Организация работы ДОУ с детьми воспитывающимися в приемных семьях

Содержание скрыть

Проблема сиротства и детской беспризорности в нашей стране достигла кризисных масштабов. Темпы роста сиротства так высоки, что если они сохранятся, то уже через десять-пятнадцать лет значительную часть общества составят граждане, которые не знают, что такое семья и семейные ценности.

К тому же, дети-сироты оказались самыми беззащитными, самыми бесправными. В 99 случаях из 100 чиновники предпочитают передать ребенка

в детский дом вместо обустройства его жизни в семье. Государства

не предпринимают практических и действенных мер для соблюдения прав детей, предусмотренных нормами международного права и даже собственного законодательства.

В нашей стране – сотни негосударственных и некоммерческих организаций, защищающих права детей. Однако в большинстве случаев они действуют разрозненно, что не дает возможности эффективно влиять на государственную политику в области соблюдения прав детей, в первую очередь, тех, кто остался без попечения родителей. Общественные организации в этой ситуации вынужденно выполняют лишь локальные задачи защиты ребенка, не решая проблему.

Открытая партнерская программа «Право на семью» ставит целью объединение усилий организаций всех секторов общества для реального осуществления права ребенка на семью во всех его аспектах. Общество, наиболее активными представителями, которого являются общественные организации, обязано защитить детей, обеспечить достойные условия воспитания, обучения, развития и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассмотрев существующие нормативные документы о приемной семье, можно сделать вывод, что федеральное положение решает общие вопросы создания приемной семьи. Вопросы материального и жилищного обеспечения перекладываются на плечи органов местного самоуправления, что заранее определяет зависимость благополучия приемной семьи от экономической ситуации в регионе, где она проживает.

Проблема воспитания детей в приемных семьях является предметом исследования многих ученых: М.А. Антокольской, В.А. Грачевой, Е.О. Сердюк, Г.М. Харитонова, Р.Е. Нестерова.

Возможности приемной семьи далеко не исчерпаны и при должном внимании и поддержке приемная семья способна эффективно решать вопросы воспитания детей-сирот.

Анализ литературы и педагогического опыта позволил выявить следующие противоречия:

  • между особенностями организации воспитания детей из приемных семей в ДОУ и недостаточной подготовленностью педагогов к организации данного процесса.

Проблема исследования:, Цель исследования:, Задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать форму устройства детей- сирот, оставшихся без попечения родителей;
  2. Определить особенности воспитания детей в приемных семьях.
  3. Рассмотреть особенности организации воспитания детей в ДОУ, воспитывающихся в приемных семьях.

Объект исследования, Предмет исследования –, Методы исследования:

эмпирические методы (анкетирование, тесты, опросник).

4 стр., 1844 слов

Право ребенка на воспитание в семье

... форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения. Ребенок имеет право на ...

Глава I . Проблема воспитания детей в приемных семьях

1.1. Приемная семья как форма устройства детей — сирот,

оставшихся без попечения родителей

Понятие приемной семьи в современном значении впервые появилось, Приемная семья —

на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) ( )

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

Приемная семья существенно отличается от других форм принятия детей

на воспитание. От усыновления — договорным и временным характером отношений, от опеки и попечительства — возрастными границами подопечных

и способом оформления отношений; от отношений с лицами, взявшими детей на фактическое воспитание и содержание — также оформлением, невозможностью требований по взаимному содержанию .

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче

на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приёмную семью).

При отсутствии такой возможности — в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения)» .

В отличие от ранее действовавшего законодательства приемной семьей признается семья, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребенка (ранее — 5 и более детей).

Однако общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Таким образом, новый Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает приоритет семейного устройства детей, оставшихся

без попечения родителей.

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Супруги, желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок, передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья — приемной семьей.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями, желающими взять их на воспитание. Таковыми могут быть

54 стр., 26966 слов

Психологические особенности семей с приемным ребенком

... основе своего исследования мотивации приемных родителей и выделили следующие мотивационные комплексы: гармоничный - характеризует осознанное принятие ребенка в семью, понимание своих особенностей и возможностей в воспитании ребенка; альтруистический - максимально выражено ...

как супруги, так и отдельные граждане. Дети передаются в приемную семью

на срок, предусмотренный договором, но не более чем до достижения ими

18 лет .

На воспитание в приемные семьи передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. Предварительный выбор ребенка для передачи

в приемную семью осуществляется лицами, желающими его принять,

по согласованию с органами опеки и попечительства

Руководство нашей страны всерьез обеспокоено проблемой детской беспризорности и ищет пути ее разрешения. Об этом говорит хотя бы тот факт, что постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. утверждено Положение о приемной семье — принципиально новой форме устройства

на воспитание детей, оставшихся без родительского попечения по замыслу законодателя должна заменить не оправдавшие себя детские дома семейного типа.

В Положении о приемной семье сказано, что в семье, принявшей ребенка

на воспитание, общее количество детей, родных, усыновленных и принятых

на воспитание, не должно превышать восьми человек, и приведен перечень детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью:

  • дети-сироты;
  • дети, родители которых неизвестны;
  • дети, родители которых судебным решением признаны безвестно отсутствующими;
  • дети лиц признанных недееспособными;
  • дети родителей лишенных родительских прав или ограничены в них;
  • дети лиц осужденных в лишении свободы вступившим в законную силу приговором суда;
  • дети лиц, которые не могут по состоянию здоровья содержать
  • и воспитывать своих детей,
  • дети лишенные родительского попечения;
  • дети, помещенные в воспитательные, лечебно-профилактические учреждения и учреждения социальной защиты населения.

С учетом того, что приемная семья создается только на основе договора, законодатель предполагает, что отношения по воспитанию детей в приемной семье строятся исключительно на добровольной основе .

Инициатором заключения договора выступают граждане, желающие принять ребенка на воспитание.

Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание

в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка

по месту его жительства (нахождения).

При подборе ребенка (детей) из воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением

6 стр., 2820 слов

Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г

... Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года // Трудовое право. 2002. № 2. С. 43-51. 2. Иванов С.А. Российское трудовое право: история и современность // Государство и ... и женщины; ведения общего хозяйства; совместного воспитания детей; выявления супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и иных документах; дети от фактического брака ... родителей детей и передаче их органам опеки и попечительства ...

о состоянии его здоровья

Следует учитывать, что дети, находящиеся в родстве между собой, должны воспитываться в одной приемной семье, если нет медицинских противопоказаний или других причин, препятствующих этим детям воспитываться в одной приемной семье.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется только с основания заключения органа опеки и попечительства и с согласия воспитательного лечебно-профилактического учреждения социальной защиты населения, если ребенок находится в одном из этих учреждений.

Положение о приемной семье содержит перечень документов, которые администрация вышеназванных учреждений либо лицо, у которого находится подлежащий передаче в приемную семью ребенок, обязаны представить в орган опеки и попечительства:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного)

о состоянии здоровья;

  • справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);
  • документ об образовании (для детей школьного возраста);
  • документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
  • документы, подтверждающие наличие правовых оснований для передачи ребенка на воспитание в приемную семью свидетельство о смерти родителя или родителей;
  • копия решения суда о признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;
  • акт о том, что ребенок (был подкинут, и др.);
  • заключение о состоянии здоровья ребенка;
  • справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
  • опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
  • документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади

за несовершеннолетним;

  • копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.
  • заключение экспертной комиссии о физическом и умственном развитии ребенка, выданное в установленном порядке.

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям

не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

После заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью все эти документы вместе с дополнительными документами, передаются органом опеки и попечительства приемным родителям .

Орган опеки и попечительства должен выдать приемным родителям удостоверение установленного образца, которое позволяет им защищать права и интересы принятого в семью на воспитание ребенка без специальных на

32 стр., 15870 слов

Реферат приемные семье

Под приемной семьей понимается опека (попечительство) над ребенком, осуществляемая по определенному договору о приемной семье, который заключается между приемными родителями и органом опеки и попечительства, на срок, установленный в договоре. Такой договор порождает обязанности сторон, которые ...

то полномочий.

В соответствии с договором приемные родители обязуются воспитывать приемного ребенка (детей) на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь. Они должны создавать достаточные условия

для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Они же осуществляют защиту прав и законных интересов ребенка.

В области образования приемные родители должны обеспечивать посещение приемным ребенком (детьми) школы, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком школы по состоянию здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

Договор об образовании приемной семьи обязывает приемных родителей осуществлять защиту личных и имущественных прав детей, нести ответственность за их жизнь и здоровье, создавать семейную обстановку.

За выполнением этих обязанностей ведут контроль органы опеки

и попечительства.

Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования детей, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органов опеки

и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Договор о передаче ребенка определяет размер оплаты труда родителей

в приемной семье, льготы и преимущества, предоставляемые ей, виды помощи со стороны местной власти, оказание психологического и педагогического содействия.

Особенно важно решить все вопросы жилищного характера, касающиеся

как проживания приемной семьи, так и обеспечения жильем детей, выходящих

из этой семьи.

Форма и размеры оплаты приемных родителей (их труда) и объем льгот определяются в договоре. В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, в зависимости от числа принятых на воспитание детей (при этом число собственных детей во внимание не принимается), условий проживания, возраста детей (повышенная оплата полагается родителям, взявшим на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, детей

с отклонениями в развитии, больных детей)

Перечень причин, по которым договор, может быть, расторгнут досрочно,

не является закрытым.

При расторжении договора по инициативе органов опеки и попечительства кроме указанных в статье неблагоприятных условий содержания, воспитания

и образования ребенка могут учитываться и иные обстоятельства. Оценку такого рода условиям должны давать в своем заключении компетентные специалисты органов опеки и попечительства .

Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а

при возникновении спора — судом.

Следует отметить, что договор о передаче ребенка на воспитание в семью существенным образом отличается от других гражданско-правовых договоров по порядку заключения и содержанию, в первую очередь с точки зрения специального субъектного состава. Это означает, что:

34 стр., 16742 слов

Опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних ...

... опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми. Предмет исследования: опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы ... потеряли связь с семьей. В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым ...

  • заключить такой договор могут только органы опеки и попечительства,

с одной стороны, и будущие приемные родители, с другой стороны;

  • хотя стороны и вступают в договорные отношения добровольно, они лишены права произвольно определять свои будущие права и обязанности;
  • обязанности у будущих приемных родителей возникают по отношению

к ребенку, который сам выступает субъектом данного правоотношения, наделен необходимыми правами, и если он достиг 10-летнего возраста, то заключить такой договор без его согласия нельзя;

  • отношения, складывающиеся на основании заключаемого договора, ограничиваются заранее оговоренным сроком.

Заключению такого договора предшествует длительная процедура подбора приемных родителей и самого ребенка, которую осуществляют органы опеки

и попечительства с соблюдением требований, установленных СК РФ

для назначения опекунов.

К лицам, изъявившим желание принять несовершеннолетнего ребенка в свою семью, предъявляются особые требования. Договор заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства или нахождения ребенка и его приемными родителями.

В договоре в обязательном порядке должны быть предусмотрены:

  • срок, на который ребенок передается в приемную семью;
  • условия содержания, образования и воспитания ребенка;
  • права и обязанности приемных родителей;
  • обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье;
  • основания прекращения договора;
  • последствия прекращения договора.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки

и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка (детей) родителям, в случае усыновления ребенка

(детей) .

Паспорт приемной семьи — документ, содержащий основную информацию о жизни приемной семьи, развитии и воспитании в ней детей (см. приложение 2).

Заполняется паспорт специалистом отдела опеки и попечительства и приемными родителями., В последующем один раз в год вносятся дополнения, отражающие изменения

в жизни приемной семьи, в соответствующие разделы паспорта.

  1. 2. Права и содержание ребенка, переданного в приемные семьи

Общий принцип содержания ребенка в приемной семье — приравнивание его к детям — воспитанникам домов ребенка, детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в интернатных учреждениях.

7 стр., 3391 слов

Социально-правовой статус приемной семьи

... ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Положение 3. Приемная семья ... для выполнения данной работы. Для изучения данной ...

Содержание ребенка есть непременная предпосылка его развития, роста. Оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится, поэтому к главным обязанностям матери и отца .

С другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он имеет право . Хотя Семейный кодекс не предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования — одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого приемными родителями.

Приемные родители, которые несут перед обществом ответственность

за принятого на воспитание ребенка, обязаны воспитывать его на основе взаимного уважения, организовывать общий быт и досуг, создавать оптимальные условия для получения им образования, заботиться о

его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, защищать его права и интересы.

Согласно Семейному кодексу РФ, каждый ребенок имеет право жить

и воспитываться в семье, насколько это возможно. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства .

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты .

На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ .

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на

то полномочий.

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии

с интересами ребенка. Приемные родители вправе помещать детей

в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях.

Ребенок в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов

с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей.

Общий принцип содержания ребенка в приемной семье — приравнивание его

к детям — воспитанникам домов ребенка, детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в интернатных учреждениях.

Содержание ребенка есть непременная предпосылка его развития, роста. Оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится

к главным обязанностям матери и отца

Приемные родители, которые несут перед обществом ответственность

за принятого на воспитание ребенка, обязаны воспитывать его на основе взаимного уважения, организовывать общий быт и досуг, создавать оптимальные условия для получения им образования, заботиться о

его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, защищать его права и интересы.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты .

9 стр., 4081 слов

Приемная семья как объект социально работы

... ВВЕДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ В РАБОТЕ – САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! 1. Изучить понятие и сущность приемной семьи как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ЛИБО ЗАДАЧУ ... попечения родителей. В статье 118 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству на воспитание в семью (на усыновление), в ...

Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации .

Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия

для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность

перед обществом.

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии

с интересами ребенка. Приемные родители вправе помещать детей

в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях.

Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

Ребенок в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов

с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей.

В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми),

его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.

Размер ежемесячных выплат на каждого ребенка предусмотрен в Положении

о приемной семье и может корректироваться органами местного самоуправления.

Приемные родители, так же как опекуны и попечители, получают

от государства на каждого принятого в семью ребенка деньги на одежду

и обувь, на питание и на покупку предметов личной гигиены, игрушек, учебников и художественной литературы, а если ребенок передается в семью

на срок более года, то выделяются деньги на приобретение мебели.

Чтобы создать приемной семье оптимальные условия для приобретения продуктов, органы местного самоуправления прикрепляют приемные семьи непосредственно к базам, которые снабжают продуктами государственные учреждения. Помимо этих льгот приемные семьи имеют преимущественные права на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории и спортивно-оздоровительные лагеря, а также дома отдыха для того, чтобы родители, взявшие на воспитание ребенка, имели возможность отдохнуть вместе с ним .

Выделяя приемной семье из бюджета денежные средства, органы местного самоуправления требуют подробного отчета в расходовании этих средств, обязывая приемных родителей ежегодно представлять отчет в орган опеки

и попечительства.

Дети, переданные на воспитание, обладают теми же имущественными

и личными неимущественными правами, что и дети, находящиеся под опекой

и попечительством.

На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

6 стр., 2946 слов

Права детей в семье

... приобретает обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (п. 1 ст. 80 СК РФ). При наличии оснований, предусмотренных законом, ребенок имеет право на получение содержания и от других членов семьи. Суммы, причитающиеся ребенку ...

На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели. Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации

на счета, открываемые на имя ребенка в банковском учреждении.

За ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, при отсутствии жилого помещения

он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии

с жилищным законодательством.

Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка (детей), ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются

в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей (родителя).

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары

и услуги. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью

на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу

и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей).

Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства, если

это было, не во вред ребенку изъятию не подлежат.

Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения.

Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря,

а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

Дети оставшиеся без попечения родителей имеют право на следующие льготы, которые сохраняются за ними и после передачи их в семью:

  1. общедоступное бесплатное начальное, основное и полное образованию;
  2. бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием

в соответствии с минимальными нормами питания;

  1. обеспечение жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. право на юридическую помощь;
  3. бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений, проезд в общественном городском (пригородном) транспорте (кроме такси) на основании единого билета.
  4. оплата в период каникул учащимся и студентам вузов, средних специальных и профессионально — технических учебных заведений суточных расходов

за время пребывания в пути и проезд к месту жительства семьи, где они ранее воспитывались.

  1. выплата учащимся и студентам вузов, средних специальных

и профессионально — технических учебных заведений ежегодного пособия

в размере месячной стипендии до окончания ими обучения.

По достижении 18-летнего возраста и прекращении в связи с этим попечительства студенты высших, средних специальных учебных заведений и учащиеся профессионально-технических училищ, находившиеся

под попечительством, зачисляются на полное государственное обеспечение

за счет средств учебных заведений и пользуются льготами в течение всего периода обучения.

  1. получение в период производственного обучения и производственной практики 100% заработанных ими сумм, а обучающимся в средних специальных учебных заведениях в период производственной практики- стипендии независимо от получаемой ими заработной платы.
  2. обеспечение благоустроенным жильем вне очереди по окончании обучения

в профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении, а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

  1. выплата денежных средств на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, а также единовременного денежного пособия

в сумме двух минимальных размеров оплат труда при трудоустройстве.

  1. освобождение от платы за обучение в спортивных и музыкальных школах, школах искусств.

Ребенок, нуждающийся в санаторно-курортном лечении, имеет право

на 50-процентную скидку со стоимости проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, если этот ребенок проживает в семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Льгота предоставляется один раз в год и распространяется на одного

из родителей, сопровождающего ребенка к месту лечения и обратно.

Согласно Постановлению правительства РФ от 17 июля 1996 года № 829

«О приемной семье» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано:

  • выделять в собственность приемной семье выделять земельные участки единым массивом (по нормам их бесплатного предоставления) вблизи места проживания этой приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание;
  • предоставлять преимущественное право приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, на дополнительное получение земельных участков при количественном увеличении состава приемной семьи;
  • предоставлять беспроцентные ссуды приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, для нового строительства или расширения существующих жилых помещений [36].

1.3. Анализ и организация работы ДОУ с приемными семьями

Дети, воспитывающиеся без семьи, в закрытых детских учреждениях (детских домах и домах ребенка) представляют собой совершенно уникальный контингент. Ребенок, живущий без родителей, предоставлен сам себе, получает при этом хороший уход, медицинское обслуживание, обеспечен игрушками, располагает всеми возможностями для развития самостоятельности и активности. Педагоги и психологи при исследованиях поведения отмечают низкий уровень инициативности и самостоятельности, их безразличие, пассивное отношение ко всему окружающему. В раннем возрасте эти дети не проявляют яркого интереса к предметам, значительно позже начинают реагировать на положительные и отрицательные воздействия взрослых, дети проявляют своеобразную эмоциональную глухоту. Такие дети слабо различают порицания и поощрения взрослых, почти не реагируют на них [18].

Важной отличительной особенностью воспитанников является повышенная ситуативность, которая проявляется в поведении,

в представлениях, желаниях ребенка. В отличие от сверстников. Они не способны выполнять правила игры, владеть своим поведением, сдерживать свои непосредственные желания. Большинство таких детей не в состоянии рассказать, чем они занимались на занятии всего полчаса тому назад, что они будут делать вечером. Их воспоминания и планы сводятся исключительно к режимным моментам: спать, гулять, есть.

Такая стереотипность и однообразие представлений детей может отчасти объясняться бедностью их впечатлений, отсутствием ярких событий.

Чаще всего дошкольному учреждению приходится работать

с неподготовленными детьми, которые долгое время уже пробыли в детских домах. Такие дети жмутся к взрослому, не хотят отходить от него, капризничают или закатывают истерику при попытке воспитателя вывести его из группы. Подготовленные дети вначале как бы замирают, присматриваются, но потом, идентифицировав появившихся взрослых, идут на контакт.

В детском саду дети часто ссорятся и конфликтуют. Главной причиной конфликта является борьба за внимание и доброжелательность взрослого. Дети всеми силами стремятся быть поближе к взрослым, педагогам и борются за его расположение.

Все это может свидетельствовать о том, что дети, воспитывающиеся

в приемных семьях и посещающие дошкольное учреждение, не имеют основы для конкурентного отношения к другим детям. Однако личностное, субъективное отношение к сверстнику у них тоже отсутствует.

Это проявляется в их неспособности к сопереживанию, просоциальному поведению в общем безразличии к сверстнику.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что у детей, взятых на воспитание в семью не сформирована структура самосознания [18].

Приемные родители должны как можно чаще интересоваться узнать о том, как кушал ребенок в детском саду, на какие занятия ходил, что больше всего ему запомнилось за день.

Для приемных родителей очень важно чувствовать поддержку и одобрение окружающих, специалистов, работающих в дошкольном учреждении.

Для анализа работы с приемными родителями в дошкольных учреждениях используются специальные анкеты (см. приложение).

Цель таких анкет — выявить причины трудностей работы с приемными родителями, детьми, воспитывающимися в этих семьях. Проводя такое анкетирование, мы можем, узнать с какими проблемами и трудностями сталкиваются приемные родители, взяв на воспитание ребенка в семью

(см. приложение 1).

Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится

из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности,

в новую семью. Статистика свидетельствует, что 60 — 70% детей, лишенных родительского попечения, устраиваются в семьи как российских, так

и иностранных граждан. Сотрудники детских учреждений (детского дома, приюта, больницы, дома ребенка) постоянно наблюдают, как переживает ребенок изменения в уже сложившемся образе жизни.

По поведению детей можно четко определить, велась ли с ребенком подготовительная работа, имеет ли он привязанности среди взрослых или сверстников. Подготовленные дети легче идут на контакт с новыми взрослыми, довольно спокойно воспринимают предстоящие изменения, радуются им. Можно выделить определенные этапы подготовки ребенка

к переходу в новую семью.

Прежде всего, в учреждении, куда вначале помещается ребенок:

  • проводится комплексная диагностика его развития. Педиатр, психоневролог и другие врачи изучают состояние его здоровья на данный момент; дефектолог или логопед диагностируют уровень развития речи, познавательных интересов, возможности обучения; психолог – состояние и уровень психического развития и здоровья. Очень важно на данном этапе, чтобы социальный работник или орган опеки собрали сведения о прошлом ребенка, его семье, причинах разлучения с ней, правовом статусе.
  • на основании заключений, сделанных специалистами, определяются потребности и нужды ребенка не только в лечении, обучении, личностном развитии, но и планируются жизненные перспективы, дальнейшее жизнеустройство.

Кроме этого важно создать для ребенка условия, помогающие его реабилитации в дошкольном учреждении.

При организации работы с приемными родителями необходимо учитывать анализ работы данного учреждения, при подготовке к жизни

в семье важно построить представления ребенка о своем прошлом, историю его жизни, причинах перемещения из семьи в детский дом и перспективах

на будущее. Это необходимо сделать, чтобы дети понимали произошедшие

с ними изменения и представляли, какое их ждет будущее. Важно объяснить им, что произошло в их жизни и почему они не могут сейчас жить

со своими родителями.

Для организации работы дошкольного учреждения

с приемными семьями психологи рекомендуют использовать такие приемы, как:

  • составление книги или карты жизни ребенка;
  • приемы активного слушания, беседы о жизненном пути ребенка;
  • пересказ историй, похожих на пережитую ребенком;
  • примерно с 6-летнего возраста можно помочь ребенку понять разницу между биологическим и психологическим родительством и то, что он не виноват в происшедшем.

Нужно довести до его сознания, что есть объективные причины, по которым он не может жить в биологической семье. Объяснить, что его родителям нужна помощь, они не могут сейчас заботиться о нем. Специалисты советуют: ничего не следует утаивать от него, а тем более говорить неправду. Известно много случаев, когда неосведомленность ребенка приводит к трагедии, а информированность уберегает, вселяет веру в его новую семью и благодарность приемным родителям.

Еще один аспект по организации работы дошкольного учреждения, заключается в том, чтобы к этой процедуре были готовы сотрудники учреждения, которое посещает ребенок.

Итак, можно отметить, что организация работы в детском учреждении

с приемными родителями включает:

  • специальную
  • терапевтическую,
  • психолого-педагогическую работу, помогающую переосмыслить имеющийся (чаще всего негативный) жизненный опыт.

Одновременно с этим психологи и педагоги ведут работу над актуальными проблемами ребенка, особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, самопринятия, корректируют педагогическую запущенность, пробелы в развитии интеллектуальной сферы, образовании. В этот период идет формирование навыков общения, рефлексии, самоконтроля и необходимых навыков для жизни в новой семье. Через эти мероприятия проходят все дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и те, кто попадает в приют, и те, кто помещается в детский дом.

Любое человеческое существо испытывает естественную тревогу, волнение, дискомфорт, переходя от одного, уже привычного способа существования,

к другому. Тревожность усиливается, когда предстоит новое событие, непривычное действие, или новый непривычный образ жизни. Легко заметить изменения в привычном поведении детей. Сотрудники дошкольного учреждения свидетельствуют, что даже самые маленькие дети ведут себя беспокойно. Работа на этом этапе подготовки должна быть направлена на снятие естественного опасения, уменьшение чувства тревоги. Работа детских садов необходима еще и потому, что в новую семью ребенок идет, имея прошлый, порой негативный опыт жизни в семье.

Хорошими средствами в работе с приемными родителями являются обучающие игры, ролевые игры в семью, инсценировки, арт — и изотерапия, походы в гости в разные семьи.

Исследования и анализ данных показывают, что педагоги испытывают затруднения в работе с приемными родителями, так как нет методической литературы, не хватает опыта работы в данном направлении.

Заключение

Каждый ребенок имеет право на семью и на благополучно устроенную хорошую жизнь, но по разным причинам (не зависящим от них) многие дети оказываются брошенными на произвол судьбы, практически без средств

к существованию.

Проблему детей, оставшихся без попечения родителей пытается решить государство, посредствам создания специальных учреждений для содержания таких детей. Сейчас в России тысячи учреждений для содержания детей оставшихся без попечения родителей. В таких учреждениях дети получают кров, пищу и заботу, которую могут дать им воспитали, это минимум то может дать такое учреждение. Но там нет родительской любви и заботы, которая так необходимо ребенку.

Так наряду с данными учреждениями, созданы институты усыновления

и приемной семьи. В приемной семье ребенком имеет те же условия жизни,

что и усыновленные дети.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях и Семейным кодексом Российской Федерации местные органы опеки и попечительства обязаны принимать самые активные усилия по передаче ребенка, оставшегося без родителей, на воспитание в семью.

Вся работа с приемными семьями, опекунами, усыновителями, а также решение всего круга проблем по охране детства возлагаются на специалистов по охране детства.

Активизация работы по созданию приемных семей во многом сдерживается отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации регионального законодательства по вопросу оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых такой семье.

Ведь приемная семья — это заведомо здоровая, положительная семья — иной она не может быть ни по статусу, ни по определению. Семья, даже если она приемная, остается для человека опорой и поддержкой на всю жизнь, а для обездоленного кровными родными ребенка она становится не только спасительной гаванью на время воспитания, но и главной жизненной ценностью .

В Ярославской области создано 98 приемных семей, в которых воспитывается 173 ребенка.

Мы исходим, из понимания того, что воспитание детей, в приемных семьях — это работа, требующая специальных знаний, профессиональной мотивации, умений и соблюдение определенных обязательств.

Библиографический список, Семейный Кодекс РФ

  1. П. 1 ст. 80 Семейный Кодекс РФ.
  2. Ст. 69 Семейный Кодекс РФ.
  3. Комментарий к п.1 ст.148 Семейный Кодекс РФ, п.5 ст.150

Семейный Кодекс РФ.

  1. П. 1 ст. 54 Семейный Кодекс РФ.
  2. Глава 18 п. 2 ст. 54 Семейный Кодекс РФ.
  3. П. 1 ст. 123 Семейный Кодекс РФ.
  4. П. 4 ст. 154 Семейный Кодекс РФ.
  5. П. 1 ст. 155 Семейный Кодекс РФ.
  6. П. 1 ст. 152 Семейный Кодекс РФ.
  7. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят

ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 02.01.2002).

  1. Комментарий Кузнецова М.И. к Семейному кодексу Российской

Федерации. М., 2002., Гражданский кодекс Российской Федерации

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ

(принят

ГД ФС РФ 22. 12. 1995) (ред. от 26.03.2003).

Конституция Российской Федерации

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием

от 12. 12. 1993. (с изм. и доп., от 09. 06. 2002).

Книги одного, двух и более авторов

  1. Антокольская М.А. Лекции по семейному праву, М., 2002.с. 191.
  2. Грачева В. А. Супруги, родители, дети: их права и обязанности. М.,

2000.с.129

  1. Ершова Н. М. Опека, попечительство, усыновление. М. 1999.с.35.
  2. Нечаева А.М. Споры о детях. М., 1997.
  1. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,

проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 158с.

Статьи из журнала, газеты

  1. Дзугаева А.Д. Как устроить судьбу детей, остающихся без попечение

родителей. //Народное образование. №7, 2001.

  1. Китов Д.С. Сущность приемной семьи в РФ. //Адвокат. № 7, 2001.
  2. Королев Ю.А. Усыновление — проблемы решенные и нерешенные.

//Адвокат. № 2, 2000.

  1. Лукина Р.Г. Приемная семья: проблемы финансирования. //Российская

юстиция. № 3, 2000.

  1. Медведев А.П. Вопросы семейного права. //Закон и право. № 9, 2002.
  2. Мухин Г.Д. Основные направления государственной семейной политики.

//Российская газета. 21 мая,1999.

  1. Нестеров Р.Е. Приемные родители. //Российская юстиция. № 8, 2003
  2. Невинная И.А. Усыновляем по правилам. //Российская газета. № 236,

2001.

  1. Пронин И.В. Проблемы при передаче ребенка в приемную семью.

