Международно-правовая защита морской среды от загрязнения

Загрязнение окружающей среды на современном этапе развития общества является очень актуальной проблемой, она ставит под угрозу безопасность всего человечества. Все чаще и чаще люди начинают задумываться о том, как можно предотвратить загряз нение окружающей среды и его последствия. Загрязнение атмосферы, водной среды, в том числе морской, использование Мирового океана для военных целей, торговли, перевозки нефти и опасных для человеческой жизни отходов приводит к экологической катастрофе. Как отметил М.И. Лазарев, поскольку наибольший процент всего кислорода нашей атмосферы выделяют водоросли, содержащиеся в Мировом океане, международно-правовая и государственно-правовая защита вод Мирового океана от загрязнения приобретает особое значение. «Легкие» нашей планеты должны быть здоровыми, и единственным способом обеспечить это является принятие соответствующих международно-правовых и государственно-правовых норм и добиться их претворения в жизнь. 1 От решения этих существенных и актуальных проблем зависит судьба цивилизации. Важность и необходимость принятия срочных мер по защите окружающей среды признается всем современным научным сообществом.

Уже сейчас современная экономика планеты теснейшим образом связана с всесторонней разработкой богатейших ресурсов Мирового океана. Однако деятельность человека на морях и океанах, направленная на получение технических благ, имеет и отрицательную сторону. В результате человеческой деятельности в воды Мирового океана попадает огромная масса химических, радиоактивных и иных вредных веществ. Источниками загрязнения морской среды являются промышленные отходы, захоронение отходов атомного производства, откачка за борт судовых отходов, аварии танкеров, нефтепромысловых морских сооружений и др. Так как морская среда планеты является органическим единством, ни одно государство мира, особенно прибрежное, не гарантировано от губительных последствий загрязнения.

Вопрос о защите морей и океанов от загрязнений в настоящее время приобрел глобальный характер. Многие страны мира в той или иной степени уже столкнулись с проблемой защиты морской среды и пытаются разрешить ее на национальном уровне. 2 К сожалению, эти попытки не дают желаемых результатов. Ни одна страна не может считать себя в безопасности, пока не будет решена проблема защиты среды тех районов, которые находятся в общем пользовании всех государств, т.е. пространств открытого моря. Только согласованные действия государств по предотвращению загрязнения морской среды помогут сохранить животный и растительный мир Мирового океана. Этими фактами обусловлена актуальность моей работы.

16 стр., 7969 слов

Охрана морской среды и атмосферы от загрязнений

... очистки сточных вод с судовых установок. 5. Правовые аспекты охраны водных объектов Украины от загрязнения сточными водами. ЛЕКЦИЯ 5. СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ... и всплывать, образуя пенный слой. Биохимический способ очистки СВ от органических загрязнений основан на биохимических процессах, сопровождающих жизнедеятельность определенного набора микроорганизмов - биомассы. ...

Целью курсовой работы является изучение механизма международно – правовой защиты морской среды от загрязнения. Международная защита морской среды будет эффективна только в том случае, если данные отношения будут регулироваться еще на региональном и национальном уровнях. В связи с этим мною были исследованы региональный и национальный механизм защиты морской среды от загрязнения. Кроме этого в данной работе рассмотрено международное сотрудничество в области охраны морской среды, начиная с первой международной конференции, посвященной этому вопросу. Международное сотрудничество основано на общепризнанных принципах, которые были рассмотрены в первой главе курсовой работы.

Глава I

Международное сотрудничество и принципы в области охраны морской среды от загрязнения.

§ 1. Международное сотрудничество в области охраны морской среды от загрязнения.

В наши дни, когда воздействие человека на природу достигло поистине мировых масштабов, когда загрязнение не знает государственных границ, жизненно важным для окружающей среды и для всего человечества становиться международное сотрудничество в деле охраны природы.

Впервые данную проблему подняла Генеральная Ассамблея ООН 3 декабря 1968 года, когда приняла резолюцию о необходимости созыва международной конференции ООН по проблеме окружающей среды. В июне 1972 года в Стокгольме была проведена конференция. Она приняла решения, определяющие принципы, методы, организационные структуры и содержание международного сотрудничества по охране окружающей среды в системе ООН. В числе наиболее важных из этих решений была Декларация об окружающей среде, в которой говорилось о месте и назначении окружающей среды в современном мире. Для выполнения поставленных задач в качестве центрального учреждения ООН была создана программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая отчитывается о своей деятельности перед Генеральной Ассамблеей. ЮНЕП подготавливает международные конвенции по тем или иным вопросам мирового океана, а также координирует все виды деятельности по окружающей среде в ООН.

В 1973 г. начались переговоры на Третьей конференции ООН по морскому праву (UNCLOS III).

Девять лет переговоров в рамках UNCLOS завершились в 1982 г. 3 Конвенцией Montego Bay о морском праве (LOSC), в XII части которой содержались наиболее общие положения по регулированию вопросов, связанных с морской природной средой, в том числе касающиеся источников отходов и загрязнения, находящихся на судах и на берегу. Там были также заложены определенные общие обязанности по защите морской природной среды.4

В середине ноября 1977 г. Состоялся первый всемирный конгресс по проблемам охраны окружающей среды в рамках программы ООН по защите среды по инициативе Всемирной организации здравоохранения. Конгресс постановил, что комплексные меры по защите окружающей среды обязательно должны учитываться при планировании экономического развития всех государств.

4 стр., 1786 слов

Объекты окружающей среды, подлежащие особой охране

... и в области использования природных ресурсов Российской Федерации. Однако эта тема требует отдельного исследования. 1.2. Природные объекты как естественная экологическая система. Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» от ... ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах. Термин «живые ресурсы» будет употребляться в данной работе. Живые ресурсы - это, прежде ...

В Хельсинки 1 августа 1975 г. было проведено Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт совещания содержал положение о сотрудничестве в области окружающей среды. Одной из областей такого сотрудничества является «»охрана морской среды государств – участников, особенно Средиземного моря, от загрязнения с суши, с судов и других плавучих средств. 5

В ноябре 1979 г. в Женеве состоялось общеевропейское совещание по сотрудничеству в области окружающей среды. Оно завершилось подписанием конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на больших расстояниях.

3-14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла Конференция О ОН по окружающей среде и разви тию. Она была организована с целью подведения итогов работы по охране окружающей среды за время, прошедшее после Стокгольмской конференции ООН 1972 года. На форуме в Рио-де-Жанейро присутствовало около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира.

Основными решениями конференции были:

  • Декларация, предусматривающая принципы охраны окружающей среды;
  • обширная программа действий в данной сфере на предстоящее столетие;
  • Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон;
  • Конвенция об охране биологического разнообразия;
  • Конвенция по климату.

В Стокгольме 22 мая 2001 г. была проведена конференция, результатом которой стала Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях. Она посвящена охране здоровья человека и ОС от стойких органических загрязнителей и зиждется на принятых ранее принципах декларации по ОС в Рио-де-Жанейро. Конвенция признала, что стойкие органические загрязнители обладают токсичными свойствами, устойчивы к разложению, характеризуются биоаккумуляцией и являются объектом трансграничного переноса по воздуху, воде и мигрирующими видами, а также осаждаются на большом расстоянии от источника их выброса, накапливаясь в экосистемах суши и водных экосистемах и несут в себе опасность международного масштаба.

В соответствии с Конвенцией каждая сторона разрабатывает:

  • меры по сокращению или устранению выбросов в результате преднамеренного производства и использования
  • меры по сокращению или ликвидации выбросов в результате непреднамеренного производства;
  • меры по сокращению или ликвидации выбросов, связанных с запасами и отходами;
  • каждая Сторона разрабатывает и стремится осуществлять план выполнения своих обязательств, предусмотренных настоящей Конвенцией;
  • каждая Сторона облегчает или осуществляет обмен информацией;
  • Стороны в рамках своих возможностей поощряют и осуществляют, как на национальном, так и международном уровнях научные исследования разработки, мониторинг и сотрудничество в области стойких органических загрязнителей, их альтернатив и потенциальных стойких органических загрязнителей по таким, например, вопросам, как: источники и выбросы в окружающую среду; присутствие, уровни присутствия в организмах людей и в окружающую среду; способ переноса в окружающую среду; воздействие на здоровье человека и окружающую среду; социально-экономические и культурные последствия и др.

Страны-участники Конвенции признали необходимость оказания своевременной и соответствующей технической по мощи в ответ на просьбы развивающихся стран и стран с переходной экономикой, являющихся Сторонами Конвенции. Возникающие в рамках Конвенции споры, разрешает арбитраж или Международный Суд.

4 стр., 1539 слов

Административно-правовое регулирование в области обороны государства

... Организация и управление обороной включают: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины России; правовое регулирование в области обороны; строительство, подготовку ...

Таким образом международное сотрудничество играет важную роль в области охраны окружающей среды, потому что только объединившись всем государствам можно решить такую сложную задачу как защита морской среды.

§ 2 Принципы в области охраны морской среды от загрязнения.

В процессе решения государствами сложной задачи охраны окружающей, в том числе морской, среды на международном уровне сложились международно-правовые принципы, получающие всеобщее признание.

Одним из основных принципов охраны морской среды является общепризнанный международно-правовой принцип сотрудничества, который обусловлен характером и динамикой развития современных эколого-кризисных отношений, создающих необходимость принятия совместных усилий всех государств для решения экологических проблем.

Поиск путей объединения усилий государств и народов для успешного решения проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов должен осуществляться на базе и в строгом соответствии с принципом сотрудничества, который в международном экологическом праве означает юридическую обязанность государств, независимо от их общественного и государственного строя, сотрудничать друг с другом по вопросам поддержания мира и международной (в том числе экологической) безопасности, а также способствовать совершенствованию международного экологического правопорядка.

Принцип международного сотрудничества в настоящее время является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты.

Так, в Стокгольмской декларации принципов 1972 г., содержание принцип сотрудничества (принцип 24) раскрывается следующим образом: «международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех странах, и это сотрудничество следует организовывать таким образом, чтобы в должной мере учитывать суверенные интересы всех государств». 6

Международное сотрудничество должно осуществляться на равноправной и взаимовыгодной основе, что применительно к проблемам окружающей среды означает, в частности, активизацию торгового обмена экологически безвредной техникой и технологией, продажу патентов и лицензий, связанных с охраной окружающей среды, учет опыта промышленно развитых стран, оказание помощи развивающимся государствам в выборе путей и форм экономического развития, не вызывающих ухудшения качества окружающей среды.

13 стр., 6494 слов

Международная деятельность Республики Беларусь в области окружающей среды

... международного сотрудничества В ходе своего становления и развития международное сотрудничество в области охраны окружающей среды ... международного сотрудничества в области природоохранной деятельности принятием Повестки дня на ХХ1 век и других итоговых документов. Современная система международного экологического сотрудничества Современная система международного экологического сотрудничества ...