Юридическая ответственность за нарушение таможенных правил

Основание административной ответственности имеет тройственный характер:

Исходя из указанной характеристики, административная ответственность – это возлагаемая в установленном законом порядке обязанность лица, виновного в совершении правонарушения, претерпеть определенные лишения личного, имущественного организационного характера за совершение административного правонарушения. [34]

Сроки давности привлечения к административной ответственности предусмотрены ст. 4.5 КоАП РФ; ст. 69 КоАП РК; ст. 7.6 КоАП РБ.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности – это период времени, в течение которого может быть вынесено постановление о назначении наказания по соответствующему делу об административном правонарушении. По истечении данного срока лицо не может быть привлечено к ответственности.

За нарушение таможенного и валютного законодательства срок давности на территории Республики Казахстан и Российской Федерации составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а на территории Республики Беларусь – три года.

В случаях с длящимся правонарушением (когда лицом длительное время не исполняется возложенная на него обязанность, например, по доставке товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом) указанный срок начинает исчисляться со дня его обнаружения таможенным органом.

При отказе в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но наличии в действиях лица признаков административного правонарушения срок привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания. [7]

2.2. Законодательство об административных правонарушениях

Правовую основу юридической ответственности в области таможенного дела составляет система правовых источников от Конституции РФ до ведомственных актов. К числу актов, регламентирующих правоохранительную деятельность, следует относить: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, приказы ФТС (ГТК).

5 стр., 2043 слов

Ответственность по административному праву

... Истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38 КАП. 10. Смерть лица в отношении которого было начато производство по делу. 4. Отличие административной ответственности от других видов юридической ...

Особое место среди правовых источников занимают регламенты, в том числе типовые и административные. По общему правилу регламент устанавливает общие правила организации деятельности, как всего органа, так и его подразделений по реализации отдельных функций, полномочий. Обладая одним из ключевых признаков — организации деятельности, регламент является административным актом государственного органа. Он утверждается приказом или распоряжением и служит своего рода «инструкцией» для должностных лиц и информационно-контролирующим документом для участников таможенных правоотношений при реализации отдельных функций таможенных органов.

В настоящее время в практике работы ФТС РФ применяются как административные, так и иные регламенты. Например, Административный регламент ФТС РФ по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденный Приказом ФТС РФ от 8 июня 2007 г. N 714 и ряд других.

Административные регламенты являются процессуально-правовыми актами, обеспечивающими реализацию отдельных государственных услуг через проведение административных процедур. Ими руководствуются сотрудники таможенных органов, выполняющие отдельную функцию государственного органа по предоставлению государственной услуги. Отдельные их положения призваны исполнять и лица, которым предоставляется услуга (участники ВЭД, таможенные представители и др.).

[6]

В странах Таможенного Союза актами законодательства об административных правонарушениях являются Кодексы об административных правонарушениях (КоАП РФ; КоАП РК; КоАП РБ).

В данных нормативных правовых актах содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний и правила их применения, единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне. Установление либо исключение административной ответственности за совершаемые деяния возможно лишь путем внесения изменений в указанный кодекс.

Законодательство об административных правонарушениях в Российской Федерации состоит из Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. [14]

Кодекс состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения административных взысканий. В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое. Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2 стр., 946 слов

Всемирная таможенная организация — структура, содержание ...

... виде процедур таможенного оформления. Таможенная конвенция о контейнерах Введение конвенции осуществляется совместно с ООН. Вступила в силу 06.12.75. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) Вступила ...

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. [16]

То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно- процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам. [7]

Кодекс об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора. [14]

Примером такого договора может служить Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства таможенного союза и государств – членов таможенного союза, принятый решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 50 от 05.07.10. О международных договорах Таможенного Союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам.

Договор определяет особенности привлечения к уголовной и (или) административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза (Сторон), контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Виды преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности определяются законодательством Сторон с особенностями, установленными международным договором.

Лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение.

В случае недоставки товаров и документов на них в место доставки, установленное таможенным органом отправления, лицо подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, таможенными органами которой товары выпущены в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Административный процесс (производство) ведется (осуществляется) по законодательству Стороны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности.

35 стр., 17045 слов

Особенности правового регулирования признания товаров контрафактными ...

... темы. контрафактный товар российское законодательство Глава 1. Определение контрафактного товара Понятия "контрафакт", "контрафактная продукция", ... акты - Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП ... товаров. Предмет работы составляет институт контрафакта. Таким образом, целью данной работы является выявление ...

Каждая Сторона обязуется принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную и административную ответственность за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Сторон, и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний. [25]

В соответствие с данным договором и в связи со вступлением Российской Федерации наряду с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь в таможенный союз Евразийского экономического сообщества и принятием новых нормативных актов таможенного законодательства (Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации») остро встает вопрос о срочном приведении законодательства России в соответствие с новыми реалиями.

В частности, необходимым является изменение диспозиций ряда статей (частей статей) главы 16 Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, оперирующих устаревшими понятиями (терминами).

Так, в ряде статей (частей статей) используются термины «внутренний таможенный транзит» и «международный таможенный транзит» (ч. 3 ст. 16.1, ч. 1 ст. 16.6, КоАП РФ и так далее).

Однако термины «внутренний таможенный транзит» и «международный таможенный транзит» введены Таможенным кодексом РФ.

С момента введения в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, а позже и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» сами понятия «таможенная процедура внутреннего таможенного транзита» и «таможенный режим международного таможенного транзита» упразднены и вместо них введено понятие «таможенная процедура таможенного транзита», которое обобщает и сводит воедино действия по транзитной перевозке по таможенной территории таможенного союза товаров, находящихся под таможенным контролем. Законодательно закреплено, что ст. ст. 79 и 167 ТК РФ утратили силу.

Аналогично можно говорить и о ряде других терминов, таких как: «таможенный режим», «таможенная процедура», «таможенная территория Российской Федерации», «таможенная территория Российской Федерации», «таможенная граница Российской Федерации».

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Следовательно, административная ответственность за те или иные деяния должна быть прямо установлена нормами законодательства об административных правонарушениях. При этом административная ответственность за нарушение таможенных правил устанавливается исключительно нормами федерального законодательства об административных правонарушениях (КоАП РФ) ввиду того, что вопросы таможенного регулирования находятся в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71, ст. 74 Конституции РФ).

[16]

То есть установленные КоАП РФ нормы административной ответственности подлежат буквальному толкованию, «когда объем толкования полностью совпадает с текстом правовой нормы».

13 стр., 6185 слов

Таможенное право Российской Федерации

... система таможенных органов Российской Федерации. Таможенный кодекс Российской Федерации в понятиеединой системы таможенных органов включает название техорганов, которые эту систему образуют: Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России), региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации, таможни и таможенные посты Российской Федерации, а ...

Однако очевидно, что при буквальном толковании диспозиций вышеуказанных статей (частей статей) КоАП РФ, содержащих устаревшую терминологию, невозможно применить их к существующим правоотношениям и на законных основаниях привлечь лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Следовательно, дабы не прибегать к неправомерному расширительному (распространительному) толкованию диспозиций вышеуказанных статей (частей статей) КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение таможенных правил, они подлежат изменению в части используемой терминологии.

В противном случае за реально совершаемые нарушения таможенных правил не могут быть возбуждены соответствующие дела об административных правонарушениях (как за правонарушения, не предусмотренные нормами КоАП РФ), либо при попытках привлечения лиц к административной ответственности на основе устаревших норм КоАП РФ (фактически неприменимых к существующим правоотношениям при буквальном толковании) соответствующие постановления по делам об административных правонарушениях обречены на их оспаривание в административном или судебном порядке и, как следствие, их отмену. [17]