Интеллектуальное и личностное развитие подростков

При выделении ведущей деятельности подросткового возраста мы придерживаемся идеи К.Н. Поливановой, согласно которой, деятельностью, определяющей психическое развитие подростка, является социальное экспериментирование и проектирование. Принципиальной является ориентация на самостоятельное действие ребенка, на подчеркивание «Я» ребенка. Учет возрастных особенностей, использование идеи ведущей деятельности приводит нас к необходимости ориентации на индивидуализацию знания для ребенка, к необходимости внедрения в подростковой школе проектной формы работы как совместной работы взрослых и учащихся. Два ведущих типа деятельности подросткового возраста межличностное общение и учебно-профессиональная деятельность должны быть совмещены [38, c. 636-643].

1.2. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

В подростковом возрасте особенно важно интеллектуального развитие подростков. По мнению Бине, человек, обладающий интеллектом, — это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспосабливаться к обстоятельствам жизни. Эту точку зрения разделял и Векслер — ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть, короче говоря, успешно меряться силами с окружающим миром. Сегодня, отмечает Годфруа, большинство психологов согласно именно с этим определением интеллекта, который рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.

Но эти определения интеллекта не дают представления о том, что же можно и нужно развивать: интеллект характеризуется со стороны его функций (разумно действовать, адаптироваться к среде и т.д.).

Для педагога такого определения интеллекта недостаточно, так как невозможно поставить педагогические цели его развития. Действительно, что нужно развить в человеке, чтобы он успешно действовал в различных жизненных обстоятельствах? Ответить на данный вопрос можно, если выделить состав интеллектуальной сферы.

Как известно, под сферой понимается область действия, пределы распространения чего-либо. В педагогическом смысле — область психики с определенными свойствами: когнитивными, мотивационными, аффективными и пр.

11 стр., 5262 слов

Развитие интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте

... семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта [Островский 2005: 82]. 1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте интеллектуальный развитие школьник Для учащихся младшего школьного возраста характерны определённые уровни таких интеллектуальных способностей ...

Интеллектуальная сфера — это область психики, характеризующаяся видами мышления (творческое, познавательное, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное, саногенное, патогенное и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация и др.), познавательными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания), умениями учиться (планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.), внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний [34, с.61-62].

Каждый возрастной период связан со степенью созревания высших психических функций и накоплением опыта в типичных для каждого возраста видах деятельности. Особенности развития интеллектуальной сферы школьников характеризуются тем, что психические процессы у них развиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие является свежим, широким и острым, но мало дифференцированным. Дети младшего подросткового возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, выделять главное, существенное в воспринятом. Однако постепенно восприятие становится управляемым, оно освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой раньше было неразрывно связано, увеличивается место организованного наблюдения. Характерной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное. Внимание неустойчиво, что объясняется слабостью тормозных процессов.

Память развивается в направлении усиления произвольности, сознательного управления ею и увеличения объема смысловой, словесно-логической памяти.

В этот период происходит переход от наглядно-образного, конкретного к понятийному, научно-теоретическому мышлению. Воображение детей очень живое, яркое, с характерными чертами необузданной фантазии. Но постепенно развивается и совершенствуется воссоздающее воображение, оно становится более реалистичным, управляемым. Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы.

Важным психическим новообразованием младшего подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. Подросток уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память мышление, воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. При этом мышление приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, то есть способность строить умозаключения на основе выдвинутых гипотез. Подросток становится способным к умственным экспериментам, мысленному решению задач. Предметом мышления становится не только решение внешне заданных задач, но и сам процесс своего мышления, то есть мышление приобретает рефлексивный характер.

По данным отечественных психологов, в интеллектуальной сфере подростков отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Треть детей испытывает трудности при самостоятельном владении даже элементарной умственной деятельностью. Из-за неудовлетворительного развития смысловой и образной памяти учащиеся часто прибегают к механическому запоминанию, многие не владеют самыми необходимыми навыками запоминания. Более половины школьников этого возраста в качестве основного приема работы с книгой применяют чтение и пересказ. Они плохо умеют конкретизировать теоретические положения, обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Это затрудняет учение и делает его неинтересным.

8 стр., 3585 слов

Игра- как средство воспитания подростков во внеурочное время

... степени помогает подростку осознать его собственную роль в преобразовании общества. 1.2 Функции игры. Игра выполняет такие важнейшие ... учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. ... Теоретики идеи о воспитательном значении игры применительно к детям школьного возраста нашли свое распространение и подтверждение ...

К концу подросткового возраста ребенок уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и классифицировать высказывания независимо от их содержания, по их логическому типу. Пиаже указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д.

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то раздражителей — одна из главных причин плохой успеваемости, — отмечают психологи (И.С. Кон).

Это же порождает и такие проблемы ранней юности, как пьянство, наркомания и безудержная погоня за удовольствиями (Д. Хемилтон).

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества — преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующего на однозначное решение, снимающего проблему как таковую).

1.3. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

10 лет — ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

11 лет — ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками.

12 лет — ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.

13 лет — подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

14 лет — подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.

15 лет — подросток. Приобретаются индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

12 стр., 5946 слов

Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации ...

... три уровня развития криминогенных групп [23]. Предкриминальные или асоциальные группы, Неустойчивые или криминогенные группы, Устойчивые криминальные или преступные группы Таким образом, как свидетельствуют различные исследования, стихийно складывающиеся неформальные подростковые группы, во-первых, ...

16 лет — подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостност и, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность [26, c. 97].

Но календарный возраст сам по себе не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает индивидуальные различия и социальные условия восприятия.

Подростковый возраст — это стадия духовного развития, хотя она и связана с комплексом психофизиологических процессов. В этот период происходит осознание собственной индивидуальности, открытие Я, появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Процесс этот идет изнутри человека в открытый мир (Э. Шпрангер).

Ученый показывает главную проблему этого возраста (14-17 лет) — кризис, связанный со стремлением к освобождению от детской зависимости [17, c. 653].

Интересны исследования психологов на тему подросток и его развитие. Мы еще раз можем убедиться, что подростковый период является одним из самых сложных и противоречивых в жизни человека.

Например, представление Ст. Холла о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.

У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность — в умственное равнодушие, страсть к чтению в пренебрежение к нему, увлечение наблюдениями — в бесконечные рассуждения. Ст. Холл по праву назвал этот период периодом бури и натиска. Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности»

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру это — возраст врастания в культуру. Шпрангер описал три типа развития отрочества. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я». Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины [49, c. 64-65].

В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. В. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие — «серьезная игра» [25, c. 287-304].

4 стр., 1686 слов

Возраст уголовной ответственности

... литература по уголовному праву. 1. Возраст уголовной ответственности Судебная и правоохранительная практика последних лет показывает, что лица до 18 лет чаще всего привлекаются к уголовной ответственности. Вместе с тем, основываясь на принципе ...

1.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ И ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ ПОДРОСТКОВ

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный переходный, критический. Но, чаще, как возраст полового созревания. Психологи различают три точки созревания: органическое, половое и социальное. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание (12-14), затем органическое (17-18), спустя некоторое время социальное (22-23).

Это расхождение обусловило возникновение подросткового возраста. В настоящее время, в развитых странах мира, этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным, он охватывает почти десятилетие: от 11 до 20 лет. Это время характеризуется повышенным вниманием ребенка к самому себе, своей внешности, самопознанию и самовоспитанию[8, c. 97-98].

Отметим главное, подросткам, коль скоро они уже не дети, но еще не взрослые необходим особый подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки, практически, не уступают взрослым людям. И за пределами узкоспециальных областей они способны к равноправному общению. Хотя их по-прежнему привлекают игровые моменты в их деятельности. Необходимо помочь подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно в таком, где он может блеснуть своими знаниями и умениями и показать себя в роли лидера. Тем более что подчеркнутое стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности [51, С. 54-58].

Нетривиальность мышления в этом возрасте служит одним из важных признаков интеллектуальной развитости. По отношению к подросткам можно значительно ослабить требование поиска стандартного решения, учитывая их стремление к оригинальности и самостоятельности. Подчеркнутое одобрение и позитивная оценка со стороны взрослых людей именно нестандартных решений подростка позволяют ему продемонстрировать свою личность с наиболее интересной стороны и позволяют выбрать оптимальный путь дальнейшего развития. Повышенная потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько сильна, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к определенным ситуациям, если они дают возможность лучше узнать самих себе и сравнить себя с другими. Здесь необходимо отметить особую эмоциональную чувствительность подростков и их, возможно, неадекватную реакцию на критические замечания относительно своей внешности и сексуальной состоятельности [1, c. 45-47].

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКА И ЕГО ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ

2.1. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ВЛИЯНИЕМ