Развитие избирательной системы в России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ — ФИЛИАЛ РАНХиГС ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Кафедра конституционного и муниципального права КУРСОВАЯ РАБОТА Развитие избирательной системы в России Студент: Дрегваль Анатолий Сергеевич Улан-Удэ 2014 г

Введение , Конституции РФ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях построения российской избирательной системы на основе демократических избирательных стандартов повышенного внимания требует анализ развития российского избирательного и смежного с ним законодательства, оказывающего влияние на становление избирательных систем в Российской Федерации. Многие современные проблемы в сфере выбора и соответствующего законодательного закрепления конкретного вида избирательной системы либо отдельных ее элементов, используемых для выборов в органы государственной власти РФ, связаны с постоянным реформированием федерального избирательного законодательства.

Объектом курсовой работы является совокупность общественных отношений, возникающих в ходе организации и проведении выборов в органы государственной власти Российской Федерации.

Предмет курсовой работы составляют нормативные правовые акты, закрепляющие избирательные системы, используемые при формировании органов государственной власти, а также сложившаяся правоприменительная практика.

Цель курсовой работы:

  • рассмотреть избирательные системы, используемые при формировании органов государственной власти, включая характеристику теоретической, нормативной и практической составляющих;
  • выявить тенденции и специфику развития избирательных систем на разных исторических этапах их становления, а также проблемы, возникающие в ходе организации и проведении выборов;
  • дать рекомендации относительно способов их решения.

Достижению заявленной цели способствовало решение следующих задач:

  • обобщить и проанализировать накопленные научные подходы к определению понятия «избирательная система»;
  • определить соотношение содержания избирательной системы, привнесенного учеными, и содержания этого понятия, включенного в состав правовых актов Российской Федерации;
  • выявить тенденции и закономерности развития избирательного законодательства относительно избирательных систем, используемых при формировании законодательных органов государственной власти;
  • проанализировать опыт проведения выборов и выявить проблемы правового регулирования избирательных систем, применяемых на выборах в органы государственной власти РФ; предложить конкретные рекомендации по совершенствованию действующего избирательного законодательства.

Теоретическую базу исследования составили работы ученых-конституционалистов, социологов, политологов, затрагивающих проблемные вопросы избирательной системы, публикации в сборниках научных трудов и периодических печатных изданиях, посвященные порядку выборов представительных органов, а также труды в области теории и философии права.

14 стр., 6642 слов

Порядок выборов Президента Российской Федерации

... избирательное право на выборах Президента Российской Федерации В Конституции Российской Федерации отмечается, что ее граждане "имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти ... властей, глава о Президенте Российской Федерации; приняты законы о Президенте Российской Федерации, О выборах Президента и другие необходимые нормативные правовые акты. Первый Президент Российской ...

Курсовая работа состоит из введения, 3- глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретико-правовые основы избирательной системы

Конституция РФ

  • абсолютного большинства — кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;
  • относительного большинства — кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;
  • квалифицированного большинства — кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов.

Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов — 2/3 или ¾.

В. Е. Конституционное

от 10.01.2003

от 18.05.2005

от 12.06.2002

от 26.11.1996

от 06.10.1999

До 2002 года на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ — не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.

При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов. При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение, как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина — по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5% Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.

8 стр., 3926 слов

Избирательная система Российской Федерации

... Мажоритарная избирательная система Мажоритарная система (от фр. Majority - «большинство») предполагает, что для избрания кандидат на мандат депутата или на иную выборную должность должен получить большинство голосов избирателей в избирательном округе (при выборах ...

1.2 Термин «избирательная система» как компонент правовой нормативной структуры Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т. д. Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государства. Голосование же не всегда связано с выборами. Суворова Е. Ю. , Избирательные права граждан в России: состояние и тенденции развития // Гражданин и право, N 7, июль 2007 г Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т. п. Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и т. д.

В условиях современных демократий выборы — их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике.

Глава 2. Становление избирательных систем в Российской Федерации

2.1 Предпосылки становления избирательных систем в субъектах Российской Федерации и их основные черты Анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее субъектов свидетельствует, что использование термина «избирательная система» не подчиняется таким требованиям как стабильность термина, поскольку его смысл изменяется с каждым новым правовым актом; общепризнанность термина — в связи с тем, что один и тот же термин используется в правовых актах в разных смыслах; доступность, так как дает разное представление о содержании его норм, между тем как в нормативных актах должно быть единство в определении термина.

от 06.10.2003

Конституции РФ, Конституции РФ Россия, Конституции РФ

от 12.06.2002

12 стр., 5962 слов

Органы ФСБ в системе правоохранительных органов Российской Федерации

... Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере выполнения правоохранительных функций. Объект исследования - общественные отношения, связанные с вопросами статуса Федеральной службы безопасности России в системе правоохранительных органов. Предмет исследования - нормы ...

от 19.09.1997

Глава 3. Тенденции развития избирательных систем в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы

3.1 Общая характеристика избирательных систем, используемых при формировании законодательных органах государственной власти субъектов РФ, на современном этапе Поиск избирательной системы, наилучшим образом удовлетворяющей требованиям демократических стандартов, считается одной из главных составляющих политического процесса. Выбор системы избирательного права, по общему мнению, определяется соотношением политических сил в стране. Такой вывод часто встречается в политико-правовой литературе. Он нашел подтверждение в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации. В его определении от 20 ноября 1995 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы и запроса Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21.06.1995 № 90-ФЗ (с изм. от 17.11.1998) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указано, что выбор того или иного варианта избирательной системы и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. Этот выбор осуществляет представительный орган — Федеральное Собрание Российской Федерации — в соответствии с правилами законодательной процедуры. В науке конституционного права существуют два подхода к определению избирательной системы: узкий и широкий. Узкий подход к определению избирательной системы замыкается в представлении о различиях избирательных систем преимущественно по способам определения результатов выборов. Баглай М. В. , Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. — М.: Бек, 2012. Учитывая это, избирательной системой называют совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования; принцип организации избирательных округов и порядок определения результатов выборов; способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Таким образом, при узком подходе все фокусируется на заключительной стадии выборов — голосовании и способах определения его итогов. Широкий подход дает более масштабное представление об избирательной системе как о порядке формирования выборных органов и системе распределения мест после установления результатов голосования. В этом варианте под избирательной системой понимаются, во-первых, принципы и условия участия граждан в осуществлении избирательного права (активного и пассивного); во-вторых, организация и порядок выборов (т.е. избирательный процесс); в-третьих, определение итогов голосования и установление результатов выборов. Как отмечает М. В. Баглай , понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. В Российской Федерации в последние годы получили распространение несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

О мажоритарной и пропорциональной системах писал в свое время русский юрист дореволюционной поры Н. И. Лазаревский . По его мнению, мажоритарная — это система выборов, при которой по округу проходит депутат (депутаты), получивший абсолютное большинство голосов; пропорциональная — система выборов, когда от округа избирается несколько депутатов, причем избранным считается не только список, получивший наибольшее число голосов. Все места распределяются между отдельными списками, от каждого из которых берется число депутатов, пропорциональное тому числу голосов, которое этот список получил. Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории на несколько избирательных округов (одномандатных или многомандатных), от каждого из которых избираются один или несколько депутатов. Мажоритарная система имеет разновидности: относительного, квалифицированного и абсолютного большинства, что обусловлено различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Система относительного большинства допускает избрание кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам. Несмотря на имеющиеся недостатки, мажоритарная система относительного большинства традиционно используется при выборах представительных органов. В России она чаще всего используется при выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления. Требование квалифицированного большинства сейчас практически не предусматривается действующим законодательством. Система абсолютного большинства применяется преимущественно при избрании Президента России и руководителей (глав) муниципальных образований — как правило, городских округов и муниципальных районов. Кандидаты на указанные должности должны набрать более половины (50% + 1 голос) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Достоинством мажоритарной системы абсолютного большинства в отличие от большинства относительного является то, что избранного с ее помощью кандидата или список кандидатов поддерживает действительно большинство проголосовавших избирателей. К числу недостатков мажоритарной системы абсолютного большинства относят, как правило, ее нерезультативность. При этом степень нерезультативности возрастает с увеличением количества кандидатов в округе, так как кандидатам непросто собрать в первом туре более половины голосов избирателей. Для преодоления указанного недостатка применяется, как правило, повторное голосование (второй тур).

3 стр., 1322 слов

Избирательная система и избирательное право США

... аспекты, касающиеся избирательной системы США. Глава 1. Избирательное право. Общие сведения. Конституция США содержит лишь некоторые положения, регулирующие выборы. Федеральные законы об избирательном праве 1965, 1970, ... их округу на предстоящих выборах. 2 Победители на выборах в США определяются по мажоритарной системе относительного большинства. При этой системе для завоевания депутатского ...

