Опека и попечительство в гражданском праве

В начале XX века резкое изменение социального и экономического порядка в России, отказ от прежней идеологии, негативная миграция и демографические процессы привели к существенным изменениям положения индивида в обществе. С одной стороны, человек стал более свободным и менее зависимым от государства, но, с другой стороны, он в значительной степени утратил свое значение как социальная единица. Масштабы многих социальных явлений, которые преобладают сегодня, таких как рост безнадзорности детей, увеличение числа людей, страдающих психическими расстройствами, являются серьезной проблемой для общества и государства и, по мнению некоторых исследователей этой проблемы, представляют угрозу национальной безопасности.

Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой гражданского посредничества. «Например, в 2008 году в России 44,8% детей, оставшихся без попечения родителей, были взяты под опеку (попечительство)» Михеева Л. Ю. Опекунство: теория и практика. М., 2008.. Как видим, такая форма организации имеет огромный потенциал, позволяющий наилучшим образом регулировать судьбу гражданина, нуждающегося в социальной помощи, в непосредственной близости от места проживания его семьи и, с другой стороны, обеспечивать контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Однако исследования показывают, что потенциал опеки и попечительства недостаточно используется, и в дальнейшем я постараюсь объяснить, почему это происходит.

Законодательство об опеке и попечительстве практически не менялось в течение многих десятилетий. Однако формирование нового российского гражданского права в начале 1990-х годов, изменившее многие институты гражданского права, едва ли коснулось содержания норм, защищающих права и интересы инвалидов или лиц, не в полной мере способных действовать в качестве опекунов.

В настоящее время проблемы института опеки и попечительства также заслуживают внимания, поскольку этот институт долгое время вообще не изучался. Ученые ошибочно считают их незначительными. По сей день остается в силе утверждение Н.М. Ершовой: «Специалисты в области семейного права, как правило, не рассматривают опекунство и попечительство в качестве своей специальности, а гражданские лица не развивают этот институт, потому что считают, что он в большей степени относится к области семейного права».

Из этого можно сделать вывод, что тема данного тезиса действительно актуальна, поскольку, несмотря на различные стремительные социальные, политические и экономические изменения, происходящие в нашем государстве, забота о гражданах, нуждающихся в особой заботе, является одной из важнейших и значимых составляющих общества.

14 стр., 6707 слов

Предмет и метод гражданского права, гражданские процессуальные отношения

... отраслью права. Предмет гражданского права - основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, а в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, и на властном подчинении одной стороны другой ... имущественными отношениями (в ГК 1964 г. вопрос решался иначе). ГК (п. 2 ст. 2) говорит о "неотчуждаемых правах и свободах человека". Их круг определен в ...

Очевидно также, что не только теоретическая, но и практическая важность опеки и попечительства не только велика, но и огромна, потому что не будет преувеличением сказать, что будущее государства — это будущее его граждан, и если граждане из социально незащищенных классов, таких как душевнобольные, дети и другие, не получат вовремя необходимую помощь и поддержку, то будущее такого государства, наверное, будет менее завидным.

Отдельные стороны, которым приходится иметь дело с проблемой применения норм гражданской опеки и попечительства, неоднократно рассматривались в судебной практике. Теоретические аспекты опеки и попечительства обсуждались такими учеными, как Н.М. Ершова, Г.Ф. Шерченевич, Л.М. Пчелинцева, Л.Ю. Шерченевич и др. Михеева и другие, что показывает нам, что тема опеки и попечительства уже давно научно развита. Тем не менее, существует ряд нерешенных проблем, требующих правового регулирования.

Помимо работы выдающихся специалистов в области гражданского и семейного права, в своей работе я буду использовать нормативные источники правового регулирования данной проблемы, в том числе Конвенцию о правах ребенка, Гражданский и Семейный кодексы Российской Федерации, Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «О дополнительных гарантиях социальной помощи детям-сиротам и детям», детей, оставшихся без попечения родителей», а также правила устройства детей на усыновление и надзора за условиями их жизни и воспитания в приемных семьях на территории Российской Федерации, правила оплаты финансовых средств на питание, одежду, обувь и мягкие инструменты для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Опека и попечительство в российском гражданском праве

Концепция и цели опеки и попечительства. Источники правового регулирования

Каждый гражданин (физическое лицо), независимо от возраста и состояния здоровья, может иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Однако не все граждане (физические лица) могут самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, поскольку они не обладают правоспособностью или не обладают полной правоспособностью. Институт опеки и попечительства создается в целях компенсации недостатка или отсутствия дееспособности этих граждан, а также защиты их прав и интересов. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм государственной защиты личности.

До принятия Федерального закона «Об опеке и попечительстве» было очень сложно определить тип опекунства и попечительства самостоятельно. М.В.Владимирский-Буданов определил опекунство как «искусственную власть над семьей», Г.Ф.Шерченевич — как «искусственную семью», В.И.Синайский — как «суррогатную мать для родительской опеки над детьми, их личностью и имуществом». Иными словами, не было четкого представления о том, что такое опека и попечительство, и это часто приводило к разногласиям и противоречиям не только в гражданской науке, но иногда даже на практике.

17 стр., 8094 слов

Дееспособность граждан Российской Федерации

... курсовой работы являются: . Рассмотреть правовые основы дееспособности: понятнее, содержание и виды дееспособности граждан; . Определить сущность признания гражданина недееспособным и ограничение дееспособности; . Дать определение гражданской дееспособности несовершеннолетних; Объектом нашего исследования курсовой работы является дееспособность ... 8 Гражданского кодекса Российской Федерации это могут ...

До настоящего времени проблем с определением опеки и попечительства не возникало, поскольку оно закреплено в законе и гласит, что «опека — это форма соглашения между молодыми гражданами (в случае несовершеннолетних — до четырнадцати лет) и гражданами, признанными судом недееспособными, когда граждане (опекуны), назначенные органом опеки и попечительства, являются законными представителями подопечных и совершают все юридически значимые действия от их имени и в их интересах», и «опека» — форма соглашения между несовершеннолетними гражданами в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и гражданами, ограниченными судом в дееспособности, в соответствии с которой граждане (опекуны), назначаемые органом опеки и попечительства, обязаны поддерживать несовершеннолетних подопечных при осуществлении ими своих прав и обязанностей, защищать несовершеннолетние подопечные от злоупотреблений со стороны третьих лиц и давать согласие взрослым подопечным на совершение ими своих действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Туркменистана. 04.2008 N 48 — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (принят Государственной Думой РФ 11.04.2008).

Из этих двух определений можно сделать вывод, что основными функциями института опеки и попечительства являются защита прав и законных интересов подопечных и обеспечение им достойного уровня жизни.

В Семейном кодексе говорится, что опека и попечительство в первую очередь направлены на «обеспечение содержания, образования и воспитания, а также защиту прав и интересов подопечного». Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 08.12.1995).

Что касается вопроса о правовом регулировании опекунства и попечительства, то следует отметить, что проблемы этого института решаются не только на федеральном и региональном уровне, но и на международном уровне. В частности, в пунктах 1 и 2 статьи 20 Конвенции о правах ребенка говорится: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в своих собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства».

Государства-участники обеспечивают альтернативный уход за таким ребенком в соответствии со своим национальным законодательством» Конвенция о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г. резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций).

Это еще раз доказывает, что опека действительно является очень серьезным вопросом и, вопреки мнению некоторых авторов, которое я уже упомянул, никоим образом не может быть незначительным институтом гражданского права.

Опека и попечительство в Российской Федерации наиболее полно и всесторонне регулируются нормами семейного и гражданского законодательства, Федерального закона «Об опеке и попечительстве», Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» и Постановления Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах опеки и попечительства над несовершеннолетними», Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих постоянного места жительства» и другие нормативно-правовые акты.

18 стр., 8725 слов

Понятие и правовой статус ребенка в Российской Федерации

... российского права. В понятие конституционно-правового статуса включается и институт гражданства, который регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ... правового статуса гражданина. 2.2.Гражданско-правовое положение несовершеннолетних Прежде чем говорить о правовом ... над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, ...

Патронаж

Полномочия и обязанности органов опеки и попечительства

В соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства являются «исполнительными органами субъектов Российской Федерации». Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов» Федерального закона «Об опеке и попечительстве» № 48 от 24 апреля 2008 года — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (принят Государственной Думой Российской Федерации 11 апреля 2008 года).

Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которые могут быть назначены опекунами (попечителями), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, при необходимости предлагает им помощь и поддержку, расследует жалобы на неправомерные действия опекунов и попечителей, предпринимает соответствующие действия при обнаружении обстоятельств, оказывающих негативное влияние на подопечного и т.д. Так, через органы опеки и попечительства государство заботится о «гражданах, не имеющих дееспособности или имеющих частичную или неполную дееспособность».

Закон об опеке и попечительстве также гласит следующее «Органы опеки и попечительства вправе устанавливать лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, отбирать и воспитывать граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями либо принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, организации образования, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут назначаться опекунами или попечителями в случаях, определяемых семейным законодательством, и в порядке, установленном Федеральным законом Правительства Российской Федерации. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве над детьми» № 48 от 04.04.2008 г. (принят Государственной Думой Российской Федерации 11.04.2008 г.)

Органы опеки и попечительства осуществляют от имени государства основные функции института, заключающиеся в защите прав и законных интересов граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве, а также граждан, над которыми уже установлена опека или попечительство. На органы опеки и попечительства возложена также задача надзора за опекунами и попечителями, а также за организациями, содержащими нетрудоспособных граждан или граждан, не в полной мере способных к действию, и контроля за сохранностью имущества этих граждан.

23 стр., 11391 слов

Бакалаврской работы Договор поручения по гражданскому законодательству ...

... исследования составили положения нормативноправовых актов Российской Федерации, судебная практика, разъяснения судов высших инстанций, а также работы ученых-цивилистов, занимающихся исследованием проблемы договора поручения. 1 МЕСТО ДОГОВОРА ПОРУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВЫХ ...

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку дополнительные задачи органов опеки и попечительства могут быть определены законами субъектов Российской Федерации.

Что касается полномочий этих органов, то список достаточно обширен и разнообразен. Он закреплен в статье 8 Закона «Об опеке и попечительстве» и содержит следующие положения:

  • Идентификация и регистрация граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве;
  • Обращение в суд с ходатайством о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного недееспособным, если основания для признания гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности перестали существовать;
  • Установление опеки или попечительства;
  • Контроль за деятельностью опекунов и попечителей, а также за деятельностью организаций, которые принимают граждан, недееспособных или не в полной мере компетентных действовать;
  • Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения обязанностей в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • Выдача разрешений на совершение операций с имуществом доверительных управляющих в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • Заключение договоров доверительного управления имуществом медицинских учреждений в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • Представление законных интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, любым лицам (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов медицинских учреждений противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам медицинских учреждений, или если опекуны или попечители не защищают законные интересы медицинских учреждений;
  • Предоставление разрешения на раздельное проживание опекунов и их несовершеннолетних протеже в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • Отбор, регистрация и подготовка в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, граждан, изъявивших желание взять под опеку или попечительство либо принять в семью детей, оставшихся без попечения родителей, для воспитания их в иных формах, установленных семейным законодательством;
  • Оказание помощи опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечного, обеспечение соблюдения прав и законных интересов подопечного, гарантия сохранности их имущества, а также обеспечение того, чтобы подопечный и попечители отвечали требованиям для осуществления своих прав и выполнения своих обязанностей в качестве опекунов или попечителей.

Что касается вопроса об ответственности органов опеки и попечительства, то я считаю необходимым отметить, что этот вопрос не слишком детально урегулирован в российском законодательстве. Круг возможных нарушений со стороны этих органов не уточняется, а формулировки в законе об ущербе весьма расплывчаты. Тем не менее, все еще есть обязанности. В соответствии со статьей 28 Закона «Об опеке и попечительстве» ущерб, причиненный подопечному в результате противоправных действий или бездействия органов опеки и попечительства или должностных лиц этих органов, в том числе в результате принятия акта органа опеки и попечительства, не соответствующего законодательству, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Федерального закона № 296-ФЗ. 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 (принят Государственной Думой РФ 11.04.2008)..

34 стр., 16742 слов

Опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних ...

... в том числе и в сфере опеки и попечительства. Изучение открывает новые возможности Целью данной работы является исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, анализ норм ... ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в ...

Правовое закрепление и регулирование отношений опеки и попечительства и их опекунов

Правовой статус опекунов и попечителей

Правовой статус опеки и попечительства определен в главе 3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». До принятия этого закона их статус регулировался Гражданским кодексом, в частности, статья 35 гласит, что опека и попечительство могут осуществляться только «совершеннолетними и дееспособными гражданами, не лишенными родительских прав» «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51 — Федеральный закон (принят ГД Федерального Собрания РФ 21.10.1994 г.).

Это очень важное и справедливое положение закона, поскольку если бы указанные лица могли быть опекунами или попечителями, то это в корне противоречило бы характеру опеки и попечительства.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51 — Федеральный закон (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)….. «Это условие является обязательным, что естественно, так как невозможно удовлетворить интересы ребенка путем принуждения граждан к выполнению опекунских или попечительских функций, и вряд ли удастся достичь целей опекунства.

Орган опеки и попечительства не вправе назначать опекуна (попечителя) лицу, которое по состоянию здоровья не в состоянии выполнять задачи по воспитанию детей. Это положение установлено в интересах опекунов и попечителей, поскольку государство через органы опеки и попечительства несет ответственность за состояние их здоровья. Например, органы опеки и попечительства никогда не назначат опекуна или попечителя для человека, страдающего открытым туберкулезом, поскольку это создаст серьезную угрозу здоровью потенциального подопечного. В дополнение к Гражданскому и Семейному кодексам Российской Федерации этот важный вопрос регулируется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «О некоторых вопросах осуществления опеки и попечительства над несовершеннолетними».

Вместе с «Правилами отбора, учета и воспитания граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять в семью детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их воспитания в иных формах, установленных семейным законодательством Российской Федерации», «Правилами осуществления органами опеки и попечительства определенных полномочий в отношении несовершеннолетних граждан через организации образования»), медицинские организации, организации, предоставляющие социальные услуги, другие организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правила заключения договора об опеке и попечительстве над подопечными для молодежи, правила создания приемной семьи и контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей в приемной семье)).

8 стр., 3641 слов

Опека и попечительство

... и является сутью настоящей курсовой работы. Цель — рассмотреть основные положения, связанные опекой и попечительством. Достижение цели подразумевает собой раскрытия следующего ряда задач: Определить сущность и цели опеки и попечительства. Раскрыть общую характеристику органов о опеки и попечительства. ...

«Бабушки и дедушки, родители, супруги, взрослые дети, взрослые внуки, братья и сестры взрослых подопечных, а также бабушки и дедушки, взрослые братья и сестры несовершеннолетних подопечных имеют преимущественное право в качестве их опекунов или попечителей перед всеми остальными лицами» Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 11.04.2008 г.).

Это положение закона направлено на более быструю и тщательную адаптацию опекуна (подопечного) к новым условиям, что помогает ему избежать, насколько это возможно, некоторых обременительных ситуаций, связанных с созданием «новой семьи» и новых условий жизни.

Закон также предусматривает, что Управление по опеке и попечительству может назначить нескольких опекунов или попечителей в интересах этих категорий граждан; если назначено несколько опекунов или попечителей, то представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляется одновременно всеми опекунами или попечителями; Управление по опеке и попечительству может назначить одного и того же человека в качестве опекуна или попечителя для нескольких подопечных, если интересы подопечного делают это необходимым.

«Основанием для установления отношений между опекуном (попечителем) и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя)» Федерального закона «Об опеке и попечительстве» № 48 от 24 апреля 2008 года — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 11 апреля 2008 года).

Действие органа опеки и попечительства при назначении опекуна или попечителя может также определять срок действия опекуна или попечителя, который определяется периодом времени или ссылкой на наступление определенного события.

Помимо общих принципов и положений об опеке и попечительстве, следует также подчеркнуть основные черты их статуса, поскольку эта концепция в первую очередь охватывает их права, обязанности и ответственность, которые описываются ниже.

К опекунским правам, как я уже отмечала, относится защита прав и законных интересов опекунов (статья 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»), которую многие исследователи Института опеке и попечительства приравнивают к долгу; о правах опекунов — выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных Федеральным законом, а также оказывать помощь подопечному в осуществлении его прав и исполнении своих обязанностей и защищать его от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

18 стр., 8598 слов

Опека и попечительство как одна из форм защиты прав и интересов граждан

... семейного и гражданского права. Гражданским кодексом РФ регулируются общие вопросы: органы опеки и попечительства (статья 4), назначение опекунов ... опека воспитание молодежь ответственность ? Защита интересов и прав подопечного действиями конкретного физического лица; ? возникновение правовых отношений на основе административного акта; ? право опекуна (попечителя) в интересах подопечного ...

Опекуны или попечители обязаны уведомить органы опеки и попечительства об изменении места жительства подопечного не позднее, чем на следующий день после выезда из предыдущего места жительства подопечного. При этом они должны жить вместе со своим подопечным и «обеспечивать содержание своего подопечного, уход за ним и его лечение, а также его обучение и воспитание» «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21.10.1994 г.).

Ответственность репетиторов и помощников воспитателей наступает в случае уклонения от исполнения обязанностей репетитора и помощника воспитателя без уважительной причины, а также в случае невыполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей репетитора и помощника воспитателя.

Наконец, в отношении статуса опекунов и попечителей следует отметить, что большинство опекунов (попечителей) осуществляют свои полномочия и обязанности под опекой (попечительством) бесплатно, за исключением случаев, установленных законом.

Правовое регулирование права собственности на учреждения здравоохранения

Правовое регулирование вопросов опеки и попечительства закреплено в главе 4 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

На мой взгляд, одним из важнейших положений этой главы является то, что «медицинские учреждения не имеют права собственности на имущество своих опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество медицинских учреждений, в том числе на размер алиментов, пенсий, пособий и других социальных льгот, предоставляемых на содержание медицинских учреждений» Федерального закона «Об опеке и попечительстве» .

Опекун, как законный представитель подопечного, является полной заменой опекуна в финансовых отношениях и, соответственно, имеет право осуществлять от имени подопечного все операции, необходимые для защиты интересов подопечного и целей опекунства. Опекун общины имеет право соглашаться или не соглашаться с операциями общины. Это означает, что опекун не имеет права, и опекун не имеет права соглашаться на следующие операции без предварительного согласия опекуна:

  • Отчуждение, включая обмен или дарение общинной собственности, сдача в аренду (лизинг), бесплатное пользование или залог;
  • Сделки, предполагающие отказ от прав муниципалитета, раздел или разделение муниципального имущества, а также все иные сделки, приводящие к уменьшению муниципального имущества.

В целях предотвращения возможных злоупотреблений опекуну, попечителю, их супругам и близким родственникам запрещается заключать сделки со станциями. Исключение делается для передачи собственности на станции в подарок или в бесплатное пользование.

Финансовые отношения в сфере опеки и попечительства значительно усложняются, если часть муниципального имущества передается доверительному управляющему, что регламентируется статьей 38 Гражданского кодекса. Необходимость обращения в Институт гражданского права за фидуциарным управлением возникает в следующих случаях: при наличии недвижимого и ценного движимого имущества станции (например, ценных бумаг) и необходимости обеспечения их постоянного управления.

3 стр., 1346 слов

Опека и попечительство в рк

... года федерального закона № 48 "Об опеке и попечительстве", стали действовать несколько интересных норм, в отношении назначения опеки. 1. Появилась возможность немедленного установления опеки, без подготовки всех требуемых документов потенциальным опекуном, такая разновидность опеки ...

«Фидуциарное управление создается на основании договора между органом опеки и попечительства и администратором, который определяется этим органом». Активы, переданные в доверительное управление, отделены от активов муниципалитета. В то же время опекун (попечитель) сохраняет за собой власть над имуществом муниципалитета, которое не было передано в трастовый фонд. Имущество, переданное в муниципальную трастовую контору, используется исключительно в интересах муниципалитета.

Соблюдение данного обязательства доверительным управляющим контролируется Управлением по опеке и попечительству как стороной договора о доверительном управлении. Доверительное управление активами станции прекращается по причинам, предусмотренным законом для прекращения договора доверительного управления и в случаях, когда договор доверительного управления и опеки прекращается, например, в связи с окончанием 18-летнего возраста несовершеннолетнего (пункт 2 статьи 38, статья 1024 Гражданского кодекса).

Обслуживание станции неизбежно требует определенных материальных затрат. Как отмечается в литературе, здесь действует принцип: «Охранники и медсестры не обязаны содержать своих подопечных». Поэтому источниками материальной поддержки палат являются пенсии, стипендии, пособия, выплаты на содержание и другие социальные выплаты, на которые они имеют право. Этот доход может расходоваться опекунами и попечителями исключительно в интересах подопечного и с предварительного согласия опекуна и попечителя. Однако, если опекун (попечитель) использует доходы подопечного для оплаты необходимых расходов на содержание подопечного — на питание, одежду, услуги и другие повседневные нужды — разрешение Управления по опеке и попечительству не требуется.

Обязанности педагога и опекуна считаются почетными, основанными на чувстве гражданского и часто ассоциируемого с ним долга . Согласно этому, как я уже говорил, выплата каких-либо компенсаций попечителям и опекунам не предусмотрена, они исполняют свои обязанности бесплатно, согласно ст. 36.ч.1 ГК, за исключением случаев, установленных законом Сергея А.П.: учебник в 3 тонны. Т.И.М., 2005. С.89. .

Прекращение опеки и попечительства

Причины прекращения опеки и попечительства перечислены в главе 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и в статье 40 Гражданского кодекса РФ.

Среди них:

  • В случае смерти опекуна, попечителя или подопечного;
  • По истечении срока действия закона о назначении опекуна или попечителя;
  • Когда опекун или попечитель освобождается от своих обязанностей или освобождается от них.

Так как опека устанавливается над гражданами, не достигшими 14 лет, и гражданами, признанными судом недееспособными, она автоматически прекращается и «переходит» под опеку по достижении гражданином 14 лет.

Поскольку опека устанавливается над гражданами, не достигшими 18 лет (от 14 до 18 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными, она автоматически прекращается по достижении несовершеннолетним 18-летнего возраста, а также при вступлении в брак и в других случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения им совершеннолетия.

Патронаж гражданина, обладающего полной дееспособностью, установленной в соответствии с частью 1 статьи 41 Гражданского кодекса, прекращается в связи с расторжением договора уступки, договора доверительного управления имуществом или любого другого договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Закон также предусматривает, что «опекун или попечитель может быть освобожден от своих обязанностей по его требованию, а орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от обязанностей, даже временно, в случае конфликта интересов опекуна и попечителя» Федерального закона «Об опеке и попечительстве» № 48 от 24 апреля 2008 г.

Орган опеки и попечительства также имеет право отстранить опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей. Орган опеки и попечительства может в случае увольнения опекуна или попечителя быть освобожден от выполнения возложенных на него обязанностей:

  • Ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • Нарушение прав и законных интересов общества, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в личных интересах или при уходе из общества без присмотра и необходимой помощи;
  • Установление органом опеки и попечительства существенных нарушений опекуном или попечителем правил, установленных федеральным законом или соглашением об охране муниципального имущества и (или) распоряжении муниципальным имуществом в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 11 апреля 2008 г.).

Прекращение опеки и попечительства имеет определенные последствия, перечисленные в статье 30 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

В нем, в частности, предусмотрено, что лицо, выполнившее обязанности опекуна или попечительского представителя, должно представить в орган опеки и попечительства заключение не позднее трех дней после получения уведомления о прекращении его опеки или попечительства в соответствии с правилами, установленными статьей 25 Федерального закона.

Орган опеки и попечительства обязан также принять соответствующие меры не позднее семи дней после получения заключения или не позднее четырнадцати дней после обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к уголовной ответственности» (Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года).

В связи с прекращением опеки или попечительства прекращается действие договора об опеке или попечительстве, заключенного в соответствии со статьей 16 Федерального закона.

Заключение

Таким образом, правила опеки и попечительства являются всеобъемлющим правовым институтом, в котором первостепенное внимание уделяется гражданскому праву.

Можно сказать, что перед законодателем, через институт опеки и попечительства, стоит задача определить судьбу инвалида или неуспевающего лица и перенести «центр тяжести», бремя предоставления основных услуг, с государства или местного самоуправления на конкретное лицо. Этот метод не нов, имеет ряд преимуществ и полностью оправдан в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и предоставления определенного минимума материальных благ каждому человеку. Этот метод сочетает в себе все преимущества межличностного общения, поддержания психического и физического здоровья подопечного и полноценного образования (разумеется, в основном по отношению к детям) .

Однако очевидно, что в современной России при условии, что опекуны и попечители выполняют свои обязанности без вознаграждения, государство фактически (и достаточно активно) эксплуатирует определенный интерес человека, желающего стать опекуном или попечителем .

В большинстве случаев (к счастью) этот интерес находится в рамках закона и не является собственностью. Это желание человека удовлетворить потребность в общении, позаботиться о ближнем, особенно — удовлетворить потребность в поддержке родственника, выполнить обязанности отца (сына).

