Семья как объект социальной работы

Курсовая работа

Актуальность исследования обусловлена тем, что положение семьи в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Именно поэтому вопрос о решении проблем семьи является актуальным на сегодняшний день в теории и практике социальной работы.

Семья — это основанная на браке и/или кровном семьи родстве, малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [2, с.24].

Социальная работа с семьей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.

Формы социальной работы обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства – не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям.

Объект исследования данной курсовой работы – социальная работа с семьёй.

Предмет исследования –особенности социальной работы с семьёй.

Цель – выявить особенности социальной работы с семьёй.

Исходя из цели, определились

  • выявить основные подходы к исследованию семьи;
  • описать основные формы и технологии социальной работы с семьёй;
  • охарактеризовать социальную поддержку и социальную защиту семьи как направления социальной работы;
  • разработать программу и инструментарий исследования оценки населения с. Чемал качества их жизни;
  • Методы исследования – анализ научной литературы, опрос.

1.1 Основные подходы к исследованию семьи

23 стр., 11463 слов

Дипломная работа социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов

... работе с пожилыми людьми, для оказания социальной помощи пенсионерам и инвалидам; определить место и роль центров социального обслуживания в системе социальных служб. Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых людей (центры социального обслуживания г.Артемовкого). Предметом исследования - является исследование проблем развития и ...

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями.

Так, В.Н. Гуров дает следующее определение семье: семья – это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы [4, с.148]. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психологические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности. В то же время семья в этом плане зависит от уровня развития общества, несет на себе печать всех его проблем. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыплата заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок – таковы социальные проблемы современной семьи.

Иначе дает определение семьи Е.И. Холостова – это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека [9, с.58]. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать всю палитру семейных взаимоотношений: муж–жена, муж–дети, жена–дети, дети–дети, муж–родственники, жена–родственники, дети–родители, дети–родственники.

Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи.

Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в макросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

М.В. Фирсов говорит о том, что семье присущи определенные социально-психологические процессы. Одним из таких процессов является общение, т.к. именно в нем раскрываются, реализуются семейные и межличностные отношения. Общение является реализацией всей системы внутрисемейных отношений человека. Также автор выделяет три взаимосвязанные стороны внутрисемейного отношения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной [10, с.147].

9 стр., 4081 слов

Приемная семья как объект социально работы

... каждого ребёнка приёмной семье ежемесячно производятся денежные выплаты, а также возмещаются расходы, связанные с содержанием детей (бытовые, коммунальные услуги и пр.), в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь; приёмные родители по отношению к ...

Коммуникативная сторона отношения состоит в обмене информацией между общающимися членами семьи. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися членами семьи, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной жизни семьи каждая из этих сторон не существует изолированно.

В реальной жизни взаимоотношения между людьми складываются по-разному. Т.С. Зубкова говорит о том, что возможно существование разных вариантов семей [5, с.79]. Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной и неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. Принято говорить о бездетных, однодетных, многодетных и малодетных семьях. Также семьи различаются по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучные, неблагополучные, и по семейному стажу: молодожены, молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста и пожилая супружеская пара. Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной.

Еще одной важной характеристикой семьи является ее жизненный цикл, т.е. последовательность смены стадий ее функционирования от начала до прекращения брака. Н.Ф.Басов выделяет три фазы жизненного цикла семьи: до рождения ребенка, до отделения взрослых детей от родителей, постепенный распад супружества [3, с.31]. Для специалиста главное – понимать то, что на пути от старта семейных отношений до их финиша возможны болезни, разлуки, ссоры, конфликты, разводы и многие другие сложности, которые решить самостоятельно члены семьи не в состоянии. Специалист по социальной работе призван смягчать напряженность во взаимоотношениях между ними, сглаживать трудности, которые проявляются в условиях кризиса, помогать развитию навыков самопомощи и саморегуляции.

По мнению Юркевича Н.Г. мастерство взаимоотношений, как и всякое мастерство и искусство, требует определенных усилий, затрат и условий как для своего появления, так и для постоянного повышения уровня совершенствования. Такими источниками повышения и приобретения мастерства семейного общения и взаимодействия, по мнению автора, призваны стать службы семьи [11, с.67].

Юркевич Н. Г. дает следующее определение понятия «служба семьи»: это один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и детей, стабилизации брака. Появление семейных служб вызвано, прежде всего, тем, что у семей выявляются совершенно новые проблемы, потребности, стремления, решение которых вызывает затруднения у супругов. Кроме того, в современных взаимоотношениях в семье рост субъективных внутренних, личностных трудностей намного опережает рост объективных. Именно субъективные, порой лишь воображаемые трудности становятся главным препятствием, тем «камнем преткновения», устранение которого расчищает путь дальнейшему развитию семьи.

3 стр., 1183 слов

Гражданское общество и его отношение с социальным государством

... многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти; правовое государство; сильная социальная политика государства, обеспечивающая достаточный уровень жизни людей и др. Сказанное позволяет определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, корпоративных, ...

Так, В.Г. Бочарова считает, что характерной чертой службы семьи является нацеленность на устранение помех, препятствующих нормальной жизни и гармоничному развитию семьи. С помощью подразделений служб семьи, при содействии их или непосредственно ими осуществляется:

  • все виды и уровни подготовки к семейной жизни (внутрисемейная подготовка, консультирование в соответствующих вопросах и т.д.);
  • ликвидация и устранение психологической безграмотности в вопросах супружеской и семейной жизни и повышение уровня осведомленности, компетентности членов семей в сфере общения [1, с.38].

Долгое время семья не исследовалась, так как она находилась под влиянием Пятикнижие Моисея и трактовались вне исторического развития, как раз и навсегда данное явление. В настоящее время выделяют следующие подходы к исследованию семьи: эволюционный, функциональный, этологический, сциентический, гуманитарный и культурологический и т.д.

Родоначальником эволюционного подхода считается Л. Г. Морган. Он считал, что семья в своем развитии проходили следующие этапы: промискуитет; групповой брак; парный брак; моногамная семья. Он также пытался определить то общее, что присуще различным формам семей. Он выявил следующие закономерности: почти у всех исследуемых народов счет родства по матери предшествует счету родства по отцу, что на первичной ступени половых отношений господствовала широкая свобода брачных отношений и что эволюция брака состояла в постоянном ограничении свободы половой жизни. Последовали этой теории утверждали, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество.

При функциональном подходе считалось, что семейные отношения производны от образа жизни и они обусловлены социокультурными функциями семьи, а также строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождения ребенка. В своих исследованиях они сосредотачивают внимание на проблемах материнства и отцовства.

При этологическом подходе (он идет от Ч. Дарвина) исследователи оперируют методами сравнительной этологии и разбираются в скрытых (рудиментарных) инстинктивных основах поведения человека. Они отвергают промискуитет и считают, что человечество имеет 4 системы брачных отношений: групповой брак, полигиния (союз одного мужчины с несколькими женщинами), полиандрия (союз одной женщины с несколькими мужчинами) и моногамию — пожизненную и допускающую развод. Но для них моногамия это не идеал с точки зрения естественного отбора.

При сциентическом подходе семейные отношения рассматриваются во взаимосвязи личности и общества. Семья понимается как единство взаимодействующих личностей.

7 стр., 3442 слов

Социология семьи

... отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. Основу семьи составляет, как правило, брачная ... супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей ... примерно третья часть родилась вне брака, а возрастная группа 16-17-летних матерей ...

При гуманистическом подходе брак рассматривается как процесс партнерства, процесс выстраивания отношений и создания условий для личностного роста супругов. Их интересует то, что происходит в семье на обыкновенном поведенческом уровне. Представители рационального подхода выдвигают золотое правило взаимоотношений между супругами: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». При этом подходе исследователей интересует эмоциональные расстройства, иррациональные суждения и семейные.

Таким образом, мы видим, что подходов к изучению семьи достаточно много. В настоящее время выделяют следующие подходы к исследованию семьи: эволюционный, функциональный, этологический, сциентический, гуманитарный, культурологический и т. д. И при комплексном исследовании семью нужно рассматривать с различных позиций, учитывая все связи и опосредования.

1.2 Основные формы и технологии социальной работы с семьёй

Вся социальная работа с семьями проводится в основном через территориальные социальные службы.

Основными формами и методами социальной работы с семьями являются:

  • информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников о семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы;