Консультирование при переживании утраты

Слово «консультирование» происходит от латинского consultare – совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. «Консультировать» – значит давать совет по интересующей проблеме [3, с. 4].

Психологическое консультирование является процессом, в котором взаимодействуют и проживают часть своей жизни двое: клиент и консультант. В психологическом консультировании мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и так далее. Психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

В своей работе мы обобщим информацию, относящуюся к консультировании при переживании утраты.

Наиболее типичными причинами переживания горя при утрате являются смерть близкого человека и развод. Каждый человек в течение жизни что-то теряет, материальное или духовное, но когда из жизни уходит близкий или любимый человек, это самая горькая утрата, сопровождаемая сильнейшими переживаниями [2, с. 209]. После потери близкого, человек испытывает

Переживание горя, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость? Все это – не риторические фигуры восхищения силой человеческого духа, а насущные вопросы, знать конкретные ответы, на которые нужно хотя бы потому, что всем нам рано или поздно приходится, по профессиональному долгу или по долгу человеческому, утешать и поддерживать горюющих людей.

11 стр., 5145 слов

Насилие и пренебрежение в отношении пожилых людей

... Глава 2. Теоретико-методологические основы исследования насилия и пренебрежения в отношении пожилых людей 2.1 Понятие и виды насилия над пожилыми людьми Одной из проблем современной семьи, к ... быть нанесение физического, экономического, психологического вреда, ограничивающего пожилых людей в выборе и возможностях приемлемого уровня жизни, а также отсутствие соответствующего действия там, где ...

Консультирование при переживании утраты

Горе охватывает все сферы психической жизни человека и сопровождается физическим страданием. Поэтому консультирование клиента при утрате – трудная работа, которая начинается с утешения и поддержки и заканчивается разрешением тяжелой и болезненной реакции потери, если клиент этого хочет.

Профессиональная задача психолога заключается в том, чтобы помочь клиенту по-настоящему пережить утрату, совершить работу горя, а не в том, чтобы притупить остроту душевных переживаний. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо. [1, с. 795].

При консультировании необходимо обращать внимание на следующие ключевые моменты:

При этом нужно:

Если реакция утраты подавляется, также нужно изучить причины, почему человек избегает горя. Если реакция утраты искажена нужно:

Если горе приобретает хронический оттенок, то следует установить:

Консультации являются только частью процесса « работы горя», большая ее часть совершается в естественных взаимоотношениях с окружающими. Важно не мешать этому процессу.

Этапы психологической помощи выстраиваются в соответствии с этапами переживания горя.

Помощь на стадии шока. Нужно вывести человека из шокового состояния, помочь ему признать факт потери, а когда он будет к этому готов, постараться пробудить чувства, тем самым запустив работу горя, чтобы человек не застрял на стадии горевания [2, с. 236]. Необходимо присутствовать рядом с человеком, понесшим утрату, не оставлять его одного, заботиться о нем. Прежде всего, быть открытым по отношению к горюющему человеку и чутким ко всем его переживаниям. Говорить об эмоционально значимых моментах случившегося, затрагивая скрытые, еще не изменившиеся чувства. Выражать свою заботу и внимание лучше через прикосновения (во время разговора прикасаться к нему, держать его руки в своих, погладить по плечу, прижать к себе и т.д.).

Именно таким образом люди выражают свое участие, когда слова им неподвластны. Даже простое пожатие руки лучше, чем холодная изоляция. Страдающий человек всегда вправе не принять руку, так же как и другое участие, но предлагать помощь необходимо.

Помощь на стадии острого горя. Следует говорить об умершем, причине смерти и чувствах в связи с происшедшим. Спрашивать об умершем, слушать воспоминания о нем, рассказы о его жизни, даже если они неоднократно повторяются. Вопросы: «На кого он был похож?», «Можно ли увидеть его фотографии?», «Что он любил делать?», «Что вы сейчас вспоминаете о нем?» вовсе не бестактны, они позволяют скорбящему выговориться.

Если перенесший потерю человек как бы замирает, ничего не говорит, глядя в пространство, не стоит пытаться его разговорить, во что бы то ни стало заполнить тишину словами. Необходимо быть готовыми продолжить разговор, когда тот возвратится к реальности. Не всегда нужно знать, в какие воспоминания погружается человек, о чем он думает. Главное – создать вокруг него атмосферу присутствия и понимания.

В случае внезапной или насильственной смерти необходимо неоднократно обсуждать все мельчайшие детали, до тех пор, пока они не утратят своего устрашающего, травматического характера, – только тогда человек, потерявший близкого, сможет оплакивать его.

