Реализация земельного права граждан

Особенности правового режима земель граждан

Граждане могут иметь земельные участки на праве собственности, приобретенном по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Общие основания возникновения гражданских прав и обязанностей установлены ст.8 Гражданского кодекса. При этом право собственности на земельный участок может возникать по основаниям:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. В соответствии с п.2 ст.218 ГК «право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества». Для применения этих положений ГК необходимо учитывать норму п.2 ст.8 ГК, согласно которой «права на имущество, подлежащее государственной возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом». В соответствии с п.1 ст.131 ГК право собственности на недвижимые вещи, его возникновение, переход и прекращение подлежат государственной Пунктом 1 ст.130 ГК земельные участки отнесены к недвижимому имуществу. Государственная возникновения, перехода и прекращения права собственности на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с Законом о прав на недвижимость.

В соответствии с абз.2 п.2 ст.218 ГК «в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом». Как само завещание, содержащее распоряжение наследодателя, сделанное на случай смерти и определяющее юридическую судьбу земельного участка, так и вступление в наследство в отношении земельного участка, являются односторонними сделками.

2) из актов государственных органов, органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Применительно к земельным отношениям таким актом является акт о предоставлении земельного участка в собственность. По указанному основанию право собственности на земельные участки возникает в случаях предоставления земельных участков гражданам из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Примером такого возникновения права собственности на земельный участок может служить судебное решение о разделе земельного участка, находящегося в общей собственности;

6 стр., 2987 слов

Право собственности в гражданском праве

... соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. Лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, ...

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. Таким основанием может служить приобретение права собственности на основании приобретательной давности;

5) вследствие причинения вреда одним лицом другому. Статья 1082 ГК, регулируя способы возмещения такого вреда, предусматривает возможность его возмещения в натуре, путем предоставления лицом, обязанным возместить вред, вещи того же рода и качества;

6) вследствие неосновательного обогащения. В соответствии с п.1 ст.1104 ГК «имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре».

Право граждан «на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность» должно трактоваться как право на приобретение земельного участка в собственность из государственных или муниципальных земель, поскольку этому праву соответствует обязанность отчуждателя земельного участка не оказывать при его отчуждении предпочтений тем или иным лицам. В противном случае это будет противоречить п.2 ст.1 ГК, в соответствии с которым «граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора».

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц.

Существует ограничение для иностранных граждан и лиц без гражданства на возможность обладания земельными участками на праве собственности на приграничных территориях.

2. Государственный контроль за использованием и охраной земель, система органов земельного контроля

Действие организационно-правового механизма обеспечения требований земельного права и провозглашение гарантий земельных прав не принесут желаемого результата без постоянного регулярного разноуровневого контроля за использованием и охраной земель всеми и охраной земель всеми физическими и юридическими лицами — земельного контроля. В течение XX века функции государственного земельного контроля исполнял собственник земель — государство. В период рыночных реформ он продолжает быть эффективным средством контроля исполнения земельно-правовых требований.

Основными задачами земельного контроля являются:

  • проверка соблюдения требований земельного законодательства и нормативов качества окружающей среды;

— проверка выполнения мероприятий и соблюдение требований по рациональному использованию и охране земель (в том числе государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения) организациями независимо от организационно-правовых формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

На реализацию указанных задач ориентирован государственный, общественный (муниципальный) и производственный контроль за использованием и охраной земель. Каждый из этих видов контроля имеет специфические функции и адекватные средства их реализации, занимает свое место в защите земельных прав физических и юридических лиц, обеспечении выполнения ими своих земельных обязанностей.

16 стр., 7810 слов

Контроль органов исполнительной власти

... много работ ученых и ведущих специалистов в области административного права: Р. Драго, Д.Н. Бахраха, Г.А.Туманова, А.П. Алехина и др. Глава 1. Общая характеристика контроля органов исполнительной власти 1.1. Государственный контроль в ...

В период экономических и социальных преобразований, развития и защиты равноправных форм собственности на землю значение государственного земельного контроля не только не уменьшается, но и увеличивается. Это обуславливается тем, что земля является специфическим и своеобразным видом имущества, включенным в окружающую среду, служащим основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Со стороны государства земельный контроль осуществляется исполнительной органами государственной власти и специально уполномоченными на то государственными органами.

В условиях реформирования земельных отношений и многообразия форм земельной собственности и управления ею немаловажное значение приобретает система органов, полномочных осуществлять государственный земельный контроль. В соответствии с Положением о государственном земельном контроле1 контрольные функции возлагаются на Федеральное агентство недвижимости, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

Государственный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами вышеуказанных органов. Внеплановые проверки проводятся:

  • для проверки исполнения предписаний ранее выявленных нарушений земельного законодательства;
  • в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.

3. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком

Государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок до одного года.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

14 стр., 6982 слов

Роль муниципальных органов власти в утилизации твердых бытовых отходов

... утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов. Земельный Кодекс Российской Федерации в статье 13 обязывает землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения. 2 Управление системой обращения с твердыми бытовыми отходами в Пермском ...

2) при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком, прекращаются принудительно при:

  • использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
  • использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

неустранении совершенных умышленно земельных правонарушений:

  • отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
  • нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
  • систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
  • систематическая неуплата земельного налога;
  • неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
  • изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • реквизиции земельного участка;

— в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/zemelnyie-prava-i-obyazannosti-grajdan/

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // «Российская газета» от 30 октября 2001 г. № 211-212

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // «Российская газета» от 8 декабря 1994 г. № 238-239

Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле» // «Российская газета» от 23 ноября 2006 г. № 263

Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник. — М.: Высшее образование, 2006

1 Утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689