Защита прав потребителей в торговом обслуживании

Актуальность исследуемой темы данной дипломной работы не вызывает сомнений, так как проблема защиты прав потребителей при продаже товаров, на сегодняшний день имеет как социальное, так и общенациональное значение. Это подтверждает и то, что Генеральной Прокуратурой Российской Федерации с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка изучением практики исполнения законодательства о защите прав потребителей установлено, что некоторые предприятия промышленности и сельского хозяйства не уделяют необходимое внимание качеству товара, допускают отступления от технологии их изготовления; распространены случаи выпуска и реализации некачественных бытовой техники и стройматериалов. В результате, потребитель, заплатив деньги, а иногда не малые, приобретает товар с недостатками либо вообще не пригодный к использованию.

В таких случаях, гарантом прав потребителей является, прежде всего, законодательство о защите прав потребителей: Федеральный закон «О защите прав потребителей», Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и другие нормативные акты.

Таким образом, законодательство о защите прав потребителей — собирательное понятие. Это законодательство включает не только нормы, направленные собственно на защиту прав потребителей, т. е. правоохранительные нормы, но и нормы, определяющие права потребителей и механизм их реализации.

Законодательство о защите прав потребителей представляет собой комплексное законодательство, состоящее из нормативных актов и отдельных правовых норм различных отраслей права: государственного, административного, гражданского, уголовного и др.

Итак, цель настоящей дипломной работы — исследовать проблематику нормативно-правового регулирования защиты прав потребителей в России. Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивает торговля, производители, исполнители работ и услуг. Но в условиях нестабильной рыночной экономики они часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасна для здоровья людей.

Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка. Государство законодательно отстаивает права потребителей заставляя предприятия выпускать доброкачественную продукцию.

30 стр., 14948 слов

Права потребителей и их защита

... тех или иных лиц к потребителям очень важны для предъявления требований по защите их прав, предусмотренных законодательством. Закон отделяет предпринимателей, которые покупают товар ... основном нормами гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Можно с уверенностью сказать, что права потребителей и ...

Исходя из поставленной цели, автор настоящей дипломной работы ставит перед собой следующие задачи:

1)рассмотрение общих вопросов законодательства о защите прав потребителей: определение пределов действия, этапов развития указанного законодательства в России и за рубежом;

2)исследование правового статуса потребителя, установленного Законом «О защите прав потребителей»;

3)определение пределов ответственности в случае нарушения законодательства о защите прав потребителей.

В настоящей дипломной работе подробно будут рассмотрены каждый из этих вопросов, использовано большое количество учебно-методической литературы, проведен анализ российского и зарубежного законодательства в области исследуемой тематики.

ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

§ 1. Сфера действия закона «О защите прав потребителей» и правоотношения, подпадающие под его действие

Вопрос о том, какие правоотношения регулируются законом «О защите прав потребителей», был предметом спора и вызывал неоднозначные толкования в судебной практике. Сегодня в преамбуле закона «О защите прав потребителей» установлено, что Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Попытка наложить конец спорам была предпринята Верховным судом РФ, который, рассмотрев судебную практику по применению законодательства о защите прав потребителей, указал, что Законом «О защите прав потребителей» регулируются, в частности, 1) отношения, «вытекающие из договоров розничной купли-продажи, аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); 2) подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан; 3) перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя — гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе представление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов — граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; 7) из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

5 стр., 2066 слов

Защита прав потребителей. Права клиента в аптеке в случае приобретения ...

№ 2300I «О защите прав потребителей». Как применить действующее законодательство без ущерба для потребителя и аптеки? Первое, с чего начинается общение фармацевта с недовольным покупателем, ... Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, ...

Постановление носит обязательный характер только для судов, приведенный перечень не является исчерпывающим и оставляет возможность отнесения под юрисдикцию Закона и других договоров. В результате споры будут продолжаться, как и в настоящее время, например, по поводу распространения положений закона на отношения, связанные с оказанием финансовых услуг.

Исходя из вышеизложенного видно, что сфера применения закона «О защите прав потребителей» велика и разнообразна. В сферу действия Закона «О защите прав потребителей» входят не только работа торговли и общественного питания, как это принято считать, но и вся деятельность предприятий, учреждений, индивидуальных предпринимателей, связанная с реализацией товаров и услуг населению.

В данной дипломной работе представляется необходимым рассмотреть некоторые проблемы защиты прав потребителей, в частности защиту прав потребителей при продаже товаров.

§ 2. Развития законодательства о защите прав потребителей

Еще одной особенностью правового регулирования в рассматриваемой области было наличие большого числа подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей и зачастую содержащих нормы, ущемляющие интересы потребителя. Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно — в начале 90-х годов. До этого времени регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан-потребителей осуществлялось преимущественно нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно отсутствовала система специальных гарантий прав потребителей с организациями в сфере обслуживания. Кроме того, в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей.

Действующее в то время законодательство не вполне соответствовало и нормам международного права, в частности единогласно принятым 9 апреля 1985 г. «Руководящим принципам защиты интересов потребителей» Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248 // Справочная Правовая Служба ГАРАНТ. Это несоответствие проявлялось, прежде всего, в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, безопасность, просвещение, возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей, а также отсутствовала компенсация морального вреда.

Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом и т. д. В условиях тотального дефицита и отсутствия культуры потребления проблема необходимости специального законодательства встала особенно остро.

11 стр., 5057 слов

Співвідношення держави, права, закону і людини у філософії

... Таке спотворене ототожнення права й закону породило ілюзію всесилля закону, і замість очіку­ваного зміцнення закону виявилась його широкомасштаб­на девальвація, недієвість, правовий нігілізм. Нерозрізнення права і закону, переважання закону над правом стало підґрунтям політичного ...

Первой попыткой создания законодательства в этой области стала разработка осенью 1988 года проекта закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Появление этого законопроекта было шагом вперед в развитии потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия на законодательном уровне специальных норм, закрепляющих гарантии государственной защиты интересов потребителей.

Однако, указанный закон не избежал и недостатков, а именно:

  • он не делал различий между потребителем-гражданином и потребителем — юридическим лицом;
  • основные права потребителей (право на информацию, на возмещение вреда, на объединение и др.) формулировались лишь относительно обеспечения права на качество.

Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как в основном его положения носили декларативный характер и не могли быть реализованы.

А. Г. Правовое

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», был принят Верховным Советом 7 февраля 1992 г., вступил в силу 7 апреля 1992 г.

Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действуют уже сравнительно давно. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.

Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Значение Закона «О защите прав потребителей» не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, устанавливает ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Со времени принятия Закона произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений и дополнений в Закон. Соответствующие коррективы также было необходимо внести в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая).

4 стр., 1583 слов

Аналогия права и аналогия закона как способы восполнения пробелов в праве

... и смыслом законодательства. Поскольку применение аналогии права связано с большей неопределенностью, в законодательстве последовательно устанавливается приоритет аналогии закона перед аналогией права: аналогия права применяется только при невозможности использования аналогии закона (п. 2 ст. 6 ...

Федеральным законом Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“ и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» была принята новая редакция Закона, вступившая в силу со дня официального опубликования — 16 января 1996 г.

С 1 марта 1996 г. введена в действие часть вторая Гражданского кодекса РФ (далее — ГК), содержащая нормы об отдельных видах обязательств. Федеральным законом «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ с 1 марта 1996 г. признаны утратившими силу раздел «Обязательственное право» Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.), ряд других актов и аналогичный раздел «Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» (1991 г.), ряд других актов СССР — не подлежащими применению на территории РФ.

Законом РФ

К сожалению, в новой редакции не были учтены некоторые нормы части второй ГК РФ, имеющие отношение к Закону. В связи с этим обнаружилось немало норм Закона, не соответствующих аналогичным нормам ГК РФ, что создавало определенные трудности для практики их применения. К тому же, отдельные нормы ГК содержали явные ошибки и недостатки.

В этой связи Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ в Закон были внесены существенные изменения и дополнения, основной целью которых является приведение Закона «О защите прав потребителей» в соответствие с нормами ГК. Одновременно Федеральным законом РФ № 213-ФЗ, подписанным в тот же день (17 декабря 1999 г.), были внесены изменения и дополнения в некоторые статьи части второй ГК РФ.

Редакция Закона «О защите прав потребителей», вступившая в силу 1 января 2005 года внесла прогрессивные коррективы в данный законодательный акт. Одной из существенных гарантий охраны прав потребителя стала норма, запрещающая ущемлять права потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов, затрагивающие интересы потребителей.

Правительству РФ

Выводя из сферы действия Закона юридические лица, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для рядового потребителя. Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии реализации этих прав.

Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию, как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений.

Гарантией реализации прав потребителей на защиту стало также закрепление в Законе подсудности по выбору истца и освобождение от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков.

Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел возможность коллективной защиты потребителей и предоставил государственным органам возможность пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.

5 стр., 2153 слов

Основные этапы развития римского права. Законы 12 таблиц. Манципация

... в этот период на первый план выступает систематизация римского права, его кодификация). Существует также периодизация, базированная на изменениях формы политического I. Царский период ... Ромул созвал толпу на собрание и дал ей законы, — ничем, кроме законов, он не мог сплотить ее в единый народ. ... Понимая, что для неотесанного люда законы его будут святы лишь тогда, когда сам он ...

Закон также предоставил возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга потребителей. Но из-за несовершенства законодательных формулировок эта форма защиты интересов потребителей пока не получила должного распространения. Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в законе широких прав за общественными объединениями потребителей, позволяющих им участвовать в формировании потребительской политики.

Изменения и дополнения в Закон «О защите прав потребителей» также расширили понятие «недостаток товара (работы услуги)». На сегодняшний день недостатком товара признается несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Тем самым данный термин был приведен в соответствие со ст. 4 Закона, в которой речь идет о товаре надлежащего качества. Ранее под недостатком товара понималось несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара.

Под существенным недостатком товара Закон понимает, неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Ранее под существенным недостатком понимался такой недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением либо не может быть устранен, либо проявляется вновь после устранения, либо для его устранения требуются большие затраты, либо потребитель в значительной степени лишается того, на что был праве рассчитывать при заключении договора.

А. Г. Правовое

Не менее широко мог трактоваться еще один критерий существенности недостатка товара, определенный Законом, — когда для устранения недостатка требуются большие затраты. Определения понятия «большие затраты» не существует. Для одной семьи большими являются затраты в 100 рублей, другую не смущают расходы в 1000 рублей. Но, например, в уголовном законодательстве критерием существенности является соотношение суммы ущерба и заработка потерпевшего. Вполне возможно, что принцип соотношения расходов с заработком потребителя мог быть применен при определении значительности затрат на устранение недостатка товара (работы, услуги).

Сорк Д. М.

По мнению Гутникова Е. важно, что акцент сделан именно на временных затратах, мы с ним согласны, поскольку с точки зрения потребителя не имеет значения, насколько дорогостоящим будет исправление недостатка: это все равно будет осуществляться за счет продавца. Однако важно, сколько времени потребуется для устранения недостатка, ибо потребитель вообще может утратить интерес к приобретению товара, несмотря на то, что недостаток будет исправлен. Это уточнение также полностью соответствует п. 2 ст. 475 ГК РФ.

Также изменения были внесены в ст. 10 Закона «Информация о товарах (работах, услугах)»; ст. 12 «Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце)»; ст. 16 «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей»; в главу вторую «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» и в главу третью «Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг». О некоторых из этих изменений, в рамках настоящей дипломной работы мы расскажем ниже.

13 стр., 6006 слов

Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг

... нормативных документах, имеющих отношение к данным видам выполняемых работ, предоставляемых услуг. 2 Законодательство в сфере защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) Законодательство о защите прав потребителей - это целый массив нормативно-правовых актов, законов, постановлений ...

С 16 октября 2006 года внесены изменения в п. 2 ст.9 Закона «О защите прав потребителей», касающиеся информации об изготовителе. То есть теперь вся информация о видах деятельности, осуществляемых изготовителем и подлежащих лицензированию, должна быть доведена до сведения исполнителя либо продавца.

Таким образом, действующая редакция Закона «О защите прав потребителей» позволяет в полной мере использовать потребителям право защиты нарушенных прав и интересов в случае их нарушения.

§ 3. Организации по защите прав потребителей в России

В России общественные организации потребителей возникли в 1998 г. в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Ростове, Волгодонске, Барнауле, Иркутске и других городах. Они объединяют в своих рядах журналистов, экономистов, юристов, которые считают защиту потребителей важным и интересным делом. Организации потребителей создаются как по территориальному признаку (районные, городские, областные), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, автолюбителей) [22, «https:// «].

Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации. Так, в настоящее время общественные организации потребителей, существующие на территории России, объединились в Союз потребителей РФ. Общественные организации потребителей и их объединения действуют на добровольном членстве в целях коллективной защиты прав потребителей на рынке товаров. Нельзя не обратить внимание на имеющие проблемы, которые заключаются, прежде всего, в том, что потребительские организации в России, в отличие от зарубежных, лишены правительственной поддержки и существуют только на собственные средства, оказывая юридические услуги и проводя занятия по основам потребительских знаний в школах и на специализированных курсах, где обучаются, как правило, нарушители, выявленные в результате проверок. Кроме этого, функции российских потребительских обществ крайне ограничены и сводятся, в основном, к решению сугубо технических задач: рассмотрение жалоб, удовлетворение исков потребителей во внесудебном или судебном порядке, наложение штрафов. Органы власти не признают в полной мере полномочия данных организаций в проведении проверок по вопросам качества продукции, соблюдения правил торговли. Вопросами проверки качества продукции по сложившейся традиции занимается областные Госторгинспекции и Центры стандартизации и метрологии, которые, в свою очередь, не доукомплектованы кадрами и не справляются с возложенными на них задачами в полном объеме. Существующие проблемы необходимо решать путем расширения полномочий потребительских организаций и закрепления их полномочий на законодательном уровне. Это позволит более компетентно и быстро защищать нарушенные права потребителей, обратившихся за помощью в специализированные потребительские организации, а также, разгрузит в работе Госторгинспекции и Центры стандартизации и метрологии. Потребительские организации должны быть подкреплены поддержкой со стороны государства. Для этого, необходимо хотя бы раз в год выделять часть бюджетных средств на их финансирование.

4 стр., 1967 слов

Виды договоров и их классификация в гражданском праве

... отдельных категорий потребителей. 3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. ... и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны ...

ГЛАВА II. Права потребителя при ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

§ 1. Право потребителя на безопасность товаров

Законодательство о защите прав потребителей представляет собой комплексное законодательство, состоящее из нормативных актов и отдельных правовых норм различных отраслей права: государственного, административного, гражданского, уголовного и др.

Закон «О защите прав потребителей» предоставляет потребителю следующие права: право потребителя на надлежащее качество товаров (ст. 4);право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) (ст. 7);право потребителя на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах (ст.10);право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей (ст.3).Считаем необходимым, в настоящей дипломной работе охарактеризовать каждое из вышеприведенных прав потребителя.

Безопасность использования товара (работы, услуги) является важнейшим элементом обеспечения возможности использовать его по назначению. Этой обязанности изготовителя (исполнителя) соответствует право потребителя на безопасность товара.

Федеральным Законом от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребитлей»: Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 51. Ст. 6287. в п. 1 внесены изменения, уточняющие порядок установления требований к товарам (работам, услугам), обеспечивающих их безопасность: эти требования могут быть установлены либо законом непосредственно, либо в порядке, установленном законом, в частности — стандартами. Под стандартами следует понимать государственные стандарты РФ, межгосударственные и международные стандарты, применяемые в РФ.

В случае неисполнения этой обязанности, т. е. изготовления и реализации товара (работы, услуги), не соответствующего требованиям по безопасности, в результате чего причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, изготовитель (исполнитель) обязан его возместить в соответствии со ст. 14 Закона «О защите прав потребителей».

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) не бесконечно, а в течение определенных сроков, устанавливаемых им самим в соответствии со ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» в зависимости от характера товара (работы).

Этими сроками являются установленные срок службы или срок годности Данный закон (п. 2 ст. 7) предусматривает, что в том случае, когда установление срока службы не является обязательным (п. 1 ст. 5) и он не установлен, изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

На вопрос, каким должен быть срок обеспечения безопасности товара, когда не установлен срок годности (обязательный) и срок службы, в том случае, когда его установление было обязательным, Закон прямого ответа не дает. Косвенный ответ содержится в ст. 6 Закона «О защите прав потребителей», которая предусматривает обязанность изготовителя обеспечивать возможность использования товара (разумеется, и безопасность) при отсутствии срока службы в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

35 стр., 17379 слов

Дипломная работа налоговое право

... предлагающе е редкий продукт – рекреационные услуги. При написании настоящей дипломной работы использованы следующие материалы: формы бухгалтерской отчетности , налоговые ведомости, статистическая отчетность и оперативная информация, полученная ... налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с ...

Упомянутым законом № 212-ФЗ п. 4 ст. 7 изложен в новой редакции, где подтверждение безопасности товаров путем их обязательной сертификации заменено другой формулировкой. В связи с этим применено обобщенное понятие: обязательное подтверждение соответствия товара требованиям по безопасности, которое включает оба указанных способа.

Обязательному подтверждению соответствия подлежат товары (работы, услуги), на которые законом РФ или в установленном им порядке, в частности, государственными стандартами установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Указанное условие относится к обоим способам обязательного подтверждения соответствия.

Правительства РФ

В перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, входят: ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, химическая чистка и крашение, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги парикмахерских, транспортные услуги, жилищно-коммунальные услуги, туристские и экскурсионные услуги, услуги торговли и общественного питания.

и Минздрава РФ

Предусмотренные Законом меры настолько серьезны, что могут причинить изготовителю и продавцу большие экономические потери, либо даже привести к прекращению производства. Поэтому именно они, прежде всего, заинтересованы в возможно более быстром и полном выявлении и устранении причин нарушения требований к безопасности товара. В этих целях изготовителям целесообразно разработать локальный нормативный акт (стандарт, инструкцию и т. п. ), регламентирующий порядок работы в рассматриваемом случае.

Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителя (исполнителя) и продавца в случае выпуска продукции с нарушениями требований по безопасности. Исходя из их возможностей следует распределить соответствующие обязанности следующим образом: производство приостанавливается либо товар снимается с производства изготовителем (исполнителем); реализация — изготовителем (исполнителем) и продавцом; изъятие из оборота и отзыв от потребителя — изготовителем (исполнителем) и продавцом. Представляется, что эти обязанности должны выполняться каждой из сторон, которой стали известны соответствующие факты и обстоятельства. Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства. Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т. е. до устранения нарушений производственного происхождения (технология, конструкция, материалы, испытания и т. п. , или других недостатков.

Необходимо разработать детальный механизм реализации этих обязанностей, который, в частности, должен предусматривать порядок возобновления производства и реализации продукции после их приостановления, изъятия ее из оборота и отзыва от потребителя, взаимоотношения между изготовителем и продавцом (в том числе, в связи с их обязанностью по возмещению потребителю убытков в связи с отзывом продукции).

§ 2. Право потребителя на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя на информацию по широкому кругу вопросов, включая и ту, которая непосредственно не связана с качеством товара. Юридическое значение и ответственность за нарушение права потребителя на различные виды информации не идентичны.

Вопросам информации в указанном Законе посвящено пять статей, что указывает на важное значение, которое придает законодатель этому праву потребителя.

Впервые провозглашая на законодательном уровне право потребителя на информацию, Закон предусматривает ее состав, качество, момент доведения до потребителя и язык, а также лиц, обязанных предоставлять соответствующую информацию.

Закон не раскрывает содержание понятия «необходимая информация», и при возникновении споров, очевидно, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду, прежде всего интересы потребителя. Однако в это понятие, безусловно, должна быть включена информация, которая, в соответствии с Законом, является обязательной. Важно подчеркнуть, что наличие у потребителя права требовать предоставления указанной информации означает одновременно обязанность соответствующих организаций предоставить ее. Невыполнение этой обязанности может повлечь ответственность виновных в соответствии со специальными или общими нормами законодательства.

Парция Я. Е.