Семья в римском частном праве

Новейшими исследованиями в области социологии неоспоримо доказано, что семья, как постоянный, по идее своей, пожизненный, союз между мужчиной и женщиной, отнюдь не является исконным, человечеству прирожденным, институтом. Появлению семьи в его указанном значении предшествовал долгий период иных форм отношений между полами и, по-видимому, первым зародышем семьи было похищение жен из чужого племени. Симуляция похищения, играющая такую большую роль в брачных обрядах почти всех народов, а также различные легенды, служат тому подтверждением. Есть они и в истории римского права — например, известная легенда о похищении сабинянок. Как бы то ни было, но память римского народа не сохранила никаких следов периода, предшествовавшего установлению семьи. Правда, некоторые из современных исследователей усматривают историческую противоположность между патрициями и плебеями и в различии их семейного строя: патриции жили уже патриархальным строем, меж тем как плебеи оставались в стадии матриархата,- но и эта гипотеза отнюдь не опирается на сколько-нибудь прочные данные.

Существование в Риме большой семьи объясняется низким уровнем производительных сил. Малая производительность труда требовала применения значительного объема ручного труда в земледелии, которое было основой жизнеобеспечения древнего общества. При таких обстоятельствах, экономическую базу римской фамилии составляли коллективное обладание основными средствами производства в частности землей, и коллективный труд всех работоспособных ее членов, включая рабов.

Глава 1. Римская семья. Агнатское и когнатское родство

1.1 Римская семья

Одним из специфических римских институтов считался правовой строй римской семьи. Основать семью мог только римский гражданин, вступивший в брак (iustum matrimonium).

С уникальной законченностью и последовательностью были прописаны основные черты римского семейного строя, их малейшие изменения грозили изменениям не только в хозяйственной жизни, но и в государственной идеологии.

Принадлежность к римской семье считалась прерогативой римских граждан, а положение, которое занимал в римской семье гражданин, определяло его правосубъектность наряду с такими фундаментальными факторами, как гражданство и свобода.

История римской семьи начинается с моногамических отношений, строящихся на патриархальных началах. Семью можно было представить как некий автономный мир, основой которой было подчинение власти одного лица главе семьи (paterfamilias).

3 стр., 1393 слов

Правовое положение римских граждан

... все-таки не было и тогда. В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом положении римского гражданина, следует упомянуть еще умаление чести. Одной из са-мых серьезных ... Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время под-держивалось существованием Правовое положение латинов. Наибольшей близостью к римским гражданам отличались latini prisci (древние латины) - граждане городов в ...

Власть paterfamilias была полностью непререкаемой, а в древнейшее время и вовсе безграничной. Все остальные члены семьи были бесправны по отношению к главе и подчинялись его воле в равной мере: могли быть подвергнуты любому наказанию, в том числе продаже в рабство или даже лишению жизни. Власть распространялась как на детей, так и на жену: в древнее время она занимала положение дочери по отношению к мужу и положение сестры по отношению к собственным детям.

Все подвластные субъекты образуют familia, вместе с рабами, а изначально и с неодушевленными предметами, принадлежавшими paterfamilias.

Сейчас под понятием семьи мы подразумеваем кровные связи, но в римском обществе подразумевались, ни сколько родственные узы, сколько подчиненность главе семьи. Так же в древности вся совокупность прав paterfamilias обозначалась понятием manus- кулак, но вытеснение натурального хозяйства , которому способствовало развитие товарного производства , постепенно умаляет патриархальные устои римской семьи, что отразилось и на характере власти paterfamilias. Поэтому позднее термином manus именуется только власть мужа над женой. Исходя из этого, мы можем наблюдать социальные процессы, происходившие в римской семье по мере развития товарного производства, что и привело к постепенному формированию самостоятельности отдельных членов семьи, ранее безоговорочно подчиненных власти домовладыки. Не смотря на это, даже на последних этапах существования римской цивилизации, когда самостоятельность членов семьи достигла очень высокого уровня, власть paterfamilias не исчезла совсем, хоть и утратила свои деспотические черты.

1.2 Агнатическое родство

Родством называется отношение между несколькими лицами, основанное на принадлежности к семейному союзу.

В римском праве сложились два типа родства: агнатическое и когнатическое. Древнейшим считалось агнатское, по которому родственниками (агнатами) признавались все, подчиненные одному домовладыке, без учета наличия или отсутствия между ними кровных уз. Власть эта возникает вследствие брака- над женой, вследствие рождения в браке- над детьми; сверх того, ей подлежат лица, искусственно поставленные в положение детей домовладыки- усыновленные. Не подлежат власти лица, отпущенные домовладыкой из-под своей власти, то есть эманципированные, или переданные им под власть другого paterfamilias- отданные в усыновление дети, выданные замуж дочери. Агнаты- это те лица, которые объединены общей семейной властью или были бы ею объединены, если бы общий домовладыка находился еще в живых. Таким образом, никогда не будут агнатами относительно братьев матери дети дочери: дело в том, что эти дети стоят под властью мужа дочери, а их дяди по матери стоят под властью своего отца; общей отеческой власти между этими дядями и племянниками нет, а потому они не агнаты друг другу. См.: Памятники римского права. Институции Юстиниана. / под ред. Л.Л.Кофанова, В.А. Томсинова; пер. Д.Расснера.- М.: Зерцало. 1998. С.200

1.3 Когнатическое родство

римский частный право семейный

Основным фактором, определявшим все социальные процессы в римском обществе, являлось изменение в экономической жизни Рима, что способствовало смещению традиционных патриархальных устоев римской семьи. Благодаря этому, на смену основанному на «административных» началах агнатическому родству пришло кагнатическое, выраженное в уменьшении объема власти домовладыки, сопровождаемое возрастанием личной и имущественной самостоятельности членов семьи.

4 стр., 1723 слов

Семья как объект социальной работы

... помощи семьи и детям. Объект исследования данной курсовой работы – социальная работа с семьёй. Предмет исследования –особенности социальной работы с семьёй. Цель – выявить особенности социальной работы с семь ... – таковы социальные проблемы современной семьи. Иначе дает определение семьи Е.И. Холостова – это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных ...

Когнатическим называется родство, основанное на общности крови, на естественном происхождении одних лиц от других путем рождения. Это родство получило юридическое значение в период республики. Круг когнатских и агнатских родственников не совпадает. Так, в приведенном выше примере дяди и племянники не агнаты, но они, несомненно, являются когнатами, так как между ними существует кровное родство. Точно так же дети, отпущенные домовладыкой из-под власти, эманципированные, перестают быть агнатами к своим братьям, сестрам, отцу, но не перестают быть их когнатами.

1.4 Линии и степени родства

Близость родства двух лиц измеряется по линиям и степеням. Линии делятся на два вида: прямая — связывающая лиц, происходящих одно от другого, то есть отца, сына, внука и так далее; и боковая, охватывающая лиц с общим предком, например: дядя и племянник, брат и сестра. В свою очередь прямая линия может быть нисходящей или восходящей, ввиду того, «проводится» ли она от предка к потомству или от потомства к предку. В пределах каждой линии близость родства определяется степенью. Что бы вычислить степень родства двух лиц, нужно высчитать, сколько рождений связывает их между собой. В прямых линиях счет этот не представляет никаких особенностей, а в боковых его нужно производить, восходя от данного лица к тому общему предку, который связывает его с другим лицом, и затем, спускаясь от этого предка к другому лицу. Сумма полученных цифр означает степень бокового родства двух лиц (так, двоюродные братья состоят в четвертой степени родства).

Так же следует различать среди братьев и сестер полнородных, происходящих от общих родителей, и неполнородных, то есть имеющих только общую мать (единоутробные) или общего отца (единокровные).

1.5 Род

В римском обществе существовало понятие gentiles- родичи. Так называются члены одного рода — gens. Мы уже знаем, что по представлениям римлян в основе родового союза лежит фиктивное агнатическое родство. Отличительным признаком членов одного рода является общее имя nomen gentile. Степеней своего родства друг относительно друга гентили, как таковые, конечно, определить не могут, так как это родство, по общему правилу фиктивно.

1.6 Lex Julia et Papia Poppaea

В дополнение нужно так же отметить два закона периода республики, с помощью которых император Август хотел бороться с возраставшей в римском обществе наклонностью к безбрачию и к бездетным бракам. Эти законы объединяют под общим именем: lex Julia et Papia Poppaea См.: В.М. Хвостов. История римского права // Изд. 2-е-М. 1905. С. 261. Сущность их состояла в том, что вводились особые наказания за безбрачие и бездетность и давались преимущества лицам, состоящим в браке и имеющим детей. Важнейшими из этих постановлений были следующие Институции Гая: книга 2, титулы 111, 207-208, 286:

Неженатые мужчины в возрасте 25-60 лет и незамужние женщины 20-50 лет признаются неспособными приобретать оставленные им по завещаниям наследство и легаты, за исключением тех, которые оставлены им когнатами до шестой степени.

8 стр., 3852 слов

Право, власть и религия в древности

... религиозной, и в социальной жизни; общение с ними считалось позорным для представителей других каст; дети, рожденные от смешанных браков, ... состоянии страны: не регулируемая сильной едино начальной властью, приходила в запустение сложная ирригационная система, начинался ... человека немедленно вызывает представление о произволе, неограниченных правах одних и полной подчиненности, бесправии и рабской ...

Бездетные мужчины и женщины, имеющие менее трех детей, если они свободнорожденные, и менее четырех детей, если они вольноотпущенные, в пределах того же возраста что и предыдущие, могут приобретать лишь половину того, что им завещано.

Супруги, не имеющие детей от своего брака, могут приобретать друг от друга по завещаниям не более 1/10 части того, что завещано. На каждого из детей от прежнего брака и ранее умерших детей от настоящего брака прибавляется еще 1/10.

Женщины, имеющие трех детей, если они свободнорожденные, и четырех, если вольноотпущенники, освобождаются от опеки.

Из двух консулов служебными преимуществами пользуется тот, который имеет больше детей, чем его коллега.

Браки сенаторов с вольноотпущенницами и актрисами ( так же с дочерьми актеров и актрис) не освобождают от этих наказаний за безбрачие; то же самое касается браков свободнорожденных мужчин с женщинами, занимающимися позорным промыслом и вообще опороченными.

С восторжествованием христианства императоры, изменившие воззрения на бездетность и безбрачие под влиянием новых идеалов (монашество), постепенно отменили эти законы.

Глава 2. Личные и имущественные отношения между супругами

2.1 Семейные субъективные права

Что бы начать рассматривать личные и имущественные отношения между супругами, сначала нужно изложить организацию римской семьи, то есть строение семейных субъективных прав.

В историческое время все виды власти домовладыки получили различный характер и носили различные названия: власть над рабами, животными и неодушевленными предметами считалась вещным правом (право собственности, dominium); власть над женой, детьми и лицами, находящимися в кабальной зависимости, относилась к семейному праву и называлась в отношении жены- manus mariti, в отношении к детям- patria potestas, а в отношении к кабальным- mancipium.

В древнем римском праве был только один вид брака- matrimonium cum manu mariti; в конце первого периода или начале второго появляется брак sine manu marity, который постепенно вытесняет первую форму.

2.2 Брак cum manu

Брак cum manu характеризуется тем, что жена становится под власть своего мужа, если он sui juris (персона своего права), или его домовладыки, если муж alieni juris (подвластный).

Власть мужа чрезвычайно широка. Жена, становится под его власть, выходит из своей прежней семьи; ее агнатское родство с последней прекращается (capitis deminutio minima), зато она становится в агнатское родство с семьей мужа: для мужа она- filiae loco est , а для своих собственных детей — loco sororis. Поэтому муж имеет над ней те же права, как и над детьми. Он может ее виндицировать из рук всякого третьего лица, может ее отдавать в кабалу (mancipium), может ее наказывать даже смертью. Если жена была до брака sui juris, то ее имущество делается собственностью мужа; в его же собственность поступает все, что за неё дал её отец, при выдаче замуж, и все, что она приобретет во время брака: жена in manu, как и все personae alieni juris, своим имуществом обладать не может Институции Гая, книга I, титул 115. Суровость мужней власти смягчается только нравами (mores), согласно которым муж не должен злоупотреблять своими правами. Нравы запрещают ему манципировать жену в кабалу за деньги и судить ее иначе , как в присутствии домашнего совета, в котором должны участвовать и когнаты жены. Юридических ограничений для власти мужа не было. С другой стороны, и жена в семье мужа получает известные права: она участвует в семейном культе и считается законной наследницей мужа наравне с детьми.

4 стр., 1984 слов

Брак. Виды брака. Конкубинат

... мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Брак характеризуется: 1. Взаимностью: в ...

2.3 Брак sine manu

В конце первого периода или начале второго у римлян существовали, на ряду с браками cum manu, браки, не устанавливающие власти мужа над женой, то есть браки sine manu. С появлением этих браков, положение замужней женщины совершенно меняется. Сам брак sine manu заключается путем простого соглашения брачующихся и предоставления невесты в распоряжение жениха. Если брачующиеся состоят под отеческой властью, то, кроме их согласия, требуется согласие домовладык. Однако если домовладыка отказывается дать свое согласие, то по lex Julia подвластный имеет право жаловаться магистрату, который может принудить домовладыку дать свое согласие. Без согласия домовладыки можно обойтись в случае его отсутствия, плена или сумасшествия.

Женщина, вступившая в брак sine manu, не подвергается capitis deminutio minima.Она остается агнаткой в своей прежней семье; если она была alieni juris, то продолжает подчиняться власти домовладыки; если она была sui juris, то остается таковой и сохраняет право собственности на свое имущество. С семьей мужа, напротив, такая женщина в агнатское родство не вступает. На её имущество муж не приобретает прав, за исключением той части имущества, которая дана ему в приданное (dos).

В личном отношении муж так же не получает власти над женой; она остается под властью и домашней юрисдикцией своего домовладыки. Только в случае прелюбодеянии жены, муж имел право сперва убить жену, а затем- по lex Julia de adulteriis- возбудить против нее уголовное преследование, пользуясь преимуществом перед всеми другими лицами См.: Памятники римского права. Институции Юстиниана. / под ред. Л.Л.Кофанова, В.А. Томсинова; пер. Д.Расснера.- М.: Зерцало. 1998. С.284. Домовладыка к концу периода лишился права расторгать брак дочери помимо её воли. Связь жены и мужа проявлялась юридически еще и в том, что дарения между супругами (donations inter virum et uxorem) были запрещены и не имели никакой силы, и что супруги не могли предъявлять друг другу исков штрафных и бесчестящих, а по другим искам отвечали взаимно лишь в пределах своих имущественных средств (beneficium competentiae).

С детьми своими жена, вступившая в брак sine manu, первоначально не стоит почти ни в каких юридических отношениях. Мало по-малу это изменилось. Между матерью и детьми признана была взаимная обязанность к алиментам См.: Памятники римского права. Институции Юстиниана. / под ред. Л.Л.Кофанова, В.А. Томсинова; пер. Д.Расснера.- М.: Зерцало. 1998. С.286; сперва преторский эдикт, а затем два сенатусконсульта II века по Р.Х.( Tertullianum и Orphitianum) установили между ними право наследования; мать получила известные права по руководству воспитанием детей.

Что касается брака cum manu mariti, то он отменен не был, но стал мало популярен и понемногу выходил из употребления. Известные способы заключения брака — conferratio, coemptio и usus- обратились, после появления брака cum manu, только в способы установления мужней власти. Притом один из этих способов- usus- ко времени Гая вышел из употребления. Теперь женщина, не прибегая к usurpation trinoctii (прерывание давности владения), могла пробыть в браке sine manu сколько угодно времени, не рискуя поступить под manus mariti в силу истечения времени. Браки , заключаемые conferratione, стали очень редки, и понадобились особые законодательные меры для их поддержания; это было необходимо, потому что такие браки считались необходимыми для занятия некоторых жреческих должностей.

4 стр., 1729 слов

Отцовская власть в римском праве

... смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти); в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил ... мы, т.е. римские граждане». Самостоятельным лицом (persona sui iuris) был только отец; сыновья и дочери были (personae alieni iuris) лицами чужого права. Подвластный сын имел ...

2.4 Приданное

Под понятием приданого (dos) имеется в виду имущественное предоставление, сделанное мужу для того, что бы облегчить ему несение тягостей брачной жизни (onera matrimonii) Дигесты Юстиниана, книга 26, титул 1. Приданное существовало уже в древнейшем римском праве при господстве системы браков cum manu mariti. Если переход во власть мужа совершала женщина sui juris, то в силу известных правил о manus mariti всё её имущество переходило в собственность мужа и заменяло собою приданное . Если же невеста была alieni juris, то по обычаю при вступлении её в брак домовладыка давал за неё приданое, чтобы, с одной стороны, вознаградить её за наступающую вследствии capitis deminutio minima потерю права законного наследования в отцовской семье, с другой стороны- поднять её положение в доме мужа. Но и в этом случае, так как жена in manu своего имущества иметь не могла, установленное за ней приданное поступало в имущество мужа и нераздельно сливалось с ним. Муж не обязан был возвращать это приданое ни в коем случае. Да в таком возврате и не было серьезной нужды в ту эпоху. Разводы были явлением весьма редким, и о них заботиться не приходилось. Если брак расторгался смертью жены, то муж продолжал заботиться о детях и таким образом нести тягости брачной жизни (onera matrimonii).

Если же брак прекращался смертью мужа, то жена in manu наследовала ему наравне с детьми и тем вознаграждалась за потерю приданого.

С появлением браков sine manu дело осталось, на первых порах, без изменений. Хотя теперь приданое можно было делать собственностью самой жены, но по обычаю его продолжали устанавливать мужу, передавать в его собственность. К возврату приданого муж по прежнему обязан не был. Правда, в случае смерти мужа жена в браке sine manu уже не была его законной и необходимой наследницей, но она вознаграждалась за потерю dos тем , что по обычаю муж в завещании своем отказывал ей приданое (legatum dotis) или его эквивалент.

Положение дела совершенно изменилось, когда в Риме стали чрезмерно учащаться разводы, признанные вполне свободными при браках sine manu mariti. При такой свободе развода сделались бы возможными весьма нежелательные явления, если бы юридическое положение приданого осталось неизменным, то есть если бы оно считалась по прежнему не принадлежащим возврату ни в коем случае, а именно: мужчины могли бы спекулировать на приобретение приданого путем вступления в брак с богатой невестой и немедленного развода с ней. Женщины рисковали бы в случае развода остаться бесприданницами (indotata) и не имели возможности вновь вступить в брак . По этому стали необходимы какие-либо меры для того, чтобы принудить мужа возвращать приданое в случае расторжения брака. На первых порах старались обеспечить возврат приданого средствами частной предусмотрительности. Именно, давая мужу приданое, его установитель заключал с мужем особый договор, обыкновенно в форме стипуляции, по которому муж обязывался вернуть приданое установителю в случае расторжения брака. Этот договор назывался cautio rei uxoriae. Допустимо было, что установитель приданого, если он был восходящим родственником жены, мог выговорить возврат его не себе, а жене или ее детям (договор в пользу третьего лица).

7 стр., 3290 слов

Узаконение и усыновление в римском праве

... По римскому праву в семейных отношениях дети подчинялись только отцовской власти. Древнее цивильное право наделяло полной безграничной властью отца над своими подвластными (сыном, дочерью, внуком от сына, женой in тапи). Произвол отцовской власти ограничивался ...

При расторжении брака из такого договора возникал против мужа обыкновенный стипуляционный иск (action ex stipulatu).

Иск этот, как и всякий иск из стипуляции, переходил на наследнков кредитора. В чью бы пользу ни был выговорен возврат приданого- в пользу ли жены, или третьего лица, установителя приданого, — если это лицо умирало, то иск о возврате приданого могли предъявить его наследники. Следовательно, муж, связанный cautione rei uxoriae, при расторжении брака всегда был обязан возвращать приданое. Притом возвращал он его сполна и немедленно.

Следующим шагом в развитии приданого было появление в преторском эдикте особого иска о возврате приданого при расторжении брака на случай, если особого договора о возврате приданого заключено не было. Этот иск назывался actio rei uxoriae и принадлежал к числу actions bonae fidei. Его особенность состояла в том , что этот иск дается только самой жене и не переходит на ее наследников. Таким образом, при отсутствии cautio rei uxoriae, муж теперь обязан был вернуть приданое жене в случае развода; в случае смерти мужа наследники его также принуждались вернуть приданое жене. Если жена стояла под властью домовладыки, то actio rei uxoriae предъявлялось её домовладыкой, но не иначе, как с согласия жены. В случае расторжения брака смертью жены, муж, по общему правилу, не обязан был возвращать приданое; только приданое, установленное восходящим родственником жены с отцовской стороны (dos profecticia), возвращалось его установителю, если он еще был жив. Таким образом, при отсутствии cautio rei uxoriaе, приданое не всегда возвращалось по расторжении брака: в случае смерти жены муж сохранял за собой всякое приданое, за исключением dos profecticia, установитель которого еще находился в живых. Сверх того, так как actio rei uxoriae была bonae fidei, то судья принимал в соображение разные возражения, основанные на справедливости, и потому присуждал мужа к возврату приданого не во всей его сумме. Выработалась целая система вычетов из приданого (retentions).

Так , при разводе по вине жены делались вычеты за дурные нравы; при разводе по вине жены или её домовладыки совершался вычет за детей; всегда возможны были вычеты по поводу издержек мужа на приданое, по поводу подарков, сделанных мужем жене, и по поводу вещей, похищенных женой у мужа. Установлены были особые льготные сроки для возврата приданого.

Так и существовали рядом две системы возврата приданого: строгая action ex stipulatu (actiostricti juris), если о возврате приданого был заключен договор- cautio rei uxoriaе; более гибкая actio rei uxoriae (actio bonae fidei), если о возврате приданого никакого договора совершено не было.

С появлением изложенных правил о возврате приданого, dos все-таки продолжала считаться собственностью мужа. Но теперь это была такая собственность, которую он получал не в своих интересах, а для совместной брачной жизни, и с которой он должен был расстаться при прекращении брака, по крайней мере, в большинстве случаев.

6 стр., 2983 слов

Феномен отцовства. Роль отца в развитии ребенка

... Рассмотрим феномен отцовства и роль отца в развитии ребенка. Феномен отцовства. Роль отца в развитии ребенка Материнство как индивидуальный феномен изучено в литературе более подробно, чем отцовство. Обобщая ... ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына ...

Как собственник приданого, муж может отчуждать вещи, входящие в его состав. Впрочем, относительно земельных участков, расположенных в Италии, права мужа были стеснены особым законом эпохи Августа- lex Julia de fundo dotali. По этому закону отчуждение дотального участка, сделанное без согласия жены, не имело силы; что же касается отдачи дотального участка в залог, то она не допускалась даже с согласия жены. При Юстиниане запрещение было усилено и сделано недопустимым всякое отчуждение дотальной недвижимости, даже при наличии согласия жены и даже относительно провинциальных участков.

Глава 3. Отеческая власть. Patria potestas

3.1 Понятие отеческой власти

Имя pater familias дается в Риме каждому гражданину, который не подчинен ничьей семейной власти, является homo sui juris. Такой pater familias может и не иметь детей, но если у него есть дети от законного брака или усыновления, то он получает над ними отеческую власть — patria potestas.

В древнем Риме patria potestas есть чистое право, не соединенное ни с какими юридическими обязанностями, только религиозными и нравственными. Соответственно с этим patria potestas продолжается, независимо от возраста и общественного положения подвластного, в течении всей жизни отца, только если последний сам прекратит ее через отпущение сына на волю (emancipation).

Объем прав отца над детьми весьма широк. Во-первых, сам состав семьи определяется волей отца; против его воли никто не может ни войти в семью, ни выйти из нее. Так, если от законного брака рождается ребенок, то этим самым он еще не делается членом семьи отца, подвластным его сыном: от отца зависит принять его в семью (liberum tollere, suscipere) или отвергнуть (liberum repudiare).

По приданию, закон Ромула ограничил право отца выкидывать детей. См.: В.М. Хвостов. История римского права // Изд. 2-е-М. 1905. С. 98 Точно так же, выход из семьи невозможен против воли отца: от него зависит эманципация сына или дочери; так же, только муж дает развод жене, а жена развода требовать не может. Отец может в силу своей власти распоряжаться самой личностью сына, а именно может продать в рабство за границу (trans Tiberim); в пределах же Рима отец может отдать сына в кабалу другому лицу. Это право отца отдавать сына в кабалу было ограничено сперва нравами, а затем законом XII таблиц, который установил, что отец может продавать сына не более трех раз: после третьей продажи сын освобождается навсегда от отеческой власти Законы XII таблиц, таблица IV, 2. Отец может судить своих подвластных за все преступления и проступки и налагать наказания вплоть до смертной казни (jus vitae ac necis).

Но нравы обязывают его в важных случаях привлекать consilium domesticum, мнение которого, однако, для отца не обязательно. В имущественном отношении положение подвластного сына или дочери тождественно с положением uxor in manu: все, что приобретает подвластный, делается собственностью отца, ибо активного имущества persona alieni juris иметь не может, так же как и обязывать отца своими сделками; если же подвластный совершит гражданское правонарушение, то потерпевший может привлечь к ответственности его домовладыку путем так называемой action noxalis; домовладыка, против которого предъявлен такой ноксальный иск, должен либо уплатить потерпевшему штраф за своего сына или выдать ему сына в кабалу (noxae dare) Институции Гая, книга IV, 75. Отеческая власть есть право абсолютное: отец имеет иск о выдаче сына против всякого третьего лица, во власти которого находится его сын (vindication in potestatem).

5 стр., 2413 слов

Правовые отношения родителей и детей

... императорские конституции установили и последовательно расширили допущенные претором взаимные права наследования детей и матери, состоявшей в браке sine manu. Отношения между отцом и детьми. Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась воздействием семейного ...

Для полноты характеристики отеческой власти следует отметить, что домовладыка является не только распорядителем семейного имущества и судьей над подвластными, он выступает еще в роли семейного жреца. Каждая familia имеет своих богов покровителей (lar, penates, manes) и отправляет особый культ этим богам (sacra familiae).

Представителем этого культа и является домовладыка. Домашний культ имеет большое значение и для римского гражданского права древнейшей эпохи. Так сделки, как брак, как усыновление самовластного лица (arrogation), как назначение наследника в завещании, затрагивали так же и судьбу sacra privata лица, вступающего в брак, поступающего в усыновление или назначающего себе наследника. Вот почему при подобных актах гражданского права считалось необходимым участие жрецов.

3.2 Возникновение отеческой власти

Возникает отеческая власть на двух основаниях: в следствии рождения от законного брака и в следствии усыновления. Усыновление это искусственный способ установления отеческой власти. В древнее время потребность в усыновлении являлась, главным образом, тогда, когда лицо не имело собственных детей и поэтому нуждалось в продолжателе своего рода и семейного культа; вероятно, усыновление в древности и допускалось лишь при отсутствии законных детей. Впоследствии усыновлением пользовались и для других целей, например, для принятия в агнатскую семью когнатских нисходящих (внуки от эманципированного сына усыновляются дедом), для перехода из патрициата в плебейство и наоборот. Усыновление совершалось двумя способами: аrrogatio, этот способ применим только тогда, когда усыновляется лицо sui juris. Акт усыновления совершается в народном собрании по куриям при участии понтифов; adoptio, эта форма применяется, когда лицо alieni juris усыновляется другим лицом и таким образом меняет своего домовладыку. Adoptio появилось после издания законов XII таблиц и была создана юристами на основании известной нормы закона о троекратной продаже сына. Этот акт совершался в следующей последовательности: сперва производилось прекращение власти старого домовладыки тем путем, что он для вида три раза подряд манципировал своего сына в кабалу какому-либо приятелю. После третьей манципации отеческая власть прекращалась. Тогда приятель, помогающий при совершении акта, передавал сына обратно его бывшему домовладыке, но уже никак сына, а как кабального. Второй акт состоял в установлении отеческой власти усыновителя. Прежний домовладыка отправлялся с усыновителем к претору, захватив своего сына, находящегося теперь у него в кабале; перед претором совершалась так называемая in jure cessio, то есть мнимый судебный спор. Усыновитель (истец) утверждал, что усыновляемое лицо его подвластный сын; бывший домовладыка усыновляемого молчал и не спорил с этим утверждением, тогда претор постановлял решение, что истец прав, и что он действительно имеет отеческую власть над данным лицом. В результате истец и делался домовладыкой лица, которое он желал усыновить.

3.3 Прекращение отеческой власти

Прекращается отеческая власть в следующих случаях. Вследствие смерти и capitis deminutio maxima и media домовладыки. Вследствие этих событий непосредственные подвластные делаются лицами sui juris; при этом дочери поступают под опеку агнатов, а сыновья получают отеческую власть над своими детьми. Прежняя familia распадается на несколько новых familiae. В случае, если домовладыка дает себя усыновить (аrrogatio) и терпит capitis deminutio minima, его подвластные, вместе с ним, переходят под власть его усыновителя.

Вследствии capitis deminutio minima, заключающаяся в отдаче сына в кабалу, окончательно разрушает отеческую власть лишь в случае троекратного ее повторения.

Emancipatio- это искусственный способ, путем которого отец может освободить сына из-под власти и сделать его sui juris. Этот способ, как и adoptio, неизвестен древнейшему праву и создан юристами на основании нормы XII таблиц о троекратной продаже. Распадается он так же, как и adoptio, на два акта Институции Гая, книга I, 132. В первом акте путем трех манципаций разрушается отеческая власть, и сын остается в кабале у отца. Второй акт есть также мнимый судебный спор, но совершающийся уже иначе. Отец отправляется с находящимся у него в кабале бывшим сыном к претору, и там какой-либо приятель утверждает, что этот кабальный свободный человек. Отец не возражает, и претор провозглашает сына свободным, то есть лицом sui juris. Вместе с эманципацией разрушается и агнатское родство сына с семьей отца.

Также посвящение дочери в весталки, сына- в flamines Diales прекращает отеческую власть.

3.4 Отеческая власть в период республики

римский частный право семейный

В период разложения патриархальной семьи власть отца над детьми значительно ослабевает. Прежде всего, это касается личных отношений, следует отметить исчезновение jus vitae ac necis (смертной казни) отца над детьми. Ко времени Северов установилось правило, что отец не может убивать сына, но если он заслуживает смерти, то должен передавать его магистрату. Понемногу вышло из употребления право продавать детей. Диоклетиан отнял его у домовладыки окончательно См.: В.М. Хвостов. История римского права // Изд. 2-е-М. 1905. С. 266. В результате за отцом сохранилось только право налагать на подвластных легкие наказания, которое предоставлено было, за отсутствием отца, вообще старшим родственникам по матери.

В имущественном отношении также произошли изменения. Прежде всего, нужно отметить появление прямого представительства подвластных (actions adjecticiae qualitatis), которые дали возможность подвластному обязывать своими сделками домовладыку in solidum (солидарная ответственность), если подвластный действовал jussu patris или в качестве его приказчика или шкипера, и в размерах пекулия или обогащения отца, так же если подвластный имел peculium profecticium в смысле части отцовского имущества, выделенной сыну для управления. Но, конечно, пекулиарная система не могла иметь большого развития, пока отец не был обязан юридически отвечать по сделкам, которые заключал сын, управляя вверенным ему пекулием. С появлением же actio de peculio возникла возможность поручать подвластным сыновьям самостоятельное ведение целых промышленных предприятий за счет домовладыки, который являлся собственником всего, что обладатель пекулия приобретал с помощью этого имущества, и в любой момент мог отнять у сына вверенный ему пекулий. Но пекулий этого рода хотя и находился в самостоятельном управлении сына, все же в глазах права составлял собственность отца.

По мере ослабления patria potestas, как одностороннего права домовладыки над детьми, постепенно пробивает себе дорогу новая идея: союза родителей и детей, как юридического отношения, налагающего взаимные права и обязанности. Эта идея проявляется в том, что между восходящими и нисходящими устанавливается взаимная обязанность предоставлять друг другу алименты, то есть давать содержание, если с одной стороны будет крайняя нужда, а с другой — наличие достаточного имущества. Между матерью и детьми устанавливается во время принципата взаимное право наследования ab intestate. За родителями признана обязанность уплачивать издержки на воспитание детей; взамен того, и право подвергать детей умеренным наказаниям, предоставлено было не только носителю отеческой власти, но, при его отсутствии, и другим восходящим родственникам. Право руководить воспитанием детей принадлежит отцу и матери вместе, но в случае несогласия между ними решающий голос имеет отец; однако при наличии особых оснований это право может быть предоставлено одной матери; к матери же оно переходит в случае смерти отца и в случае развода, если мать признается невинной стороной. Дети обязаны к obsequium et reverentia (запрет выступать с обвинением) относительно родителей; поэтому они не могут, например, звать родителей на суд (in jus vocare) без разрешения претора, не могут предъявлять к родителям информирующих исков и т.п.

