Начиная с первого дня своего существования, Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: «О мире» и «О земле»; Декрет «О суде» и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г. Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание.
Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР стали основой Конституции СССР 1924 г. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. – конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик.
Конституционная Комиссия по разработке новой Конституции СССР, была образована по специальному постановлению VII Съезда Советов Союза ССР. Постановление это было принято 6 февраля 1935 года. Оно гласило: Внести в Конституцию Союза ССР изменения в направлении: а) дальнейшей демократизации избирательной системы в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытых – закрытыми; б) уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения Конституции в соответствие с нынешним соотношением классовых сил в СССР (создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности, как основы советского общества и т.п.).
Конституционной Комиссии было поручено внести изменения в текст Конституции 1924 года. В результате работы Конституционной Комиссии получился новый текст Конституции, проект новой Конституции СССР.
В разработке положений Конституции 1936 г. лично принимал участие Сталин. По его мнению, проект новой Конституции представлял собой итог пройденного пути, итог уже добытых завоеваний. Он являлся, стало быть, регистрацией и законодательным закреплением того, что уже добыто и завоевано на деле.
Главную причину и необходимость разработки новой Конституции в 70-х годах, по мнению большинства государствоведов , следует связать с существенным изменением политического режима в стране. С изменением политического режима и вступления страну в эпоху «застоя» связано и развитие права данного периода.
Цель работы – анализ Конституции СССР 1977 г. и развития советского права данного периода. Задачи работы:
Конституция СССР 1924 года. Проблемы федерации
... Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Последняя устанавливала, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Черты преемственности в этой Конституции 1924 г. положений Конституции ...
- изучение истории принятия Конституции СССР 1977 г.;
- анализ основных положений Конституции СССР 1977 г.;
- анализ развития советского права 70-80-х годов по его различным отраслям.
Предметом исследования данной работы является советское законода-тельство 70-80-х годов.
Основная часть (выдержка)
При разработке проекта Конституции все уперлось в то, какое обще-ство мы имеем или строим на новом этапе. Оставаться на позициях диктатуры пролетариата, как сущности общества и власти, было невозможно: никакой «классовой борьбы» уже не было, поэтому отдавать приоритеты в обществе и государстве одним социальным слоям и считать другие как бы стоящими на втором плане – уже не имелось даже надуманных оснований.
Чтобы отойти от прежних догм и создать новую концепцию общества (иначе говоря, новые догмы), требовалось время. Как известно, родилась теория зрелого, развитого социалистического общества. И только тогда, когда она была создана (а на это ушло около 15 лет), разработка проекта Конституции пошла более быстрыми темпами. Как отмечал один из непосредственных участников подготовки Конституции СССР 1977 г. на последнем этапе А.И. Лукьянов, разработка проекта Конституции проходила в период завершения строительства зрелого социализма. Это заняло сравнительно продолжительный промежуток времени: отдельные черты зрелого социализма постепенно приобретали комплексный, всеобъемлющий характер. Потребовались глубокое теоретическое осмысление нового этапа развития социалистического общества, разработка партией концепции зрелого социализма. Без такой концепции нельзя было создать принципиально новый Основной Закон.
Остановимся кратко на процессе подготовки Конституции. Впервые на необходимость изменения и дополнения Конституции указал XXI съезд КПСС в 1959 году, сделавший вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР. Постановлением от 25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР образовал Конституционную комиссию, а разработка Конституции растянулась на полтора десятилетия, пока не сформировалась концепция развитого социализма. К весне 1977 г. проект Основного Закона был подготовлен. Как водилось в те времена, его полагалось оценить сначала высшему руководству партии. 24 мая 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он заслушал доклад о проекте Конституции, обсудил его и постановил: одобрить в основном проект Конституции СССР, представленный Конституционной комиссией, передать вопрос о проекте Конституции в Президиум Верховного Совета СССР и рекомендовать ему вынести проект на всенародное обсуждение.
Заключение (выдержка)
История конституции в любой стране неотъемлема от истории обще-ства и государства. Каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д. Принятие конституций имеет задачей отразить все качественно новые явле-ния.
Конституция СССР была скорее плодом кодификации, чем нового творчества. В тоже время она отразила те изменения в общественном и государственном строе, которые накопились за предшествующее сорокалетие. По сравнению с Конституцией 1936 г. в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан. При этом основные положения об общественном строе, форме государственного единства, государственном механизме и пр. остались в ней без изменений.
Конституция СССР 1924 г
... Конституция - Конституция РСФСР 1918 года - была образцом для всех советских республик, возникших до образования СССР. ... уголовное законодательство, ... социализм. Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии - РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов. Образование СССР ... Разработка и принятие Конституции СССР. ...
Период 70-х – 80-х годов характеризуется отсутствием кардинальных изменений в советском праве. Конечно, оно не стоит на месте, и за два десятилетия накапливается большой массив законодательных актов, вно-сящих те или иные изменения в различные отрасли. Однако стабильность общественного строя определяет и стабильность правовой системы. Вместе с тем, если говорить об основных тенденциях развития законодательства, то оно характеризуется стремлением к улучшению благосостояния народа, улучшению условий труда и быта, укреплению законности и правопорядка.
В 70-х – начале 80-х гг. складывается трехступенчатая система законодательства: кодексы, основы законодательства по разным отраслям, наконец, Свод законов Союза ССР.
Вместе с тем следует отметить и развитие системы права того периода. В ней происходит определенная перегруппировка, вызываемая существенными преобразованиями в природе и обществе. Так, потребности разумного использования природных ресурсов – земли, воды, воздуха, приводят к необходимости более четкого регулирования охраны окружающей среды и разумного использования ее. Соответственно складывается комплексная отрасль, которую называют природоресурсным правом.
Уже с предыдущего периода намечается тенденция к все большему сближению правового положения колхозов и совхозов. Отличия между ними заметно уменьшаются. Это порождает вполне естественную идею объединения норм, регулирующих жизнь и деятельность обоих видов сельскохозяйственных предприятий, в единую отрасль – сельскохозяйственное право.
Вместе с тем можно отметить некоторую тенденцию к дифференциации законодательства. Такая сложная отрасль права, как гражданское, и прежде делилось на несколько подотраслей. Однако прежде не все из них были оформлены в кодексы или иные обобщающие акты, дело ограничивалось порой ведомственным подзаконным правотворчеством. Теперь правовое регулирование их не только поднимается до уровня закона, но и даже оформляется в кодексы.