона не отнесены к вопросам местного значения. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Правовое регулирование местного самоуправления
... местного значения и зависимы от воли населения муниципального образования» . Для существования местного самоуправления необходимы определенные условия: перечень местных проблем, решение которых возможно собственными силами и средствами; правовая база, гарантирующая реализацию права населения на местное самоуправление; ... местного самоуправления создавать свои нормативно-правовые модели регулирования ...
Механизм принятия решения по вопросам преобразования и изменения границ муниципальных образований, предусмотренный Федеральным законом, отличается от механизма принятия решений по вопросам местного значения. Наиболее совпадающими процедурами этих механизмов являются процедуры выдвижения инициативы населения о проведении голосования и процедура голосования с учетом особенностей голосования по этим вопросам, установленных статьей 24 Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В то же время, различными являются процедуры окончательной выработки и оформления решения.
При этом, установленные указанным Федеральным законом общие принципы принятия решения по данным вопросам предусматривают реализацию инициативы их решения, выдвинутой, как населением, так и 6 органами государственной и местной власти. Кроме того, требует конкретизации процедура учета мнения населения при решении этих вопросов.
В соответствии с данным законом учет мнения населения предусматривается в следующих случаях:
1. при изменении границ муниципальных районов и поселений, не влекущем отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений (статья 12 часть 4);
2. при объединении двух и более муниципальных районов, не влекущем изменения границ иных муниципальных образований (статья 13 часть 4);
3. при разделении муниципального района (статья 13 часть 6).
При этом Федеральный закон устанавливает, что мнение населения должно быть выражено представительными органами соответствующих муниципальных образований. Однако, он не определяет процедуру выявления мнения населения, предполагая ее разработку на региональном или местном уровне. Вместе с тем, правовая основа механизма принятия решения по вопросам преобразования и изменения границ муниципальных образований в субъектах РФ еще находится на стадии разработки и не является достаточной. Об этом свидетельствует анализ правовых документов по данным вопросам, представленных в настоящее время в ИПС «Консультант Плюс».
Положения порядка изменения границ и преобразования муниципальных образований определяются различными видами законов субъектов РФ. В том числе с самой различной степенью детализации указанные положения устанавливаются законами «Об административно-территориальном устройстве», законами о референдуме или местном референдуме, законами «О порядке голосования по вопросам преобразования и изменения границ муниципальных образований» и непосредственно законами «О порядке изменения границ и преобразования муниципальных образований».
Таким образом, результаты анализа показывают существенное различие как в структуре правого поля механизма преобразования и изменения границ муниципальных образований субъектов РФ, так и в степени конкретизации соответствующих положений Федерального закона, а также в степени соответствия с законами субъектов РФ о местном референдуме.
Организационно-правовые основы местного самоуправления в России
... представительного органа местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления обладает правотворческой функцией , то есть имеет право принимать общеобязательные, локальные нормативные правовые акты по всем вопросам, отнесенным уставом соответствующего муниципального образования к предметам ведения последнего; представительный орган местного самоуправления ...
В целях обеспечения единства правового, методологического и кадрового обеспечения механизма принятия решения по вопросам преобразования и изменения границ муниципальных образований представляется целесообразным совершенствование законодательной базы местного самоуправления на основе типового закона субъекта РФ «О порядке изменения границ и преобразования муниципальных образований», устанавливающего единый порядок принятия решения. Н.А. Онанко, Государственное и муниципальное управление: уч. пособие.-М.: МГИУ, 2008г.
Задание №1
1. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление рассматривается как:
1) форма распределения обязанностей по решению местных дел между центральными и местными властями;
2) форма распределения обязанностей по решению государственных дел между центральными и местными властями;
3) форма распределения государственных и местных дел;
4) форма возложения задач по решению местных дел на государственные органы.
2. Характерной чертой государственной теории самоуправления является:
1) подконтрольность органов местного самоуправления государству;
2) надзор местного сообщества за деятельностью органов местного самоуправления;
3) передача государством задач местного управления органам, формируемым местным сообществом;
4) все ответы правильные.
