Защита прав и законных интересов предпринимателей

Контрольная работа

В действующем законодательстве довольно подробно представлены государственные гарантии прав и интересов предпринимателей. Конституция РФ провозгласила, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Государством гарантируются:

1. право заниматься предпринимательской деятельностью;

2. приобретение необходимого для этой деятельности имущества;

3. защита имущества от незаконного изъятия;

4. свободный выбор сферы деятельности в пределах, установленных законодательством;

5. распоряжение имуществом, произведенной продукцией и прибылью;

6. защита от влияния монополистической деятельности отдельных предприятий и объединений предприятий;

7. право решения вопросов ценообразования, форм и способов реализации продукции;

8. право самостоятельно определять штат работников и т.д.

Государство дает возможность гражданам создавать предприятия и заниматься предпринимательской деятельностью и гарантирует равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности к рыночным взаимоотношениям, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от вида их собственности и организационно-правовой формы. Предприятиям и предпринимателям гарантируется беспрепятственное получение своих средств в банках в любой приемлемой для них форме (наличными, чеками, векселями, иными платежными средствами или по перечислению) по первому требованию и без ограничения суммы в пределах имеющихся на их счетах средств; возможность страхования предпринимательского риска страховыми обществами и фирмами.

Предприятия и предприниматели имеют право свободно приобретать и продавать валютные средства на договорной основе во всех банках, а также на валютных биржах, приглашать на работу иностранных граждан в качестве наемного персонала и самостоятельно решать вопросы командирования за рубеж своих специалистов.

Предприятия и предприниматели имеют право на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Вмешательство государства в предпринимательскую деятельность предприятий и предпринимателей допускается только в случаях, установленных законодательством.

Законодательством признается недопустимым изъятие во внесудебном порядке органами государственного управления и контроля денежных средств со счетов предприятий, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством.

7 стр., 3251 слов

Природоохранная деятельность предприятия

... - воздуха, воды и почвы - отходами промышленности и транспорта. 2. Экономико-правовые рычаги регулирования природопользования на предприятии. Защита окружающей среды (природоохранная деятельность предприятия) - это ... и охрану природных ресурсов в процессе работы того или иного производства. В инженерно-экологические мероприятия входят три группы мероприятий[2]: инженерные, экологические и ...

Провозглашение России правовым государством не означает пассивного отношения к праву, поэтому в случае несогласия предприятия и предпринимателя с действиями органов управления и контроля они могут обжаловать их решения в суде. По действующему законодательству ущерб, причиненный предприятию неправомерными действиями должностных лиц, включая упущенную выгоду, подлежит возмещению в полном объеме.

Предприниматели самостоятельно распоряжаются конституционными правами и свободами, в том числе и правом на защиту.

Речь о государственной защите прав и интересов предприятий и предпринимателей заходит тогда, когда эти права и интересы противоправно нарушены.

Права и интересы предприятий и предпринимателей сводятся к юридическому закреплению их разносторонних прав и интересов в целях обеспечения оптимальной хозяйственной, социальной и иной деятельности. В случае неисполнения, несоблюдения закрепленных в законодательстве прав и интересов предприятий и предпринимателей совершается правонарушение, которое, являясь юридическим фактом, влечет за собой определенные неблагоприятные последствия для нарушителя. Однако эти последствия могут наступить лишь при наличии четких юридических механизмов, обеспечивающих реальную защиту законных прав и интересов предприятий и предпринимателей.

Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.

Понятие «защита права» следует отличать от понятия «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.

Под правовой охраной принято понимать совокупность гарантий государства, связанных с нормативным запрещением либо иным ограничением определенных действий против охраняемого объекта и направленных на предупреждение и профилактику правонарушений.

Предметом же защиты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих такую деятельность.

Все виды объектов правовой охраны в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности могут быть разделены на три группы:

1. Имущественные права и интересы,

2. Неимущественные права и интересы,

3. Организационно-предпосылочные права и интересы предпринимателя.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав — это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.

Материально-правовые способы защиты прав по целям подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

39 стр., 19015 слов

Правовые способы и формы защиты нарушенных прав и законных интересов ...

... СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАРУШЕННЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Способ защиты гражданских прав - это предусмотренные Гражданским Кодексом и другими законами РФ правовые средства, применение которых, основанное на признании права, ... научно-практические работы, статьи в периодических изданиях, в которых анализируются различные аспекты данной проблемы. Вопросы защиты прав предпринимателей глубоко ...

К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.

По своей природе пресекательными являются действия по:

1. признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

2. неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и т. д.

К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.

Восстановительными способами являются:

1. признание права;

2. признание оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;

3. присуждение к исполнению обязанности в натуре;

4. возмещение убытков и компенсации морального вреда и др.

К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.

К штрафным способам защиты можно отнести действия по:

1. взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;

2. обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;

3. конфискации и т. д.

Процессуальные способы защиты — способы, обеспечивающие защиту прав предпринимателей в процессе рассмотрения спора о нарушенном праве. К их числу относят:

1. право в договорном порядке установить компетентный орган по разрешению споров;

2. право обращения к компетентному органу по защите нарушенных прав и интересов предпринимателей и т. д.

Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные.

Судебные формы защиты прав предпринимателей предполагают определенного рода деятельность со стороны таких органов, как: Конституционный Суд РФ; арбитражные суды; суды общей юрисдикции.

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести: нотариальную защиту; третейское разбирательство; досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

2.1 Судебные формы защиты прав предпринимателей

Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются перечисленные ниже государственные органы.

Конституционный Суд РФ

Опираясь на принцип естественности и неотчуждаемости прав и свобод, а также на соответствующие нормативные акты, предприниматели могут оспаривать неконституционные акты федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и вправе обращаться с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод.

9 стр., 4472 слов

Организация ведения судебной статистики судов общей юрисдикции

... Показатели статистической отчетности судов общей юрисдикции отражают применение судами как процессуального, так и материального права Значение анализа ... судов общей юрисдикции и в органах, осуществляющих их организационно-правовое обеспечение, в том числе по организации ведения судебной статистики в Министерстве юстиции Российской Федерации и в Судебном департаменте при Верховном Суде ...

Независимо от того, каким образом реализуется предпринимателями право на обращение, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, жалоба может быть подана на несоответствие Конституции РФ федерального закона или законов ее субъектов лишь в том случае, если на этом законе основаны вступившие в законную силу решения суда или иного государственного органа, а также должностного лица, нарушающие конституционные права и свободы заявителя. Во-вторых, жалоба считается допустимой независимо от того, каково содержание решений, принятых по делу в судах общей юрисдикции. Исчерпание всех возможностей по защите прав не является обязательным условием допустимости жалобы. Даже если вышестоящие судебные инстанции удовлетворят жалобу предпринимателя в кассационном или надзорном порядке и защитят его права, он может обратиться в Конституционный Суд, обнаружив неопределенность в вопросе о том, соответствует ли закон Конституции РФ. В-третьих, в случае, когда речь идет о соответствии Конституции РФ закона, еще не примененного, но подлежащего применению в конкретном деле, жалоба лиц может рассматриваться только после их обращения в общий суд. Из общего правила возможны исключения, например, Конституционный Суд вправе вынести решение и по применению закона судом общей юрисдикции при условии, что лицо, подавшее жалобу, может понести ущерб, который нельзя будет предотвратить, если гражданин обратится с жалобой в обычном судебном порядке.

Конституционный Суд РФ в соответствии со своей компетенцией (ст. 125 Конституции РФ) рассматривает четыре основные категории дел:

1. по запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ;

2. споры о соотношении компетенции между органами государственной власти различных уровней;

3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4. по запросам ряда органов власти дает толкование Конституции РФ.

Арбитражные суды

По общему правилу арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:

1. между организациями — юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;

2. между организациями — юридическими лицами и государственными или иными органами;

3. между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.

По смыслу закона отношения, вытекающие из экономической деятельности, включают не только собственно предпринимательские, но и другие связанные с этой деятельностью отношения, в том числе:

1. при создании, реорганизации и ликвидации предприятия;

2. при осуществлении органами государственной власти и управления своих полномочий по руководству предпринимательской деятельностью, контрольных и иных функций;

5 стр., 2209 слов

Военные суды в системе судов общей юрисдикции

... оружие, если иные Конституционный Суд Российской Федерации, выступающий гарантом закреплённых в Конституции РФ прав и свобод граждан и организаций, занимает особое место в судебной системе РФ. Данный Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати ...

3. при причинении вреда природным и иным объектам;

4. при злоупотреблении предпринимательскими правами и неисполнении своих обязанностей.

Важно, чтобы все эти отношения вытекали из предпринимательской деятельности организаций — юридических лиц и граждан-предпринимателей.

Таким образом, при решении вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие двух названных выше критериев: характера правоотношения и субъектного состава их участников.

Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Суды общей юрисдикции.

1. Если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

2. Если хотя бы одной из сторон спора является лицо, не имеющее статуса предпринимателя, этот спор также подлежит рассмотрению не арбитражным судом, а судом общей юрисдикции. В частности, иск о признании недействительной сделки по продаже акций акционерного общества на аукционе, участником которого было физическое лицо, должен рассматриваться судом общей юрисдикции.

3. Если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а из брачно-семейных, жилищных и иных гражданских правоотношений, он подведомственен суду общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ).

4. С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела, связанные с осуществлявшейся им ранее предпринимательской деятельностью, рассматриваются судами общей юрисдикции, если эти дела не были приняты к производству арбитражным судом до наступления указанных обстоятельств.

В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:

  • споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (п. 7 ст. 262 ГПК РФ);
  • заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены (п.

1 ст. 254 ГПК РФ).

Суд общей юрисдикции рассматривает также заявления лиц, считающих неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия (ст. 310 ГПК РФ).

Следует иметь в виду, что суду общей юрисдикции подведомственны также споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).

В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициям в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ (п. 2 ст. 22 ГПК РФ).

В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон (п. 5 ст. 27 АПК РФ).

Несогласованность положений о подведомственности экономических споров между иностранными и российскими предпринимателями, содержащихся в двух нормативных актах равной юридической силы, очевидна.

52 стр., 25921 слов

Государственный пожарный надзор рефераты

... Цель курсового проекта является: - анализ деятельности территориального органа государственного пожарного надзора; - разработка организационных мероприятий, направленных на совершенствование деятельности территориального органа ГПН. Для достижения поставленной цели необходимо ...

В результате этого при выборе суда для разрешения спора действует правило, согласно которому истец, независимо от того, иностранный он или российский предприниматель, вправе по своему усмотрению избрать для разрешения конфликта суд арбитражный или общей юрисдикции. Выбора не может быть, если компетентный орган прямо определен международным соглашением или соглашением сторон. В данном случае речь идет о так называемом пророгационном соглашении, т. е. взаимном пожелании сторон контракта передать спор на разрешение конкретного суда до момента принятия его судом к своему производству (ст. 404 ГПК РФ).

Соглашение может быть оформлено самостоятельным документом, но чаще оно включается отдельным пунктом в заключаемый договор материального содержания (купля-продажа, кредит, оказание услуг и т. п.).

По юридической природе пророгационные соглашения (т. е. соглашения о выборе суда) близки к родственным в международном торговом обороте оговоркам об изъятии будущих или уже возникших конфликтов из ведения государственных судов с передачей их на разрешение в порядке третейского разбирательства.

2.2 Внесудебные формы защиты прав предпринимателей

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести перечисленные далее формы.

Нотариальная защита

1. предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;

2. не используются принципы публичности, состязательности;

3. нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично;

4. юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств, и др.

Третейское разбирательство

Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

1. включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;

2. заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Моментом вступления решения третейского суда в законную силу считается следующий день после даты вынесения этого решения.

Однако иной порядок предусмотрен для вступления в законную силу решений, принятых Международным коммерческим арбитражем. Моментом вступления в законную силу его решений считается следующий день после истечения срока на подачу ходатайства об отмене решения (ходатайство об отмене решения должно быть подано не позднее трех месяцев со дня получения решения).

При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения.

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров

Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).

Обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, Федеральными законами от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» и др.

Право на обращение в арбитражный суд конкретных субъектов правоотношений (право на предъявление иска) возникает лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке.

2 стр., 976 слов

Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль

... проверки является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления ...

Предъявляя претензию, один хозяйствующий субъект указывает другому на совершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его законные интересы. Сторона требует устранения или исправления в добровольном порядке этих нарушений, ссылаясь при этом на нормативные акты и фактические обстоятельства дела. В этом суть каждой претензии. Если предприятие добровольно удовлетворяет заявленную претензию, нет необходимости обращаться в суд.

Непосредственными задачами претензионной работы являются:

1. восстановление нарушенных прав и защита законных интересов предпринимателей;

2. выявление причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества и др. нарушения;

3. предупреждение нарушений договорной дисциплины, действующего законодательства;

4. улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности организаций;

5. возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного предпринимателю.

Претензионная работа, главной целью которой является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на предпринимательскую деятельность со стороны контрагентов. Будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, становится эффективным средством устранения этих отрицательных результатов. Поэтому претензионную работу можно рассматривать как один из основных способов защиты прав и законных интересов предпринимателей. Путем предъявления претензий к своим контрагентам по поводу нарушения договорных обязательств предприниматель защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения своих имущественных и неимущественных интересов.

Однако практика применения претензионного порядка урегулирования споров в условиях становления рыночных отношений, нестабильного финансового положения в стране выявила и негативные последствия существовавшего порядка. Претензионный порядок рассмотрения заявленных требований задерживал начало арбитражного процесса на установленный Положением о претензионном порядке урегулирования споров срок (1—3 месяца).

Это затягивало восстановление нарушенных прав предпринимателей и давало возможность виновной стороне незаконно пользоваться имуществом или денежными средствами кредитора. Нередко предъявление обоснованной претензии служило своеобразным сигналом недобросовестным предпринимателям к самому важному действию в их деятельности: либо ликвидироваться, либо снять имеющиеся денежные средства со своего счета в банке и предстать перед судом и своим кредитором неимущим, неспособным отвечать по своим же долгам.

Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.

Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров (ст. 50 АПК РФ).

55 стр., 27426 слов

Эффективность ведения государственного земельного надзора в муниципальном ...

... защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [14]. Целью дипломного проекта является изучение понятия и содержания государственного земельного надзора в муниципальном районе (на примере ...

В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

2.3 Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Основные положения о защите прав предпринимателем в процессе проведения проверок является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Указанный закон устанавливает четкие требования к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору), в частности, к основаниям, периодичности и продолжительности проверок.

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

1. презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2. соблюдение международных договоров Российской Федерации;

3. открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

4. установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

5. проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

6. соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

7. периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

8. учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

9. возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством;

10. признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

11. устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

12. ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;

13. недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

9 стр., 4372 слов

Государственный земельный контроль

... предусматривает проведение государственного земельного контроля, муниципального и общественного земельного контроля и производственного земельного контроля. Контроль за использованием земель имеют право осуществлять органы: Комитета Российской Федерации по земельным ... или собственных надобностей; б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, ...

14. недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепил также некоторые ограничения при проведении мероприятий по контролю. Так, при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

1. проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

2. осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

3. требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

4. требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

5. распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6. превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет также права предпринимателей при проведении проверок.

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

1. непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2. получать информацию о проводимом мероприятии по государственному контролю (надзору);

3. знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора).

Защита гражданских прав в соответствии со статьей 12 ГК осуществляется путем:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащиты права;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещения убытков;
  • неустойки;
  • компенсации морального вреда;
  • прекращения или изменения правоотношения;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • иными способами, предусмотренными законом.

Из перечисленных способов защиты имущественных и личных неимущественных прав и интересов некоторые осуществляются только судом (признание сделки или акта государственного органа недействительными и т.д), другие могут быть осуществлены как в судебном порядке, так и самостоятельно (возмещение убытков, взыскание неустойки и т.д.), третьи происходят в порядке самозащиты гражданских прав без участия суда.

Некоторые из упомянутых способов защиты могут быть реализованы не только в судебном, но и в административном порядке государственными органами, призванными в предусмотренных законом случаях осуществлять защиту гражданских прав.

В случаях отсутствия правовых норм, предусматривающих конкретный способ защиты гражданских прав, либо наличия альтернативы в выборе такого способа, стороны вправе воспользоваться любым из них или несколькими одновременно.

1. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» N 134-ФЗ от 08.08.2001

2. Анохин В.С. Предпринимательское право: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 392 с.

3. Губин Е.П. Предпринимательское право РФ. / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. — М.: Юрист, 2005. — 951 с.

4. Коршунова Н.М. Предпринимательское право: Учебник для вузов /Под ред. проф. Н.М. Коршунова, проф. Н.Д. Эриашвили. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. — 463 с.

5. Лебедев К.К. Защита прав и законных интересов предпринимателей: Учебник/ Под ред. В.Ф. Попондопуло и В.Ф. Яковлевой. М., 2002. — 576 с.

6. Смагина И. А. Предпринимательское право М.: Омега-Л, 2007. — 286с.

7. Треушников М.К. Судебная защита гражданских прав: Учебник гражданского процесса. — М., 1996. — 20 с.