Демократический государственный режим

Курсовая работа

Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением понятия политического режима, типологии политических режимов, а также с проблемами становления демократического политического режима. Указанные вопросы требуют сегодня серьезной теоретической разработки, осмысления.

В последнее десятилетие в Российской Федерации осуществляются, глубокие государственно-политические, социально-экономические, правовые преобразования. Сопутствующее этому процессу новое политико-правовое мышление ставит человека, его жизненные проблемы и интересы, в качестве важнейшего объекта исследования общественных наук. Одним из фундаментальных понятий, наиболее тесно связанных с реальными условиями существования человека, его правами и обязанностями, является демократический политический режим.

В связи с этим вполне закономерна актуальность в наши дни идеи демократизации политических режимов в современном мире.

Форма государства, являясь сложным общественным явлением, определяет, как государство устроено и организовано, какими методами осуществляется государственная власть, какова территориальная организация; государственной власти. От того, какой будет форма государства, в значительной степени зависит будущее того или иного государства в целом, а соответственно всего общества и каждого человека в отдельности.

К настоящему времени наука приобрела значительный опыт в исследовании этой проблемы. Ее освещение позволит более четко определить рубежи, достигнутые на сегодняшний день в теории формы государства, выявить нерешенные вопросы и более определенно сформулировать задачи и цели последующих разработок.

Целью курсовой работы является рассмотрение демократического государственного режима.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть политический режим как элемент формы государства;
  • изучить типологию политических режимов;
  • изучить понятие демократии;
  • описать формы осуществления демократии;
  • выявить особенности демократического политического режима.

Объект исследования: демократический политический режим.

Предмет исследования: теоретико-правовые аспекты формирования, развития и функционирования демократического режима.

В курсовой работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, а также ряд частно-научных методов: сравнительного правоведения, логический, системно-структурный, историко-юридический, классификации государственно-правовых явлений, реконструкции идей и теорий.

2 стр., 901 слов

Курсовая Принудительные работы

... принудительных работ. Задачи курсовой работы: изучить понятие и историю развития принудительных работ в российском уголовном праве; проанализировать применение наказания в виде принудительных работ; выявить проблемы применения наказания в виде принудительных работ. Объект исследования – общественные отношения в сфере применения принудительных работ. Предмет исследования ...

Теоретическую основу работы составили труды российских и зарубежных авторов, таких как: Алексеев С.Ю., Бабаев В.К., Венгеров А.Б., Головистикова А.Н., Иоффе О.С., Исаев И.А., Левченко В.Н., Пугинский Б.И. и др.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие и виды политических режимов, .1 Политический режим как элемент формы государства

Среди базовых для политической науки понятий — понятие «политический режим» занимает чрезвычайно важное место. Оно появилось «как антитеза формально-правовым определениям государства в классической позитивистской юриспруденции. Эвристический потенциал данного понятия состоит в раскрытии реального механизма власти в противоположность формальному его определению.

Существует множество дефиниций этого понятия. Так, в рамках теории рационального выбора акцент делается на то, что политика это форма игры — соперничества, и понятия «политический режим» и «политическая игра» часто употребляются как тождественные. Но между ними, несомненно, есть и существенное различие. Подразумевается, что политическую игру ведут «максимизаторы собственной выгоды», тогда как разговор о политическом режиме предполагает акцентирование установленного сочетания правил приемлемого социального поведения и институтов, в контексте которых логика поведения, которой следуют авторы, может быть различной [5, с.89].

Одним из наиболее признанных, является определение, данное Иоффе О.С.: политический режим это «определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления» [9, с.72].

Приведем также более современное определение Кашаниной Т.В.: «Политический режим это вся совокупность явных и неявных моделей определяющих формы и каналы доступа к важнейшим управленческим позициям, характеристики субъектов имеющих такой доступ или лишенных его, а также доступные субъектам стратегии борьбы за него» [11, с.136].

Достоинство этого определения в том, что оно максимально широко, то есть носит зонтичный характер, и под него могут быть подведены все исследуемые «случаи», кроме того, оно легко операционализуется при построении классификаций политических режимов, что является главным способом их изучения.

Американская школа политологии вместо «политического режима» обычно использует более широкое понятие «политической системы». Однако, по мнению Левченко В.Н., «политическая система» есть понятие обобщающее, аналитическое, играющее в осмыслении политической реальности роль концептуального ядра, в то время как «политический режим» способствует эмпирическому описанию этих реальностей [15, с.89].

Если системная теория имела целью выявление общих функций политической системы, то политический режим, по мнению того же автора, обозначает специфические пути и средства, какими эти функции могут быть структурированы и встроены в институты и процедуры, а также возникающие входе этого специфические взаимоотношения. Иногда, для того чтобы подчеркнуть это различие, отмечают, что политический режим представляет собой функциональную подсистему политической системы. Одна и та же политическая система в зависимости от исторического контекста может функционировать в различных режимах.

8 стр., 3589 слов

Политическая система Республики Татарстан

... изменения в социально-политической системе и экономических отношениях, отразился на изменениях, в существующих конституциях советских республик. Развитие политических событий в начале 90-х годов и изменение правового статуса Республики Татарстан, в связи с ...

Таким образом, можно говорить о политическом режиме как об открытых для изменений моментах правления, переменных параметрах современного конституционного строя. Само слово «режим» получило широкое распространение в качестве нового политического понятия в конце XVIII — начале XIX вв., одновременно со словом «Конституция», послужившим для концептуализации устойчивых характеристик политического устройства, уважение которых было обязательным как для государства, так и для гражданского общества. Соответственно, требовалось каким-то образом обозначить комплекс переменных параметров политического устройства, которые не только можно, но и должно периодически менять. «Любая конституция рисует не одну, а множество схем правления, построение которых зависит о расстановки сил в данный момент.

1.2 Типологии политических режимов

Первый шаг в классификации политических режимов — разделение их на открытые (демократические) и закрытые (недемократические).

Открытая политическая система характеризуется высокой степенью «отзывчивости» по отношению к требованиям, выдвигаемым «окружающей средой». При этом такая открытость может достигать такой степени, когда даже протестные движения кооптируются в существующие властные структуры и их требования, так или иначе, усваиваются политическими институтами.

Для закрытых политических систем, напротив, характерны репрессивные меры по отношению к инициативам и несанкционированным коллективным действиям любого рода.

В литературе обычно выделяются следующие показатели степени открытости политических систем:

Число политических партий, фракций и организованных групп интересов, которые способны переводить требования различных социальных групп на язык официальной политики. Считается, что чем их больше, тем менее вероятно формирование общественных движений, требования которых не вписались бы в спектр политических требований, выдвигаемых политическими партиями.

Разделение исполнительной и законодательной власти. Поскольку законодательная власть (в отличие от исполнительной) непосредственно подотчетна избирателям, постольку она более чувствительна к требованиям населения, а значит и общественных движений, групп интересов и др. [18, с.55]

Характер взаимодействия исполнительной власти и организованных групп интересов. Считается, что там, где между этими социальными институтами складываются относительно свободные неформальные связи, облегчается доступ новых требований к центру принятия решений, а это значит, что невелика вероятность возникновения радикальных протестных движений.

Наличие механизма агрегации требований, выдвигаемых различными социальными и политическими авторами. Считается, что открытость системы уменьшается, если в ней отсутствуют механизмы формирования политических компромиссов и поиска консенсуса.

Исходя из этих критериев, Г. Алмонд предложил следующую классификацию политических систем:

  • англо-американская (наиболее открытая);
  • континентально-европейская (относительно закрытая, ассоциируется с «иммобильностью» и «непреходящей угрозой того, что часто называют «цезаристским переворотом»);
  • тоталитарная;
  • доиндустриальная (Приложение А) [17, с.102].

Первые две — это типы демократических режимов; они отличаются характером политической культуры и ролевых структур. Англо-американские системы отличаются «однородной светской политической культурой» и «высокоспециализированной ролевой структурой», тогда как континентальным европейским системам присущи «раздробленность политической культуры», т. е. существование автономных, мало соприкасающихся друг с другом политических субкультур, и ролевая структура, в которой «роли задаются субкультурами и имеют тенденцию к формированию собственных подсистем распределения ролей». Великобритания и США являются классическими примерами первого типа, Веймарская Германия, Франция и послевоенная Италия — второго. Политические системы стран Скандинавии и Бенилюкса «сочетают в себе некоторые черты и европейского континентального, и англо-американского типов». Третья и четвертая системы — закрытые, однако тоталитарная, в отличие от доиндустриальной, относится к современному типу политических систем.

9 стр., 4252 слов

Демократия и государство

... чем сущность демократии? Формирование демократического государства является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества. В реальной политической борьбе прошлого, демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод. Развитие представительной демократии по двум направлениям: ...

Признать эту типологию логически последовательной достаточно трудно, она только описывает определенный круг политических феноменов, но не слишком помогает в объяснении реальности, поэтому появилось великое множество других классификаций. Так, Чарльз Ф. Эндрейн выделяет четыре типа политических систем:

  • народная (племенная);
  • бюрократическая авторитарная;
  • согласительная;
  • мобилизационная (Приложение Б) [17, с.102].

Его типология строится на основе трех параметров:

  • ценностные иерархии и интерпретация культурных ценностей, оказывающих решающее воздействие на формирование политических приоритетов;
  • воздействие на политический процесс со стороны таких структур, как правительство, политические партии, социальные группы внутри страны, различные иностранные институты;
  • поведение лидеров и масс [17, с.103].

