Акцизное налогообложение

Актуальность курсового проекта. Актуальность темы исследования обусловлена значимостью теоретических и практических вопросов применения акциза в современной налоговой системе, необходимостью совершенствования действующего механизма налогообложения и разработки основных направлений в соответствии с задачами и целями экономической политики государства на современном этапе.

По мере интеграции России в мировое хозяйство, все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни становятся экспортно-импортные операции. Государство использует налоги в качестве важнейшего инструмента государственного регулирования и стимулирования.

Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли, и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.

Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку это были товары массового личного или промышленного потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички — в нищей стране брать налоги было больше не с чего.

Цель исследования. Главная цель данной курсовой работы — обобщить и систематизировать знания о налогах, в частности о налогообложении подакцизных товаров.

Объект исследования. Объектом исследования в данном курсовом проекте выступает действующая система налогообложения подакцизных товаров в Российской Федерации.

1. Теоретико-методические аспекты акцизного налогообложения

1.1 Акциз — косвенный федеральный налог

Акциз — косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы.

Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется.

Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Налоговая база и налоговая ставка определяются отдельно по каждому виду подакцизных товаров, налоговая ставка ежегодно индексируется.

35 стр., 17379 слов

Дипломная работа налоговое право

... применяемых в российском налогообложении. Настоящая дипломная работа посвящена анализу налогов, их состава и структуры. Необходимо рассмотреть расчеты и взаимоотношения отдельного предприятия с налоговыми органами. Объектом исследования является предприятие пансионат ...

Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам.

По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения, т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;

  • По способу изъятия акцизы также как и НДС относятся к косвенным налогам;
  • По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на налогоплательщика;
  • По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление, как в федеральный, так и в региональные бюджеты.[8]

Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку ст.179 Налогового кодекса устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.

При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина.

Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого товарищества. Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества.

Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность.

При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.

10 стр., 4963 слов

Права налогоплательщика, акцизы, объект обложения акцизами

... Плательщики Объект налогообложения Налоговая база Налоговый период Срок уплаты 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную ... приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров. Акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли ...

При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной

1.2 Налоговая база по акцизам

Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется:

  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки;
  • как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
  • как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  • Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

В отношении различных видов подакцизной продукции также применяется особый порядок определения налоговой базы и применения ставки.

1.3 Порядок исчисления акцизов

Общая сумма акциза исчисляется сложением всех сумм акциза по каждому виду подакцизного товара, облагаемому по разным акцизным ставкам, по итогам каждого налогового периода и применительно ко всем подакцизным операциям.

Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческого сырья, обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья сумму акциза.

Сумма акциза выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах. В случае реализации подакцизной продукции в розницу сумма акциза включается в цену товара.

При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма акциза не выделяется.

Сумму акциза не выделяют отдельной строкой и в том случае, когда совершаемые операции с подакцизными товарами освобождены от налогообложения на основании Кодекса (например, при реализации товаров на экспорт).

В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».

30 стр., 14610 слов

Акцизы сущность, необходимость, фискальная роль

... таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом ... косвенных налогов. Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы ... Социально-экономическая сущность и необходимость акцизов Налогообложение подакцизных товаров, производимых и реализуемых в ...

Важным условием вычета является факт уплаты акциза. Пунктом 3 ст. 201 также установлено, что в случае, если в отчетном налоговом периоде стоимость подакцизных товаров отнесена на расходы по производству других подакцизных товаров без уплаты акциза по этим товарам продавцам, то суммы акциза подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором произведена его уплата продавцам.[15]

Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой акциза и суммами налоговых вычетов. В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза в отчетном месяце налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения подлежит зачету в счет текущих (или предстоящих) платежей по акцизу.

При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется ст. 195 НК РФ как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.

Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.[6]

2. Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации

2.1 Особенности налогообложения при импорте

Согласно пункту 1 статьи 185 Налогового кодекса РФ при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налогообложение акцизами зависит от избранного таможенного режима:

  • если ввозимый товар подлежит в дальнейшем свободному обращению на российской территории или же помещается под режим переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, акциз уплачивается в полном объеме;
  • если же осуществляется реимпорт, то налогоплательщик уплачивает суммы налога, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
  • при осуществлении транзита, помещении товара на таможенный склад, реэкспорте, реализации через магазин беспошлинной торговли, а также свободного склада, в случае уничтожения или отказа в пользу государства акциз уплачиваться не должен;
  • при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных Таможенным кодексом РФ; акцизный налогообложение импорт

при выбранном таможенном режиме временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.

13 стр., 6343 слов

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

... уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов; определить круг бюджетных отношений, на которые посягает рассматриваемое преступление; охарактеризовать способы уклонения от уплаты налогов и сборов, ответственность за которые установлена в уголовном законодательстве; раскрыть субъективные признаки уклонения от уплаты налогов и ...

