Реферат конституции сша

Курсовая работа
Содержание скрыть

В основе Конституции США лежит принцип разделения властей между законодательной (конгресс), исполнительной (президент) и судебной (верховный суд и нижестоящие суды) ветвями. Штатам США даются широкие права в области законодательства.

1. История создания и ратификации

ropes of sand

В сентябре 1786 года представители пяти штатов (Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Делавэр, Виргиния) собрались в Аннаполисе для того, чтобы обсудить поправки к Статьям Конфедерации, касавшиеся отмены таможенных барьеров между штатами. Конференция оказалась недостаточно представительной (делегаты из ещё нескольких штатов не успели добраться в Аннаполис вовремя, часть штатов проигнорировали конференцию), поэтому делегаты обратились к Конгрессу Конфедерации с просьбой созвать в мае следующего (1787) года в Филадельфии конференцию, в которой участвовали бы представители всех штатов и которая имела бы достаточно полномочий для пересмотра Статей Конфедерации.

1.1. Конституционный Конвент в Филадельфии

for the sole and express purpose of revising the Articles of Confederation

Основной спор на Филадельфийском Конвенте развернулся между сторонниками двух конституционных моделей, которые получили названия «План Виргиния» и «План Нью-Джерси» (по названиям штатов, которые представляли делегаты — авторы моделей).

В «Плане Виргиния» (его авторство принадлежало в основном Мэдисону[4]) основной упор делался на создание системы федеральных органов, которые обладали бы значительными полномочиями. В частности, федеральное правительство предлагалось наделить правом вето на законы, принимаемые легислатурами (законодательными органами) штатов[5], в случае необходимости применять военную силу против отдельных штатов[6].

Согласно «Плану Виргиния», на федеральном уровне должны были быть созданы двухпалатный законодательный орган (причём верхняя палата легислатуры должна была избираться членами нижней палаты), правительство, избираемое законодательным органом на семь лет, и судебная система, основанная на принципе несменяемости судей[7].

«План» был официально представлен губернатором Виргинии Эдмундом Рэндолфом 29 мая 1787 года.

«План Нью-Джерси», предложенный Уильямом Патерсоном, отражал интересы мелких штатов. Патерсон предлагал внести некоторые изменения в Статьи Конфедерации, в том числе закрепить верховенство федерального законодательства, не изменяя сути документа[5].

Права штатов предлагалось обеспечить, закрепив равное представительство от каждого штата в законодательном органе[8].

8 стр., 3591 слов

Требования к разработке бизнес-плана

... предприятия, а эта работа должна помочь в разработке самого бизнес - плана. Глава 1. Методологические основы разработки бизнес - плана 1 Бизнес-план и основные вопросы, на которые он ... Соответственно, перед нами стоят следующие задачи: выявление методики разработки бизнес - плана, описание процесса разработки бизнес- плана и основных факторов, влияющих на него. Бизнес-план необходим для освоения ...

Таким образом, отдельные штаты сохраняли бы большую самостоятельность. Дебаты по «Плану Нью-Джерси» длились с 13 по 16 июня 1787 года и закончились его отклонением. Свой «План» выдвинул Александр Гамильтон, делегат от Нью-Йорка, сторонник британской модели парламентаризма и монархической формы правления. «План Гамильтона» имел много общего с существовавшей на тот момент в Великобритании формой правления, хотя Гамильтон формально не выдвигал предложения об учреждении монархии[5].

Большинство делегатов были настроены на кардинальный разрыв с колониальным наследием, поэтому предложение Гамильтона не нашло поддержки.

The Great Compromise

3.8. Ратификация

17 сентября проект Конституции был готов, и возник вопрос о ратификации Конституции штатами. В своей заключительной речи Бенджамин Франклин настаивал на том, чтобы Конституция вступала в силу только после ратификации всеми тринадцатью штатами. Статья 13 Статей Конфедерации также предусматривала, что для изменения Статей требовались принятие соответствующего решения Конгрессом Конфедерации и последующая ратификация всеми штатами. Тем не менее, в статью VII Конституции было внесено положение о том, что Конституция вступает в силу после ратификации конвентами девяти штатов, но только для тех штатов, которые её ратифицировали. Эта норма фактически означала, что в случае отказа какого-либо штата ратифицировать Конституцию этот штат выходит из состава федерации.

Проект Конституции был направлен Конгрессу Конфедерации. Одновременно на сессию Конгресса вернулись делегаты Конвента Мэдисон, Руфус Кинг и Натаниэль Горэм, которые выступили в поддержку проекта[11].

В результате Конгресс одобрил проект и передал его штатам для ратификации.

Федералист

Первым Конституцию ратифицировал Делавэр (7 декабря 1787 г.), девятым штатом стал Нью-Гемпшир (21 июня 1788 г.).

При этом в одних штатах ратификация проходила единогласно, в то время как в других шла упорная борьба вплоть до момента голосования в конвенте. В Нью-Йорке первоначально против ратификации выступали две трети конвента; Гамильтон лично сумел переубедить многих депутатов, и 27 июля 1788 года конвент Нью-Йорка ратифицировал Конституцию с преимуществом в три голоса и с рекомендацией принять Билль о правах. Аналогичная рекомендация была принята в Массачусетсе и некоторых других штатах. 13 сентября 1788 года Континентальный Конгресс принял резолюцию о введении Конституции в действие. 4 марта 1789 года (ещё до того, как Конституцию ратифицировали Северная Каролина и Род-Айленд) начали работу новые федеральные органы власти, созданные в соответствии с новой Конституцией.

Некоторые идеи, которые легли в основу конституции, были новым словом отцов-основателей в политической истории, в то время как некоторые были взяты из работ философов XVII—XVIII веков и существовавших в то время конституционных документов. Огромное влияние на Конституцию США оказали работы французского просветителя Монтескьё, в первую очередь его произведение «О духе законов»[13], в котором Монтескьё изложил свои взгляды на разделение властей. Монтескьё считал, что любой человек, сосредоточив в своих руках неограниченную власть, начнёт злоупотреблять ей. При этом он допускал реализацию разделения властей и в монархическом государстве[13].

8 стр., 3650 слов

Конституция Республики Беларусь 1994 года

... Президентства. Судебная власть принадлежала судам. Впервые получил законодательное закрепление институт судебного конституционного контроля, который принадлежал Конституционному Суду РБ. По Конституции РБ от 5 марта 1994 года Конституционный Суд РБ относился ...

В рамках концепции разделения властей Монтескьё предлагал сделать установление и взимание налогов исключительным полномочием законодательного органа, который через финансирование исполнительной власти мог бы влиять на её деятельность, а исполнительной власти предоставить право вето на принятые законодательным органом законы. Законы должны были бы проходить через обе палаты двухпалатного законодательного органа. Судебная власть должна быть независимой от двух других ветвей[13].

Все эти положения вошли в Конституцию США. В Конституции принцип разделения властей воплощён в наиболее «жёстком» виде, когда возможность одной ветви власти влиять на деятельность другой ветви сведена к минимуму: президент лишён возможности распустить конгресс или какую-либо из его палат, в свою очередь должностные лица исполнительной власти не несут политической ответственности за свои действия перед конгрессом (конгресс может отрешить любое должностное лицо за преступления в порядке импичмента, но не за несогласие с проводимой политикой).

Важную роль сыграла теория общественного договора, разработанная ещё в XVII веке Томасом Гоббсом и получившая развитие в трудах Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Монтескьё и других философов Просвещения. Согласно этой теории, люди до возникновения государства находились в состоянии первобытной («естественной») свободы, но пришли к необходимости создания государства, которому они бы отдавали часть свобод, получая взамен защиту, правосудие и гарантию соблюдения своих прав. При этом Гоббс был сторонником абсолютной монархии и противником разделения властей. Отголосок этой теории можно найти в преамбуле Конституции США: народ принимает Конституцию в целях обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны и содействия общему благосостоянию.

Младший современник Гоббса Джон Локк является автором сразу нескольких идей, нашедших своё отражение в Конституции. Во-первых, Локк является создателем теории естественных прав, которые даны людям Богом, принадлежат всем людям с рождения и не могут быть ущемлены монархом. К естественным правам Локк относил права на жизнь, свободу, здоровье и собственность[14].

Во-вторых, Локк развивал теорию общественного договора: по его мнению, люди, которые заключили договор и выбрали себе правительство, вправе свергнуть его, если правительство нарушило условия общественного договора и использует власть не в интересах народа[14].

Федералисте

Деятельность федерального правительства будет наиболее обширной и важной в периоды войн и опасностей; деятельность правительств штатов — в периоды мира и безопасности[16].

Федералист

Таким образом, подчёркивалось, что в компетенцию федеральных органов будут попадать вопросы общегосударственного значения, а внутренние дела штатов остаются в ведении штатов.

Fundamental Orders of Connecticut

Джон Куинси Адамс называл в числе предшественников Конституции Мейфлауэрское соглашение 1620 года[19].

Существует точка зрения, что определённое влияние на Конституцию оказал Великий закон мира — неписаный закон ирокезов, якобы дарованный им полулегендарным вождём Гайаватой[20], однако она не является общепризнанной.

Многие положения британских конституционных актов, таких как Хабеас корпус акт и Билль о правах, которые обеспечивали различные гарантии прав личности, были включены в Конституцию и в Билль о правах.

3. Структура Конституции

Конституция США состоит из преамбулы, семи статей и двадцати семи поправок (в том числе десять поправок, составляющие Билль о правах).

22 стр., 10592 слов

Культурные права номер статьи в конституции. Культурные права ...

... культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях ... права человека", "права гражданина", "права ... культурных прав ... права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др. Культурные права ... - культурные права – ...

3.1. Преамбула

Преамбула к конституции США содержит единственное предложение. Сама по себе преамбула не является источником прямого действия, а только разъясняет основное назначение конституции. Преамбула, особенно первые слова («Мы, народ» — «We the people»), является одним из часто цитируемых разделов конституции.

Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки.

Таким образом, выделяется пять целей Конституции:

  • Обеспечение лучшей кооперации между штатами
  • Гарантия справедливости и общественного порядка
  • Обеспечение защиты от внешних врагов
  • Обеспечение процветания населения
  • Защита свобод в настоящем и в будущем

Преамбула содержит исключительно важное положение о том, что Конституция принимается народом Соединённых Штатов в целом. В Конституции США отсутствует отдельная глава о правах и свободах граждан, которая есть в большинстве современных конституций (отчасти этот недостаток был устранён после принятия Билля о правах), поскольку создатели Конституции считали, что основные права указаны в преамбуле.

Джейкобсон против Массачусетса

Хотя преамбула обозначает общие цели, ради достижения которых народ принял Конституцию, она никогда не считалась источником каких-либо конкретных полномочий, возложенных на правительство Соединённых Штатов или какой-либо из его департаментов.

Упоминание о «более совершенном Союзе» связано с тем, что Конституция США справедливо считалась более совершенным документом, чем Статьи Конфедерации, поскольку предусматривала создание сильного федерального правительства, которое имело достаточно полномочий для проведения собственной политики и обеспечения единства государства.

3.2. Законодательная власть

Статья I посвящена законодательной власти, которую олицетворяет Конгресс США, включающий в себя Палату представителей (нижнюю палату) и Сенат (верхнюю палату).

В статье описаны процедура выборов в каждую из палат, требования к кандидатам, полномочия Конгресса и законодательный процесс. Статья гарантирует иммунитет сенаторов и представителей от преследования за мнения, высказанные в ходе дебатов, и заработную плату на весь срок мандата. В 1819 году верховный суд США под председательством Джона Маршалла рассмотрел дело Маккаллох против Мэриленда [22] и постановил, что конгресс вправе принимать законы и по вопросам, которые прямо не отнесены к его ведению Статьёй I, если это необходимо для того, чтобы осуществлять указанные в Конституции полномочия. В 1913 году Семнадцатой поправкой в Статью I было внесено важное изменение, которое устанавливало прямые выборы сенаторов. До этого сенаторы избирались легислатурами штатов.

10 стр., 4980 слов

Анализ Конституции США и ее сравнение с Конституцией РФ 1993 года

... независимости Соединенных Штатов 1776 года, главным автором которой яв­ляется Т. Джефферсон, а также Статьи Конфеде­рации 1781 года, ставшие фактически первой Конституцией образовавшегося ... система сдержек и противовесов Федерализм Возможность изменения и дополнения Конституции – внесение поправок Рассмотрим некоторые конституционные основы и критерии американской демократии подробнее. ...

3.3. Исполнительная власть, Статья II

3.4. Судебная власть

Статья III

3.5. Равенство штатов

Статья IV

3.6. Поправки к конституции

Статья V описывает процесс изменения конституции — принятия поправок. Поправки могут быть приняты конгрессом (двумя третями присутствующих членов каждой из палат) или Национальным конвентом — специальным органом, который созывается конгрессом по требованию не менее двух третей легислатур штатов. До настоящего момента поправки принимались только конгрессом; Национальный конвент ни разу не созывался.

После того, как поправки были приняты конгрессом либо национальным конвентом, они должны быть ратифицированы тремя четвертями штатов. Конгресс сам определяет один из двух возможных способов: ратификация легислатурами штатов или созываемыми в каждом штате специально для принятия этого решения конвентами. Второй способ использовался только один раз, для того, чтобы принять Двадцать первую поправку, которая отменяла ранее принятую Восемнадцатую поправку («Сухой закон»).

Для того чтобы принять поправку, которая уменьшает число сенаторов от данного штата по сравнению с другими штатами, в обязательном порядке требуется согласие заинтересованного штата.

3.7. Соотношение законодательства федерации и штатов, Статья VI

Эта же статья предусматривает, что все долги и обязательства, существовавшие до принятия Конституции (то есть во время действия Статей Конфедерации) сохраняют силу, и что наличие или отсутствие определённых религиозных убеждений не может быть условием для занятия какой-либо государственной должности. Последнее условие было включено в Конституцию, так как в Англии в это время действовал дискриминационный Акт о присяге, который фактически отстранял католиков от государственной службы.

3.8. Ратификация, Статья VII

Первым штатом, ратифицировавшим конституцию, стал Делавэр (7 декабря 1787 г.), девятым — Нью-Гэмпшир (21 июня 1788 г.).

Северная Каролина и Род-Айленд ратифицировали конституцию последними, существенно позже остальных штатов (21 ноября 1789 г. и 29 мая 1790 г. соответственно).

4. Судебное толкование, Мэрбери против Мэдисона

Гораздо более логично предположить, что суды были созданы, чтобы занимать место посредника между народом и законодателями, чтобы, в числе прочего, сдерживать последних в рамках их полномочий. Толкование законов — это полномочие, присущее судам. Конституция является, и должна считаться таковой судьями, основным законом. Следовательно, именно они уполномочены разъяснять её значение, равно как и значение любого правового акта, изданного законодательным органом. Если возникает неразрешимое противоречие между ними [Конституцией и иным актом], разумеется, должен применяться тот, который имеет более высокую силу. Другими словами, Конституция должна иметь преимущество перед статутом, воля народа — перед волей его представителей[24].

It is far more rational to suppose, that the courts were designed to be an intermediate body between the people and the legislature, in order, among other things, to keep the latter within the limits assigned to their authority. The interpretation of the laws is the proper and peculiar province of the courts. A constitution is, in fact, and must be regarded by the judges, as a fundamental law. It therefore belongs to them to ascertain its meaning, as well as the meaning of any particular act proceeding from the legislative body. If there should happen to be an irreconcilable variance between the two, that which has the superior obligation and validity ought, of course, to be preferred; or, in other words, the Constitution ought to be preferred to the statute, the intention of the people to the intention of their agents.

10 стр., 4778 слов

Характерные черты Конституции России 1978 года

... Конституцией РСФСР 1978 года). Предмет исследования - это характерные черты Конституции России 1978 года. Основными задачами являются: проанализировать теоретические подходы к пониманию сущности Конституции России 1978 года; )рассмотреть правовую характеристику Конституции 1978 года; )охарактеризовать структуру и оценку Конституции ...

Федералист, Мэрбери против Мэдисона

5. История поправок к Конституции

Со времени ратификации Конституция серьёзно изменилась. Некоторые положения (нормы о рабстве или нормы о непрямых выборах) были отменены, поскольку считались неприемлемыми в новых исторических условиях. За период существования Конституции было принято 27 поправок, в том числе десять поправок, составляющие Билль о правах. Содержание статей Конституции дополнялось федеральным законодательством и решениями верховного суда.

В отличие от конституций многих других стран содержащиеся в поправке к Конституции США изменения не вносятся в основной текст, и поэтому положения Конституции, которые изменяются или отменяются поправкой, остаются в тексте, хотя и утрачивают силу.

5.1. Билль о правах

Билль о правах — это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном на первом конгрессе США[27] в 1789 году, в том же году одобрены конгрессом и ратифицированы штатами до конца 1791 года.

Билль о правах был принят по инициативе тех политиков и публицистов (в частности, Томаса Джефферсона, который не участвовал в Конституционном Конвенте), которые считали недостатком Конституции отсутствие перечня базовых прав личности (перечисление в преамбуле целей конституции казалось им недостаточным), которое в будущем могло стать основанием для ущемления прав. Оппоненты (например, Александр Гамильтон) возражали, что принятие подобного документа — это практика прошлых столетий, когда короли даровали подданным хартии, в которых перечислялись только некоторые права, что означало возможность покушения на права, не указанные в хартии[28]

Первоначально Билль о правах не применялся к законодательству штатов. Первая поправка прямо касается только законодательных полномочий конгресса, но не легислатур штатов, что позволяло некоторым штатам издавать законы, устанавливающие официальную религию штата. Подобная ситуация сохранялась до 1868 года, когда была принята Четырнадцатая поправка, которая одновременно с отменой рабовладения в частности установила, что

Ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан Соединённых Штатов; равно как ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона.

На самом деле в 1789 году было предложено не десять, а двенадцать поправок, причём поправки, вошедшие в Билль о правах, шли под номерами с третьего по двенадцатый. Поправка под номером один, устанавливавшая размеры избирательных округов, была ратифицирована только одиннадцатью штатами (в период с 1789 по 1792 годы) и так и не вступила в силу. Поправка под номером два, которая закрепляла правило о том, что закон, в котором изменяется размер зарплаты сенаторов и представителей, не может вступить в силу до новых выборов в палату представителей, была ратифицирована только в 1992 году — спустя более двухсот лет после принятия, и стала Двадцать седьмой поправкой.

9 стр., 4017 слов

Франция: конституция 1958 года и ее особенности

... точки зрения остается в силе. В течении почти 10ти лет после того, как вотировали Конституцию, в судах Франции не было единого мнения о юридической силе ДПЧГ и ... штаб, чиновников для особых поручений. Сотрудники аппарата назначаются лично Президентом. Президент Французской республики, порядок избрания Порядок избрания президента республики за всю историю Пятой республики претерпел единственное ...

5.2. История Конституции в XVIII и XIX веках, Чизхольм против Джорджии, Мэрбери против Мэдисона

Гражданская война в США, в ходе которой одиннадцать штатов вышли из состава Союза и создали Конфедеративные Штаты Америки, не прервала действие Конституции. При этом Южные Штаты находили обоснование для выхода из США в конституции: в Декларации о сецессии Южной Каролины, изданной 24 декабря 1860 года (Южная Каролина первой объявила об отделении) в числе причин выхода указаны нарушения северными штатами своих конституционных обязанностей, в частности нарушение требований статьи IV, которая предписывает выдачу беглых рабов[30].

Три следующие поправки (Тринадцатая, Четырнадцатая и Пятнадцатая) были приняты сразу после Гражданской войны и имели своей целью ликвидацию рабства и его последствий (таких, как расовая дискриминация).

Тринадцатая поправка запрещала собственно рабство (этой же поправкой был изменён раздел 2 статьи IV, которым ранее запрещалось содействовать побегу рабов), Четырнадцатая поправка содержала сразу несколько важных положений, часть из которых затрагивала бывших рабов (в том числе, предоставление гражданства любому лицу, родившемуся на территории США, и запрет на лишение прав иначе как по приговору суда), а Пятнадцатая поправка запрещала ограничение активного избирательного права по признаку расы, цвета кожи или в связи с прежним положением раба. Четырнадцатая поправка фактически отменила действие нормы раздела 2 статьи I, которая при определении количества представителей от штата в палате представителей учитывала только три пятых от общего числа рабов.

5.3. История Конституции в XX веке

Pollock v. Farmers’ Loan & Trust Co.

В 1919 году была принята Восемнадцатая поправка, которой запрещались производство, продажа, перевозка, экспорт и импорт алкогольных напитков на территории США («Сухой закон»).

Антиалкогольные меры были непопулярны, контрабанда и нелегальное производство алкоголя приносили огромные доходы организованной преступности, поэтому уже в 1933 году была принята Двадцать первая поправка, отменившая Восемнадцатую поправку. При этом допускались ограничения оборота алкоголя на уровне штатов, и некоторые штаты воспользовались этим правом. Двадцать первая поправка стала единственной поправкой, которая была ратифицирована не легислатурами штатов, а специально созванными конвентами (второй из предусмотренных Статьёй V способов ратификации).

В 1920 году женщины получили активное избирательное право (Девятнадцатая поправка).

В самой конституции не установлены требования для избирателей, а раздел 2 Статьи I гласит, что избиратели в каждом штате должны отвечать требованиям, предъявляемым к избирателям более многочисленной палаты законодательного собрания штата. По этой причине активное избирательное право (в том числе на общенациональных выборах) на протяжении всей истории США оставалось в ведении штатов, а федеральное регулирование осуществлялось только в виде поправок, запрещавших дискриминацию той или иной группы населения (в 1870 году Пятнадцатой поправкой была запрещена дискриминация по цвету кожи).

27 стр., 13150 слов

Политический кризис в россии 1993 года – Конституционный кризис ...

... президента России. «Политический кризис октября 1993 года» 1. «Причины и истоки политического кризиса 1993 года» Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, ... кризиса. Верховный Совет перестал считаться с указами президента, с его поправками к законопроектам, даже с конституционным правом вето. ...

Двадцатая поправка была предложена в марте 1932 года. Целью поправки было сокращение срока, который проходит между выборами президента и конгресса и истечением полномочий соответственно уходящего президента и конгресса предыдущего созыва. По прежнему порядку новый президент вступал в должность через четыре месяца после выборов — в марте следующего года, и поэтому в течение всего этого периода могло существовать двоевластие. Дважды это приводило к кризисам: в 1861 году избранный президент Авраам Линкольн не имел возможности своевременно отреагировать на сецессию Южных штатов, а в 1933 году (уже во время ратификации поправки) избранный президент Франклин Делано Рузвельт не имел возможности проводить свою программу «Нового курса». Аналогичная ситуация складывалась с конгрессом, выборы в который проходили в декабре, а первое заседание нового созыва — в марте. Поправкой обе даты были перенесены на январь (3 января для конгресса, 20 января для президента).

После смерти Рузвельта, который занимал пост президента на протяжении рекордных четырёх сроков (Рузвельт умер через несколько месяцев после инаугурации на четвёртый срок), была предложена Двадцать вторая поправка (вступила в силу в 1951 году).

Поправка законодательно закрепляла правило, по которому ни одно лицо не могло занимать пост президента более двух сроков. Ранее такое ограничение существовало на уровне традиции, которую по сути нарушил Рузвельт. Ещё Джордж Вашингтон отказался выдвигаться на третий срок, а Томас Джефферсон писал, что «если ограничение на длительность службы в качестве главы исполнительной власти не будет закреплено в Конституции или соблюдаться на практике, должность, формально срочная, может фактически стать пожизненной»[33].

В 1961 году была принята Двадцать третья поправка, которая позволила округу Колумбия избирать выборщиков в коллегию выборщиков. Тем не менее, до настоящего момента округ Колумбия, как не являющаяся штатом территория, не имеет представительства в конгрессе за исключением одного делегата в палате представителей без права голоса.

Харпер против Департамента выборов Виргинии

Поскольку Конституция США устанавливает фиксированные сроки переизбрания президента и конгресса, при досрочном прекращении полномочий президента не проводятся досрочные выборы, а его пост занимает вице-президент. Формулировка первоначальной редакции Конституции оставляла неясным вопрос о том, становится ли вице-президент новым президентом или он просто исполняет его обязанности до новых выборов. Для того, чтобы урегулировать этот вопрос на конституционном уровне (раньше вице-президент тоже становился президентом, но в силу обычая), была принята Двадцать пятая поправка (предложена в 1965 году, ратифицирована в 1967 году).

Она закрепила порядок замещения должностей президента и вице-президента, в том числе при временной невозможности исполнять обязанности. Значительную роль эта поправка сыграла в карьере Джеральда Форда: сначала он был назначен вице-президентом после отставки Спиро Агню, а потом после Уотергейта и импичмента Никсона стал президентом.

9 стр., 4415 слов

Институт присяжных заседателей в зарубежных странах. Правовой ...

... а процесс доказывания взаимно контролируется обвинителем и защитником. Право на суд присяжных в США отстаивается юристами не столько на том основании, что благодаря ... Поправка V к Конституции США запрещает лишать гражданина "жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры". Под этим подразумевается законность деятельности правоприменительных органов. В 60-е годы Верховный суд США ...

Двадцать шестая поправка ввела активное избирательное право по всей стране с 18 лет. Требование о понижении возраста, с которого можно принимать участие в выборах, приобрело популярность во время войны во Вьетнаме, так как ситуация, когда воинская обязанность наступает раньше, чем приобретаются гражданские права, казалась многим несправедливой. Поправка была принята конгрессом в марте 1971 года и уже к 1 июля набрала нужное число ратификаций.

Последней на данный момент была принята Двадцать седьмая поправка, предложенная ещё в 1789 году и ратифицированная необходимым количеством штатов только в мае 1992 года. Она установила, что закон, меняющий размер жалованья сенаторов и представителей, может вступить в силу только после следующих выборов в палату представителей.

5.4. Нератифицированные поправки

С 1789 года в Конгресс поступило более десяти тысяч проектов поправок к Конституции[35][36].

Большинство поправок никогда не рассматривались конгрессом, так как их движение заканчивалось на стадии рассмотрения в соответствующем комитете конгресса. Из оставшихся поправок большинство было отклонено конгрессом и не выносилось на ратификацию. Начиная с Восемнадцатой поправки каждая поправка (за исключением Девятнадцатой поправки и не вступившей в силу Поправки о детском труде) предусматривает срок, в течение которого она должна быть ратифицирована. Поправки, для которых такой срок не установлен, теоретически всё ещё могут набрать необходимое количество ратификаций и вступить в силу. Ниже представлены поправки, которые были вынесены на рассмотрение легислатур штатов, но не были ратифицированы тремя четвертями от общего количества штатов.

6. Оценка и критика

Конституция США (первая в истории человечества Конституция в современном понимании) стала результатом деятельности ряда выдающихся мыслителей своего времени; в Конституции нашли отражение многие передовые для своего времени взгляды философов и политических деятелей эпохи Просвещения. В частности, Конституция закрепила в качестве одной из основных целей её принятия общее благосостояние населения, установила республиканскую форму правления, основанную на принципе разделения властей, и федерализме. В Билле о правах были закреплены основные личные права человека. Всё это в совокупности даёт основание говорить о том, что принятие Конституции США стало историческим событием и сыграло большую роль в развитии демократии во всём мире. По словам одного из отцов-основателей и третьего президента США Томаса Джефферсона, «Конституция США — это результат сложения мудрости всей нашей страны»[38].

Знаменитый философ Алексис де Токвиль, совершивший в 1831 году поездку по США, описал Соединённые Штаты как государство, в котором наиболее полно реализованы принципы демократического устройства:

  • Если сейчас во всех подробностях рассмотреть американскую конституцию, то мы не найдем в ней ничего от аристократии. В ней нет и намека на привилегии для какого-то одного класса, да и вообще на привилегии;
  • одни и те же права для всех, все права исходят от народа и к нему же возвращаются;
  • все учреждения подчинены единой задаче, противоборствующие тенденции отсутствуют;
  • во всем и везде доминирует принцип демократии.
  • А. де Токвиль, «Доклад, сделанный в Академии правовых и политических наук 15 января 1848 года по поводу работы господина Шербюлье „О демократии в Швейцарии“»[39]

Конституция постоянно эволюционировала, как за счёт поправок, так и за счёт практики верховного суда. Ещё одной особенностью Конституции является её «неполнота»: отцы-основатели сознательно исключили из конституции многие вопросы, отнеся их к сфере регулирования штатов[40].

Тем не менее, отдельные положения и целые институты Конституции подвергались критике. В частности, неоднократно отмечалась недемократичность косвенных выборов[41].

Косвенные выборы президента и сената были введены, так как многие отцы-основатели считали, что при прямых выборах, когда органы управления будут избираться непосредственно народом, большинство голосов будет принадлежать не просвещённому населению, а массам, что в конце концов повредит демократии[42].

Косвенные выборы сената были упразднены в 1912 году (Семнадцатая поправка к Конституции США), но президент по-прежнему избирается коллегией выборщиков. На Конституционном Конвенте порядок избрания президента стал предметом бурных дебатов: было выдвинуто не менее семи различных предложений[43], и процедура избрания президента выборщиками стала компромиссом между сторонниками прямых выборов и сторонниками выборов палатой представителей. Критики этой системы указывают на два существенных обстоятельства. Во-первых, избранные от штата выборщики теоретически могут проголосовать за кандидата от другой партии (закон этого не запрещает).

В истории США уже было четыре таких случая, правда ни разу это не повлияло на общий исход голосования[43].

Во-вторых, при такой системе возможна ситуация, когда кандидат, выигравший президентские выборы, набирает в сумме по стране меньше голосов, чем проигравший кандидат. Такие случаи в истории США тоже имели место (последний — президентские выборы 2000 года)[44].

Другим объектом критики являются пределы свободы слова. Первая поправка прямо запрещает издание законов, ограничивающих свободу слова, и по этой причине свобода слова в США простирается гораздо дальше, чем в большинстве стран. Существуют лишь считанные ограничения, такие как уголовное преследование за клевету и лжесвидетельство. Одной из наиболее известных попыток конституционно ограничить свободу слова является поправка о запрещении публичного сожжения флага США. Этот законопроект начиная с 1995 года шесть раз ставился на голосование в Конгрессе, однако ни разу не набирал требуемого количества голосов (последний раз — в 2006 году[45]).

Ранее верховный суд в решению по делу Техас против Джонсона[46] признал, что сожжение американского флага подпадает под защиту Первой поправки.

7. Влияние на последующие конституции

Конституция США стала первой в мире конституцией, и для своего времени это был выдающийся документ. По этой причине авторы последующих конституций не могли не учитывать опыт составителей американской Конституции. Большое влияние Конституция США (вместе с Биллем о правах) оказала на современные ей программные документы: французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 года и польскую Конституцию 1791 года. Автор Декларации прав человека и гражданина маркиз де Лафайет участвовал в Войне за независимость США и был лично знаком со многими отцами-основателями (в первую очередь, с Томасом Джефферсоном).

Сохранился набросок Декларации с правками Джефферсона на полях[17].

Вторая статья Декларации в числе целей политического союза упоминает свободу и безопасность, которые в качестве целей указаны и в преамбуле Конституции США. В польской Конституции (которая стала второй конституцией в мировой истории, но просуществовала всего год), несмотря на то, что она устанавливала в качестве формы правления конституционную монархию, также находили влияние Конституции США[17][47].

Конституции латиноамериканских государств, которые получили незавимимость в начале XIX века, позаимствовали у Конституции США не только общие принципы, но и государственное устройство (структуру органов власти, у некоторых стран — федеральное устройство).

Практически все страны Латинской Америки являются президентскими республиками.

В некоторых случаях американские юристы непосредственно участвовали в создании конституций других государств, что с неизбежностью вело к заимствованию положений американской Конституции. Конституция Японии, принятая в 1947 году, была написана правоведами и офицерами американских оккупационных войск Майло Роуэллом (en:Milo Rowell) и Кортни Уитни (en:Courtney Whitney)[48].

В частности в Конституцию Японии был включён большой (почти одна треть от всего текста) раздел, посвящённый правам человека (здесь были заимствованы положения не только конституции США, но и американской судебной практики), а Верховный суд Японии был почти полностью списан с Верховного суда США[48].

Чаще всего из Конституции США заимствовались не какие-то конкретные положения, а концепции: разделение властей, федерализм, судебный контроль законодательства[40].

В литературе существует мнение, что Конституция США создавалась в уникальных исторических условиях и подходит не для всех государств. Кроме того, отцы-основатели сознательно отнесли многие вопросы к сфере регулирования штатов и не включили их в Конституции. В качестве примера неудачного заимствования приводятся страны Латинской Америки[40], которые наиболее полно заимствовали конституционные нормы США, но часто страдают от политической нестабильности и конфликтов между президентами и парламентами, выливающихся в военные перевороты.

8. Интересные факты

Pennsylvania

— В Конституции не упоминается слово «демократия»[50].

9. Оригинальный экземпляр Конституции

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/konstitutsii-ssha/

1. USA History in brief, usinfo.state.gov

2. National Archives: Delegates to the Constitutional Convention, Национальные архивы США

3. National Archives: the Constitution

4. National Archives: Delegates to the Constitutional Convention — Virginia#Madison

5. National Archives: The Creation of the U.S. Constitution

6. National Archives: Delegates to the Constitutional Convention — Virginia#Randolph

7. Текст «Плана Виргиния»

8. Биография Патерсона на сайте Центра военной истории Армии США

9. National Archives: Delegates to the Constitutional Convention — Connecticut#Sherman

Joeseph Ellis

Morris, Richard B.

Furtwangler, Albert

13. Baron de Montesquieu, Charles-Louis de Secondat — статья в Стэнфордской энциклопедии философии. Стэнфордский университет, plato.stanford.edu (2003-07-18).

14. Johne Locke — статья в Стэнфордской энциклопедии философии. Стэнфордский университет, plato.stanford.edu (2001-08-02).

15. Федерализм — статья в Стэнфордской энциклопедии философии. Стэнфордский университет, plato.stanford.edu (2001-01-05).

The Federalist Papers

Блоштейн, Альберт П., Журнал Смитсоновского института

Adams John Quincy

Gregory Schaaf

21. Jacobson v. Massachusetts, 197 U.S. 11, 22 (1905)

22. McCulloch v. Maryland, 17 U.S. 316 (1819)

23. Marbury v. Madison, 5 U.S. 137 (1803)

Федералист № 78

25. Dred Scott v. Sandford, 60 U.S. 393 (1856)

Menez Joseph Francis

27. В США принято присваивать конгрессу новый номер после каждых выборов в сенат или палату представителей. Выборы в Сенат проходят каждые два года (обновление на одну треть), выборы в Палату Представителей — каждые четыре года одновременно с выборами в сенат. Таким образом, каждые два года конгресс получает новый номер. Конгресс, избранный по результатам состоявшихся 7 ноября 2006 г. выборов в сенат и палату представителей, имеет номер 110.

The Federalist Papers

29. Chisholm v. Georgia, 2 U.S. 419 (1793)

30. Declaration of the Immediate Causes Which Induce and Justify the Secession of South Carolina from the Federal Union

31. Pollock v. Farmers’ Loan & Trust Co., 158 U.S. 601 (1895)

32. United States Senate: Direct Election of Senators. Сенат США, www.senate.gov.

33. Thomas Jefferson on Politics & Government: Presidential Elections

34. Harper v. Virginia Board of Elections, 383 U.S. 663 (1966)

Нью-Йорк таймс 13 декабря 1995

36. Constitutionfacts.com: Proposed amendments

Idaho v. Freeman

38. Цитаты Томаса Джефферсона

39. Книга «Демократия в Америке» в Библиотеке Якова Кротова

Howard, A.E. Dick

Sabato Larry J.

Maisel Louis Sandy

43. The American Electoral College. usa.usembassy.de.

44. About.com: The Electoral College System

45. Flag-burning amendment fails by a vote. CNN (2006-06-28).

Texas v. Johnson

Bucky, Carl L.

48. The United States Constitution: Its Birth, Growth and Influence in Asia // Материалы конференции в Гонконге, июнь 1986. — Hong Kong University Press, 1988. — P. 322. — ISBN 9622092012. Стр. 237—246

49. Typos in the US Constitution. BBC, bbc.co.uc (2007-11-08).

50. Fascinating Facts about the U.S. Constitution