Современная правовая доктрина под брачно-семейными правоотношениями понимает общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, а также из усыновления, опеки, попечительства, принятия ребенка в приемную семью, которые регулируются соответствующими нормами права.
В древней истории государства и права
1. Римская семья и формы родства
Рим начинает свою историю в области семейного права с моногамной семьи , основой которой является власть главы семьи — paterfamilas («отца семейства», домовладыки).
В состав римской семьи кроме «отца семейства» входили жена , подчинённая мужьей власти, его дети, подчинённые отцовской власти . В древнейшее время власть «отца семейства» над женой и детьми мало чем отличалась от его прав на раба . Отличие состояло лишь в том , что после смерти домовладыки право собственности на раба переходило к наследнику, а семейная власть изменялась. Поскольку в период Ранней Республики в Риме под отцовской властью находились не только сыновья, но и жёны сыновей, состоящие в браке cum manu ( сущность данного брака см. ниже ) , а также внуки и правнуки домовладыки , то после его смерти внуки переходили под власть своего отца , жёны сыновей под власть своих мужей , а над вдовами устанавливалась опека сыновей . Таким образом , сыновья сами становились носителями полной правоспособности и вокруг них начинал складываться такой же круг отношений в семье., основанных на уже непосредственно их отцовской власти . Именно модель такой семьи была первоначально оформлена Римским семейным законодательством
Дальнейший ход римской истории от республики к
История, типы семьи и брака и их эволюция в обществе
... развитие семейно-брачных отношений в человеческом обществе 1.1 Роль семьи и брака в становлении человека и развития общества Семья - ... представить как изучение типов брака и семьи в традиционном обществе, эволюции семейно-брачного института. Необходимо проследить зарождение, историю ... и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, ...
В связи с этим возникает вопрос о системах родства — агнатическом и когнатическом, которые законодательно оформляются семейно-брачным законодательством римского государства. Агнатское (агнатическое) родство основывалось на отцовской власти «отца семейства» . Это являлось и основанием права наследования, и призванием к опеке над недееспособным . «Агнатами называются те, кто связаны законным родством. Законным же родством является то, которое составляется посредством лиц мужского пола»1. Таким образом, агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же домовладыки в прошлом или были бы подчинены этой власти, если этому не воспрепятствовала смерть «отца семейства» .
Римское законодательство четко определяло степени аг-
Последовательное ограничение власти «отца семейства» во всех её проявлениях привело к постепенному вытеснению
2. Брак
2.1 Виды брака
Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права.» Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно- семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.
Вплоть до Юстиниана римское семейное право
Брак в Древнем Риме
... браке в состояли, и отводили к кровати мужа. На следующий жена день появлялась впервые в ... на вышла с непокрытой головой (второй развод в Сульпиций, Риме Галл); жена пошла в цирк, не разрешения спросив мужа (третий развод в Риме, ... не состоящими в его власти; В случае неразрешённого прекращения брака никакие претензии ... которые самым тем сохраняли положение в обществе из поколения в Иногда. поколение ...
В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.
Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.
Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею. По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias. Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали.
Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.
Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.
Правовая природа брака
... является проблема правовой природы брака в России. Цель исследования заключается в комплексном исследовании правовой природы брака. Достижение ... брака. С течением времени меняется сама природа брака, порядок его заключения и расторжения, подходы к браку. Это делает тему особенно актуальной. Степень ... — респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы», за измену могла поплатиться ...
Неоднозначное правовое происхождение
1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили,
безусловное равенство сторон не является
2. Состоянием физической зрелости и наличием
3. Согласием партнера;
4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются,
5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз;
6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. п.
Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака
Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства.
Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой
Брак в Риме заключался неформально:
Собственно заключение брака распадается на два
Институт брака в семейном праве
... брака недействительным и правовые последствия недействительности брака. 1. исторические аспекты становления брака 1.1 Исторические формы брака и семьи "Брак ... брачных партнеров стали исключаться кровные родственники, т.е. родные братья и сестры; ... того, определенную сложность как в юридической науке, так и на практике ... возможно было только по материнской линии, так как отца однозначно установить ...
Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера,
Брак признавался ничтожным: между
Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись:
1. Смерть супруга
2. Заявление об отказе от брачного союза- развод
3. Утрата супругом его гражданского правового