При этом согласно пункту 1 статьи 186 Налогового кодекса РФ в случае, если в соответствии с международным договором РФ с иностранным государством отменяется таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, порядок взимания акциза по подакцизным товарам, происходящим из такого государства или выпущенным в свободное обращение на его территории и ввозимым на территорию РФ, устанавливается Правительством РФ.[19]

2.2 Особенности налогообложения при экспорте

При вывозе подакцизных товаров с территории России налогообложение производится в следующем порядке:

  • согласно подпункта 4 пункта 1 ст.183 НК РФ реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ освобождается от налогообложения;
  • налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы РФ в соответствии со ст.184 НК РФ лишь при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии (ст.74 НК РФ).

Такое поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления в порядке и сроки, которые установлены пунктом 7 ст.198 НК РФ, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта, и неуплаты им акциза и (или) пеней;

  • при отсутствии поручительства банка налогоплательщик обязан уплатить акциз в общем порядке. В дальнейшем после представления в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, уплаченные суммы акциза подлежат возмещению в порядке, предусмотренном ст.203 НК РФ;
  • освобождение от налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в режиме экспорта, а также при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны;
  • при вывозе товаров в таможенном режиме реэкспорта за пределы РФ уплаченные при ввозе суммы акциза возвращаются налогоплательщику;

— в соответствии со ст.186 НК РФ, если в соответствии с международным договором РФ отменены на границе с отдельными государствами таможенный контроль и таможенное оформление товаров, то порядок взимания акциза по подакцизным товарам, происходящим из такого государства или выпущенным в свободное обращение на его территории и ввозимым на территорию РФ, устанавливается Правительством.[2]

3. Роль акцизов. Акцизное налогообложение

3.1 Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление

Основными отличиями акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера применения — потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых, — без эквивалентность. Если первое отличает акцизы от таких налогов на потребление с широкой базой обложения, как НДС или налог с продаж, то второе — от всевозможных платежей и сборов за пользование общественными товарами или услугами (гербовые сборы, сборы за пересечение границы и т.д.)

4 стр., 1696 слов

Понятие и характеристика акцизов

... марок, учетно-контрольных марок. Вычет из налога 1. Налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму акциза. На вычет относятся суммы акциза по подакцизным товарам, использованным в качестве основного сырья для ...

Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так называемые традиционные акцизы — на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная.

Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами, и способа коррекции негативных экстерналий.

Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане. Кроме того, возможно также преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах к люксовым товарам (автомобили, дорогая электроника и т.д.), поощрение местных производителей или же улучшение внешнеторгового баланса путем взимания акцизов в дополнение к таможенным пошлинам с импортных товаров.[11]

Обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями (табачные изделия и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы) может отчасти воспрепятствовать их потреблению. Такие косвенные результаты могут стать дополнительным эффектом от внедрения налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.[13]

При взимании акцизов используются адвалорная, специфическая и смешанная ставки акцизов.

Адвалорной ставкой налога называют такую ставку, при которой сумма налога исчисляется в процентах от стоимости товара, а специфической ставкой — фиксированная сумма налога на единицу товара. Выбор между специфическим и адвалорным налогообложением может зависеть от того, производятся ли подакцизные товары на территории конкретной страны или нет.

В сущности, выбор между специфической и адвалорной ставками налогообложения является выбором между налогообложением подакцизного товара на основе потребляемого количества и на основе его стоимости. В соответствии с этим принципом, специфические ставки применяются в мире в основном к товарам, имеющим негативные социальные эффекты (алкогольная и табачная продукция), а адвалорные — к предметам люкса, в этом случае налогообложение в основном служит перераспределительным целям.[1]

Уплата акцизов может осуществляться несколькими способами: с применением акцизных марок; с применением, так называемых налоговых бондов — ценных бумаг, эмитированных частными банками и страховыми компаниями, гарантирующих уплату налога по товарам, находящимся на территории склада или производственной территории, в случае, если фактический плательщик не выполнит своих налоговых обязательств; уплата наличным платежом.[7]

Применение акцизных марок для уплаты акцизов

6 стр., 2830 слов

Понятие налога, налогового права, его система, их функции

... пределов действия норм различных отраслей права, связанных с налоговым законодательством, важен анализ различных правовых методов и принципов. Налоговые законы разрабатываются исходя из режима ... в местный бюджет. Другая группа федеральных налогов — налог на добавленную стоимость, спецналог, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц — являются регулирующими ...