3. Содержание теории дуализма характеризуют следующие признаки:
1) наличие общегосударственного и местного интересов и необходимость их сочетания;
2) сочетание в местном самоуправлении государственных и общественных начал;
3) выполнение органами местного самоуправления полномочий, делегированных государством;
4) все ответы правильные.
4. В рамках теории социального обслуживания основной целью всей муниципальной деятельности является:
1) достижение благосостояния местных жителей;
2) возложение на государство обязанности по социальному обслуживанию местных жителей;
3) возложение на местные органы обязанности по социальному обслуживанию населения;
4) достижение высокого уровня социального обеспечения местного населения.
5. Англосаксонская модель местного самоуправления отличается от других тем, что выборными являются:
1) уполномоченные представители правительства;
2) представительные органы;
3) исполнительные органы;
4) некоторые должностные лица администрации
6. Англосаксонская модель местного самоуправления характеризуется:
1) централизацией;
2) относительной децентрализацией;
- децентрализацией;
4) наличием на местах представителей органов государственной власти.
7.Англосаксонская модель местного самоуправления характеризуется:
1) подчинённостью государственным органам;
2) подчинённостью центральному правительству;
3) соподчиненностью нижестоящих органов местного самоуправления вышестоящим;
4) автономностью.
Системы местного самоуправления США
... 391 на долю муниципальных бюджетов приходится около 40% бюджетных доходов государства. Система органов местного самоуправления строится на основе административно–территориального деления. Конституция США относит к компетенции штатов вопросы административно–территориального деления и учреждения местного самоуправления. Конституции 50 ...
8. Континентальная модель местного самоуправления характеризуется:
1) множеством форм реализации местного самоуправления;
2) соподчиненностью нижестоящих органов местного самоуправления вышестоящим;
3) отсутствием на местах представителей органов государственной власти;
4) развитостью местного самоуправления.
9. «Смешанная» модель местного самоуправления распространена в следующих странах:
1) Германии, Австрии, Японии;
2) Италии, Франции, Нидерландах;
3) Австралии, Великобритании, Ирландии;
4) США, Канаде, Новой Зеландии.
10. Признаками иберийской системы управления на местах является
1) избрание населением представительного органа;
2) избрание населением либо местным советом главного должностного лица;
3) главное должностное лицо является представителем государственной власти;
4) все ответы правильные.
11. Начало самоуправлению в России было положено:
1) в IX веке;
2) X-XI вв.;
3) XII веке;
4) XIVвеке.
12. Реформа местного управления Петра I предоставила права на самоуправление:
1) духовенству;
2) казачеству;
3) дворянству;
4) крестьянству.
13. Реформа правительственных учреждений на местном уровне в 1864 г. в России называлась…
1) городской;
2) правительственной;
3) земской;
4) муниципальной.
14. Осуществление городской реформы в России началось:
1) в 1775 г.;
2) 1770 г.;
3) 1861 г.;
4) 1870 г.
15. Советы народных депутатов в Советском Союзе были органами:
1) местного самоуправления;
2) государственного управления на местах;
3) органами законодательной ветви власти;
4) органами исполнительной ветви власти.
16. Самостоятельность местного самоуправления в России впервые закреплена в Конституции:
1) РСФСР 1918 г.;
2) РСФСР 1925 г.;
3) РСФСР 1978 г.;
4) РФ 1993 г.
17. Местное самоуправление в Российской Федерации не рассматривается как:
1) местное самоуправление это основа конституционного строя;
2) местное самоуправление это форма управленческой деятельности государства на местах;
3) местное самоуправление это форма народовластия;
4) местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.
18. Отдельные полномочия органов местного самоуправления органы государственной власти временно осуществлять
1) не имеют права;
2) имеют право только на территориях, не входящих в территорию ни одного из муниципальных образований, либо на территориях муниципальных образований, где не сформированы органы местного самоуправления;
3) имеют право в порядке и случаях, установленных федеральными законами;
4) все ответы неверны.
19. Правовую основу местного самоуправления составляют:
1) Конституция Российской Федерации;
2) федеральный закон от 06.10.03№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
3) закон Санкт-Петербурга от 23.09.09 №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»;
4) все ответы правильные.