Такое сочетание структурного, культурного и поведенческого аспектов в исследовании политических систем дало возможность более тесно связать теорию с политической практикой.

В заключении отметим, что актуализация проблемы взаимовлияния политического режима и формы правления, ставшей сегодня центральной для стран «демократического транзита», привела к появлению типологии, призванной связать воедино политологическую и формально-правовую характеристики государственного устройства. В результате появились понятия «парламентский режим», «президентский режим», «смешанный (или полупрезидентский) режим» и т. д.

2. Общая характеристика демократического режима, .1 Понятие демократии

Пытаясь определить, что собой представляет демократия, многие западные исследователи, сделали вывод о том, что демократия — это:

  • прямое или косвенное управление страной самими людьми;
  • правление большинства;
  • восприятие и реализация принципа равенства прав и свобод граждан, а также их возможностей [12, с.142].

Исходным в подобных определениях и суждениях является тезис о том, что первоначально демократия в современном ее понимании, зародившись в Греции, дословно означала «народовластие» (от demos — народ и kratos — власть).

Этот же смысл вкладывается в данный термин и понятие и поныне.

9 стр., 4137 слов

Общество и государство. Гражданское общество в условиях правового государства

... общества, главным образом, по поводу их экономических и социальных интересов. Именно благодаря демократии во многих странах мира давно начались процессы - складывания гражданского общества как мощного противовеса государства, ... власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. ...

В отечественной научной литературе при рассмотрении понятия и содержания демократии исходят, так же, как и в западных источниках, из традиционного представления о ней как о народовластии. Но в отличие от последних основной акцент при ее определении зачастую ставится не на правах и свободах граждан или на других ее атрибутах, таких, как участие граждан в управлении делами общества и государства, а на особом характере формы государства. Демократия, говорится в связи с этим в Энциклопедическом словаре, — это не что иное, как «форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод».

Это не означает, что из поля зрения отечественных исследователей выпадают другие стороны и проявления демократии. Рассматривая ее под разными углами зрения и с позиций различных наук — философии, социологии, истории, политологии и др., многие авторы, например, определяют демократию как особый политический режим, как некий «атрибут государства», характеризующийся «принадлежностью народу всей полноты власти, реальной возможностью трудящихся управлять обществом и государством через созданные и контролируемые ими государственные и общественные организации…» [20, c.34].

Существуют и другие подходы и представления о демократии, отражающие те или иные ее стороны и отдельные аспекты ее проявления. Каждый из них по-своему раскрывает понятие демократии и каждый заслуживает к себе определенного внимания.

Исходное же определение демократии как народовластия или, скажем, как формы государства не может в полной мере удовлетворить ни теоретические (интеллектуальные) потребности общества или его отдельных представителей, ни их практические запросы. Представление о демократии как о форме государства является весьма односторонним, а представление о ней как о народовластии — слишком общим, непременно требующим определенной детализации и «расшифровки».

К тому же нельзя упускать из поля зрения тот немаловажный факт, что у авторов, занимающихся проблемами демократии, нет четко согласующегося с реальной действительностью представления ни о «демосе» — носителе власти, ни о «кратосе» — понятии, содержании и основных признаках самой власти. Все это не может не затруднить, с одной стороны, глубокое разностороннее понимание демократии как реально существующего в той или иной стране явления, а с другой — проведение грани и соответственно избежание смешения демократии как научного феномена с псевдодемократией как идеологическим и пропагандистским феноменом [22, с.136].

Демократия в реальной жизни выступает как сложное и многогранное явление, материализующееся в самых различных сферах жизни и имеющее бесчисленные пути и способы своего проявления. Она отнюдь не сводится лишь к политической сфере жизни общества или государства, как это иногда трактуется в литературе, а распространяется также и на другие сферы — экономическую, социальную, культурную, научную, идеологическую. В зависимости от того, в каких сферах жизни общества и деятельности государства проявляется демократия, обычно говорят и о соответствующих видах демократии. Например, если демократические принципы, нормы и идеи реализуются в политической сфере жизни общества и государства, то, несомненно, в данном случае речь идет о политической демократии. Когда же они проявляются в сфере экономики, социальной сфере жизни общества или же в области идеологии, то соответственно имеется в виду экономическая, социальная и «идеологическая» демократия.

28 стр., 13949 слов

Разделение властей в современном Российском государстве

... народа и большое значение придавал непосредственной демократии. Соединённые Штаты Америки изначально создавались как республика, причём сначала как конфедерация, а затем как федеративное республиканское государство. "Отцы-основатели" существенно развили теорию разделения властей. ...

В частности, по отношению к субъекту государственной и общественной власти — народу — демократия выступает как максимальное проявление его воли, устремлений и интересов, их характеристика. Применительно к непосредственным носителям этой власти — государственным, партийным и общественным органам и организациям демократия выступает как их соответствующая форма или принцип организации. По отношению к процессу осуществления государственной и общественной власти демократия проявляется как совокупность соответствующих методов и способов властвования, т.е. как соответствующий режим. Наконец, по отношению к объекту проявления власти — отдельным гражданам, юридическим лицам, социальным слоям, группам, классам, ассоциациям и организациям демократия выступает в виде их соответствующего статуса, режима их жизнедеятельности, широкого круга конституционно закрепленных прав и свобод [10, c.102].

К сказанному следует добавить, что политический и идеологический плюрализм, многопартийность, признание принципа разделения властей, решение вопросов большинством голосов, выборность, сменяемость и подотчетность государственных органов народа и многое другое в таком же духе — это все так же есть не что иное, как пути и способы проявления всего того, что именуется демократией.

Исходя из взаимосвязи и взаимодействия различных сфер «приложения» демократии, а также различных путей, форм и способов ее проявления, о демократии как явлении в каждой отдельно взятой стране можно говорить не как о случайном наборе демократических проявлений, институтов и учреждений, а как о некой их системе.

Составными частями или структурными элементами такой системы в зависимости от аспекта исследования, а также от уровня (своего рода «среза») рассматриваемой системы могут выступать, отдельные разновидности демократии — демократия внутрипартийная, государственная, профсоюзная и т.д. Они проявляются как первичные (по своему объему, содержанию, месту в системе и социальному назначению) элементы, непосредственно образующие общую систему демократии и выступающие, в свою очередь, по отношению к ней как подсистемы. Кроме выделения первичных элементов общей системы демократии возможно также выделение и ее вторичных элементов, которые непосредственно образуют в результате своей взаимосвязи и взаимодействия частные системы (подсистемы) демократии. В качестве такого рода вторичных элементов общей системы демократии можно назвать, например, на уровне рассмотрения форм внутренней организации и внешнего проявления демократии различные демократические (партийные, государственные и общественные) институты и учреждения; на уровне содержания демократии — соответственно ее различные принципы (выборность, подотчетность, гласность, сменяемость, коллективность руководства и др.), традиции демократии, различные социальные нормы, конституирующие демократические институты и учреждения и содержащие в себе демократические права и свободы граждан. Используя аналогию с другими социальными системами (и в частности, с политической системой, теория которой считается более или менее разработанной в литературе), в общей системе демократии можно выделить в качестве самостоятельных элементов также и взаимодействие субъектов демократии, их общественно-политическую активность и фактические отношения, возникающие между ними в процессе реализации их прав и свобод, при проведении в жизнь принципов демократии [25, с.80].

13 стр., 6001 слов

Демократия и свобода в политической теории и практике

... не одно лицо или группа лиц, а все граждане и решения принимаются простым большинством голосов. Демократия понималась как прямая власть народа по образцу Афин V–IV вв. до н.э. ... и реализовали на практике систему норм, совмещающих демократические принципы правления народа и либеральные принципы защиты свобод и прав каждого человека. В этих целях им представлялось важным избежать ...

В заключении отметим, что демократия представляет собой определенную форму государства: правление по воле большинства предполагает наличие учреждений, с помощью которых эта воля формулируется в виде законов и осуществляется, а также демократия представляет собой политический режим, т.е. определенный метод осуществления государственной власти, который противопоставляется недемократическим (авторитарным и тоталитарным) политическим режимам.

демократия политический режим государство

Демократия, выступая как сложное и многогранное явление, материализующееся в самых различных сферах жизни и имеющее поистине бесчисленные пути и способы своего проявления, представляет систему. Подсистемами, или, как принято говорить в юридической литературе, формами демократии, являются непосредственная и представительная демократии.

Исторически первой возникла непосредственная демократия. Демократия называется прямой, или непосредственной, если граждане непосредственно участвуют в управлении делами государства, общества, местного сообщества.

Примерами непосредственной демократии являются плебисциты (лат. plebiscitum, от plebs простой народ и scitum решение, постановление), проводившиеся еще в эпоху Римской республики, когда на собраниях плебеев принимались решения, обязательные для всего этого сословия. Своеобразными плебисцитами были также и постановления большинства, провозглашавшиеся на родоплеменных собраниях у славян и древних германцев. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, некоторых других городах Руси [2, с.187].

Последовательно идея непосредственной демократии была разработана Ж.Ж. Руссо, общепризнанным автором теории народного суверенитета, его неделимости и неотчуждаемости.

Ж.Ж. Руссо выдвинул идею о том, что власть народа и правление, которое ее осуществляет, существуют лишь в интересах народа. Отсюда следует трудно оспариваемый вывод, что нечто, устанавливаемое в интересах всех, должно быть регулируемо общей волей, все граждане должны участвовать в принятии этого решения при условии подчинения воле большинства. Так, с одной стороны, обеспечивается право каждого участвовать в решении общих дел, а с другой служит хорошим практическим средством для обеспечения управления общими делами.

Ж.Ж. Руссо допускал, что «общая воля неизменно направлена прямо к одной цели и стремится всегда к пользе общества, но из этого не следует, что решения народа имеют всегда такое же верное направление. Люди всегда стремятся к общему благу, но не всегда видят, в чем оно». Философ не отождествлял народный суверенитет и демократию. Суверенитет народа возможен, истинная же демократия, требующая осуществления народом и законодательства и управления всеми делами общества, неосуществима. Из этих положений вытекает, что народ сосредоточивает в своих руках все атрибуты власти и никакое частное лицо, ни монарх, ни депутат не могут считаться законными обладателями всей полноты этой власти. Суверенитет неотчуждаем и неделим учил Ж.Ж. Руссо. На практике это означает, что никакое представительное собрание не может сосредоточить в себе всей полноты прав, принадлежащих народу. И эти права могут быть реализованы только всей совокупностью граждан. Ж.Ж. Руссо порицал идею народного представительства: «Депутаты народа… не являются и не могут являться его представителями; они лишь его уполномоченные; они ничего не могут постановлять окончательно» [3, с.197].

3 стр., 1455 слов

Взаимосвязь государства, права и экономики

... и личности. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Глава 1. Понятие права, государства и экономики. 1.1 Понятие государства. Идея государства происходит из самой глубины человеческого сознания. На различных этапах развития народы и ... прошлом, и построении системы, наиболее рационального взаимодействия государства, права и экономики. Вопрос о соотношении государства, права и ...

Концепция Ж.Ж. Руссо, построенная на началах справедливости, совершенно правильно предугадывала то общее направление, в котором будет происходить развитие современных государств. Но она рисовала совершенно отвлеченный идеал, недостижимый в настоящем и едва ли достижимый в будущем.

Определение Российской Федерации в Конституции как демократического государства основывается, прежде всего, на признании народа источником власти (греч. demokratia — демократия, бук.: народовластие, от demos народ и kratos власть).

Демократизм государства находит также выражение в обеспечении в нем народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами [8, с.129].

Его сущность характеризуется пониманием народовластия как единого процесса формирования воли народа и ее практического осуществления, как единства экономической, политической и духовно-нравственной власти народа и механизмов их реализации, как распоряжение народа своей свободой без ущерба свободе составляющих его социальных групп.

Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ Российской Федерации, признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, выдвигая на первое место непосредственное осуществление власти народом, а высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении государством реализуется в двух формах демократии непосредственной и представительной [1].

Идея представительства резюмируется в следующем: проявления воли, исходящие от известных индивидов или известных групп индивидов, имеют ту же силу и производят то же последствие, как если бы они прямо исходили от нации. Формальный носитель верховной власти (народ) не отождествляется с носителем реальным (представительными учреждениями).

Субъект воли и ее выразитель в условиях представительной демократии не совпадают.

Согласно Конституции Российской Федерации, народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления; представительным и законодательным органом Российской Федерации является, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Парламент единственный официальный орган народного представительства на общегосударственном уровне. Универсальность такого представительства, конечно, относительная, поскольку нацию, народ «представляют» избиратели, т.е. только граждане, которые имеют и реализуют конституционное право избирать и быть избранными. Избиратели не все население, но они есть конституционно определенная и политически правоспособная и дееспособная его часть, наиболее зрелая в гражданском и политическом смысле для выполнения столь весомой функции как формирование парламента [1].

6 стр., 2999 слов

Реферат государственная власть и право

... строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По ...

На условность народного представительства указывает и Коваленко А.И.: «Представительство народа понятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бы всех депутатов избирал народ в целом и депутаты не являлись одновременно представителями какой-либо партии (а в парламентах демократических государств таких депутатов большинство).

На самом же деле за депутата голосует не весь народ, а избиратели лишь одного округа, которые учитывают не только личные качества кандидата, но его партийную принадлежность, ориентир на ту или иную предвыборную программу» [13, с.69].

Представляется, что парламент существует для того, чтобы издавать законы на основе баланса интересов социальных, национальных и территориальных групп населения, выявлять и раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле так, как он ее воспринял. При несоответствии действительной воли представительного органа воле народа в решении конкретного вопроса должен вступить в действие механизм прямой демократии, в рамках которого выявится подлинная воля народа относительно разрешения данного вопроса [4, c.191].

Такой механизм может быть заложен в виде референдума, назначаемого президентом или иным органом власти по требованию граждан (населения).

В случае полного несоответствия воли представителей воле народа относительно общей политики государства или его органа возможен роспуск представительного органа или одной из его палат. Данное положение подчеркивает значение непосредственной демократии как формы осуществления народом принадлежащей ему государственной власти и ценность референдума как наиболее яркой формы непосредственного народовластия.

В научной литературе не сложилось единого мнения в толковании понятия непосредственной демократии. По мнению Венгерова А.Б., «непосредственная демократия это, прежде всего инициатива и самодеятельность широчайших народных масс» [6, с.240]. На взгляд Корельского В.М., «главным и основным для непосредственной демократии является непосредственное осуществление народом государственных функций законодательства и управления» [14, с.136]. Лившица Р.З. считает, что «прямое народовластие означает прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля» [16, с.100].

Черниловский З.М. определяет непосредственную демократию как прямое волеизъявление граждан при участии в управлении государственными и общественными делами [24, с.70].

В юридической литературе также можно встретить попытки определить понятие непосредственной демократии. Пугинский Б.И. исходит из понимания непосредственной демократии как сферы властных отношений, в рамках которой народ в целом либо его часть, организованная как самостоятельный коллектив (территориальный или иной), осуществляет свою власть на основе всеобщего участия и прямого волеизъявления каждого при принятии государственных и общественных решений [19, с.110].

В юридической литературе характерными чертами непосредственной демократии называют:

  • прямое волеизъявление граждан, которое не опосредуется какими-либо органами;
  • совпадение субъекта (источника) воли и субъекта выражения воли;
  • участие граждан в принятии решений, в осуществлении власти от своего имени;
  • право на непосредственное волеизъявление предоставляется правоспособному лицу на основании гражданства, достижения определенного возраста и проживания на соответствующей территории, членства в трудовом коллективе, общественной организации;

— посредством институтов прямой демократии в принятии решений могут участвовать все правоспособные лица, входящие в состав субъекта непосредственной демократии по каждому вопросу, который данный субъект имеет право непосредственно решать или участвовать в его решении.

Несмотря на то, что разработкой и анализом этой проблемы занимались многие отечественные ученые-государствоведы, необходимо отметить, что в науке нет единства по поводу того, что относить к формам непосредственной демократии. Каждый из них по-своему определяет перечень форм волеизъявления народа, относящийся к институту непосредственной демократии, однако в целом можно утверждать, что под формами непосредственной демократии юридическая наука понимает те ее проявления, которые институционализируют непосредственное властное волеизъявление обладателя полноты государственной власти народа.

Таким образом, исходя из тезиса об исключительной связи прямого народного правления с осуществлением государственной власти, из определяющего характера непосредственной демократии к формам прямого правления следует отнести: референдум; выборы; отзыв депутата либо выборного должностного лица; общие собрания населения. Учитывая новый признак непосредственной демократии сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивную функцию в системе социального управления, к формам непосредственной демократии отнесем митинги, шествия, демонстрации, пикетирования. К комплексным формам, включающим в себя и первую и вторую функции, отнесем народную инициативу, деятельность политических партий, отзыв выборного народного представителя.

3 Особенности демократического политического режима

Демократия как определенная система власти по существу представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. За счет соучастия во власти всех слоев населения демократия открыта одновременно всем вариантам социального выбора. Как подчеркивает Хропанюк В.Н., «демократия… это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, свободу слова и другие главные политические права личности; свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех политических институтов; обеспечение условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их политических предпочтений. Демократия не требует обязательной смены правящих партий, но возможность такой смены должна существовать, поскольку сам факт таких перемен является основным свидетельством демократического характера режима» [21, с.157].

Что касается нормативной базы, то демократия организует и упорядочивает конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение групп на продолжение участия в оспаривании власти. При демократии каждая группа имеет возможность самостоятельного выбора стратегии своего поведения, ведущей к самым разным и непрогнозируемым последствиям. Причем результаты применения подобных стратегий могут быть и разнонаправленными. Таким образом, данная форма организации политического порядка, как очевидно, содержит и альтернативу себе самой, источник социального саморазрушения. Поэтому свободный выбор гражданами пути политического развития, исключающего саму идею соревновательности за власть (как это случилось в Веймарской республике, где Гитлер на законных основаниях стал главой государства), способен уничтожить даже воспоминания о демократической форме политической жизни.

Однако в целом постоянство применения различных политических стратегий, непрерывное соперничество групп исключает ситуации, в которых победу одерживает кто-то один раз и навсегда. Условием динамики, постоянства балансирования интересов групп является согласие участников конкуренции с правилами, ясными и доступными для всех желающих принять участие в этой «политической игре». Причем данные правила исключают постоянное использование силы для решения конфликтов в процессе конкуренции, а случаи ее применения, как правило, оговариваются отдельно.

Демократия — это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод [21, с.157].

Характерными чертами демократического политического режима являются:

  • избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании;
  • наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;
  • разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, наличие механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;
  • многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках Конституции;
  • принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;
  • отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

Гарантии функционирования демократического политического режима предусматривают создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата; ликвидацию системы привилегий, связанных с обладанием властью; наличие возможностей для своевременного полного политического информирования граждан; упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников; гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

К признакам демократического политического режима следует отнести следующие:

  • участие населения в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии;
  • принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства;
  • развитое гражданское общество;
  • существование правового государства;
  • выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  • легитимность государственной власти;
  • демократический контроль общества над силовыми структурами;
  • доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами насилия и принуждения;
  • провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • действие принципа «дозволено все, что не запрещено законом»;
  • политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его;
  • гласность, отсутствие цензуры в средствах массовой информации; реальное осуществление принципа разделения властей [17, с.82].

Специфика и уникальность демократического устройства власти выражаются в наличии у нее универсальных способов и механизмов организации политического порядка.

В частности, такая политическая система предполагает обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства; систематическую выборность основных органов власти; наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства; абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм); профессиональный характер правления элит; контроль общественности за принятием важнейших политических решений; идейный плюрализм и конкуренцию мнений.

Действие таких всеобщих способов формирования власти предполагает наделение управляющих и управляемых особыми правами и полномочиями, важнейшие из которых связаны с действием механизмов прямой, плебисцитарной и представительной демократии. Так, прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений. В основном такие формы участия используются тогда, когда от граждан не требуется какой-либо специальной подготовки. Например, такие формы участия во власти широко распространены при решении вопросов местного значения, проблем, возникающих в рамках самоуправления, урегулирования локальных конфликтов.

Близка по значению к данной форме власти плебисцитарная демократия, которая также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением (поддержкой) или отрицанием вынесенного руководителями государства или группой граждан проекта закона или какого-то конкретного решения. При этом результаты голосования не всегда имеют обязательные, правовые последствия для структур, принимающих решения, т.е. могут только учитываться правящими кругами, но отнюдь не предопределять их действия.

Универсальные свойства современной демократии относятся не только к ее важнейшим институтам и механизмам, но равно и к идейным основаниям власти. Современный опыт политического развития показывает, что единственным средством предотвращения перерастания демократии в ту или иную форму диктатуры является подчинение деятельности ее институтов власти ценностям, утверждающим приоритет прав и свобод индивида. В конечном счете, именно такая ориентация деятельности институтов власти предотвращает использование выборов и других демократических процедур для создания политических преимуществ отдельным (социальным, этническим и др.) группам населения или силам, заинтересованным в сломе демократических порядков.

Наличие подобных идейных оснований функционирования государственных институтов цементирует все здание демократии, позволяет характеризовать ее как особый тип политической системы, обладающей качественными (в отличие от тоталитаризма и авторитаризма) отличиями в организации власти и выполнении необходимых общественных функций.

Политическая система, построенная на этих принципах, не несет никаких ограничений для многочисленных национальных моделей демократической организации власти, которые могут иметь многообразные различия, обусловленные цивилизационной спецификой, традициями народов, теми или иными историческими условиями и обстоятельствами. В этом смысле могут существовать образцы как западной (Великобритания, Германия, США), так и восточной демократии (Индия, Япония), в условиях которой в деятельности институтов власти сложилось различное соотношение между индивидуалистическими и коллективистскими ценностями [40, с.97].

Однако данным странам присуши те идейные ориентиры, которые, в конечном счете, направляют деятельность государственных институтов на защиту прав и свобод отдельной личности, предохраняя общество от произвола власти и гарантируя всем гражданам и их объединениям свободу выражения их интересов.

В то же время, как показывает практический опыт, все попытки утверждения вроде бы гуманистических идеалов «социалистической» демократии с ее принципами «демократического централизма» или механизмами обеспечения «морально-политического единства общества» были неразрывно связаны с массовым попранием гражданских прав населения и установлением диктаторских режимов. То же самое можно сказать и о стремлении некоторых стран утвердить особые образцы «исламской», «конфуцианской» и прочих разновидностей демократии, опирающихся на приоритет тех или иных коллективистских ценностей.

Заключение

Демократические режимы достаточно существенно отличаются друг от друга по многим параметрам. Понятие «демократия» с большим трудом поддается однозначному толкованию. О демократии говорят как:

  • о политическом идеале и реальной действительности;
  • об особой форме функционирования властных структур;
  • системе прав, обеспечивающей широкое участие масс в управлении делами общества;
  • методе регулирования отношений между управляющими и управляемыми;
  • механизме удовлетворения разнородных социальных интересов и мирного разрешения межгрупповых конфликтов;
  • способе получения властных полномочий и их ротации;
  • институциолизированной системе переговоров между социальными группами, обеспечивающей легитимность режима и др.

Обычно предлагаются следующие критерии демократического режима:

  • всеобщее избирательное право граждан;
  • возможность для граждан претендовать на занятие выборных должностей;
  • регулярное проведение свободных, конкурентных и справедливых выборов;
  • наделение избранных должностных лиц конституционным правом контроля над правительственными решениями;
  • отсутствие притеснений по отношению к политической оппозиции (включая независимые политические партии и группы интересов) и присоединяться к ним;
  • свободный доступ граждан к источникам альтернативной информации.

Формой существования демократии является правовое государство, в которое не только включены все демократические процессы, но в котором также все они контролируются правом и подчинены ему.

Данные критерии представляют собой некоторые эталоны, с которыми можно сопоставить деятельность существующих политических образований, провозглашающих себя демократическими. Политические режимы не прошедшие «тест» по всем признакам процедурной демократии причисляются либо к авторитарным, либо к смешанным или гибридным политическим режимам.

Ни одна политическая система не способна в полной мере соблюдать права человека и одновременно обеспечивать быстрый экономический рост, равенство в доходах и высокий уровень человеческого развития, все режимы, к какому бы типу они не относились, демонстрируют большее или меньшее расхождение между декларируемыми намерениями и реальным результатом. Однако надо всегда помнить парадокс, сформулированный в свое время У. Черчиллем: «Демократия — наихудшая из систем власти, за исключением всех остальных».

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/demokratiya-politiko-pravovaya-harakteristika/

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // РГ. 1993. 25 декабря №237

Основная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/demokratiya-politiko-pravovaya-harakteristika/

Алексеев, С.Ю. Основы теории государства и права [Текст] / С.Ю. Алексеев. — М.: «София», 2008. — 520 с.

Андреева, И.А. Основы государства и права [Текст] / И.А. Андреева. — М.: Юрист, 2008. — 322 с.

Бабаев, В.К. Теория государства и права [Текст] / В.К. Бабаев. — М.: Юристъ, 2008. — 592 с.

Бутенко, А.П. Власть народа посредством самого народа [Текст] / А.П. Бутенко. — М: Норма, 2009. — 378 с.

Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст] / А.Б. Венгеров. — М.: Спарк, 2008. — 390 с.

Власов, В.И. Теория государства и права [Текст] / В.И. Власов. — Ростов-н/Д, 2010. — 400 с.

Головистикова, А.Н. Проблемы теории государства и права [Текст] / А.Н. Головистикова. — М.: Приор, 2009. — 500 с.

Иоффе, О.С. Вопросы теории права [Текст] / О.С. Иоффе. — М.: Юристъ, 2008. — 647 с.

Исаев, И.А. История государства и права России [Текст] / И.А. Исаев. — М.: Юрист, 2006. — 412 с.

Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы [Текст] / Т.В. Кашанина. — М.: Юристъ, 2009. — 690 с.

Керимов, Д.А. Философские проблемы права [Текст] / Д.А. Керимов. — М.: Спарк, 2008. — 430 с.

Коваленко, А.И. Основы государства и права [Текст] / А.И. Коваленко. — М.: Юрайт, 2009. — 700 с.

Корельский, В.М. Теория государства и права [Текст] / В.М. Корельский. — М.: НОРМА, 2008. — 500 с.

Левченко, В.Н. История политических учений [Текст] / В.Н. Левченко. — М.: Юрист, 2007. — 235 с.

Лившиц, Р.З. Теория права [Текст] / Р.З. Лившиц. — М.: Юрист, 2007. — 266 с.

Мазутов, Н.И. Теория государства и права: Курс лекций [Текст] / Н.И. Мазутов, А.В. Малько. — М.: Юрист, 2007. — 414 с.

Назаренко, Г.В. Теория государства и права [Текст] / Г.В. Назаренко. — М.: Норма, 2006. — 316 с.

Пугинский, Б.И. Коммерческое право России [Текст] / Б.И. Пугинский. — М.: Юрайт, 2008. — 410 с.

Рассолов, М.М. Теория государства и права / М.М. Рассолов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 700 с.

Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст] / В.Н. Хропанюк. — М.: Норма, 2006. — 290 с.

Хутыз, М.Х. Энциклопедия права [Текст] / М.Х. Хутыз. — М.: Юрист, 2005. — 670 с.

Черданцев, А.Ф. Теория государства и права [Текст] / А.Ф. Черданцев. — М.: Юрайт, 2010. — 1000 с.

Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права [Текст] / З.М. Черниловский. — М.: Юрист, 2006. — 890 с.

Четвернин, В.А. Понятия права и государства [Текст] / В.А. Четвернин. — М.: Статут, 2008. — 1500 с.

Приложения, Приложение А

Приложения 1

Рис. 1. Классификация политических систем по Г. Алмонду

Приложение Б

Приложение б 1

Рис. 2. Типы политических систем по Ф. Эндрейну