Медиация как способ разрешения гражданско-правовых споров

Совершенствование гражданского судопроизводства всегда будет актуальной темой, а развитие медиации как альтернативного способа внесудебного разрешения споров в стране является важнейшим критерием развития демократии в стране и предпосылкой к росту правовой культуры общества.

Медиация требуется, в случаях, когда стороны не желают нести расходы на адвокатов или есть опасения по затягиванию судебного процесса, из соображения сохранить деловую репутацию либо необходимо сохранить конфиденциальность. При этом спорящие стороны берут на себя обязанность выполнять принятое ими совместное решение на добровольной основе.

Медиация сейчас — это признанный и востребованный в мировом масштабе метод разрешения споров. Благодаря такой поддержке сфера применения медиации постоянно расширяется.

Интерес к подобным методам, безусловно, продиктован теми переменами, которые сегодня происходят в мир: социально-экономическими изменениями, процессами взаимной интеграции и глобализации. Назревает необходимость пересмотра традиционных способов реагирования на вызовы, необходимость нового отношения к конфликту. Тем более, что конфликт зачастую несет в себе не только деструктивный аспект, но и конструктивное начало, и, в сущности, является неотъемлемой и даже необходимой частью нашей повседневной жизни. Нужно лишь с помощью подходящих инструментов суметь минимизировать его разрушительное воздействие через реализацию позитивной энергии, заложенной в конфликте, — энергии, способствующей развитию и усовершенствованию, качественному преобразованию взаимодействия сторон, вовлеченных в спор. Медиация является именно таким инструментом, создающим условия для достойного выхода из конфликта, позволяющим сохранить лицо, обеспечивающим возможность последующего сотрудничества или сохранения партнерских отношений. И это вполне закономерно, поскольку эффективность медиации во многом обеспечивается междисциплинарностью этого метода: он объединяет такие отрасли как право, психология социология.

Но обучение медиации это не только приобретение знаний о методе внесудебного разрешения споров с участием третьего лица, но еще и приобретение нового видения и подхода к разрешению споров вообще, глубокое понимание природы человеческих отношений, психологических аспектов взаимодействия в социуме. Владение знаниями и умениями в области медиации необходимо с точки зрения профессиональной компетентности любого современного юриста. Навыки медиатора помогут ему следовать одному из правил профессиональной этики: оказывать помощь на высоком профессиональном уровне, что предполагает достижение жизнеспособного, стабильного результата, наиболее удовлетворяющие интересы клиента, и сохраняющего его репутацию. При этом весьма важен тот факт, что удается снизить временные, экономические и эмоциональные затраты при разрешении спора.

14 стр., 6542 слов

Налоговые споры и их разрешение в РФ

... или решения, зависящие от статуса и компетенции органа или должностного лица, его принявшего. Например, в административном судопроизводстве по налоговым спорам данная мера может выразиться в ... принятия судом обеспечительной меры возложены обязанности по их исполнению, включая в случае необходимости государственные и муниципальные органы и должностных лиц. Вынесенное судом определение об обеспечении ...

Актуальность темы в том, что медиация должна возложить на себя часть немаловажных функции судебной деятельности — тем самым освободив суды от части нагрузки, это в свою очередь ускорит эффективность и оперативность при рассмотрении и разрешении дел, по которым спорящим сторонам не удается прийти к согласию. Также система правосудия получает положительный экономический и организационный эффект потому что примирение позволяет прекратить дело, экономить средства и деньги, общество снижает судебные издержки системы правосудия, связанные с судопроизводством. Актуальность изучения психологических особенностей у медиатора заключается в том, что именно медиатор, является основным посредником между двумя конфликтующими сторонами он и способствует выработке добровольного и взаимовыгодного соглашения. Поэтому именно личности медиатора уделяется большое внимание. Перед психологической наукой встал вопрос изучения психологических особенностей медиатора. Так как именно медиатор является основным посредником между двумя конфликтующими сторонами по различным судебным вопросам и способствует выработке добровольного и взаимовыгодного соглашения. Медиатор делает весь процесс более легким и ведет две конфликтующие стороны, к продуктивным решениям проблем, акцентируя их на общих интересах.

В начале августа 2015 года состоялось заседание Центра медиации по вопросам предотвращения конфликтов при Президенте Республики Казахстан и исследовательском институте «Общественное мнение», где ЕралыТугжанов заместитель Председателя АНК сказал: «Выбор темы не просто актуален, он стал исторически знаковым для Ассамблеи народов РК», так как в нашей Республике вся работа направлена на укрепление общественного согласия и народного единства. В целом развитие медиации способствует укреплению межкультурного сотрудничества и коммуникации, развитию традиции солидарности, дружбы и взаимопомощи. Медиация, как способ досудебного разрешения споров очень важный институт права, который поможет обогатить правовую культуру, поможет изменить казахстанскую судебную систему.

Степень научной разработанности темы. При написании данной работы были использованы труды таких авторов, как Сулейменова М.К. Конусова В.Т. Носырева Е.И.Л.Н. Собчик, Горбов Шулте, Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, Р. Мейли) С и др.) и теоретические основы психологии труда (г. Осухов, К.Э. Комаров, М.Г. Ковтунович, Е.В. Орлова, Н.В. Рожков, С.Н. Ениколопов и т.д.

Цель исследования — исследовать правовые особенности процедуры медиации в Республике Казахстан как способа разрешения гражданско-правовых споров, с учетом психологических качеств личности, которые влияют на эффективность процедуры медиации.

Задачи исследования:

  • определить понятие, виды, принципы и условия применения медиации;
  • исследовать требования, предъявляемые к медиатору, процедуре медиации и медиативному соглашению;
  • проанализировать отдельные проблемы законодательства, регулирующего процедуру медиации в Республике Казахстан.
  • дать понятие медиации в психологической интерпретации
  • изучить особенности каждого из медиаторов
  • снять замеры, обработать, провести анализ исследования.
  • Составить психограмму и профессиограмму личности медиатора

Практическая значимость работы: Практическая значимость данной дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по решению проблемных ситуаций, возникающих в время процедуры медиации разбирательства и психологической подготовки медиаторов

4 стр., 1614 слов

Европейский Кодекс поведения медиаторов

... исполнении. 1.2. Принципы медиации Процедура медиации проводится в соответствии со следующими принципами: добровольность; равноправие сторон; нейтральность, беспристрастность медиатора; конфиденциальность. Рассмотрим эти ... государственная система арбитражных судов, третейские суды и формируется институт медиаторов (мировых посредников). Функционируют посреднические структуры при Торгово-промышленной ...

Объектом дипломного исследования является общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования разрешения гражданско-правовых споров, а также психологические аспекты медиации.

Предметом исследования являются правовые нормы и психологические особенности личности медиатора.

Гипотеза Главными факторами личности, определяющими успешность процедуры медиации являются стрессоустойчивость, коммуникативная компетенция, умение разрешать конфликтные ситуации.

Экспериментальная база исследования:

Медиаторы, имеющие разрешение на проведение процедуры медиации

Научная новизна и практическая значимость темы объясняется тем, что в работе сделана попытка анализа института медиации, а также рассмотрена проблемы ее реализации в Казахстане в свете исследуемой тематики.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили системный подход, общие положения логики, анализ, синтез, сравнительный метод.

Правовую базу исследования составили действующее гражданское законодательство Республики Казахстан.

1. Общая характеристика института медиации

1.1 История развития института медиации

Медиация не является результатом творения недавнего времени. С давних времен при возникновении того или иного вопроса люди прибегали к помощи наиболее авторитетного, справедливого и рассудительного человека. Применение посредничества(медиации) имеет давние исторические и культурные корни еще со времен существования первобытного общества. Необходимость привлечь третью нейтральную сторону для разрешения конфликтной ситуации являлось, прежде всего, желание выжить. Особую же популярность, в древнем мире данная процедура получила в регионах с наиболее развитой торговлей.

Подтверждение тому является такие цивилизации как Финикия, Древний Вавилон экономической основой которых была морская торговля. Распространение институт посредничества получил и в Азии в таких странах как Китай и Япония. В этих странах примирение сторон посредствам диалога гораздо выше, чем решение проблемы с помощью государственных судов. Дальнейшее развитие института посредничества историки находят в Греции, где медиаторов называли «рrохеnеtаs», затем Древний Рим, где в Дигестах Юстиниана, положение медиаторов было впервые законодательно закреплено. В римском праве они имели разные имена: internuncius, intercessor, conciliator, medium, mediator.

В современном виде институт медиации был разработан в США в середине ХХ века. С развитием экономики появились новые формы конфликтов — образовавшиеся профсоюзы начали борьбу с работодателями за улучшение условии труда и заработной платы. Появились угрозы забастовок, закрытия целых фабрик, а вслед за ними массовые увольнения. Тогда властями США было предложено использовать в спорах нейтрального посредника, а именно министерство труда. Для выполнения данной задачи в 1947 году был создан специальный федеральный орган — Федеральная служба США по медиации и примирительным процедурам (FеdеrаlMеdiаtiоnСоnсiliаtiоnSеrviсе, FMСS), действующий и сегодня. Впервые был использован термин `’медиация». На тот момент она не имела характера самостоятельной процедуры, тем не менее, была заложила основа для дальнейшего развития института медиации.

3 стр., 1223 слов

Медиация как альтернативный способ разрешения споров

... при разрешении споров самого широкого круга, начиная от семейных конфликтов и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере. Моделей медиации в мире известно множество. Процесс внедрения медиации как альтернативного способа разрешения споров в ...

Особенности и некоторые негативные стороны гражданского процесса, 60-х годов, способствовали развитию медиации. Согласно американскому правилу (Аmеriсаnrulе) вне зависимости от исхода стороны были обязаны сами оплачивать услуги адвоката. Так что расходы для обоих сторон были неизбежны. В особенности в экономических спорах, эти неизбежные расходы на адвокатов достигали астрономических сумм. К тому же по срокам процесс становился чрезмерно затянутым. В итоге часто поводом для заключения судебного мирового соглашения становилось банальное истощение ресурсов и разочарование. В данных условия преимущества медиации были очевидны.

Конгресс США в 1990 году принял закон о реформировании гражданского судопроизводства, теперь федеральные суды должны были содействовать применению альтернативных форм разрешения споров. Для исполнения этой обязанности были внесены изменения во многие процессуальные кодексы штатов по расширению дискреционных прав судей по принуждению сторон спора к предварительному обращению к медиатору. Также медиация параллельно развивалась и во внесудебной области. Медиация сегодня является неотъемлемой частью американской культуры.

Международное признание медиация получила относительно недавно в конце 1999 года, когда в Италии была проведена международная конференция по медиации. Со следующего года медиация как фактор международного права начинает активно использоваться при урегулировании торговых, военных, экономических также межнациональных и этнических конфликтов. Медиация как метод разрешения международных конфликтов закреплена в Главе 6: Мирное разрешение споров, в статье 33 Устава Организации Объединенных Наций: «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Опыт развитых западных стран показывает, что с помощью введения негосударственных процедур можно не только быстро и эффективно разрешить гражданско-правовые споры, но и решить многие проблемы судопроизводства: значительной мере уменьшить количество подлежащих судебному рассмотрению дел, снизить судебные издержки для сторон, сократить сроки разрешения дел.

На сегодняшний день медиация активно развивается и в Казахстане. Медиация — это «процедура примирения конфликтующихсторон путем их вступления в добровольные переговоры с привлечением нейтрального лица медиатора — с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию». 28 января 2011 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев подписал Закон РК «О медиации». Собственно, в казахском обществе процедура медиации существовала издревле. Испокон веков существовала традиция разрешать конфликты с помощью уважаемых аксакалов и биев.

8 стр., 3894 слов

Особенности правового регулирования медиации в странах ЕС и в России

... медиации; проанализировать основы правового регулирования и особенности проведения медиации в странах ЕС; изучить понятие, принципы и условия проведения медиации по российскому законодательству; охарактеризовать особенности проведения процедуры медиации в России. 1. Сущность и особенности медиации в ...

Негосударственные процедуры урегулирования гражданско-правовых споров пока еще не получили широкого распространения в Казахстане, при этом их дальнейшее развитие не является возможной перспективой на далекое будущее, это насущная потребность. В своем выступлении на V Съезде судей Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркнул, что «важно сократить число споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, внедрять альтернативные способы их разрешения, в том числе примирительные процедуры и медиацию».

Несмотря на то, что отдельные негосударственные процедуры уже практикуются в Республике Казахстан, сложилась определенная правовая база, обеспечивающая их применение, весь потенциал данных процедур не используется. Причиной тому наличие в нашем обществе факторов, сдерживающих развитие негосударственных процедур урегулирования гражданско-правовых споров. Среди подобных факторов можно назвать, несовершенство законодательства, правовой нигилизм и неинформированность предпринимателей и представителей юридической профессии о возможностях урегулирования споров посредством негосударственных процедур, менталитет населения, ориентированный на судебное разрешение любых правовых конфликтов, а также недостаточная теоретическая разработанность проблематики. На сегодня в обществе не сформировалось единое понимание сути деятельности медиаторов. Большинство населения едва знакомо с профессией медиатора и, как следствие, имеет к ней невысокий уровень доверия.

Основными препятствующими факторами использования услуг медиаторов выступают:

  • низкая осведомленность населения о понятии медиации и, как следствие, сомнения в результативности подобного метода решения проблем;
  • низкий уровень развития институтов гражданского общества: реальное обращение и эффективная работа системы медиации будет возможна только при зрелом гражданском обществе;
  • граждане Казахстана не имеют возможности обратиться в соответствующие правовые институты из-за правовой безграмотности и информационного вакуума;

— Ключевая особенность медиации связана с человеческим фактором, на котором завязан весь процесс. Учитывая, что итоговое решение принимается при согласии обеих сторон, профессиональная квалификация медиатора должна быть поставлена на высшем уровне. Конфликт должен рассматриваться с трех позиций: юридической (соответствие закону), экономической (взаимная выгода), личностной (психологическое и эмоциональное удовлетворение).

Причем последняя сторона является наиболее уязвимой в силу определяющей роли человеческого фактора. Симпатия, жалость и иные чувства к любой из сторон могут привести к необъективности на пути принятия консенсуса. Области применения медиации

Меж и внутрикорпоративные споры; 2. Споры в банковской и страховой сфере; 3. Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон; 4. Конфликты на работе; 5. Семейные споры; 6. Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью; 7. Медиация в образовании; 8. Межкультурные конфликты, и многое другое. Таким образом видно, что сама медиация — это междисциплинарная область, совместившая в себе такие отрасли знания, как право, психология, социология, лингвистика, конфликтология. Здесь мы можем увидеть, что главным фактором является вопрос конфликта. Конфликт — это процесс, когда сталкиваются две противоположно направленные цели, интересы, позиции, взгляды оппонентов или субъектов взаимодействия.

2 стр., 784 слов

Процедура медиации

... медиации являются: трансформативная медиация, нарративная медиация, экосистемная или семейно-ориентированная медиация, медиация, основанная на понимании, восстановительная медиация, оценочная медиация. 4. Медиатор - это независимое физическое лицо, которое стороны привлекают в качестве посредника в урегулировании конфликта ...

Конфликт в основном начинается из-за ситуации, которая включает разные взгляды на позиции сторон по какому-либо вопросу или возникают спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Для развития конфликта прежде всего нужен инцидент, в основном это происходит, когда одна из сторон начинает ущемлять вопросы другой стороны. Когда другая сторона отвечает тем же, то тогда конфликт из потенциального переходит в актуальный.

В наше время в психологии выделяют некие основные элементы конфликта:

1) Участники

2) Опцион прохождения конфликта

3) Вид конфликтной ситуации

4) Действия участников, которые возможны в данном конфликте

Причины конфликтов

Важным аспектом возникновения конфликтов, являются ценностные установки, которые в свою очередь делятся на синтонные и конфликтогенные.

Конфликтогенное поведение — это прежде всего провоцирующее поведение, которое возникает тогда, когда интерес одного человека, мешает удовлетворению интереса другого человека.

Конфликтогенных и синтонных ситуаций на сегодняшний день очень большое количество. Но популярнее всего конфликтогенные ситуации.

Приведу пример, когда разговаривают три приятеля между собой и один рассказывает им свою проблему, просто чтобы ему полегчало, а они начинают ему советовать, когда он не просил — это конфликтогенная ситуация, когда ни так посмотрел, когда не там сел, когда сделал что-то не вовремя или дорогу раньше времени перешел — это все есть конфликтогенные ситуации.

Конфликтогенные ситуации сейчас на каждом шагу.

Многие конфликты возникают из-за того, что человек неправильно воспринял ту или иную информацию. Может человек имел ввиду одно, а другой понял это в силу своего понимания. Об этом говорил великий философ Рассел, который создал «Семантическую философию» по этой философии он говорил, что все конфликты, даже войны, возникают только из-за неправильного восприятия или толкования чуждого языка и чужого слова.

Например, в Восточных и Азиатских странах очень важно почитать взрослых, пожилых людей, поэтому, когда заходит взрослый человек, младший по возрасту, рангу и статусу человек обязательно встает и отдает ему свое место, а на Западе такой жест считается оскорблением, подчеркиванием его «золотого» возраста, поэтому что на востоке хорошо, на западе плохо и наоборот.

Очень ярко разгорается конфликт, когда наблюдается вербальная агрессия, т.е. когда в ход идут разные высказывания грубого вида, унижения собеседника или отрицание каких либо его утверждений, даже если они аргументированы.

На самом деле, для того, чтобы создать конфликтогенную ситуацию не нужно обязательно говорить что-то обидное, достаточно сказать даже слово «благодарю» с холодным тоном и «ледяным» лицом. Таким образом, конфликтогенную ситуацию вызвать очень легко, если специально делать вид, что не замечаешь того или иного человека, когда он вас зовет или здоровается, и даже такой фактор как отсутствие настроения, следовательно, угрюмое лицо, может тоже привести к ссоре.

3 стр., 1366 слов

Медиация в сфере гражданской юрисдикции

... и литературы. 1 МЕДИАЦИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ 1.1 Условия, основания и порядок обращения к медиатору Несмотря на то, что в России процедура примирения сторон при содействии посредника ...

Синтонное поведение — это поведение, которое предвидит собеседник.

Это разные формы признательности, благодарности, улыбки, положительные жесты и т.д.

Если рассмотреть поведение участников в медиационном процессе, то если они согласились без каких-либо «обязан» выполнять требования друг друга, то это называется синтонное поведения, т.е. даже если человек не обязан это делать, и он делает, а если он обязан это делать, то это уже будет конфликтогенное поведение. По-другому синтонное поведение можно назвать добровольным поведением. Многие люди придерживаются середины, т.е. нейтрального поведения, но это не всегда получается: например, когда ты видишь, что перед твоими глазами крадут или оскорбляют родного человека, спокойно смотреть или слушать не получается.

Классификации конфликтов, можно выделить следующие базовые основания классификации и типологии конфликтов:

1. По составу и кол-ву участников конфликта разделяют: межличностные, внутриличностные, межколлективные, межгосударственные, личностно-групповые, межнациональные

2. По проблемно-деятельностному типу разделяют: управленческие, педагогические, семейные, педагогические, экономические, творческие

3. По времени протекания конфликтов разделяют: острые и хронические; мимолетные и долговременные

4. По проблемно — деятельностному типу разделяют: управленческие, семейные, педагогические, политические, политические, экономические, творческие

5. За тенденцией к преобразованию и вариативности разделяют: конструктивные и деструктивные

6. По степени остроты противоречий разделяют: расхождение, раздор, вражда, война.

Виды конфликтов:

Идеалогиеские конфликты, в основе этих конфликтов стоят самые разные причины, а самое важное, то что противоречия происходят во взглядах, установках личности на разные вопросы жизни общества, государства, жизненные позиции

Экономические конфликты, в основе этих конфликтов стоят экономические проблемы, противоречия между потребностью одной стороны и потребностью другой стороны

Социально — бытовые, в основе стоят проблемы с социумом, т.е. с окружающими людьми, конфликт состоит между группами, так же и отдельными людьми.

Психолого-педагогические, в основе лежат противоречия, которые возникают в учебных или воспитательных заведениях.

1.2 Понятие и принципы медитации

В настоящее время институт медиации уже получивший солидную репутацию в применения в западных странах вызывает большой интерес в Казахстане, это актуальная негосударственная процедура урегулирования споров воспринимается нашими казахстанскими специалистами в области права крайне неоднозначно. Одни специалисты видят в данном институте потенциал способный снять часть нагрузки с судей и решать множество конфликтов миром. Другие же считают, что данный институт — это своего рода `’пиар — акция», что до реального функционирования данного института еще далеко, так как механизм проведения до конца не проработан.

Дословно медиация означает посредничество, в данном случае посредничество третьего нейтрального лица при разрешении конфликта между двумя или более сторонами. В гражданском процессе медиацию определяют, как примирительную процедуру между сторонами и сводят в основном к примирительным процедурам. Довольно часто медиацию определяют, как способ примиренияс помощью посредников. Но при уточнении данных понятии примирение и посредничество — не одноитоже. Посредник обычно при переговорах равноудален от каждой из сторон, он является наблюдателем и со стороны отслеживает обсуждение, предоставляя сторонам самостоятельно выбирать варианты разрешения спора. А примиритель, в свою очередь более активный, он высказывает свою точку зрения на проблему и рекомендует с ней согласиться сторонам спора, то есть, подсказывая им решение.

К примеру, Конусова В.Т. дает развернутое определение понятию медиация. Она определяет посредничество(медиацию) как процедуру урегулирования разногласий с помощью незаинтересованного лица, именуемого посредником, который оказывает сторонам содействие в ведении переговоров и способствует достижению взаимоприемлемого соглашения между ними, при этом стороны управляют и владеют как самим процессом, так и его результатом. Данное определение наиболее полно показывает нейтральную позицию посредника (медиатора) его объективность. Медиатор не вправе ни примерять, ни судить, делать заключений, он также не имеет права принимать решения, которые относились бы решения данной проблемы. Медиатор может помогать им, находить необходимую информацию или сам может ее предоставить, но при этом он не дает им советов, так как принятое решение выгодно самим спорящим сторонам, поэтому ответственность, так же, как и исполнение решения, лежит на самих сторонах.

Законом о медиации раскрываются принципы проведения медиации. Так, согласно ст. 4 Закона о медиации, медиация проводится на основе принципов:

  • добровольности;
  • равноправия сторон медиации;
  • независимости и беспристрастности медиатора;
  • недопустимости вмешательства в процедуру медиации;
  • конфиденциальности.

Принцип добровольности условно можно назвать принципом свободы медиации. Содержание данного принципа можно раскрыть в следующих аспектах:

  • свобода участия в процедуре медиации. То есть стороны совместно решают вопрос о проведении процедуры медиации и ни одна из них не может быть понуждена к проведению этой процедуры, исключением являются случаи, когда соглашением сторон или законом предусмотрена обязательная попытка примирительной процедуры;
  • свобода отказа от процедуры медиации на любой стадии. Стороны вместе решают вопрос о проведении процедуры медиации и ни одна из них не может быть понуждена к проведению этой процедуры;
  • свобода в распоряжении своими материальными и процессуальными правами, а также свобода в выборе вариантов приемлемых для обеих сторон.

Стороны спора свободно определяют условия договора о медиации, придерживаясь условии, закрепленных в ст. 21 Закона о медиации, могут выдвигать любые предложения и отвергать предложения противной стороны без объяснения причин.

Также за исключением данных аспектов, принцип добросовестности раскрывается и еще одном важном моменте. Так согласно п. 4 ст. 27 Закона о медиации, ` `Соглашение об урегулировании спора, заключенное до рассмотрения гражданского дела в суде, представляет собой сделку, направленную на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей сторон». Поэтому исполнение такой сделки, конечно, будет обязательным, и о свободе исполнения или неисполнения говорить не приходиться. То есть учувствовать или не учувствовать в процедуре медиации — это исключительно свободный выбор сторон, но уж если они заключили соглашение об урегулировании спора, то обязаны его исполнить. О чем собственно и норма ст. 27 Закона о медиации предупреждает, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения такого соглашения сторона медиации, нарушившая соглашение, несет ответственность в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан.

Следующий принцип медиации — это равноправие сторон медиации. Согласно ст. 6 Закона о медиации, стороны медиации, стороны медиации пользуются равными правами при выборе медиатора, процедуры медиации, своей позиции в ней, способах и средствах ее отстаивания, при получении информации, в оценке приемлемости условий соглашения об урегулировании конфликта и несут равные обязанности. Потому как правовое положение сторон равно, то ни одна из них не может принуждать другую сторону к каким-либо действиям, неприемлемо давление в связи с доминирующим положением, к примеру, спор между работником и работодателем. В процедуре медиации, стороны рассматривают друг друга как равные и ищут решения, которые будут выгодны для них обоих. Любые защитные механизмы, будут по существу представлять собой льготы для одной стороны или обременять другую, что подрывает саму основу медиации — желание сотрудничать.

Принцип `’независимости» и `’беспристрастности» медиатора. Недопустимость вмешательства в процедуру медиации.

Раскрывается данный принцип следующим образом:

1) Посредник, осуществляя свою деятельность не должен быть заинтересован в том или ином исходе дела.

2) Посредник независит, не от одной из сторон, но и от других субъектов.

3) Вмешательство в деятельность медиатора не допустимо чтобы избежать воздействия на него

4) Посредник не осуждает не оценивает и не принимает чью-либо сторону

Для медиатора понятие `’независимость» и `’беспристрастность`’ взаимосвязаны. Потому как если медиатор зависим, то уже нельзя сказать, что он является беспристрастным. Беспристрастностьинезависимость медиатора дает возможность сторонам раскрыться, почувствовать доверие к посреднику (медиатору) и работать в атмосфере сотрудничества. Сохранять нейтральность, не поддаваться искушению, найти правого и виновного — одна из задач медиатора. В этой связи Закон предусматриваетчтовслучае возникновения обстоятельств, препятствующих медиатору исполнять свои функции, то медиатор должен заявить самоотвод. Также согласно п. 5 ст. 22 Закону о медиации напрямую предусматривает последствия несоблюдения принципа беспристрастности. То есть медиатор долженотдать выплаченную ему спорящими сторонами денежную сумму.

Принцип конфиденциальности.

При проведении медиации вся информация, которая относится к даннойпроцедурестрого конфиденциальна. Медиатор не может, разглашать информацию, полученную им без одобрения спорящих сторон. Сведения полученные, от одной из сторон, медиатор может сообщить другой только при согласии другой стороны. Лица, не участвующие в деле, не могут быть допущены к информации, письменным материалам, собранным в ходе переговоров. Во время слушания не ведутся ни стенографические, ни электронные записи. В виде исключения стороны могут фиксировать для себя необходимую информацию в виде пометок, которые, как правило уничтожаются по окончанию процедуры. Более того информация, ставшая известной в результате проведения процедуры, не подлежит огласке в других разбирательствах.

Данный принцип объеденяет три аспекта:

  • Конфиденциальность самого факта проведения процедуры посредничества;
  • Конфиденциальность содержания процедуры посредничества. Все, что имело место во время процедуры, не разглашается. Реализуется данные принцип тем что в самой процедуре принимают участие только субъекты спора и медиатор;
  • Конфиденциальность достигнутого соглашения. Содержание может быть раскрыто только в части необходимой для его исполнения;

— Кроме того, медиатор также не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе медиации, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. Это правило идет вразрез с требованием гласности, которому подчиняется традиционное судопроизводство и выводит на первый план `’приватность» медиации. Конфиденциальность соблюдается по отношению не только к широкой общественности, но и к органам уголовной юстиции.

Таким образом, видно, что государство делает очень многое ради того, чтобы, спорящие стороны чувствовали защищенность и свободно могли бы вести переговоры в рамках процедуры медиации.

1.3 Правовой статус медиатора

Главную роль при процедуре медиации имеют сами субъекты рассматриваемого спора (или представители), потому как они являются инициаторами данной процедуры, ищут решения и приходят к соглашению, выбирают посредника (медиатора), таким образом, они самостоятельно контролируют весь процесс. Медиатор не устанавливает факты, не исследует доказательства, выступая в процессе в качестве неофициального участника, чьи предложения и решения не являются для сторон обязательными. Можетпоказаться, что роль медиатора заключается лишь координации переговорного процесса, но при этом нельзя приуменьшать его роль в данной процедуре.

Задачами медиатора являются построение подходящего психологического климата и условии для разумного диалога и заключения приемлемого для обеих сторон соглашения. Чтобы обеспечить выполнения данного ряда задач, в частности медиатору требуется склонять к диалогу и сотрудничеству субъектов спора; препятствовать обострению конфликта; содействовать по достижению обоюдовыгодных решении;

  • Говоря о подготовке медиаторов на профессиональном уровне международная практика показывает, что как такового образовательного ценза для медиаторов нету. За исключениемАвстрии, которая в законе о медиации регулирует подготовку медиаторов.

Примечательно, что Казахстан последовал примеру Австрии и Закон о `’медиации» также устанавливает перечень требовании предъявляемых к медиаторам. Требования, являющиеся общими для всех медиаторов, устанавливаются Законом о `’медиации». Согласно этой норме медиатором может быть физическое лицо, которое независимо, беспристрастно и не заинтересованно в исходе дела, включённого в реестр медиаторов и выбранного по согласию сторон спора,

Законодательство РК подразделяет медиаторов на профессиональных и непрофессиональных. Соответственно к профессиональным и непрофессиональным медиаторам предъявляются разные требования.

Так, медиатором на непрофессиональной основе могут быть лица, включенные в реестр непрофессиональных медиаторов достигшие сорока лет, атакже судьи при проведении примирительных процедур в суде.

В свою очередь, на профессиональной основе медиатором могут быть лицаимеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, включенные в реестр профессиональных медиаторов, проходившие обучение по программе подготовки медиаторов.

Следует подчеркнуть то, что медиатор не занимается предпринимательской деятельностьюлицо, осуществляющее данный вид деятельности имеет право также заниматься и любой другой деятельностью.

Особенностью законодательного регулирования процедуры медиации в РК является обязательное включение сведений о лицах, осуществляющих деятельность медиатора на профессиональной и непрофессиональной основе в реестр.

Реестр профессиональных медиатор на территории РК, составляется каждой из организации медиаторов, то у не профессиональных медиаторов реестр ведет соответствующий аким. Для координации деятельности медиатора, обеспечения материальных, организационно — правовых и иных условий оказания медиаторами услуг по проведению медиации допускается создание организации медиаторов, являющихся некоммерческими, негосударственными, самофинансируемыми и самоуправляемыми организациями, созданными по инициативе медиаторов в организационно правовых формах. В целях более организованной координации своей деятельности медиаторы имеют право объединяться в ассоциации (союзы).

В части профессиональной подготовки медиаторов следует особо подчеркнуть, вопрос о том, должен ли посредник быть юристом и можно ли считать посредничество только лишь юридической практикой. По мнению одних исследователей, в некоторых спорах в особенности семейных и трудовых профессиональный психолог может добиться больших успехов, чем юрист. По мнению других регулирование споров, юристами имеет важное практическое значение, потому как позволяет определить четкие требования к посредникам, и разработать единые профессиональные стандарты этики и поведения в процессе. Данное мнение как раз-таки преобладает сейчас в мировой практике. Соответственно большее предпочтение для проведения процедуры медиации отдается лицам, имеющим знания и обладающих достаточным опытом в той или иной отрасли юриспруденции. В качестве посредников привлекаются судьи, адвокаты, лица прошедшие специальные курсы обучения и получивших сертификат посредника. Следует отметить, что согласно Закону о медиации в числе квалификационных требований, предъявляемых к медиатору нет указания на необходимость наличия юридического образования.

В части профессиональной подготовки медиаторов следует особо подчеркнуть, вопрос о том, должен ли посредник быть юристом и можно ли считать посредничество только лишь юридической практикой. По мнению одних исследователей, в некоторых спорах в особенности семейных и трудовых профессиональный психолог может добиться больших успехов, чем юрист. По мнению других регулирование споров, юристами имеет важное практическое значение, потому как позволяет определить четкие требования к посредникам, и разработать единые профессиональные стандарты этики и поведения в процессе. Данное мнение как раз-таки преобладает сейчас в мировой практике. Соответственно большее предпочтение для проведения процедуры медиации отдается лицам, имеющим знания и обладающих достаточным опытом в той или иной отрасли юриспруденции. В качестве посредников привлекаются судьи, адвокаты, лица прошедшие специальные курсы обучения и получивших сертификат посредника. Следует отметить, что согласно Закону о медиации в числе квалификационных требований, предъявляемых к медиатору не указания на необходимость наличия юридического образования.

Подготовка профессиональных посредников в зарубежных странах обеспечиваются различными программами, они могут являться продолжением юридического образования, курсами по присвоению или повышению квалификации, или частью ученой программы в школах права. Образовательные услуги в данной области могут предоставлять высшие учебные заведения, национальные и международные общественные организации. Так, например, в Германии, имеется практика параллельного обучения, где в большинстве школ права введен постоянный курс медиации, и каждый выпускник юридического факультета изучал данный курс.

Рассмотрим подробно функции, которые выполняет медиатор.

Как организатор процесса медиации медиатор обеспечивает последовательное и конструктивное ведение переговоров.

Организуя переговоры, медиатор задает правила поведения с момента прихода клиентов на медиацию, помогает сторонам договориться о процедуре ведения переговоров, и на протяжении всей медиационной сессии поддерживает как выполнение достигнутых процедурных соглашений, так и корректные отношения между сторонами. Медиатор в любой момент может приостановить работу, сделать перерыв для кокуса или для отдыха и задаёт тон всему процессу. Он следит за регламентом и предупреждает стороны, если они нарушают правила ведения переговоров. Медиатор может даже совсем остановить медиацию, если стороны не в состоянии остановиться в агрессивной «перепалке» или он явно видит, что стороны не готовы к переговорам или одна из сторон психически несостоятельна для такого процесса. Обычно это определяется до начала сессии, но иногда вторая сторона, приведенная первой, появляется только на медиации. Очевидно, что функцию организатора медиатор выполняет во всех стадиях и между ними.

До начала медиации медиатор должен подготовить помещение для медиации и позаботиться, чтобы и сторонам, и медиатору было удобно сидеть, на столе должны быть бумага и ручки на случай записей. Важно также предусмотреть, где будет находиться и что делать другая сторона во время индивидуальной работы медиатора с каждой из сторон (в кокусе).

Все это следует сделать до прихода клиентов. Если же медиатору приходится работать на территории клиентов, он должен позаботиться о необходимых условиях удобства работы и обеспечения конфиденциальности процесса.

Медиатор должен быть активным слушателем. (Как раз эта роль медиатора хорошо известна психологам).

Ему следует понимать как содержательную, так и эмоциональную составляющую речи спорящих, а затем показать (дать обратную связь) спорящим, что он их действительно услышал.

В этой роли медиатор буквально повторяет или переформулирует утверждения говорящего, чтобы удостовериться у него, что он правильно понял то, что было сказано. Бесстрастный повтор медиатора позволяет второй стороне лучше понять сказанное другой стороной. При этом медиатор должен разводить события (или факты), по поводу которых произошел конфликт, оценку этих событий участниками и те чувства, которые по поводу этих событий переживают участники. Следует иметь в виду, что большинство людей, не умеют отличать факты от их интерпретаций и оценок, что зачастую приводит к непониманию поведения другой стороны. А ведь нельзя даже перечислить все возможные интерпретации одного и того же факта.

Стандартный текст активно слушающего медиатора выглядит так:

Итак, вы считаете… (далее идёт повтор сказанного).

Я правильно вас понял?

Такой эхо-повтор играет исключительно важную роль в медиации: он гарантирует, что стороны услышали и действительно поняли друг друга.

Повторение сказанного, лишённое в исполнении медиатора эмоциональной окраски, направляет обсуждение сторон на содержательную сторону спора. Повторение позволяет говорящему почувствовать неточности своего текста и в своем ответе их исправить. Следует также заметить, что фиксация внимания к словам говорящего повышает его доверие к медиатору.

Медиатор как анализатор конфликта помогает сторонам осознать существенные для будущего решения аспекты конфликтной ситуации. Он выполняет эту функцию, главным образом, для того, чтобы заставить сами стороны разобраться в ситуации, тщательно исследовать, какие могут быть варианты выхода из нее.

Для повышения эффективности процедуры медиации в нашем государстве разрабатываются программы по обучению судьей медиативным техникам с помощью специальных курсов, семинаров-тренингов, с использованием разнообразных методов обучения — лекционных занятии, практических упражнении, ролевых игр и имитацией медиации с индивидуальной обратной связью. Также необходимым является внедрение подтверждения квалификации медиаторов раз в 5 лет в связи с реформированием всех сторон правовой жизни и вполне логично внедрения подтверждения квалификации медиатором.

Таким образом, в Республике Казахстан институт медиации только начинает развиваться. Но, несмотря на не достаточную изученность вопроса, следует отметить, что ученые и практики уже задаются вопросом, готово ли общество к широкому использованию медиации в судопроизводстве, соответствует, лив целом общий уровень правовой культуры общества. Ведь медиация получила наиболее широкое распространение в странах, чей общий уровень правовой культуры спорящих достаточно высок. Надо отметить, что медиация является не только следствием высокого правосознания общества, но и является способом формирования гражданского общества.

В настоящее время в обществе есть интерес к процедуре медиации. В силу быстрого темпа роста разных повседневных споров люди намного чаще будут прибегать к альтернативным способам разрешения споров, таких как медиации. Что, несомненно, упростит жизнь гражданам и самой судебной системе в целом.

Медиатор — это профессиональный посредник, выступающий третьей стороной при разрешении спора и помогающий оппонентам достигнуть соглашения. Каким должен быть профессиональный медиатор можно определить с помощью психограммы и профессиограммы.

Психограмма — это описание человека труда в профессии; выделение и описание психологических качеств человека, необходимых для эффективного выполнения данной трудовой деятельности, общения и профессионального роста. Психограмма — система психологических качеств и черт, определяющих потенциальную возможность человека овладеть и успешно заниматься той или иной профессиональной деятельностью. Она является характеристикой мотивационной и операциональной сферы специалиста. Психограмма является психологическим портретом профессии, представленным группой психологи-ческих функций, актуализируемых конкретной профессией.

К характеристикам мотивационной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:

  • мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, его психологические позиции;
  • профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала;
  • эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста;
  • удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

К характеристикам операциональной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:

  • психологические знания о труде, профессии;
  • психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии в их влиянии на себя и других людей;
  • профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту;
  • профессиональное мышление, в том числе и творческое мышление, возможность обогатить опыт профессии;
  • профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профес-сионального роста;
  • психологические противопоказания к данной профессии, (т.е.

психологические качества, абсолютно с ней несовместимые), а также качества, отсутствие которых может быть компенси-ровано;

— В состав психологических качеств специалиста, отражаемых в его психограмме, входят описание трудового поведения (особенности трудовой деятельности и условий труда, психологический анализ ошибочных действий), требований к особенностям психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.), описание типичных психологических состояний в труде (прежде всего утомления), специфика которых определяется спецификой профессиональной деятельности, и требования, предъявляемые к его личности (к ним относятся нравственные качества личности, особенности характера, индивидуального опыта), а также индивидные свойства, такие как возраст, пол, темперамент.

Психограмма была введена в 20 веках немецким психологом В. Штерном, который и разработал методику составления психологического портрета отдельной личности.

Так сложилась психограмма профессионала своего дела, где определялись важные профессиональные качества личности.

Многие ученые считают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, которые в процессе конкретной профессиональной деятельности формируются в специальные (профессиональные) способности.

Компоненты профессиограммы

Содержание компонентов профессиограммы

Содержание труда

Медиаторы осуществляют роль посредника, т.е. третьего нейтрального лица, которые смогут качественно и эффективно урегулировать конфликт, где в выгоде будут обе стороны.

Профессионально важные качества

Открытость, коммуникабельность, непредвзятость, стрессоустойчивость.

Психофизиологические параметры

Устойчивость и концентрация внимания; высокая работоспособности и устойчивость к монотонии; хорошие показатели кратковременной памяти.

Личностные качества

Аналитический склад ума, способность к адаптации, контроль импульсивности, эмпатия, стрессоустойчивость

Знания, умения, навыки

Навыки межличностного общения, знания базовой психологии, умение разрешать конфликты,

Условия работы

На частной основе, работа в компаниях, которые занимаются непосредственно проведением процедур медиации

Родственные профессии

Психолог, юрист

Востребованность

Востребованность очень высокая, так как прошла реформа судебной системы в РК. На данный момент, загруженность судебной структуры очень высокая, дабы разгрузить суд, решили ввести институт досудебного разбирательства.

Поведение в коллективе

Привлекает коллег к процессу принятия касающихся их решений и воспринимает их доводы. Интегрирован в коллектив; заблаговременно распознает конфликтные интересы и конструктивно «обрабатывает» создавшиеся конфликты. Уравновешивает отношения на деловом и человеческом уровнях при возникновении межличностной напряженности. Не стремится получить выгоду за чужой счет; устанавливает четкие правила игры и действует в соответствии с ними.

Компетентность в сфере вербальной коммуникации

Выражается ясно и понятно; учитывает при этом уровень информированности собеседника. Не возбуждает противоречия; его идеи и предложения перенимаются другими; к нему обращаются за советом.

Способность представлять свои идеи

Использует графические изображения, примеры и сравнения при изложении своих мыслей; умело применяет технические средства. Совмещает доводы и структурирует их. В письменной форме использует ясные фразы; текст четко структурирован и хорошо читается

Плановость работы

Формулирует свои рабочие цели и следует им; действует системно и структурирует сложные деловые аспекты, определяет приоритеты. Основывает свои решения на адекватных данных, учитывает последствия и в результате принимает быстрое решение. Соблюдает договоренности.

Обязать медиатора подтверждать квалификацию каждые 5 лет в связи с реформированием всех сторон правовой жизни и вполне логично внедрения подтверждения квалификации медиатором.

Медиация — это структурно организованный процесс группового взаимодействия между двумя и более людьми, в котором один из участников взаимодействия облегчает коммуникацию между двумя (и более) участниками, которые находятся в эмоциональном противостоянии друг к другу и не способны самостоятельно осуществить конструктивную коммуникацию. Медиатор как анализатор конфликта помогает сторонам осознать существенные для будущего решения аспекты конфликтной ситуации. Он выполняет эту функцию, главным образом, для того, чтобы заставить сами стороны разобраться в ситуации, тщательно исследовать, какие могут быть варианты выхода из нее.

Медиатор должен так разворачивать информацию сторонам, чтобы они увидели, что они понимают одинаково, а в чем их взгляды на ситуацию расходятся. Медиатор должен помогать сторонам осознать, в чем их подлинные интересы и какие шаги могут быть сделаны, чтобы стороны урегулировали свои взаимоотношения.

2. Соглашения в сфере медиации

2.1 Договор о медиации

Различается досудебная медиация и судебная медиации, то есть она может быть применима как до подачи искового заявления в судебные инстанции, так и после вынесения и вступления в законную силу решения суда, включая стадию исполнения судебных актов. В этом дополнительный плюс и преимущество процедуры медиации перед мировым соглашением. Природа медиации позволяет применять её к различным сферам и областям нашей жизни, и это может быть не обязательно правовой спор, а любая конфликтная или сложная для сторон ситуация. Как правило, любой правовой спор — это нежелание сторон подойти к предмету спора с пониманием и здравой логикой: тот, кто инициирует иск — это либо доведенный до отчаяния действиями (или бездействиями) другой стороны, или тот, кто преследует целью месть и нежелание вести нормальный диалог с оппонентом, то есть всегда в любом правовом споре существуют морально-психологические аспекты, такие как отказ (обоснованный или необоснованный) от выполнения от обязательства, желание мести или отсутствие реальной возможности договориться с другой стороной.

Досудебная медиация — это тогда, когда стороны обращаются к процессу медиации, следуя уже имеющейся договоренности по этому поводу, на случай возникновения споров и разногласий, либо медиативной оговорке, предусмотренной ими в договоре, либо если это вменяется им в обязанность. При этом предварительная договоренность может быть в виде уже заключенного соглашения о проведении процедуры медиации, с назначением конкретного медиатора, либо организации, к услугам которой стороны обратятся при возникновении конфликта. Медиативная оговорка в договоре может быть двух типов: как возможный альтернативный порядок урегулирования конфликта и как обязательный порядок досудебного урегулирования конфликта. И здесь начинаются первые проблемы. В заключаемых сегодня договорах, в целях пропаганды медиации и использования любой возможности мирного урегулирования конфликта, предусматривают отдельный пункт договора, такой как «Медиативная оговорка».