Пропорциональная система применяется только на выборах в представительные (законодательные) органы. Федеральное законодательство предусматривает право муниципальных образований самостоятельно определять вид избирательной системы. Однако ныне система пропорционального представительства применяется в России лишь в нескольких муниципальных образованиях. Пропорциональная система стимулирует развитие политических партий, которые представляют собой в странах с устоявшимися демократическими традициями один из базовых институтов гражданского общества, призванных посредством участия в выборах выражать потребности и интересы различных социальных слоев в государственных органах.

Понятно, что такая избирательная система в принципе достаточно справедлива, ибо позволяет, например, иметь своих представителей в парламенте тем малым партиям и частям общества, идущим за ними, которые собирают на выборах сравнительно небольшое число голосов, Она применяется в условиях создания многомандатных избирательных округов; при этом, чем больше по своим размерам такие округа, тем полнее реализуется принцип пропорциональности (15, «https:// «).

3 стр., 1423 слов

Следственный комитет РФ в Конституционной системе государственной власти

... являются совокупность общественных отношений, связанных с конституционно - правовым статусом Следственного комитета РФ в системе органов государственной власти, а также тенденции и закономерности их совершенствования. Предметом исследования ... Е.А. Лукашевой, Б.Н. Топорнина и др. При работе над исследованием автор использовал работы современных ученых в области административного права, уголовного ...

3.2 Избирательная система в субъектах Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования избирательного законодательства Все сферы российского общества перестраиваются, в том числе и государственно-правовая. Свободные демократические выборы занимают особое место в становлении и развитии основ конституционного строя Российской Федерации. Они действительно превращаются в эффективные механизмы формирования государственной власти, обеспечивающие ее преемственность и политическую стабильность. Современные выборы проходят в условиях многопартийности, состязательности кандидатов, открытости, свободы мнений и подлинного выбора; созданы правовые условия для независимости избирательных комиссий от органов государственной власти. И от того, насколько точно все субъекты избирательного процесса следуют положениям законодательства, зависит организационно-правовой уровень проведения выборов, легитимность их результатов.

Собрания РФ

от 12.06.2002

Заключение

Выборы как политический институт следует рассматривать как обязательный и постоянно действующий элемент политической системы.

В России до сих продолжается процесс формирования основных политических институтов, в том числе и института выборов. До тех пор, пока в обществе не будут сформированы и усвоены большей его частью, или, по крайней мере, основными политическими элитами, консенсусные представления по основным направлениям национально-государственного строительства, в стране будут продолжаться попытки менять те или иные элементы института выборов. Стабилизирующим фактором, безусловно, является подписание Россией ряда международных правовых актов, формулирующих международные стандарты выборов. Это так, но очевидно и другое: формальное согласие принять высокие международные стандарты еще не означает следование им в действительности. Неучастие многих граждан в политической жизни России в последние годы не в последнюю очередь связана и с неверием в справедливость и эффективность сложившегося института выборов. В условиях продолжающегося процесса формирования современной политической системы России на институт выборов ложится особая ответственность. Он предстает как историческая альтернатива далеко еще не исчезнувшему тоталитарному сознанию граждан и бюрократическому традиционализму. Непосредственные, свободные, равные и тайные выборы — основа устройства государства, признанного в большинстве стран мира наиболее соответствующим принципам справедливости и естественного состояния общества — современной демократии.

Избирательную систему рассматривают как систему фактических отношений, связанных с выборами органов государственной власти и местного самоуправления (в широком смысле); правила, определяющие порядок проведения и подведения итогов выборов органов государственной власти и местного самоуправления, которые в соответствии с действующим законодательством страны избираются ее гражданами (в узком смысле).

Представляется, что отказ рядом авторов от термина «избирательная система» в узком смысле не оправдан. Это понятие не сводится только к способу определения результатов голосования, а в действительности представляет систему важнейших юридических норм. Избирательное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с реализацией права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Современное законодательство, к сожалению, не идеально в отношении концептуального отражения и совершенства юридической техники воспроизводства принципов проведения выборов.

13 стр., 6254 слов

Взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей государственной ...

... Рады Украины как единственного органа законодательной власти, институт президентства, их роль и место в системе государственной власти. Вместе ... Украины, обретения ею государственной независимости, демократические преобразования, формирование гражданского общества и построение правового государства, одним из главных признаков которой является разделение государственной власти на законодательную, ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/istoriya-razvitiya-izbiratelnogo-prava-rossii/

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 30.12.2008) // Российская газета, № 7 от 21.01.2009.

от 21.07.1994

от 06.10.1999

от 10.01.2003 г. N

от 12.06.2002 г. N

Научная и учебная литература избирательная законодательная государственная власть

Автономов А. С., М. В. Конституционное, Братановский С. Н.