Налоги: история и современность

Курсовая работа

Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. Так сформулировал законодатель определение налогов. В отличие от зарубежных стран, где становление налогообложения происходило веками (во всяком случае, с самого начала возникновения государства) в России, в связи с распадом Советского Союза, налоговые системы подверглись формированию практически с нуля и дальнейшее развитие происходит с новой исторической страницы.

Данная курсовая работа посвящена теме истории развития налогообложения в России. На мой взгляд, тема особенно интересна тем, что в изучении каждой науки, недопустимо пренебрегать ее историей. Опыт прошлых времен, изучение проблем и последствий поможет адекватно воспринимать ситуацию, сложившуюся в современном мире.

Перед началом работы была поставлена цель — изучение развития налогообложения России.

Курсовая работа имеет следующую структуру: Глава 1 посвящена общим положениям налогового права в современной России. Глава 2 — раскрывает развитие налогообложения от Древней Руси до XX в. Такое расположение, на мой взгляд, более эффективно. Изучив сперва современное налоговое право, я поэтапно рассмотрю каждый исторический период, анализируя взаимосвязанность возникновения новых налоговых обязанностей с изменениями в общественной жизни, эффективность и целесообразность тех или иных сборов, правомерность их применения, и, невзирая на то, что современное налоговое право в своей основе дублирует законодательство западных стран, воспроизвести хронологическую цепочку событий развития податей времен Древней Руси до налоговых обязанностей теперешнего времени, что и является задачей курсовой.

В работе была использована вся доступная нормативная база и литература, авторами которой являются профессора и ведущие специалисты в области юриспруденции, экономики и истории.

Глава 1 Основные положения налогообложения в России

1.1 Сущность налога

Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как “взносы граждан, необходимые для содержания … публичной власти…“ В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

10 стр., 4552 слов

(Россия — демократическое государство). Содержание Введение ...

... курсовой работы - изучить особенности демократического государства, его признаки, рассмотреть и проанализировать основные принципы демократии в России. Задачи курсовой работы: рассмотреть Россию как демократическое государство; ... терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым. Государство может соответствовать характеристике демократического только ...

Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

1.2 Функции налогов

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции — фискальную, стимулирующую и регулирующую.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта.

налогообложение законодательство история общественный

1.3 Налоговая система России

Принципы. Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

24 стр., 11547 слов

Система субъектов Российской Федерации

... субъектов РФ". Какие проблемы накопились в нашей Федерации? Каковы пути их решения? Ответить на эти вопросы, а также проследить развитие и просчеты, симметричность и асимметричность Российской Федерации ... 76 указывается, что "по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы…". Только в нашей стране основной закон государства - Конституция - содержит такие внутренние ...

  • уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства;
  • необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо;
  • обязательность уплаты налогов;
  • система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги;
  • налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;
  • налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:

  • приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц).

    В условиях рыночной экономики такое явление — анахронизм и требует поэтапного переноса налогового бремени на граждан;

  • достаточно высокий удельный вес доли косвенных налогов, и относительно меньший — прямых;
  • создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим;
  • наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства;
  • разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности;
  • установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах;
  • определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.

Структура действующей налоговой системы Российской Федерации.

Законом “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги взимаются по всей территории России. В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • налог на доходы банков;
  • налог на доходы от страховой деятельности;
  • налог от биржевой деятельности;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • таможенные пошлины;
  • отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец. внебюджетный фонд РФ;
  • платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл.

бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;

9 стр., 4040 слов

Налоги с юридических лиц

... о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. В настоящей курсовой работе пойдёт речь о взимании налогов с юридических лиц, далее ... индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей; статьей 171 УК ...

  • подоходный налог с физических лиц;
  • налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;
  • гербовый сбор;
  • государственная пошлина;
  • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
  • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
  • налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте.

Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономных областей, автономных округов. К этим налогам относятся:

  • налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;
  • местный доход;
  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  • республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

К местным относятся следующие налоги:

  • налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
  • земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле;
  • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
  • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  • курортный сбор;
  • сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими органами исполнительной власти.

Сбор уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента, и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;

  • целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно — правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.
  • налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;
  • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.

Налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;

  • сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;
  • лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению. В размере: с юридических лиц-50, с физических лиц — 20 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год;
  • лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;
  • сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
  • сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами государственной власти;
  • сбор за право использования местной символики.

Сбор вносят производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;

13 стр., 6343 слов

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

... способы уклонения от уплаты налогов и сборов, ответственность за которые установлена в уголовном законодательстве; раскрыть субъективные признаки уклонения от уплаты налогов и сборов. Объектом работы являются охранительные общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лица понести уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов. ...

  • сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами государственной власти, на территории которых находится ипподром;
  • сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;
  • сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.

Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;

  • сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;
  • сбор за право проведения кино и телесъёмок.

Сбор вносят коммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие от местных органов государственного управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами государственной власти;

  • сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица, в размере, установленном органами государственной власти;
  • сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора являются юридические и физические лица-собственники указанных средств и оборудования;
  • налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента объёма реализации продукции, произведённой юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:

  • налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);
  • налоги с имущества (предприятий и граждан);
  • налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу; поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

7 стр., 3438 слов

Земельный налог реферат по земельному праву

... земель. Понятие и сущность земельного налога Собственник имущества, получая права владения, пользования и ... обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам — в Англии, по гуфам — в Германии, по ... налог был старой формой обложения, ссылки на него есть у летописцев. В период татарского владычества образовалась и получила общее развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. ...

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Глава 2. История развития налогового права в России

2.1 Развитие налогового законодательства со времен Древней Руси до начала XVIII века

На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белой Веверице от дыма.

Поход княгини Ольги против древлян в 945г. описан в «Повести временных лет». В современном переводе эта часть документа звучит так: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным…». Княгиня Ольга в Х в. в завоеванной земле уже устанавливает уставы и уроки, т.е. упорядочивает взимание даней — податей, а установившейся единицей обложения (дым, рало, плуг), говорящей о регулярности различных взиманий с народной массы, известные славянам задолго до Ольги, по крайней мере, в самом начале IX в., если не раньше.

Собирание налогов князями по большей части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам. Первый способ сбора дани назывался повозом, второй — полюдьем. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба, в зависимости от потребностей князя. В первую очередь следует обратить внимание не на предметы, которыми народы облагались в виде дани, а на единицы обложения. Это есть дым, или дом, рало, плуг… Все эти термины в сущности обозначают одну и туже единицу обложения, в основе которой лежит сельское хозяйство. Основой ее является земля. Таким образом, главным источником для уплаты налогов и сборов в древние и средние века была земля. Все подати были двоякого рода, окладные или определенные количеством, и неокладные (дар, даровые сборы).

Следует отметить, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю воин или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным. Налоги упоминаются под разными названиями, как-то: дань (общее название всех сборов), оброк, урок.

Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения связанные со сборами и повинностями появляется в Русской Правде. В статьях 42-43 краткой редакции Русской Правды и статьях 96-97 Просторной редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм, городовые и мостовые деньги. В истории законодательного регулирования податной системы не остался бесследным период нахождения Руси под господством Золотой Орды. В ханский ярлыках 2-ой пол. XIII в. — сер. XIV в. упоминаются такие повинности русского населения в пользу Орды, как дань, запрос, дары, мыт, весче, восмичее, гостиная, тамга, торговая пошлина и т.д. Часть из них выплачивалась, по-видимому, в деньгах, часть представляла натуральные поборы. Первоначально сбором податей занимались сами татары через своих фискальных чиновников Баскаков. Затем функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык.

50 стр., 24518 слов

Перспективы и дальнейшее развитие налога на имущество

... имущественных налогов и сборов; рассмотреть вопросы оптимизации налога на имущество, перспективы и пути его дальнейшего развития. Структура и объем работы ... 1863 года вместо обзорного налога буржуазия ввела налог на городские постройки. С 1867 года к подушной подати присоединены два других ... субъекта РФ по определению элементов обложения региональным налогом всегда ограничены соответствующим федеральн

Со 2-ой пол. XIV в. налоги стали взиматься с сохи, ставшей главной единицей обложения. Для определения окладов податей и их раскладке использовались различные единицы обложения. Под термином подати имели ввиду не только денежные платежи и натуральные сборы, а также личные повинности. Раскладка податей происходила путем развода и разруба. Развод представлял из себя раздробление предполагаемой суммы средств, подлежащих сбору, между частями государства и группами тяглецов посошно или повытно. Разруб представлял собой дальнейшее раздробление первоначальных окладов (мировая раскладка, размет).

Царские судебники 1497г. и 1550г. можно определить как акты, регулирующие процедурные вопросы. В то же время в судебнике 1550г. впервые на законодательном уровне была запрещена выдача так называемых тарханных грамот. Под тарханными грамотами подразумевались жалованные грамоты, которые освобождали не только от отдельных мелких повинностей, но и от ряда основных податей, таких как дань, ямские деньги, тамга.

Важнейшим сводом законов Российского государства, регулирующих податные отношения, стало Соборное уложение 1649 года. В нем нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право, с отменой урочных лет. Учитывая рост государственных расходов, в Соборном уложении была закреплена идея вовлечения в тягло все более широких слоев населения: «Иные, какие ни будь вольные люди, или чьи ни будь, а торговыми они всякими промыслами промышляют, а ни в каком тягле они не написаны и государевых податей не платят, и служб не служат, и изделий не делают, и тех всех… взятии в тягло, чтобы такие люди нигде в избытках не были». Не мало внимания в Соборном уложении уделено оброку, в ст.35, 39, 42 главы 16, ст.11 главы 19.

В них указывается, что владельцы угодий, расположенных на государственных землях, в частности, крестьяне таких владельцев, если они продолжают владеть на оброке государственными угодьями на отхожих землях, обязаны по-прежнему платить государев оброк, т.е. переход крестьян в частные владение не должен сопровождаться освобождением их от уплаты за пользование государевыми оброчными угодьями.

Все это свидетельствует о том, что государство преследовало цель не только расширения податного слоя населения, но и не допускало выхода из тягла населения. Использовались различные единицы обложения. Среди них можно выделить три разряда: 1) выти, обжи, луки; 2) местные сошки различных размеров; 3) большая (московская) соха.

Писцовые книги как важнейший источник стоит в центре огромного комплекса документов, связанных с основой феодального государства — феодальным землевладением. Функционально этот документ феодального государства закреплял права владения землей, регистрацией изменений в землевладении и, наконец, выполнял фискальную функцию, ибо служил обоснованием всей системы государственного налогообложения населения. В научной литературе нет однозначного мнения о роли и месте писцовых книг как источника феодального землевладения и податной системы. Академик Б.Д. Греков отмечал: Писцовые книги, нам до сих пор известные, будем называть их книгами государственного, официального правительственного письма, в этом отношении не могут служить надежной базой, а других источников до сих пор в научный обиход не поступало.

14 стр., 6672 слов

Экономическая сущность налогов в Республике Казахстан

... объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны (тенге), по земельному налогу – гектар, акр и т. д.). Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она ... финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства. Налог – обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный ...

По мнению А.С. Лаппо-Данилевского, писцовые книги не могли служить вполне точными и удовлетворительным источником сведений, поскольку этому мешали, по его мнению, уловки, небрежность, невежество и злонамеренность писцов. П.Н. Милюков разделяет скептическое отношение к писцовым книгам как к источнику информации. По мнению автора, со второй половины XVIв. служилые землевладельцы платили налоги с живого и пустого, а уже с конца XVIв. служилое население платило не с полного размера своих поместий, а исключительно только с живущих четвертей распаханной пашни, оставляя в стороне перелог и дикое поле. Тем не менее, общеизвестно, что во второй половине XVIв. подати уплачивались только с живущего. Со 2-ой половины XVIв. и в нач. XVIIв. можно наблюдать постепенное отмирание сошного письма в смысле частоты употребления сошного счета в больших сохах: Четь заменяет соху, а потому легко может и вытеснить ее, т.к. счет по четям гораздо проще и легче, соха чрезвычайно громоздкая единица обложения и практически мало удобная.

2.2 Налоговая система в России XVII-XIX веков

С конца XVII в. в податной системе России происходят изменения, появляется новая окладная единица двор, которая почти до начала XVIII в. служила основой податной системы. Однако уже с начала XVIII в. с ростом расходов на войну, в государстве назрела проблема пополнения бюджета. С начала предпринята была попытка увеличения сбора уже существующих и введения новых сборов. При Петре I введен даже институт прибыльщиков, основная цель которых была придумывать новые источники пополнения бюджета. На поддержание армии и флота введены были новые налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подводные. Уже начиная с 1704г. вводились сборы: поземельный, по мерный и весовой, хомутейный, шапочный, сапожный, подужный, с извозчиков, посаженный, покосовщинный, пчельный, банный, мельничный и другие. Податная реформа Петра I представляла собой смену системы прямого обложения, переход от подворного обложения к подушному. В ходе реформы произошла замена единицы обложения двор на единицу обложения душа мужского пола, с введением единого подушного налога взамен множества мелких подворных налогов, произошло изменение порядка сбора налогов. В соответствии с Именным указом от 26 июня 1724 установлено: «С каждого мужского пола души, которые по нынешней переписке и по свидетельству штап-офицеров явились, земскому комиссару велено собирать на год по семидесят по четыре копейки, а на треть года — на первую и вторую — по двадцати по пяти, а на третью — по двадцати по четыре копейки; а больше того никаких денежных и хлебных податей и подвод не имать, и платить не повинны». Платежи были определены в три срока первая треть — в январе и в феврале, вторую — в марте и в апреле, третью — в октябре и в ноябре месяцах. Следует отметить, что помимо подушной подати государственные крестьяне платили и оброчную подать. С сельского населения подушная подать не только высчитывалась в сметах по количеству душ мужского пола, но и при сборе раскладывалась прямо по душам, а не по работникам. Оценка итогов реформы не однозначна. Но в целом следует отметить, что в ходе реформы налогообложения введен единый денежный налог — подушная подать, унифицирована финансовая система в челом и в частности налогообложение, расширен круг налогоплательщиков, по мнению Е.В. Анисимовой: одним из важнейших социальных последствий податной реформы является правовое и податное оформление категорий государственных крестьян. Переход к подушной подати потребовало включение в тягло всех категорий крестьянского и посадского населения, которые до введения подушной подати освобождались от налога. Однако в то же время население не могло в полной мере нести тяжести обложения в связи с чем общий размер подати уменьшался 1725, 1727-1728, 1730 гг., а при Екатерине II общий размер составлял 70 копеек с души.

3 стр., 1005 слов

Система налогов и сборов в РФ

... всей территории РФ, в связи с чем проблема установления принадлежности дохода от взимания налога с таким объектом какому-то конкретному субъекту РФ ... налогов входят налог на имущество организаций и транспортный налог. В системе региональных налогов предполагается также установить новый для современной России налог на недвижимость, объединяющий налог на имущество организаций, земельный налог и налог ...

Отмена крепостного права дала толчок к развитию податного законодательства. Манифест и Положение 19 февраля 1861г. провозглашали отмену крепостной зависимости, предоставляли крестьянам права на земельный надел и проведение выкупного платежа за земельный надел. Манифестом 19 февраля 1861г. решались вопросы определения статуса крестьян как свободных участников правоотношений, возможности получения в собственность земли, реформы земской системы. В основу выкупных платежей была положена сумма оброка, включающая в себя плату за землю и за труд крестьян.

С 1867г. к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы.

В соответствии с Указом об устройстве крестьян Царства Польского от 19 февраля 1864г., крестьяне помимо существующих податей обязывались уплачивать в казну поземельный налог.

В соответствии с Общим положением о крестьянах вышедших из крепостной зависимости, крестьяне обязаны нести следующие казенные и земские денежные повинности: 1) подушная подать, 2) сбор на обеспечения продовольствия; 3) земские сборы, как государственные, так и общие губернские и частные, 4) сбор на заготовление окладных листов по подати и сборам. При этом помещики не несли ответственности за уплату подушной подати крестьянами. Помимо этого крестьяне несли обязанности по уплате мирских сборов и натуральные повинности.

Натуральные повинности, которые должны были нести крестьяне делились на натуральные и денежные.

К числу мирских сборов относились: содержание лиц мирского управления, устройство и содержание больниц, богаделен, училищ и учителей.

В ходе проводимых реформ в податной системе России происходит становление и выделение земельного налога, которое происходит в 1875г. Он был установлен в 1875г. После реформы земского обложения. Обложению подлежали все земли, подпадающие под обложение земскими сборами, за исключением государственных земель. Взимался налог по раскладочному принципу. Общая сумма земельного налога, подлежащая уплате губернией, определялась путем умножения ставки налога на общее число десятин удобной земли и леса в губернии. Затем исчисленная сумма губернским земским собранием распределялась на уезды по количеству и доходности земель. А те в свою очередь распределяли и по сельским общинам, которые в свою очередь распределяли их на непосредственных плательщиках.

С 1865г. Подушной подати с неспособных к работе дворовых людей приписанных волостям не взимались. По Постановлению Государственного Совета (17 ноября 1869г.) отменена круговая порука по прямым податям для селений, где числится менее 40 ревизских душ, а 1875г. эти малолюдные общества освобождались от платежа подушной подати за умерших, за поступивши в военную службу, а также за неспособных к работе по увечью, дряхлости и болезни. Вопрос о замене подушной подати стал предметом активного обсуждения. Важным этапом в обсуждении явилось создание податной комиссии 1869г. 10 июня 1870г. проект Положения Комитета министров, о замене подушной подати поземельным и подворным налогами были переданы на обсуждение земских собраний. Большинство земских собраний отклонили этот проект, сочтя нерациональным переложение податей с душ на имущество тех же плательщиков. Но реально к вопросу о реформе подушной подати правительство возвращается в 1879г.

Ускорившийся после 1861г. рост промышленности и развитие капиталистических отношений подталкивали правительство на проведение экономических реформ. Податная система со своими архаическими принципами препятствовала этому.

14 мая 1885г. по высочайшему Указу проведена замена подушной подати на оброчную подать и государственный земельный налог, за исключением районов Сибири. Затем 19 января 1898г. в Сибири отменялись: подушная подать и душевая оброчная подать, ясачный сбор и сбор на межевание. Взамен их вводились: государственная оброчная подать, а с земли — поземельная подать. Законом 23 июня 1899г. изменялся порядок применения круговой поруки. Оно наступало в случае безуспешности использования всех допустимых мер взыскания, принятых в отношении отдельных домохозяйств и невозможностью покрыть недобор из имеющихся свободных от определенного назначения мирских денег. Круговая порука была отменена в России Высочайшим утверждением 12 марта 1903г.

2.3 Развитие налогового законодательства в послереволюционной России — первая половина 90-х годов

В результате прошедшей в феврале 1917г. революции произошли перемены в государственной власти. Временное правительство остро нуждалось в финансовых источниках, избрав путь пополнения казны эмиссионными бумажными деньгами и ростом косвенных налогов. Однако общее ослабление государственной власти не позволило Временному правительству использовать налоговые инструменты в своей политике. В октябре 1917г. свершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция.

Декретом СНК от 24 октября 1917г. «О Взимании прямых налогов» был установлен единый срок для уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устанавливали власти по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земли был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.

В ноябре 1917г. в числе народных комиссариатов Советского правительства был образован Народный комиссариат финансов (Наркомфин).

Одним из элементов налоговой политики Советского государства в начальный его период является введение чрезвычайных революционных налогов с городского и сельского населения страны. Декретом о единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге, принятом Постановлением ВЦИК и СНК от 28 октября 1918г. было произведено изъятие средств для нужд Красной Армии. Чрезвычайный налог носил раскладочный характер. Общая сумма — 10 миллиардов рублей — была разверстана между губерниями.

В резолюции 8 съезда РКП(б) «Об отношении к среднему крестьянству» подчеркивалось: «Среднее крестьянство должно облагаться чрезвычайно умеренно, лишь в размере, вполне посильном и необременительном для него». Декретом ВЦИК от 9 апреля 1919г. «О льготах крестьянам-середнякам» в отношении взыскания единовременного чрезвычайного налога полностью были сложен налог с крестьян, которые подлежали обложению по небольшим ставкам и значительно были снижены более высокие ставки окладов. Финансовые результаты проведения налога значительно отличать от запланированных сумм. Вместо запланированных 10 миллиардов рублей получено было 1,5 миллиарда рублей. Помимо общегосударственных чрезвычайных революционных налогов вводились и местные чрезвычайные революционные налоги. Данные средства направлялись на покрытие расходов местной власти.

Декретом ВЦИК от30 октября 1918г. «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом», в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов был введен натуральный налог. Налог взимался с излишек продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков. В отношении кулацких хозяйств была установлена особая система индивидуального обложения. Местные Советы могли привлекать кулацкие хозяйства к обложению по повышенным нормам. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.

Налоговое право России конца 20-х-начала 30-х гг. С 1929г. в развитии сельского хозяйства произошли большие перемены. В стране начался процесс массового перехода крестьян в коллективные хозяйства.

Изменения в порядке обложения сельскохозяйственным налогом были определены постановлением ВЦИК и СНК от 8 февраля 1929г. «О едином сельскохозяйственном налоге и облегчении обложения середняцкого хозяйства» и Положением о едином сельскохозяйственном налоге на 1929-30 гг. утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 февраля 1929г. Объектом обложения новое положение определяла совокупный доход соответствующего хозяйства. Коллективные хозяйства в местностях, где обложение налогом производилось по пашне, понижались нормы доходности десятины, в местностях, где обложение производилось по посеву, освобождались от обложения доходы от прироста посевных площадей. Путем снижения общей суммы и порядка исчисления налога и предоставления дополнительны льгот. Льготы были направлены на расширение посевных площадей, поощрения развитию технических культур и животноводства. Сплошная коллективизация сельского хозяйства привела к росту коллективных хозяйств, что требовало изменения системы обложения колхозов в общей системе сельхозналога. Также в этот период был введен Гербовый сбор.

Согласно новому Положению «О едином сельхозналоге» на 1930-31гг. утвержденном Постановлением ЦИК и СНК от 23 февраля 1930г., для колхозов была установлена пропорциональная система обложения вместо прогрессивного обложения. Новым положением фактически были установлены три различные системы обложения: обложение колхозов, обложение трудовых единоличных хозяйств и кулацких хозяйств. Была установлена пропорциональная система обложения колхозов. Облагаемый доход колхозов определялся по установленным нормам доходности.

В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК от 30 сентября 1930г. «О распределении поступлений единого сельскохозяйственного налога» значительная часть поступлений по сельскохозяйственному налогу передавалась в местные бюджеты. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1931г. утверждено Положение «О едином сельскохозяйственном налоге» на 1931г. В соответствие с положением, исчисление налога с колхозов стали производить по валовому доходу за год. Из облагаемого дохода исключались: отчисления в неделимые и общественные фонды, доходы от рыболовства.

Постановлением ВЦИК и СНК от 9 января 1931г. с единоличных хозяйств был взыскан единовременный сбор на хозяйственное и культурное строительство в сельских районах.

Следует обратить внимание на то, что в этот период кулацкие хозяйства облагались налогом в особом порядке, в то время как коллективным хозяйствам предоставлялись большие льготы. Но это, скорее всего, характеризует не целесообразность в налоговой системе, а политический курс партии и ее цели.

Налоговая система России в 30-40-е гг. С введением вместо договорной системы заготовок на обязательную сдачу зерновых культур по твердо установленным ценам, потребовала изменить и систему налоговых отношений колхозов с государством.

Обложение производилось на основе твердых погектарных ставок, установленных с учетом доходности различных видов сельскохозяйственных культур. Налогообложение строилось на основе сочетания поземельного и подоходного принципов. Обложение производилось на основе пропорционального метода. Сумма налога определялась путем умножения соответствующих ставок на число гектаров, учетных посевов озимых на число планового посева яровых. Ставка налога с неземледельческих доходов устанавливалась для сельскохозяйственных артелей 3,5 коп. с рубля, а для ТОЗ-5коп. Были предоставлены льготы колхозам в части освобождения от торговли на колхозных ларьках и базарах.

В дальнейшем обложение сельхозналогом строилось на принципах, установленных в 1933г. С 1934-38гг. в этот порядок вносились некоторые изменения. К уплате сельскохозяйственного налога стали привлекаться хозяйства членов промысловых кооперативных артелей. К уплате сельхозналога привлечены были, помимо хозяйств колхозников, единоличных крестьянских хозяйств, хозяйства членов промысловых кооперативов, также хозяйства рабочих и служащих, имевшие подсобное сельское хозяйство в сельской местности. Объектом налогообложения являлись доходы от сельскохозяйственных культур и неземледельческих заработков. Доходы определялись на основе норм доходности, устанавливаемых в зависимости от урожайности по культурам и средних цен на колхозных рынках. Доходы, получаемые по трудодням колхозниками, обложению не подлежали.

В первый год войны Указом Президиума ВС СССр от 3 июля 1941г. была введена стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу. С 1942г. Указом Президиума ВС СССР от 29 декабря 1941г. был установлен военный налог, которым облагалось все население страны, в связи с чем, стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу была отменена.

В 1941г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан.

Указом Президиума от 7 мая 1952г. законодательство о сельскохозяйственном налоге были внесены изменения в порядок обложения дохода. В соответствии с законом от 8 августа 1953г. обложению сельскохозяйственным налогом подлежали: хозяйства колхозников, хозяйства рабочих и служащих, единоличные крестьянские хозяйства и хозяйства других граждан, не являющихся членами колхозов, если им отведены земельные участки в сельской местности. Налог взимался в целом с хозяйства, а не с отдельного члена семьи.

Налогообложение в России в 40-50-е гг. В действующей системе обложения в 40-егг. имелся ряд недостатков. Сложилось неравномерность в обложении налогом колхозов между колхозами с разносторонне развитыми хозяйствами и с односторонне развитым хозяйством. При этом в денежном выражении продукция оценивалась по разному.

Это потребовало изменения в порядке обложения, и 1 марта 1941г. Верховный Совет СССР принял Закон «О подоходном налоге с колхозов». Субъектами налога стали выступать все виды коллективных хозяйств. Налог исчислялся по доходу за предшествующий год по годовым отчетам после проверки отчетов финорганами. В доходы, облагаемые подоходным налогом, включались все виды доходов от всех отраслей сельского хозяйства. В состав облагаемого дохода не включались суммы, полученные колхозом за сдачу государственных продуктов по обязательным поставкам и ряд других сум. Была установлена широкая система льгот для колхозов, в частности для колхозов Северных территорий, и для колхозов, пострадавших от стихийных бедствий.

В послевоенные годы в условиях тяжелого экономического положения налогообложение колхозов значительно усложнилось, в части коснулись это порядка исчисления и взимания налога, множественности ставок, дифференциации ставок. Были установлены четыре пропорциональные ставки: 6% — с доходов, получаемых от внутрихозяйственного использования продукции, 6%- с доходов от продажи продукции государству, 12% — с доходов продукции, распределяемой среди колхозников, 13% — с доходов, получаемых от реализации продукции на колхозных рынках.

Указом Президиума ВС СССР от 12 января 1951г. «Об изменении ст.5 и 6 Указа Президиума ВС СССР от 11 августа 1948г. «О подоходном налоге с колхозов» были изменены ставки. Налог с доходов от продажи продуктов в порядке контрактации и государственных закупок взимался в размере 9% от суммы дохода, а с доходов от торговли на колхозных рынках — 15%. Однако это не изменило неравномерности обложения колхозов.

Все острее становился вопрос перестройки обложения колхозов. Был установлен новый объект обложения особым образом исчисляемый доход. Налог исчислялся со всех видов доходов за истекший год по данным годового отчета колхозов. Была введена единая ставка вместо различных дифференцированных ставок, исчисление налога производилось самими колхозами по ставке, средний размер которой до 1959г составлял 14%.

18 декабря 1958г. Президиум ВС СССР издал новый Указ «О подоходном налоге с колхозов». Ставка налога была установлена в размере 12,5%. Налог фактически был направлен по существу на изъятие не столько чистого дохода, сколько фонда оплаты труда.

Налогообложение России в 60-80-е гг. Все это требовало изменения порядка обложения колхозов, в связи с чем, Мартовский Пленум ЦК КПСС (1965г.) признал необходимость изменений в налогообложении колхозов подоходным налогом Указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965г. «О подоходном налоге с колхозов», веденном в действие с 1 января 1966г.

Плательщиками налога являлись сельскохозяйственные артели и рыболовецкие хозяйства, имеющие доходы от сельского хозяйства и уровень рентабельности которых превышал 15%, а также колхозы, у которых размер фонда оплаты труда колхозников превышал необлагаемый минимум, исчисляемый исходя из устанавливаемого Правительством среднемесячного заработка в расчете на одного работающего колхозника. При обложении стали учитываться экономические показатели: чистый доход и рентабельность. Налог с фонда оплаты труда колхозников определялся в порядке определенном Постановлением Совета Министров СССР от 10 апреля 1965г. О порядке исчисления подоходного налога с Фонда оплаты труда колхозников, и фактически строился по пропорциональному обложению. Ставка налога с фонда оплаты труда составляла 8%. Таким образом, по указу 10 апреля 1965г. имелись два объекта обложения: чистый доход и фонд оплаты труда, который находится в тесной взаимосвязи и имеют самостоятельное юридическое значение.

Р.Х. Богатеев в своей диссертационной работе, рассматривая проблему совершенствования подоходного налога с колхозов, видел решение вопрос в дальнейшей дифференциации ставок подоходного налога, изменении уровня рентабельности, увеличении размера необлагаемого минимума.

Указом Президиума Верховного Совета от 10 июня 1987г., утвержденного Законом от 30 июня 1987г. Указ Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965г. был изложен в новой редакции. В окончательном виде подоходный налог с колхозников выглядел в следующем виде. Как и прежде плательщиками налога являлись колхозы, в том числе и рыболовецкие. Налог исчислялся из доходов, полученных от всех видов деятельности, по нормативам, определенным с учетом экономической оценки земли, обеспеченности основными фондами трудовыми ресурсами (производственный потенциал).

Разработка и утверждение нормативов возлагалось на Совет Министров СССР. Налог также исчислялся по установленным ставкам к части фонда оплаты труда колхозников, которая превышала среднемесячную заработок в расчете на одного работающего в хозяйстве колхозника. При этом сумма подоходного налога, исчисляемая по нормативам, установленным с учетом экономической оценки земли и обеспеченности основными фондами, трудовыми ресурсами, подлежал уплате один раз в год не позднее 5 февраля. Ответственность за правильное исчисление и уплату налога несли председатель колхоза и главный бухгалтер. Постановлением Совета Министров ССР от 12 июля 1982г. 654 по доходный налог с части фонда оплаты труда колхозников, превышающий 70 рублей в месяц в среднем на одного работающего хозяйстве колхозника в расчет на год, составил 8%.

Налоговая система в 90-е гг. Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения предприятий и граждан (юридических и физических лиц).

Введенная в действие с 1 января 1992г. налоговая система Российской Федерации была сформирована буквально в течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем. В тоже время были учтены экономические, социальные особенности России. Таким образом, налогообложение на данном этапе представляло собой симбиоз западных норм и российских условий. Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991-1992 годах новых законов является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России.

Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов возрастает потребность в компетентном комментировании сложных проблем налогообложения.

Принятый в России новый пакет законов о налогах впитал в себя мировой опыт, что важно для выхода страны из экономической изоляции, отвечает в основном требованиям переходного к рыночным отношениям периода, имеет определенную социальную направленность.

Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» начало 1992г.-это период подлинного налогового ренессанса. В нем предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Налоги подразделяются на федеральные, налоги республик в составе России, краев и областей и местные налоги. Такой порядок заменил прежнюю, практически унитарную систему формирования государственных доходов.

Налоги в России впервые разделены на три вида. Федеральные налоги взимаются на всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

Из местных налогов общеобязательны только 3 — налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Что касается земельного налога, то объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по этому налогу определяются Земельным кодексом РСФСР и специальным Законом РСФСР «О плате за землю».

Впервые юридические и физические лица, перепродающие автомобили, вычислительную технику и персональные компьютеры, платят налоги (ставка до 10%).

Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты, взимается с участников этих сделок — 0,1% от суммы сделки.

Еще один важный в условиях рынка налог — на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.

Наиболее крупным доходным источником с 1993 года становится налог на добавленную стоимость, оттеснив на второе место налог на прибыль.

Налог на добавленную стоимость дополняется акцизами на отдельные виды продукции. Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. На протяжении многих лет у нас эту роль выполнял налог с оборота. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах. В 1992 году акцизы введены в виде процентной надбавки к розничной цене изделия, что связано с либерализацией цен. В мировой практике они обычно устанавливаются в виде фиксированной денежной суммы на одно изделие.

Налогообложение доходов юридических лиц имеет определенные преимущества. Главное из них состоит в том, что государство получает реальную возможность свести к минимуму свое вмешательство в размеры выплачиваемой на негосударственных предприятиях и в организациях заработной платы. Оно может лишь в порядке социальной защиты населения устанавливать минимальный уровень заработной платы и не регулировать верхнюю шкалу. Ведь налоги получены еще до выплаты заработной платы. Есть и другие факторы. Тем не менее, в 1992 году введен в действие Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Основным аргументом в пользу введения, как и раньше, налога на прибыль было то, что, как показывает мировая практика, введение подоходного налога с юридических лиц оправдано лишь в условиях сбалансированной экономики с отработанным механизмом рыночных цен, примерно одинаковым уровнем рентабельности, налаженной законодательно утвержденной системы антимонопольного регулирования и ряда других факторов, позволяющих равномерно распределить налоговое бремя на всех налогоплательщиков.