Бюджетная система РФ

Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм. Субъектами бюджетных правоотношений являются:

  • государство, национально-государственные и административно-тер- риториальные образования (РФ и ее субъекты, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах РФ или субъектов РФ в целом);
  • представительные и исполнительные органы государственной и местной власти; организации – получатели бюджетных средств.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, бюджетной политики обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей работы является комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ и бюджетного права.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • исследовать теоретические и методические основы бюджета, бюджетного устройства, бюджетного права;
  • провести ретроспективный анализ этапов становления бюджетной системы в России;
  • исследовать основные проблемы, а также дать оценку перспективам совершенствования бюджетной системы РФ и бюджетного права;
  • выработать определение института бюджетного права на основе комплексного исследования правового регулирования бюджетных отношений;
  • исследовать возникновение финансового (бюджетного) права.

В данной работе объектом исследования является бюджетная система Российской Федерации; бюджетное право.

11 стр., 5343 слов

Сущность и роль права в обществе – Сущность и роль права в обществе

... Для реализации цели необходимо решение раскрыть существующую в обществе систему правовых отношений; определить сущность и содержание права. Глава 1. Понятие права: признаки, назначение, функции. Право, как и государство, - одно из самых сложных социальных ...

Предметом курсовой работы выступают изучение структуры и обзор функционирования бюджетной системы России и бюджетного права.

Теоретической и методической основой послужила нормативно-правовая база в сфере бюджетной системы в Российской Федерации.

В работе применялись общие методы исследования — системный подход, сопоставительный, экономический анализ, статистические группировки.

1. История развития бюджета и бюджетной системы в России

1.1 Возникновение бюджетной системы и ее развитие

Бюджет – нормандское слово, возможно происходящее от латинского bulga, которое буквально означает «кожаный мешок».

В 1654 г. создан Счетный приказ, являвшийся в то время высшим контрольным учреждением. Главной его обязанностью было «ведать всего Московского государства приход и расход, и остаток по книгам за многие годы». Местных контрольных учреждений тогда не существовало, а ревизия счетов производилась специальными финансовыми органами (кабацкими, таможенными головами и др.), которые представляли воеводе для контроля счетные книги, куда были занесены данные о всех сборах с доходов.

В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

Местные налоги были введены в Русском государстве также в XV в. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.

В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы – чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская.

Первый в России бюджет – смета государственных, доходов и расходов – был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ. 1

В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам.

После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог заменяется подушной податью, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества).

Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов.

Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вносили крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии, введенной в 1894 г.

5 стр., 2253 слов

Государственная бюджетная система и налогообложение. «Налог ...

... ставки. По отношению к имуществу иностранных организаций сумма налога, которая должна быть уплачена в бюджет исчисляется отдельно: касательно имущества постоянных представительств иностранных организаций, ... имеющие постоянные представительства, через которые осуществляют деятельность в России и (или) имеющие недвижимое имущество на территории РФ. Объектом налогообложения, основываясь на ст. ...

Менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел, Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном – казначейства.

Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.

Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.

Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предназначались для финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.

Наиболее полный вид бюджетные сметы и отчеты приобретают лишь в конце XVIII в. В 1802 г. с учреждением министерств обязанность составления государственной росписи доходов и расходов была возложена на министра финансов. Подробные правила для составления росписи даны в Наказе министру финансов от 25 июля 1811 г. 2

Дальнейшее развитие бюджета в России представляло собой постепенный переход от простого счетоводства к составлению сначала частных росписей, потом отдельных смет государственных доходов и расходов, пока не появилась наконец общая смета в виде бюджета в его современном понимании.

Среди источников бюджетного права Российской Империи этого периода в первую очередь следует выделить Правила составления бюджета, утвержденные 22 мая 1862 г., которые фактически определяли порядок осуществления бюджетного процесса в первоначальной его стадии.