3.5 Отеческая власть в период империи

В период империи Константин окончательно отнимает у родителей jus vitae ac necis, но зато император возрождает право продажи детей; именно Константин разрешил продавать новорожденных детей с правом впоследствии их выкупить обратно. Юстиниан уничтожил noxae datio сыновей и дочерей, оставив этот институт в силе только по отношению к рабам.

Но особенно были значительны изменения в имущественном положении подвластных детей.

Константин установил новый вид пекулия, аналогично с peculium castrense и составляющего полную собственность подвластного сына. Это имущество называется peculium quasicastrensе. В его состав изначально входили приобретения, сделанные на придворной службе, а при позднейших императорах сюда включены были приобретения, сделанные на всякой иной гражданской и на духовной службе, а так же в деятельности адвоката Новеллы Юстиниана, 123.

После смерти подвластного peculium castrense и quasicastrensе переходит к его наследникам в порядке обыкновенного наследования.

Возникает еще одна категория имущества- bona adventicia. Константин признал, что имущество, достающееся по наследству с материнской стороны, должно переходить в собственность подвластных детей, а отцу должны принадлежать относительно этого имущества только узуфрукт и право управления. Позднейшими императорами эта система постепенно распространилась на подарки, полученные от матери и её восходящих, и на дарения, полученные от жениха.

Совершенно новым способом установления отеческой власти является узаконение детей от конкубины- legetimatio.

Значительные изменения происходят в области усыновления. Диоклетиан изменил форму аrrogatio, то есть усыновление лица sui juris, она стала производиться путем рескрипта императора, издаваемого по просьбе усыновителя при наличии согласия усыновляемого. Форма adoptio изменена была Юстинианом, который постановил, что она должна совершаться через занесение в судебный протокол воли обоих домовладык усыновляемого лица, изъявленной перед магистром- apudacta.

Претерпела изменение и процедура прекращения отеческой власти. От нее освобождает занятие известных должностей, ведущих к приобретению почетного звания patricius, как: консула, praefectus praetorio, praefectus urbis, возведение в сан епископа.

Отеческая власть отнимается в наказание у домовладыки, виновного в выкидывании подвластного и оставлении его без помощи, в сводничестве дочерей, во вступлении в кровосмесительный брак.

Меняется форма эманципации. Она совершается в юстиниановом праве в двух формах. Первая- через рескрипт императора, полагаемый на суд, apud acta. Вторая- через заявление домовладыки на суд. Начиная с Константина, эманципация может быть отменена по неблагодарности эманципированного, наподобие того, как отменялось в подобном случае отпущение раба на волю (revocation propter ingratitudinem).

Заключение

Мы пересмотрели основные явления в истории семейственных отношений и мы видим, что эти отношения совершили огромный принципиальный путь. Пусть путь этот еще завершен, но общее направление его несомненно: конечной целью его является всестороннее освобождение личности — освобождение личности жены от власти мужа, личности детей от эгоистической власти родителей, личности супругов от власти государства. Конечная семья резко отличается от семьи старой, патриархальной: если в то время семья была крепким юридическим единством, спаянным абсолютной властью домовладыки, то теперь она только союз самостоятельных лиц, пучок своеобразных отношений между юридически равноправными единицами. Такое перестроение семьи нередко производит впечатление ее кризиса, и часты жалобы на разложение семьи, на гибельное влияние индивидуализма. Но возврат к прошлому невозможен, и всякое усиление принудительного элемента в семейных отношениях приведет только к их еще большему извращению. Если семья действительно переживает кризис, то здоровый выход из этого кризиса она найдет только в полном осуществлении тех новых начал, которые диктуются современным правосознанием и которые в известной мере уже нашли себе признание в новейших законодательствах.

Список использованной литературы и источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/semya-v-rimskom-prave-2/

1. Бартошек М. Римское право: понятие, термины, определения. М.: Юридическая литература. 1989.

2. Дождев Д.В. Римское частное право. М.: Норма, 2008.

3. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1974.

4. Косарев А.И. Римское право. М.: Юридическая литература. 1986

5. Кофанов Л.Л Возникновение и развитие римского права в VIII-V вв до н.э. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. 2001.

6. Омельченко О. А. Основы римского права. М.: «Манускрипт», 1994.

7. Памятники римского права. Институции Юстиниана. Под ред. Л.Л.Кофанова, В.А. Томсинова; пер. Д.Расснера.- М.: Зерцало. 1998.

8. Покровский И. А. История римского права. М., 2004.

9. Римское частное право. М.: Министерство юстиции СССР. 1948.

10. В.М. Хвостов. История римского права. Изд. 2-е-М. 1905.

11. Цицерон Марк Туллий О государстве. О законах. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. М.: Мысль. 1999

12. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву. М.: Юрид. лит., 1991.