Роль игры в развитии умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Один из самых замечательных педагогических деятелей современности В.А. Сухомлинский доказывал, что детство – это каждодневное открытие той или иной стороны окружающего мира. Он считал, что детей необходимо знакомить с каждым предметом окружающего мира в его связях с другими; «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги» [14,22] и давать эти знаки обязательно в игровой форме, так как «без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [14,33] .

С середины прошлого века игра начала успешно использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных психологов и педагогов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. Благодаря игровым умениям и навыкам актуализируется интеллектуальный опыт детей, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников.

Многие отечественные психологи занимались изучением проблемы влияния игры на умственное развитие ребенка-дошкольника, младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал: «Особенностью игровой деятельности детей является способность действовать в познаваемой, т.е. в мысленной, а не видимой ситуации. В игре осуществляется постепенный переход действий в умственный план. При этом у младших дошкольников – игровые действия с опорой на предметы-заместители выполняются очень развернуто, у старших же дошкольников они сокращены и обобщены, а игровой предмет заменяется словом» [2,15]. А. Люблинская видит в игре проявление мыслительной

деятельности ребенка, специфическую форму анализа воспринимаемого ребенком явления и последующего синтеза. В.И. Логиновой показано, что игра – «важная деятельность для умственного развития ребенка, так как в ней формируется механизм возможной смены позиций и координирование своей точки зрения с другими. Это способствует формированию интеллектуальных операций» [5,138]. В экспериментальном исследовании В. А. Недоспасовой игра предстала перед как деятельность, в которой происходит, и познавательная и эмоциональная «децентрация» ребенка. Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения. Именно это изменение и открывает возможность и путь для перехода мышления на новый уровень и формирования новых интеллектуальных операций. Д.Б. Эльконин видел в игре неиссякаемый источник интеллектуального развития личности, определяющую «зону ближайшего развития» [16,11]. У некоторой части педагогов еще существует тенденция универсализации значения игры для психического развития, ей приписываются самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти ее место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей дошкольного возраста. Сущность проблемы заключается в исследовании влияния игры на умственное развитие детей, так как игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

13 стр., 6150 слов

Направления государственной политики в области развития дополнительного ...

... имеющейся нормативной правовой базы, в том числе ведомственной, которая не в должной мере обеспечивает социальный статус системы дополнительного образования детей, не гарантирует ее сохранение и защиту, ограничивает возможности ее развития; ...

Актуальность, Объект исследовани, Предмет исследования, Цель исследования, Задачи исследования:

  • выявить особенности умственного воспитания дошкольников 3-5 лет;
  • раскрыть значение игры как средства умственного воспитания детей;

— дать классификацию основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста и провести анализ методики их проведения.

Гипотеза исследования;, Методы исследования, Глава 1. Игра в развитии умственных способностей детей младшего дошкольного возраста

1.1 Особенности умственного развития дошкольников.

Психологическое развитие человека от рождения до зрелости проходит ряд последовательно сменяющих друг друга периодов. В современной психологии принята следующая периодизация детского возраста: новорожденность ( от рождения до 2,5-3 мес.), младенчество (от 3 мес. до 1 года), раннее детство (1-3 года), преддошкольный возраст (3- 7 лет), младший школьный (7- 12) и подростковый возраст (13-15 лет), юношеский (15-20 лет).

Дети разного возраста отличаются друг от друга не только количеством приобретенных знаний и умений, но и особенностями психики, отношением к окружающей действительности, определенным уровнем интеллектуального развития. При этом ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как младший дошкольный возраст, так как он связан с необходимостью интенсивного развития самых различных сторон личности ребенка.

Дошкольное детство – уникальный период в психическом развитии ребенка. Отличительная особенность этого периода сравнительно с последующими этапами становления личности заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие ребенка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности. Формируются не только такие свойства психики, которые определяют общий характер поведения, отношения к окружающему, а и те, что проектируются на будущее и проявляются в психических новообразованиях, которые достигаются к концу возрастного периода. Мировая психолого-педагогическая наука и передовая практика убедительно свидетельствуют о том, что в настоящее время очень дорого обходится пренебрежение возможностями именно младшего дошкольного детства расширять и углублять способность к образному познанию, т.е. «обогащать и максимально раскрывать те ценные качества, к которым детская природа наиболее благоприятна» [7,24]. При этом ведущую роль приобретает нацеленность на умственное развитие ребенка младшего преддошкольного возраста, которое, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, «нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовных облик, ведь об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию» [9,22].

6 стр., 2983 слов

Феномен отцовства. Роль отца в развитии ребенка

... семейного воспитания. Рассмотрим феномен отцовства и роль отца в развитии ребенка. Феномен отцовства. Роль отца в развитии ребенка Материнство как индивидуальный феномен изучено в литературе более подробно, чем отцовство. Обобщая основные ... Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, ...

Умственное развитие ребенка осуществляется посредством умственного воспитания – педагогической деятельности, направленной на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) – совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершению мыслительных операций. При этом свойствами ума выступают быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта и креативность.

В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу-воспитателю необходимо знать, что имеется две точки зрения на природу умственного развития ребенка. Согласно одной, интеллект, умственные способности данные от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. Ж. Пиаже, посвятивший исследованию мышления ребенка большое количество экспериментальных исследований, характеризует основное качество мышления детей дошкольного возраста, от которого зависят все остальные, как «познавательный эгоцентризм». Под этой особенностью Пиаже понимает недостаточное отграничение своей точки зрения от других возможных, а отсюда и ее фактическое господство. Проблеме «познавательного эгоцентризма», возможности его преодоления и перехода мышления на более высокую ступень развития посвящено довольно много разнообразных исследований.

Согласно другой концепции, умственные силы на генетической основе различаются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность – обучение (Л.С. Выготский).

В соответствии с этим в отечественной психологии педагогике была разработана система умственного воспитания, задачи которой сводились к формированию знаний как условий умственного роста, овладению мысленными операциями и интеллектуальными умениями, формированию научного мировоззрения. При этом основными мыслительными операциями выступают анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие умения – читать, писать, излагать свои мысли, а также навыки самостоятельной работы и культуру умственного труда. При осуществлении умственного воспитания детей 3-7 лет необходимо в обязательном порядке учитывать их возрастные психические и физические особенности. В этом возрасте дети стремятся к общению; имеют определенный словарный запас, который быстро пополняется; легко усваивают новые слова и действия; полны желания познавать; быстро запоминают, но могут также легко забыть; доверчивы – верят всему, что им говорит взрослый. Ребенок стремится во всем подражать взрослому, причем не только своим родителям, но и посторонним людям. Дошкольный возраст от 3 до 7 лет – это период взлета познавательной активности (период от интереса к любознательности), а также интенсивного развития основных психических процессов – мышления, воображения, памяти внимания, сенсорного восприятия, которые являются неотъемлемой составляющей умственного развития. Этот взлет не происходит сам собою, а только при определенных условиях жизнеобеспечения ребенка,

9 стр., 4344 слов

Значение, задачи и средства умственного воспитания дошкольников

... условных связей, наследственный фонд задатков. Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - ...

что определяет необходимость выработки у ребенка общих способов познавательной деятельности – умения анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

1.2 Значение игры как средства умственного развития

Каждый из возрастных периодов выделяется по ведущей деятельности, в процессе которой складываются наиболее важные психические качества и свойства личности, общие для детей одного возраста. Именно новые качества психики, возникающие как следствие противоречий, связанных с удовлетворением потребностей ребенка в общении со взрослыми, самостоятельности, в новых впечатлениях и др., и создают основу для его перехода на следующую ступень развития.