Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что процесс перевозки грузов неразрывно связан с комплексом разнообразных операций – начиная с упаковки и маркировки и заканчивая погрузкой и выгрузкой товара. Зачастую для этого требуется профессиональное оборудование и коллектив специально подготовленных сотрудников. Но если штат компании невелик, а поток отправляемых или получаемых грузов значителен, то самостоятельно заниматься всем этим обременительно и экономически невыгодно. В этом случае можно прибегнуть к помощи посредников, то есть воспользоваться услугами, так называемых транспортно-экспедиционных компаний, в сферу деятельности которых входит доставка груза в целости и сохранности до места назначения точно в срок. Заверяются права и обязанности обеих сторон договором транспортной экспедиции. В юридической литературе его традиционно определяют как договор, в соответствии с которым экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя либо грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.
Таким образом, целью транспортно-
Объектом исследования является совокупность общественных отношений возникающих в сфере применения и заключения договора транспортной экспедиции.
Предмет – договор транспортной экспедиции.
Цель работы: изучить договор транспортной экспедиции и выявить его основные положения.
Задачи:
1. Определить понятие договора транспортной экспедиции.
2. Раскрыть содержание договора транспортной экспедиции.
3. Изучить процедуру заключения договора транспортной экспедиции.
4. Определить ответственность сторон по договору транспортной экспедиции.
- Общие положения о договоре экспедиции
1.1. Понятие договора экспедиции
В действующем Гражданском
Транспортные договоры: сущность и виды
... Перевозка грузов и пассажиров может быть организована предприятием самостоятельно с использованием собственных транспортных средств, либо транспорта, взятого в аренду. Наиболее распространенные транспортные договоры - это: договор перевозки; договор транспортной экспедиции; договор фрахтования; договор аренды транспортного средства ...
В соответствии с п.1 ст. 801 ГК РФ под договором транспортной экспедиции понимается такой договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. 1 Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку или получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено также осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение операций и услуг, предусмотренных договором.
С точки зрения общей характеристики всякого гражданско-правового
Консенсуальный характер договора транспортной экспедиции выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, соответствующие обязательства возникают в силу самого факта подписания соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора 2 .
В последние годы в юридической литературе можно встретить утверждение о том, что договор транспортной экспедиции может быть как консенсуальным, так и реальным договором. Например, по мнению В.Т. Смирнова и Д.А. Медведева, договор транспортной экспедиции “может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в частности, когда экспедитором выступает перевозчик)” 3 .
Следует заметить, что ранее, в советский период, консенсуальный характер всякого договора экспедиции не вызывал каких-либо сомнений или возражений в юридической литературе. Так, О.С. Иоффе подчеркивал, что консенсуальный характер договора экспедиции “проявляется в том, что он признается заключенным в момент достижения соглашения между сторонами, а действия по сдаче и отправке, получению и принятию груза, как и по уплате экспедитору вознаграждения, совершаются во исполнение уже возникшего обязательства” 4 .
Думается, что последующее изменение законодательства о договоре транспортной экспедиции нисколько не изменило признак консенсуальности данного договора. Независимо от того, каким образом экспедитор берется оказать клиенту экспедиционные услуги: непосредственно выполнить указанные услуги своими силами либо лишь организовать их выполнение, – соответствующие обязательства возникают на стороне экспедитора в силу самого факта подписания соглашения с клиентом. В равной мере сохраняется консенсуальный характер договора транспортной экспедиции и в том случае, когда экспедитор выполняет экспедиционные услуги “с вверенным ему грузом”. Ведь в этом случае само получение груза экспедитором от клиента представляет собой исполнение обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, которые возникли с момента подписания соответствующего соглашения между экспедитором и клиентом. Не изменяет консенсуальный характер договора транспортной экспедиции и участие в нем в качестве экспедитора перевозчика груза. Возложение на перевозчика обязанностей по транспортно-экспедиционному обслуживанию возможно лишь при наличии предварительного соглашения между ним и грузоотправителем (грузополучателем).
Договор транспортной экспедиции (2)
... организации доставки грузов любыми видами транспорта. Транспортно-экспедиционные услуги” – возмездные услуги, связанные с организацией доставки груза любыми видами транспорта на условиях и в сроки, обусловленные договором транспортной экспедиции. К транспортно-экспедиционным услугам могут относиться: ...
Только в этом случае обеспечивается принятие перевозчиком груза к перевозке на условиях ранее заключенного соглашения о транспортно-экспедиционном обслуживании клиента.
То обстоятельство, что договор транспортной экспедиции является двусторонним, взаимным и возмездным договором, вытекает из самого определения понятия этого договора, а именно из того факта, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг за вознаграждение и за счет другой стороны. Помимо обязанности оплаты экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, обязательство на стороне клиента включает в себя также обязанность по предоставлению экспедитору документов и иной необходимой информации, в частности о свойствах груза и об условиях его перевозки. Причем исполнение экспедитором своего обязательства носит по отношению к исполнению клиентом обязанности представления документов и иной информации встречный характер (ст. 338 ГК РФ): в случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязательств по экспедированию грузов.
Договор транспортной экспедиции относится к категории гражданско-
Определяя место договора транспортной экспедиции среди иных договоров о возмездном оказании услуг, многие авторы обращают внимание на комплексный характер обязательств, вытекающих из этого договора, и обнаруживают в них элементы иных видов обязательств по возмездному оказанию услуг: перевозки, хранения, поручения, комиссии и т.д., – которые, безусловно, в той или иной мере присутствуют в договоре транспортной экспедиции. Но не следует забывать, что речь идет о самостоятельном гражданско-правовом договоре, а стало быть, и об особом типе обязательств, отличающемся от иных гражданско-правовых обязательств, в том числе и от тех, элементы которых можно выявить в договоре транспортной экспедиции.
Принципиальное значение для определения места договора транспортной экспедиции среди иных гражданско-правовых договоров, направленных на возмездное оказание услуг, имеет выделение признаков указанного договора, которые в своей совокупности позволяют отграничить транспортную экспедицию от других сходных правоотношений 5 .
1.2. Предмет договора экспедиции
В современной юридической
Договор об оказании образовательных услуг
... и настоящим студентам, а также педагогическим работникам. Глава 1. Договор на оказание образовательных услуг: понятие и заключение. 1.1. понятие договора образования. Договор об образовании Вуз самостоятельно решает вопросы, связанные с заключением ...
При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные”6 .
Г.П. Савичев полагает, что предмет договора транспортной экспедиции «обусловлен теми функциями, которые выполняет экспедитор в процессе перемещения грузов клиента. При выполнении этих функций экспедитор уполномочен совершать юридические действия: заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки; осуществлять отправку и получение груза; заниматься раскредитацией транспортных документов; производить оплату услуг перевозчика; принимать на себя правовое обеспечение интересов клиента, а также производить операции вспомогательного характера. К их числу можно отнести, в частности, упаковку груза, его погрузку и разгрузку, складирование и т.п.».
При этом Г.П. Савичев подчеркивает направленность всех услуг экспедитора независимо от их характера “на организацию перевозочного
Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Как правило, это определяется договором, заключенным между экспедитором и клиентом. При этом обращается внимание на то, что определенные требования к транспортно-экспедиционным услугам предъявляются также нормативными актами, которые должны соблюдаться сторонами договора транспортной экспедиции, и приводит в качестве примера Государственный стандарт Российской Федерации «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте» (ГОСТ Р.51133-98), утвержденный постановлением Госстандарта России от 23 января 1998 г № 14 8 .
В рамках договора экспедитор может оказывать
- организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
- заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
- обеспечение отправки и получения груза;
- другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг может быть предусмотрено:
Договор перевозки и его значение
... Ю.В., Брагинский М.И., Витрянский В.В и др. В своей курсовой работе я попыталась рассмотреть основные элементы договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения ... состоит в том, чтобы по поручению клиента отправлять или получать грузы, а также оказывать иные сопутствующие этому услуги. Договор транспортной экспедиции определяется как соглашение, в силу которого ...
- получение необходимых при экспорте или импорте документов;
- выполнение таможенных и иных формальностей;
- проверка количества и состояния груза;
- его погрузка и выгрузка;
- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
- хранение груза;
- его получение в пункте назначения;
- выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Если обратиться к юридической литературе советского периода, то там также можно встретить
Некоторым своеобразием отличалась позиция О.С. Иоффе, который полагал, что предмет договора транспортной экспедиции составляют два объекта: материальный и юридический. По этому поводу он писал следующее: “Материальным объектом договора экспедиции являются грузы, обрабатываемые экспедитором. Но они составляют и материальный объект договора перевозки. Поэтому специфика экспедиции воплощается не в ее материальном, а в юридическом объекте – тех операциях, которые относительно груза обязан совершить экспедитор”. К числу таких операций О.С. Иоффе относил подготовку груза к перевозке, оформление перевозки, доставку груза, его погрузку и выгрузку, таможенные операции, информационную деятельность. При этом он подчеркивал, что “не все перечисленные операции должны обязательно составлять юридический объект каждого из экспедиционных договоров. Но любой договор включает хотя бы какую-то их часть, причем обязательно те, которые опосредствуют связь клиентуры с транспортом” 9 .