Уход за нашим соседом сегодня должен культивироваться обществом и, возможно, всеми возможными способами поощряться. Это означает, что законодатели должны найти способы поддержать тех граждан, которые осмелились ухаживать за инвалидами или детьми, и таким образом поощрить других граждан к этому. В то же время необходимо установить соответствующие меры по контролю за действиями опекунов (попечителей), которые гарантируют осуществление прав и интересов лиц, находящихся под опекой, либо конкретные меры по ответственности за нарушение их обязанностей.

Возможные изменения в содержании норм об опеке и попечительстве должны основываться на принципе приоритета интересов личности, который, в свою очередь, определяется не только непосредственной ценностью личности как опоры общества, но и исключительно задачей сохранения каждого человека как общественно полезного субъекта — как потенциального налогоплательщика, призывника, гражданина, родителя или иного члена семьи О.М. Здравомыслова, Арутюняна М.Ю. Российская семья европейского происхождения (по материалам международных социологических исследований).

При решении этих вопросов так называемые государственные и частные интересы максимально тесно связаны друг с другом.

Несмотря на относительно новый закон «Об опеке и попечительстве», многие вопросы и проблемы, связанные с этим вопросом, так и не были решены. Как я уже говорил, основными «пробелами» в этом институте остаются его безвозмездный характер и очень расплывчатая формулировка ответственности.

Конечно, наверное, благородно действовать добровольно и на основе справедливости, сострадания или сострадания без вознаграждения, но не очень правильно. Правда, опекуны и попечители должны делать различные финансовые расходы на поддержку подопечного, чтобы обеспечить ему достойную жизнь и максимальный комфорт, но потенциальные опекуны не всегда располагают достаточными ресурсами. Это часто мешает тем, кто хочет взять на себя опеку над нуждающимся. Сейчас, в условиях финансового кризиса, становится особенно сложно и пока неизвестно, когда возможные выплаты по опеке станут обязательными для всех и будут достаточными, чтобы способствовать росту этого института и его процветанию в России.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/prekraschenie-opeki-i-popechitelstva/

  1. Конституция Российской Федерации: принята на референдуме 12.12.1994 // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Конвенция о правах ребенка (принята 20.11.1988 г. резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН).

  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1995 № 51 — Федеральный закон (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г.) (ред. 29.06.2007 г.)
  4. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1994 № 223 — Федеральный закон (принят ГД ФС РФ 08.12.1994) (ред. 30.06.2008) (с изменениями и дополнениями, вступивший в силу с 01.09.2004).

  5. Федеральный закон от 24.04.2009 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 11.04.2009 г.)
  6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (издан 03.06.2009)

    «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». (принят ГД ФС РФ 03.07.1999) .

  7. Федеральный закон от 21.12.1997N 159-ФЗ (от 22.08.2005 г.) «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Государственной Думой 04 декабря 1996 года).

  8. Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2007 года)
  9. «О государственной базе данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (принята Государственной Думой Федерального Собрания 15.03.2002).

  10. Постановление Правительства РФ от 21.03.2008 N 167(опубликовано 27 января 2009 г.) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих постоянного места жительства».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05 № 423 от 18.05. Май 2008 года «О конкретных вопросах осуществления опеки и попечительства над несовершеннолетними» (совместно с «Правилами отбора, учета и воспитания граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних либо принять в семью детей, оставшихся без попечения родителей, в целях воспитания их в других формах, установленных семейным законодательством» и «Правилами осуществления учреждениями образования особых полномочий органов опеки и попечительства над несовершеннолетними»), медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, другие организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правила заключения договора об опеке и попечительстве над подопечными для молодежи, правила создания приемной семьи и контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей в приемной семье)).

  12. Ершова Н.М. Семейные вопросы в гражданском праве. М., 1978.
  13. Здравомыслова О.М. Российская семья европейского происхождения (на основе международных социологических исследований).

    — М., 1999.

  14. Миерс Д. Социальная психология / Переведено из Санкт-Петербурга, 1999.
  15. Михеева Л.Ю. Опекунство и попечительство: теория и практика. М., 2009.
  16. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. — Москва, 2008.
  17. Сергеев А.П.: Учебник в 3 тонны. T.I.M., 2006
  18. Суханов Е.А. Гражданское право: через 2 тонны. Год I.M., 2005.
  19. Шерченевич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (в редакции 1907 г.).

    М., 1998.