С 1862 г. бюджетные доходы централизуются в кассах Государственного казначейства. Около трети всех поступлений хранилось на текущем счету в Государственном банке. 3

Проверка правильности исполнения бюджетной росписи осуществлялась чинами Государственного контроля – как на основе документов, так и посредством производства ревизий. Однако к ведению Государственного контроля не относились такие ведомства, как Министерство двора и уделов;

— Бюджетная система Российской Империи являлась двухуровневой. В 1864 г. вышло Положение о губернских и уездных земских учреждениях, в соответствии с которым в России созданы органы местного самоуправления – земства, которые ведали хозяйственными делами на местах. Финансирование земств осуществлялось за счет средств земских бюджетов, основными источниками доходов которых являлись земские повинности и сборы. Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы. К числу обязательных относились расходы на содержание органов местного самоуправления, тюрем, мировых судей, а к необязательным – расходы на здравоохранение и образование и др.

4 стр., 1934 слов

Правовое регулирование государственных доходов

... рассмотреть виды государственных доходов: Согласно статье 41 Бюджетного кодекса «Виды доходов бюджета» , к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от ... видами доходов, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги. Взаимоотношения предприятий и государства строятся на правовой основе ...

Советская бюджетная система прошла несколько этапов развития начиная с 1922 г., когда был образован Союз ССР. Принятая в 1924 г. Конституция СССР предусматривала образование государственного бюджета. В его состав входили союзный бюджет, а также бюджеты союзных республик. Формирование доходной части бюджетов основывалось на принципе подведомственности. 4

Окончательное формирование советской бюджетной системы связывается с Конституцией СССР 1936 г., в которой нашло отражение усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства.

В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен решению важнейшей задачи – ликвидации последствий войны и восстановления разрушенного хозяйства страны. Наибольшая доля расходов направляется на капитальные вложения в промышленность и жилищный фонд и на увеличение оборотных средств предприятий.

Бюджетно-финансовая политика РСФСР, включающая в себя налоговую политику, проводилась согласованно с республиками в составе РСФСР, национально-государственными и административно- территориальными образованиями, а также с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой РСФСР.

Структура бюджетной системы включала: республиканский бюджет РСФСР, республиканские бюджеты республик в составе РСФСР, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

В РСФСР действовала банковская система кассового исполнения бюджета. Центральный банк РСФСР, его учреждения на местах, а в случае их отсутствия – другие банки по его поручению вели счета и являлись кассирами соответствующих органов исполнительной власти.

Контроль за исполнением бюджета осуществлялся комиссиями депутатов соответствующего Совета народных депутатов, при которых из специалистов создавались контрольные группы, независимые в своей деятельности от финансовых органов исполнительной власти. Финансовые органы обязывались ежемесячно представлять этим комиссиям необходимую информацию по состоянию бюджета и его исполнению. 5

В ходе налоговой реформы 1930 – 1932 годах было внесено изменение в формирование доходов территориальных бюджетов.

Государственный бюджет СССР и территориальные бюджеты в неизменном виде оставались вплоть до распада СССР в 1991 году.

После 1991 г бюджетная политика характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности.

Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.

9 стр., 4210 слов

Конституция СССР 1924 г

... Первая Советская Конституция - Конституция РСФСР 1918 года - была образцом для всех советских республик, возникших до образования СССР. В определенной ... и связью, вооруженными силами, утверждение единого государственного бюджета, формирование монетной, денежной и кредитной систем, а ... была поручена разработка положений об отдельных органах власти и управления Союза. В литературе всю совокупность ...

Законодательно установлены расходные полномочия и меры ответственности за их осуществление на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Это позволило начать работу по внесению в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации изменений, которые направлены на обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджетов всех уровней публичной власти, закрепление за ними на долгосрочной основе собственных доходных источников, выравнивание исходя из объективных критериев бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов.

Обеспечена увязка бюджетного процесса с работой по пересмотру регулируемых тарифов естественных монополий. Законодательно запрещен пересмотр тарифов чаще одного раза в год. Приняты решения о формировании тарифных планов естественных монополий на 3-летний период.

Пройден максимальный пик платежей по внешнему долгу. Международный кредитный рейтинг России достиг инвестиционного уровня.