Государственная политика по защите здоровья населения в РФ: современные принципы и механизмы

Здравоохранение всегда занимало очень важную нишу в социальной жизни общества. В настоящее время, это одна из самых значимых и перспективных сфер потребности человека. И государство имеет весьма существенную роль в ее развитии.

Современный этап реализации отечественной системы здравоохранения, в первую очередь, характеризуется процессом ее реформирования, финансирования и модернизации.

В ходе проводимой реформы, вся система здравоохранения переживает серьезные организационно- правовые и содержательные преобразования: была создана законодательная база для реформы здравоохранения, направленная на децентрализацию государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением; вводится система обязательного медицинского страхования; проводится структурная реорганизация всего здравоохранения; развивается его частная сфера.

Не смотря на это, возникают трудности функционирования системы здравоохранения: страдает качество медицинской помощи населения; увеличивается количество заболевающих социально опасного характера; все так же присутствует рост смертности и уменьшение рождаемости. Всё это обусловлено посредственным отношением государства к охране здоровья; слабой профилактикой лечения населения; неравномерным финансированием медицинских учреждений; качеством бесплатных медицинских услуг. Так же, на систему здравоохранения влияет не четкая и не последовательная политика государства, должным образом не подкрепленная в правовом, организационном и финансовом отношении, в то время как от правильно определенных направлений государственной политики и результата работы органов государственного управления зависит эффективность системы здравоохранения в целом, а следовательно здоровье граждан Российской Федерации в частности.

Отрасль здравоохранения в России долгий период времени была без должного надзора , важнейшие преобразования осуществлялись без консультаций со специалистами, система профилактической медицины пришла в расстройство, а неэффективное сочетание функций двух ранее самостоятельных органов управления: Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития, будучи объединенными в Министерство здравоохранения и социального развития РФ, выявили недостатки в своей деятельности.

Таким образом, объективные социально-экономические и политические причины пока не позволили создать систему управления, которая бы обеспечивала стабильное и полноценное функционирование и развитие здравоохранения в России.

14 стр., 6694 слов

Нормативно-правовые основы системы местного самоуправления России

... -правовые акты каждого из них. Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления[2]. Правовая основа местного самоуправления ...

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения и анализа деятельности государства в системе здравоохранения, ее организационно-правовых аспектов, и из этого вытекающих проблем, а так же в рассмотрении перспектив ее развития, выявлении всех недостатков и позитивных моментов к которым приведет реформа системы здравоохранения.

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения складывающиеся в сфере государственного управления здравоохранением в Российской Федерации, и чтобы на основе теоретических утверждений, действующего Федерального закона РФ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а так же регионального законодательства, обобщения результатов практической деятельности государственных органов исполнительной власти, медицинских учреждений и других участников здравоохранительных отношений, показать особенности современной российской системы здравоохранения, выявить ее недостатки и определить новые подходы в организации системы государственного управления здравоохранением. Проанализировать административно-правовой статус учреждений здравоохранения, органов его управления, а так же органов связанных с охраной здоровья граждан. Выработать предложения и рекомендации по модернизации правовых основ и организационных мер оптимизации функционирования системы управления здравоохранением в Российской Федерации.

1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения

1.1 Здравоохранение как отрасль государственной политики РФ

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения 1 . Здравоохранение — это система организационных, социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения2 .

В теории государства и права здравоохранение, прежде всего, – это функция государства. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства в целом, правительства, министерства, других государственных органов. При этом государственная функция охраны здоровья населения страны может включать в себя здравоохранение в широком социально – организационном смысле и здравоохранение в узком собственно отраслевом смысле 3 .

В медицинской и юридической литературе здравоо хранение рассматривается как система общественных и государственных социально – экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих высокий уровень охраны и улучшения здоровья народа.4

Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов определяют здравоохранение как совокупность государственных и общественных мероприятий чисто медицинского характера: предоставление медицинской помощи и лекарственных средств, лечение и отдых в здравницах. Сюда же относятся меры общего характера: повышение материального благосостояния, оздоровление окружающей среды и т. п. меры, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней и активной жизни, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья 5 .

4 стр., 1695 слов

Прокуратура Рф в системе управления государством

... управлении государством. Прокуратура — особая система органов. Должностные лица этих органов — прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры реализуют независимо от других органов государственной власти ...

Так или иначе, охрана здоровья является делом государственной важности. Поэтому целесообразно выделить основные задачи государства в области охраны здоровья граждан. К ним следует отнести: улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи; реализацию федеральных и территориальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет конституционное закрепление:

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.6

Обобщая выше приведенное, здравоохранение как объект государственного управления и регулирования представляет собой как деятельность государства, так и систему социально-экономических, медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья граждан путем выявления, предупреждения и лечения болезней; оказание качественной и высокотехнологичной медицинской помощи всем нуждающимся в ней гражданам, а также обеспечение доступности получения такой помощи.

Следует сразу обратить внимание, что охрана здоровья и медицинская помощь не одно и то же и недаром в статье 41 Конституции РФ обозначены отдельно. Если охрана здоровья широкое многогранное понятие, что видно из приведенного определения, то медицинская помощь представляет индивидуальный подход и оказывается системой здравоохранения, которая является небольшой частью системы охраны здоровья. Эти две системы дополняют друг друга, но имеют разные направления.

Для целей проводимого исследования необходимо сформулировать признаки здравоохранения как отрасли государственного управления:

1) здравоохранение является частью социальной сферы управления;

2) цель здравоохранения состоит в сохранении и укреплении здоровья населения посредством как проведения эффективной государственной политики, так и профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений;

3) основными задачами здравоохранения являются: более полное удовлетворение потребностей населения в качественной и доступной медицинской помощи; создание условий для здоровой, активной жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности, свободного выбора гражданами медицинского учреждения;

4) к сфере административно-правового регулирования здравоохранением относятся медицинские учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и органы управления здравоохранением.

6 стр., 2889 слов

Ы по медицине Здоровье населения России

... обратное влияние – прогресс в области экономики, науки и культуры способствует улучшению здоровья населения и страны. медицинской помощи диспансеризация Одним из важнейших ... здоровье» Всемирной организации здравоохранения (B03) Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): Физическое здоровье Психическое здоровье Нравственное здоровье ...

В содержательном значении здравоохранение – это институт реализации государственных гарантий в области охраны здоровья с системной формой устройства 7 , представляющий собой, с организационно-правовой точки зрения, неоднородную систему.

Государственное управление здравоохранением – это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан гарантированным государством правом на получение бесплатной, качественной и высокотехнологической медицинской помощи.

1.2 Современные принципы и механизмы государственной политики в сфере здравоохранения РФ

Отечественная система охраны здоровья населения базируется на Конституции РФ (статья 41), Федеральном Законе РФ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных федеральных законах и федеральных нормативных правовых актах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Основанная на этих нормативно-правовых актах государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально — техническую базу системы здравоохранения.

Государственная политика в области здравоохранения строится на принципах:

  • поддержки мер по сохранению и укреплению здоровья населения; отнесения здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности;
  • соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • ответственности органов государственной власти, юридических лиц и должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья населения;
  • приоритетности финансирования системы здравоохранения; обеспечения гарантий предоставления гражданам медицинской помощи, соответствующей установленным стандартам качества медицинской помощи; обеспечения системы здравоохранения соответствующими финансовыми ресурсами;
  • разграничения полномочий и предметов ведения в области здравоохранения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • соблюдения единства интересов граждан и государства в области здравоохранения;
  • доступности медицинской помощи гражданам на территории всей Российской Федерации;
  • реорганизации государственно — муниципального сектора путем передачи в государственно — муниципальный сектор ведомственных организаций здравоохранения;
  • ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц за неисполнение законодательства Российской Федерации в области здравоохранения;
  • экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в сохранении и укреплении здоровья населения; социальной справедливости при реализации прав граждан в области здравоохранения;
  • социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья; координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области здравоохранения;
  • приоритетности мер по профилактике заболеваний, обеспечению санитарно — эпидемиологического благополучия населения, санитарному просвещению населения и пропаганде здорового образа жизни;
  • преемственности действий медицинских работников на всех этапах оказания медицинской помощи;
  • равных условий деятельности организаций здравоохранения, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
  • государственной поддержки научных исследований в области разработки новых методов профилактики заболеваний, диагностики и лечения;
  • участия населения в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, а также управления здравоохранением;
  • развития международного сотрудничества в области здравоохранения.