К преимуществам подобного метода уплаты акцизов относится относительная простота в администрировании и контроле за уплатой. Фактически контроль за уплатой сводится к физическому контролю за наличием марок на подакцизных товарах и за их количеством. Одним из главных недостатков акцизных марок является возможность их подделки, а также невозможность их использования в случаях неделимости подакцизного товара (например, бензин), а также при обложении услуг. С целью контроля за уплатой акциза или же применения по назначению льготируемых подакцизных товаров (в основном, горючего) иногда применяется их окраска. Акцизные марки используются в основном при уплате акцизов на алкогольные товары (в случае их розничной реализации в емкостях малых объемов), на табачные изделия (в случае их продажи в пачках или коробках) или же на парфюмерные изделия.

Применение налоговых бондов

В случае, если обязательство по налогу возникает в момент производства, а между стадией производства подакцизной продукции и ее реализацией существует значительный разрыв во времени, может применяться гарантирование уплаты налога с применением налоговых бондов. Приобретение данных ценных бумаг позволяет осуществлять хранение, а также переработку подакцизных товаров на специальных территориях без немедленной уплаты акциза. Подобная отсрочка предоставляется в связи с тем, что эмитенты бондов (коммерческие банки или страховые компании) гарантируют уплату налога в случае неисполнения своих обязательств фактическим налогоплательщиком — держателем бонда.

Уплата акцизов наличными платежами

Уплата акцизов наличными происходит при обложении всех товаров, кроме вышеперечисленных. К числу положительных моментов этого метода можно отнести невозможность ухода от уплаты акциза путем подделки акцизных марок. К отрицательным же моментам относится необходимость документальных проверок с целью контроля за уплатой акцизов.[10]

3.2 Виды акцизов и подакцизных товаров

Статьёй 181 Налогового Кодекса РФ подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин.

Таким образом, можно определить четыре вида акцизов:

1. акцизы на подакцизные товары;

2. акцизы на алкогольную продукцию;

3. акцизы по нефтепродуктам;

4. акцизы на подакцизное минеральное сырье — природный газ (до 1. 01. 2004г).

8 стр., 3775 слов

Акцизная маркировка товаров

... прав потребителей» и действующими техническими регламентами на продукцию; Торговая - маркировка, наносимая поставщиком или продавцом товаров (услуг). 3.Производственная маркировка Носители производственной маркировки ... групп непродовольственных товаров. Маркировка продовольственных товаров Должна содержать следующую информацию: наименование продукта и его вид, сорт, марку; наименование страны, ...

Акциз на алкогольную продукцию является наиболее доходным видом акцизных сборов. Его бремя на единицу продукции, как правило, зависит от уровня содержания чистого алкоголя.

Главным источником доходов от акцизов на алкогольную продукцию является акциз на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию. Применение акциза к этиловому спирту, как произведенному в пределах страны, так и импортированному, значительно сокращает потери бюджета, так как фактически избавляет налоговые органы от необходимости контролировать всех производителей алкогольной продукции, использующих в качестве сырья этиловый спирт. Кредитование суммы акциза, уплаченного ранее за спирт, производится лишь при подтверждении уплаты налога, а также в случае денатурирования спирта и использования его для производства неподакцизных товаров.[9]

Наибольшее фискальное значение среди всех табачных изделий имеют сигареты — на них приходится около 90% всех поступлений от табачных акцизов. Ко всем остальным видам табачных изделий применяются дифференцированные ставки, причем к сигарам и табаку для трубок — повышенные, во-первых, в перераспределительных целях — потребление данных видов табачных изделий в большей степени присуще более обеспеченным гражданам, во-вторых, в социальных целях — курение сигар и трубок приносит больший вред здоровью, нежели курение остальных табачных изделий. Большое значение имеет налогообложение курительного табака, используемого для так называемых «самокруток», так как последние способны заместить в потреблении сигареты фабричного производства.

Базой для расчета налога служит розничная цена одной сигареты, сигариллы, сигары, килограмма курительного табака, установленная производителем или импортером, причем эта цена должна быть не меньше розничной цены на аналогичную продукцию. Запрещается продавать табачные изделия по цене выше установленной производителем или импортером и указанной на марке или предъявленной к расчету акциза.[18]

Среди прочих обязательных платежей за пользование автодорогами, наибольшую долю поступления приносят акцизы на горюче-смазочные материалы. В значительной степени это связано с более широкой, по отношению к другим обязательным платежам за пользование автодорогами, налогооблагаемой базой, малой эластичностью спроса на горюче-смазочные материалы по цене, и простотой в администрировании. Следует, однако, отметить, что простота администрирования обуславливается, как правило, применением специфической ставки, что может иметь негативное влияние на уровень поступлений от налогов.

