Медиация как альтернативный способ разрешения споров

Курсовая работа

В современном мире особое значение приобретают механизмы саморегулирования, когда субъекты общественных отношений имеют возможность самостоятельно устанавливать правила поведения и контролировать их соблюдение. Рост активности и ответственности участников гражданского оборота позволяет государству делегировать часть своих полномочий в определенных сферах институтам гражданского общества. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что разрешение и урегулирование правовых споров относится к одной из таких сфер. Так, при анализе итогов судебных реформ, проведенных во второй половине XX века в странах континентальной Европы, следует обратить внимание на всеобщий отказ от «государственного патернализма» (когда разрешение правовых споров осуществляется исключительно в ходе правоприменительной деятельности посредством вынесения обязательного для исполнения решения) и переход к «плюралистическому подходу», то есть признанию необходимости обеспечения конфликтующим лицам права выбора способа урегулирования их разногласий путем предоставления возможности использования примирительных процедур.

На сегодняшний день в России судебное разбирательство и иные юрисдикционные механизмы рассмотрения и разрешения гражданских дел являются основными способами защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов. Однако нельзя отрицать, что в современных условиях становления и динамичного развития гражданского общества они зачастую оказываются недостаточно эффективными. Участники спорных правоотношений становятся все больше заинтересованными в самостоятельном урегулировании возникающих противоречий на взаимовыгодной основе при осуществлении ими контроля над используемой процедурой и ее результатом. Такие потребности не находят полного удовлетворения в рамках судебной процедуры, что обусловливает необходимость исследования и развития иных способов урегулирования правовых споров, в частности, медиации.

В последнее время проблемам примирительных процедур уделяется значительное внимание. Важность внесудебного разрешения правовых споров на протяжении нескольких лет подчеркивается в выступлениях руководителей высших органов государственной власти Российской Федерации. Идея внедрения примирительных процедур в качестве одного из приоритетных направлений совершенствования судоустройства нашла свое закрепление в Федеральной целевой программе развития судебной системы на 2007-2012 годы.

Необходимость оказывать поддержку внесудебным формам разрешения корпоративных конфликтов отмечена в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года.

2 стр., 839 слов

Примирительные процедуры в гражданском процессе

... о том, что развитие примирительных процедур разрешения споров и конфликтов в России находится в начальном состоянии. Если третейские суды являются в распространенной мерой в судебной практике практики рассмотрения гражданских дел, то переговорные процедуры, посредничество являются ...

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», которым заложена основа развития медиации в России. Сегодня активно обсуждается разработанный Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур», содержащий положения о судебном посредничестве.

Таким образом, наметилось несколько направлений развития медиации в сфере гражданской юрисдикции в России. При этом научно-обоснованной концепции применения альтернативной процедуры с участием медиатора в российском правовом поле окончательно не сформировано. На сегодняшний день накоплен значительный опыт интегрирования процедур примирения при содействии посредника в правовые системы различных государств. К сожалению, в отечественной юриспруденции данная практика остается малоизученно

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и применения медиации как самостоятельного способа урегулирования правовых споров, а также при ее интегрировании в деятельность органов гражданской юрисдикции.

Предметом исследования являются закономерности развития медиации в зарубежных странах и Российской Федерации, существующие в науке теоретические представления о медиации, сложившиеся в доктрине и законодательстве подходы к интегрированию медиации в деятельность юрисдикционных органов.

Цель работы. Целью работы является изучение закономерностей организации и применения медиации как самостоятельного способа урегулирования правовых споров и интегрирования ее в деятельность органов гражданской юрисдикции.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

  1. проанализировать понятие медиации;
  2. исследовать систему принципов медиации;
  3. изучить виды медиации;
  4. рассмотреть зарубежный опыт применения процедуры медиации;
  5. определить возможности интегрирования медиации в деятельность юрисдикционных органов Российской Федерации;
  6. рассмотреть научно-обоснованные рекомендации по дальнейшему развитию медиации в сфере гражданской юрисдикции.

Методология. При проведении исследования применялись общенаучные и специально-юридические методы: системный, историко-правовой, формально-юридический и другие.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1. Медиация как юридическая процедура: анализ зарубежного опыта

Сторонники внедрения процедуры медиации в России, определяя преимущества этого альтернативного способа урегулирования споров перед судебной процедурой, ссылаются на зарубежный опыт и мировую практику.