Нормативно-правовые основы системы местного самоуправления России
... возникающих в процессе осуществления местного самоуправления. Муниципальное право Российской Федерации, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления. Посредством норм муниципального права и на основе Конституции РФ, федеральных ...
20. Устав муниципального образования принимается:
1) на местном референдуме;
2) представительным органом муниципального образования
3) главой муниципального образования;
4) законодательным органом государственной власти субъекта РФ.
Задание №2
В соответствии с уставом муниципального образования «городского округа Десяткино» глава администрации Васильев В.П. представил депутатам на заседании городского совета кандидатуру Гордеева Г.И. для получения их согласия на назначение его на должность заместителя главы городской администрации. Однако депутаты не согласились с предложенной кандидатурой, мотивировав свой отказ отсутствием у Гордеева Г.И. опыта руководящей работы. Недовольный отказом депутатов, глава администрации решил провести голосование по кандидатуре Гордеева Г.И. на местном референдуме и издал распоряжение о создании инициативной группы по его подготовке.
Возможно ли в данной ситуации назначение местного референдума?
Решение:
В данной ситуации назначение местного референдума возможно. Данный вывод вытекает из ст. 22 ФЗ №131-ФЗ. Согласно которой решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан РФ в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан РФ, которые имеют право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению местного референдума устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с п. 1 ст. 36 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Выдвинуть инициативу проведения местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
Заключение
Территория муниципального образования — земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности. Соответственно местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях (ст. 131 Конституции РФ).
Муниципальное право в правовой системе Российской Федерации
... органов местного самоуправления с иными юридическими и физическими лицами. 1.1 Место муниципального права в правовой системе РФ В различных странах муниципальное право является либо комплексной отраслью права, либо подотраслью конституционного права или административного права. При определении места муниципального права в правовой системе Российской Федерации ...
Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (гл. 2) местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в рамках административно-территориального устройства (административно-территориальных единиц) ее субъектов в границах их муниципальных образований. К Т.м.о. относятся земли, находящиеся за пределами границ муниципального образования, но переданные ему в собственность (в том числе безвозмездно) для обеспечения развития их земель, относящихся к государственной собственности (ч. 3 ст. 19 Земельного кодекса РФ).
Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Если с инициативой об изменении границ выступает население, то вопрос этот решается через местный референдум. Если же такая инициатива исходит от органов местного самоуправления или органов государственной власти, то это оформляется специальными решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Обязательным условием изменения границ муниципального образования является согласие на это населения. В каких случаях это происходит?
Например, при отнесении территории населенного пункта одного муниципального района к территории другого муниципального района требуется согласие населения этого населенного пункта, которое выражается через голосование (на сходе граждан в муниципальных образованиях с численностью жителей не более 100 человек) с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.
При отнесении территории отдельного населенного пункта одного поселения к территории другого поселения требуется согласие населения данного населенного пункта (на сходе граждан в муниципальных образованиях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек), выраженного путем голосования, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
В случае если изменение границ муниципальных районов не влечет отнесения территорий поселений, входящих в состав одного муниципального района, к территории другого муниципального района, такое изменение осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных.
Если изменение границ поселений не влечет отнесения территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов одного поселения к территории другого поселения, то такое изменение границ поселений осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/ustanovlenie-i-izmenenie-granits-munitsipalnyih-obrazovaniy/
Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Органы юстиции Российской Федерации
... г. N 1313) [2] , Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- ... и международно-правовой охране прав граждан. Систематизация законодательства необходима государству для выработки новых законов и иных актов, полностью соответствующих выработанным и ...
Сергеев А. С. Местное самоуправление в Российской Федерации: правовая теория и социальная практика // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2008.
Н.А. Онанко, Государственное и муниципальное управление: уч. пособие.-М.: МГИУ, 2008г.
В.Т. Батычко Конспект лекций «Муниципальное право» Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.
П.В. Гулидов Статья » Изменение границ и преобразование. Муниципальная служба»
С.Е. Чаннов, Муниципальное право: конспект лекций. — М.: Юрайт -Издат, 2007г.
А. Н. Костюкова Муниципальное право России: учебник для студентов вузов .М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007.