История взаимоотношений человека и природы — это история расширения масштаба и разнообразия воздействия человека на природу, усиление ее эксплуатации. Результаты человеческой деятельности относительной природы позволяют судить о нравственности человека, уровне его цивилизованности, а также о его социальной ответственности перед будущими поколениями.
Воздействие человека на природу увеличивалось с течением времени. Произошедшая научно-техническая революция привела к еще большему усилению этого воздействия, предоставив для него новы возможности и инструменты.
В последнее время понятие экологического кризиса стало обиходным. Современный глобальный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Среди основных черт этого явления можно назвать следующие: нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности, неспособность человеческого общества преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды. Экологический кризис — это закономерный результат неразрешенного пока противоречия между утвердившейся в истории цивилизации практикой потребительского отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биогеохимических процессов самовосстановления.
Составляющие кризиса разнообразны. В глобальном масштабе окружающая среда и ее экологические системы истощены; количество воды, не пригодной к использованию из-за загрязнений, почти равно количеству, потребляемому всем мировым хозяйством.
В России многие водоемы оцениваются как экологически неблагополучные. Их хроническое загрязнение привело к серьезному ухудшению условий воспроизводства ценных видов рыб.
Лесам грозит чрезмерная вырубка. Большой ущерб лесному хозяйству причиняют пожары, загрязнение окружающей среды, сплошнолесосечные рубки.
В городах проблемы, связанные с экологией стоят особенно остро. К перечисленным выше прибавляется особенно сильное загрязнение атмосферного воздуха продуктами горения, загрязнение окружающих территорий вследствие неграмотной утилизации отходов, перенаселения и т.д.
Для грамотного решения этих проблем необходимо четкое правовое регулирование и соответствующая законодательная база, направленная на охрану окружающей среды.
В данной работе рассматривается ряд понятий, связанных с градостроительной деятельностью, основополагающие нормативно-правовые акты, раскрываются экологические требования в планировании и застройке городов, рассматриваются вопросы санитарной охраны окружающей среды городов и охраны зеленой растительности в городах.
Международная деятельность Республики Беларусь в области окружающей среды
... установившую роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека. Важнейшим этапом в экологической политике государств и ... разработки и реализации экологических программ под эгидой ООН. Конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения ... государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или ...
Закон РФ «Об охране окружающей среды»: суть и структура закона
Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно статьи 2 этого закона законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.
Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Охрана окружающей среды в украине
... естественного ресурса. Порядок их ведения определяется Кабинетом министров Украины (ст. 23 Закона Украины “Об охране окружающей природной Среды”). Кроме государственных органов в управлении охраны окружающей Среды участвуют и общественные объединения, организации, если такая ...
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Согласно статьи 3 хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
1. соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
2. обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
3. научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
4. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
5. ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
6. платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
7. независимость контроля в области охраны окружающей среды;
8. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
9. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
10. обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
11. учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
12. приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
13. допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
14. обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
15. обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
Понятие и источники права охраны окружающей среды
... применению (Закон об охране окружающей среды, Закон о животном мире и т.д.). Кроме того, российские законы закрепляют принципы международного сотрудничества Российской Федерации в сфере окружающей среды. 1.2 Становление международного права окружающей среды Международное экологическое право ...
16. сохранение биологического разнообразия;
17. обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
18. запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
19. соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
20. ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
21. участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
22. международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
1. земли, недра, почвы;
2. поверхностные и подземные воды;
3. леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
4. атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
1. обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;
2. разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
Органы юстиции Российской Федерации
... охране прав и законных интересов граждан; обеспечение организации деятельности органов и учреждений исполнения наказания. Министерство юстиции Российской Федерации ... политики в какой-либо области, такая систематизация необходима для внесения изменений в существующие ... заметными и значимыми функциями Министерства юстиции являются функции по систематизации законодательства, координации нормотворческой ...
3. разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
4. объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
5. координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
6. установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
7. установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации (федеральный государственный экологический контроль);
8. установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
9. обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
10. установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;
11. подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
12. установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
13. установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
14. организация и проведение государственной экологической экспертизы;
15. взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
16. установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
17. предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
18. организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
19. обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
20. образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
21. ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;
22. ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды
... экологических систем. 1. Сущность международно- правовой охраны окружающей среды 1.1 Понятие и принципы международно-правовой охраны окружающей природной среды Международно-правовая охрана окружающей среды -- совокупность принципов и норм международного ... нормы) должны составить одно из важнейших звеньев механизма защиты окружающей среды. Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает ...
23. экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
24. экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
25. установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
26. осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
27. осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.
Охрана природы, создание комфортной среды обитания человека является глобальной проблемой. Важно то, что создать предпосылки и условия для решения этой проблемы пытаются юристы. Разработка эффективного законодательства о природопользовании представляется необходимой мерой для обеспечения будущего существования человека и общества. Нынешнее законодательство уже не отвечает требованиям времени. Оно в большей степени обусловлено интересами не сохранения природы, а интересами экономики и политики, которые живут за счет ресурсов. Бездушное использование природных ресурсов для решения каких бы то ни было экономических или политических задач уже не может быть оправдано целями только государственной потребности.
Взаимосвязанность и взаимообусловленность природных процессов вызывает необходимость принципиально нового подхода в регулировании общественных отношений, где приоритет отдается сохранению естественной среды обитания человека, что, безусловно, требует адекватного правового обеспечения.
В настоящее время экологическое право становится самостоятельной отраслью юриспруденции. Сам термин «экологическое право» еще нуждается в наполнении и осмыслении. Природоохранные правовые нормы разбросаны по многим отраслям права. Они содержатся в гражданском, административном, уголовном законодательстве. Кроме того, проблемы использования и охраны недр, вод, животного мира и других природных ресурсов уже регулируются отдельными нормативными актами. Но их общая сфера регулирования: отношения «общество — природа» ставят проблему кодификации и классификации экологического права. Изменение общественных представлений о праве и порядке, их направленность на строительство правового государства вводят в научный и практический обиход новые основополагающие понятия, такие как экологические права и обязанности человека и их гарантии, экологические обязанности государства, экологический правопорядок. Соответственно, деятельность по обеспечению гарантий, надзору за соблюдением прав и охране правопорядка становится самостоятельным комплексом функций государства. Работа природоохранных правоохранительных органов только начинается и должна стать основой для обобщения опыта правоприменительной практики и разработки нового законодательства. Процесс создания новых законов подразумевает определение применительно к данной отрасли права таких институтов и понятий, как долг, ответственность, разграничение отношения в узком и широком смысле (природоохранные и экологические), установление меры, как долга, так и ответственности.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/zakonyi-ob-ohrane-okrujayuschey-sredyi/
Охрана окружающей среды и здоровья человека
... популяции, группы населения, проживающие в относительно единых природных или социально-экономических условиях (страны, провинции, и т.п.) Окружающая среда, с которой человек связан едиными связями, влияет на состояние здоровья ...
1. Петров В. В. Экологическое право России. Учебник для вузов. — М.: Издательство БЕК. 1995. — 557 с.
2. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. — М.: Юристъ, 1998 г. — 688 с.
3. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г.
4. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999.
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.