Мировая практика дает множество примеров законодательного закрепления медиации. Соответствующие акты приняты в США, Франции, Италии, Китае, Австрии, Испании, Швеции, Молдове, Казахстане и ряде других стран.

3 стр., 1366 слов

Медиация в сфере гражданской юрисдикции

... споров. Предметом исследования являются существующие в науке теоретические представления о медиации, применение медиации как самостоятельного способа урегулирования правовых споров. Целью данной работы является изучение закономерностей организации и применения медиации в гражданском процессе как альтернативной процедурой урегулирования споров. ...

Типовой закон о медиации разработан комиссией ООН по международному торговому праву (UNCITRAL «ON INTERNATIONAL COMMERCIAL CONCILIATION»).

Он рекомендован в 2002 году Генеральной Ассамблеей ООН и имеет существенное значение для развития института медиации. Существуют другие регламенты по медиации, утвержденные для внутреннего пользования некоторыми международными институтами. Документы разработаны перечисленными ниже институтами и носят нормативный характер, но, в отличие от типового закона UNCITRAL, отражают скорее национальную и предметную специфику медиации:

  • Лондонским международным третейским судом (LCIA);
  • Американской арбитражной ассоциацией (American Arbitration Association);
  • Институтом медиации Торговой палаты г. Стокгольм (the SCC Mediation Institute);
  • Центром арбитража и медиации Всемирной организации интеллектуальной собственности (the WIPO Arbitration and Mediation Center).

    1)

Медиация в ее современном понимании начала развиваться во второй половине XX столетия. Прежде всего, в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, а затем уже она постепенно стала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, предпринимались при разрешении споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении споров самого широкого круга, начиная от семейных конфликтов и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере. Моделей медиации в мире известно множество.

Процесс внедрения медиации как альтернативного способа разрешения споров в различных странах проходит с присущими внедрению всего нового взлетам и неудачам. Известны ряд подходов по внедрению медиации в процессе судебного разбирательства.

Первый подход, в котором судья лишь предлагал сторонам обратиться к услугам медиатора, потерпел неудачу везде, где предпринимались попытки его реализации. Пилотные проекты были опробованы в Британском центральном земельном суде Лондона, в 1996-1998гг, Британском Апелляционном суде, а также в судах Австралии, Новой Зеландии, Канады и в ряде судов в различных штатах США.

Попытка внедрить прямо противоположный опыт подхода к медиации, обязательную медиацию, также не принесла значимых результатов.

Обратимся к опыту Италии. 1) Эта страна имеет с Россией много общего. В 2009 году Парламент Италии принял Закон № 69/2009 от 18 июня 2009 года, на основании которого Правительству было делегировано право утвердить Декрет, в котором, высший орган исполнительной власти должен был урегулировать процедуру медиации по гражданским и торговым делам. 4 марта 2010 года Правительство утвердило Законодательный декрет № 28 о медиации по вопросам гражданского и торгового характера, который регулирует порядок внесудебного урегулирования споров.

Законодательный декрет различает три вида медиации. Медиация может быть факультативной (по выбору сторон); проводиться по требованию (на основании постановления) судьи в уже начавшемся судебном процессе, и обязательной (в этом случае стороны вправе обратиться к судье лишь в случае, если попытка медиации была безуспешной).

В отношении отдельных категорий споров медиация является предварительным условием рассмотрения дела в суде. Речь идет о случаях, когда отношения между сторонами в силу ряда причин носят длящийся характер и должны продолжиться и после разрешения конфликта, либо чрезвычайно конфронтационные споры, разрешения которых гораздо проще добиться путем внесудебного урегулирования. С 21 марта 2011 года обязательная медиация применяется ко всем спорам из: вещных прав (расстояние между строениями, узуфрукт, сервитуты и т.п.); раздела имущества; наследования; брачных договоров; договоров аренды и др. Сторона, намеревающаяся обратиться в суд, обязана перед этим предпринять попытку примирения. Вместе с исковым заявлением судье должен быть представлен документ (подписанная медиатором форма), подтверждающий попытку проведения медиации. Даже если спор подпадает под требование об обязательной медиации всегда можно обратиться к судье с тем, чтобы он принял неотложные обеспечительные меры.

22 стр., 10815 слов

Рассмотрение хозяйственных споров предприятий Арбитражными судами

Право на обращение в арбитражный суд за рассмотрением хозяйственных споров имеют не только юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления и другие ... Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с иском в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов. Участие данных субъектов характеризуется ...