Конституция Швейцарии

2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина.

4. Выборы, отзыв, референдум.

5. Государственные органы.

1. Конституции кантонов и их особенности.

1).

Конституционное развитие.

Швейцария со многих точек зрения, включая и конституционно-правовую, представляет собой хотя и небольшое, но весьма оригинальное государство. Она никогда не имела монархической формы правления, не пережи­вала периода абсолютизма, всегда отличалась децентрализован­ным управлением и высокой степенью развития непосредствен­ной демократии. В стране равноправны четыре языка, и мы не случайно в названии посвященной ей главы указали оба тер­мина — государственное право и конституционное право. Пер­вый употребляется в немецкоязычной части страны, а второй — в остальных ее частях.

Впрочем, и название швейцарского государства на этих язы­ках существенно различается. Если на романских языках оно именуется Швейцарской Конфедерацией (по-французски, на­пример, ConfederationSuisse), несмотря на то, что с середины прошлого века Швейцария по существу превратилась в феде­рацию, то на немецком ее официальное название звучит очень своеобразно: SchweizerischeEidgenossenschaft, что буквально означает Швейцарское Клятвенное Товарищество (или Содру­жество).

Это название идет от «Союзного письма», или «Клятвы Рютли», — совместной декларации кантонов Ури, Швиц и Унтервальден 1291 г., положившей начало швейцарской союзной государственности.

В своих международных отношениях Швейцария придержи­вается политики постоянного нейтралитета, который после на­полеоновских войн был в 1815 г. гарантирован Россией, Велико­британией, Францией, Пруссией и Испанией.

В том виде, в каком в настоящее время существует Швей­цария, она сложилась к 1848 г. в результате гражданской войны, развязанной годом раньше образовавшими блок Зондероуйд (Особый союз) семью католическими кантонами, пожелавшим выйти из Конфедерации. Война была весьма скоротечной малокровной: длилась 26 дней, погибло около сотни человек. 1848 г. вместо конфедерации кантонов было образовано федеративное государство. В течение XIX в. предпринимались многочисленные попытки увеличить степень централизации, на были направлены две попытки полного пересмотра Конституции.

Лишь со второй попытки Конституция 1848г. была изменена указанным образом. Первая была предпринята в 1872г.: на референдуме 29 мая этого года 260 859 проголосовавших сказали «нет» пересмотру, тогда как в пользу «да» высказались 255 606 избирателей; 13 кантонов проголосовали против пересмотра, а девять— ответили утвердительно. Основная причина отклонения проекта — слишком централистский характер предложенного нового высшего закона. Вторая попытка полного пересмотра осуществилась в 1874г.: акт был принят Федеральным собрани­ем 31 марта, а референдум прошел 29 мая. Тогда 340 199 избира­телей сказали «да» пересмотренному тексту, а 219801— «нет»; из кантонов за пересмотр высказались 14 ½, а против — 71/2 (что означают половинки кантонов, вы узнаете несколько позже).

62 стр., 30620 слов

Проект Конституционного договора для Европы как попытка реформирования ...

... положению различных статей договора. Также авторы старались сравнить проект Конституционного договора с предыдущими учредительными договорами Европейского союза и выделить схожие ... Европейском союзе. Попытка создания такого значимого документа, как Конституционного договора для Европы, имеет большое значение для дальнейшего пути развития Европейского союза. Само появление документа с таким названием ...

Таким образом, действующей швейцарской Конституции уже более 120 лет; она содержала первоначально 119 статей в основ­ной части и пять статей — в переходных положениях. С тех пор она подверглась многочисленным частичным изменениям, произ­водившимся почти ежегодно. Таких изменений на первый квар­тал 1994 г. было осуществлено 130. К 1985 г. в нее были вклю­чены 54 новые статьи; из них 52 получили номера статей, после которых были помещены, но с индексами «бис», «тер», «кватер» и т. д. (что по-латыни означает «дважды», «трижды» и т. д.).

Из первоначального текста Конституции 54 статьи были отменены или изменены, причем девять статей — дважды, три статьи — трижды и три статьи — пять раз. У трех статей основной части (27-бис, 51 и 52) и у ст. 12 — 16 переходных положений оста­лись только номера, а текст отменен. Из имевшихся на 1 апреля 1994 г. 183 статей, не считая переходных положений, только 84 сохраняют первоначальный текст. В результате к настоящему времени Конституция, хотя и выросла по числу статей более чем наполовину, в значительной мере утратила свое единство и внутреннюю связность.

При всем разнообразии внесенных в Конституцию изменений

в её развитии можно выделить, по крайней мере, две заметные тенденции — усиление центральной власти и расширение перечня прав и свобод.

2).

Общая характеристика действующей Федеральной конституции.

Прежде всего, следует оговориться в отношении употребляемого нами при переводе швейцарской терминологии термина «федеральный». Строго говоря, правильнее было бы употреблять термин «союзный», как это было принято в нашей итераторе применительно к Швейцарии (да и не только к ней)

ранее. Французский термин «federal» может иметь и такое значение. Не всякий государственный союз есть федерация, но всяк федерация есть государственный союз. Поэтому термин союзный применим и к конфедерации, и к федерации, и к иным государственным объединениям, именующим себя союзом. Немецкий текст Конституции при наименовании центральных органов власти страны присоединяет к их названиям слово Bundes, что буквально означает «союзный» (Bund — союз).

В буквальном переводе с немецкого официальное наименование Конституции BundesverfassungderSchweizerischenEidgenossenschaft звучит нормально: «Союзная конституция Швейцарского Клятвенного Товарищества». Можно сказать и «Союзная конституция Швей­царской Конфедерации». Но выражение «Федеральная консти­туция Швейцарской Конфедерации», а именно так она называ­ется по-французски, представляется не вполне логичным.

что эта переводная тер­минология не очень точна.

Обращаясь к основным чертам швейцарской Федеральной конституции, мы должны отметить, что она состоит из краткой преамбулы, трех разделов и заключительных положений, имею­щих особую нумерацию статей. В преамбуле, открывающейся словами: «Во имя Всемогущего Бога!», определяются цели созда­ния Конституции, а именно укрепление Конфедерации, сохране­ние и поощрение единства, силы и чести швейцарской нации. Раздел первый «Общие положения» содержит весьма разнооб­разные нормы, регулирующие права и свободы швейцарцев, а также отношения между Конфедерацией и кантонами, включая распределение между ними предметов ведения и полномочии. Раздел второй «Федеральные власти» регулирует в соответству­ющих подразделах (часть из них имеет свою внутреннюю рубрикацию) статус парламента и его палат, Федерального совета (правительства), Федеральной канцелярии, Федерального суда, Административного суда, а кроме того, содержит подраздел «Разные положения»; здесь, в частности, следует особо отметить ст. 116, согласно которой немецкий, французский, итальянский рето-романский (раушский) суть национальные языки Швейцарии, а немецкий, французский и итальянский объявляются официальными языками. В соответствии с поправкой, внесенной в эту статью 4 июня 1996г., рето-романский язык является официальным языком в отношениях Конфедерации с гражданами для которых этот язык родной. Конфедерация поддерживаемыми, усилия кантонов Гризон и Тичино по сохранению итальянского и рето-романского (раушского) языков.

3 стр., 1190 слов

Право на защиту по Конституции Российской Федерации

... явилось рассмотрение права на защиту по Конституции РФ. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: изучить формы и способы защиты прав; рассмотреть право на судебную защиту по конституции РФ; выделить принципы судебной защиты. Предмет работы - судебная защита прав. Объектом работы ...

Раздел третий, состоящий всего из семи статей, определяет порядок пересмотра Конституции. Переходные положения, на­считывавшие на 1 апреля 1994 г. 19 статей с текстом (всего же 24 статьи), регулируют очень разные вопросы; здесь следует отметить (ст. 8) временное делегирование Федеральному совету нормотворческих прав в налоговой области с подробным указа­нием принципов, которых он при этом обязан придерживаться. Особенность содержания швейцарской Конституции, на ко­торую мы уже обращалось внимание в Общей части учебника (п. 2 § 6 гл. II во 2-м изд.), состоит в том, что в нее включено немало таких норм, какие обычно находят свое место лишь в текущем законодательстве. Это нередко обусловлено тем, что в Конституции получали отражение чисто экономические и политические потребности. Особенно часто подобные нормы стали включаться в Конституцию после того, как в 1891 г. была уста­новлена возможность ее изменения по народной инициативе.

федеративное

своеобразная сме­шанная республика с выраженным дуалистическим государственным режимом.

жестких. Она различает два вида своего собственного пересмотра — полный и частичный.

Полный пересмотр,

В 1965 г. обе палаты согласились с необходимостью полного пересмотра, однако процедура подготовки его продолжается сих пор, отличаясь обстоятельностью, тщательностью и, как видим неторопливостью. В 1978 и 1985 гг. публиковались проекты новой Конституции, последний из которых во всяком случае имеет вполне современный вид: в нем есть раздел о правах и свободах и руководящих принципах государства, детализированных в нескольких главах, раздел о федеративном устройстве, сохраняются характерные для Швейцарии институты непосредственной демократии. В 1987 г. Федеральное собрание постановило полностью пересмотреть Федеральную конституцию и поручило Федеральному совету представить ее проект. Однако полного пересмотра так до сих пор и не произошло.

Частичный пересмотр,

Народная инициатива может быть заявлена в форме общего предложения или разработанного проекта. Если палаты Федерального собрания согласились с народной инициативой в общего предложения, они должны разработать соответствующий проект и представить его на решение народа и кантонов (субъектов швейцарской федерации), а если Федеральное собрание согласилась с народной инициативой в виде разработаны проекта, он сразу передается на одобрение народа и кантон Голосом кантона, согласно ч. 3 ст. 123 Конституции, считается результат народного голосования в нем.

14 стр., 6693 слов

Механизм изменения Конституции в Российской Федерации

... изменения. Прежде всего, Конституция применяет иную терминологию - вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки». Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Конституция, ... Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. Поправки в соответствии с Конституцией допускаются только к главам 3- ...

При несогласии палат с инициативой вопрос о необходимости частичного пересмотра выносится на голосование народа, и в случае положительного решения большинства проголосовавших избирателей Федеральное собрание должно приступить к пересмотру, одобренному народом. В случае несогласия с тайным проектом оно может вынести на решение народас инициативным проектом также свой альтернативный проект или предложение отклонить инициативный проект. Согласно ст. 121-бис Конституции, частично излагавшейся в общей части учебника (п. 6 § 5 гл. VII), при вынесении на референдум контрпроекта Федерального собрания избирателю предлагается ответить на три вопроса:

1) предпочитает ли он народную инициативу действующему праву;

2) предпочитает ли он контрпроект действующему праву;

3) какой из проектов должен вступить в силу, если народ и кантоны предпочитают действующему праву оба проекта;

— Абсолютное большинство определяется для каждого вопроса отдельно. Вопросы, оставшиеся без ответа, не учитываются. При одобрении избирателями обоих проектов решение определяется результатом голосования по третьему вопросу. В силу вступает проект, получивший больше голосов избирателей и кантонов. Если же по третьему вопросу большинство голосов избирателей получил один проект, а большинство голосов кантонов — другой, ни один из этих проектов в силу не вступает.

Вообще для вступления в силу новой Конституции или новой ее части необходимо большинство голосов участвовавших в го­лосовании избирателей и большинство голосов кантонов. При этом голос полукантона (см. об этом ниже, § 6) считается поло­виной голоса кантона (ч. 1 и 2 ст. 123).

Предложения о частичном пересмотре выносятся на референ­дум почти ежегодно, и на 1 апреля 1994 г. избиратели и кантоны одобрили, как отмечалось, 130 проектов конституционных изме­нений и еще больше отклонили. При этом 199 проектов было внесено путем народной инициативы, и подавляющее большин­ство их было отклонено на референдумах или заранее отозвано. Учитывая, что проекты Федерального собрания отклоняются на референдумах лишь в 25% случаев, можно прийти к выводу, что избиратели этим проектам доверяют больше. Однако, как отметила швейцарская Федеральная канцелярия, оказывается, что народные инициативы часто побуждают Федеральный совет и Федеральное собрание к реформам, до которых те сами дозрели бы значительно позже 96 .

3).

Конституции кантонов.

принятия ныне действующей Конституции (во Фрибуре — в 1857 г., в Невшате-ле — в 1858 г., в Тургау и Цюрихе в — 1869 г. и т. д.).

Большинство кантональных конституций приняты в конце XIX — начале XX вв некоторые из конституций подверглись полному пересмотру (например, в Женеве — в 1958 г., в Нидвальдене — в 1965 г., в Тичино — в 1967 г., в Обвальдене — в 1968 г., в Аарау — в 1980 г в Базеле-сельском в — 1981 г., в Ури — в 1984 г.) и имеют вполне современный вид. Пересмотры позволили приспособить их к новым реальностям, особенно в социально-экономической области. Кон­ституции кантонов, естественно, содержат традиционные статьи о правах и свободах, об организации системы государственной влас­ти. Однако последние акты, принятые в 70 — 90-х гг., значительно отличаются от своих предшественников. В них была осуществлена полная перекомпоновка нормативного материала, проведена его новая систематизация. Они содержат расширенный каталог основ­ных прав и свобод, провозглашают принципы правового государст­ва, определяют политические задачи кантонов, устанавливают ос­новные цели их политики, расширяют возможности применения референдума и народной законодательной инициативы, четко оп­ределяют организацию органов государственной власти, статус, организацию и пределы автономии общин, уточняют отношения между церковью и кантонами, устанавливают территориальные границы внутри кантонов.

9 стр., 4166 слов

Структура и классификация конституций

... 1. Основные учения о конституции конституция социальный федеральный 1.1 Понятие и социальная ценность конституционного строя «Конституционный строй -- тип национальной системы права, при которой верховенство принадлежит конституции, т.е. основному закону, принимаемому ...

ссылки на такие основ полагающие документы, как Декларация прав человека и гражданина 1789г., Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций 1948г. и европейская Конвенция защите прав человека и основных свобод 1950 г.. На основан) их принципов и акта о свободном учреждении кантона 23 июня 1974 г. республика и кантон Жюра содействует социальной справедливости, поощряет сотрудничество между народами, играет активную роль в сообществах, частью которые кантон себя считает.

Можно процитировать ч. 2 ст. 2 новой Конституции полука тона Базель-сельский 1981 г., посвященную правам и обязанностям граждан. В полукантоне гарантируются:

  • право на жизнь, на неприкосновенность личности и своею, мнений, а также свобода передвижения;
  • тайна переписки и телекоммуникаций, а также неприкосновенность жилища;
  • защита от злоупотреблений сведениями;
  • право на брак и на образование семьи;
  • свобода учреждения предприятий;
  • право на свободный выбор и свободное осуществление своей профессии, а также право на свободное осуществление экономи­ческой деятельности.

Все кантональные конституции, как и федеральная, преду­сматривают возможность своего полного или частичного пере­смотра, причем почти во всех кантонах эти пересмотры могут осуществляться по народной инициативе: требуется число под­писей от 0,01% в полукантоне Аппенцелль-Иннерроден до 5,85% от численности избирательного корпуса в кантоне Невшатель. Для инициативы общего пересмотра конституции требуется от одной подписи избирателя в кантоне Гларус до 12 тыс. в кантоне Во и 15 тыс. в кантоне Берн. В кантоне Цюрих народная ини­циатива по пересмотру Конституции в период между созывами парламента — Большого совета влечет немедленное возобновле­ние полномочий парламента прежнего созыва. В кантоне Женева полный пересмотр может осуществляться раз в 15 лет, в пяти кантонах он осуществляется общими собраниями — ландсге-майнде (см. ниже, п. 2 § 6).

Инициатива пересмотра может ис­ходить и от кантональных парламентов, например в кантонах Жюра, или от парламента и правительства, например в кантоне Тичино. Любые конституционные реформы в кантонах подлежат утверждению на референдуме. Для пересмотра кантональной кон­ституции требуется согласие абсолютного большинства избирателей. Как упоминалось в Общей части учебника (п. 6 § 1 гл. XI),согласно ст. 6 Федеральной конституции, кантоны обязаны испрашивать у Конфедерации гарантию для своих конституций; она дается при соблюдении этими конституциями следующих трех условий: в них не должно содержаться ничего противоречащего Федеральной конституции; они должны обеспечивать осуществление политических прав в соответствии с республиканскими формами — представительными или демократическими 97 ;они должны приниматься народом и пересматриваться по требованию абсолютного большинства граждан.

6 стр., 2665 слов

Пилип Орлик и его конституция

... написал проект закона о республиканско-демократическом строе Украины - "Конституцию прав и свобод Войска Запорожского". [3] Оригинальность и преимущества Конституции П. Орлика заключаются в сочетании общедемократических принципов с казацкими традициями ...

Гарантия дается в случае одобрения конституции Федеративным собранием. Отказы в гарантии встречаются редко. В 1948 г было отказано в гарантии измененных ст. 58 Конституции полукантона Базель-городской и ст. 57 Конституции полукантона Базель-сельский на основании противоречия ст. 1 Федеральной конституции. В 1958 г. последовал отказ в гарантии ч. 3 ст. 84, включенной в 1956 г. в Конституцию кантона Во, на основании противоречия ст. 4 Федеральной конституции.

Согласно воззрениям швейцарских ученых, требование федеральных гарантий для каждой новой или пересмотренной конституции кантона должно интерпретироваться не как необходимое условие законности акта, но как мера, связанная с выполнением федеративного договора, как средство контроля со стороны федеральных властей за законностью и соответствии Федеральной конституции 98 . Отказ в гарантии со стороны федеральных властей должен быть отмечен в соответствующей кон­ституции кантона, но такой отказ не лишает законности опро­тестованные статьи или статью.

«да» 1985 г. Федеральный совет в целом благоприятно отозвался об этой Конституции, однако в сентябре того же года Совет кантонов (верхняя палата парламента страны) отказал в гарантиях из-за указанной нормы, узрев в ней посягательство на суверенные права других кантонов. Национальный совет (нижняя палата) в марте 1986 г. все же предоставил гарантии, и Совет кантонов присоединился к этому решению. Обе палаты, однако, высказались в том смысле, что за Конфедерацией остается приоритет в решении вопросов, касающихся атомной энергии.

взаимных консультаций канто­нов с органами федеральной исполнительной власти, прежде всего с департаментом (министерством) юстиции и полиции.

2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина

1).

Швейцарское гражданство и режим иностранцев.

Согласно ст. 44 Федеральной конституции, Конфедерации принадлежит право регулировать приобретение и утрату прав гражданства в силу происхождения, брака и усыновления, а также утрату швейцарского гражданства и его восстановление.

Согласно названной статье и Федеральному закону о приоб­ретении и утрате швейцарского гражданства 1952г. (с после­дующими изменениями), этот институт традиционно включает три вида гражданства: гражданство города или коммуны, граж­данство кантона и гражданство Конфедерации. Гражданство города или коммуны, которое в Швейцарии исторически счита­ется важнейшим, автоматически влечет обладание гражданст­вом соответствующего кантона и Конфедерации. В настоящее время, однако, приобретение и утрата гражданства регулируют­ся названным федеральным законом. Этот акт различает приоб­ретение гражданства по закону и путем административного решения, т. е. путем натурализации.

Приобретение гражданства по закону

Приобретение гражданства по зависит глав­ным образом от времени проживания в Швейцарии — срок установлен в 12 лет. Срок в два раза меньший требуется для иностранцев, которые уже жили в Швейцарии в молодом воз­расте; для детей, усыновленных швейцарцем, а равно для детей, проживающих с матерью, имеющей иностранное происхождение, и отцом — швейцарским гражданином. Вдвойне засчитывается время, прожитое ими в стране до 10-летнего возраста.

9 стр., 4329 слов

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ

... через ст.2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Поэтому основные права и свободы не только ... на срок не более 48 часов. Ограничение в правах (согласно ст.55 ч.3 Конституции РФ) является следствием федерального закона, предусматривающего данный принцип, и только в той ...

утрачивается

конститу­ции в особый раздел, а регулируется в рамках первого раздела «Общие положения» наряду (можно даже сказать — вперемеш­ку) с другими конституционными проблемами.

Первоначально Федеральная конституция провозглашала толь­ко те права, свободы и обязанности, которые содержались в конституциях кантонов. Но затем их перечень в Федеральной конституции стал увеличиваться. Однако и сегодня Швейцария в данном отношении отстает от других стран как по перечню конституционных прав и свобод, так и по их детализированности. Это служит одним из доводов в пользу полного пересмотраКонституции. Пробельность конституционных прав и свобод и отсутствие их систематизации привели в начале 60-х гг. высший судебный орган страны — Федеральный суд — к необходимости признать приравненными к конституционным такие отдельные права и свободы, которые не записаны в Федеральной конституции. Речь идет, в частности, о личной свободе, свободе выражения мнений, свободе собраний, свободном выборе языка. Суд исходил из того, что без указанных свобод не могут существовать некоторые свободы, записанные в Конституции. Так, конституционная свобода совести не может существовать без личной свободы, а право на свободное политическое волеизъявление в форме права на инициативу проведения референдума или принятия закона не может быть реализовано без свободы собраний и свободы выражения мнений. Кроме того, в 1974 г. Швейцария ратифицировала европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (с некоторыми последующими протоколами), которая стала. одним из источников и гарантий» прав и свобод человека и гражданина в стране. Конвенция гарантирует, в частности, также отсутствующие в Федеральной конституции права и свободы. как право на жизнь, запрещение пыток, жестоких и позорящих наказаний, рабства или подневольного состояния, право на свободу и неприкосновенность, процессуальные права (например право иметь адвоката), право на уважение своей частной и се­мейной жизни, право на свободу мысли, совести и религии убеждений, мирных собраний, право на образование ассоциации (например, профсоюзов) и вступление в них, запрещение дискриминации в пользовании правами и свободами по основаниям пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, при­надлежности к национальному меньшинству, имущественного, сословного или иного положения.

В ст. 4 Конституции установлено, что все швейцарцы равны перед законом. В стране нет ни отношений подданства, ни привилегий для места, рождения, семей или лиц. Мужчина и женщина равноправны, а законодатель обязан позаботиться об их равном положении в семье, образовании и труде. Они вправе; претендовать на равную оплату равноценного труда. Последние две нормы, образующие ч. 2 указанной статьи, включены в Конституцию лишь в 1981 г. В отношении равноправия женщин с мужчинами швейцарцы оказались очень консервативны: к выборам женщины были допущены лишь на рубеже 70-х гг. после нескольких отклонений соответствующих конституционных поправок на референдумах, в которых тогда участвовали лишь мужчины.

22 стр., 10592 слов

Культурные права номер статьи в конституции. Культурные права ...

... в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др. Культурные права человека – это особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных конституцией или ... Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под ...

Субъектами прав гражданина являются, по Конституции, швейцарцы. Можно из изложенной ст. 4 сделать вывод, что при этом имеются в виду граждане обоего пола, хотя ст. 74 в отли­чие от многих других статей и говорит о швейцарцах и швейцарках. Скорее всего, это техническое упущение законодателя, который бывает не свободен от подобных упущений и в самых культурных странах.

Ниже мы рассмотрим только те права, свободы и обязанности, которые содержатся в Федеральной конституции Швейцарии.

Свобода вероисповедания и совести

Право на брак, согласно ст. 54, находится под защитой Конфедерации. Оно не может ограничиваться ни церковными или экономическими соображениями, ни прежним поведением, ни какими-либо иными полицейскими основаниями. Брак, заклю­ченный в одном из кантонов или за границей по действующему там законодательству, признается на территории Конфедерации. Дети,рожденные до брака, узакониваются последующим браком Родителей. Взимание сборов за въезд невесты (нем. Brauteinzugs-gebuhr) и иных подобных сборов не допускается.

4).

Политические права, свободы и обязанности.

права избирательные. свобода печати.

Граждане имеют право образовывать союзы, которые по своим целям и используемым для их достижения средствам не являются противоправными или опасными для государства. Регулирование борьбы со злоупотреблениями данным правом возложено на кантоны (ст. 56).

военнообязанным

3. Конституционные основы общественного строя

1).

Конституционное регулирование экономических отношений.

свобода торговли и промысла,

для сохранения важных отраслей хозяйства или профессий существованию которых угрожает опасность, а также для содействия повышению производительности профессионального труда лиц, имеющих самостоятельный доход в этих отраслях или профессиях;

  • для защиты частей страны, экономика которых находится под угрозой;
  • о предупредительных мерах по защите экономики страны и по обеспечению снабжения страны жизненно важными товарами и услугами в случае их серьезной нехватки, с которой сама экономика справиться не может.

Что касается первых двух задач, то Конфедерация действует указанным образом, если сами отрасли и профессии приняли меры самопомощи, и она содействует созданию в экономике организаций взаимопомощи.

Примечательно записанное в ст. 31-тер право кантонов регулировать законом гостинично-ресторанное дело в случае чрезмерной конкуренции, включая установление персональной пригодности к его ведению и ограничение числа предприятий в зависимости от потребности. Право регулировать банковское дело передано в ст. 31-кватер Конфедерации, которая должна при этом заслушивать мнение кантонов. В области кредитно-денежной, публичных финансов и внешне-экономических отношений Конфедерация может в необходимыx случаях отступать от принципа свободы торговли и промысла. Она может обязать предприятия создавать резервы рабочих мест, используя налоговые льготы. При составлении своих бюджетов Конфедерация, кантоны и общины должны учитывать состояние экономической конъюнктуры, устанавливая соответ­ственно надбавки или скидки для отчислений, предусмотренных федеральным правом. Накопленные таким образом средства должны храниться, пока этого требует конъюнктура. Затем пря­мые отчисления возвращаются в индивидуальном порядке, а косвенные используются для предоставления скидок или созда­ния рабочих мест. При этом учитывается неодинаковое экономи­ческое развитие отдельных территорий страны. Конфедерация проводит исследования, необходимые для экономической поли­тики (ч. 2 — 5 ст. 31-квинквиес).

15 стр., 7019 слов

Конституция СССР 1924 года. Проблемы федерации

... «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Черты преемственности в этой Конституции 1924 г. положений Конституции 1918 г. значительны. Характерно, что в ряде ... постановления верховных органов СССР. За этим исключением никакие органы, кроме республиканского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты ...

таможенное дело,

2).

Конституционное регулирование социальных отношений,

Согласно ст. 22-кватер Конституции, Конфедерация законом устанавливает принципы для проводимого кантонами простран­ственного призванного обеспечить целесообразное использование земли и упорядоченное заселение страны. При этом учитываются потребности общенационального, регионального и местного планирования.

предупреждения безработицы и дороговизны

публичных работ,

труда продолжительность рабочего времени для взрослых в промышленности, равно как защиту рабочих от производства, угрожавшего их здоровью и безопасности. Часть 2 указанной стать предусматривает федеральные регулирование и надзор в отношении эмиграционных агентств и частных страховых предприятии.

В соответствии со ст. 34-тер Конфедерация обязана урегулировать защиту работников, отношения между ними и работодателями, предусмотрев, в частности, совместное регулирование ими производственных и профессиональных дел, объявить общеобязательными генеральные трудовые договоры и иные совместные меры союзов работодателей и работников по содействию миру в трудовых отношениях. Условием для этого является соразмерный учет обоснованных интересов меньшинств и реги­ональных различий, а также соблюдение равноправия и свободы союзов. Федеральный законодатель должен также предусмот­реть соразмерную компенсацию жалований и заработков, упу­щенных вследствие военной службы, урегулировать трудовое посредничество и профессиональное обучение в промышленно­сти, ремесле, торговле, сельском хозяйстве и домашнее обслу­живание.

страхование от болезней и несчастных случаев

снабжения

которая была включена в Конституцию в 1990 г., сформулированы некоторые принципы

Согласно ч. 3 ст. 36-бис, при проведении национальных дорог следует максимально щадить земли, пригодные для хозяйствен­ного использования. Статья 36-секстиес обязывает Конфедера­цию охранять Альпийскую область от негативных воздействий транзитного сообщения. Кантонам разрешается без ущерба для нужд Конфедерации ограничивать или запрещать автомобиль­ное и даже велосипедное движение (ч. 2 ст. 37-бис).

Более того, в ст. 37-кватер определяется компетенция Конфедерации и кан­тонов в отношении пеших троп и дорог, причем предусмотрено сотрудничество в этом вопросе с частными организациями.

охраны человека и окружающей его среды,

допустимость помощи в продолжении рода только в случаях, когда иным образом не устраняется опасность бесплодия или передачи тяжелого заболевания, но не с целью получить опре­деленные свойства у ребенка или провести исследование. Опло­дотворение человеческой яйцеклетки вне тела женщины разре­шается только при установленных законом условиях. Вне тела женщины могут развиваться в эмбрионы лишь столько челове­ческих яйцеклеток, сколько возможно немедленно ввести в него;

  • недопустимость донорства применительно к эмбрионам и всех видов наемного материнства;
  • исследование, регистрация или демонстрация наследственно­го материала лица только с его согласия и на основании положе­ний закона;
  • защиты потребителей.

спиртных напитков

Она Регулирует статус семейных компенсационных касс и может объявлять вступление в них обязательным для всех или для отдельных групп населения. То же относится к страхованию по материнству. Соответствующие законы исполняются при участии кантонов и возможном привлечении частных и публичных объединений (ст. 34-квинквиес).

жилья жилье.

3).

Конституционные основы политической системы.

силы.

Конфедерация, согласно ст. 2 Конституции, имеет целью: утверждение независимости отечества от любой внешней силы, поддержание внутреннего спокойствия и порядка, защиту свобо­ды и прав кантонов (нем.: «клятвенных товарищей») и содейст­вие их совместному благосостоянию. 700 лет существования Кон­федерации свидетельствуют со всей убедительностью, что зада­чи эти выполняются успешно.

Федеральным и кантональным законодателям и должностным лицам Конституция в ст. 12 запрещает принимать от иностран­ных правительств пенсии, содержание, титулы, подарки или ордена. Нарушение этого запрещения влечет утрату мандата или должности. В армии запрещено принятие и ношение ино­странных орденов и званий. Конфедерация, в соответствии со ст. 13 Конституции, не может содержать постоянное войско. Кантон или полукантон может без Разрешения федеральной власти содержать вооруженные формирования численностью до 300 человек, не считая сельской жандармерии. Военные вопросы регулируются далее ст. 19 — 22 Конститу­ции. Согласно этим положениям, федеральная армия включает войсковые формирования кантонов и всех военнообязанных швейцарцев, не состоящих в этих формированиях. Командование фе­деральной армией, включая распоряжение принадлежащими ей по закону военными материалами, принадлежит Конфедерации. С политическими партиями и подчас оказывают им финансовую поддержку. Выше мы уже приводили примеры конституционных положений, предусматривающих участие таких о единений при осуществлении функций публичного управления, но эти примеры, разумеется, не являются исчерпывающими Союзы предпринимателей и работодателей, объединенных Торгово-промышленное объединение и Центральный союз швейцарских царских работодателей. Их партнером и противником выступ Швейцарский профессиональный союз, объединяющий 15 отрас­левых профсоюзов.

4. Выборы, отзыв, референдум

Согласно ст. 74 Конституции, при федеральных выборах и голосованиях швейцарцы и швейцарки имеют одинаковые политические права и обязанности. Право голоса принадлежит тем из них, кто достиг 18 лет и по федеральному праву не лишен активного гражданского права». Чле­ном Национального совета может быть избран любой избиратель, не принадлежащий к духовному сословию. Избирательные права в кантонах и общинах регулируются кантональным правом.

Федеральное законодательство предусматривает лишение политических, а следовательно избирательных, прав на срок от двух до 10 лет за совершение преступления, повлекшее осуж­дение к лишению свободы. Кантоны лишают избирательных прав душевнобольных, лишенных свободы на срок более года. Ценз оседлости на федеральном уровне не предусмотрен. Если у из­бирателя нет постоянного местожительства, он должен зарегис­трироваться за 10 дней до дня голосования, представив доку­менты о рождении. На кантональных и общинных выборах ценз оседлости обычно составляет три месяца. С 1976 г. граждане, проживающие за границей, могут участвовать в голосованиях допускается голосование по почте.

2).

Парламентские выборы.

пропорциональной системе с

В кантонах (полукантонах) с одним ман­датом выборы, естественно, проводятся по мажоритарной системе. Допускается панаширование; если в 1935 г. этим правом воспользовались 2,5% избирателей, то в 1983 г. — уже 9,5%. Срок полномочий Национального совета — четыре года, и обнов­ляется он полностью (ст. 76 Конституции).

прямые мажоритарной системе в два тура.

Палата полностью никогда не обновляется. Большинство кан­тонов определило срок полномочий своих депутатов в четыре года. На практике одновременно с выборами Национального со­вета обновляется примерно половина мест в Совете кантонов.

3).

Выборы кантональных парламентов и органов местного самоуправления.

пропорциональной системе.

Что же касается общинных советов (там, где они существуют),то они избираются, по общему правилу, на основе мажоритарной, а в городах — пропорциональной избирательной системы.

Швейцарскому конституционному праву известен институт досрочного отзыва выборных органов и должностных лиц. Институт отзыва существует в 10 кантонах. При этом, когда речь идет об отзыве парламентариев, решается вопрос о палате в целом, а не об отдельных ее членах. В Тичино, Тургау, Ури Шафхаузене по инициативе 1 тыс. избирателей возможен отзыв носителей исполнительной власти кантонального парламентами Валлисе и Базеле-сельском — по инициативе 1,5 тыс. избирателей отзыв парламента. Последний возможен также по инициативе 3 тыс. избирателей в Ури, 4 тыс. — в Золотурне, 5 тыс в Люцерне и Аарау, 11 тыс. — в Тичино, 12 тыс. — в Берне, 1/5 избирателей — в отношении обеих палат в Тургау и т. д. Право отзыва в швейцарских кантонах было введено в 60-е гг прошлого столетия на волне демократического движения в стра­не. Кантональные конституции, принятые в текущем столетии не содержат института отзыва.

Федеральная конституция также не содержит соответствую­щих норм об отзыве национальных органов государственной власти, однако однажды такой отзыв все же имел место. В 1919 г. Федеральное собрание прекратило осуществление своих полномо­чий в результате издания закона, принятого референдумом по народной инициативе. Примечательно, что роспуск избирателями кантонального парламента, т. е. одновременный отзыв его всех членов, произ­водится при действии конституционных норм о представитель­ном (свободном), а не об императивном мандате.

5).

Референдум.

Этот институт непосредственной демократии первоначально широко применялся только на уровне общин и кантонов. Но с 1921 г. в федеральную Конституцию стали включаться нормы, предусматривающие факультативный, в том числе петиционный, и обязательный референдум. Особенно этот процесс усилился после Второй мировой войны, во время которой Федеральное собрание злоупотребляло правом издавать акт неотложного характера, не подлежащие передаче на референдум

Выше уже говорилось о референдуме применительно к изме­нению Федеральной конституции. Что касается обычных федеральных законов, а также федеральных постановлений, то для их принятия референдум в настоящее время не предусмотрен согласно ч. 2 ст. 89 Конституции, федеральные законы и обще­обязательные федеральные постановления подлежат вынесению на референдум по требованию 50 тыс. избирателей или восьми кантонов, т. е. здесь, как и в Италии, законодательный репере дум носит характер. То же относится к международным договорам, которые:

  • заключены бессрочно или не подлежат денонсации;
  • предусматривают вступление в международную организацию;
  • вводят многостороннюю унификацию права.

Постановлением обеих палат Федерального собрания на референдум могут быть вынесены и другие международные договоры. Вступление в организации коллективной безопасности или наднациональные сообщества подлежит голосованию народа и кантонов, т. е. референдум в данном случае обязателен (ч. 2 -4 ст. 89).

Кроме того, 50 тыс. избирателей или восемь кантонов могут потребовать вынесения на референдум неотложных общеобяза­тельных федеральных постановлений, принятых Федеральным собранием на определенный срок. В этом случае они теряют силу и не могут быть возобновлены, если в течение года после их принятия не будут утверждены народом. Если же такого рода постановления не опираются на Конституцию, они подле­жат в течение года после принятия утверждению народом и кантонами, в противном случае теряют силу (ч. 2 и 3 ст. 89-бис).

Со времени принятия в 1848 г. первой швейцарской Консти­туции в стране было проведено больше референдумов, чем во всех остальных государствах мира, вместе взятых. Можно ска­зать, что это основной институт в функционировании политиче­ской системы.

Цифры, характеризующие референдум на федеральном уров­не, достаточно впечатляющи. С 1848 по 1994гг. всего было про­ведено в стране 192 обязательных и 122 факультативных рефе­рендума. До конца 50-х гг. из числа обязательных голосований в 1921 — 1930гг. состоялось 10 референдумов (в другие деся­тилетия — и того меньше), в 1951 — 1960 гг. число голосований составило 22, в 1961— 1970гг. — 14, в 1971— 1980гг. — 47, в 1981—1990гг. — 25, в 1991— 1994гг. — 18. Подобная же кар­тина наблюдается и в отношении факультативныхреферендумов. По десятилетиям с 1951 г. их состоялось соответственно 11, 8, 18, 12. В 1991 —1994гг. прошло 19 таких референдумов.

Помимо постепенного возрастания числа федеральных рефе­рендумов, существует и противоположная тенденция. После Вто­рой мировой войны было отклонено несколько инициатив по Расширению возможного применения этого института. 13 мая 1956 г. народным голосованием был отклонен проект о референ­думе по поводу концессий в гидроэнергетике; 30 сентября 1956г.— проект о финансовом референдуме; 26 мая 1963г.— о необходимости проведения референдума в случае вооружения атомным оружием; здесь же можно указать и на отклонение предложения о введении народной инициативы в законодатель-

возрастного ценза для активного избирательного права до 18 лет, характеризовавшийся большой степенью согласия в обществе, и проект о содействии общественному транспорту, содержавший обилие фактических данных, участвовал только 31% избирателей. Напротив голосованиях по несложным, но конфликтным проектам, например, по вопросу о пребывании в стране иностранцев, уровень участия достигает рекордных для Швейцарии цифр — 74% в 1970г. и 70%— в 1974г. На петиционном референдуме осенью 1989 г. по предложению ликвидировать швейцарскую армию уровень участия также дошел до 70%.

страдают невысоким качеством.

5. Государственные органы

1).

Федеральное собрание.

Швейцарский парламент состоит из двух палат: нижней — Национального совета и верхней — Совета кантонов. Истории страны известен случай предложения о реор­ганизации этой структуры: в декабре 1943 г. был внесен проект конституционной реформы, предусматривавший преобразование Национального совета в Совет семей и создание третьей пала­ты — Экономического совета как органа профессионального пред­ставительства. Этот проект не был реализован в Швейцарии, хотя 10 годами позже последняя идея нашла своеобразное осу­ществление в социалистической Югославии. Напомним, что та­ким же образом Ш. де Голль, будучи французским Президентом, хотел преобразовать оппозиционный ему Сенат.

относительно определенную. презумпция компетенции парламента:

В ст. 85 перечислены 14 позиций, минимально образующих данную сферу. Это прежде всего организация власти, ее правов ое регулирование и формирование: законы об организации и порядке избрания федеральных властей, жалованье и компенсации членам федеральных властей и Федеральной канцелярии, определение постоянных должностей и окладов для их носителей, выборы Федерального совета, Федерального суда, Канцлера также генерала федеральной армии. Далее, это законы и постановления по вопросам, регулировать которые в силу Конституции компетентна Конфедерация. В области внешней поли­тики, обороны и безопасности это международные союзы и до­говоры, одобрение договоров кантонов между собой и с зарубеж­ными странами, меры по обеспечению внешней безопасности, по утверждению независимости и нейтралитета Швейцарии, объяв­ление войны и заключение мира, гарантия конституций и тер­ритории кантонов, интервенция вследствие этой гарантии, меры по внутренней безопасности, поддержанию спокойствия и поряд­ка, амнистия и помилование, распоряжения в отношении феде­ральной армии. Особое место занимают меры по поддержанию Федеральной конституции, гарантии для кантональных консти­туций, имеющие целью выполнение федеральных обязательств, пересмотр Конституции.

В области финансов это ежегодное принятие бюджета и утверждение отчета о его исполнении, а также постановления о займах. Федеральное собрание осуществляет высший надзор за адми­нистрацией и правосудием палат за­ключается в том, что они не имеют постоянных председателей. В соответствии со ст. 78 и 82 Конституции каждая палата избирает президента и вице-президентов для каждого очередного или внеочередного заседания (нем. Sitzung).

В Националь­ном совете его член, бывший президентом на очередном заседании, не может на следующем очередном заседании быть ни президентом, ни вице-президентом, равно как один и тот же член Совета не может быть вице-президентом на двух последовательных заседаниях Совета. В Совете кантонов из депутатов того кантона, депутат от которого был избран президентом очередного заседания, ни один не может быть избран ни президентом, ни вице-президентом следующего заседания, равно как депутаты от одного кантона не могут избираться вице-президентами двух последовательных очередных заседаний. В каждой из палат голос ее президента является решающим в случае равного разделения голосов. Во время выборов президент обладает таким же избирательным правом, как и любой другой член палаты. В каждой палате президент, вице-президент и голосов образуют бюро. В Национальном совете восемь счетчиков а в Совете кантонов — два и один заместитель. Счетчики избираются на срок полномочий палаты с учетом представительства партийных фракций и официальных языков страны. В палатах на период легислатуры учреждаются постоянные комиссии. Реформа комиссионной системы была произведена в 1991г., когда ее сильно упростили. До этого комиссии формиро­вались палатами adhoc (специально для данного случая).

На­пример, в течение легислатуры 1971 — 1975гг. в нижней палате действовало 225 таких комиссий, а в верхней — 239. В среднем каждый национальный советник (член нижней палаты) заседал в 20, а член Совета кантонов — в 52 комиссиях. После реформы палаты стали формировать по 12 комиссий, из которых три являются совместными (комиссия по внешней политике, комис­сия по делам экономики и налогов и финансовая комиссия, ко­торая контролирует бюджет и финансовое хозяйство).

  • представительным мандатом:

Каждая палата ведет обсуждение вопросов отдельно под руководством президента Национального совета и в зале заседаний этой палаты; решения принимаются абсолютным большинством голосующих членов обеих палат. В соответствии со ст. 93, каждой из палат и каждому из их членов принадлежит право инициативы. Кантоны могут осуществ­лять такое право в письменном виде. С инициативой может выступать и Федеральный совет. Члены Федерального совета имеют в палатах совещательный голос и вправе вносить предложения по обсуждаемым вопросам (ст. 101).

Законодательный процесс. Только что сказанное в полной мере относится и к законодательной инициативе. Здесь следует отметить такую ее своеобразную форму, как проекты резолюций, подписанные одним или несколькими парламентари­ями и содержащие основные черты предлагаемых законодательных или правительственных мер. Принятая обеими палатами резолюция обязывает Федеральный совет в соответствующих случаях разработать законопроект и внести его в Федеральное собрание. С 1970 г. парламентарии могут осуществлять законодательную инициативу без Федерального совета, но пользуются этим правом мало. Один или несколько членов палаты могут внести в нее , т. е. проект резолюции с предложением Федеральному совету рассмотреть вопрос о необходимости внесения проекта закона или постановления либо принятия определенных мер. В случае одобрения палатой постулата Федеральный совет должен пред ставить ей доклад или предложения. Отличие постулата от проекта резолюции заключается в том, что его формулировки могут не быть достаточно четкими, он не обязывает по своему содержанию Федеральный совет и выражает мнение только одной И палаты. Обращаясь к правительству, палата может преобразовать резолюцию в постулат, и наоборот.

Для швейцарского законодательного процесса характерной В является которая включает несколько этапов. Сначала вырабатывается проект — это может делать правительственный чиновник или независимый эксперт, назначенный администрацией. Правительственная комиссия или смешанная комиссия из представителей администрации и экспертов рассматривают этот документ. Затем, особенно если речь идет о конституционном проекте, в дело включается комиссия экспертов, в которую приглашают представителей групп интересов, т. е. профсоюзов, предпринимателей и др., кантонов и политических партий. Следующий этап — консультации с Федеральным советом, рассылка проекта в кантоны, политическим партиям и имеющим отношение к проблеме другим организациям. Прежде чем проект вступит в парламент- скую фазу рассмотрения, он должен пройти долгий путь согласования, попыток выработать консенсус. Представленный законопроект сначала передается в соответствующую комиссию соответствующей палаты, а затем партийным фракциям, чтобы они выработали по нему свою позицию перед тем, как проект поступит на рассмотрение пленума пала- ты. В палатах проводятся три чтения: оценка законопроекта при его поступлении, детальное обсуждение и затем голосование в целом. Получивший одобрение в одной палате акт передается в другую. Если он отклонен, то возвращается в первую. Поскольку, согласно ст. 89 Конституции, федеральные законы и постановления требуют согласия обеих палат Федерального собрания, то акт может совершать челночные хождения до тех пор, пока в палаты не придут к согласию. Однако практика показывает, что в швейцарском парламенте вероятность достижения компромисса весьма высока и составляет примерно 90% в отношении проектов, прошедших два чтения в обеих палатах. Если согласие не достигается, то применяется согласительная процедура. В частности, с 1902 г. действует институт огласительной конференции, которая состоит из комиссий обеих подготовивших законопроект. Если представительство Совета палат, кантонов оказывается меньшим, оно соответственно дополняется. Председательствует руководитель комиссии той палаты, где проект рассматривался первоначально. Решение конференции подлежит утверждению палатами, однако в случае возражения хотя бы одной палаты проект исключается из повестки дня. Неотложные общеобязательные федеральные постановления могут быть введены в действие большинством всех членов каждой палаты немедленно, но на установленный срок. Выше (п. 5 § 4) говорилось о возможности корректировки соответствующих решений Федерального собрания посредством I петиционного или обязательного референдума. В Контрольные процедуры. Здесь надо отметить прежде всего Национального совета может объявить интерпелляцию срочной, если она представлена не позднее второго дня заседания, продолжительность которого составляет менее трех недель; в этом случае она обсуждается на данном заседании. Для внесения интерпелляции требуется не менее 10 подписей в Национальном совете и не менее трех — в Совете кантонов. После ответа представителя Федерального совета интерпеллянты могут выразить свое отношение к ответу, но решение никакого не принимается. Швейцарии интерпелляция — по существу лишь парламентский вопрос с дебатами и служит средством выражения личной позиции интерпеллянтов, но не позиции палаты. Любой парламентарий может в письменном виде задать вопрос правительству, на который оно обязано ответить устно или письменно. Специального времени для ответов на вопросы не предусмотрено. Час вопросов, введенный по британскому примеру в Национальном совете в 1946 г., был отменен в 1962 г. Интерпелляции и вопросы, как и упомянутые выше резолюции и постулаты, подлежат рассмотрению в течение двух лет После их внесения. Они вычеркиваются из повестки дня, если этот срок пропущен или их автор перестал быть членом палаты.

2).

Федеральный совет.

не зависит от парламента.

В то же время самостоятельность Федерального совета в достаточной мере обеспечивается тем, что по сути дела отсутствуют действенные средства контроля за ним. Это можно было увидеть из раздела о контрольных полномочиях Федерального собрания. Достаточно сравнить его контрольные возможности правами в этой области многих других зарубежных парламентов. К этому добавляется и то немаловажное обстоятельство, что в Швейцарии отсутствует конституционный контроль за актами правительства, существующий в других странах. Об особенно­стях этого контроля будет сказано ниже.

Компетенция Федерального совета установлена в ст. 102 Конституции. Совет ведет дела Конфедерации в соответствии с федеральными законами и федеральными постановлениями. Он должен следить за соблюдением Конституции, законов и постановлений Конфедерации, а также предписаний конфедеративных конкордатов и издает для этого необходимые распоряжения по своей инициативе или на основании поступившей жалобы, если ее разрешение не отнесено к юрисдикции Федерального суда.

Он предлагает Федеральному собранию принять законы и постановления и дает заключения по предложениям, направлен­ным ему палатами или кантонами, а также исполняет федераль­ные законы и федеральные постановления, решения Федераль­ного суда, соглашения или арбитражные решения по спорам между кантонами.

федеральный совет производит выборы, которые не отнесены к ведению Федерального собрания и Федерального суда или иного органа. Он осуществляет надзор за ведением дел всеми должностными лицами и служащими Конфедерации.

В области внешней политики Федеральный совет соблюдает интересы Конфедерации, в частности, поддерживает ее между­народно-правовые отношения и вообще занимается иностранны­ми делами. Следит он за внешней безопасностью, за утвержде­нием независимости и нейтралитета Швейцарии.

В неотложных случаях Федеральный совет вправе, если па­латы Федерального собрания не созваны, призвать войска в необходимой численности, осуществлять командование ими. Если численность призванных войск превышает 2 тыс. человек или призыв длится более трех недель, следует незамедлительно созвать Федеральное собрание.

На Федеральный совет возложена забота о внутренней безо­пасности, о поддержании спокойствия и порядка. Он заботится о военном деле в Конфедерации и обо всех отраслях управления, отнесенных к ее ведению. Предметом его заботы является также управление федеральными финансами, составление проекта государственного бюджета и представление отчета об ис­полнении доходов и расходов Конфедерации.

Федеральный совет следит за гарантиями кантональных кон­ституций. Он проверяет договоры кантонов между собой или с зарубежными странами и одобряет их, если они допустимы согласно п. 5 ст. 85 Конституции. Он также проверяет законы и постановления кантонов, требующие его согласия, и следит за теми отраслями кантонального управления, которые подчинены его надзору.

которые считает полезными для содействия общему благосостоянию. По требованиюФедерального собрания или палаты он должен представлять специальные доклады. Актами Федерального совета являются ордонансы.

Формирование. Согласно ст. 96 Конституции, членов Федерального совета избирает на четыре года. Федеральное собрание абсолютным большинством и тайным голосованием из числа швейцарских граждан, которые могут избираться в Национальный совет. Однако один кантон может быть представлен в Федеральном совете не более, чем одним членом. Общее обновление Федерального совета происходит после общего обновления Национального совета.

Выборы проводятся раздельно по каждой вакансии в порядке возрастного старшинства кандидатов. В первом туре голосования кандидат, получивший наименьшее число голосов, исключается, а начиная со второго тура, исключаются кандидаты, получившие менее 10 голосов. С третьего тура не допускается выдвижение новых кандидатов. При равенстве голосов проводится перебаллотировка, а в случае ее безрезультатности вопрос решается жребием. Если в течение срока полномочий Федерального совета в его составе образуется вакансия, она замещается на ближайшем заседании Федерального собрания на оставшийся срок.

обычай ротации. Принадлеж­ность к кантону определяется местом рождения, однако ныне многие швейцарцы не имеют связи с кантоном, в котором роди­лись.

Федеральный президент,

  • выполняет лишь некоторые его представительские функции.
  • Процедура.

Федеральный совет правомочен в присутствии не менее четырех своих членов (ст. 100 Конституции).

федеральное законодательство может определенные решения делегировать департаментам или подчиненным им органам при сохранении права на обжалование этих решений. Федеральный совет и его департаменты для особых дел впра­ве привлекать экспертов (ст. 104).

Решения Совета подписываются Президентом и Канцлером. В срочных случаях Президент принимает решения от имени Сове­та с последующим их одобрением Советом или в порядке деле­гирования.

Департаменты. Их число равно числу членов Федераль­ного совета. Это- политический департамент (иностранные дела), Департамент внутренних дел (дороги, леса, культура, наука и искусство, библиотеки, музеи, статистика и др.), департамент юстиции и полиции (законодательство, регистры, режим иностранцев, интеллектуальная собственность и др.), военный департамент, департамент финансов и таможен, департамент народного хозяйства (торговля, промышленность, ремесла, сельское хозяйство), департамент транспорта, коммуникаций и энергетики (включая вопросы гидрографии, использования международных рек, озероведение и др.)

3).

Федеральная канцелярия.

Это особый орган, который, согласно ст. 105 Конституции, ведет делопроизводство Федерального собрания и Федерального совета. Во главе Федеральной канцелярии находится Канцлер, избираемый Федеральным с одновременно с выборами Федерального совета. Федеральная канцелярия находится под особым надзором Федерального совета.

Федеральный суд

Федеральный суд может прини­мать к своему производству также другие дела, если об этом ходатайствуют обе стороны и значение предмета спора должно определяться федеральным законодательством.

С привлечением присяжных, которые обсуждают вопросы факта, Федеральный суд рассматривает следующие категории уголовных дел:

  • о государственной измене по отношению к Конфедерации. бунте и насильственных действиях в отношении федеральных властей;
  • о преступлениях и проступках, нарушающих международное право;
  • о политических преступлениях и проступках, послуживших причиной или следствием тех волнений, которыми была вызвана вооруженная федеральная интервенция;

о делах должностных лиц, назначенных федеральными органа-ми, если эти органы передали указанные дела Федеральному суду

раз- решение дел:

  • по спорам о компетенции между федеральными властями, с одной стороны, и кантональными — с другой;
  • по государственно-правовым спорам между кантонами;
  • по жалобам на нарушение конституционных прав граждан, а также по жалобам частных лиц на нарушение конкордатов и государственных договоров;

— В отношении этой последней группы дел Федеральный суд руководствуется федеральными законами и общеобязательными постановлениями Федерального собрания, а также одобренными им государственными договорами. Следовательно, оспаривание этих актов в Суде не допускается, даже когда речь идет о конституционных жалобах. Это трудно обосновать в нынешних условиях, когда Швейцария ратифицировала европейскую Кон­венцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в соответствии с которой европейская Комиссия по правам чело­века и Европейский суд по правам человека могут проверять соответствие федеральных актов указанной Конвенции.

федеральных законов. На этом основании к ведению этого Суда была отнесена защита избира­тельных прав граждан.

Федеральный суд состоит из 30 судей, избираемых сроком на шесть лет. Кроме того, избираются 15 их заместителей, которых Суд привлекает к рассмотрению дел в случае необходимости. Члены Суда и их заместители избираются Федеральным собра­нием с учетом трех официальных языков Конфедерации. Судьей Федерального суда, по Конституции, может быть избран любой швейцарский гражданин, который может избираться в Нацио­нальный совет, однако члены и должностные лица аппарата Федерального собрания и Федерального совета не могут одновременно состоять членами Федерального суда. Члены Феде­рального суда не могут занимать другие должности на службе Конфедерации или кантонов, работать по другой профессии или иметь другое занятие.

судьями становятся чиновники публичной администрации. При формировании Суда учитывается представительство не только языков, но также кантонов и политических тенденций. Прокуратуры при Федеральном суде нет; в случае необходимости обвинение поддерживаю прокуроры кантональных судов. В Федеральном суде действуют пять насчитывающих каждая от пяти до семи судей. Две из них суть суды публичного права, две — гражданского и одна — уголовного права. Палаты образуются Федеральным судом на два года, но судьи в палатах меняются редко. В палате председательствует старший по возрасту судья, назначаемый Судом на два года. Судом руководит один из председателей палат, который назначается Федераль­ным собранием без права немедленного переназначения.

кассационная,

Для рассмотрения уголовных дел Конституция предусмотрела образование По гражданским делам судоустройство, судопроизводство и правосудие остаются за кантонами (ч. 3 ст. 64 Конституции).

Административный суд.