23 стр., 11245 слов

Репродуктивное здоровье человека – доклад сообщение

... диспансеризации. Каждый человек, заинтересованный в сохранении и укреплении своего здоровья обязан ежегодно проходить диспансеризацию в районной поликлинике. Надеемся на плодотворное сотрудничество с Вами в укреплении репродуктивного здоровья! Реферат на тему Департамент образования ...

Необходимо дать возможность выплакаться, не стараясь непременно утешать. При этом не следует всем своим видом постоянно подчеркивать сочувственное отношение.

Постепенно (ближе к концу этого периода) следует приобщать скорбящего к домашним делам и повседневной деятельности.

Помощь на стадии восстановления. Надо помогать заново, включиться в жизнь, планировать будущее. Поскольку человек может неоднократно возвращаться к переживаниям острого периода, необходимо давать ему возможность вновь и вновь говорить об умершем. Полезными в этот период могут быть и какие-либо просьбы о помощи со стороны друзей, близких, выполнение которых поможет пережившему утрату «встряхнуться»; иногда эффективны даже упреки в безразличии, невнимании к близким, напоминания об обязанностях.

Помощь профессионала, прежде всего, необходима человеку, горе которого приобрело патологический характер, либо когда велик риск, что оно может стать таковым. В этом случае используется весь комплекс методов, пригодных для кризисной помощи, терапии психологических травм и посттравматического стресса. Психологическая помощь может потребоваться и через годы, прошедшие после утраты, в тех случаях, когда «работа горя» не была завершена.

Проблемы, разрешаемые в процессе консультирования, индивидуальны. Некоторые люди просто не понимают, что с ними происходит. Человек может отрицать переживание горя, поскольку считает, что это показывает его слабость. Клиенты, обратившиеся за помощью в период острой стадии, требуют от психолога спасения, что может стать своего рода западней для профессионала, который в такой ситуации просто обречен испытывать чувство вины. Обычно на острой стадии горя человек жаждет, прежде всего, облегчения страданий, так как боль утраты и другие переживания могут быть невыносимыми. В этот период психолог должен помогать в переживании боли, необходимом для заживления травмы, а не избегать и не отрицать ее, что делает кризисную помощь очень сложной проблемой, в том числе и для консультанта, поскольку он может оказаться мишенью для выражения агрессии со стороны клиента.

Количество сессий можно заранее установить только тогда, когда речь идет о решении конкретной проблемы (например, вновь выйти на работу или начать навещать могилу умершего), а в большинстве случаев консультирование продолжается до тех пор, пока клиент нуждается в таком «сопровождении». По различным данным, большинство клиентов, консультирующихся в связи с утратой, проходят от четырех до десяти сессий в течение одного или двух лет после события. Довольно распространены и однократные обращения, в основном за разъяснениями и информацией.

Характер и темп консультирования зависит от множества индивидуальных факторов, например, особенностей личности клиента, обстоятельств утраты и т. д. Ранние сессии обычно фокусируются на переживаниях острой боли от потери, утраты контроля над своей жизнью, отсутствии смысла. Консультант обеспечивает необходимую эмоциональную поддержку, помогает выражать чувства, прежде всего – боль. В качестве основного метода используется безоценочное слушание. Поддерживается стремление горюющего каждый раз снова говорить о своей утрате, окружающим рекомендуется придерживаться подобной установки. Консультант может давать и советы о режиме сна, питания и других деталях жизни, направить к врачу для медицинского обследования и лечения.

4 стр., 1703 слов

Виды медико-социальной помощи

... законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» предусматривает в случае заболевания, утраты трудоспособности и в иных случаях право граждан на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, ... заболеваний, как в поликлинике, так и на дому; в) стационарная помощь: при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих ...

Где-то в середине пути консультант сталкивается с феноменом «всплывания» у клиента интенсивных переживаний, возвращения острой боли и других тяжелых чувств. Однако темы консультирования изменяются. Ключевыми становятся проблемы идентичности, изменения ролей, необходимость воссоздания после утраты своего Я. Клиент может присоединиться к поддерживающей группе, где встретит таких же людей, потерявших близкого человека. Для переживающего горе в этот период важна и физическая активность.

Задачей завершающих сессий является помощь в возвращении к обычной жизни и в воссоздании жизненных смыслов. Консультант помогает намечать цели, строить новые планы; он с клиентом обсуждает достигнутое в совместной работе. Возможно, клиенту необходимо помочь освоить новые поведенческие навыки или восстановить старые, например, знакомиться и поддерживать знакомства, изменить образ жизни. Важно осмыслить, что все это делается не для того, чтобы «заменить» утраченное. На самом деле, «работа’ горя» вряд ли может быть когда-нибудь полностью завершена.

При работе с острой реакцией утраты предлагается также трехступенчатая модель помощи. Консультант должен создать надежную, спокойную атмосферу для клиента. Так же при работе с клиентами очень полезно придерживаться систематической