//Законность. №10, 2003.

  1. Северный А.М. Региональная модель защиты детства и семьи. //Народное

образование. № 7, 2001.

  1. Серый У.Я. Проблемы детей — беспризорников. //Российская газета, 10

июня, 1998.

  1. Сердюк Е.О. Передача ребенка на попечение в приемную семью.

//Народное образование. № 4, 2002.

  1. Соломин О.М. Идеальная приемная семья. //Наука и жизнь. № 10,
  2. Тихомиров О.И. Защита прав и интересов детей, оставшихся без

попечения родителей. //Гражданское право. № 8, 2002.

  1. Тирошенко Г.П. Права и обязанности лиц в кандидаты приемных

родителей. //Законность. № 6, 2001.

  1. Харитонов Г.М. Права ребенка в приемной семье. //Гражданское право.

№ 9, 2002.

  1. Чертков С.П. О проблемах приемных семей. //Закон и право. № 3, 2000.

Постановления правительства РФ

  1. Постановление правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г.

№ 829 «О приемной семье».

  1. Постановления Правительства «О неотложных мерах по социальной

защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20

июня 1992 г. № 409 (в ред.30.03.98. № 366).

  1. Письмо Минобразования РФ от 30.01.1997 № 15/438-6

О порядке ведения в действие постановления правительства

о приемной семье».

  1. Постановление Правительства РФ от 14.05.2001 № 374 «О первоочередных

мерах по улучшению положения детей оставшихся без попечения

родителей».

Приложения

  1. Анкета для педагогов
  2. Анкета для приемных родителей

Приложение 1, Анкета для педагогов

  1. Как Вы относитесь к тому, что ваш дошкольное учреждение посещают дети, воспитывающиеся в приемных семьях?
    • У моих знакомых есть уже такие дети.
    • С пониманием.
  2. Хотите ли Вы знать историю ребенка?
  • Да. Потому что это может помочь в дальнейшей работе.
  • Нет.
  • Да, мне кажется, что это важно для самого ребенка.
  1. Хотите ли Вы получить дополнительные знания о детях сиротах?
  • Хочу, но это не обязательно.
  • Я и так много об этом знаю.
  • Хочу, потому что понимаю, что это не простой шаг в работе.
  1. Хотите ли Вы получить помощь специалистов для дальнейшей работы?
  • Думаю, справлюсь без помощи.
  • Да, мне необходима помощь психологов, юристов.
  • Помощь, какого специалиста Вы хотели бы получить:

а) юриста;

  • б) психолога;
  • в) педагогов;
  • г) методистов;
  • д) педиатров;

е) ……….

  1. Какие трудности Вы испытываете при работе с приемными родителями?
  • ………
  1. Вы желаете, чтобы Ваш труд получил признание со стороны приемных родителей?
  • Нет. Зачем?
  • Может быть, дети и их приемные родители когда- нибудь скажут мне спасибо.
  • Возможно, поскольку такая работа требует много знаний, терпения, уважения к себе.
  1. Отличаются ли дети из приемных семей от детей, воспитывающихся в традиционных семьях?
  • ……….
  1. Чем отличаются?
  • ……..
  1. Как относятся приемные родители к Вашим замечаниям, предложениям по поводу воспитания детей?
  • Спокойно.
  • С пониманием.
  • Стараются прислушиваться к советам, рекомендациям.

Приложение 2, Анкета для приемных родителей

  1. Каковы особенности вашего ребенка?
  2. Интересовались ли вы здоровьем выбранного вами ребенка?
  3. Как складываются конкретно- личностные отношения ребенка с другими

членами семьи?

  • с мамами, папами;
  • с бабушками, дедушками;
  • братьями, сестрами.
  1. В какие игры больше всего любит играть ребенок?
  2. Какие общественные мероприятия Вы посещаете?
  3. Как складываются отношения со сверстниками в группе, детском саду?
  4. Какие поручения дома выполняет ребенок?
  5. Делится ли с вами ребенок своими тайнами?
  6. Какими?
  7. Рассказывал ли ребенок о своей прошлой жизни?
  8. Помнит ли он своих настоящих родителей?
  9. Чем больше всего интересно заниматься ребенку в свободное время?
  10. Как часто ребенок огорчается, если что-то не получается у него?
  11. Бывает ли одиноко и грустно вашему ребенку?

15.Какую помощь Вы хотели бы получить от педагогов ДОУ?