Исполнительная власть и ее функции

ения властей, её полномочия и функции.

Предметом :

Целью

В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи :

  • ¾ изучить общетеоретические аспекты исполнительной власти;
  • ¾ рассмотреть деятельность органов исполнительной власти в Украине;
  • ¾ рассмотреть функции органов исполнительной власти.

Метод исследования.

Курсовая работа включает введение, два раздела, основное содержание, подразделы, заключение, список использованных материалов и источников.

Общий объем курсовой работы составляет – 35 страниц, без литературы

Раздел 1. Общетеоретические аспекты исполнительной власти

Государственная исполнительная власть — это правоприменительная власть, представляющая собой систему государственных органов и учреждений, осуществляющих властно-политические и властно- административные функции. В соответствии с теорией разделения властей исполнительная власть осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность на основе и во исполнение нормативно-правовых актов законодательных органов[1] .

Исполнительная власть в Украине представляет собой целостный комплекс государственных органов, которые осуществляют властно- политические и властно-административные функции на центральном и местном уровнях, имеют общую отраслевую и локальную компетенцию.

Органы исполнительной власти Украины в зависимости от территориального масштаба деятельности делятся на четыре группы:

  • ¾ центральные;
  • ¾ органы исполнительной власти Автономной Республики Крым;
  • ¾ межтерриториальные;
  • ¾ местные.

Центральными являются органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на всю территорию Украины. К ним относятся:

  • ¾ Кабинет министров Украины;
  • ¾ министерства (их 20);
  • ¾ государственные комитеты (государственные службы, таких в Украине 13);
  • ¾ центральные органы власти со специальным статусом (например, Служба безопасности Украины, Фонд государственного имущества Украины);
  • ¾ Государственный комитет статистики Украины и другие (всего их 28).

Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым выделяются в отдельную группу, и не входят в структуру местных органов исполнительной власти.

5 стр., 2410 слов

Законодательная власть в системе государственного управления. ...

... законами о выборах их парламентов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Компетенция ...

деления Украины. К таким органам можно отнести:

  • ¾ воинские подразделения;
  • ¾ таможни;
  • ¾ управления железных дорог и т. д.

К местным органам исполнительной власти относятся те, компетенция которых распространяется на определенную административно-территориальную единицу (области, города, района).

Это местные государственные администрации, местные органы министерств и других центральных органов исполнительной власти. Например: Симферопольская районная государственная администрация, Главное управление внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым и др.

Низовым звеном системы государственной исполнительной власти является администрация предприятий, учреждений, организаций.

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «администрация» («ad-ministrare» — «служить для»; «ministrare» — глагол, производный от «ministris» — «слуга», формы родительного падежа от основы «minus» — «минус»).

Корень «минус» свидетельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит впасть. Задачи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов[2] .

Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название — исполнительные.

Существенные признаки исполнительной власти — это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство — правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).

Таким образом, государственная исполнительная власть — это организация государственно-властной, исполнительно-распорядительной, подзаконной деятельности специально созданным аппаратом для практического осуществления задач и функций государства в экономической, социально-культурной и административно-политической жизни.

являются: приоритет прав гражданина, человека, демократизм, законность, равноправие всех национальностей, участие граждан Украины в управлении, гласность.

13 стр., 6238 слов

Система органов исполнительной власти

... республиках исполнительная власть принадлежит правительству, и все больше концентрируется в руках премьер-министра. Именно он, как лидер победившей на выборах партии, подбирает себе кабинет ( ... свои задачи, в государственном аппарате, «во-первых, необходимы особые структуры. Исполнительная власть обладает наиболее разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым ...

2. 1 Деятельность органов исполнительной власти: общая характеристика содержания норм

В соответствии со ст. 113 Конституции Украины, высшим органом в системе органов исполнительной власти является Кабинет Министров Украины, который является правительством Украины.

Правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т. е. административной) деятельностью в стране[3] .

В своей деятельности Кабинет Министров руководствуется Конституцией, законами Украины, постановлениями Верховной Рады, указами и распоряжениями Президента Украины, программой деятельности Правительства, утверждённой Верховной Радой Украины. Согласно Конституции Украины Кабинет Министров является высшим органом исполнительной власти.

В состав Кабинета Министров входят премьер-министр, возглавляющий правительство, Первый вице-премьер министр, три вице-премьер министра Украины. Член кабинета Министров назначаются Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины. Члены Кабинета министров, а также руководители центральных и местных органов государственной исполнительной власти не имеют права совмещать свою служебную деятельность с иной работой, кроме преподавательской, научной и творческой во внерабочее время.

Кабинет Министров ответственен перед Президентом Украины, подконтролен и подотчётен Верховной Раде, которая может объявить вотум недоверия всему Правительству или отдельным его членам, что ведёт за собой их отставку. Отставка Президента ведёт и к отставке всего Кабинета Министров[4] .

Премьер-министр Украины назначается Президентом Украины с согласия Верховной Рады. Премьер-министр Украины организует и координирует работу Правительства, действуя в рамках, обозначенных Конституцией и законами Украины. Он определяет приоритетные направления деятельности Кабинета Министров Украины в реализации правительством конституционных полномочий. К полномочиям Премьер-министра относятся:

  • а) руководство Кабинетом Министров Украины и его заседаниями;

б) распределение обязанностей между Первым вице-премьер-министром и вице-премьер-министрами

в) представительство Кабинета Министров Украины в международных отношениях;

— Для оперативного решения вопросов экономики и других вопросов государственного управления при Кабинете Министров создан постоянный орган — Президиум Кабинета Министров. Организационно деятельность правительства обеспечивает секретариат Кабмина, который возглавляет правительственный секретарь. В аппарат Кабинета Министров входят также советники Премьер-министра, помощники, пресс-службы Кабинета Министров, отдел кадров, контрольное управление и т. д.

Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издаёт постановления и распоряжения — правовые акты, обязательные для исполнения на всей территории Украины. Акты Кабинета Министров подписывает премьер-министр Украины.

Кабинет Министров имеет право отменять акты министров Украины, иных подчиненных ему органов, если они не соответствуют закону.

Согласно статье 115 Конституции Украины Кабинет Министров Украины слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Украины. Следовательно, срок полномочий Кабинета Министров Украины 5 лет. Однако срок полномочий Кабинета Министров может быть сокращен при досрочном прекращении полномочий Президента Украины. При этом Кабинет Министров будет выполнять свои полномочия до избрания нового Президента, а Премьер-министр — исполнять обязанности Президента Украины[5] .

7 стр., 3439 слов

Гражданская оборона Украины

... Гражданской обороны Украины органы исполнительной власти всех уровней, к компетенции которых отнесены функции, связанные с безопасностью и защитой населения,… - органы управления процессами защиты населения в составе министерств, ... организации и функционировании… Руководство Гражданской обороной Украины в соответствии с ее укладом возлагается на Кабинет Министров Украины,… Тема 14. Понятие и ...

Срок полномочий Кабинета Министров может быть сокращен и не зависимо от прекращения президентских полномочий в случаях, предусмотренных статьей 115 Конституции Украины. Во-первых, Премьер- министр, другие члены Кабинета Министров Украины имеют право заявить Президенту Украины о своей отставке. Такая отставка является добровольной, хотя и вызвана определенными обстоятельствами. Она может быть принята, а может быть, и отклонена Президентом. Во-вторых, отставка Кабинета Министров может быть инициирована Президентом Украины, вследствие обострения противоречий между ними. В-третьих, отставка Кабинета Министров возможна вследствие принятия Верховной Радой Украины резолюции недоверия ему. Верховная Рада по предложению не менее одной трети народных депутатов Украины от её конституционного состава должна рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров и принять резолюцию недоверия большинством голосов от ее конституционного состава. Вопрос о недоверии Кабинету Министров не может рассматриваться Верховной Радой Украины более одного раза в течение одной очередной сессии, а также на протяжении года после утверждения Программы деятельности Кабинета Министров Украины.

В случаях отставки Кабинета Министров по решению Президента Украины или вследствие принятия резолюции недоверия Верховной Радой Премьер-министр Украины обязан подать Президенту Украины заявление об отставке всего состава Кабинета Министров. Отставка Премьер-министра Украины также влечет за собой отставку всего Кабинета Министров. Кабинет Министров, отставка которого принята Президентом Украины, по его поручению продолжает исполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного кабинета Министров, но не более 60 дней.

Министерства — это центральные органы государственной исполнительной власти, осуществляющие руководство порученными им отраслями государственного управления (образованием, здравоохранением, промышленностью, транспортом и т. д.).

Министерство реализует государственную политику в соответствующей отрасли, т. е. является органом отраслевого управления[6] .

Правовое положение министерств регулируется Конституцией Украины, Указом Президента «Об общих положениях о министерстве, иных органах государственной исполнительной власти» от 12 марта 1996 года.

Возглавляет министерство министр, назначаемый по представлению Премьер-министра на должность и освобождаемый от должности Президентом Украины. Он несёт полную ответственность за положение дел в министерстве. У министра есть заместители. Распределение обязанностей между заместителями осуществляет министр. Министерство состоит из управлений, отделов и других подразделений, которые руководят подчинёнными им предприятиями, учреждениями, организациями.

ее деятельности и развития отрасли в министерствах создаются совещательные органы — коллегии. В состав коллегии входят: Министр (руководитель коллегии); заместители министра: руководители основных подразделений министерства. Могут входить руководители других центральных органов государственной исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, принадлежащих сфере управления министерства. Члены коллегий утверждаются Кабинетом Министров Украины. На заседаниях коллегий обсуждаются основные вопросы деятельности министерства. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра, который её возглавляет.

7 стр., 3435 слов

Исполнительная ветвь государственной власти в Российской Федерации ...

... реальное отражение в практике построения механизма, осуществления государственной власти 1. 2 Понятие исполнительной власти, функции, принципы функционирования. Исполнительная ветвь власти является одной из разновидностей государственной власти. Её сущность заключается не только в исполнении ...

Лицам руководящего состава министерств, иных центральных и местных органов исполнительной власти, запрещается совмещать свою служебную деятельность с другой работой, кроме преподавательской, научной и творческой, находиться одновременно на руководящих должностях, политических партий, корпораций, концернов, ассоциаций и других хозяйственных объединений.

В результате реорганизации центральных органов государственной исполнительной власти сложилась ныне действующая система министерств, включающая:

  • Министерство внутренних дел Украины;
  • Министерство иностранных дел Украины;
  • Министерство топлива и энергетики Украины;
  • Министерство культуры и искусств Украины;
  • Министерство обороны Украины;
  • Министерство просвещения и науки Украины;
  • Министерство здравоохранения;
  • Министерство экологии и природных ресурсов Украины;
  • Министерство труда и социальной политики Украины;
  • Министерство аграрной политики Украины;
  • Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций;
  • Министерство финансов Украины;
  • Министерство юстиции Украины.

Основными правовыми формами деятельности министерств являются приказы, распоряжения, инструкции, положения, указания министра. В случаях, предусмотренных законодательством, решения министерства являются обязательными для исполнения центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и гражданами. Нормативно-правовые акты министерства должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины в порядке, установленном законодательством.

Центральными органами исполнительной власти являются государственные службы или государственные комитеты. Государственные комитеты — это центральные государственные органы, осуществляющие межотраслевое управление в определенной сфере. Ныне в Украине создано 20 государственных комитетов и государственных органов власти, статус которых приравнивается к Государственному комитету Украины. К ним относятся:

  • Высшая аттестационная комиссия;
  • Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики;
  • Государственный комитет связи и информатизации;
  • Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания;
  • Государственный комитет молодежной политики, спорта и туризма;
  • Государственный комитет статистики;
  • Пенсионный фонд и др.

Государственный комитет по защите потребителей;

  • Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • Государственный комитет по делам религий;

— Государственные комитеты образуются Президентом Украины и Кабинетом Министров. Председателей Государственных Комитетов Украины и их заместителей назначает и освобождает от должности Президент Украины. В отдельных Государственных комитетах образуются коллегии, научно-технические, экспертные советы. Председатели Государственных комитетов издают постановления, приказы, распоряжения, инструкции и другие акты [8] .

4 стр., 1763 слов

Административно-правовой статус органов исполнительной власти ...

... -правовой статус органов исполнительной власти всех субъектов Федерации. В отношении этих норм необходимо обратить внимание на следующее: а) принадлежащие этим органам полномочия осуществляются ими самостоятельно; б) исполнительная власть в системе органов государственной власти субъекта Федерации представлена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта ...

Существуют также центральные органы исполнительной власти со специальным статусом, которые осуществляют исполнительные, контрольные, надзорные, координационные функции. К ним относятся:

Антимонопольный комитет Украины,

Государственная налоговая администрация,

Государственная таможенная служба,

Служба безопасности Украины,

Государственный комитет по вопросам регулятивной политики и предпринимательства,

Фонд государственного имущества Украины и другие.

Нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти подлежат peгистрации в Министерстве юстиции Украины.

Министры, руководители других центральных органов государственной исполнительной власти, руководители органов государственной исполнительной власти Автономной Республики Крым и областей, городов Киева и Севастополя, осуществляют руководство порученными им сферами и несут ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом министров за состояние дел в этих сферах[9] .

В соответствии с Указом Президента Украины от 29 мая 2001 года «Об очередных мерах по дальнейшему осуществлению административной реформы в Украине» с целью разграничения административных и политических должностей в Исполнительной власти создан институт государственных секретарей: Государственного секретаря Кабинета Министров и государственных секретарей министерств.

К полномочиям Государственного секретаря Кабинета Министров и государственных секретарей министерств отнесено осуществление организационного, экспертно-аналитического, правового, информационного, материально-технического и иного обеспечения деятельности правительства и министерств.

Государственный секретарь Кабинета Министров возглавляет его Секретариат, организует обеспечение деятельности Премьер-министра, Первого вице-премьер-министра и вице-премьер-министров, Утверждает по согласованию с Премьер-министром и Министерством финансов Украины штатное расписание Секретариата, в соответствии с законодательством назначает на должности и освобождает от должности его сотрудников.

Государственного секретаря назначает на должность и отстраняет от должности Президент Украины по представлению премьер-министра. Введение должности государственного секретаря объясняется необходимостью освобождения министров от рутинной организационной работы ради большего сосредоточения на разработке государственной политики.

Местные органы государственной исполнительной власти в Украине

государственные администрации. Правовой статус и объем полномочий областных, Киевской и Севастопольской городских и районных администраций определяется Конституцией Украины (раздел VI) и Законом Украины «О местных государственных администрациях», принятом 9 апреля 1999 г[10] .

Местные государственные администрации — это государственные органы исполнительной власти в областях, районах, районах Автономной Республики Крым, городах Киеве и Севастополе, которые наделены правом представлять интересы государства и принимать от его имени распоряжения, которые действуют на территории соответствующей административно- территориальной единицы[11] .

10 стр., 4576 слов

Административное право украины

... профессор, заведующий кафедрой административного права Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого, член-корреспондент Академии правовых наук Украины РАЗДЕЛ I Государственное управление и административное право Глава 1 Государственное управление и исполнительная власть § 1. Управление ...

Государственные администрации являются составной частью единой системы органов государственной исполнительной власти. Они подчиняются Президенту Украины, Кабинету Министров Украины и вышестоящей государственной администрации.

Местная государственная администрация призвана защищать права и законные интересы граждан и государства, обеспечивать комплексное социально-экономическое развитие территории и реализацию государственной политики в определенных законодательством сферах управления.

Для выполнения возложенных на нее задач государственная администрация наделена определенными полномочиями. К ним относятся: Обеспечение законности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан.

Осуществляя данное полномочие, местная государственная администрация обеспечивает: исполнение Конституции и законов Украины, решение Конституционного Суда Украины, актов Президента, Кабинета Министров, других органов исполнительной власти Украины; осуществление мероприятий по охране общественной безопасности, общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет мероприятия по организации правового информирования и воспитания населения; принимает участие в решении вопросов проведения выборов и референдумов, административно- территориального устройства и др.

исполнение; отчитывается перед соответствующим советом о его исполнении; осуществляет финансирование предприятий, учреждений и организаций образования, культуры, науки, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, переданных в управление местной государственной администрации высшими органами государственной исполнительной власти или органами местного самоуправления; осуществляет в установленном порядке регулирование инвестиционной деятельности; регулирует цены и тарифы за выполнение работ и предоставление жилищно-коммунальных услуг предприятиями, а также определяет и устанавливает нормы их потребления, осуществляет контроль за их соблюдением и др.

Местная государственная администрация выполняет также полномочия в области градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи; использования и охраны земель, природных ресурсов и охраны окружающей среды; в области науки, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, материнства и детства, семьи и молодежи; в области социального обеспечения и социальной защиты населения; занятости населения, труда и заработной платы.

Полномочия в области международных и внешнеэкономических отношениях предполагают обеспечение местными государственными администрациями выполнения обязательств по международным договорам Украины на соответствующей территории; содействие развитию международного сотрудничества в различных областях жизнедеятельности; установлению внешнеэкономических связей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на ее территории, независимо от форм собственности и т. д[12] .

¾ проводить проверки состояния соблюдения Конституции Украины и законов Украины, иных актов законодательства органами местного самоуправления и их должностными лицами, руководителями предприятий, учреждении, организаций независимо от форм собственности и подчинения;

  • ¾ привлекать ученых, специалистов к проведению проверок, подготовке и рассмотрению вопросов, входящих в компетенцию местных государственных администраций;
  • ¾ получать соответствующую статистическую информацию и другие данные от государственных органов местного самоуправления, политических партий, общественных организаций и религиозных организации и т. д.

4) выезда на проживание в другую страну;

2 стр., 792 слов

Понятие государственного управления в отрасли охраны окружающей среды

... нормативно правовых актов по вопросам охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов. К местным органам государственного управления принадлежат: Совет министров Автономной Республики Крым, районные и областные государственные администрации, исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, территориальные ...

5) вступление в законную силу обвинительного приговора суда;

6) нарушение требований несовместимости;

7) по собственной инициативе Президента Украины по основаниям, предусмотренным настоящим Законом и законодательством о государственной службе;

8) выражением недоверия большинством (две трети) голосов от состава соответствующего совета;

9) подачи заявления об освобождения от должности по собственному желанию;

10) смерти.

Полномочия председателей местных государственных администраций могут быть прекращены Президентом Украины в случае: принятия отставки председателя соответствующей областной государственной администрации; представления Кабинета Министров Украины по основаниям, предусмотренным законодательством о государственной службе; выражения недоверия простым большинством голосов от состава соответствующего совета[13] .

областной государственной администрации назначаются па должность председателем областной государственной администрации по согласованию с соответствующим Вице-премьер- министром Украины.

Первые заместитель и заместители председателей районных государственных администраций назначаются на должности председателями районных государственных администраций по согласованию с соответствующими заместителями председателей областных государственных администраций.

Первые заместители и заместители председателей местных государственных администраций заявляют о прекращения своих полномочий новоназначенным председателям местных государственных администраций в день их назначения.

Руководители управлений, отделов и других структурных подразделений местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от должности председателями соответствующих государственных администраций по согласованию с органами исполнительной власти высшего уровня.

На должности в местные государственные администрации назначаются граждане Украины. Они не могут быть народными депутатами Украины или иметь другой представительский мандат, совмещать свою служебную деятельность с другой, в том числе на общественных началах, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности во внерабочее время, входить в состав руководящего органа либо наблюдательного совета предприятия либо другой организации, имеющей целью получение прибыли. Не могут быть назначены на должности в местные государственные администрации лица, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке.

Председатель соответствующей местной государственной администрации действует самостоятельно в рамках своей компетенции. Он возглавляет соответствующую местную государственную администрацию, осуществляет руководство ее деятельностью, несет ответственность за выполнение возложенных на местную государственную администрацию задач и за осуществление ею своих полномочий. Вместе с тем, он представляет местную государственную администрацию в отношениях с другими государственными органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, организациями, гражданами и другими лицами, как в Украине, так и за ее пределами. Председатель местной администрации выполняет также и кадровые полномочия: назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей, руководителей управлений, отделов, других структурных подразделений, руководителей аппаратов и руководителей структурных подразделений аппаратов местной государственной администрации. Председателю местной государственной администрации вменяется в обязанность регулярно информировать население о состоянии исполнения полномочий, возложенных на местную государственную администрацию.

4 стр., 1954 слов

Формы и методы государственного управления (2)

... в соответствующей форме государственного управления (правовой или неправовой); могут применяться как отдельно, так и в определенной совокупности; выбор метода государственного управления зависит от характеристики управляемого объекта (форма собственности, административно-правовой статус и тому подобное). Методы государственного управления делят: В ...

Председатели областных государственных администраций в случаях, предусмотренных законом, могут возбуждать перед Верховной Радой Украины вопрос о назначении Верховной Радой Украины внеочередных выборов сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета, сельского поселкового, городского головы.

Председатель государственной администрации издаёт распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на соответствующей территории всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Председатель администраций издает распоряжения единолично и несёт за них ответственность согласно законодательству. Нормативно-правовые акты местных государственных администраций подлежат государственной регистрации в соответствующих органах юстиции в установленном законом порядке и вступают в силу с момента их регистрации, если самими актами не установлен более поздний срок введения их в действие[14] .

Деятельность местных государственных администраций, их председателей подвергался постоянному контролю. Они полностью ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров, подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. Акты местных государственных администраций могут быть обжалованы в орган исполнительной власти высшего уровня или в суд.

Распоряжения председателя государственной администрации, противоречащие Конституции, законам Украины, решениям Конституционного Суда Украины, иным актам законодательства, появляющиеся нецелесообразными, не экономными, неэффективными по ожидаемым либо фактическим результатам, отменяются Президентом Украины Кабинетом Министров Украины, председателем местной государственной администрации высшего уровня или в судебном порядке.

Деятельность местной государственной администрации проходит в тесной взаимосвязи как с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, так и с органами местного самоуправления, объединениями граждан, гражданами. Местные администрации также осуществляют полномочия, делегированные областными и районными советами в соответствии с Конституцией Украины и ст. 44 Закона Украины «О местном самоуправлении» от 21 мая 1997года. Они подотчетны и подконтрольны соответствующим советам в части делегированных полномочий[15] .

Председатели областных, районных государственных администраций имеют право совещательного голоса на заседаниях соответственно областных и районных советов. Председатели местных и государственных администраций ежегодно отчитываются перед соответствующими советами по вопросам исполнения бюджета, программ социально-экономического и культурного развития территорий о делегированных полномочиях.

Местные государственные администрации не имеют право решать вопросы, относящиеся к ведению органов местного самоуправления. Но определенные полномочия исполнительной власти могут предоставляться законом органами местного самоуправления. По вопросам осуществления делегированных полномочий органы местного самоуправления подконтрольны соответствующим государственным администрациям.

Местные государственные администрации осуществляют функцию управления имуществом предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере их управления, но не вмешиваются в их хозяйственную деятельность.

Государственная администрация в процессе исполнения своих полномочий координирует свою деятельность с органами прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, государственной контрольно- ревизионной службы и другими контролирующими органами.

В свою очередь, органы управления предприятий, учреждений и организации должны содействовать государственной администрации в исполнении ею своих полномочий по социально-экономическому развитию соответствующих территорий и соответствующих отраслей хозяйства, вместе с ней осуществлять программы защиты окружающей природной среды, совместно принимать меры по обеспечению бесперебойной работы в случаях стихийных бедствий, аварий, катастроф, координировать работу, связанную с соблюдением общественного порядка.

Исполнительная власть в Автономной республике Крым имеет свои особенности.

Во-первых, поскольку, АРК — не область, то и областной государственной администрации в ней нет, а деятельность районных государственных администраций заправляет и контролирует Совет Министров АРК.

Во-вторых, районные государственные администрации в Автономной Республике Крым, кроме задач, предусмотренных для подобных администрации в областях.

Обеспечивают также исполнение Конституции Автономной Республики Крым, нормативно — правовых основ Верховной Рады АРК решения Совета министров Автономной Республики Крым. Совет министров автономной Республики Крым имеет право отменять распоряжения председателей соответствующих районных государственных администраций, противоречащих Конституции, законам Украины, иным актам законодательства Украины, а также нормативно-правовыми актами Верховной рады Автономной Республики Крым.

Органом государственной власти в Автономной Республике Крым являются Представительство Президента Украины. Представительство Президента в Автономной республики Крым введено в соответствие с Законом Украины от 17 декабря 1992 года «О Представительстве президента Украины в Автономной республике Крым», правовой статус его регулируется также Конституцией Украины и Положением от 31 января 1996 года «О Представительстве Президента Украины в Автономной Республике Крым» представительство входит в систему органов государственной исполнительной власти. Оно подчиняется президенту Украины, а по вопросам, отнесенным к полномочиям Кабинета Министров, еще и кабинету Министров Украины[16] .

сферах, защищает интересы граждан.

Деятельность Представительства базируется на принципах законности, гласности, соединения общегосударственных и местных интересов, взаимодействия органов государственной исполнительной власти Украины с соответствующими органами Автономной Республики Крым.

Возглавляет правительство, осуществляет руководство его деятельностью, несет ответственность за исполнение возложенных на Представительство задач, постоянный представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым.

Постоянный Представитель, его первый заместитель и заместитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины на срок его полномочий. По своему статусу постоянный Представитель приравнивается к руководителю центрального органа государственной исполнительной власти. Закон предусматривает ряд условий к кандидату на должность Постоянного Представителя Президента Украины в Крыму. Он не может быть: народным депутатом; членом политических партий; заниматься предпринимательской деятельностью; занимать руководящие должности в других объединениях граждан и т. д.

Постоянный Представитель не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, которая налагается в судебном порядке, без согласия Президента Украины.

Основными задачами представительства Президента в Крыму являются:

  • ¾ обеспечение проведения в жизнь Конституции и законов Украины по вопросам, которые относятся к ведению Президента Украины как главы государства;
  • ¾ обеспечение взаимодействия органов государственной исполнительной;
  • власти Украины с соответствующими органами автономии;
  • ¾ представление Президента Украины в Верховной Раде и правительстве автономии;
  • ¾ участие в заседаниях правительства автономии с правом совещательного голоса;
  • ¾ осуществление предусмотренных законодательством полномочий по обеспечению прав и свобод граждан Украины, государственного суверенитета Украины;
  • ¾ осуществление контроля за соблюдением законодательства Украины, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений правительства Украины районными государственными администрациями, органами местного самоуправления по вопросам делегированных им полномочий исполнительной власти, предприятиями, организациями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности;
  • ¾ осуществление других функций, предусмотренных законодательными актами, указами и распоряжениями Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров.

Постоянный Представитель в рамках своих полномочий издает распоряжения, которые являются обязательными для исполнения органами государственной исполнительной власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности[17] .

Представительство является юридическим лицом, имеет свою печать с изображением Государственного герба Украины и своим названием, счета в учреждениях банков Украины. Распоряжения Постоянного Представителя, которые не соответствуют законодательству Украины, указам Президента Украины, отменяются Президентом.

Перед Кабинетом Министров Украины и Президентом ответственен также Совет министров Крыма, являющийся правительством АРК. Этот орган интегрирован в систему исполнительной власти Украины, о чем свидетельствует ряд фактов. Во-первых, Председатель Совета министров АРК назначается на должность и освобождается от должности Верховной Радой АРК по соглашению с Президентом Украины. Во-вторых, Президент Украины может отменить не только акты Кабинета Министров Украины, но и акты Совета Министров Автономной республики Крым.

В районах Автономной Республики Крым образуются районные госадминистрации, подчиняющиеся Правительству Автономной Республики Крым, Кабинету Министров и Президенту Украины.

Налоговая система — это артерия государства, без которого оно не сможет осуществлять управление экономической, социальной, культурной политикой государства, а значит, государство просто может прекратить свое существование без нее.

платежей, плательщиков налогов и т. д. За соблюдением Законодательства Украины, в налоговой системе, следит Государственная налоговая администрация Украины[18] .

Существуют различные виды общегосударственных налогов, с помощью которых формируются государственный бюджет Украины и местные бюджеты, перечислим некоторые из них: