Роль органов внутренних дел в защите прав, свобод и интересов граждан

Действующее законодательство России значительное внимание уделяет принципам деятельности правоохранительных органов нашей страны в области соблюдения и защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина. В системе органов внутренних дел России значительная роль в защите прав граждан принадлежит полиции. В Федеральном законе «О полиции» этому посвящена целая статья, которая так и называется «Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина» и она содержит следующие нормы:

  • полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;
  • деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан;

— сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание». 1

Полиция России не единственная силовая структура, которая наделена полномочиями в соответствии с действующим законодательством к ограничению прав граждан при осуществлении своих законных действий. Многие правоохранительные ведомства при пресечении противоправных деяний имеют право на ограничение прав граждан (например, Федеральная служба безопасности или Федеральная таможенная служба), однако полиция единственная правоохранительная государственная структура, которая в соответствии с действующим законодательством обязана пресекать все преступления, которые она выявила и наделена для этого соответствующими полномочиями. В данной работе будут изучены различные области деятельности полиции Российской Федерации как составной части органов внутренних дел, где защита и соблюдение прав и свобод граждан играет значительную роль при осуществлении правоохранительной деятельности.

Вопрос 1.

На территории России Конституция гарантирует гражданам права, которые полиция как любая правоохранительная организация обязана соблюдать. Как правило, это права следующего характера:

Статья 22 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность».

8 стр., 3669 слов

Право собственности граждан на жилое помещение

... приобретения жилья в собственность, когда гражданин, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным жилым помещением в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на данное ...

Статья 25 Конституции РФ гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных … судебным решением».

Статья 27 Конституции РФ гласит: «Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».

Статья 31 Конституции РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пекетирования».

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти … и должностных лиц могут быть обжалованы в суд»

Статья 49 Конституции РФ предоставляет гражданам право: «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».

Статья 51 Конституции РФ даёт право всем гражданам России: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников…».

Статья 52 Конституции РФ гарантирует: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба».

В то же время «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя…могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод…» как говорит нам статья 56 Конституции РФ. 2

Особенности ограничения прав и свобод граждан при осуществлении правоохранительной деятельности полиции будут рассмотрены во втором вопросе, а пока отметим общие требования при общеннии полиции с гражданами.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

  • назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

— в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. 3

Вывод: при организации своей деятельности по пресечению правонарушений и преступлений полиция обязана защищать конституционные права граждан.

Вопрос 2. Роль органов внутренних дел в защите прав граждан России при применении полицией мер государственного принуждения.

Одним из мер государственного принуждения, осуществляемого полицией является задержание.

Под задержанием в статье 14 Федерального закона о полиции понимается кратковременное ограничение свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там. 4

Любой вид задержания в той или иной степени связан с ограничением прав и свобод граждан, в отношении которых применяется данная мера. В этой связи задержание может иметь место лишь при наличии установленных законом оснований и только в случаях, когда это вызвано необходимостью обеспечения личной и общественной безопасности, охраны общественного порядка или достижения задач уголовного либо административного делопроизводства.

58 стр., 28568 слов

Первые конституции азиатских государств

... (3) и «История государства и права зарубежных стран» (2). Данные работы позволили ознакомиться с текстом первой японской конституции. Материалы и документы, позволившие сделать анализ ... социально-экономического и политического положения Японской и Османской империй накануне принятия ими конституций, изучение истории принятия этих законодательных актов, исследование и сравнение текстов японской ...

В уголовном судопроизводстве задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, в соответствии со статьей 91 УПК РФ влечет возникновение отраслевого (уголовно-процессуального) статуса подозреваемого (пункт 2 части 1 статьи 46 УПК РФ).

5 С этого момента у задержанного лица появляется комплекс прав, предусмотренных частями 3 — 4 статьи 46 УПК РФ.6

В производстве по делам об административных правонарушениях статус задержанного возникает с момента составления протокола об административном задержании.

Задержанный имеет следующие права 7 :

1. право на пользование родным языком (часть 2 статьи 26 Конституции РФ);

2. право на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции РФ);

3. право на помощь адвоката (защитника) с момента задержания (часть 2 статьи 48 Конституции РФ); 8

4. право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (статья 51 Конституции РФ);

5. право обжаловать действия (бездействие) сотрудников полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, в органы прокуратуры либо в суд;

6. право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено федеральным законом), в предусмотренном законом случае получать их копии. При этом гражданин имеет право отказаться подписывать протоколы (задержания, досмотра и т.д.).

7. право на один телефонный разговор в целях уведомления близких лиц о месте нахождения задержанного. Такое уведомление должно осуществляться в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания в соответствии с КоАП РФ 9 либо 12 часов – в соответствии с УПК РФ. По просьбе задержанного лица это уведомление может сделать сотрудник полиции.

Следует также подчеркнуть, что задержанный может просить сотрудника полиции пригласить адвоката, и последний обязан отреагировать на такую просьбу. Здесь сотрудник полиции решает сам, кто будет разговаривать с адвокатом — он или задержанный. В любом случае звонок адвокату не препятствует использованию задержанным закрепленного за ним права на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц. 10

Об уведомлении делается отметка в протоколе задержания.

Сотрудник полиции обязан незамедлительно (т.е. непосредственно после установления личности задержанного) уведомлять о каждом случае задержания следующих лиц:

несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18-летнего возраста) — его родителей или иных законных представителей вне зависимости от оснований задержания.

В случае задержания несовершеннолетних полиция не вправе также использовать тактическую возможность не производить с согласия прокурора уведомление об их задержании в целях сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта применения данной меры принуждения (часть 4 статьи 96 УПК РФ); 11

военнослужащего — командование воинской части, в которой он проходит военную службу;

22 стр., 10592 слов

Культурные права номер статьи в конституции. Культурные права ...

... права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др. Культурные права ... лица без гражданства, беженца. Права ... права человека", "права гражданина", "права ... культурных прав были ... - культурные права – ... Права человека. Права ... «Культурные права и ... права человека» от «прав ...

  • иностранного гражданина или подданного иностранного государства — посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством РФ. Однако такое уведомление является обязательным в рамках только уголовного производства (ч. 3 ст. 96 УПК РФ);
  • КоАП РФ не обязывает полицию уведомлять посольство (консульство) соответствующего государства о задержании иностранного гражданина в связи с административным правонарушением. В этом случае подобное уведомление — право, а не обязанность сотрудников полиции.

Согласно ч. 3 ст. 14 в каждом случае задержания сотрудник полиции обязан:

1. назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение;

2. сообщить причину и основания задержания;

3. разъяснить возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Если в связи с поведением (например, задерживаемый оказывает вооруженное сопротивление) или состоянием задерживаемого (например, лицо находится в тяжелой степени опьянения) выполнение перечисленных действий в момент задержания невозможно или неуместно, данные действия выполняются сотрудниками полиции позже при появлении такой возможности;

4. произвести досмотр задержанного лица, находящиеся при нем вещей и документов, а также – транспортных средств. Досмотр предполагает обследование вещей и предметов без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, и проводится в порядке, установленном ст. 27.7 КоАП РФ. 12 Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется лицом того же пола, в присутствии двух понятых того же пола либо с применением видеозаписи. Однако в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при задержанном находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, досмотр может быть осуществлен без понятых.

5. оказать при необходимости первую помощь, а также принять меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности (часть 12 статьи 14 Закона о полиции).

13

Виды первой помощи, оказываемой задержанному лицу полицией, законодатель не называет, они зависят от создавшейся обстановки и имеющихся у полиции возможностей. Так, сотрудники полиции принимают меры к обеспечению предоставления задержанному лицу психологической, психиатрической, медицинской и иной помощи.

В уголовном судопроизводстве при задержании подозреваемого орган дознания (полиция) принимает меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. Если в результате отсутствия лица по причине его задержания может произойти авария на производстве, возникнуть иная чрезвычайная ситуация, полиция своевременно информирует об этом администрацию предприятия для обеспечения подмены задержанного другим работником и т.п.

КоАП РФ не содержит норм, обязывающих органы и должностных лиц, осуществивших административное задержание, принимать меры по оказанию задержанному первой помощи, а также меры по устранению возникшей в результате задержания угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности. Тем не менее с учетом требований части 12 статьи в случаях применения административного и иных видов задержания полиция обязана принимать меры, аналогичные тем, которые предусмотрены статьей 160 УПК РФ; 14

10 стр., 4925 слов

Административная деятельность полиции и ее отличия от иных видов ...

... от юридических последствий можно выделить следующие формы административной деятельности полиции: правовые; неправовые. Правовая форма административной деятельности полиции. По содержанию она подразделяется на правоустановительную и ... рекомендаций и др. Данные действия направлены на работу с личным составом подразделений и гражданами. В ходе этих организационных действий до адресата ...

7. составить протокол задержания. Согласно п. 14 ст. 14 ФЗ «О полиции» 15 о каждом случае задержания составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

Протокол задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, составляется после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю, в срок не более трех часов в порядке ст. 92 УПК РФ. , в котором указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания, а также делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого

Об административном задержании в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания, а также делается запись о разъяснении задержанному лицу сотрудником полиции его прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ (часть 5 статьи 27.3).

16

Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом (часть 15 статьи 14 Закона о полиции).

17

С задержанием тесно связана такая мера принуждения, как доставление.

По административному законодательству России под доставлением понимается «принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным» (ст.27.2 КоАП РФ).

18 Административное доставление, а соответственно и административное задержание может иметь место только при наличии состава правонарушения.

ФЗ «О полиции» расширяет перечень оснований для доставления. В соответствии с п. 13 ст. 13 Закона РФ «О полиции», 19 сотрудники имеют право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях:

  • решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте);
  • установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести;

защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе, либо если опасности невозможно избежать иным способом,

13 стр., 6265 слов

Граждане РФ как субъекты административного права (2)

... менее важных прав. Целью курсовой работы является исследование граждан РФ как субъектов административного права. Задачи курсовой работы складываются из анализа административно-правового статуса гражданина РФ, характеристики прав, свобод и обязанностей граждан РФ по административному праву. При подготовке курсовой работы были использованы ...

а также в других случаях, предусмотренных законом. 20

Учитывая, что удаленность места совершения административного правонарушения от служебного помещения, куда необходимо будет доставить нарушителя, а также способы доставления могут быть различными, законодательство не устанавливает определенных сроков доставления, но указывает на то, что доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.

На полицию возлагается обязанность защищать право каждого на неприкосновенность жилища. Вместе с тем часть 2 указанной статьи управомочивает сотрудников полиции входить в жилые помещения помимо воли проживающих там граждан исключительно в случаях и порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, Законом о полиции, другими федеральными законами. 21

Часть 3 ст. 15 предусматривает следующие основания для проникновения сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории:

1. для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

2. для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

3. для пресечения преступления;

4. для установления обстоятельств несчастного случая.

Согласно статье 27 Конституции РФ 22 , статье 1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных законодательством.

Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и иных объектов — это мероприятия, осуществляемые полицией для перекрытия по определенному рубежу отдельных участков территории и объектов, и действия ее подразделений, нарядов и сотрудников по временному установлению специального порядка пропуска людей, транспортных средств, грузов, товаров и животных в зону оцепления (блокирования).

Для осуществления указанных мероприятий используются обычные и специальные наряды полиции — цепочки, патрульные группы, наряды сопровождения, контрольно-пропускные пункты, посты наблюдения, заслоны и др. Наряды оцепления формируются из личного состава подразделений патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, нарядов других служб и подразделений полиции.

Принятие решения о проведении оцепления (блокирования) участков местности законодательство России относит к компетенции руководителя территориального органа МВД России. Решение об оцеплении (блокировании) жилых помещений, строений и иных объектов могут принимать и другие сотрудники полиции. 23

Участки местности могут быть оцеплены (блокированы) полицией в следующих случаях:

9 стр., 4447 слов

Место и роль Следственного комитета Российской Федерации как ...

... О Следственном комитете Российской Федерации" в систему Следственного комитета входят: 1) центральный аппарат Следственного комитета; 2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации ... и гражданина, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений. Правовую основу деятельности Следственного комитета составили ...

  • при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;
  • при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций. В ходе несения службы сотрудники полиции должны уметь отграничивать момент возможного перехода легального публичного мероприятия в незаконные групповые действия граждан;

при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказа ния ;

  • при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

Вывод: Указанные меры принуждения не исчерпывают всего комплекса властно-принудительных полномочий полиции. При их осуществлении необходимо помнить о защите прав граждан.

Вопрос 3. Роль органов внутренних дел в защите прав граждан при осуществлении полицией оперативно-разыскных мероприятий.

В своей повседневной работе подразделения полиции органов внутренних дел, как многие силовые структуры России, используют элементы оперативно-разыскной деятельности, то есть деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. 24

На полицию возлагаются обязанности осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. 25

Получение информации, необходимой для осуществления задач полиции по раскрытию преступлений может связано с ограничением прав граждан поэтому в первую очередь оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. 26

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 27

При наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судьи, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий на основании решения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя, принятого по результатам рассмотрения ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд.

13 стр., 6317 слов

Правовая охрана Конституции Российской Федерации (2)

... данной работы является актуальной. Цель работы - изучение правовой охраны Конституции Российской Федерации. Поставленная ... законодательства и законодательства субъектов РФ (в том числе конституций и уставов субъектов Федерации). Обобщив практику осуществления Президентом Российской Федерации ... конце своего Послания Федеральному собранию Президент Российской Федерации заверил, что "Заявленные ...

Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, из перечисленных ранее, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами МВД России. 28

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий. 29 Сохранение секретности сведений о подобных гражданах также является соблюдением прав на защиту при оказании содействия правоохранительных органов.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов. 30

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов. 31

В случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах. 32

Вывод: полиция, осуществляя оперативно-разыскные мероприятия, ограничивающие права граждан в целях предупреждения и пресечения преступлений, в то же время гарантирует соблюдение прав граждан следующими обязательными нормативно-правовыми действиями:

  • получение судебного решения на проведение оперативно-разыскного, ограничивающего права граждан (тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, неприкосновенность жилища);
  • обеспечение секретности сведений о гражданах, оказывающих негласное содействие органам внутренних дел.

Вопрос 4. Защита прав граждан при осуществлении полицией процессуальных действий, осуществляемых в рамках производства предварительного расследования уголовных дел, отнесённых законодательством Российской Федерации к подследственности органов внутренних дел.

12 стр., 5584 слов

Принятие наследства и отказ от наследства по российскому гражданскому ...

... российскому законодательству. Вторая глава – это анализ механизма принятия наследства по российскому гражданскому праву. В третьей главе диплома исследуется отказ от наследства в гражданском праве РФ. В заключении подводятся краткие итоги дипломной работы. ... 3]. С принятием действующей Конституции Российской Федерации впервые в сво ей истории наша страна получила Основной закон, в котором ...

На полицию возлагаются обязанности в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.

Одно из значимых прав граждан, признанных в соответствии с действующим законодательством, подозреваемыми в совершении преступления – право на защитника при производстве предварительного расследования.

Защитник — лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. 33

В качестве защитников участвуют адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката. 34

Защитник участвует в уголовном деле:

1) с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2) с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;

3) с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления;

4) с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;

5) с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления;

6) с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении. 35

Адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. 36

В случае необходимости получения согласия подозреваемого, обвиняемого на участие адвоката в уголовном деле перед вступлением в уголовное дело адвокату предоставляется свидание с подозреваемым, обвиняемым по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. 37

Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого.

Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого. Подозреваемый, обвиняемый вправе пригласить несколько защитников. 38

По просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или судом.

В случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток со дня заявления ходатайства о приглашении защитника дознаватель, следователь или суд вправе предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить другого защитника, а в случае его отказа принять меры по назначению защитника. Если участвующий в уголовном деле защитник в течение 5 суток не может принять участие в производстве конкретного процессуального действия, а подозреваемый, обвиняемый не приглашает другого защитника и не ходатайствует о его назначении, то дознаватель, следователь вправе произвести данное процессуальное действие без участия защитника. 39

Если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного им, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника. При отказе подозреваемого, обвиняемого от назначенного защитника следственные действия с участием подозреваемого, обвиняемого могут быть произведены без участия защитника.

Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если:

1) подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника;

2) подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;

3) подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

4) подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;

5) лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

6) уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;

7) подозреваемый заявил ходатайство о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме. 40

Вывод: Гарантия предоставления защитника гражданину, в отношений которого возбуждено уголовное дело есть мера, защищающая его права со стороны государства и со стороны органов внутренних дел как представителей государственных органов исполнительной власти.

Заключение:

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О полиции», полиция предназначена для:

  • защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства;
  • противодействия преступности;
  • охраны общественного порядка;
  • охраны собственности;
  • обеспечения общественной безопасности. 41

В этом заключается основная роль органов внутренних дел в защите прав и свобод граждан.

ЛИТЕРАТУРА, Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 2014, № 31, ст. 4398.

(ред. от 23 июля 2013 г.)

«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 2 июля 2013 г.) //

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изм. и доп. от 2 августа 2019 г. N 311-ФЗ)

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 30.06.2003 г.) // Собрание законодательства РФ. 04.06.2001, № 23. Ст. 2277

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1- ФКЗ «О военном положении» // Российская газета. 2002. 2 февраля.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 4.12.2006 г.) // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ « О гражданской обороне» (ред. от 19.06.2007 г.) // СЗ РФ. 1998.№ 7. Ст. 799.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. 2002. 30 июля.

Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (Российская газета. — 2006. — 6 марта).

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 411-рс «Об утверждении перечня критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлениях на территории Российской Федерации».

1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 2014, № 31, ст. 4398.

3 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

4 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

5 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

6 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

7 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 2014, № 31, ст. 4398.

8

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 2014, № 31, ст. 4398.

9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч. 1, ст. 1.

10 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

11 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч. 1, ст. 1.

13 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

14 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

15 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

16 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч. 1, ст. 1.

17 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

18 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч. 1, ст. 1.

19 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

20 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч. 1, ст. 1.

21 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

22 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 2014, № 31, ст. 4398.

23 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

24 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изм. и доп. от 2 августа 2019 г. N 311-ФЗ)

25 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

26 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изм. и доп. от 2 августа 2019 г. N 311-ФЗ)

27 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изм. и доп. от 2 августа 2019 г. N 311-ФЗ)

28 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изм. и доп. от 2 августа 2019 г. N 311-ФЗ)

29 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изм. и доп. от 2 августа 2019 г. N 311-ФЗ)

30 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изм. и доп. от 2 августа 2019 г. N 311-ФЗ)

31 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изм. и доп. от 2 августа 2019 г. N 311-ФЗ)

32 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изм. и доп. от 2 августа 2019 г. N 311-ФЗ)

33 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

34 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

35 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

36 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

37 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

38 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

39 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

40 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

41 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч. 1, ст. 1.

Адрес публикации: