ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СМИ

Курсовая работа
Содержание скрыть

В информационном обществе, к которому идет в своем развитии Россия, многократно возрастает роль и значение СМИ. Поэтому характер взаимодействия СМИ и органов власти играет все более важную роль при проведении государственных преобразований (решений).Опираясь на службы по связям с общественностью государственная власть в более полной мере использует свои информационные, коммуникативные возможности.

Взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый и конфликтный характер, ввиду различной направленности деятельности этих институтов и наличия у них особых интересов.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью разрешения следующего противоречия: с одной стороны, СМИ является основным источником информирования о деятельности власти, информационная политика государства базируется на принципах открытости и достоверности информации. С другой стороны, СМИ информируют граждан о деятельности власти не в полной мере, организация взаимодействия государственных органов и СМИ недостаточна эффективна, отсутствуют прогрессивные формы работы со СМИ.

Степень научной разработанности проблемы.

Среди отечественных авторов: А.Н.Чумиков, А.Ю.Русаков, М.А.Кормильцина, С.Л.Давдян, Я.Н.Засурский, М.П.Бочаров, С.Н.Лаврентьев, Ю.П.Буданцев, В.С.Комаровский, Г.В.Атаманчук и другие.

В работах А.Н.Чумикова и М.П.Бочарова характеризуется PR в разных сферах, как в некоммерческих организациях, так и в коммерческих, как пиар появился в организациях, какова его цель функции, также определено место PR в органах государственной власти и рассмотрены методологические вопросы организации взаимодействия органов государственной власти и СМИ.

Объектом исследования, Предмет исследования, Цель курсовой работы

задачи

1) Изучить сущность и содержание процесса взаимодействия органов государственной власти и СМИ.

2) Рассмотреть модели взаимоотношений органов государственной власти со СМИ.

3) Проанализировать процесс взаимодействия Главного управления информационной политики и общественных связей Смоленской области со СМИ.

4) Предложить направления развития процесса взаимодействия органов исполнительной власти Смоленской области со СМИ.

Методы исследования., Структура

Во введении обозначена актуальность изучаемой темы, представлена степень ее научной разработанности, указан объект и предмет, цель, задачи, методы курсовой работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы организации взаимодействия органов государственной власти и СМИ: сущность и содержание, формы и методы взаимодействия органов государственной власти со СМИ

4 стр., 1778 слов

Исполнительная власть в системе государственного управления (2)

... и упущенных возможностей отрицательно сказались как на организации исполнительной власти, так и на принципах ее функционирования. В результате проведенного исследования автор выделяет основные направления взаимодействия органов государственной власти и считает целесообразными следующие предложения по ...

Во второй главе характеризуется деятельность Главного управлении информационной политики и общественных связей Смоленской области, анализируется процесс взаимодействия органов государственной власти и СМИ в Смоленской области, и приводятся рекомендации по повышению его эффективности.

В заключении сделаны основные выводы по исследуемой проблеме.

Рекомендации по развитию взаимодействия органов исполнительной власти Смоленской области со СМИ

Анализ процесса взаимодействия органов государственной власти и СМИ позволяет отметить как положительные стороны, так и определенные проблемные моменты, характеризующие недостаточный уровень использования имеющегося потенциала PR-деятельности.

Работа со средствами массовой информации, а именно: ведение списков журналистов, индивидуальная работа с ними, отслеживание выходящих в СМИ материалов, их систематизация, анализ, доведение этой информации до населения, проведение пресс-конференций, подготовка пресс-релизов, создание собственных телевизионных и радиопрограмм, наличие в краевых и районных изданиях полос, подготавливаемых отделом СМИ, и ряд других направлений деятельности отдела имеют стабильный характер и отражают достаточно хороший уровень реализации текущих задач. В тоже время, для улучшения деятельности, необходимо принять во внимание ряд замечаний и рекомендаций. Схематично они представлены в Приложении 3.

1. Проблема понижения статуса и частых реорганизаций структуры Главного управления, ведущие к снижению эффективности деятельности работы Главного управления в целом, и Отдела СМИ, в частности.

Для решения данной проблемы необходима стабилизация структуры и статуса Главного управления. Следует выработать единую стратегию оптимизации структуры ОИВ Смоленской области на уровне Администрации Смоленской области.

2. Проблема отсутствия четкого разграничения задач и функций как между отделами, так и между специалистами одного отдела, пересечение и дублирование ряда функций.

Для эффективного результата в деятельности необходимо четко разграничить имеющиеся полномочия, пересмотрев и уточнив Положение о Главном управлении, Положения об отделах и должностные регламенты сотрудников Отдела СМИ.

3. Существуют неэффективные городские, областные и районные СМИ, которые не пользуются спросом у населения.

Для решения этой, не менее важной проблемы, следует проводить анализ эффективности выпускаемых радио и телепередач, газетных полос, выяснять рейтинг СМИ. Необходимо отслеживать, какая информация о деятельности власти вызывает интерес у населения, и проводить соответствующие обновления тематики информационных сообщений, разрабатывать новые рубрики, передачи на радио, ТВ, актуальные для населения.

4. Отдел СМИ проводит только текущую работу, отсутствует стратегия информационной политики на уровне Администрации Смоленской области.

Отделу, совместно с руководством Администрации нужно выработать общую концепцию информационного освещения деятельности ОИВ и губернатора Смоленской области.

7 стр., 3238 слов

Деятельность многофункционального центра государственных и муниципальных услуг

... взаимодействие с органами, предоставляющими услуги, выполняется многофункциональным центром без участия заявителя. Сроки предоставления государственных ... деятельности многофункционального центра существенно повышает качество и сокращает сроки предоставления услуг населению. Сегодня многофункциональные центры ... исполнительной власти. Интересы МФЦ при взаимодействии с органами исполнительной власти и ...

5. Отсутствие разнообразия в формах взаимодействия с населением и их соответствующего освещения в СМИ.

Следует разрабатывать новые формы взаимодействия с населением через СМИ, например, организовывать онлайн-конференции, переговоры, тематические семинары с губернатором и другими представителями власти с населением по злободневным для общества темам, обязательно организовывать выезды по области. Данные события должны предварительно анонсироваться и находить полноценное информационное сопровождение в региональных СМИ.

6. Отсутствует широкое информирование освящения разнообразных направлений деятельности власти (в том числе на основе анализа отчетов за 2010-2012 год четко обозначена только программа, связанная с коррупцией).

Нужно проводить информационные кампании в поддержку законов и решений, региональных программ, особенно если они непопулярны и могут вызвать неодобрение населения города или района.

Выстраивание гармоничной системы взаимоотношений органов государственной власти со СМИ – процесс долгий и довольно сложный. Его развитие напрямую связано с общим ходом и направленностью становления российского общества, государственности и всех ее властных и гражданских институтов в новых политических условиях.

Заключение

Таким образом, изучение процесса взаимоотношения между органами государственной власти и средствами массовой информации показало, что средства массовой информации являются одним из важнейших институтов жизни общества. Их характеризуют как великого арбитра, четвертую власть, наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью.

Изучая сущность и содержание процесса взаимодействия органов государственной власти и СМИ можно сказать, что государственный PR – это, в первую очередь, связи с общественностью в органах государственной власти, а так же информационно-коммуникационная политика государства, основанная на организации и институализации некоммерческих связей и взаимодействия, отношений с политическими и общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации, в целях создания условий для развития институтов гражданского общества и защиты национальных интересов. Деятельность PR, осуществляемая госструктурами, должна строиться исходя из двух принципов. Во-первых, демократическое государство должно отчитываться о своей деятельности перед своими гражданами. Во-вторых, эффективное государственное администрирование требует активного участия и поддержки граждан.

При рассмотрении моделей взаимоотношений органов государственной власти со СМИ были изучены модели Чичановскаго А.А и выявлено, что для современного этапа развития необходимо выстраивание модель демократического участия. Данная модель предполагает, что граждане должны иметь право на использование СМИ в собственных интересах. При этом ни сами средства массовой информации, ни содержание их материалов не могут быть подчинены центральному политическому или бюрократическому контролю: масс-медиа служат, прежде всего, своей аудитории, а не организациям. Социальные группы имеют возможность реализации своих информационных потребностей, а в идеале владеют своими собственными СМИ.

Проводя анализ деятельности Главного управления информационной политики и общественных связей Смоленской области, выло выявлено:

1. Функции не четко распределены и дублируются как между специалистами отделов, так и внутри одного отдела.

Например, составление дайджестов: их делает несколько специалистов отдела СМИ, а по регламенту это должен делать один специалист, в чьи должностные обязанности входит эта функция. Также нет четко поставленных задач для каждого сотрудника, дается общий фронт работы, который делают все специалисты отдела, поэтому задачи и функции постоянно пересекаются и дублируются.

2. Произошла резкая реорганизация оргструктуры Главного управления, после которой снизилась эффективность работы всех отделов, в том числе отдела СМИ. Из самостоятельного подразделения оно перешло в статус подразделения Департамента по внутренней политике.

Также из Главного управления вышло 2 отдела: отдел кадрового и информационного обеспечения и отдел аналитической работы. Отдел СМИ переименовали в отдел по работе со средствами массовой информации, и в нем образовалась новая должность: советники-эксперты но их функции на настоящий момент не определены.

3. Применяемые Отделом формы и технологии работы со СМИ имеют ограниченный характер, и сводится к активному исполнению поручению от Губернатора области в подготовке и проведении официальных встреч, бесед, мероприятий с его участием. Отдел СМИ не проявляет инициативу в разработке и реализации новых, более эффективных форм и технологий взаимодействия со СМИ.

4. Рассматривает поступившие жалобы по информированию в СМИ и рекомендации по взаимодействию органов с населением. Но очень редко помогает в них разобраться, чаще всего происходит передача жалоб, рекомендации из Отдела СМИ на другой отдел.

Из этого можно сделать вывод, что взаимоотношения органов исполнительной власти и СМИ имеет ряд проблем, которые необходимо в обязательном порядке решить для дальнейшей эффективной и продуктивной совместной работы. По результатам анализа выявлен ряд проблем и предложены соответствующие рекомендации (Приложение 3).

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/sudebnaya-vlast-i-smi/

I. Официальные документы

1. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://garant.ru.

2. Федеральный закон РФ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информатизации и защите информации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.

3. Федеральный Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 ФЗ «О средствах массовой информации» // Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://www.garant.ru.

4. Областной закон от 3 июня 2004 г. № 31-ФЗ «О системе органов исполнительной власти Смоленской области» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.

5. Положение о Главном управлении информационной политики и общественных связей Смоленской области // Официальный сайт Администрации Смоленской области. URL: http://www.admin-smolensk.ru.

IV. Интернет – ресурсы

18. Официальный сайт Главного управления информационной политики и общественных связей Смоленской области. URL: .

19. Официальный сайт Администрации Смоленской области URL: www.admin-smolensk.ru.

Приложения

Приложение 1

Смоленской области и СМИ

Проблемы Рекомендации
Понижение статуса и частые реорганизации структуры Главного управления, ведущие к снижению эффективности деятельности работы Главного управления в целом, и отдела СМИ, в частности. Необходима стабилизация структуры и статуса Главного управления. Следует выработать единую стратегию оптимизации структуры ОИВ Смоленской области на уровне Администрации Смоленской области.
Отсутствие четкого разграничения задач и функций как между отделами, так и между специалистами одного отдела, пересечение и дублирование ряда функций. Для эффективного результата в деятельности необходимо четко разграничить имеющиеся полномочия, пересмотрев и уточнив Положение о Главном управлении, Положения об отделах и должностные регламенты сотрудников отдела СМИ.
Существуют неэффективные городские, областные и районные СМИ, которые не пользуются спросом у населения. Следует проводить анализ эффективности выпускаемых радио и телепередач, газетных полос, выяснять рейтинг СМИ. Необходимо отслеживать, какая информация о деятельности власти вызывает интерес у населения и проводить соответствующие обновления тематики информационных сообщений, разрабатывать новые рубрики, передачи на радио, ТВ, актуальные для населения.
Отдел СМИ проводит только текущую работу, отсутствует стратегия информационной политики на уровне Администрации Смоленской области. Отделу, совместно с руководством Администрации нужно выработать общую концепцию информационного освещения деятельности ОИВ и губернатора Смоленской области.
Отсутствие разнообразия в формах взаимодействия с населением и их соответствующего освещения в СМИ. Следует разрабатывать новые формы взаимодействия с населением через СМИ, например, организовывать онлайн-конференции, переговоры, тематические семинары с губернатором и другими представителями власти с населением по злободневным для общества темам, обязательно организовывать выезды по области. Данные события должны предварительно анонсироваться и находить полноценное информационное сопровождение в региональных СМИ.
Отсутствует широкое информационное освящение разнообразных направлений деятельности власти (в том числе на основе анализа отчетов за 2010-2012 год четко обозначена только программа связанная с коррупцией).

Нужно проводить информационные кампании в поддержку законов и решений, решенных программ, особенно если они непопулярны и могут вызвать неодобрение населения города или района.

Курсовая работа

на тему:

«Совершенствование процесса взаимодействия органов государственной власти и СМИ (на примере Главного управления информационной политики и общественных связей Смоленской области)»

Студентка группы 31 ГМУ

очного отделения

направления «Государственное и

муниципальное управление»

Железнова Алена Вячеславовна

Научный руководитель:

К.пед.н., доц.

Розанова Нина Николаевна

Смоленск

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1.Теоретические основы организации взаимодействия органов государственной власти и СМИ

1.1 Сущность и содержание PR-деятельности в органах государственной власти………………………………………………………………………..……6

1.2 Модели взаимодействия органов государственной власти со СМИ………………………………………………………………………………11

1.3 Организация взаимодействия органов государственной власти со СМИ………………………………………………………………………………15

Глава 2. Повышение эффективности процесса взаимодействия органов государственной власти со СМИ (на примере Главного управления информационной политики и общественных связей Смоленской области) …………………………………………………………………………..20

2.1 Характеристика деятельности Главного управления информационной политики и общественных связей Смоленской области……………………20

2.2 Анализ взаимодействия Главного управления информационной политики и общественных связей Смоленской области со СМИ…………….…………26

2.3 Рекомендации по развитию взаимодействия органов исполнительной власти Смоленской области со СМИ…………………………………………..33, Заключение, Список использованной литературы, Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

В информационном обществе, к которому идет в своем развитии Россия, многократно возрастает роль и значение СМИ. Поэтому характер взаимодействия СМИ и органов власти играет все более важную роль при проведении государственных преобразований (решений).Опираясь на службы по связям с общественностью государственная власть в более полной мере использует свои информационные, коммуникативные возможности.

Взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый и конфликтный характер, ввиду различной направленности деятельности этих институтов и наличия у них особых интересов.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью разрешения следующего противоречия: с одной стороны, СМИ является основным источником информирования о деятельности власти, информационная политика государства базируется на принципах открытости и достоверности информации. С другой стороны, СМИ информируют граждан о деятельности власти не в полной мере, организация взаимодействия государственных органов и СМИ недостаточна эффективна, отсутствуют прогрессивные формы работы со СМИ.

Степень научной разработанности проблемы.

Среди отечественных авторов: А.Н.Чумиков, А.Ю.Русаков, М.А.Кормильцина, С.Л.Давдян, Я.Н.Засурский, М.П.Бочаров, С.Н.Лаврентьев, Ю.П.Буданцев, В.С.Комаровский, Г.В.Атаманчук и другие.

В работах А.Н.Чумикова и М.П.Бочарова характеризуется PR в разных сферах, как в некоммерческих организациях, так и в коммерческих, как пиар появился в организациях, какова его цель функции, также определено место PR в органах государственной власти и рассмотрены методологические вопросы организации взаимодействия органов государственной власти и СМИ.

Объектом исследования, Предмет исследования, Цель курсовой работы

задачи

1) Изучить сущность и содержание процесса взаимодействия органов государственной власти и СМИ.

2) Рассмотреть модели взаимоотношений органов государственной власти со СМИ.

3) Проанализировать процесс взаимодействия Главного управления информационной политики и общественных связей Смоленской области со СМИ.

4) Предложить направления развития процесса взаимодействия органов исполнительной власти Смоленской области со СМИ.

Методы исследования., Структура

Во введении обозначена актуальность изучаемой темы, представлена степень ее научной разработанности, указан объект и предмет, цель, задачи, методы курсовой работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы организации взаимодействия органов государственной власти и СМИ: сущность и содержание, формы и методы взаимодействия органов государственной власти со СМИ

Во второй главе характеризуется деятельность Главного управлении информационной политики и общественных связей Смоленской области, анализируется процесс взаимодействия органов государственной власти и СМИ в Смоленской области, и приводятся рекомендации по повышению его эффективности.

В заключении сделаны основные выводы по исследуемой проблеме.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СМИ.

1.1. Сущность и содержание PR-деятельности в органах государственной власти

Связи с общественностью (PR) неотъемлемая часть института управления, играющего значительную роль, как в промышленных, так и в правительственных кругах.Функции связей с общественностью применительно к государственному управлению, как правило, не несут в себе политической направленности [10, c.43].

«Паблик рилейшнз» – управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации.

«Паблик рилейшнз» – установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.

«Паблик рилейшнз» побуждает людей верить в сердечные, добропорядочные цели корпорации, показывается, как корпорации ищут доверия и доверительных отношений с публикой, общественностью.

Деятельность любого PR-профессионала непосредственно связана с работой с печатным словом и подготовкой всей совокупности PR-документов. Грамотное использование методики их написания становится одним из базовых условий профессиональной состоятельности PR-специалиста. Особую роль играет не только умение писать, а скорее знание, как и когда, использовать различные PR-документы: когда и в какой форме готовить пресс-кит, а когда ограничиться пресс-релизом или информационным письмом. Соответствие формы подготавливаемого PR-документа моменту — важный элемент профессиональной PR-культуры.

Теперь рассмотрим PR в органах государственной власти.

Органы государственного управления – необходимая часть современного общества. Госаппарат создается обществом для оказания гражданам ряда услуг, которые иным образом предоставляемые были бы неэффективны: правосудие, общественный порядок, здравоохранение и образование, культура, национальная оборона, социальные программы, охрана окружающей среды, транспорт.

Деятельность органов государственной власти затрагивает все стороны жизни общества и потому зависит от работы с общественностью. Спецификой работы госструктур является то, что они призваны отражать интересы страны в целом, всех граждан или значительной их части. Если бизнес изначально ведется в интересах собственников и ориентируется на нужды потребителей, то государство не может преследовать интересы узкой группы. В этой широте своей целевой аудитории – и преимущества и проблемы работы госаппарата.

PR в государственный органах

К преимуществам относятся широкий охват интересов, широкая социальная база, а к недостаткам – невысокая сфокусированность на жизненных интересах каждого отдельного гражданина и сложности обеспечения баланса конкурирующих интересов различных частей общества.

Также PR в органах государственной власти имеет определенные цели, задачи и направления.

цели PR в органах государственного управления

1. информирование граждан о деятельности государственного органа;

2. информирование госаппарата о состоянии общественного мнения;

3. побуждение граждан участвовать в государственных программах (голосование, защита окружающей среды);

4. побуждение бизнеса и общественных организаций участвовать в подготовке и реализации государственных программ;

5. информационная поддержка эффективного взаимодействия ветвей государственной власти в интересах общества;

6. обеспечение благоприятного отношения и поведения международной общественности и международных организаций в отношении страны [8, с.145].

Задачами PR в органах государственной власти

1. выявление проблем в сфере распространения информации и налаживания коммуникации как внутри организации, так и во внешних отношениях;

2. управление исходящей информацией;

3. тщательный выбор как стратегических направлений информационной деятельности, так и конкретных задач каждой ПР-акции;

4. обеспечение обратной связи [6, с.198].

Повсеместно находит признание необходимость иметь эффективную службу по связям с общественностью в федеральных органах власти. Именно такая практика и установилась в работе аппарата правительственных учреждений многих стран, причем названия и круг полномочий этих служб могут быть различными. Например, при Министерстве обороны РФ имеется начальник службы по связям с общественностью, у Министерства финансов РФ – пресс-секретарь и заведующий информационным отделом. В других учреждениях эти информационные службы могут называться по-иному.

В России сегодня практически каждый орган государственного управления федерального уровня и уровня субъекта федерации имеет свою службу связей с общественностью, пресс-службу, пресс-секретаря или ответственного за эту функцию. Эти службы информируют общественность о работе органов государственного управления, представляя новости в СМИ, готовят публичные выступления официальных лиц, организуют проведение круглых столов и других форумов, ведут работу с целевыми группами общественности (бизнесом, общественными организациями, лидерами мнений).

направления деятельности служб по связям с общественностью в органах государственной власти

1. установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и организациями;

2. информирование общественности о существе принимаемых решений;

3. анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;

4. прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;

5. формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц [6, с.534].

Деятельность PR, осуществляемая госструктурами, должна строиться исходя из двух принципов. Во-первых, демократическое государство должно отчитываться о своей деятельности перед своими гражданами. Во-вторых, эффективное государственное администрирование требует активного участия и поддержки граждан.

Распространенной проблемой работы госаппарата во всех странах является апатия граждан, недостаток доверия и сопротивление проведению решений госаппарата в жизнь. Актуальная задача госаппарата любой страны – обеспечение вовлеченности граждан в решение проблем общества: обеспечение экономической стабильности, снижение преступности, безработицы, рост уровня жизни населения. Успешная подготовка и реализация решений госаппарата зависит от уровня общественной поддержки его инициатив, в том числе и на международном уровне

Таким образом, позиции граждан и их объединений в PR-взаимодействии со структурами власти реально могут оказаться намного слабее, чем во взаимодействии с коммерческой фирмой. Государство, его структуры располагают большими возможностями влияния на граждан, в том числе с помощью PR, чем коммерческая фирма. Вместо равноправного диалога здесь гораздо чаще может иметь место продвижение со стороны структур власти нужных ей установок и моделей поведения. Соответствующим образом меняется технология взаимодействия гражданина и власти с помощью PR, возникает понятие «эффективности PR».

Известный философ и политолог Э. Ален считал, что самой эффективной является такая власть, которая получает одобрение свободного человека, точнее, свободное одобрение свободного человека. Способствование свободному одобрению гражданами действий и политики структур власти, поддержка властей конкретными действиями граждан является главной целью, критерием эффективности работы PR-служб в демократическом обществе [11, с. 45-56].