Государственное устройство франции после принятия конституции 1852 года

На протяжении XVIII – XIX вв. Францию лихорадило. За это время происходил постоянный переход власти из одних рук в другие, изменения формы правления от республики к монархии, и обратно, что не могло не отразиться на государственном устройстве Франции и на конституционных актах рассматриваемого периода, которых было издано огромное множество. Среди них одну из главных ролей играет Конституция 1852 года, во многом поспособствовавшая становлению во Франции Второй империи, просуществовавшей до 1870 года.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель работы:, Метод исследования:, Глава 1. Государственное до принятия Конституции 1852 года.

Во Франции в 1848 года была принята очередная Конституция. Система государственных органов Второй республики включала в себя следующие властные институты : Национальное собрание, Президент республики и судебные органы, в том числе Верховный суд. Национальное собрание состояло из 750 депутатов, избиравшихся тайным голосованием на три года. Депутаты были неприкосновенны и не ответственны за мнения, высказанные ими в среде Национального собрания. Президент республики, избираемый всеобщим голосованием на четыре года, имел широкий спектр полномочий (заключал и утверждал международные договоры, представлял законопроекты в парламент и следил за их исполнением, осуществлял помилование, публиковал законы именем народа, назначал и смещал министров), но во всех делах был подотчетен Национальному собранию. Президент не имел права : ограничить влияние Конституции и законов, самостоятельно издавать акты без подписи министра1 . Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих, как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией, и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функции административной юстиции2 .

Глава 2. Законодательная техника Конституции Франции 1852 года.

Конституция Франции 1848 стала не уместной для замыслов Наполеона III, и в 1852 году на смену ей приходит другая, видоизмененная Конституция. Ее базовые принципы изложены в прокламации, расклеенной на стенах парижских зданий утром, в день государственного переворота 2 декабря 1851 года. Конституция была вынесена на плебисцит, и народу Франции предстояло решить: одобрить ли совершенный Луи Наполеоном государственный переворот, наделить ли его властью для создания новой Конституции и дальнейшего правления или отказать ему в доверии.

74 стр., 36846 слов

Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики

... 2003 году закрепили приоритет человека, его прав и свобод объявив их «высшей ценностью». Права и свободы человека в Таджикистане, согласно ст. 14 Конституции, определяют ... доцент ТГУК ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Проблема формирования рынка и, следовательно, конкуренции как одного из его фундаментальных ...

Конституция состоит из преамбулы и основной части. В преамбуле зафиксированы основные конституционные принципы, одобренные всеобщим голосованием : министры зависят исключительно от исполнительной власти, ответственный глава государства избирается сроком на 10 лет, государственный совет, состоящий из самых достойных людей, осуществляет подготовку законов и представляет их Законодательному корпусу. Основной тест Конституции разделен на 57 статей, сгруппированных в 7 разделов. Подобно современным Конституциям в ней сначала закреплены положения о правах и свободах граждан. Порядок расположения статей о государственных органах демонстрирует отношение законодателя к их значимости в механизме государства. В первую очередь закрепляется статус Президента, потом Сената и только после Законодательного корпуса. Несомненное достоинство законодательной техники – это то, что ее текст состоит из четких, ясных, понятных и кратких положений, поэтому он прост и доступен для восприятия. Кроме того, употребляется терминология, уже известная французскому конституционализму периода консульства и Первой империи. Среди высших государственных органов выделяются Сенат и Государственный совет. Как в Конституции 1848 года, используется название «законодательный корпус» вместо традиционного для Франции «национальное собрание», но отличием являлось то, что употребляется понятие «депутат», а не «представитель» (по замыслу Наполеона только Президент являлся представителем нации, а депутаты выступали лишь его помощниками).

Из Конституции 1848 года была заимствована идея авторитарного режима, расщепленного законодательного процесса, что служило ослаблению законодательной власти и усилению исполнительной. Участниками законотворчества являются : Президент. Правительство, Государственный совет, Законодательный корпус и Сенат. Таким образом, законодательная техника Конституции Франции 1852 года была довольно совершенной для того периода времени.

Глава 3. Сенат и его функции по Конституции Франции 1852 года.

Состав Сената было довольно разнообразным. В него могли входить кардиналы, маршалы, а также граждане, повышенные лично Президентом до статуса сенатора. Обычно состоял не более чем из 150 сенаторов. Они избирались пожизненно и были бессменны, их работа по существу носила бесплатный характер, но Президент мог предоставить за особые заслуги в труде или ввиду тяжелого материального положения состояние, не превышавшее 30 тысяч франков в год. Президент и вице – президенты Сената назначались лично Президентом государства сроком на один год. Сенат мог выступать против обнародования законов, которые противоречили бы друг другу или которые нанесли бы ущерб Конституции, морали, свободе вероисповеданий, свободе личности, равенству всех граждан перед законом, неприкосновенности свойства и принципу владения недвижимостью магистратуры. Кроме того, Президент страны лично созывал Сенат и присутствовал на его заседаниях, которые не были общественными. Сенат мог либо поддерживать, либо отклонять все нормативно – правовые акты, признав их неконституционными самостоятельно или при помощи петиций граждан.

14 стр., 6880 слов

Президент Российской Федерации глава государства

... государства и общества Президента, парламента, исполнительной власти и судов, хотя, по мнению Л. А. Окунькова, как в самом проекте Конституции, ... государственной власти. Сам ход Конституционного совещания летом 1993 года, обширная полемика его участников по различным положениям ... в ходе ее работы вновь после длительного перерыва также обсуждался вопрос о введении поста президента, но положительно он ...

Также этот орган власти имел право на сенатус – консульты, т. е. изменение или дополнение конституций принадлежащих Франции колоний и Алжира, смысла статей конституции, которые можно было интерпретировать в различных смыслах. В случае роспуска Законодательного корпуса и до его нового созыва по предложению Президента страны Сенат должен был взять на себя исполнение функций данного государственного органа.

Глава 4. Полномочия Президента Франции по Конституции 1852 года.

По Конституции Франции 1852 года в центре всей системы правления находился президент. Власть его касалась как законодательства, так и управления. Полномочия Президента излагались в статьях с пятой по восемнадцатую Конституции. Он имел право актом тайным или помещенным в архивы Сената указывать имя того гражданина, которого он хотел бы видеть будущим Президентом государства. Президент должен был ежегодно отчитываться о проделанной им работе перед Сенатом и Законодательным корпусом. Глава государства имел право на помилование, ему принадлежала только законодательная инициатива, а другие государственные органы решали, быть этой инициативе воплощенной или нет. Он назначал и смещал министров, суд отправлялся его именем. В его власти находились армия и полиция. Министры, члены Сената, Законодательного корпуса и Государственного совета, а также офицеры приносили клятву своему Президенту. Президент объявлял осадное положение. Единственное «ограничение» власти Президента Конституция усматривала в системе народных опросов – плебисцитов. Введение в государственную систему постоянного плебисцитного элемента создавало некую иллюзию демократизма, но ни в малейшей степени не угрожало основам авторитарного режима. Соответственно подготовленный властями плебисцит всегда давал тот результат, на который рассчитывало правительство. При этом на плебисцит никогда не выносились действительно острые, задевавшие интересы народа вопросы правительственной политики. Если Президент умирал до истечения срока своего мандата, то Сенат в срочном порядке созывал народ, чтобы приступить к выборам нового главы государства3 .

Глава 5. Законодательный корпус и Государственный совет во Франции по Конституции 1852 года.

Законодательный корпус был единственным выборным органом (чтобы в него попасть, за одного депутата должны были проголосовать тридцать пять тысяч избирателей) во Франции того периода времени. Депутаты избирались всеобщим избирательным правом сроком на шесть лет, министры же не могли входить в состав Законодательного корпуса. Лишь президент и вице – президенты назначались Президентом страны сроком на один год из числа депутатов. Функции данного государственного органа были таковы : обсуждение законопроектов (в том числе касаемо налоговых сборов с населения) и вынесение их на голосование, а также предоставление отчетов о заседаниях в газетах или любых других средствах публикации (публиковалась только копия протокола, составленного после каждого заседания президентом данного государственного органа)4 . Сессии Законодательного корпуса длились три месяца, его заседания были общественными. Петиции граждан подавались только в Сенат, так как Законодательному корпусу их запрещалось отправлять. Президент страны имел право созвать, распустить (в случае роспуска Президент страны должен был созвать новый в течение шести месяцев), приостановить деятельность или продлить срок полномочий состава данного государственного органа.

5 стр., 2252 слов

Правовое положение Президентов США и Франции

... работы является сравнительный анализ правового положения Президентов США и Франции. Выбору именно этих государств способствовало то, что они входят в число наиболее экономически и политически развитых стран, ... за государственную измену и нарушение конституции. Включенные в конституцию, они, ... президентом и премьер-министром; рационализация парламентского строя. Как отмечают исследователи , данная ...

В состав Государственного совета входили государственные советники в количестве от сорока до пятидесяти человек, назначаемые, а также отстраняемые от занимаемой должности, Президентом государства (государственные советники несли речь от имени правительства), поскольку он и являлся главой данного государственного органа (в случае отсутствия его заменял вице – президент Государственного совета).

Государственный совет под управлением главы государства был обязан составлять различные законопроекты, регулировать деятельность государственных ведомств.

Заключение

После рассмотрения государственного устройства Франции по Конституции 1852 года, можно сделать вывод, о том, что во Франции в тот период времени господствовал авторитарный режим. Поскольку состав государственных органов определялся не столько народом, сколько верхушкой власти, ее лидерами, а сам народ обладал лишь незначительными избирательными правами, проявлялся ограниченный и контролируемый властями плюрализм. Но среди отрицательных сторон Конституции можно найти и положительные: Президент должен был отчитываться о проделанной им за год работе, законодательная техника данного нормативно – правового акта была для того периода времени на довольно высоком уровне, текст Конституции был изложен как можно проще с тем, чтобы гражданам страны было понятно, по какому Основному закону страны они проживают. Кроме того, издание Конституции на время положило конец различным политическим распрям, что отразилось в становлении Второй империи, просуществовавшей 18 лет (1852 – 1870).