3.3 Роль акцизов в федеральном бюджете

Нужно отметить, что акцизы в основной своей части перечисляются в федеральный бюджет. Так, в 1998 году законом «О федеральном бюджете» было установлено, что 100% акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке, акцизов на природный газ, бензин автомобильный, легковые автомобили, акцизов на товары, ввозимые на территорию РФ, и 50% акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, будут перечисляться в доход федерального бюджета.[6]

Общая доля акцизов в налоговых доходах бюджета была весьма ощутима — 78700,4 млн. рублей, 25,6% от всех планируемых налоговых поступлений.

11 стр., 5357 слов

Бюджетная система Российской Федерации

... системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать ...

В 1999 году структура поступающих в федеральный бюджет акцизов не изменилась. Изменилась общая доля акцизов в налоговых доходах федерального бюджета. Было запланировано поступлений в сумме 87141,1 млн. рублей, 21,8% от налоговых доходов, что может быть объяснено тем, что индексация специфических акцизных ставок отставала от общего индекса инфляции по стране. «Следует отметить, что предлагаемые Правительством Российской Федерации и принятые в первом чтении Государственной Думой размеры индексации ставок акцизов существенно ниже прогнозируемого (и уже имеющегося фактически) роста цен на подакцизную продукцию. Поэтому, речь, практически, идет о реальном снижении акцизного обложения. Так, по спиртным напиткам крепостью свыше 28 градусов предлагается индексация в размере только 20% (с 50 до 60 рублей на 1 литр абсолютного алкоголя)»

В то же время нужно сказать, что акцизы остаются наиболее собираемыми налогами в РФ, что объясняется спецификой объектов обложения. По удельному весу структура задолженности по налоговым платежам по состоянию на 1 июля 2000 года в определяющих чертах выглядит следующим образом: налог на добавленную стоимость — 69,9 %, налог на прибыль — 14,9 %, акцизы — 10,8 %.

Таким образом, можно сказать, что акцизы являются одними из наиболее важных налогов, оказывающих серьезное влияние на исполнение бюджета по доходам.[10]

Заключение

Подводя итог проведённому исследованию, можно сделать следующие выводы.

Акциз — косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы.

Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется.

Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Статья 181 определяет исчерпывающий список подакцизных товаров. Законодатель выделяет 10 видов подакцизных товаров, которые можно сгруппировать как:

  • спиртосодержащая продукция;
  • табачные изделия;
  • автомобили;
  • горюче-смазочные материалы.

Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом:

  • спиртосодержащие средства медицинского назначения;
  • спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения;
  • парфюмерно-косметическая продукция;
  • отходы.

Акцизы определяет глава 22 (статьи 179-206) НК РФ. Основная причина широкого распространения акцизов со времен глубокой древности и до наших дней обусловлена их ощутимыми фискальными выгодами и высокой скоростью их получения.

Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров.

Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/aktsiznoe-nalogooblojenie/

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 02.07.2013 г. №146-ФЗ. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.

2. Федеральный Закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

3. Горский И.В. Налоги в рыночной экономике. М.: АНКИЛ, 2009 г.

4. Комментарий к федеральному бюджету России. Фонд комплексных прикладных исследований, Свободная аналитическая школа — М.: Пробел- 2004г.

5. Селезнёва Н.Н. Налоги и налоговая система России. -М. Закон и право, 2005 г, с. 276-280.

6. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. — М.: ЮНИТИ, 2008 г, с. 340-345 .

7. Барулин СВ., Бекетова О.Н. Лафферовы эффекты в экономике современной России// Финансы.2008г.-№4.-с.34-37.

8. Басалаева Е.В. Методика управления налогами на предприятии // Финансы.-2009 г.-№4, с.30-31.

9. Белостоцкая В.А. Системный подход к измерению налоговой нагрузки// Финансы.2007г. №3,с.36-37.

10. Белоусов Д.Р. Макроэкономический и структурный аспект налоговой реформы. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Доклад.

11. Брызгалин А.В. Современный этап налогового реформирования: старое содержание в новой форме. На страже экономической безопасности.2002г., №1.

12. Вишневская Н.Г. Регулирующая роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе//Налоговый вестник.2002г., №10,с.126-133.

13. Вишневский В., Липницкий Д. Оценка возможностей снижения налогового бремени в переходной экономике. Вопросы экономики.2000г. №2, с.107-116.

14. Вылкова Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях. Налоговый вестник.2002г.№ 12, 126-133; 2003г,№1 с. 126-133.

15. Гардаш СВ. Реформа налоговой системы США. Бизнес-академия.2003г. №4, с.13-23.

16. Козырин А.Н., Акцизы в системе таможенных платежей. Финансы. 2008г. №1, с. 22-28.

17. Разовский Ю.В., Платежи, акцизы и налоги горнодобывающих предприятий» Финансы №8, 2010г., с.30-34

18. Бизнес-конспект: акцизы. Экономика и жизнь 2011г., №15. стр.22

19. http://www.consultant.ru