Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации

Курсовая работа

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.33

Право на отнесение сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений законодательства.

Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое владеет этой информацией на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны. Если данная информация получена в рамках трудовых отношений, ее обладателем признается работодатель.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

1) устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с законом и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации;

5) требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, государственных и муниципальных органов, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

5 стр., 2289 слов

Информация как основной объект информационного права

... виду информации: правовая, научно-техническая, политическая, финансово-экономическая, статистическая, социальная, медицинская, информация о чрезвычайных ситуациях, персональная информация, кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной). 2. По способу доступа: открытая, информация ограниченного доступа (государственная, служебная, коммерческая, профессиональная тайна, ...

6) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

7) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.34

Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении такой информации режима коммерческой тайны. 35

Режим коммерческой тайны — правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем указанных мер, которые должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, принимает меры по охране конфиденциальности информации, предусмотренные п. п. 3 и 5.

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя, а также обеспечивается возможность использования такой информации работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Правовой режим коммерческой тайны устанавливается локальными актами юридического лица.

При этом в целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

  • ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, а также с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
  • создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями. 36

14 стр., 6933 слов

Правовое регулирование коммерческой тайны в РК

... нераскрытой коммерческой информации и они направлены на обеспечение конфиденциальности этой информации и этим обеспечивается неприкосновенность исключительного права предпринимателя на коммерческую информацию. 2. Раскрыто юридическое значение признаков коммерческой тайны, которое состоит в: 1) определении места коммерческой тайны в ...

Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.

Режим коммерческой тайны может быть также установлен гражданско-правовым договором. Закон о коммерческой тайне определяет общие правила передачи информации, составляющей коммерческую тайну, ее обладателем контрагенту по договору и охрану ее конфиденциальности в рамках последнего, а также особые правила, касающиеся выполнения государственного контракта для государственных нужд (ст. ст. 9, 12).

Специальные нормы о передаче данной информации по отдельным видам договоров содержатся в гражданском законодательстве (например, ст. ст. 727, 771 ГК РФ).

Общей чертой правового режима рассмотренных выше видов конфиденциальной информации является отсутствие к ней свободного доступа.

Вместе с тем законом предусмотрена возможность доступа государственных (муниципальных) органов к конфиденциальной информации.

Основания и порядок предоставления государственным органам конфиденциальной информации, а также перечень субъектов, имеющих право на получение конфиденциальных сведений, предусматриваются нормами различных отраслей законодательства — банковского, налогового, валютного, таможенного, страхового и др., а также законами, определяющими правовое положение различных государственных органов (Счетной палаты, органов внутренних дел, прокуратуры, суда и др.).

Так, в Законе о коммерческой тайне предусмотрено, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию государственного (муниципального) органа предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, срок предоставления этой информации. 37

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее государственному (муниципальному) органу данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Порядок доступа к информации, составляющей налоговую тайну, должностных лиц государственных органов определяется ст. 102 НК РФ, Приказом МНС РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» и др. 38

Ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» предусматривает, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

3 стр., 1122 слов

Информация с ограниченным доступом. Основные правовые документы, ...

... или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами. Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех ...

Право доступа сотрудников антимонопольного органа к документам участников рекламной деятельности, в том числе к информации, составляющей коммерческую тайну, устанавливается Федеральным законом «О рекламе» (ст. 27).

Правовой режим доступа к конфиденциальной информации регулируется не только нормами материального, но и процессуального права УПК РФ (ст. 29), ГПК РФ (ст. ст. 10, 85, 182, 185), АПК РФ (ст. 11, п. 1 ст. 16).

Например, согласно ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Большинство экономически развитых зарубежных стран имеют весьма развитый нормативный массив, регулирующий правовой институт коммерческой тайны, в основе которого лежат как национальные правовые традиции, так и современные стандарты международной предпринимательской деятельности. Мы рассмотрим зарубежную практику защиты коммерческой тайны на основе законодательства США, Украины и Китая.

Соединенные Штаты Америки. В США, где существует двухуровневая система законодательства, защита коммерческой тайны регулируется в основном законодательствами штатов (в отличие от таких правовых институтов, как промышленная собственность и авторское право, которые устанавливаются на федеральном уровне).

Однако большинство штатов в этом вопросе опираются на единый рамочный законодательный акт (Uniform Trade Secret Act), согласно которому коммерческая тайна определяется как информация (включая формулы, модели, программы, механизмы, способы, технологии), которая обладает самостоятельной экономической ценностью (действительной или потенциальной) и недоступна для других лиц, которые могли бы извлечь экономическую выгоду из ее использования или разглашения, и в отношении которой приняты меры по защите ее секретности. В отличие от объектов патентного права, к коммерческой тайне предъявляются лишь минимальные требования новизны ее содержания. Кроме того, коммерческую тайну может составлять информация, отдельные элементы которой являются общеизвестными, но в совокупности они представляют собой определенную коммерческую ценность.

Отличительной чертой американского законодательства о защите коммерческой тайны является акцент на мерах уголовной ответственности, как наиболее эффективного средства обеспечения прав и интересов обладателя коммерческой тайны. Это объясняется тем, что предусмотренная законом гражданская ответственность (возмещение убытков) не носит достаточного превентивного характера для предотвращения преступлений в этой области. В 1996 году был принят федеральный Закон об экономическом шпионаже (The Economic Espionage Act), согласно которому предусматривается уголовная ответственность за присвоение лицом коммерческой тайны в своих интересах или в интересах третьих лиц, если данное лицо было осведомлено о том, что его действия наносят ущерб обладателю коммерческой тайны, и за приобретение, покупку или владение коммерческой тайной другого лица, переданной или присвоенной без ведома ее обладателя. Под «присвоением» понимается любое незаконное действие (кража, мошенничество, несанкционированное копирование, изготовление чертежей, схем, фотографий, передача файлов и иные виды несанкционированной передачи коммерческой тайны).

11 стр., 5291 слов

Правовой режим коммерческой тайны

... предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность). В зарубежном законодательстве субъектами права на коммерческую тайну также признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Так, например, в соответствии с § 90 Германского Торгового уложения 1897 года 65 , обладателем коммерческих и ...

За посягательства на законные права обладателя коммерческой тайны закон устанавливает наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет и штрафа в размере до полумиллиона долларов США. Если субъектом преступления является юридическое лицо, штраф может доходить до пяти миллионов долларов (в США к уголовной ответственности могут привлекаться юридические лица).39

Повышенные наказания предусмотрены также, если кража коммерческих секретов осуществляется в интересах иностранных граждан и организаций. Это объясняется тем, что обеспечение конкурентоспособности национальной экономики является одной из целей защиты коммерческой тайны. Законом также предусматривается конфискация собственности, приобретенной с нарушением прав обладателя коммерческой тайны и, кроме того, использованной для совершения соответствующих правонарушений. Предоставленные федеральным органам власти полномочия по конфискации собственности позволяют им в необходимых случаях производить демонтаж компьютерных сетей, принтеров и другой техники, использованных для совершения преступлений. По закону министр юстиции наделен правом обращаться в суд с гражданским иском о получении судебного запрета в целях защиты законных интересов обладателя коммерческой тайны. Подача таких исков может осуществляться как в рамках уголовного преследования, так и отдельно.40

Важным признаком коммерческой тайны в соответствии с Uniform Trade Secret Act является условие о необходимости принятия разумных усилий в целях обеспечения конфиденциальности информации ее обладателем. На практике под «разумными усилиями» понимаются, например: сообщение работникам о необходимости соблюдения режима конфиденциальности определенных сведений, заключение с ними соглашений о неразглашении коммерческой тайны, оборудование помещений для хранения конфиденциальных документов охранной сигнализацией и т.д. При увольнении работника руководитель компании обычно ставит в известность нового работодателя об осведомленности работника в области коммерческих секретов. Это делается для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность требовать возмещения ущерба от компании-нанимателя в случае использования чужих секретов, ведь теперь правонарушителю нельзя сослаться на незнание и неосторожность. 41