Актуальности выбранной темы объясняется тем, что в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти как в России, так и в других странах. Также, изучая, данную тему хотелось бы изучить традиции, культуру и права исламского народа.
Мусульманское право — сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока.
Ислам — являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом.
Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику.
История мусульманского права и анализ отдельных его отраслей получили освещение в трудах видных ученых в области мусульманского права — Джон Андерсон, Рауль Шарль, Адам Кремен, Л. И. Климов, Барг, Нофалл и др. Существенный вклад в исламоведение советского периода внесли чл.-кор. АН СССР А.Э. Шмидт, акад. В.В. Бартольд, акад. И.Ю. Крачковский, К.С. Кашталева, А.Я. Борисов, И.П. Петрушевский и др. Проблемы мусульманского права рассматривали в своих работах так же Д.Рене, Л.Р. Сюкияйнен, А.Х. Саидов, А. Массе. Кроме того, необходимо отметить, что в нашей республике в связи с актуализацией проблем
Это работы Б.Г. Тугельбаевой, Омран Абдель Рахим и др.
Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм воспринималось еще и как универсальная политико-
Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы,представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес.
Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой
Говорить о шариате значит коснуться важнейшей стороны ислама — одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает 1/6 населения современного мира.
Сущность института брака, определение его особенностей по российскому ...
... и сущности брака, определение условий и порядка заключения, и расторжения брака по российскому и мусульманскому праву сможет помочь установить истинные причины проблем, возникающих по поводу брачных отношений российских граждан с гражданами стран исламского мира. ... правил морали в вопросах брака и семьи. Следует сказать, что в большинстве стран мира (в том числе и в России) законодательством не ...
Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные
Сходную точку зрения высказывают и авторитетные западные исследователи мусульманакого права
Taк, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм
По мнению Р. Шарля, мусульманское право – это прежде всего религия, затем – государство и культура.
Ислам, подчеркивает Р. Давид, — это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную «божественную», природу.
Советские исследователи и ученые-юристы социалистических стран также подчеркивают, что мусульманское право – право мусульманской религии, являющееся ее неотъемлемой частью.
Они обращают внимание на то, что ислам не знает четкого разграничения светских и духовных функций и способствует сохранению неразделенности духовной и светской власти, религии и государства.
На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика.
Можно сделать выводы о том, что среди ученных юристов, в области мусульманского права существует разногласий мнений, постольку поскольку с одной стороны:
Мусульманское право связанно с религией и является Божественной догмой повиновения, которой не нуждается в устрашении и санкционировании людей, с другой стороны в мусульманских государствах нормы мусульманского права установлены в качестве правового регулирования и, как меры воздействия государства на общество.
Цель работы-раскрыть то, что представляет собой шариат на самом на деле: показать его неразрывную связь с исламом, описать его источники и выявить основные черты.
Задачи моей работы:
1. Дать определение мусульманского права.
2. Изучить источники мусульманского права.
3.Рассмотреть основные отрасли мусульманского права.
1. Природа мусульманского права.
1.1 Происхождение мусульманского права
Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой
Муниципальное право — комплексная отрасль Российского права (предмет, ...
... Исходя из этого, муниципальное право характеризуется как публично-частное право, в предмете которого публичные отношения преобладают. В муниципальном праве имеются свои собственные нормы, которые подтверждают самостоятельность муниципального права как отрасли права. В связи с ...
Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда.
Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права.
Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.
В VIII–Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские
В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний.
К концу Х в. мусульманское право
Наступил «век традиций», период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам.
Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком. К XIII в. мусульманское право
Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в рамках того или иного толка, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал.
XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития
Становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему.
Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-
Мусульманская правовая система
... мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, «божественную», природу. Все нормы мусульманского права составляют компонент правовой системы, хотя среди них могут быть обнаружены юридические правила поведения, совпадающие по ... всего в идеологическом плане) основано на мусульманской религии. Не будучи частью религиозной системы, оно вместе с тем в известной мере служит ее целям, ...
В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей.
Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права.
Подводя итог можно охарактеризовать мусульманское право, как сложное явление, относящееся к религиозно- традиционной правовой системе. Сложность данного права обусловлено мерами социального регулирования, так как сочетает в себе, как морально-нравственное воздействие в регулировании, так и правовые санкции.
1.2 Особенности норм мусульманского права.
Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание
Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных догмах, на вере.
Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться. Сверхсоциальная, догматическая природа
Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных